Виды восприятия в психологии и их характеристика: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

Содержание

Виды восприятия в психологии

С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.

Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.

Виды восприятия и их характеристика

Восприятие делится на следующие виды:

  • осязательное;
  • слуховое;
  • зрительное.
Осязательное восприятие

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.

Зрительное восприятие

Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.

 

Статьи по теме:

Виды наблюдения в психологии

Процесс наблюдения важен в развитии каждой личности, начиная с младенчества. В этой статье мы расскажем о психологических механизмах наблюдения и его видах.

Виды ощущений в психологии

Благодаря возможности ощущать, мы имеем возможность не только познавать окружающий мир, но и существовать. Эта статья расскажет о видах ощущений в психологии и их особенностях.

Виды памяти в психологии

Память человека — инструмент, благодаря которому мы получаем возможность жить полноценной жизнью и постоянно эволюционировать.

Эта статья расскажет о том, какой бывает память.

Функции психологии

Психология, это не какая-то фантастическая наука, которая не подвластна среднестатистическому человеку, психология — вокруг нас и мы сами являемся ее частью. В этой статье мы расскажем о функциях психологии в жизни каждого индивида.

 

36. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА. Шпаргалка по общей психологии

36. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

В этом вопросе мы рассмотрим понятие восприятия, основные характеристики восприятия и его основные особенности, а также один из основных видов восприятия – восприятие пространства.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Мы воспринимаем, например, яблоко, а не сумму цвета, твердости и шарообразной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Поэтому восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, они имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т. д.). Восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлый просторный класс, играющий малыш). Поэтому восприятию присущи особые свойства. Наиболее важные среди них избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.

Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов. При этом ведущий анализатор выделить не удается – все они практически равноценны в этом комплексе. Особое положение занимает двигательный анализатор, ибо с его помощью устанавливается взаимодействие между другими анализаторами.

Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.  д.

Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Один глаз доминирует по остроте зрения, другой – по величине поля зрения; одно ухо имеет лучшие звукоразличи-тельные характеристики, другое – более высокую чувствительность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Особенности настройки восприятия

Особенности настройки восприятия Молла пришел в другой город. Когда он разгуливал по базару, кто-то спросил его: — Какой сегодня день? — Я, сынок, только сегодня пришел сюда и пока не знаю здешних дней, — ответил Молла.  — Спроси об этом у кого-нибудь из местных

Особенности зрительного восприятия игрока

Особенности зрительного восприятия игрока В видеоряде Дум-образной игры доля инвариантов больше, чем в реальном мире. Это закономерное явление, вызванное логикой развития индустрии компьютерных игр: она построена вокруг игрока, а поведение игрока в основном определяют

Значение восприятия (Смысл восприятия)

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Особенности восприятия

Особенности восприятия Вот списки особенностей в основных системах восприятия. Их часто еще называют суб-модальностями. Фасилитатору нужно свободно владеть ими и уметь узнавать их у клиента. Это кирпичики, из которых построены личные реальности. Человек может изменять

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и пространства решения

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и пространства решения Одной из основных областей применения креативности и новаторства является решение проблем. Ключевой элемент эффективного решения проблем – определение «проблемного пространства». Проблемное

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства В дополнение к различиям между процессом и продуктами креативности существует также разделение между процессом креативности и контекстами, или ситуациями, в которых она имеет место. Таким

2.1. Характеристика восприятия и внимания в детском возрасте

2.1. Характеристика восприятия и внимания в детском возрасте Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств [106]. Едва появившись на свет, ребенок становится зрителем, слушателем и одновременно

4.3.1. Особенности пространства и микроклимата

4.3.1. Особенности пространства и микроклимата Комната для проведения сеансов ПСР как основная функциональная зона ЦПР должна быть достаточно просторной – не менее 25 кв. м., чтобы одновременно там могли находиться в комфортных условиях 10 – 12 человек. Расширение площади

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание,

Восприятие пространства

Восприятие пространства Восприятие пространства включает восприятия расстоянияили отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величиныи формыпредметов.В истории науки в каждую эпоху обычно имеется такая

Восприятие пространства

Восприятие пространства Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы и предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.В течение длительного времени

Исконный опыт восприятия пространства и времени

Исконный опыт восприятия пространства и времени Некоторые из нас забыли, что наше чувство времени первоначально было связано с пространством. Не имея электрических фонарей или наручных часов, мы замечали происходящие на Земле перемены. Мы видели когда становилось

Социальное восприятие — определение, компоненты, факторы и примеры.

восприятие социальное  относится к тому, как люди думают и придают значение другим людям: как они формируют впечатления, делают выводы и пытаются объяснить поведение других, иногда называемое социальным познанием или изучением «наивной психологии». тип восприятия сосредотачивается на факторах, влияющих на то, как люди понимают других людей, и на то, как люди обрабатывают, организуют и запоминают информацию о других.

Что такое социальное восприятие?

Это исследование того, как люди формируют впечатления и делают выводы о других людях как о суверенных личностях, где они узнают о чувствах и эмоциях других, собирая информацию, которую они получают из внешнего вида, вербального и невербального общения. Выражение лица, тон голоса, жесты рук, положение тела или движения — вот лишь несколько примеров того, как люди общаются без слов.

Компоненты социального восприятия

Есть четыре основных компонента: наблюдение, атрибуция, интеграция и подтверждение.

Наблюдение

Наблюдения служат первичными данными социального восприятия, взаимодействием трех источников: людей, ситуаций и поведения, эти источники используются в качестве доказательства для поддержки впечатления или вывода человека о других, чтобы собрать подтверждающие доказательства первоначального впечатление.

Люди – физическое влияние

Хотя общество пытается научить людей не судить других по их физическим чертам, как социальные воспринимающие, мы не можем не подвергаться влиянию волос, цвета кожи, роста, веса, стиля одежды, тона голоса, д., производя первое впечатление.

Люди склонны судить других, связывая определенные черты лица с определенными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, скошенный подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб. В то время как люди с детским лицом, как правило, ассоциируются с беспомощностью и безобидностью.

Ситуации – контекст переживаний

Люди способны легко предсказывать последовательность или результаты события, основываясь на масштабах и глубине своего прошлого опыта с подобным событием. На способность предвидеть исход ситуации также сильно влияет культурный фон человека, поскольку он неизбежно формирует типы переживаний.

Ситуационные наблюдения приводят людей к заранее установленным представлениям об определенных событиях или к объяснению причин человеческого поведения.

Поведение – невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация помогает людям выражать свои эмоции, отношение и характер. Наиболее распространенной формой невербальной коммуникации является использование выражения лица для передачи различных эмоций.

Атрибуция

Чтобы выразить личность человека как источник или причину его поведения во время события или ситуации, чтобы полностью понять влияние личных или ситуационных атрибуций, социальные воспринимающие должны интегрировать всю доступную информацию в единое впечатление .

Чтобы окончательно подтвердить эти впечатления, люди пытаются понять, найти и создать информацию в виде различных предубеждений, главное, что социальное восприятие определяется мотивами, эмоциями и когнитивными способностями человека. L

Следующим шагом на основе наблюдений за людьми, ситуациями и поведением является вывод о внутренних склонностях человека.

Теории атрибуции

Психологические исследования атрибуции начались с работы Фрица Хайдера в 1958, и впоследствии был разработан другими, такими как Гарольд Келли и Бернард Вайнер. Люди делают атрибуции для понимания окружающего мира, чтобы искать причины того или иного поведения индивида, они могут выносить суждения о том, что явилось причиной или причинами определенного поведения.

Теория атрибуции — это изучение того, какие системы и модели люди используют для атрибуции поведения других. Она пытается объяснить, как мы используем информацию о социальной среде, чтобы понять поведение других.

Интеграция

Если мгновенные суждения не выносятся путем наблюдения за людьми, ситуациями или поведением, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.

Теория интеграции информации

Норман Х. Андерсон, американский социальный психолог, разработал теорию интеграции информации в 1981 году, в которой утверждается, что впечатления создаются на основе личных предрасположенностей воспринимающего и средневзвешенных характеристик целевого индивидуума. .

Различия между воспринимающими обусловлены тем фактом, что люди используют себя в качестве эталона или системы отсчета при суждении или оценке других, они склонны видеть, что их собственные способности и черты благоприятны для того, чтобы они были у других, эти впечатления формируется на других может быть под влиянием текущего и временного настроения воспринимающего.

Концепция, называемая праймингом, также влияет на впечатления воспринимающего от других, прайминг — это тенденция к тому, чтобы вновь воспринимаемые или реализованные концепции или слова становились легкими и влияли на понимание новой информации.

Информация о чертах также влияет на впечатления людей о других, и психолог Соломон Аш был первым, кто обнаружил, что существование черты, как правило, указывает на существование других черт. воздействие на общее впечатление воспринимающего. Исследования показывают, что существует тенденция к тому, чтобы информация, представленная в начале последовательности, оказывала большее влияние на впечатления, чем информация, представленная позже, — концепция, называемая эффектом первичности.

Точность социального восприятия

Точность социального восприятия называется чувствительностью и эмпатией, если это восприятие становится неточным, совместная работа и жизнь будут затруднены, чтобы добиться успеха в обществе, социальное восприятие человека должно быть точным. Исследования показывают, что группы, которые точно воспринимают социальное поведение, более эффективны, чем группы, состоящие из членов с менее точным восприятием.

Аналогичным образом, в небольшой группе правильное восприятие лидером своих коллег повышает эффективность, общество дает большее признание тем, кто дает точное и эффективное восприятие людей в обществе и их поведения.

Если человек неправильно воспринимает людей, это не нравится обществу. Социальное восприятие исходит из изучения социального и межличностного поведения и связано с эффективным социальным поведением.

Компетентность в межличностном поведении помогает более эффективно участвовать в групповой деятельности и обсуждении, когда точно воспринимаемые качества членов группы имеют отношение к деятельности, только точное социальное восприятие ведет к повышению межличностных отношений, конкуренции и групповой эффективности.

Если психиатр не точно воспримет, например, психически больного, тогда диагноз и лечение станут неверными. Но в больнице мнение врача о том, что миксер недоволен и хочет уйти с работы, не имеет отношения к работе больницы.

Факторы, влияющие на социальное восприятие

Социальное восприятие иногда становится предвзятым и неправильным в силу социального престижа, высокого положения в обществе, повышенной ответственности и достатка, также на него влияют физические данные, привлекательность, власть и признание, образование и т. д.

Как правило, привлекательные люди с высоким статусом, выполняющие важную работу, несут большую ответственность за свои действия, чем неэффективные люди с низким статусом, исследования подтверждают эту точку зрения.

Точно так же люди, которые считают себя сильными в управлении своей судьбой и своими действиями, воспринимают других как контролеров своей судьбы. С другой стороны, люди, которые чувствуют, что у них меньше власти или бессилия, воспринимают других как контролируемых внешними событиями.

Доверие, личные отношения и тесная связь с человеком также влияют на социальное восприятие, незнакомец воспринимается иначе, чем уже знакомый человек. В то время как доверие и хорошие личные отношения помогают определить положительные факторы, которые приводят к положительному социальному восприятию, недоверию, предвзятости и предрассудкам, неприятные отношения приводят к отрицательному социальному восприятию.

Роль потребности, ценности и прошлого опыта также нельзя недооценивать в социальном восприятии, чувство благодарности зависит от восприятия. «X», связанный «Y», всегда воспринимает «Y» как лучшего человека по сравнению с кем-то другим, кто его не принуждал. Кроме того, восприятие становится более позитивным, когда оно воспринимает благосклонность и обязанность как преднамеренные, чем случайные или непреднамеренные.

Состояние человека также влияет на восприятие и суждение старших детей. Как правило, считается, что человек с высоким статусом имеет добрые намерения во всем, что он делает, а не человек с низким статусом.

Когда кто-то воспринимается как делающий ему что-то хорошее не для получения благосклонности, а спонтанно и из любви или великодушно, это воспринимается как очень приемлемое и осыпается комплиментами, является ли действие человека преднамеренным или случайным, определяется знание способностей человека.

Оправданность — еще один фактор, влияющий на общественное восприятие, она зависит от того, насколько данное действие обосновано, если действие нарушает этические нормы или отклоняется от социальных норм, обычаев и традиций, не стоит на месте. уместно и, следовательно, вынужден совершить негативное действие из-за определенных принуждений, находящихся вне его контроля.

Примеры социального восприятия

– Гендерный стереотип, наблюдаемый во всех культурах, состоит в том, что женщины более терпеливы, чувствительны, нежны, ласковы или готовы помочь.

— Ассоциирование определенной расы с определенными поведенческими чертами или категоризация людей на основе их национальности: американцы такие умные, итальянцы такие креативные, немцы такие пунктуальные, японцы такие образованные и так далее.

– Религиозное разнообразие в мире также является прочной основой для развития устойчивых социальных представлений, это не обязательно предрассудок, но даже концепция групп или предпочтительное отношение к людям определенного религиозного происхождения является еще одним хорошим примером.

– Тревожные или застенчивые люди часто думают, что другие говорят о них или критикуют их, хотя на самом деле это может быть не так.

– Многие считают, что красивые люди хорошие (или добрые и дружелюбные), это известно как эффект ореола.

— У нас также есть много личных воспоминаний, которые могут хорошо подойти в качестве примеров социального восприятия. Возможно, мы изначально неправильно оценили нашу любимую школьную учительницу как «плохого человека» только потому, что она настаивала на дисциплине.

Улыбка часто служит важным фактором, определяющим социальное восприятие  . На любом общественном собрании люди, как правило, подходят к тем, кто улыбается, эти улыбающиеся лица, вероятно, кажутся более открытыми для новичка, пытающегося ворваться в группу.

Наши отношения, суждения и мнения связывают познание, эмоции и действия. Так как мы испытываем это каждый день, наше отношение преобразуется в наши действия и поведение, что, как говорится, кажется, что поклонники оптимизма и позитивного мышления или последователи «закона притяжения» определенно должны быть мастерами бросать вызов. правила социального восприятия. Будем надеяться, что это впечатление не считается примером социального восприятия.

Индивидуальные различия в восприятии человека – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание

Цели обучения

  1. Обозначить некоторые важные факторы индивидуальных различий, влияющие на причинно-следственные связи людей.
  2. Объясните, как атрибуции могут влиять на психическое здоровье, и как психическое здоровье может влиять на атрибуции.
  3. Узнайте, как и почему люди прибегают к атрибуциям и поведению, которые ограничивают их возможности.

 

До этого момента мы сосредоточились на том, как внешний вид, поведение и черты людей, с которыми мы сталкиваемся, влияют на наше понимание их. Вполне логично, что мы сосредоточимся на этом, поскольку социальная психология делает акцент на социальной ситуации — в данном случае на людях, которых мы судим. Но человек также важен, поэтому давайте рассмотрим некоторые переменные личности, которые влияют на то, как мы судим о других людях.

Характеристики приемника

До сих пор мы предполагали, что разные воспринимающие будут формировать примерно одинаковое впечатление об одном и том же человеке. Например, если два человека думают о своей общей подруге Джанетте или описывают ее кому-то другому, каждый из них должен думать или описывать ее примерно одинаково. В конце концов, Джанетта есть Джанетта, и у нее должна быть личность, которую они оба могут видеть. Но это не всегда так; у них могут сложиться разные впечатления о Джанетте по разным причинам. Во-первых, опыт двух людей с Джанеттой может быть несколько разным. Если один видит ее в разных местах и ​​говорит с ней о разных вещах, чем с другим, то у каждого из них будет свой образец поведения, на котором основываются их впечатления.

Но у них может даже сложиться разное впечатление о Джанетте, если они увидят, что она ведет себя точно так же. В каждый опыт каждый из нас привносит свои собственные схемы, отношения и ожидания. На самом деле процесс интерпретации гарантирует, что у всех нас не сформируется одинаковое впечатление о людях, которых мы видим. Это, конечно же, отражает основной принцип, который мы обсуждали на протяжении всей этой книги: наш предыдущий опыт окрашивает наше нынешнее восприятие.

Одним из факторов, влияющих на то, как мы воспринимаем других, является текущая когнитивная доступность данной характеристики человека, то есть степень, в которой характеристика человека быстро и легко приходит на ум воспринимающему. Различия в доступности заставят разных людей обращать внимание на разные аспекты другого человека. Некоторые люди впервые замечают, насколько кто-то привлекателен, потому что их очень заботит внешний вид — для них внешний вид является очень доступной характеристикой. Другие обращают больше внимания на расу или религию человека, а третьи обращают внимание на его рост или вес. Если вы интересуетесь стилем и модой, вы, вероятно, сначала заметите одежду человека, тогда как другой человек, скорее всего, заметит спортивные навыки человека.

Вы видите, что эти различия в доступности будут влиять на виды впечатлений, которые мы формируем о других, потому что они влияют на то, на чем мы фокусируемся и как мы думаем о них. На самом деле, когда людей просят описать других, описания, данные одним и тем же воспринимающим о 90 141 разных 90 142 людях, часто больше совпадают, чем описания, предоставленные разными воспринимающими о 90 141 одном и том же 90 142 целевом человеке (Дорнбуш, Хасторф, Ричардсон, Маззи и Вриланд, 19 лет65; Парк, 1986). Если кто-то очень заботится о моде, этот человек будет описывать друзей в этом измерении, а если кто-то другой заботится о спортивных навыках, он или она будет описывать друзей на основе этих качеств. Эти различия отражают акцент, который мы, как наблюдатели, придаем характеристикам других, а не реальным различиям между этими людьми. Наше мнение о других иногда может быть более информативным о нас, чем о них.

Люди также различаются по тому, насколько тщательно они обрабатывают информацию о других. У некоторых людей есть сильная потребность думать и понимать других. Я уверен, вы знаете таких людей — они хотят знать, почему что-то пошло не так или правильно, или просто узнать больше о тех, с кем они взаимодействуют. Потребность в познании относится к склонности тщательно и всесторонне обдумывать свой опыт,  включая социальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся (Cacioppo & Petty, 1982). Люди с сильной потребностью в познании, как правило, обрабатывают информацию более вдумчиво и, следовательно, в целом могут делать больше причинно-следственных атрибуций. Напротив, люди без сильной потребности в познании, как правило, более импульсивны и нетерпеливы и могут делать атрибуции быстрее и спонтанно (Sargent, 2004). Что касается атрибутивных различий, есть некоторые свидетельства того, что люди с более высокой потребностью в познании могут принимать во внимание больше ситуационных факторов при рассмотрении поведения других. Следовательно, они, как правило, более терпимо, чем карательно относятся к людям в стигматизированных группах (Van Hiel, Pandelaere, & Duriez, 2004).

Хотя потребность в познании относится к тенденции тщательно и всесторонне обдумывать любую тему, существуют также индивидуальные различия в склонности интересоваться людьми более конкретно. Например, Флетчер, Даниловичс, Фернандес, Петерсон и Ридер (1986) обнаружили, что специалисты по психологии больше интересуются людьми, чем специалисты по естественным наукам. В свою очередь, типы атрибуций, которые они склонны делать в отношении поведения, могут быть разными.

Индивидуальные различия существуют не только в глубине наших атрибуций, но и в типах атрибуций, которые мы склонны делать в отношении самих себя и других (Plaks, Levy, & Dweck, 2009).). Некоторые люди являются теоретиками сущностей , которые склонны полагать, что черты людей фундаментально стабильны и неспособны к изменению . Сторонники теории сущностей, как правило, сосредотачиваются на чертах других людей и склонны делать много личных атрибуций. С другой стороны, инкрементальные теоретики — это те , которые верят, что личности сильно меняются со временем, и поэтому с большей вероятностью будут приписывать событиям ситуативные атрибуции. Теоретики приращения больше сосредоточены на динамических психологических процессах, возникающих в результате изменения психического состояния людей в различных ситуациях.

В одном из соответствующих исследований Молден, Плакс и Двек (2006) обнаружили, что, будучи вынужденными быстро выносить суждения, люди, которые были классифицированы как теоретики сущностей, тем не менее, все же могли делать личные атрибуции о других, но не могли легко кодировать ситуационные причины поведения. С другой стороны, когда люди, которые были классифицированы как сторонники инкрементальной теории, были вынуждены быстро выносить суждения, они могли лучше использовать ситуационные аспекты сцены, чем личности актеров.

Индивидуальные различия в стилях атрибуции также могут влиять на наше собственное поведение. Теоретики сущностей с большей вероятностью столкнутся с трудностями при переходе к новым задачам, потому что они не думают, что смогут адаптироваться к новым вызовам. Сторонники инкрементальной теории, с другой стороны, более оптимистичны и лучше справляются с такими сложными условиями, потому что они верят, что их личность может адаптироваться к новой ситуации. Вы видите, что эти различия в том, как люди делают атрибуции, могут помочь нам понять, как мы думаем о себе и других, и как мы реагируем на наши собственные социальные контексты (Malle, Knobe, O’Laughlin, Pearce, & Nelson, 2000).

Research Focus

Как наши атрибуции могут повлиять на успеваемость в школе

Кэрол Двек и ее коллеги (Blackwell, Trzesniewski, & Dweck, 2007) проверяли, могут ли типы атрибуций, которые учащиеся делают в отношении своих характеристик, влиять на их успеваемость в школе. Они оценили атрибутивные тенденции и математические способности 373 учеников младших классов средней школы в Нью-Йорке. Когда они впервые перешли в седьмой класс, все учащиеся прошли определенную оценку атрибутивных стилей. Те, кто был склонен соглашаться с такими утверждениями, как «У вас есть определенный уровень интеллекта, и вы действительно мало что можете сделать, чтобы изменить его», были классифицированы как 9.0141 теоретиков сущностей , в то время как те, кто больше соглашался с такими утверждениями, как «Вы всегда можете значительно изменить свой интеллект», были классифицированы как сторонники инкрементной теории . Затем исследователи измерили оценки учеников по математике в конце осеннего и весеннего семестров в седьмом и восьмом классах.

Как вы можете видеть на следующем рисунке, исследователи обнаружили, что учащиеся, которые были классифицированы как сторонники теории приращения, улучшили свои математические оценки значительно больше, чем учащиеся, изучающие сущности. Кажется, сторонники теории приращения действительно верили, что могут улучшить свои навыки, и тогда они действительно смогли это сделать. Эти результаты подтверждают, что то, как мы думаем о чертах, может иметь существенное влияние на наше собственное поведение.

 

Рисунок 5.10. Учащиеся, которые считали, что их интеллект более податлив (постепенные стили), с большей вероятностью улучшали свои математические навыки, чем учащиеся, которые считали, что интеллект трудно изменить (стили сущностей). Данные взяты из Blackwell et al. (2007). Блэквелл, Л.С., Тшесневски, К.Х., и Двек, К.С. (2007). Неявные теории интеллекта предсказывают достижения подросткового перехода: лонгитюдное исследование и вмешательство. Развитие ребенка, 78 (1), 246–263.

 

 

Атрибуционные стили и психическое здоровье

Как мы видели в этой главе, то, как мы приписываем другим людям, оказывает большое влияние на нашу реакцию на них. Но мы также приписываем собственное поведение. Социальные психологи обнаружили, что существуют важные индивидуальные различия в атрибуциях, которые люди приписывают негативным событиям, которые они переживают, и что эти атрибуции могут иметь большое влияние на то, как они относятся к ним и реагируют на них. Одно и то же негативное событие может вызвать тревогу и депрессию у одного человека, но практически не повлияет на другого. А еще кто-то может рассматривать негативное событие как вызов и еще больше пытаться преодолеть трудности (Blascovich & Mendes, 2000).

Основным фактором, определяющим нашу реакцию на воспринимаемые угрозы, является тип их атрибуции. Атрибуционный стиль относится к типу атрибуций, которые мы склонны делать для происходящих с нами событий . Эти атрибуции могут относиться к нашим собственным характеристикам ( внутреннее ) или к ситуации ( внешнее ), но атрибуции также могут быть сделаны по другим измерениям, включая стабильное против нестабильное и глобальный по сравнению с конкретным . Стабильные атрибуты , которые, по нашему мнению, будут относительно постоянными , тогда как нестабильные атрибуты , как ожидается, со временем изменятся . Глобальные атрибуты — это те , которые , по нашему мнению , широко применимы , тогда как конкретные атрибуты — это те причины , которые мы считаем более уникальными для конкретных событий .

Возможно, вы знаете некоторых людей, которые склонны негативно или пессимистично приписывать негативные события, которые они переживают. Мы говорим, что у этих людей есть отрицательный атрибутивный стиль . Это склонность объяснять негативные события ссылками на их собственные внутренние, устойчивые и глобальные качества . Люди с негативным стилем атрибуции говорят примерно следующее:

  • «Я потерпел неудачу, потому что я плохой» ( внутренняя атрибуция ).
  • «Я всегда терплю неудачу» ( устойчивая атрибуция ).
  • «Я терплю неудачу во всем» ( глобальная атрибуция ).

Вы можете себе представить, что результатом этих негативных стилей атрибуции является чувство безнадежности и отчаяния (Metalsky, Joiner, Hardin, & Abramson, 19).93). Действительно, Эллой, Абрамсон и Фрэнсис (1999) обнаружили, что студенты колледжа, указавшие, что у них был негативный стиль атрибуции, когда они впервые поступили в колледж, с большей вероятностью, чем те, у кого был более позитивный стиль, испытали эпизод депрессии в течение нескольких следующих нескольких лет. месяцы.

Говорят, что люди, которые имеют   крайне негативный стиль атрибуции, в котором они постоянно делают внешние, стабильные и глобальные атрибуции своего поведения , испытывают выученная беспомощность  (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978; Seligman, 1975). Выученная беспомощность была впервые продемонстрирована в исследованиях, в ходе которых было обнаружено, что некоторые собаки, пристегнутые к шлейке и подвергшиеся болезненному поражению электрическим током, становились пассивными и отказывались от попыток спастись от удара током даже в новых ситуациях, когда шлейка была снята, а побег был предрешен. поэтому возможно. Точно так же некоторые люди, подвергшиеся воздействию всплесков шума, позже не смогли остановить шум, когда они действительно были в состоянии это сделать. Те, кто испытывает выученную беспомощность, не чувствуют, что они могут контролировать свои собственные результаты, и с большей вероятностью будут иметь различные негативные последствия для здоровья, включая тревогу и депрессию (Henry, 2005; Peterson & Seligman, 19).84).

Большинство людей склонны к более позитивному атрибутивному стилю  — способам объяснения событий, связанных с высокой самооценкой, и тенденции объяснять пережитые негативные события обращением к внешним, неустойчивым и специфическим качествам . Таким образом, люди с позитивным стилем атрибуции с большей вероятностью скажут что-то вроде следующего:

  • «Я не справился, потому что задание очень сложное» ( внешняя атрибуция ).
  • «В следующий раз я сделаю лучше» ( нестабильная атрибуция ).
  • «Я потерпел неудачу в этой области, но я хорош в других вещах» ( конкретная атрибуция ).

Подводя итог, мы можем сказать, что люди, которые более позитивно относятся к пережитым ими негативным событиям, будут дольше настойчиво выполнять задачи, и эта настойчивость может им помочь. Эти атрибуции также могут способствовать всему: от успехов в учебе (Boyer, 2006) до улучшения психического здоровья (Vines & Nixon, 2009).). Однако существуют пределы эффективности этих стратегий. Мы не можем контролировать все, и попытки сделать это могут вызвать стресс. Мы можем изменить некоторые вещи, но не другие; поэтому иногда важно знать, когда лучше сдаться, перестать беспокоиться и просто позволить всему происходить. Позитивное, слегка оптимистичное мировоззрение полезно, как мы выяснили в главе 2, но мы не можем быть нереалистичными в отношении того, что мы можем и чего не можем делать. Нереалистичный оптимизм  это  склонность чрезмерно позитивно оценивать вероятность того, что с нами произойдут негативные события, и что мы сможем эффективно справиться с ними, если они произойдут . Когда мы слишком оптимистичны, мы можем настроить себя на неудачу и депрессию, когда дела идут не так, как мы надеялись (Weinstein & Klein, 1996). Мы можем думать, что невосприимчивы к потенциальным негативным последствиям вождения в нетрезвом виде или небезопасного секса, но эти оптимистичные убеждения могут быть рискованными.

Полученные здесь данные о связи атрибутивного стиля с психическим здоровьем приводят к интересному прогнозу о том, что благополучие людей может быть улучшено путем перехода от негативного к (умеренно) позитивному или оптимистичному атрибутивному стилю. На основе этой идеи были разработаны мероприятия по атрибутивной переподготовке. Было показано, что эти типы психотерапии действительно помогают людям в развитии более позитивного атрибутивного стиля и с некоторым успехом облегчают симптомы депрессии, тревоги и обсессивно-компульсивных расстройств (Wang, Zhang, Y., Zhang, N., & Чжан, Дж., 2011). Дисфункциональные атрибуции также могут лежать в основе трудностей в отношениях, включая жестокое обращение, когда партнеры постоянно негативно оценивают поведение друг друга. Опять же, переобучение пар более сбалансированным атрибуциям друг друга может быть полезным, помогая продвигать более позитивные модели общения и повышать удовлетворенность отношениями (Hrapczynski, Epstein, Werlinich, LaTaillade, 2012).

Атрибуции также играют важную роль в качестве рабочих отношений между клиентами и терапевтами в психиатрических учреждениях. Если и клиент, и терапевт одинаково приписывают причины проблем клиента, это может способствовать взаимопониманию, эмпатии и уважению (Duncan & Moynihan, 1994). Кроме того, клиенты обычно оценивают своих терапевтов как более заслуживающих доверия, когда их атрибуции больше похожи на их собственные (Atkinson, Worthington, Dana, & Good, 19). 91). В свою очередь, терапевты, как правило, сообщают о том, что они могут более позитивно работать с клиентами, которые приписывают им подобные атрибуции (O’Brien & Murdock, 1993).

Наряду с развитием более позитивного стиля атрибуции существует еще одна техника, которую люди иногда используют здесь, чтобы помочь себе чувствовать себя лучше, известная как самоограничение . Самоограничение происходит , когда мы делаем заявления или совершаем действия, которые помогают нам создать удобную внешнюю атрибуцию потенциальной неудачи . Есть два основных способа, которыми мы можем препятствовать себе. Один из них заключается в использовании упреждающей корыстной атрибуционной предвзятости, когда мы заранее заявляем о внешнем факторе, который может снизить нашу производительность, и мы можем использовать его, если дела пойдут плохо. Например, на собеседовании или перед презентацией на работе Вероника может сказать, что плохо себя чувствует, и попросить аудиторию не ожидать от нее слишком многого из-за этого.

Другой метод самоограничения состоит в том, чтобы вести себя таким образом, чтобы сделать успех менее вероятным, что может быть эффективным способом справиться с неудачей, особенно в обстоятельствах, когда мы чувствуем, что задача обычно может быть слишком сложной. Например, в исследовании Бергласа и Джонса (1978), участники сначала выполнили тест на интеллект, с которым они справились очень хорошо. Затем им объяснили, что исследователи проверяли влияние различных препаратов на работоспособность и что их попросят пройти аналогичный, но потенциально более сложный тест на интеллект, пока они находятся под воздействием одного из двух разных препаратов.

Затем участникам был предоставлен выбор: они могли принять таблетку, которая должна была способствовать выполнению разведывательной задачи (что облегчало их выполнение), или таблетку, которая должна была препятствовать выполнению разведывательной задачи, тем самым усложняя задачу. задание труднее выполнить (на самом деле лекарства не вводились). Берглас обнаружил, что мужчины, но не женщины, занимались самоограничением: они предпочитали принимать препарат, снижающий производительность, а не улучшающий ее, выбирая препарат, который обеспечивает удобную внешнюю атрибуцию потенциальной неудачи. Хотя женщины также могут мешать себе, в частности, указывая на то, что они не могут хорошо работать из-за стресса или нехватки времени (Hirt, Deppe, & Gordon, 19).91), кажется, мужчины делают это чаще. Этот вывод согласуется с общими гендерными различиями, о которых мы говорили во многих местах этой книги: в среднем мужчины больше, чем женщины, озабочены использованием этого типа самоутверждения для повышения своей самооценки и социального статуса в глазах окружающих. себя и других.

Вы можете видеть, что есть некоторые преимущества (но также, конечно, и некоторые издержки) самоограничения. Если мы потерпим неудачу после того, как помешаем себе, мы просто возложим вину за неудачу на внешний фактор. Но если мы добьемся успеха, несмотря на препятствие, которое сами себе создали, мы сможем четко определить внутренние причины нашего успеха. «Посмотрите, как хорошо я выступила с презентацией на работе, хотя чувствовала себя неважно!»

Участие в поведении, которое создает помехи для себя, может быть дорогостоящим, потому что это мешает нам добиться успеха. На самом деле, исследование показало, что люди, которые сообщают о том, что они являются инвалидами, регулярно демонстрируют более низкую удовлетворенность жизнью, меньшую компетентность, более плохое настроение, меньший интерес к своей работе и большее злоупотребление психоактивными веществами (Zuckerman & Tsai, 2005). Метааналитические данные показывают, что усиление самоограничений также связано с более негативными академическими результатами (Schwinger, Wirthwein, Lemmer, & Steinmayr, 2014). Хотя самоограничение может показаться полезным для защиты наших чувств от неудач, в долгосрочной перспективе это не лучший путь.

К счастью, у большинства людей есть разумный баланс между оптимизмом и реализмом в атрибуциях, которые они делают (Taylor & Armor, 1996), и они не часто полагаются на самоограничение. Они также склонны ставить цели, которые, по их мнению, могут достичь, и регулярно добиваться определенного прогресса в их достижении. Исследования показали, что постановка разумных целей и ощущение, что мы движемся к ним, делают нас счастливыми, даже если на самом деле мы не достигаем этих целей (Lawrence, Carver, & Scheier, 2002). Как говорится, быть в пути часто важнее, чем добраться до места назначения.

 

Key Takeaways

  • Поскольку каждый из нас использует свои собственные ожидания в суждениях, у людей могут сложиться разные впечатления от одного и того же человека, выполняющего одно и то же поведение.
  • Индивидуальные различия в когнитивной доступности данной личной характеристики могут привести к большему совпадению в описаниях, предоставляемых одним и тем же воспринимающим о разных людях, чем в описаниях, предоставляемых разными воспринимающими об одном и том же целевом человеке.
  • Люди с сильной потребностью в познании в целом делают больше причинных атрибуций. Теоретики сущностей, как правило, сосредотачиваются на чертах других людей и склонны делать много личных атрибуций, тогда как сторонники теории приращения склонны полагать, что личности сильно меняются со временем, и поэтому с большей вероятностью будут делать ситуативные атрибуции событий.
  • Индивидуальные различия в стилях атрибуции могут влиять на то, как мы реагируем на негативные события, с которыми сталкиваемся.
  • О людях с крайне негативными стилями атрибуции, в которых они постоянно делают внешние, стабильные и глобальные атрибуции своего поведения, говорят, что они испытывают выученную беспомощность.
  • Самоограничение — это метод атрибуции, который не позволяет нам приписывать способности нашим собственным неудачам.
  • Позитивное мировоззрение полезно, но его нужно сдерживать. Мы не можем быть нереалистичными в том, что мы можем и не можем делать.

Ссылки

Абрамсон, Л.Ю., Селигман, М.Е., и Тисдейл, Дж.Д. (1978). Выученная беспомощность у людей: критика и переформулировка. Journal of Abnormal Psychology, 87 (1), 49–74;

Аллой, Л.Б., Абрамсон, Л.Ю., и Фрэнсис, Э.Л. (1999). Придают ли негативные когнитивные стили уязвимость к депрессии? Современные направления психологической науки, 8 (4), 128–132.

Аткинсон, Д. Р., Уортингтон, Р. Л., Дана, Д. М., и Гуд, Г. Е. (1991). Убеждения об этиологии, предпочтения в отношении направлений консультирования и эффективность консультирования. Журнал консультативной психологии, 38, 258-264.

Берглас С. и Джонс Э. Э. (1978). Выбор наркотиков как самоинвалидирующая стратегия в ответ на непредвиденный успех. Журнал личности и социальной психологии, 36 (4), 405–417.

Блэквелл, Л.С., Тшесневски, К.Х., и Двек, К.С. (2007). Неявные теории интеллекта предсказывают достижения подросткового перехода: лонгитюдное исследование и вмешательство. Развитие ребенка, 78 (1), 246–263.

Бласкович, Дж. , и Мендес, В.Б. (2000). Оценка вызовов и угроз: роль аффективных сигналов. В JP Forgas (Ed.), Чувство и мышление: роль аффекта в социальном познании  (стр. 59–82). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Бойер, В. (2006). Акцентируйте положительное: взаимосвязь между положительным стилем объяснения и академической успеваемостью будущих учителей начальных классов. Журнал исследований детского образования , 21 (1), 53-63. doi: 10.1080/02568540609594578

Качиоппо, Дж. Т., и Петти, Р. Э. (1982). Потребность в познании. Журнал личности и социальной психологии, 42 , 116–131.

Дорнбуш С.М., Хасторф А.Х., Ричардсон С.А., Маззи Р.Е. и Вриланд Р.С. (1965). Воспринимающий и воспринимаемое: их относительное влияние на категории межличностного познания. Журнал личности и социальной психологии, 1 (5), 434–440.

Дункан, Б.Л., и Мойнихан, Д.В. (1994). Применение исследования результатов: преднамеренное использование системы взглядов клиента. Психотерапия, 31, 294-301.

Флетчер Г. Дж. О., Данилович П., Фернандес Г., Петерсон Д. и Ридер Г. Д. (1986). Атрибуционная сложность: мера индивидуальных различий. Журнал личности и социальной психологии, 51 (4), 875–884.

Генри, ПК (2005). Жизненный стресс, объяснительный стиль, безнадежность и профессиональный стресс. International Journal of Stress Management, 12,  241–256;

Хирт, Э. Р., Деппе, Р. К., и Гордон, Л. Дж. (1991). Самоотчет против поведенческого самоограничения: эмпирические доказательства теоретического различия. Журнал личности и социальной психологии, 61 (6), 981–991.

Храпчински, К.М., Эпштейн, Н.Б., Верлинич, К.А., и Латайлад, Дж.Дж. (2012). Изменения негативных атрибуций во время парной терапии оскорбительного поведения: отношение к изменениям в удовлетворенности и поведении. Journal Of Marital And Family Therapy , 38 ( Suppl 1 ), 117-132. doi:10.1111/j.1752-0606.2011.00264. x

Лоуренс, Дж. В., Карвер, К. С., и Шайер, М. Ф. (2002). Скорость достижения цели в непосредственном опыте как детерминанта аффекта. Журнал прикладной социальной психологии, 32 (4), 788–802. doi: 10.1111/j.1559–1816.2002.tb00242.x

Малле, Б.Ф., Нобе, Дж., О’Лафлин, М.Дж., Пирс, Г.Е., и Нельсон, С.Е. (2000). Концептуальная структура и социальные функции объяснений поведения: помимо атрибуции человека и ситуации. Журнал личности и социальной психологии, 79 (3), 309–326.

Металски Г.И., Джойнер Т.Е., Хардин Т.С. и Абрамсон Л.Ю. (1993). Депрессивные реакции на неудачу в натуралистической обстановке: проверка теорий депрессии безнадежности и самооценки. Journal of Abnormal Psychology, 102 (1), 101–109.

Молден, округ Колумбия, Плакс, Дж. Э., и Двек, К. С. (2006). «Значимые» социальные выводы: влияние неявных теорий на процессы вывода. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 738–752.

О’Брайен, К.М., и Мердок, Н. Л. (1993). Отношение работников приютов к избитым женщинам. Sex Roles, 29, 183–194.

Парк, Б. (1986). Метод изучения развития впечатлений реальных людей. Журнал личности и социальной психологии, 51 (5), 907–917.

Петерсон, К., и Селигман, MEP (1984). Причинные объяснения как фактор риска депрессии: теория и доказательства. Psychological Review, 91,  347–374.

Плакс, Дж. Э., Леви, С. Р., и Двек, К. С. (2009). Мирские теории личности: краеугольные камни значения в социальном познании. Компас социальной психологии и психологии личности, 3 (6), 1069–1081. doi: 10.1111/j.1751–9004.2009.00222.x

Сарджент, М. (2004). Меньше мыслей, больше наказания: потребность в познании предсказывает поддержку карательных мер в ответ на преступление. Бюллетень личности и социальной психологии, 30 (11), 1485–1493. doi: 10.1177/0146167204264481

Швингер М., Виртвайн Л., Леммер Г. и Штайнмайр Р. (2014). Академическая самопомощь и достижения: метаанализ. Journal Of Educational Psychology , doi:10.1037/a0035832

Seligman, ME (1975). Беспомощность: О депрессии, развитии и смерти . Сан-Франциско, Калифорния: WH Freeman.

Тейлор, С.Э., и Армор, Д.А. (1996). Позитивные иллюзии и преодоление невзгод. Journal of Personality, 64 , 873–898.

Ван Хиль, А., Панделэр, М., и Дурьез, Б. (2004). Влияние потребности в закрытии на консервативные убеждения и расизм: дифференциальное посредничество авторитарным подчинением и авторитарным доминированием. Бюллетень по психологии личности и социальной психологии , 30 (7), 824-837. doi: 10.1177/0146167204264333

Вайнс, Л., и Никсон, Р. В. (2009). Позитивный атрибутивный стиль, жизненные события и их влияние на настроение детей: проспективное исследование. Австралийский журнал психологии , 61 (4), 211-219. doi:10.1080/00049530802579507

Ван, К., Чжан, Ю., Чжан, Н., и Чжан, Дж. (2011). Психосоциальные эффекты групповой терапии атрибутивной переподготовки при большом депрессивном расстройстве, тревожных расстройствах и обсессивно-компульсивном расстройстве.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts