Катарсис примеры: Что такое катарсис — значение и примеры

Содержание

Катарсис — определение, примеры, катарсис в философии

Катарсис (др. греч. κάθαρσις — очищение) — термин из философии, означает духовное очищение, процесс избавления от сильных эмоций, стресса, переживаний.

Примеры катарсиса

Катарсис может означать как саму эмоциональную разрядку, выплёскивание эмоций, так и состояние, которое приходит после избавления от негативных воспоминаний и связанных с ними переживаний.

В психотерапии достижение катарсиса происходит путём признания проблемы и реагирования на неё. То есть когда человек выражает своё эмоциональное отношение к той или иной ситуации, другими словами, выплёскивает свои эмоции. Необязательно обращаться к психотерапевту для эмоциональной разрядки. Можно найди подходящего слушателя и рассказать о проблеме, которая беспокоит.

В эстетике (философское учение об искусстве) состояние катарсиса приходит при влиянии искусства на людей: когда человек сопереживает героям кинофильма, театральной постановки, книги или при прослушивании музыкального произведения сострадает его автору.

В медицине под катарсисом понимается процесс дефекации (испражнения прямой кишки).

Теория катарсиса — Аристотель

Аристотель считал, что трагедия помогает человеку избавиться от негативных эмоций. Когда человек видит трагедию или слышит музыку, он испытывает сострадание и страх, в результате чего происходит очищение от переживаний, злости, гнева и других отрицательных эмоций.

Катартический метод Фрейда и Брейера

В психологию термин пришёл благодаря работе австрийских врачей Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда «Исследования истерии» (Studien uber Hysterie). Катартический метод, с помощью которого учёные старались излечить, заключался в применении гипноза с целью заставить пациента вспомнить моменты из жизни, связанные с негативными эмоциями, и рассказать о них.

Позднее Фрейд применял этот метод, не погружая пациентов в гипноз, то есть когда они находились в сознательном состоянии. Учёные считали, что катартический метод будет работать, если человек будет реагировать на обидную ситуацию. Причём реакция должна быть соразмерной.

Ведутся споры по поводу того, кто первый применил катартический метод в психологии. Пьер Мари Феликс Жане, французский психолог, философ и психиатр, утверждал, что именно он был создателем данного метода лечения пациентов.

В Советском союзе теорией катарсиса занимался советский учёный Лев Семёнович Выготский. Выготский изучал катарсис на примере художественных произведений, в частности рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание». По мнению учёного, катарсис достигается, когда способ описания произошедшей трагедии не соответствует её эмоциональности. То есть трагедия ужасная, а описывается она спокойно, неэмоционально.

«Вот Бунин в ритме холодного спокойствия рассказал об убийстве, о выстреле, о страсти. Его ритм вызывает совершенно противоположный эффект тому, который вызывается предметом его повести. В результате эстетическая реакция сводится к катарсису…»

Л. В. Выготский

Катарсис в кинематографе

В современном искусстве, в частности в кинематографе, теория катарсиса жива.

Эмоциональная разрядка у зрителей происходит, когда они отождествляют себя с героями фильма. Некоторые деятели искусства утверждают, что сцены насилия в кино, на телевидении и в видеоиграх способны привести к эмоциональной разрядке.

«Произведение должно быть способно вызвать потрясение, катарсис. Оно должно уметь коснуться живого страдания человека…»

А. А. Тарковский

Однако многие учёные отвергают теорию катарсиса, потому как уверены, что наблюдение за насилием не способствует избавлению от негативных эмоций. Американский психолог Крейг Андерсон с помощью экспериментов доказал, что насилие на экране порождает у человека склонность проявлять агрессию в жизни.

Смотрите также значение Искусство.

Дата обновления 17/10/2018.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Экзистенциализм
  • Анархизм
  • Культура
  • Эстетика
  • Парадокс
  • Гедонизм
  • Эмпатия
  • Фольклор
  • Алхимия
  • Экспрессионизм

что это простыми словами, определение в психологии, примеры в литературе, что значит зазернить

Обновлено 24 июля 2022 397 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. В переводе с древнегреческого языка катарсис дословно означает «очищение», «освобождение», телесное и душевное оздоровление.

Википедия трактует это понятие, как трагическое переживание, несущее в себе воспитательный элемент, что вызывает непременное изменение состояния сознания в лучшую сторону. Этакая стрессовая терапия, после которой все ваши проблемы покажутся «цветочками».

В поисках более точного смысла читателю необходимо обратиться к философии античного периода и психологии.

Что такое катарсис в психологии

Прием катарсиса часто используют в своей работе психологи. Катарсис в психологии – это процесс очищения чувств и избавления от негативных воспоминаний.

Если говорить о катарсисе простыми словами, то это – переход от тьмы к свету, очищение от скверны.

Значение слова катарсис тесно связано с внутреннем перерождением, возвышением над самим собой. Также близкое ему понятие – это инсайт, что значит озарение.

Определение катарсиса встречается в разных областях науки и жизни (искусство, литература, кинематограф, психоанализ).

История понятия

Термин катарсис происходит от греческого κάθαρσις, что означает очищение, оздоровление, возвышение.

Изначально катарсисом назывались эстетические эмоции и переживания, возникающие у человека после просмотра трагедии в театре, а потом сфера употребления термина расширилась.

Сегодня катарсисом называют процесс восприятия произведений искусства, после которого возникает чувство внутреннего просветления и очищения.

Что значит катарсис для человека

Эффект катарсиса для человека считают положительным, ведь он действительно приносит пользу. Многие люди скрывают свои эмоции, молчат о боли, копят неприятные воспоминания.

Этот «набор» угнетает, тянет назад, мешает жить полноценной жизнью. Кроме того, накопленный негатив часто становится причиной психосоматических заболеваний.

У практически любого физического заболевания можно найти эмоциональные корни. Стресс и переживания на физиологическом уровне «бьют» по иммунитету. Человек быстрее простужается, становится более восприимчивым к инфекциям.

Катарсис приносит организму еще ряд полезных свойств:

Позволяет забыть старые обиды, приблизиться к прощению обидчика.

Помогает проговорить вслух свои страхи, а значит и признать их.

Снижает уровень недовольства и негативного эмоционального фона, так как человек озвучивает наболевшее.

Снимает нервное напряжение.

Повышает чувство уверенности в себе, правильности собственных поступков.

Помогает лучше понимать свой внутренний мир.

Улучшает качество жизни.

Минус состояния можно выделить в том, что при достижении катарсиса человек почти всегда плачет. Но это хорошие, очищающие слезы. После них люди обычно ощущают облегчение.

Катарсис у Аристотеля

Определение катарсиса у Аристотеля основывается на эмоциональной разрядке человека. Это значит, что, пережив катарсис, человек обретает душевный покой и гармонию с миром.

Пережив катарсический криз, человек обретает свободу. Эмоциональное потрясение приводит к переосмыслению жизни и обретению ясного восприятия действительности. В своем учении Аристотель делал акцент на обретении счастья через сострадание. Философ говорил о том, что зритель спектакля сопереживает герою, в результате чего получают выход его бессознательные инстинкты. Он не абстрактно размышляет на заданную тему, а эмоционально вовлекается в разворачивающееся действие.

После Аристотеля концепция катарсиса стала рассматриваться разными философами. Целебный эффект катарсиса для человека античные мыслители объясняли силой искусства. Они полагали, что искусство является той самой деятельностью, которая благотворно влияет на состояние души. Именно поэтому искусство так ценилось людьми, жившими много столетий назад.

Концепция Аристотеля легла в основу современной психотерапии, где воплотилась в идею самосовершенствования через катарсис.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Кто подвержен катарсису

Катарсический эффект тесно связан с понятиями духовности. Многие верующие люди воспринимают в качестве катарсиса собственное состояние после молитвы или медитации. Катарсис часто испытывают чувствительные открытые люди.

Однако, если человек отличается черствостью и с недоверием относится к эмоциональным и открытым людям, то испытать катарсис ему будет сложно, практически невозможно. Как правило, трогательные сцены в фильмах, грустные сюжеты книг или переживания других людей их не трогают.

Это не означает, что скудные на эмоции люди не могут развиваться и самосовершенствоваться. Просто им стоит подбирать другие методы.

А вам доводилось испытывать катарсис? Расскажите о своем опыте в комментариях, наверняка впервые это было удивительно.

Для чего нужен катарсис

Катарсис оказывает позитивное действие на человека. Он помогает решать следующие задачи:

  • укрепление ментального здоровья;
  • проанализировать травмирующую ситуацию;
  • принятие решения;
  • снизить тревожность;
  • развить уверенность в себе;
  • повысить стрессоустойчивости;
  • обрести гармонии с собой и с миром;
  • познать собственные сильные и слабые стороны;
  • простить обидчиков;
  • самопринятие;
  • понимание собственных потребностей;
  • стабилизировать настроения;
  • повысить качество жизни.

Варианты катарсиса

Состояние катарсиса часто сопровождается слезами и серьезной эмоциональной встряской. Для человека обычного это просто плач, но психологи выделяют несколько вариантов катарсиса.

Вариант катарсисаОписание реагированияПример
Вербальное реагирование.Человек рассказывает все, что у него наболело, плачет в этот момент.Такое явление часто происходит на первом сеансе психотерапии, когда клиент совершает «исповедь» для специалиста, вновь погружается в неприятные ситуации, проживает их.
Экспрессивное реагирование.Попытка выплеснуть негативные эмоции, которые накопились за долгие годы.Во время такого катарсиса человек может плакать, истерически смеяться, кричать. Иногда появляется потребность сломать что-то. То есть, всеми доступными способами выплеснуть негатив.
Поведенческое реагирование.Задача человека состоит в том, чтобы сделать то, чего он раньше не делал.Мать и дочь никогда не обнимались, не говорили друг другу слов любви. Именно это им и предстоит сделать.
Метафорический катарсис.Для такого вида катарсиса предлагают человеку поработать с образами и метафорами. Он может совершать путешествие в прошлое или будущее, общаться с образом другого человека, выражать свои эмоции через рисунок или танец.Человек не любит и не принимает себя. Психотерапевт советует представить себе, как выглядит его нелюбовь к себе, предлагает достать эту субстанцию из собственного тела и уничтожить.

Механизм катарсиса

Механизм катарсиса построен на взаимодействии двух основных элементов. Для понимания того, что такое катарсис, как он работает необходимо их рассмотреть более подробно:

  1. Первый элемент – это сосредоточение негативных эмоций. Например, это может быть травма, стресс или эмоциональное напряжение. Этот элемент работает так, что перед самим моментом ощущения неожиданный радости и облегчения, у человека происходит своего рода инсайт. То есть он начинает анализировать ситуацию по-другому. Более того, он видит её другие стороны, начинает понимать, как её можно решить. Простыми словами, он осознает, что ситуация не является безнадёжной;
  2. Второй элемент – это сам процесс высвобождения. Он также может быть различным. И виды этого высвобождения мы рассмотрим чуть позже. Но это высвобождение позволяет человеку ощутить ту самую лёгкость. То есть у него как будто «падает груз с плеч». При этом, важно понимать, что второй элемент достаточно краткосрочный. После окончания периода катарсиса вы не вернётесь к ранее испытываемому периоду эмоционального перенапряжения. Но ситуация будет казаться для вас не такой тяжелой, как ранее.

Что значит зазернить в катарсисе

Понятие катарсиса – это процесс, который состоит из нескольких этапов или ступеней.

Негативное переживание – это лишь начала вхождения в состояние. Гнев, агрессия, боль и прочие негативные качества углубляются и расширяются в процессе терапии. Затем они трансформируются в позитивные ощущения, такие как облегчение и очищение.

То есть, чувства человека при катарсисе становятся светлыми, благородными, чистыми. Это и означает зазернить в катарсисе, то есть, поймать это положение и задержаться в нем.

Как появился термин?

Первым автором, описавшим данное явление, был Аристотель. Он называл это «очищением через сострадание». В его понимании, человек при просмотре трагического спектакля сопереживал главным героям, за счет чего высвобождал внутреннюю боль, которую раньше подавлял и держал внутри. При этом мыслитель подчеркивал, что речь идёт об инстинктах и бессознательных переживаниях, а не об осмысленных размышлениях.

Результаты изыскания Аристотеля находят применение и в современной психотерапии. Специалисты используют моделирование ситуаций в игровой форме, чтобы помочь пациентам избавиться от накопленного недовольства, агрессии, обид и прочих переживаний.

В Древней Греции театральные представления использовались не только в качестве развлечения, но и в воспитательных целях. Популярным жанром была трагедия, в которой путь главного героя практически всегда заканчивался искуплением и смертью. Такая кульминация должна была создавать ощущение логической завершенности, вызывающее у сопереживающих персонажу зрителей чувство очищения и облегчения, то есть катарсис.

На рубеже XIX и XX веков Зигмунд Фрейд и его наставник Йозеф Брейер начали использовать катарсис в психотерапевтических целях. Они вводили пациентов в состояние транса и находили травмирующие воспоминания. Дальнейшая работа с этими воспоминаниями позволяла пациентам освободиться от переживаний.

Катарсис в психотерапии

Катартический метод стоит у истоков такого направления в психологии как психоанализ. Суть состоит в том, чтобы прожить травмирующий опыт, дать волю эмоциям и достичь облегчения.

Прием нашел свое применение в различных направлениях и методах психологии. Самые распространенные случаи использования можно наблюдать в психодраме и гештальт-терапии.

Психодрама похожа на театр. Ее участники берут на себя роли участников прорабатываемой ситуации.

Например, прорабатывается бытовой конфликт. Один участник берет на себя роль отца, другой – матери, третий – ребенка. Они ведут себя максимально похоже на реальных участников событий. Это позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать собственные ошибки, изменить поведение.

Гештальт-терапия в ситуации «здесь и сейчас» позволяет человеку перенестись в нужные ему события, поработать с метафорами или образами других людей.

Например, человек не был рядом со своей матерью в момент ее смерти, не успел сказать ей важные слова, попросить прощения. Это гложет его долгие годы и месяцы. Вместе с психотерапевтом осуществляется работа с образом матери, человек говорит ей нужные слова и отпускает ситуацию.

Как испытать катарсис

Для того, чтобы ощутить это неповторимое чувство облегчения, можно воспользоваться уже указанными методиками психотерапии. Но давайте остановимся на некоторых подробнее:

  1. Спорт. Если у вас проблемы на работе, трудности и завал на учебе, проблемы в личной жизни. Вы не можете почувствовать эмоциональную свободу и спокойствие. То можно заняться спортом. Конечно, нужно знать возможности своего организма. Но часто после усердной тренировки наступает высвобождение;
  2. Гештальт-методы. Как уже говорилось, можно представить перед собой человека или написать письмо, если этот человек доставил вам серьезную психологическую травму. Либо если есть так называемый «незакрытый гештальт»;
  3. Книги или фильмы. Погружение в трагичную или эмоциональную историю позволяет испытать чувство высвобождения собственных эмоций;
  4. Обращение к специалисту. Если у вас наблюдается эмоциональное перенапряжение, специалист поможет подобрать вам верный способ освобождения от накопившихся эмоций.


Эмоциональную свободу можно испытать различными способами

Примера катарсиса из жизни

Катарсис можно встретить в самых разных жизненных ситуациях, даже самых обычных:

  1. Человек целый год мечтает пойти на концерт любимой группы, копит деньги на билет, заранее бронирует его. Но в день концерта выясняется, что его вызывают на работу и поход на него на грани срыва. Путем переговоров и усилий любителю музыки удается договориться об отгуле. В итоге все заканчивается хорошо, он успевает на концерт. Когда он слышит первые ноты любимых песен, то ощущает неимоверную радость и внутреннюю свободу. Может даже уронить пару слез счастья. Это и есть катарсис.
  2. Студент готовился к экзамену, поставил перед собой цель сдать его на «отлично». Уже перед аудиторией им овладела паника. Ему начало казаться, что он все забыл и ничего не знает. Однако, вытянув билет он смог хорошо ответить на вопрос и получить заслуженную пятерку. Студент сумел совершить важно достижение хотя сам до конца не верил в успех.
  3. Девушка пришла к своей подруге и рассказала ей о наболевшем, со слезами и не стесняясь в выражениях. После этого она почувствовала волну внутреннего облегчения, проблемы перестали казаться ей такими уж неразрешимыми.
  4. Просмотр хорошей комедии с возможностью от души похохотать над абсурдностью ситуаций, получить эмоциональную разрядку.

Примеры катарсиса

С явлением катарсиса знаком каждый человек. Типичными примерами этого феномена являются:

  • волнительный эпизод в фильме;
  • реабилитация человека после травмы;
  • победа на соревнованиях;
  • письмо дорогого человека.
  • посещение святого места с целью просветления сознания и нахождения ответов на трудные вопросы;
  • наблюдение за талантливой игрой актеров в театре, когда, в результате эмоционального вовлечения в происходящее, на глаза человека наворачиваются слезы;
  • девушка рассказала подруге о тяжелом расставании с молодым человеком, после чего почувствовала прилив жизненной энергии;
  • волнение студента перед экзаменом, к которому он тщательно готовился, его блестящий ответ на все вопросы преподавателя.

Катарсис в литературе

Некоторые писатели точно знают, что такое катарсис. После прочтения их произведений сложно остаться равнодушным и не испытать этого чувства:

  1. Джонатан Сафран Фойер «Жутко громко и запредельно близко». Трогательная история о мальчике, отец которого пал жертвой теракта.
  2. Маркус Зусак «Книжный вор». Произведение о девочке Лизель, жизнь которой пришлась на период Второй Мировой Войны. Читателю дается возможность посмотреть на события прошлого через призму будущего.
  3. Сухбат Афлатуни «Рай земной». Книга о девушке, которую полностью захватило горе от скорби по ушедшей матери.
  4. Суад «Сожженная заживо». История, рассказанная неграмотной девушкой Суад, которая выросла в кавказской семье. В ее жизни случилось чудо. Она буквально сгорела заживо, но вопреки всему выжила.
  5. Аннабель Питчер «Моя сестра живет на каминной полке». Повествование от лица 10-летнего мальчика, чью семью разрушило горе от смерти любимой дочери.
  6. Николай Карамзин «Бедная Лиза». Наверное, не найдется такого человека, которого бы не тронула история красивой, но трагичной любви юной крестьянки Лизы и Эраста.

А какие произведения помогали вам достичь катарсиса? Расскажите о них в комментариях. А может вы посоветуете нам и читателям свои любимые фильмы, после которых произошли озарения и облегчение

Примечания

  1. [slovari.yandex.ru/Катарсис/правописание «Катарсис» в словарях русского языка — Яндекс. Словари](недоступная ссылка с 14-06-2016 (2087 дней))
  2. [gramota.ru/slovari/dic/?zar=x&word=%EA%E0%F2%E0%F0%F1%E8%F1 ГРАМОТА.РУ | Словари | Проверка слова «Катарсис»]
  3. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999.
  5. [iph.ras.ru/elib/1393.html Катарсис] / Новая философская энциклопедия.
  6. www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
  7. [www.infoliolib.info/philol/tamarchenko/hr25. html Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко]

Самосовершенствование через катарсис

В процессе катарсиса человеку предстоит пережить серьезные эмоциональные переживания. Но они не усугубляют положение человека, не загоняют его в пучины депрессии. Наоборот, оно способствует переоценке, переосмыслению, исцелению.

Проживание собственных негативных эмоций и освобождение от них расширяет границы сознания, человек становится открытым новым знаниям, опыту, информации. Также это повышает восприимчивость человека к объектам искусства. Взаимодействие с ними способствует всестороннему развитию человека.

В видео пример, как люди достигают катарсиса во время психотерапии.

История феномена

Перед тем как определить, что такое катарсис, давайте немного углубимся в историю. Греческие врачи под катарсисом понимали исцеление души и тела от симптомов болезни. После этого понятие стали использовать в культуре для описания религиозных праздников. Затем понятие пришло в философию. Далее его стали употреблять во многих науках: физиологии, медицине, этике, эстетике, философии. Его использовали даже в магическом значении. Больше всего внимания феномену уделялось в философии. Там под катарсисом понимали освобождение духа от телесного бремени. Во второй половине XIX века понятие перешло в психологию и психотерапию.

Как достичь катарсиса

Для достижения катарсиса человеку потребуется проделать серьезную внутреннюю работу:

  1. Признать, что в его жизни есть непроработанные эмоции и переживания, которые мешают ему жить.
  2. Понять, что настала пора что-то менять в своей жизни.
  3. Ощутить внутреннюю готовность преодолевать страхи, тревожность, другие негативные эмоции.
  4. Достичь состояния внутреннего спокойствия.
  5. Мысленно вернуться к ситуации, которая вызывает негативные мысли и переживания. Заново и максимально подробно прожить ее, вспомнить мельчайшие детали.
  6. Сосредоточиться на возникающих эмоциях.
  7. Позволить этим эмоциям жить, пусть они достигают верха в своем развитии.

Катарсис наступит тогда, когда негативные эмоции перестанут пугать человека, тормозить его в развитии. Он смиряется с наличием такого опыта и отпускает его.

Виды катарсиса

Но какие же бывают виды катарсиса? Они зависят от результата и процесса высвобождения. Вот основные виды катарсиса:

  • Во-первых, вербальный. Также он иногда называется вербальным реагированием. Что подразумевает под собой этот вид катарсиса? В действительности, это просто способ выговорить все накопленное в голове человека. Также это могут быть специальные методики психотерапии – письма, проекция и др. Таким образом, путем обычного разговора, в котором переживаются все эмоции, происходит эмоциональное облегчение;
  • Во-вторых, экспрессивный катарсис (экспрессивное реагирование). Он предполагает активное выражение своих эмоций – плач, слезы, крики, истерики, битье посуды. После чего происходит эмоциональная разгрузка;
  • В-третьих, поведенческий. В данном случае достижение катарсиса зависит от выполнения человеком определенных действий, которые раньше он себе не позволял. Избавление от неуверенности в себе. Классический пример – это крик. Многие терапевты предлагают своим пациентам покричать, чтобы освободиться от негатива и гнева;
  • В-четвертых, метафорический. Здесь могут быть использованы различные способы – письма, рисунки.


В терапии выделяют четыре основных вида катарсиса

Примечания[ | ]

    • Ка
      тарсис // Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — С. 220. — 608 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-200-00317-2.
    • Ка
      тарсис, Кат
      а
      рсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998

  1. Ка
    т
    а
    рсис //
    Крысин Л. П.
    Толковый словарь иноязычных слов. — 2-е изд., доп. — М.: Русский язык, 2000. — С. 312. — 856 с. — (Библиотека словарей русского языка). — 5000 экз. — ISBN 5-200-02699-7.
  2. Ка
    т
    а
    рсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
  3. Зарва М. В..
    Кат
    а
    рсис // Русское словесное ударение. Словарь. — М. : НЦ ЭНАС, 2001. — 600 с. — 6000 экз. — ISBN 5-93196-084-8.
  4. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999.
  6. Долгов К. М.
    Катарсис // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  7. https://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc (недоступная ссылка)
  8. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
  9. Владимир Карев.
    «Катарсис» // Альманах «Киносценарии» : Москва, Госкино СССР. — 1988. — № 3. — С. 41—64. — ISSN 0206-8680.

Литература

  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В.
    Дионис и прадионисийство. — Б., 1923.
  • Аристотель
    . Поэтика. / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Лосев А. Ф.
    Очерки античного символизма и мифологии. — Т. 1. — М., 1930. — С. 728—734.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А.
    Вступ. ст. //
    Аристотель
    . Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В.
    Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Фрейд 3.
    О клиническом психоанализе. — М., 1991.

“Выздоровление души” через искусство

Тот же Аристотель называл катарсис логичным последствием описаний, переживаемых человеком. Фактически, просмотр трагедии и игра актёров античных театров так воздействовали на зрителя, что он испытывал сострадание, граничащее с облегчением.

Причастность к некоему сакральному действию вызывали соответствующую реакцию зрительного зала. Это выражалось в переживаниях катарсического типа посредством визуализации и вербализации трагедии (как основными составляющими катарсиса).

Современные залы театров, выставочных комплексов, художественных галерей и иных заведений, причастных к демонстрации искусства, так же полны “охов” и “ахов”.


Image by DonnaSenzaFiato from Pixabay

Ты переживаешь вместе с героями, находишь в них своё отражение и радуешься своей причастности к игры, развивающей на сцене (а в случае с творениями живописи — находишь успокоение в эмоциях). Об этом в своё время говорили Пифагор, Аристотель, Гераклит, Платон и иные ученые мужи древности.

Отрывок, характеризующий Катарсис

– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону. К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему. – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор. По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать. Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена. Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч. – Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос. – Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя. Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. – Ты как здесь? – спросил он. – Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец… – Как ты здесь? – повторил князь Андрей. Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать. – Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять. Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре: «Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж». Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему. – Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг. Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу: – Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы. – Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг. Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное. – Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара. Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал: – Важно! пошла драть! Ребята, важно!.. – Это сам хозяин, – послышались голоса. – Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок. От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

Катарсис: значение термина


Фото автора Anete Lusina: Pexels
“Катарсис” — греческий термин, буквально означающий “очищение” или “выздоровление”, но применяется он по отношению к духу, а не к физической оболочке человека. Это явление подразумевает примирение с “внутренними демонами” и разрешение конфликтов, которые бушуют внутри человека, влекут выстраивание долгих внутренних моно- или диалогов, подталкивают к опрометчивым поступкам, делают злым и раздражённым.

Катарсис — это высвобождение эмоций посредством сопереживания, самовыражения при восприятии чего-либо, подходящего по глубинному эмоциональному фону.

Например, это чувство возникает при просмотре определённого жанра кино. Так не раз говорилось о пассивной агрессии, скрытой в душах большинства людей (отсюда и спрос в кинематографе на сцены физического насилия, экстрима, скорости).

Поступать аналогично героям таких фильмов не дают этические и моральные общественные нормы, а также законодательство. А вот ужин за “Техасской резнёй бензопилой” или иным фильмов категории “хоррор” в таком случае поможет снять внутреннее напряжение, усмирив таящуюся в душе агрессивность.

История понятия[ | ]

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар.

— очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Катарсис: цель или бонус?

В психотерапии катарсис расценивается как эмоциональное потрясение, которое ты испытываешь в момент вторичного переживания личных аффектов (патогенных или стрессовых), ставших причиной психической травмы. Но при этом ты готова к адекватной реакции на эти переживания. Они уже не вызывают беспокойство, стресс, негодование, растерянность.

“Выздоровление души” при катарсисе схоже с чемоданом неразрешимых хлопот, который ты просто решаешь выбросить, чтобы дальше идти налегке. Осознав этот момент, приходит облегчение, которое и является финальной целью в психологических практиках.

Латинский синоним термина “катарсис” — абреакция. Фактически, это повторное погружение в довлеющее психоэмоциональное событие с целью высвобождения эмоций. А взяв верх над последними, ты получаешь возможность более легко смотреть на мир вокруг, сбросить груз проблем, портивший тебе настроение или плодивший комплексы.

Катарсис – Что Это? (Значение В Психологии, Примеры)

Оказывается, ощущение нахлынувшего счастья сквозь слёзы на киносеансе, во время спектакля, или после прочтения книги называется катарсис, что это такое рассмотрим подробнее в этой статье. Очищение и обновление на эмоциональном, чувственном уровне, вот что значит катарсис. Он возникает в разных обстоятельствах, и его появление провоцирует не только душевный подъём от соприкосновения с искусством, но также избавление от тяжёлой болезни, обретение свободы после заточения и некоторые другие обстоятельства.

Краткое содержание:

Что такое катарсис?

Изначально данное понятие означало эмоциональное потрясение, которое выглядело как очищение. Греки активно пользовались данным эффектом, используя в античных представлениях трагические финалы. Смерть главного героя, которому сопереживали зрители, вызывала бурю эмоций и оставляла сильное впечатление. Задавая вопрос: катарсис — это что простыми словами, вы получите однозначный ответ. Это очищение через эмоции.

Катарсис – это в психологии острое негативное переживание, которое постепенно нарастает и доходит до критической точки. В момент кульминации оно резко меняет полярность и становится позитивным. Катарсис сравнивают с эмоциональным штормом, цунами, девятым валом чувств, который обрушивается на человека. Благодаря такому эффекту происходит очищение от накопившегося негатива.

Катарсис, определение которого часто используют для характеристики произведений искусства, способен дать импульс к развитию, сдвинуть с «мёртвой точки». Переживая символические события через книги, картины, фильмы и спектакли, человек пропускает их через себя, испытывая заложенные в них эмоции и чувства. В обычной, повседневной жизни нет места экзальтированным и возвышенным чувствам, а в данном случае они находят выход.

Понятие катарсиса встречается ещё в трудах Аристотеля. Он называл это состояние душевным облегчением. Само слово имеет греческое происхождение и до сих пор звучит точно так же, как в античные времена.

В переводе это значит «исцеление», «избавление», «очищение». Ударение можно ставить на любой из первых двух слогов: кАтарсис или катАрсис. Оба варианта считаются нормой в русском языке. В отличие от словарей русского языка, словарь иностранных слов конца 20 века подразумевал единственно правильный вариант, с ударением на первую букву «А». Это ближе к первоначальному произношению в Греции.

Значение катарсиса в психологии

❖ Катарсис как инструмент в своей работе используют психологи. Обычно мы склонны глубоко прятать свои переживания и негативные эмоции. Они, в свою очередь, накапливаются и угнетают, вызывают психосоматические болезни. Для освобождения от них нужно пройти через процесс очищения чувств. Психотерапия использует метод воскрешения негативных событий, хранящихся в памяти.

❖ Пациент погружается в них в процессе лечения и наконец позволяет себе их пережить. Катарсис сравнивают с блужданием во тьме и выходом к свету. Человек работает над своим негативом до той поры, пока не освободит весь энергетический запас, который питает эти чувства. Этот процесс бывает крайне напряжённым, поскольку не все готовы переживать глубоко спрятанные и сознательно забытые события, эмоции.

❖ Роль катарсиса в психологии нельзя недооценивать. С его помощью можно вернуть вкус к жизни и снять многие внутренние зажимы. Эмоциональное потрясение, которое вынуждает человека переосмыслить всю жизнь полностью, и правильно расставить приоритеты. Пережив подобное состояние, он испытывает прилив энергии, ощущение уверенности и желание развиваться по жизни. Это краткое описание того как катарсис используется сегодня психологами для помощи клиентам.

❖ Катарсис в психоанализе использовал и Зигмунд Фрейд. Хотя многие его методики и взгляды сейчас подвергаются жестокой критике, в данном случае он добивался ощутимых результатов. По свидетельствам очевидцев, и по словам самого Фрейда, его интерес вызвал случай истерии у женщины. Работая с пациенткой, он сделал вывод, что её состояние появилось из-за вытеснения сильных негативных переживаний из сознания в подсознание. Вместо проработки эмоций, энергия шла в другом, разрушительном, направлении.

❖ В психике пациентки шли процессы создания болезненных симптомов в качестве защиты от воспоминаний и переживаний, связанных с ними. Средством лечения Фрейд выбрал гипнотерапию. Под воздействием гипноза специалисту удалось проработать вместе с пациенткой подавленные переживания и результатом стала эмоциональная разрядка, катарсис. В результате исчезли невротические симптомы, а истерия прошла самопроизвольно, поскольку в ней отпала необходимость.

Катарсис в психотерапии

► Кроме применения в искусстве специалисты используют катарсис в медицине, как инструмент психотерапии и средство излечения психосоматических синдромов. Катарсический метод подразумевает эмоциональное потрясение от погружения в тревожную ситуацию. Субъективно пациенты описывают это чувство как опустошение, шквал эмоций, духовное очищение, светлую грусть и блаженство.

► Эффект катарсиса может быть достигнут при максимальном напряжении пациента. Требуется способность погружения в воспоминания и сосредоточение на них до определённого момента, а именно до наступления разрядки. В терапии используют контакт со всем физическим телом, приводя в напряжение ригидные мышцы. Это необходимо потому что человек проходит через переживания всем своим организмом, в нём происходят не только психические, но также физические и химические процессы.

► Достичь очищения можно лишь усердно работая над собой. Для этого требуется опыт и знания в области психологии. Специалисты применяют данный метод для обнаружения негативных чувств пациента, которые спрятаны глубоко в бессознательном. Для хорошего результата требуется желание пациента и настрой на решение внутреннего конфликта. Только в этом случае возможно достижение сильного эффекта.

► Обычно неподготовленный человек старается избегать болезненных чувств, эмоций и воспоминаний. Поэтому отодвигание проблемы усугубляет состояние и отсрочивает наступление катарсиса. Либо это может вовсе не произойти. Когда появляется желание двигаться в верном направлении, жизнь облегчается и проблем становится меньше. Эффект от достижения разрядки феноменален. Происходит резкое улучшение самочувствия, ощущение расслабленности и покоя, которые длятся некоторое время.

После прохождения через эту терапию отпадает необходимость в самоанализе и в самокопании. Жизнь складывается самопроизвольно, поскольку человек обретает внутреннюю свободу, избавляется от многих физических проблем, связанных с психосоматикой, лишается внутренней агрессии. Процесс очищения затрагивает и физическое тело на химическом уровне, обеспечивая выброс та называемых гормонов счастья, которые улучшают настроение. Это способствует физическому оздоровлению всего организма.

► Этот способ может стать отправной точкой для налаживания внутреннего диалога. Процесс разрядки помогает «собрать мысли воедино», грамотно использовать психические ресурсы, не растрачивая их на разрушительную агрессию и негатив. Избавление от подавленного состояния повышается самооценка, появляется уверенность, твёрдость характера, интерес к жизни.

► Одного раза, применения метода, как правило, недостаточно. Человеку требуется повторное и последующее погружение в травмирующую ситуацию с соответственными эмоциями и их физическими проявлениями: громким криком, имитацией драки, возможно рыданиями. После этого необходимо успокоиться и это сочетание приводит к хорошим результатам. Появляется утраченный ранее интерес к той сфере, где человек потерпел фиаско и испытал разочарование.

Катарсис: примеры из жизни

Примером обычного человека, побывавшего в такой ситуации, может стать обычная домохозяйка, увлечённая мексиканским сериалом. Она сопереживает злоключениям героев, испытывает жалость к пережитым невзгодам, а потом видит «красивые» чувства, которые хотела бы испытать, и проецирует их на себя. Итогом такого процесса становится катарсис. Создатели мыльных опер активно паразитируют на данной человеческой способности. Они намеренно затягивают сюжет, откладывая кульминацию и заменяя её промежуточными событиями. Желание испытать сильные эмоции вызывает психологическую зависимость.

Испытать катарсис может глубоко религиозный человек. Для достижения наибольшего эффекта христианские фанатики использовали метод самобичевания. Причиняя себе физические увечья одновременно с вознесением молитв они достигали нужного эффекта. В современном мире в использование таких увечных методик не требуется, люди приходят к эмоциональному контрасту и последующему подъёму с помощью раскаяния, исповеди и прощения через духовного наставника. Впрочем, этот приём использовался всегда.

❗️Состояние катарсиса – это как контрастный душ для психики. После неприятных ощущений наступает блаженство.

Параллельно с этим происходит избавление от негативных переживаний, и создаётся подобие закаливающего эффекта или имитация прививки. Человек в дальнейшем уже не будет так усердно избавляться от неприятных переживаний, загоняя их глубоко внутрь, в этом не будет необходимости. Когда происходит катарсический эффект, а лучше серия из них, негатив проживается гораздо быстрее, на него не тратится энергия, которая необходима для здоровья всего тела как духовной составляющей, так и физической формы.

📽 Фрагмент семинара Элизабет Лукас в Москве:

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Катарсис – определение и примеры

Определение катарсиса

Что такое катарсис? Вот краткое и простое определение:

Катарсис — это процесс высвобождения сильных или сдерживаемых эмоций посредством искусства. Аристотель ввел термин катарсис, который происходит от греческого kathairein , что означает «очищать или очищать», для описания снятия эмоционального напряжения, которое, по его мнению, зрители испытывали во время просмотра драматической трагедии. Сегодня слово «катарсис» можно использовать в отношении любого переживания эмоционального освобождения или очищения, вызванного произведением искусства.

Некоторые дополнительные ключевые сведения о катарсисе:

  • Аристотель (древнегреческий ученый и философ) считал, что способность зрителей испытывать те же эмоции, что и актеры на сцене, является неотъемлемой частью впечатления от просмотра театра, и что благодаря этому опыту зрители могут научиться лучше регулировать свои эмоции в реальной жизни.
  • У зрителей гораздо больше шансов получить катарсический опыт, если они формируют сильную привязанность или отождествление с персонажами, будь то в пьесе или книге.
  • Возможно, вы слышали слово «катарсис», используемое для описания эмоционального освобождения за пределами сферы искусства. Например, люди часто говорят о психологическом или социальном катарсисе. Хотя эти дополнительные значения действительно существуют, это руководство будет посвящено катарсису в литературе.

Как произносится катарсис

Вот как произносится катарсис: kuh- th ar -sis

Объяснение катарсиса

Ощущение катарсиса, которое читатель получает в театре или в литературе испытывает те же эмоции, что и персонажи на сцене или на странице. Отсюда следует, что катарсис произведение — это любое литературное произведение, дающее читателям этот опыт. Представьте себе, например, книгу о маленьком мальчике, который потерял мать из-за рака. Такая книга не может быть катарсисом для всех, но для того, кто потерял друга или члена семьи из-за рака, чтение такой книги может быть чрезвычайно эмоциональным опытом в том смысле, что такой читатель может почувствовать горе персонажа или гнев , как если бы это был их собственный . Этот пример служит для того, чтобы подчеркнуть важную часть того, что делает литературное произведение катарсическим: читатель должен развить в себе сильная идентификация с символами. Другими словами, если читатели не могут «увидеть себя» в персонажах — если они чувствуют, что у них нет общих качеств или опыта, — тогда они, вероятно, не достигнут уровня эмоционального вклада, необходимого для того, чтобы катарсический опыт в ответ на работу. Из-за этого от автора обычно требуется много навыков и опыта, чтобы создать действительно катарсическое литературное произведение.

Определение катарсиса, данное Аристотелем, было характерно для переживаний, которые зрители испытывают при просмотре театра или при чтении литературы. Согласно этому определению, только зрители и читатели могут испытать катарсис, а не сами актеры или персонажи. Однако иногда бывает так, что литературные персонажи до испытывают катарсис. Например, в романе Вирджинии Вульф « На маяк, » мистер Рамзи читает трагическую книгу сэра Вальтера Скотта, и эмоциональное воздействие, которое она оказывает на него, заставляет его почувствовать большую ясность в отношении своей собственной жизни и своих отношений. с другими персонажами книги.

Катарсис вне литературы

Сегодня слово «катарсис» часто используется для обозначения практически любого опыта, который дает кому-то чувство эмоционального освобождения, даже несмотря на то, что этот термин также сохраняет первоначальный оттенок опыта в искусстве. . Хотя в этой статье речь идет именно о катарсисе в литературе, некоторые из тех же принципов могут быть применимы и к другим формам катарсиса. Например, кто-то, кто отдает коробку с вещами, которые когда-то принадлежали бывшему парню, может описать этот опыт как катарсический, потому что он дает ему чувство освобождения от эмоций боли или обиды, но это будет зависеть от того, сформировался ли у него сильный эмоциональный настрой. связь привязанности к предметам в коробке, точно так же, как читатели должны сформировать связь привязанности к персонажам в катарсическом литературном произведении.

Примеры катарсиса

Примеры катарсиса в литературе

Трагедии Шекспира — одни из самых известных примеров искусства, вызывающего катарсис у зрителей. Некоторые авторы, такие как Чинуа Ачебе, написавшая « вещей разваливаются », смоделировали свои произведения по образцу классической греческой или шекспировской трагедии, стремясь создать современные произведения, которые вызывают у читателей катарсический опыт.

Произведения, вызывающие катарсис, часто связаны со смертью или падением главного героя, хотя это и не обязательно. Говоря в более общем плане, в большинстве сюжетов, вызывающих чувство катарсиса, персонаж обычно теряет что-то очень дорогое для него, поскольку это может сыграть важную роль в процессе вызывания эмоционального отклика у читателей.

Катарсис у Шекспира
Отелло

В Отелло, честолюбивый, обиженный и просто злобный солдат по имени Яго приводит к падению своего капитана Отелло, создавая впечатление, будто жена Отелло ему изменяет.

Отелло сходит с ума от ревности и в конце концов убивает собственную жену. Узнав, что его жена на самом деле была ему верна, Отелло затем произносит этот монолог в акте 5, сцена 2, узнав правду, незадолго до того, как покончить с собой:

Я прошу вас в ваших письмах,
Когда вы расскажете об этих несчастных делах,
Говорите обо мне, как я есть. Ничто не смягчает,
Не излагает ничего злого умысла. Тогда ты должен говорить
О той, что любила не разумно, но слишком хорошо.
О том, кого нелегко ревновать, но возбудить,
Озадаченный до крайности. О том, чья рука,
Подобно подлому индейцу, бросила жемчужину
Богаче, чем все его племя.

Я взял за горло обрезанного пса,
И ударил его так.

Самоубийство Отелло является катарсисом для читателей по ряду причин. Прежде всего, это то, что Отелло — главный герой пьесы, добродушный и честный человек, поэтому читатели естественным образом отождествляют себя с ним и хотят для него самого лучшего. Это сильное чувство отождествления, которое испытывают читатели, делает их еще более болезненными, когда Отелло лишает себя жизни, но они могут пережить его смерть со странным чувством эмоционального освобождения, потому что они также понимают невыносимую боль, которую причиняет любой человек. хороший человек расстроился бы из-за того, что убил собственную жену. Так Отелло — это катарсическое произведение не только потому, что читатели чувствуют боль Отелло, но и , особенно , потому что читатели опосредованно переживают чувство Отелло, освобожденного от этой боли через его самоубийство.

Катарсис в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

Акт 5, сцена 3 « Ромео и Джульетта», Ромео обнаруживает спящее тело Джульетты в гробнице Капулетти. Джульетта приняла снотворное, чтобы заставить родителей думать, что она мертва, чтобы она могла избежать брака со своим поклонником Парисом и остаться с Ромео, за которого она вышла замуж на тайной церемонии без ведома родителей. Ромео не понимает, что Джульетта на самом деле еще жива, — и от горя отравляет себя:

Из этой утомленной миром плоти. Глаза, посмотри в последний раз!
Руки, примите свои последние объятия! и, уста, о ты
Двери дыхания, запечатай праведным поцелуем
Вечную сделку к всепоглощающей смерти!
Приди, ожесточенное поведение, приди, сомнительный проводник!
Ты, отчаянный кормчий, сейчас же беги на
На лихие скалы твой измученный морской болезнью баркас!

За любовь мою!

[Напитки]

О истинный аптекарь!
Твои лекарства действуют быстро. Так с поцелуем я умираю.

Наблюдение за тем, как Ромео встречает свою настоящую любовь, которую он считает мертвой, может вызвать у зрителей подобные переживания потери. Согласно классической идее катарсиса, изложенной Аристотелем, переживание или повторное переживание эмоционального испытания смерти любимого человека через Ромео дало бы аудитории некоторое освобождение, позволив им проработать любые затянувшиеся чувства горя в их собственной жизни.

Катарсис в Вирджинии Вулф
На маяк

На маяк — это портрет семьи Рамзи и их друзей, сделанный Вульф, в котором она пишет отчет о летних каникулах семьи в их доме на острове Скай, недалеко от побережья Шотландии. Г-н Рамзи — ученый, который считает, что счастье и комфорт, обеспечиваемые его семьей, помешали ему полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал. После ужина, за которым он чувствует интеллектуальное пренебрежение со стороны своих гостей, мистер Рамзи испытывает катарсис во время чтения книги сэра Вальтера Скотта Антиквар:

И он продолжал читать. Его губы дернулись. Это наполняло его. Это укрепило его. Он начисто забыл все мелкие хлопоты вечера и то, как невыразимо скучно ему было сидеть неподвижно, когда люди бесконечно ели и пили, и как он был так раздражителен с женой и так обидчив и заботлив, когда они передавали его книги, как будто их вообще не было. Но теперь, как он чувствовал, не имеет никакого значения, кто достиг Z (если мысль идет как алфавит от А до Я).

Кто-нибудь до него доберется — если не он, то другой. Сила и здравомыслие этого человека, его чувство прямолинейных простых вещей, эти рыбаки, бедное старое сумасшедшее существо в коттедже Маклбакита заставили его почувствовать себя таким бодрым, таким облегченным, что он ощутил возбуждение и торжество и не мог сдержать слез. Немного приподняв книгу, чтобы скрыть лицо, он позволил им упасть, покачал головой из стороны в сторону и забылся… полностью забыл о своих проблемах и неудачах, когда бедняга Стини тонул, а Маклбэкит страдал (это был Скотт в лучшем виде). и удивительное наслаждение и чувство бодрости, которое оно ему дало.

В этом отрывке мистер Рэмзи переживает классическую модель катарсиса Аристотеля: опосредованно переживая трагедию в жизни литературных персонажей Стини и Маклбакита, он лучше справляется со своими эмоциями. Он выходит из чтения с чувством «облегчения… возбуждения и триумфа».

Катарсис в «
вещах» Чинуа Ачебе разваливается

Книга Чинуа Ачебе « вещей рушится» рассказывает историю Оконкво, лидера общины игбо в Умуофии в Нигерии. Оконкво, воплощающий ценности традиционного воина игбо, приходит в ярость, когда британские колонисты и христианские миссионеры начинают вмешиваться в образ жизни его общины. Поэтому, когда британский посыльный говорит Оконкво, что он и его люди должны распустить собрание, он в гневе убивает посланника. Увидев, что никто из других членов клана не поддержит его действия, Оконкво вешается. В следующем отрывке группа членов клана (включая хорошего друга Оконкво Обиерику) просит британского окружного комиссара помочь им перенести тело Оконкво для захоронения:

«Почему вы сами не можете его снять?» он спросил.

«Это против наших обычаев», сказал один из мужчин. «Мерзость для человека лишить себя жизни. Это преступление против Земли, и человек, совершивший это, не будет похоронен соплеменниками. Его тело зло, и только чужие могут прикасаться к нему. почему мы просим ваших людей привести его, потому что вы чужие».

«Вы его похороните, как любого другого мужчину?» — спросил комиссар.

«Мы не можем похоронить его. Только незнакомцы могут. Мы заплатим вашим людям за это. Когда он будет похоронен, мы выполним свой долг перед ним. Мы принесем жертвы, чтобы очистить оскверненную землю.»

Обиерика, который неотрывно смотрел на свисающее тело своего друга, вдруг повернулся к окружному комиссару и свирепо сказал: «Этот человек был одним из величайших людей в Умуофии. Вы довели его до самоубийства, и теперь он будет похоронен, как собака…» Больше он ничего не мог сказать. Его голос дрожал и заглушал его слова.

Ачебе использовал форму классической греческой трагедии, чтобы рассказать историю падения Оконкво. После целой жизни почитания традиций своего сообщества Оконкво вынужден покончить с собой, что его сообщество считает серьезным преступлением. Однако смерть Оконкво также представляет собой своего рода триумф: хотя он не может спасти свою общину от посягательств британских колонистов, его самоубийство заставляет британцев соблюсти обычаи игбо, чтобы похоронить его, создавая момент справедливости и драматический катарсис в рассказ об утрате.

Какова функция катарсиса в литературе?

Катарсис в литературе работает так же, как терапия в реальной жизни: давая читателям возможность испытать сильные эмоции на расстоянии, он позволяет им «выпустить все наружу». Катарсические произведения особенно хороши в том, что касается подавленных эмоций, то есть эмоций, которые читатель или зритель обычно не позволяет себе испытывать. Например, человек может быть не склонен плакать из-за собственного чувства горя, потому что игнорирование своей боли делает ее более управляемой, но если этот человек наблюдает, как персонаж фильма плачет на похоронах, он может неожиданно почувствовать себя тронутым. слезы. В этом смысле иногда чувствовать чужие чувства оказывается намного проще, чем чувствовать свои собственные, и катарсис может использовать этот факт, чтобы помочь людям испытать эмоциональное освобождение. Истинные сторонники драматического катарсиса (как его определил Аристотель) сказали бы, что переживание таких эмоций, как жалость или страх, в ответ на произведение искусства может даже помочь людям лучше справляться с этими эмоциями в реальной жизни.

Некоторые писатели, такие как немецкий драматург Бертольт Брехт, менее оптимистично относятся к преимуществам катарсиса. Брехт был писателем двадцатого века и марксистом, который считал, что высшей целью театра является служить форумом для политических идей и вдохновлять зрителей на политические действия. Он считал, что произведения, призванные вызвать катарсис, были не чем иным, как дешевым, нетребовательным развлечением для масс, и что зрители теряют способность думать и судить самостоятельно, когда слишком эмоционально вовлекаются в пьесу. Чтобы бороться с тем, что он считал вредным эффектом катарсиса, Брехт целенаправленно писал пьесы, которые не приводили к эмоциональному разрешению. Его идея заключалась в том, что вместо того, чтобы давать зрителям воспоминания о том освобождении, которого они ожидали от самой пьесы, он заставит зрителей покинуть театр, полных неразрешенных эмоций, которые затем побудят их искать эмоциональное освобождение в реальной жизни — через свои переживания. собственные действия.

Другие полезные ресурсы по катарсису

  • Страница Википедии о катарсисе: Объяснение термина, суммирующее различные интерпретации его значения.
  • Словарь определения катарсиса: Определение и этимология термина.
  • Шекспировский катарсис на Youtube:
    • Финальная сцена катарсиса в экранизации Оливера Паркера 1995 года « Отелло » с Лоуренсом Фишбёрном в главной роли.
    • Прощание Ромео с Джульеттой в фильме Франко Дзеффирелли 1968 года « Ромео и Джульетта». (Не для слабонервных!)

Литературное определение, примеры и назначение

В общем, катарсис — это эмоциональное освобождение, но литературное определение катарсиса более конкретное. Этот важный литературный прием используется во многих великих произведениях. Вы увидите примеры катарсиса во всем, от греческой мифологии до Гарри Поттера.

женщина читает катарсическую книгу

Реклама

Что такое катарсис?

Если вы когда-нибудь замечали, что плачете, выплескивая свои эмоции, возможно, вы испытали катарсис . Это означает избавление от негативных эмоций. Это может привести к снятию напряжения, а также к ощущению обновления. Прохождение через катарсис часто включает в себя отпускание прошлого, чтобы начать заново.

  • В психологии катарсис означает высвобождение часто подавляемых эмоций, благодаря которому вы чувствуете себя спокойнее.
  • В драме катарсис означает воздействие на зрителей таких форм искусства, как трагедия и комедия.
  • В общем смысле катарсис также может означать эмоциональный момент, приносящий ясность.
  • Катарсис — слово греческого происхождения. В прямом переводе оно означает очищение или очищение. Легко понять, что это метафора эмоционального очищения.

Литературное определение катарсиса

Аристотель впервые обсудил понятие катарсиса применительно к литературе в Поэтика . В частности, он говорил о греческой трагедии и ее воздействии на публику.

«Трагедия, таким образом, есть имитация действия серьезного, завершенного и определенного масштаба; в языке, украшенном каждым видом художественного орнамента, несколько видов которого встречаются в отдельных частях пьесы; в форме действия, а не повествования; посредством жалости и страха добиться надлежащего очищения [катарсиса] этих эмоций».

Катарсис играет важную роль в литературе. Он предлагает эмоциональное снятие напряжения, накопившегося в ходе рассказа или пьесы. Это эмоциональное освобождение может принимать форму слез, а также может происходить без явного внешнего проявления.

Примеры катарсиса в литературе

Поскольку катарсис играет такую ​​важную роль, вы найдете катарсис во многих великих литературных произведениях.

«Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира

Уильям Шекспир — мастер катарсиса, в чем вы можете убедиться во многих его великих трагедиях. В «Ромео и Джульетте» двое несчастных влюбленных в конце концов кончают жизнь самоубийством. Зрители, часто в слезах к этому моменту, испытывают чувство катарсиса. В конце пьесы две семьи в этой истории примиряются друг с другом, создавая ощущение завершения.

«Подойди, ожесточенный проводник, подойди, неприятный проводник! Лихо качает твой усталый от морской болезни ладья! Вот моя любовь!»
— Ромео Монтегю

«Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда

В «Великом Гэтсби» Джей Гэтсби так отчаянно пытается завоевать любовь Дейзи Бьюкенен, что строит всю свою жизнь, чтобы произвести на нее впечатление и стать частью ее высшего -класс, старый мир денег. Она так близко, но в то же время вне его досягаемости, и Гэтсби оказывается в такой неловкой ситуации, что не может справиться. Отчаявшись и не в силах смириться с тем, что он никогда не осуществит свою версию американской мечты, Гэтсби покончил с собой.

«Гэтсби верил в зеленый свет, в оргастическое будущее, которое из года в год отдаляется от нас. Оно ускользало от нас тогда, но это ничего — завтра мы побежим быстрее, протянем руки дальше… И в одно прекрасное утро —— Так мы и плывем, лодки против течения, непрестанно несущиеся назад, в прошлое».
— Ник Кэррауэй

Реклама

Рождественская песнь Чарльза Диккенса

В «Рождественской песне» Чарльз Диккенс использует катарсис, чтобы придать импульс изменению характера Скруджа. Скрудж видит прошлое, настоящее и будущее и переживает эмоциональные потрясения, которые приходят от истинного изучения своей жизни. Когда он видит, что станет с персонажем Малыша Тима, он переживает настоящую скорбь и вину, и чуткий читатель переживает эти эмоции вместе с ним. Скрудж меняет свою жизнь в результате своих озарений.

«Я буду чтить Рождество в своем сердце и постараюсь сохранить его весь год. Я буду жить в Прошлом, Настоящем и Будущем. Духи всех Трех будут бороться во мне. Я не закрою уроки, которые они преподают».
— Эбенезер Скрудж

Анна Каренина Льва Толстого

Русская литература полна примеров катарсиса, но одно примечательное произведение — Анна Каренина . В знаменитом романе Льва Толстого героиня терпит пытку быть влюбленной в одного мужчину и выйти замуж за другого. Ее возможное самоубийство заставляет читателя плакать и предлагает эмоциональное освобождение от печали, пронизывающей всю историю.

«Я всегда любил тебя, а когда ты любишь кого-то, ты любишь всего человека, таким, какой он есть, а не таким, каким тебе хотелось бы его видеть.»
— Анна Каренина

«Повелитель мух» Уильяма Голдинга

Катарсис занимает центральное место в истории «Повелителя мух», в нем основное внимание уделяется тому, через что проходят мальчики, переживая реальность освобождения от ограничений цивилизации и несут ответственность за свои действия. Свобода от ограничений — слишком большое искушение, чтобы они могли сопротивляться, но их дикость приводит к потере самой их человечности по ходу книги.

«Если ты кого-то боишься, ты ненавидишь его, но ты не можешь перестать думать о нем. Ты обманываешь себя, с ним все в порядке, а потом, когда ты снова его видишь, это как астма, и ты не можешь дышать . ..»
— Piggy

Advertisement

Вещи разваливаются Чинуа Ачебе

В этом катарсическом произведении Чинуа Ачебе деревенский лидер в Африке должен терпеть потерю всего из-за своей гордыни. Читатель сочувствует ему, когда он сталкивается с потерей большей части того, что ему небезразлично, и в конце концов убивает себя.

«Если вам не нравится моя история, напишите свою».
— Okonkwo

Артур Миллер «Смерть продавца»

его можно получить. Как главный герой, Вилли Ломан преследует эту мечту, несмотря на ее очевидную тщетность, и зрители испытывают жалость. Когда Вилли Ломан совершает самоубийство, зрители скорбят.

«Я не говорю, что он великий человек. Вилли Ломан никогда не зарабатывал много денег. Его имя никогда не было в газете. Он не самый лучший персонаж, который когда-либо жил. Но он человек, и с ним происходит ужасное. Так что нужно быть внимательным».
— Линда Ломан

Гарри Поттер и Дары Смерти от J.

K. Rowling

В книгах о Гарри Поттере много грусти, но наступает момент катарсиса, когда Гарри узнает о мотивах Северуса Снейпа. Снейп выступает в качестве предполагаемого злодея в некоторых частях сериала и является одним из самых загадочных персонажей. После смерти Снейпа Гарри узнает, что Снейп всегда был влюблен в мать Гарри. Читатель разделяет жалость, которую испытывает Гарри.

«Один человек. Все, что нужно, это один человек. Я не мог сохранить Гарри для Лили. Так что теперь я отдаю свою верность делу, в которое она верила. И возможно — что по пути я сам начал верить в это».
— Северус Снейп

Реклама

Углубите свое понимание великой трагедии

Катарсис тесно связан с концепцией пафоса или способности литературного произведения вызывать у читателя сильные эмоции. Понимание пафоса и катарсиса помогает лучше оценить великие литературные трагедии и углубить понимание того, почему определенные произведения так глубоко воздействуют на аудиторию. Теперь, когда вы понимаете эти концепции, найдите время для дальнейшего изучения определения драмы катарсиса, изучив различные типы драмы.

Штатный писатель

Что такое катарсис — определения и примеры для рассказчиков

Что такое катарсис?

Катарсис литературное определение

Катарсис – это термин, широко используемый в искусстве, и его происхождение восходит к самому искусству. В чем смысл катарсиса? Давайте дадим определение катарсису и проанализируем, как его происхождение привело к тому определению катарсиса, которое мы имеем сегодня.

КАТАРСИС ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое катарсис?

Катарсис — освобождение от сильных или подавленных эмоций. Термин «катарсис» происходит от греческого слова katharsis , означающего «очищение» или «очищение». В области психологии Американская психологическая ассоциация определяет катарсис как «разрядку эффектов, связанных с травмирующими событиями, которые ранее подавлялись, путем возвращения этих событий в сознание и их повторного переживания».

Применительно к кино и искусству эмоциональный катарсис может быть результатом эмоционального воздействия трагической драмы. Герои катарсических фильмов часто переживают катарсическое освобождение, которое приводит к восстановлению.

Из чего состоит катарсис в повествовании?

  • Эмоциональное нарастание
  • Связанные переживания
  • Связь с персонажами
  • Подвижные представления

Что означает катарсис?

История эмоционального катарсиса

Что означает катарсис? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны оглянуться назад. Термин катарсис так же стар, как древние греки. Древнегреческий философ Аристотель описывал катарсис как эмоциональное очищение от страха и жалости, вызванное трагедией.

Термин был затем принят психоаналитиками Зигмундом Фрейдом и Йозефом Бруером. Для них катарсис был терапевтической техникой, используемой для уменьшения психологических комплексов, возвращая их в сознание и позволяя им выразиться.

Однако сегодня этот термин стал больше синонимом искусства. Люди часто описывают искусство, вызывающее эмоции, как катарсис. Музыка, пьесы, романы и фильмы могут иметь катарсические компоненты, связанные с психологией аудитории. Искусство может вызвать у аудитории эмоциональный катарсис, связываясь с их личным опытом.

Что такое катарсис? • Важность искусства катарсиса

Искусство катарсиса часто отражает наш собственный опыт. Это позволяет нам более глубоко соединиться с искусством и художником. Одним из лучших средств для создания катарсического искусства является кино.

Эмоциональный катарсис в кино

Что такое катарсис в кино?

Различные формы искусства могут вызвать катарсис. Музыка, романы и пьесы могут быть невероятно эмоциональными. Но у кино есть определенные качества, которые позволяют ему эффективно вызывать эмоциональный отклик у аудитории.

Первое качество — это способность пленки сгущать время. Благодаря монтажу фильм может позволить неделям, месяцам и даже годам разворачиваться перед нами за считанные секунды. При эффективном использовании фильмы могут связать зрителей с персонажами за короткий промежуток времени.

Когда зрители подключаются к персонажу, все, что переживает персонаж, становится намного более эмоциональным. Лучшей техникой для этого является монтаж. Монтаж сгущает время и события, чтобы создать повествовательную последовательность. Этот монтаж из Pixar’s Up связывает нас с этими персонажами только для того, чтобы с ними произошла трагедия.

Up  •  Катарсис Пример

Что невероятного в этом монтаже, так это то, как он вызывает столько эмоций в первые десять минут фильма. Причина в том, что эмоции любви и горя являются частью человеческого опыта. У людей есть врожденная связь с обеими этими эмоциями. Создатели фильма используют и то, и другое, чтобы нагнетать наши эмоции и высвобождать их в невероятно катарсический момент.

Фильм также является невероятно визуальным средством. Это позволяет нам увидеть, как персонажи испытывают эмоции. Конечно, пьесы также визуальны, но в фильме используется крупный план. Это позволяет нам видеть детали эмоций персонажа, вызывая у нас эмоциональную реакцию.

В Good Will Hunting У Уилла наступает момент катарсиса, когда он высвобождает свои подавленные эмоции своему другу и психологу. Он создает эмоции, рассказывая о жестоком детстве Уилла и его влиянии на его жизнь. Взгляните на этот пример катарсиса, а также на блестящее исполнение и исполнение.

Умница Уилл Хантинг  • Эмоциональный катарсис Пример

Способность зрителей визуально наблюдать его катарсический момент вблизи во время съемок фильма создает катарсический момент как для Уилла, так и для зрителей. Мы импортировали сценарий Good Will Hunting в программное обеспечение для написания сценариев StudioBinder, чтобы увидеть, как эта сцена воспроизводится в сценарии.

Умница Уилл Хантинг «Сцена не по твоей вине»  •  Прочитать всю сцену

Естественно, чтобы эта сцена достигла эмоционального пика, нам нужно распознать все, что ведет к этому моменту. Помните, чем сильнее накопление и подавление, тем сильнее освобождение.

Для чего используется катарсис

Значение катарсиса

Отвечая на вопрос о фильмах Marvel, режиссер Мартин Скорсезе сравнил их с тематическими парками, заявив: «Это не кино, в котором люди пытаются передать эмоциональные, психологические переживания другое человеческое существо». Согласны ли вы со Скорсезе или нет, есть что сказать о различных впечатлениях, которые может создать фильм.

Некоторые фильмы полностью эскапистские, позволяя зрителям уйти от реальности хотя бы на час. И в таких фильмах есть огромная ценность. Тем не менее, есть четкое различие.

Мартин Скорсезе о фильмах Marvel

Другие фильмы, однако, являются более внутренним опытом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts