Этапы психосоциального развития по эриксону: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Содержание

Стадии психосоциального развития

Эпигенетическая теория Э. Эриксона

Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994)

Американский психолог, психоаналитик, автор эпигенетической теории развития личности (Центральная идея эпигенетической теории состоит в том, что основополагающее влияние на наследственность оказывает не геном, а эпигенетическая система (ЭС) — совокупность факторов, воздействующих на онтогенез). Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго.

Основные положения теории Эрика Эриксона

Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:

  1. личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

  2. общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития

Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.

Центральным понятием эпигенетической теории развития Эриксона является модус эго 

 преимущественный способ проявления человеческого «я» в той или иной жизненной ситуации (план личности).

стадия

возраст

Психо-социальный кризис

Сильная сторона

Орально-сенсорная

0-1 год

Базовое доверие – недоверие к миру

Надежда

Мышечно-анальная

2-3 года

Автономия – стыд, сомнение

Способность к волеизъявлению

Локомоторно-генитальная

4-6 лет

Инициативность – вина

Целеустремленность

Латентная

7-11 дет

Трудолюбие – некомпетентность

Компетентность

Подростковая

12-18 лет

Достигнутая (гармоничная) идентичность — диффузная идентичность

Верность себе

Молодость (ранняя взрослость)

19-35 лет

Близость – изоляция

Любовь

Взрослость

35-60 (65) лет

Продуктивность – застой

Забота

Зрелость (старость)

От 65 лет

Эго-интеграция – отчаяние

Мудрость

I стадия.

Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.

Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается 

доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.

II стадия. Мышечно-анальная Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст 2-й – 3-й годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.

Модус эго – возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит не только на физиологическом, но и на психологическом уровне – «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. 

Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.

III стадия. Локомоторно-генитальная Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. 

Модус эго – интрузия (проникновение куда-то). Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена

инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя
: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности. Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни. 

IV стадия. Латентная Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.  Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества. Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.

V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему “любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст 12 – 18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. 

Модус эго – Помимо интереса подростков к межполовым отношениям (как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития более важным является построение гармоничной иерархии своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”. Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.

VI стадия. Ранняя взрослость Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст. Задача этапа: близость против изоляции. 

Модус эго – поиск близких отношений, создание семьи.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь. К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность. Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости –одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

Теория личности Э. Эриксона — презентация онлайн

1. Стадии развития личности (Э.Эриксон)

2. Э. Эриксон

ЭРИКСОН Эрик (1902-1994) —
американский психолог, представитель
эго-психологии. В противоположность
тезису психоанализа об антагонизме
личности и общества подчеркивал
биосоциальную природу и адаптивный
характер поведения личности,
центральным, интегративным
качеством которой выступает
психосоциальная идентичность.
Субъективно переживаемая как
“чувство непрерывной
самотождественности”,
психосоциальная идентичность
базируется на принятии личностью
целостного образа себя в единстве с
ее многообразными социальными
связями.

3. Восемь стадий психосоциального развития

Возраст
Психосоциальный кризис
(Источник:
Erikson,
1963a,
р.
273.)
1. Орально-сенсорная
Базальное доверие –
Стадия
Рождение – 1 год
базальное недоверие
Самостоятельность – стыд и
сомнение
Сильная сторона
Надежда
2. Мышечно-анальная
1 – 3 года
Сила воли
3. Локомоторногенитальная
3 – 6 лет
Инициативность – вина
Цель
4. Латентная
6 – 12 лет
Трудолюбие –
неполноценность
Компетентность
5. Подростковая
12 – 19 лет
Самотождественность Я –
ролевое смешение
Верность
6. Ранняя зрелость
20 – 25 лет
Близость – изоляция
Любовь
7. Средняя зрелость
26 – 64 года
Продуктивность – застой
Забота
8. Поздняя зрелость
65 лет – смерть
Цельность Я – отчаяние
Мудрость

4. 1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие

«Я
полагаю,
что
матери
формируют чувство доверия у своих
детей благодаря такому обращению,
которое по своей сути состоит из
чуткой заботы об индивидуальных
потребностях ребенка и отчетливого
ощущения того, что она сама – тот
человек, которому можно доверять, в
том понимании слова «доверие»,
которое
существует
в
данной
культуре применительно к данному
стилю жизни. Благодаря этому у
ребенка закладывается основа для
чувства «все хорошо»; для появления
чувства тождества; для становления
тем, кем он станет, согласно
надеждам других» (Erikson, 1963a, р.
249).
Эриксон также подчеркивает: младенцы должны
доверять не только внешнему миру, но также и миру
внутреннему, они должны научиться доверять себе и в
особенности должны приобрести способность к тому,
чтобы
их
органы
эффективно
справлялись
с
биологическими побуждениями. Подобное поведение мы
наблюдаем тогда, когда младенец может переносить
отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги
по поводу «отделения» от нее.

6. Кризис «доверие – недоверие»

Кризис «доверие – недоверие»
Причины кризиса:
• Ненадежность, несостоятельность
матери и отвергание ею ребенка.
• Возврат матери к занятиям,
которые она оставила на время
беременности
• Рождение следующего ребенка.
• Родители, чья система ценностей
находится в противоречии с
общепринятым в данной культуре
стилем жизни.
Понять, чему не
следует доверять, так
же важно, как и понять,
чему доверять
необходимо.
Положительное
психосоциальное качество,
приобретаемое в результате
успешного разрешения
конфликта «довериенедоверие», Эриксон
обозначает термином
надежда.

8. 2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение

Приобретение
чувства базального
доверия подготавливает
почву для достижения
определенной
самостоятельности и
самоконтроля, избегания
чувств стыда, сомнения
и унижения.
Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с
родителями в процессе обучения туалетному
поведению,
обнаруживает,
что
родительский
контроль бывает разным: с одной стороны, он может
проявляться как форма заботы, с другой – как
деструктивная форма обуздания и мера пресечения.
До наступления этой стадии дети
почти
полностью
зависят
от
заботящихся о них людей. Однако,
поскольку у них быстро развивается
нервно-мышечная
система,
они
гордятся
своими
только
что
обнаруженными
локомоторными
навыками и все хотят делать сами
(например, умываться, одеваться и
есть). Мы наблюдаем у них огромное
желание исследовать предметы и
манипулировать ими, а также
установку
по
отношению
к
родителям: «Я сам» и «Я – то, что я
могу».
Эриксон рассматривает переживание стыда у
ребенка как нечто родственное гневу, направленному
на самого себя, когда ребенку не разрешается
развивать свою самостоятельность и самоконтроль.
Причины появления стыда:
• родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво
делают за детей что-то, что те могут сделать сами;
• родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще
сами сделать не в состоянии.
«Сила воли означает постоянное осуществление
свободного выбора, так же как и самоограничения,
невзирая на неизбежные переживания стыда, сомнений
и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует.
Источник
доброжелательства
коренится
в
рассудительности
родителей,
руководствующихся
уважением к духу закона» (Erikson, 1968b, p. 288).
3. Возраст игры: инициативность – вина
Стадия соответствует фаллической стадии
психоанализа.
Возраст: 4 – 6 лет – дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против
чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе:
направление и целеустремленность.
• интерес к трудовым занятиям,
• активность, решение новых задач и приобретения
новых навыков,
• дополнительная ответственность за себя, за младших
детей и домашних животных.
«Я — то, что я буду»
Причины чувства вины — влияние родителей
Родители, жестко ограничивающие свободу выбора,
чрезмерно контролирующие и наказывающие детей,
вызывают у них слишком сильное чувство вины.
Результат:
• покинутость и собственная никчемность;
• дети пассивны, скованные;
• не целеустремленны, нерешительны;
• патологии.
4. Школьный возраст: трудолюбие неполноценность.
Стадия соответствует
латентной фазе классического
психоанализа.
Возраст: 6 – 11 лет.
Задача этапа: трудолюбие
(умелость) против чувства
неполноценности.
Ценные качества,
приобретаемые на этом этапе:
система и компетентность.
Это годы начальной школы. Ребенок проявляет
способность к дедукции, организованным играм,
регламентированным занятиям. Интерес к тому, как
вещи устроены, как их приспособить, освоить.
Термин «трудолюбие» отражает основную тему
данного периода, дети в это время поглощены тем, что
стремятся узнать, что из чего получается и как оно
действует. Эго- идентичность ребенка теперь
выражается так: «Я — то, чему я научился».
Опасность этого периода состоит в появлении чувства
неполноценности, или некомпетентности.
Причины появления чувства неполноценности:
• Когда родители видят в трудовой деятельности
ребенка одно “баловство” и “пачкотню”;
• Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия
или социально-экономическое положение определяют
их личностную значимость и достоинство.
Результат: дети могут утратить уверенность в своей
способности эффективно функционировать в
существующем мире.

20. 5. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение. (от 12 до 20 лет)

• «Юность — это возраст окончательного
установления доминирующей позитивной
Эго. Именно тогда будущее, в обозримых
пределах, становится частью сознательного
плана жизни».
Осуществляется стихийный поиск новых ответов на
важные вопросы:
• «Кто я? »
• «Куда я иду?»
• «Кем я хочу стать?»
Задача подростка состоит
в том, чтобы собрать
воедино все имеющиеся к
этому времени знания о
самих себе (какие они сыновья
или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т. д.) и
создать единый образ себя (эго- идентичность),
включающий осознание как прошлого, так и
предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым
человеком
должно
подтверждаться
опытом
межличностного общения.
• Согласно Эриксону, идеология — это
неосознанный набор ценностей и
посылок, отражающий религиозное,
научное и политическое мышление той
или иной культуры. Идеология
предоставляет молодым людям
упрощенные, но четкие ответы на
главные вопросы, связанные с
конфликтом идентичности.
• Резкие социальные,
политические и
технологические изменения,
неудовлетворенность
общепринятыми
социальными ценностями
Эриксон рассматривает как
фактор, который также
может серьезно мешать
развитию идентичности,
способствуя возникновению
чувства неопределенности,
тревоги и разрыва связей с
миром.
• Подростки испытывают
пронзительное чувство своей
бесполезности, душевного
разлада и бесцельности, иногда
кидаются в сторону
«негативной» идентичности,
делинквентного
(отклоняющегося) поведения.
В случае негативного
разрешения кризиса возникает
«ролевое смешение», расплывчатость идентичности у
индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая
спутанность, приводит к неспособности выбрать
карьеру или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой идентичности.
• Положительное качество, связанное с
успешным выходом из кризиса периода
юности, — это верность, т.е. способность
сделать свой выбор, найти свой путь в жизни
и оставаться верным взятым на себя
обязательствам, принять общественные устои
и придерживаться их.

26. 6. Молодость: достижение близости / изоляция. (от 20 до 25 лет)

• Эриксон использует термин интимность
(достижение близости) как многоплановый,
но главное при этом — поддержание
взаимности в отношениях, слияние с
идентичностью другого человека без
опасения потерять самого себя. Именно
этот аспект интимности Эриксон
рассматривает как необходимое условие
прочного брака.
• Главная опасность на этой
психосоциальной стадии
заключается в излишней
поглощенности собой или
в избегании
межличностных
отношений.
Неспособность
устанавливать спокойные и
доверительные личные
отношения ведет к чувству
одиночества, социального
вакуума и изоляции.
• Положительное качество, которое
связано с нормальным выходом из
кризиса «интимность /
изоляция», — это любовь.
Эриксон подчеркивает важность
романтической, эротической,
сексуальной составляющих, но
рассматривает истинную любовь и
близость шире —
как способность вверять себя
другому человеку и оставаться верным
этим отношениям, даже
если они потребуют уступок или
самоотречения, готовность
разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в
отношениях взаимной заботы,
уважения и ответственности за
другого человека.

29. 7. Зрелость: продуктивность – инертность

• Седьмая стадия — от 26 до 64
лет
• Основная проблема —
выбор между
продуктивностью и
инертностью.
• Продуктивность — забота
более старшего поколения о
тех, кто придет им на смену.
• Если у взрослых людей
способность к продуктивной
деятельности преобладает
над инертностью, то
проявляется положительное
качество данной стадии —
забота.

Те взрослые люди, кому не
удается стать продуктивными,
переходят в состояние
поглощенности собой, когда
основной предмет заботы — их
собственные, личные
потребности и удобства. Эти
люди не заботятся ни о ком и ни
о чем, они лишь потворствуют
своим желаниям.
С утратой продуктивности
прекращается
функционирование личности как
деятельного члена общества.
Это явление — «кризис
старшего возраста» —
выражается в чувстве
безнадежности,
бессмысленности жизни.

31. 8. Старость: целостность эго — отчаяние

• Последняя психосоциальная
стадия от 65 лет до смерти.
• Практически во всех культурах
этот период знаменует начало
старости, когда человека
одолевают многочисленные
нужды.
• В это время фокус внимания
человека сдвигается от забот о
будущем к прошлому опыту.
• Эриксона интересовала эта
внутренняя борьба, этот
внутренний процесс
переосмысления собственной
жизни.
• По убеждению Эриксона, для
этой последней фазы жизни
характерно суммирование,
интеграция и оценка всех
прошлых стадий развития
Эго
• Чувство интеграции Эго
основывается на
способности человека
оглядеть всю свою прошлую
жизнь и твердо сказать себе:
«Я доволен».
• Эриксон полагает, что только
в старости приходит
настоящая зрелость и
полезное чувство «мудрости
прожитых лет».
На
противоположном
полюсе
находятся люди, относящиеся к
своей жизни как к череде
нереализованных возможностей и
ошибок.
Недостаток
или
отсутствие
интеграции проявляется у этих
людей в скрытом страхе смерти,
ощущении
постоянной
неудачливости и озабоченности тем,
что «может случиться».
Эриксон
выделяет
два
преобладающих типа настроения:
сожаление о том, что жизнь нельзя
прожить заново, и отрицание
собственных
недостатков
и
дефектов путем проецирования их
на внешний мир.
Эриксон приходит к выводу о том,
что пожилые люди должны
участвовать в таких видах
деятельности, как воспитание
внуков, политика, оздоровительные
физкультурные программы, если
они хотят сохранить
жизнеспособность в преддверии
снижения физических и
психических способностей.
Коротко говоря, Эриксон настаивает
на том, что если пожилые люди
заинтересованы в сохранении
целостности своего Я, то они
должны гораздо больше делать,
чем просто размышлять о
прошлом.
Литература
1). http://psylib.org.ua/books/hjelz01/
2). http://www.socionics.ru/ericson.htm

36. Спасибо за внимание!

Стадии психосоциального развития Эриксона

Заинтересованы в стадиях психосоциального развития Эриксона? Вы находитесь в правильном месте! Узнайте больше, чтобы узнать о каждом этапе психосоциального развития, когда это происходит и что человек может получить на этом этапе. У каждого этапа есть своя страница с предстоящими видео, описывающими кризис, который происходит внутри каждого человека. Другие этапы развития, в том числе этапы когнитивного развития по Пиаже, также представлены на этом сайте! Добавьте эти страницы в закладки перед следующим тестом по психологии.

Каковы стадии психосоциального развития Эриксона?

Каковы восемь стадий развития?

Как запомнить этапы психосоциального развития Эриксона

Сравнение стадий психосоциального развития Эриксона с другими стадиями развития

Актуальны ли Эриксоновские стадии психосоциального развития?

Каковы стадии психосоциального развития Эриксона?

Эрик Эриксон и его жена Джоан были немецко-американскими психологами, которые создали теорию, описывающую девять фаз психосоциального развития. Их работа привела их к преподаванию в Гарварде и к репутации двух самых выдающихся психологов в современной истории.

Забавный факт: хотя они черпали вдохновение у таких психологов, как Фрейд и Пиаже, Эрик даже не получил степени бакалавра психологии!

Эти этапы ведут человека от младенчества до 80 лет и старше! Хотя каждый этап фокусируется на различных дихотомиях и основных добродетелях, у них есть одна общая черта. На каждом этапе человек переживает своего рода «кризис». Они могут либо подняться на вершину и развить здоровую личность, либо чувствовать себя забытыми, пристыженными и разочарованными в себе.

Каковы восемь стадий развития?

  • Доверие против недоверия
  • Автономия против стыда
  • Инициатива против Вины
  • Трудолюбие против неполноценности
  • Идентичность против путаницы
  • Близость против изоляции
  • Генерация против стагнации
  • Целостность против отчаяния

Доверие или недоверие

В первые 18 месяцев жизни ребенку нужна еда, комфорт и другие предметы первой необходимости, которые ему обеспечивает его мать. Мать является ключевой фигурой на этапе доверия и недоверия.

Если ребенку что-то нужно, он заплачет. Мать будет либо реагировать на ребенка и удовлетворять его потребности, либо ребенок останется без внимания. Если мать продолжает удовлетворять потребности ребенка, у ребенка разовьются доверие и надежда. Если ребенком пренебрегают, у него разовьется недоверие и неуверенность.

Этот этап важен не только для социального развития. Пренебрежение или отсутствие социализации в первые месяцы жизни ребенка может повлиять на его способность развивать речь, общаться или контролировать свои эмоции. В более позднем видео я расскажу об исследованиях безнадзорных детей и о том, как их недоверие останавливает их дальнейшее развитие.

Автономия против стыда

По мере развития ребенок начинает понимать, что может контролировать свои действия. В возрасте от 18 месяцев до трех лет они вступают во вторую стадию психосоциального развития. Здесь играют роль оба родителя. Если они позволят ребенку исследовать свое физическое тело и свои действия, у него начнет развиваться чувство автономии. Если вместо этого родители сохранят контроль над ребенком, у ребенка может начать развиваться чувство стыда.

Инициатива vs Вина

Третья стадия развития происходит в возрасте от трех до пяти лет. У ребенка есть возможность взять еще больший контроль над своим миром. Они могут создавать игры для своей семьи, больше самоутверждаться и даже начать читать. Если их хвалят за то, что они самоутверждаются и проявляют инициативу, они будут продолжать вести себя подобным образом. Если вместо этого их накажут за инициативу, у них разовьется чувство вины.

Трудолюбие против неполноценности

Во время учебы в школе ребенок начинает понимать, что он отличается от окружающих его людей. Они могут начать сравнивать себя с окружающими. Некоторых детей в школе хвалят и признают за их работу – эти дети приобретут чувство уверенности в себе и трудолюбие или трудолюбие. Дети, которых не признают или вместо этого говорят, что им нужно учиться лучше, будут чувствовать себя хуже. Этому этапу способствуют учителя, соседи и более широкий круг знакомых.

Идентичность и смешение ролей

Знаете ли вы, что Эриксон ввел термин «кризис идентичности»? На самом деле Эриксон считал, что на каждом из этих этапов человек сталкивается с «кризисом». Но термин «кризис идентичности» чаще всего отождествляют со стадией смешения идентичности и роли.

Этот этап происходит в подростковом возрасте. Подростки не просто капризны — они просто пытаются понять свою идентичность и роль в мире. На этом этапе подростки понимают, что на них возлагаются ожидания. Они также знают, что у них есть собственные потребности и желания. Если их поощрять следовать своей идентичности, это чувство идентичности станет сильнее. Если возникают конфликты, у подростка возникает ролевая путаница.

Близость или изоляция

Стадия идентичности и смешения ролей не самая простая для прохождения! Вопрос «кто я?» это большой вопрос, чтобы ответить. Но когда вы начнете понимать, кто вы есть, вы сможете построить более крепкие отношения с людьми, с которыми хотите быть.

Стадия близости и изоляции происходит между 20 и 40 годами. На этом этапе человек довольно хорошо понимает, кем он хочет быть, и ценностями, которых он придерживается. Они ищут других людей, в том числе друзей и партнеров, которые соответствуют их идентичности. Если человек найдет этих людей и сформирует прочные связи, он сможет испытать близость и насладиться любовью.

Конечно, здесь могут быть конфликты. Человек может обнаружить, что безрезультатно пытается подружиться или наладить отношения. Человек будет чувствовать себя изолированным. В видео об этом этапе я углублюсь в то, насколько на самом деле опасна изоляция.

Генерация против стагнации

К тому времени, когда вам исполняется 40 лет, человек в идеале чувствует себя более неподвижным и находится в состоянии, когда он может начать помогать другим в своем психосоциальном развитии. Помогая другим, человек может быть уверен, что его наследие переживет его. Будущие поколения будут по-прежнему лелеять и разделять достижения человека в течение многих лет после его смерти.

Без этого чувства заботы и заботы человек в возрасте 40-65 лет может чувствовать себя застойным. Они могут чувствовать, что дела остановились и что им нужно проявить себя, чтобы создать солидное наследие. Этот конфликт может привести к «кризису среднего возраста» человека.

Целостность против отчаяния

Последний этап приходится на последние годы жизни человека. В это время человек может задуматься о своих достижениях. Достигли ли они того, чего хотели добиться? Удалось ли им создать наследие, которое можно передать будущим поколениям? Оправдали ли они ожидания, которые они (или другие) возлагали на них?

Если ответ положительный, у человека появляется чувство честности и мудрости, которым он может поделиться с другими. Если ответ отрицательный, человек, скорее всего, впадет в состояние отчаяния.

Эти этапы имеют высокие взлеты и падения. Ребенок, не доверяющий своей матери, или взрослый, находящийся в изоляции, также могут испытывать трудности в своем психическом здоровье или другие формы развития. Но когда человека любят, хвалят, понимают и окружают обществом, он может вести жизнь с честностью, мудростью и наследием, которое останется на поколения.

Как запомнить стадии психосоциального развития Эриксона

Эти восемь стадий нелегко запомнить без мнемонических приемов! Чтобы запомнить длинные цепочки слов, мне нравится создавать фразы с первой буквой каждого слова. С двумя «сторонами» каждой стадии развития вы можете составить две фразы:

  • TAIIIIGI (Вместе, Энни Четырёхглазка [4 И] входит)
  • MSGICISD (Молли так хороша в шарадах; это так смело!)

Повеселитесь с этими двумя фразами или даже попробуйте составить одну фразу из 16 слов, используя все термины!

Сравнение стадий психосоциального развития Эриксона с другими стадиями развития

Существует много способов взглянуть на развитие ребенка. Этапы Эриксона сосредоточены на понимании ребенком себя и своего места в мире. Другие теории рассматривают разные аспекты развития. Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд и Лоуренс Кольберг — это лишь трое из многих детских психологов, изучавших поэтапное развитие. На этом сайте описаны теории Пиаже, Фрейда и Кольберга.

Как они соотносятся со стадиями психосоциального развития Эриксона? Давайте посмотрим!

Стадии психосексуального развития Фрейда и стадии психосоциального развития Эриксона

Фрейд оказал влияние на работу Эриксона, но они имеют некоторые существенные различия. Стадии психосексуального развития Фрейда сосредоточены на детстве. Он объяснял большинство психических заболеваний или личностных «недостатков» своих пациентов детскими переживаниями. Последняя из стадий психосексуального развития заканчивается с началом полового созревания. В этот момент, считал Фрейд, ребенок меньше сосредотачивается на своих индивидуальных эрогенных зонах и переключает свое внимание на людей противоположного пола.

Хотя обе теории до сих пор изучаются, важно отметить, что в теориях Фрейда есть много недостатков. Его в значительной степени дискредитируют и критикуют за то, что он не смог подкрепить свои теории ничем, кроме анекдотических свидетельств и своих лучших догадок. Трудно проследить «анально-ретентивную личность» до проблем с приучением к туалету! Однако этапы Эриксона считаются актуальными и сегодня.

Стадии когнитивного развития по Пиаже и стадии психосоциального развития по Эриксону

Piaget был еще одним влиянием Эриксона. Его стадии и заканчиваются примерно в период полового созревания. Но работа, которую он проделал в отношении развития детей, гораздо более актуальна, чем работа Фрейда.

Стадии когнитивного развития Пиаже содержат концепции, сходные с концепциями Эриксона. Например, он обсуждает, как дети видят себя по отношению к своим сверстникам. Ролевые игры и эмпатия широко обсуждаются на этапах Пиаже. Но он также обсуждает другие когнитивные навыки, которых Эриксон не касается. Пиаже описывает четыре различных этапа когнитивного развития, на которых дети развивают такие навыки, как постоянство объекта и преобразование. Эти навыки помогают детям относиться к социальной  и материальный мир вокруг них.

Стадии нравственного развития Кольберга и стадии психосоциального развития Эриксона

Иногда кажется, что дети злые. Это справедливое суждение, если вы спросите Пиаже, Эриксона или Кольберга! Стадии морального развития Кольберга выделяют три различных этапа, которые длятся от рождения до подросткового возраста. (Хотя не у каждого подростка и даже у взрослого вырабатывается зрелый моральный компас!) Каждый этап разделен на две фазы, когда ребенок корректирует свое представление о себе в мире. Это изменение точки зрения меняет мораль ребенка. Пиаже описывает аналогичные изменения. Эгоцентричный ребенок, например, будет иметь другие взгляды на мораль, чем ребенок, который считает себя частью общества. Эмпатия также меняет моральный компас ребенка.

Стадии психосоциального развития Эриксона все еще актуальны?

Не зря мы до сих пор изучаем стадии развития в психологии! Эти этапы по-прежнему актуальны; многие утверждают, что они более актуальны, поскольку позитивная психология заняла центральное место. Стадии Эриксона помогают нам понять, почему мы можем испытывать противоречия, думая о наполненности жизни и общей цели нашей жизни.

Не все этапы высечены в камне. Помните, это всего лишь 90 125 теорий. Однако изучение выводов таких психологов, как Эриксон или Пиаже, может помочь нам увидеть человеческий разум в новом свете.

Сводная таблица Эриксона

Сводная таблица Эриксона

Домашняя страница Эриксона*Введение в этапы*Биография*Критика и противоречия*Ссылки и другие ссылки

901 55 8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

Сцена Возраст Базовый
Конфликт
Важный
Событие
Сводка
1. Орально-сенсорный От рождения до 12–18 месяцев Доверие против недоверия Кормление Младенец должен сформировать первые любящие, доверительные отношения с опекуном или развить чувство недоверия.
2. Мускулисто-анальный 18 месяцев
до 3 лет
Самостоятельность против
Стыд/Сомнение
Туалет
Обучение
Энергия ребенка направлена ​​на развитие физических навыков, включая ходьбу, хватание и контроль ректального сфинктера. Ребенок учится контролировать, но у него могут развиться стыд и сомнения, если с ним плохо обращаться.
3. Локомоторный от 3 до 6 лет Инициатива vs.
Вина
Независимость Ребенок продолжает становиться более напористым и проявлять больше инициативы, но может быть слишком напористым, что приводит к чувству вины.
4. Задержка От 6 до 12 лет Промышленность vs. Неполноценность Школа Ребенок должен справляться с требованиями осваивать новые навыки или рисковать чувством неполноценности, неудачи и некомпетентности.
5. Подростковый возраст 12-18 лет Личностьvs.
Ролевая путаница
Отношения со сверстниками Подросток должен обрести чувство идентичности в профессии, половых ролях, политике и религии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts