Развитие психики и сознания
12.07.2012
1. Основные этапы развития психики в филогенезе.
Этапы развития в филогенезе и их краткая характеристика представлены в таблице.
2. Основные особенности онтогенеза психики человека.
1) В развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на шкале филогенетического развития, тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для достижения полной психологической и поведенческой зрелости. Человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенсируется чрезвычайной пластичностью его мозга, способностью к прижизненному формированию функциональных систем.
Если у животных видовой опыт зафиксирован преимущественно в генетических программах, которые автоматически развертываются по мере индивидуального развития, то у человека большая часть видового опыта фиксирована не в генетической, а во внешней форме — в виде культурно-исторического опыта, который усваивается ребенком в процессе взаимодействия со взрослыми.
Различие процессов онтогенетического развития психики у животных и у человека можно пояснить следующей схемой.
2) Психическое развитие ребенка зависит от совместного влияния двух факторов:
- биологического созревания организма,
- от взаимодействия со средой.
Для каждого психологического свойства индивида есть свой оптимальный период формирования, когда влияние среды максимально эффективно. Он носит название сензитивного периода для данного свойства. Так, например, сензитивный период оптимального становления речи охватывает возраст от 1 года до 3-х лет.
3) Развитие психики человека идет одновременно по нескольким линиям: познавательное (интеллектуальное) развитие; социальное развитие; личностное развитие; морально-нравственное развитие и проч. Развитие разных сфер психики происходит неравномерно: по каким-то линиям развитие может идти интенсивнее, по другим медленнее. Неравномерность психического развития приводит к возникновению так называемых кризисов развития.
В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подросткового возраста, которые возникают как результат несоответствия в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер.Положительное значение таких кризисов заключается в том, что они стимулируют развитие «отстающих» сфер, являясь, таким образом, движущей силой саморазвития личности в целом.
3. Характеристика человеческого сознания.
Сознание, как высшая форма психического отражения, имеет ряд отличительных особенностей.
- В структуру сознания входит совокупность знаний о мире. Благодаря языку эти знания получаются человеком не только из индивидуального опыта (как у животных), но и из культурного опыта, от прошлых поколений. Человек может получать знания о предметах и явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.
- Отличительной особенностью сознания является разделение субъекта и объекта, т. е. различение «Я» и «не-Я», способность отделять объект от своего отношения к нему. У животных и маленьких детей субъект и объект слиты. Т. е. чувства, эмоции, которые вызывает некоторый предмет (или человек), воспринимаются как свойства самого предмета (или человека). По мере развития сознания человек научается отличать одно от другого. (Хотя и взрослые люди зачастую бывают склонны смешивать объективные характеристики ситуации со своим к ней отношением).
- Сознательный индивид обладает способностью к целеполагающей деятельности, благодаря которой становится возможной произвольная регуляция поведения.
У животного активность направляется и регулируется биологической потребностью или внешней ситуацией. Человек может совершать действия в отсутствии актуальной потребности (к примеру, готовить пищу, не будучи голодным). Человек способен ориентироваться в своей активности не только на нынешнюю ситуацию, но и на ситуацию, которая, возможно, будет иметь место в будущем. Т. о., человек, обладающий сознанием, имеет возможность не идти на поводу у ситуации или потребности. Функцию регуляции его поведения берет на себя осознанно поставленная цель.
Случается, что активность человека обуславливается не целью, но непосредственной потребностью или ситуацией (фрейдовские «ошибочные действия
Ключевые слова: Психика, Сознание
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Психика и сознание Максименко С.Д., Общая психология |
Сознание как высшая форма психики Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн…. |
Сознание. Развитие психики … |
Сознание как высшая ступень развития психики Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Феноменология сознания Гарри Хант, О природе сознания |
Нарушение психических функций при поражении диэнцефальных отделов головного мозга Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с… |
Развитие психики в филогенезе Петровский А.В., Психология в России. XX век |
Этапы развития психики
Когда многие из нас заняты какой-либо активной деятельностью, то есть, не сидят на месте, то таким образом они не только привносят в свою жизнь или новые навыки, или ощущения, эмоции и пр. , но также формируют свой внутренний мир. Именно благодаря трудовой деятельности, общению с окружающими нас людьми можно наблюдать этапы развития психики.
Достижение поставленных целей дарует и уверенность в собственных силах, и явный пример проявления психического здоровья каждого из нас. На протяжении всех этапов развития психики умственные и внешние действия личности с материальными объектами дополняют друг друга.
Основные этапы развития психики
Стоит отметить, что основные этапы развития психики рождаются постепенно, по мере эволюционного совершенствования каждого живого существа:
- Этап ощущения, сенсорный, характерен безусловными рефлексами, не отличающимися особой сложностью. Развивается двигательный аппарат, вместе с тем — осязание, слух, зрение, обоняние и пр.
- Этап восприятия знаменует появление сложной нервной системы, совершенствуются те ее отделы, которые образуют связи между анализаторами. Появляется, в первую очередь, моторная память. Животные приобретают умения проявлять собственные эмоции.
- Интеллектуальный: способность к поведению интеллектуального характера в случае появления трудностей на пути к достижению поставленных целей, но такие поступки, зачастую, не являются доминирующими в поведении.
- Этап психологического и физического формирования . Есть только у людей. В этот период развиваются задатки речи, абстрактного мышления, возникает потребность в общении с себе подобными. Важно отметить, что далее перечислены основные этапы развития психики, которые есть только у человека.
- Этап сознания. Стремление познавать мир в окружающей человека реальности, наличие тяги к творческим занятиям.
- Этап человеческого самосознания, неотъемлемой частью которого есть познание собственного «я» посредством познания окружающих людей. Развитие самоконтроля, самовоспитания.
- Этап социального поведения. Именно на данном этапе личность каждого человека достигает совершенства.
В этапах развития психики человека особое значение отводится его роли в социуме, взаимодействии с ним. Это говорит о том, что психическое формирование определяется не только биологическими компонентами (присуще животным), но и социально-культурными.
Статьи по теме:
Защитные механизмы психики Наша психика выполняет несколько функций, которые обеспечивают наше, в прямом смысле, выживание. Эта статья расскажет о защитных механизмах психики и о процессах, которые являются защитными. |
Общественная психология В этой статье мы расскажем о том, что из себя представляет общественная психология и в чем ее основное отличие от такого близкого понятия, как идеология. |
Мужчина-интроверт Чтобы построить крепкие отношения с мужчиной, очень важно понимать его психологическую сущность, особенно, если мужчина интроверт. Именно о таких типах мужчин мы расскажем в этой статье. | 16 типов личности В этой статье мы расскажем об одной из классификаций личности, которую нам предлагает соционика. Вы узнаете о 16 психотипах личности, основанных на теории Карла Юнга. |
Глава три стадии сознания и культуры
В первой половине XIX века западный мир был очарован творчеством известного немецкого философа Георга Гегеля. В то время как философы эпохи Просвещения стремились показать, что мир был создан божественным образом, указывая на математическую рациональность, обнаруженную в природе, Гегель пошел дальше, продемонстрировав, что разум и божественный порядок также могут быть обнаружены в развитии человеческой истории. Несмотря на противоречия и хаос, очевидные в исторических записях, Гегель показал, как история разворачивается посредством диалектического процесса, в котором конфликт делает возможным переход к более высоким состояниям организации.
Все мы имели непосредственный опыт развития собственного сознания, потому что все мы выросли с детства. Наш опыт этого развития включает в себя то, что наши ценности эволюционировали, наши взгляды изменились, а наши мысли, чувства и самоощущение стали более изощренными и сложными. Большой вклад психологии развития состоит в том, что она показала, что этот рост сознания проходит через дискретные, универсальные стадии развития. И даже после достижения взрослой жизни развитие продолжает определяться серией отдельных стадий или волн.
Начало психологии развития можно проследить до работ американского психолога Джеймса Марка Болдуина на рубеже прошлого века. Болдуин был одним из первых, кто провел научные исследования умственного и эмоционального развития детей и взрослых. В своей работе он заметил, что человеческий разум развивается по определенным четко определенным направлениям, которые он определил как рациональное или логическое , эстетическое или эмоциональное и эмоциональное .0007 моральный или этический . Исследование Болдуина также показало, что этот рост человеческого сознания характеризуется отдельными стадиями развития. И с этими же этапами психологи-исследователи сталкивались на протяжении всего 20-го века всякий раз, когда исследовали развитие человеческого сознания.
Хотя эти описания стадий развития не все одинаковы, в настоящее время академические психологи все больше соглашаются с тем, что рост сознания определенно разворачивается через серию межкультурных уровней или волн. Несмотря на возражения материалистической и постмодернистской школ психологии, психология развития продолжала усиливать свое влияние в более широкой области психологии в целом. На самом деле, некоторые из самых известных имен в психологии были преданы идее прогрессивных стадий человеческого развития. Среди этих исследователей: Жан Пиаже, Лоуренс Кольберг, Джейн Ловинджер и Абрахам Маслоу.
Пожалуй, самым выдающимся из ныне живущих психологов, занимающихся вопросами развития, является Роберт Киган из Гарварда, чья работа включает в себя более ста лет исследований в этой области. Однако взгляды Кегана не всегда популярны среди некоторых его постмодернистских коллег, которые продолжают отвергать идею о том, что одни типы сознания более развиты, чем другие. В отличие от горизонтальных психологических типологий, таких как система типов личности Майерс-Бриггс или эннеаграмма, которые просто определяют стилистические различия и не требуют оценок, идеи Кегана о развитии сознания явно иерархичны. Киган, однако, признает опасность такой теории, написав, что:
[Поскольку психология развития] рассказывает историю увеличения или большей сложности, [она] поэтому более провокационна, доставляет дискомфорт, даже опасна и, соответственно, вызывает большее подозрение. Каждый раз, когда теория является нормативной и предполагает, что что-то более взрослое, более зрелое, более развитое, чем что-то другое, нам лучше проверить, не основано ли это различие на произвольных основаниях, которые сознательно или бессознательно приносят пользу некоторым людям (например, тем, кто создать теорию и им подобных), чьи собственные предпочтения изображаются как превосходящие. Нам лучше проверить, не является ли то, что может даже показаться «объективной» теорией, на самом деле инструментом или пленником «правящей» группы (такой как белые люди, мужчины, жители Запада), которые используют теорию для сохранения своего привилегированного положения.
Очевидно, Кеган заключает, что результаты психологии развития проходят этот тест и не являются по своей сути предвзятыми или несправедливыми. И, как станет ясно к концу этой главы, тот факт, что сознание проходит через определенные стадии развития, в настоящее время становится все более бесспорным.
Психология развития — это область, которой занимаются многие ученые, но среди психологов развития интегральная философия, пожалуй, больше всего обязана работе американского психолога Клэр У. Грейвс. Исследования Грейвса выявили существование тех же известных стадий психологического развития, которые были обнаружены предыдущими исследователями. Однако работа Грейвса пошла дальше, чем работы других специалистов по психологии развития, поскольку она продемонстрировала, как эти последовательно возникающие стадии сами организуются в рамках более крупной динамической системы. Другими словами, исследование Грейвса не только выявило различные межкультурные стадии сознания, но и показало, как эти же стадии соотносятся друг с другом в диалектическая спираль развития — живая система эволюции. Благодаря своему пониманию этой более широкой системы развития Грейвс смог различить, как каждая отдельная стадия развития формируется и формируется ее отношениями с другими стадиями. И именно благодаря этому пониманию формирующей природы этих межстадийных отношений Грейвс смог четко провести различие между тем, что я буду называть «постмодернистским сознанием», и возникающей впоследствии «интегральной стадией сознания».
Более того, хотя другие специалисты по развитию признавали параллель между стадиями развития в сознании индивидуумов и стадийным развитием истории и культуры, диалектическая структура, раскрытая исследованиями Грейвса, показала эту параллель яснее, чем когда-либо прежде. Признавая не только системный характер каждой отдельной стадии, но также и то, как все стадии связаны между собой в более крупной всеобъемлющей системе, Грейвс смог убедительно продемонстрировать, что эти уровни развития сознания на самом деле являются повторением стадий человеческой истории. . Точно так же, как в биологической эволюции, когда мы видим, как человеческий зародыш проходит стадии всего древа жизни по мере его развития в утробе матери, мы можем теперь также увидеть в развитии каждого человеческого разума грубое приближение к эволюции человека. культурная история.
Следуя работе Маслоу, Грейвс изучал ценности. Он попросил испытуемых описать своего идеального человека, и после тысяч интервью в течение более чем двадцати лет Грейвс увидел появление четкой закономерности — закономерности, которую последующие исследования и опыт продолжают подтверждать и подтверждать. Как мы обсудим более подробно во второй части, потому что грейвсовская модель «био-психо-социальной» эволюции показывает, что каждая стадия представляет собой единую систему, которая включает в себя развитие ценностей, мировоззрений, самоощущения, систем убеждений, неврологической активации. и общий «центр психического притяжения» человека; потому что модель Грейвса показывает, как индивидуум и культура в целом (микро и макро) развиваются вместе, используя одни и те же стадии и структуры; потому что модель Гравеса демонстрирует концептуальную и геометрическую элегантность, которая ясно отражает диалектический метод эволюции «трансцендентности и включения»; и, прежде всего, поскольку модель Грейвса четко определяет природу, поведение и предшествующие причины возникающей интегральной стадии развития, его открытия служат важной основой интегрального мировоззрения.
После его смерти в 1986 году работу Грейвса продолжил его коллега Дон Бек, который применил идеи Грейвса в своей работе с лидерами Южной Африки (как черными, так и белыми) во время перехода от апартеидной формы правления. . Позже Бек и его коллега Кристофер Коуэн написали влиятельную книгу «Спиральная динамика », которая послужила популяризации работы Грейвса и познакомила с ней более широкую аудиторию.
Теперь, прежде чем мы начнем обсуждение деталей этой спирали развития, я должен сделать оговорку. Системные структуры, населяющие внутреннюю вселенную, тонки и сложны. Они лучше по сравнению с океанскими течениями, чем с архитектурой. Саму идею «стадии сознания» следует воспринимать легкомысленно и понимать не как материальный объект, а как модель отношений, проявляющих системные свойства. Понимание стадий сознания начинается с обсуждения, которое мы собираемся провести, но использование этого понимания для дальнейшей культурной эволюции включает в себя практику видения, избегающую чрезмерного упрощения, классификации или стереотипизации. Как вы сами убедитесь, стадии сознания реальны; однако нижеследующее представляет собой описание их реальности, представленное на уровне обобщения, который облегчает его полезность. Тем не менее, после прочтения этого Основного повествования я рекомендую вам пересмотреть это описание спирали развития в свете обсуждения в главе 9.о структурах человеческого разума . Глава 9 дополняет следующее описание стадий сознания, исследуя богатую сложность этих структур и научные дебаты, возникшие в ответ на их открытие.
10 стадий сознания — Интегральная жизнь
В Интегральной жизни мы иногда обращаемся к различным стадиям сознания, чтобы разобраться в различных вопросах или сложных ситуациях. Поэтому я подумал, что может быть полезно кратко описать десять стадий сознания — или то, что я часто называю десятью формами ума, — чтобы обеспечить ориентир для тех, кто плохо знаком с Интегральной Жизнью. Для тех, кто был с нами долгое время, надеюсь, вам понравится обновление.
Топография вашей психической экосистемы
Выше я описал холархию всех десяти стадий сознания или форм разума, которые развились на сегодняшний день (включая данные, полученные из исследований взрослых в Западной Европе на уровне населения). и США). Вы можете перемещаться и нажимать на любой уровень, чтобы изучить содержимое этого этапа. Форма вашего разума — это геометрия, которая определяет, как ваш разум получает информацию из внешнего мира и объединяет ее с 1) ранее существовавшими знаниями (или пробелами в знаниях) и 2) формированием эмоциональных паттернов, чтобы генерировать новые мысли, навыки, эмоции. и поведение. Это ваша текущая «карта» мира, помогающая ориентироваться в вашем опыте. Но в отличие от плоской бумажной карты, эту карту лучше рассматривать как топографическую (поэтому мне нравится термин «форма ума»). По мере усложнения вашей ментальной геометрии топография вашей карты становится более сложной и многомерной. (Ее также можно рассматривать как ментальную экосистему, потому что она подчиняется экосистемоподобным правилам: огромная изменчивость среди ее частей, взаимозависимые отношения, нелинейное развитие, творчество и распад. )
На практике форма вашего разума создает фон для каждого вашего опыта и значения, которое вы ему приписываете, формируя образ мыслей, через который вы ориентируетесь в своем браке, мировоззрении, целях, отношениях, эмоциональном благополучии, духовной глубине
степень развития. В верхнем левом квадранте глубина относится к степени сознания, а в верхнем правом квадранте — к степени сложности. Однако, вообще говоря, все четыре квадранта демонстрируют возрастающую сложность глубины.
«>глубина, лидерский потенциал, успех в карьере, денежные привычки… одним словом: все.
Измерения вашей ментальной топографии
Теперь давайте последовательно пройдемся по ключевым измерениям, которые помогают управлять вашей ментальной геометрией. Если образ вашего разума можно представить как топографический, то они представляют землеройное оборудование.
Входные данные : Соотносится с масштабом вашего жизненного опыта, тем, что вы предпочитаете читать, чувствовать, есть, путешествовать, пробовать и т. д. — все это определяет объем входных данных, которые вы вводите в свой разум. Чем шире и разнообразнее объем вводимых данных, тем больше должна вырасти ваша ментальная геометрия, чтобы быть в состоянии синтезировать их в новый паттерн осмысления, сохраняющий связность и стабильность ума.
Что вы знаете : Каждый ваш опыт, от звука телефонного звонка до мысли о завтрашней вечеринке, обрабатывается тем, что вы уже знаете — знанием, которое у вас уже есть. То, что вы знаете, влияет на вашу текущую ментальную геометрию, поэтому некоторые знания сами по себе могут ускорить эволюцию формы вашего разума. Согласно моему опыту, Интегральная Жизнь справедливо утверждает, что знания, которые мы вам даем, скорее всего, ускорят развитие вашего мышления.
Чего вы не знаете : Некоторые люди полагаются на пробелы в знаниях или перспективах. Другие нет. Иногда вы сталкиваетесь с определенной сферой — религией, политикой и т. д. — где вы не хотите использовать эти пробелы. Но то, как вы обрабатываете опыт, вызывающий то, чего вы не знаете (и то, что вызывает у вас дискомфорт), не менее важно, если не больше, чем опыт, который включает в себя то, что вы знаете.
Эмоциональный паттерн : У вашей эмоциональной схемы есть паттерн, которому он будет следовать каждый раз, когда выполняются определенные условия (например, вы злитесь, когда кто-то подрезает вас в пробке). Каждый паттерн был создан, потому что он работает для вас (т. е. он либо защищает вас от вреда, утверждает ваше самоощущение, либо приносит вам положительное вознаграждение, либо любую комбинацию из трех). Хотя существует столько же возможных паттернов, сколько жизненных ситуаций (т. е. практически бесконечное число), вероятно, существует лишь несколько «мегашаблонов», на которые вы полагаетесь. Эмоции могут действовать как гигантский забор вокруг вашего надежного землеройного оборудования, запирая его так, что ваше нынешнее состояние разума крепко цепляется за его известную топографию.
Аппаратное обеспечение : Конечно, генетика, биология, нейрофизиология и десятки других факторов имеют отношение к основному биофизическому диапазону возможностей и паттернов каждой формы разума. (Я полагаю, что они обнаружат, что нейроанатомические различия, которые, например, способствуют открытости опыту как личностной черте, в некоторых случаях коррелируют с формами сознания на более поздних стадиях). Эта изменчивость делает еще более удивительным тот факт, что психологи, занимающиеся вопросами развития, обнаружили, что формы сознания объединяются в одну из десяти основных «мегапаттернов» или стадий сознания.
Социальная поддержка : Социальная поддержка может оказать значительное влияние на наш склад ума: она может поддерживать и стимулировать новые различия, которые мы начинаем делать; он может преждевременно подавить новые мысли, ценности или поведение, которые могли бы естественным образом начать появляться; он может обеспечить фон ценностей или норм, при которых рост приемлем и даже поощряется; он может тренировать и направлять нас, когда мы превращаемся в шаткие ноги новой смысловой структуры.
Прочие соображения
Обратите внимание, что холархия демонстрирует, что каждая последующая стадия выходит за пределы, но также включает в себя предыдущие стадии. Предыдущие этапы — это строительные блоки, на которых строится ваш текущий этап по мере того, как вы взрослеете (и до очищение отчасти заключается в повторной интеграции фрагментов предыдущих этапов или опыта, которые стали осиротевшими и не функционирующими частями вашего организма). ваша текущая самосистема).
Проходя каждый этап, вы, возможно, замечали, что формы ума определяют, что мы можем видеть и понимать на каждом этапе, и, следовательно, сложность проблем и жизненных ситуаций, с которыми мы можем справиться. Вот почему вопрос о «лучших» и «худших» формах ума является нагруженным вопросом: важный вопрос заключается в том, довольны ли вы своим нынешним осмыслением. Это не так поверхностно, как может показаться: любая форма ума, которая хорошо подходит для ваших нынешних жизненных условий, часто будет производить сильное и питающее чувство порядка, счастья и эффективности. С другой стороны, несчастье и дисгармония могут иногда сигнализировать о форме ума, которая все еще находится в дезинтегрированной переходной зоне, либо оставляя позади старую, либо новую, еще не полностью укрепившуюся. (На протяжении многих лет десятки моих друзей говорили мне о том, что чувствуют себя бесцельными, а их карьера становится менее значимой после того, как они добились успеха. Иногда, но не всегда, они могут наблюдать за несколькими годами перехода от Достиженца к Релятивисту, когда они отбросьте общепринятые определения успеха, которые, по их мнению, они должны были достичь.)
В любом случае изменение образа мыслей не панацея. Каждая новая стадия — это решение основной проблемы, созданной предыдущей стадией по мере ее развития, и она приносит с собой семена следующей основной проблемы (т. е. каждая форма разума — это, как говорит Роберт Кеган, «эволюционное перемирие»). между способом смыслообразования и сложностью окружающих его жизненных условий). От эволюционного развития сознания нет спасательного люка (ну, пробуждение есть, но вы понимаете, о чем я). Я хочу сказать, что более поздние стадии не следует превозносить, а более ранние стадии критиковать: знание стадий представляет собой большую этическую ответственность за их понимание, сострадание ко всем людям с любым складом ума и не разбрасывание концепций небрежно.
Переход от одной стадии к другой во взрослом возрасте может занять от 5 до 10 лет и более, но люди не могут самостоятельно оценить свой склад ума. Когда они пытаются, они часто переоценивают до двух уровней.
Форма вашего ума также влияет на верхний предел сложности, который вы можете познать, не чувствуя себя подавленным (или взволнованным, в том смысле, что ваша текущая стадия +1 часто будет для вас зоной волнения, за пределами которой она больше не имеет смысла ). Это повлияет на характер и успех ваших целей и, следовательно, на изменение поведения и формирование новых привычек. Более сложные жизненные условия, а также умственно-эмоциональные практики могут способствовать адаптации к формам разума более высокого порядка.