Этапы развития психологического развития: 4. Основные этапы развития психологии как науки

4. Основные этапы развития психологии как науки

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе. На этом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демократ считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна.

Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

II этап – психология как наука о сознании. На 2-ом этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые

Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французы П. Гольбах и К, Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

III этап– психология как наука о поведении. На 3-ем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе развития психологии, начиная с середины XX в., она превратилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористской (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.),

когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектика — материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. С началом сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет.

В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.

Этапы развития психологии — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1.

этапы развития психологииЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Презентацию готовил: Вячеслав Быков
МИТРО 2015

2. Этапы Психологии как науки

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч
лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием
естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным
методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить
эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение,
поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и
механизмы психики.
I этап: психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад)
Первая попытка систематизации знаний о психике
была сделана философом-энциклопедистом
Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по
праву считают основателем не только психологии,
но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля
состояла в том, что он первым постулировал
функциональную взаимосвязь души (психики) и
тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, –
реализация биологического существования
организма. Учение Аристотеля заложило основы
нового психологического мировоззрения – душа
перестала трактоваться как мифологический
двойник тела и впервые была осмыслена как
организующий механизм жизнедеятельности
живых организмов.
Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе
психологии внесли древнегреческие и древневосточные врачи.
Обогатил медицинскую
психологию врачебной
этикой, а психологию
учением о
темпераментах.
Александрийские врачи Герофил и Эразистрат
отделили нервы от сухожилий и связок и
установили их взаимосвязь с работой мозга.

6. Основные исторические этапы развития психологической науки

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Первые представления о психике
были связаны с анимизмом (лат.
анима – дух, душа) – древнейшими
взглядами, согласно которым у
всего, что существует на свете, есть
душа.
Душа
понималась
как
независимая от тела сущность,
управляющая всеми живыми и
неживыми предметами.
II этап:
психология как наука о сознании (с XVII в.)
С XVII века начинается новая эпоха в развитии знания.
Она характеризуется попытками осмыслить душевный
мир человека преимущественно с общефилософских,
умозрительных
позиций,
без
необходимой
экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650)
приходит к выводу о полнейшем различии,
существующем между душой человека и его телом:
тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух
неделим. Однако душа способна производить в теле
движения. Декарт заложил основы детерминистской)
концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса
как закономерного двигательного ответа организма на
внешнее физическое раздражение.
Немецкий философ Г. Лейбниц
(1646-1716),
отвергнув
установленное
Декартом
равенство психики и сознания,
ввел понятие о бессознательной
психике. В душе человека
непрерывно идет скрытая работа
психических сил – бесчисленных
малых перцепций (восприятий).
Из них возникают сознательные
желания и страсти.
Немецкий ученый
Христиан Вольф (1705 –
1757) издал первые
крупные научнопсихологические труды
«Эмпирическая
психология» (1732) и
«Рациональная
психология» (1734) и ввел в
научный оборот термин
«психология».
Вольф Христиан
Д. Локку принадлежит
заслуга введения в
науку понятия
«ассоциация», под
которой понимались
сочетание, связь идей.
После Д. Локка в
психологии
утвердился всеобщий
объяснительный
принцип человеческой
психики – принцип
ассоциации (связи)
идей, образов.
Джон Локк
Огромную популярность приобретает френология (от
гр. «френ» – душа, ум), автором которой является
австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он
предложил карту мозга, в соответствии с которой
различные способности размещены в определенных
участках. Френология побудила ученых к
экспериментальному изучению размещения,
локализации психических функций в головном мозге.
Ф. Галль считал, что извилины в коре больших
полушарий головного мозга и являются местом
локализации «умственных сил».
Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882),
появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила
человека и животных и объяснила общность их телесного
устройства. В своих трудах («Происхождение человека»,
1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч.
Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с
психикой животных и приводит убедительные доводы к
доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но
и у животных.
В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий
психологии – категория поведения. В работе «Происхождение
видов» (1859) ученый показал роль приспособительных
механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом
развитии. Под влиянием дарвинизма возникают новые
отрасли психологии: зоопсихология, генетическая,
сравнительная.
Чарльз Дарвин
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было
связано с созданием специальных научноисследовательских
учреждений

психологических лабораторий и институтов,
кафедр в высших учебных заведениях, а также с
внедрением
эксперимента
для
изучения
психических явлений. Первым вариантом
экспериментальной
психологии
как
самостоятельной научной дисциплины явилась
физиологическая психология немецкого ученого
В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире
психологической лаборатории. В области
сознания, полагал он, действует особая
психическая
причинность,
подлежащая
научному объективному исследованию.
III этап:
психология как наука о поведении возникает в XX в.
Важную роль в выделении психологии как
самостоятельной отрасли знания сыграли
разработка метода условных рефлексов в
физиологии и практика лечения психических
заболеваний, а также проведение
экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон
предложил программу построения новой
психологии. Бихевиоризм признавал в качестве
единственного объекта психологического изучения
поведение, поведенческие реакции. Сознание как
явление, не поддающееся наблюдению, было
исключено из сферы бихевиористской психологии.
IV этап:
психология как наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы психики
Современность. Психология как наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает
внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и
состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также
его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки
изменялось понимание предмета психологии.
На современном этапе развития психологии предметом является человек
как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции,
закономерности становления и функционирования психики человека, его
способности отражать мир, познавать и регулировать свое
взаимодействие с ним.
Таким образом, сформировались
основные принципы психологии:
1) признание причинной обусловленности
психических явлений материальной
действительностью
2) изучение психических явлений в развитии
3) признание неразрывной взаимосвязи психики и
деятельности
4) исследование психики человека с учетом
взаимосвязи биологических и социальных факторов.

16. Задачи психологии

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
2) научиться управлять ими;
3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности
деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения
психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной
жизнедеятельности;
4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология
имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;
5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает
содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

периодов развития | Психология развития

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список периодов развития. Сколько этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию делят продолжительность жизни на девять стадий следующим образом:

  • Пренатальное развитие
  • Младенчество и юность
  • Раннее детство
  • Среднее детство
  • Подростковый возраст
  • Раннее взросление
  • Средняя взрослость
  • Поздняя взрослость
  • Смерть и умирание

Этот список отражает уникальные аспекты различных этапов детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие

Происходит зачатие и начинается развитие. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также труда и родоразрешения являются основными проблемами.

Младенчество и детство

 

Фото Мэтью Пельца, CC-BY

Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с хорошим слухом, но очень плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего, говорящего малыша. Воспитатели, на фото выше — любящая бабушка, также превращаются из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно движущихся проводников и инспекторов по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.

Раннее детство

Фото предоставлено Вальтером де Марией

Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют школьному обучению. В возрасте от трех до пяти лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников вначале могут быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, такие как опасения, что они могут провалиться, если будут сидеть перед ванной или демонстрировать, как долго что-то возьмут, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.

Среднее детство

Фото предоставлено Pink Sip

Возраст от шести до одиннадцати лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков, а также оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы сравнивают учащихся и публикуют эти сравнения с помощью командных видов спорта, результатов тестов и других форм признания. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. И дети начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками.

Подростковый возраст

Фото предоставлено Overstreet

Подростковый возраст – это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь.

Раннее взросление

Фото предоставлено Джошем Греем

Двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением. (Студенты, которым за 30, как правило, любят слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни.

Среднее взросление

Возраст от 30 до 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда старение, начавшееся раньше, становится более заметным, и период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично относиться к ранее рассмотренным возможностям в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Эта возрастная группа также больше всего пострадала от эпидемии СПИДа в Африке, что привело к значительному сокращению числа работающих в этих странах (Weitz, 2007).

Поздняя взрослость

Фото предоставлено Overstreet

Этот период жизни увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах. Позднюю взрослость иногда подразделяют на две или три категории, такие как «молодые старые» и «старые старые» или «молодые старые», «старые старые» и «самые старые старые». Мы будем следовать прежней категоризации и будем проводить различие между «молодыми стариками», то есть людьми в возрасте от 65 до 79 лет, и «старыми стариками», или теми, кому 80 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами состоит в том, что молодые люди очень похожи на взрослых среднего возраста; все еще работает, все еще относительно здоров и все еще заинтересован в том, чтобы быть продуктивным и активным. «Старые старики» остаются продуктивными и активными, а большинство продолжает жить самостоятельно, но для этой возрастной группы существенно возрастает риск болезней старческого возраста, таких как атеросклероз, рак и цереброваскулярные заболевания. Жилищные вопросы, здравоохранение, увеличение продолжительности активной жизни – лишь некоторые из тем, волнующих эту возрастную группу. Лучший способ оценить разнообразие людей в позднем взрослом возрасте — это выйти за рамки хронологического возраста и выяснить, переживает ли человек оптимальное старение (как джентльмен, изображенный выше, который имеет очень хорошее здоровье для своего возраста и продолжает вести активный, стимулирующий жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста).

Смерть и умирание

Фото предоставлено Робертом Полом Янгом

Эта тема редко получает то освещение, которого она заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Мы будем изучать физические, психологические и социальные аспекты смерти, исследовать горе или тяжелую утрату, а также рассматривать способы, которыми помогают профессионалы работать в условиях смерти и умирания. И мы обсудим культурные различия в трауре, погребении и горе.

Что такое теория психосоциального развития?

Если вы хотите получить степень бакалавра социальной работы (BSW) или степень магистра социальной работы (MSW), ваша курсовая работа, вероятно, включала обсуждение теорий и их важности для области социальной работы. Они определяют, как социальные работники рассматривают и подходят к отдельным клиентам, группам, сообществам и обществу.

Теории помогают предсказывать, оценивать и интерпретировать ситуации и поведение и обеспечивают основу для того, как социальный работник должен реагировать и вмешиваться в работу с клиентами, у которых есть определенный опыт, проблемы или цели. Социальные работники обычно знают общепринятые и проверенные теории социальной работы, которые основаны на ценностях социальной работы, и постоянно опираются на эти теории.

В этом введении рассматриваются многие аспекты теории восьмиэтапного психосоциального развития Эрика Эриксона, включая обзор этапов, предположений, приложений, а также сильных и слабых сторон. Включен список книг и онлайн-ресурсов, если вы хотите узнать больше по этой теме.

Теория психосоциального развития представляет собой расширение первоначальных пяти стадий развития Зигмунда Фрейда. Эриксон, психолог и психоаналитик 20-го века, сформулировал теорию восьмиэтапного жизненного цикла в 1919 году.59 на предположении, что окружающая среда играет решающую роль в самосознании, приспособлении, человеческом развитии и идентичности.

Эриксон утверждает в своей психосоциальной теории, что эго-идентичность достигается путем столкновения с целями и вызовами на восьми стадиях развития в течение всего жизненного цикла. Каждая из психосоциальных стадий характеризуется двумя противоположными эмоциональными силами, известными как противоположные диспозиции, которые приводят к кризису, который необходимо разрешить. Каждый кризис нужно преодолевать как можно быстрее, иначе психология человека в опасности. Однако успешное разрешение конфликта приводит к здоровой личности и достижению основной добродетели. Эго использует эти сильные стороны характера для разрешения последующих кризисов.

1. Доверие против недоверия

Первая стадия психосоциального развития Эриксона начинается с рождения и продолжается примерно до 18 месяцев. Основная задача — доверие против недоверия. Младенцы полагаются исключительно на своих опекунов; таким образом, если лица, осуществляющие уход, отзывчивы и чутки к потребностям своего младенца, это помогает младенцу развить чувство доверия. Апатичные воспитатели, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызвать у него чувство беспокойства, страха и недоверия, а также восприятие мира как непредсказуемого. Развита основная добродетель: надежда.

2. Самостоятельность против стыда и сомнения

Вторая стадия происходит в возрасте от 1,5 до 3 лет. Если ребенку позволить развиваться в своем собственном темпе на этом этапе, он может приобрести самостоятельность и уверенность в себе. Однако, если родители непоследовательны, чрезмерно критичны или чрезмерно защищают, ребенок может сомневаться в своей способности контролировать себя и свой мир. Развита базовая добродетель: воля.

3. Инициатива против чувства вины

Третья из восьми Эриксоновских стадий психосоциального развития возникает на дошкольном этапе, в возрасте 3-5 лет. Ребенок может развивать инициативу посредством социальных взаимодействий, планирования и начала игры и других видов деятельности. Если занятия ребенка терпят неудачу или подвергаются критике, могут возникнуть чувства неуверенности в себе и вины. Развита основная добродетель: цель.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертая стадия происходит в возрасте от 5 до 12 лет. В этот период ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками. Ребенок учится быть продуктивным и принимать оценку своих усилий и, в свою очередь, может развить чувство выполненного долга и гордости за свою учебу, спорт, общественную деятельность и домашнюю жизнь. Если ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям, может возникнуть чувство неполноценности или некомпетентности. Развита основная добродетель: компетентность.

5. Идентичность и смешение ролей

Пятая стадия психосоциального развития характеризуется подростковым кризисом идентичности. В возрасте от 12 до 18 лет человек развивает чувство собственного достоинства, экспериментируя с различными социальными ролями. Подросток, успешно формирующий сплоченную, позитивную идентичность, будет иметь сильное чувство идентичности, в то время как подростки, которые не ищут идентичности или на них оказывается давление, могут столкнуться с ролевой неразберихой и развить слабое чувство собственного достоинства. Развита основная добродетель: верность.

6. Близость или изоляция

Шестой этап длится от позднего подросткового до раннего среднего возраста, от 18 до 40 лет. этап. Взрослые, у которых отсутствует позитивная самооценка, могут испытывать эмоциональную изоляцию или одиночество.

Чтобы не чувствовать себя изолированным или одиноким, люди должны научиться не терять себя, когда они делятся друг с другом или заботятся о них. Обретение сильной самоидентификации позволяет человеку достичь истинной близости, в то время как распространение идентичности может быть проблемой. Развита основная добродетель: любовь.

7. Генеративность против стагнации

Седьмая стадия в теории психосоциального развития Эриксона, также называемая генеративностью против эгоцентризма, приходится на возраст от 40 до 65 лет. В середине взрослой жизни у людей есть позитивная цель генеративности. В большинстве случаев это приводит к продолжению рода, наряду с выполнением родительских и социальных обязанностей. Это резко контрастирует с интересом к себе или эгоцентризмом. Развита основная добродетель: забота.

8. Целостность против отчаяния

Заключительный этап теории психосоциального развития в пожилом возрасте (65+) – это период осмысления человеком жизни. Человек может либо развить чувство удовлетворения своей жизнью и относиться к смерти с миром, либо развить чувство отчаяния из-за упущенных возможностей и потраченного впустую времени, заставляя человека приближаться к смерти со страхом. Развита основная добродетель: мудрость.

Хотя Эриксон построил свою теорию психосоциального развития на основе многолетних полевых исследований и исследований, эта теория основывается на нескольких предположениях.

  • Социальные ожидания на каждом этапе одинаковы во всех культурах.
  • Влияние родителей существует на всех стадиях детства и юности.
  • Люди развиваются одинаково на всех восьми стадиях.

Теория психосоциального развития утверждает, что люди формируются и реагируют на окружающую среду. По этой причине теория может оказаться полезным инструментом во многих областях, включая социальную работу.

Теория психосоциального развития может быть использована при анализе симптоматического поведения клиента в связи с прошлым травмирующим опытом и конфликтами с текущими задачами развития.

Социальные работники могут использовать «график взросления» Эриксона, чтобы определить индивидуальные проблемы и определить, какая поддержка и услуги лучше всего подходят для решения этих проблем.

Как и у всех теорий, у теории психосоциального развития есть сильные и слабые стороны.

  • Сильной стороной этой теории Эриксона является ее способность связывать важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни человека. Этот подход обеспечивает прагматическую перспективу развития личности.
  • Однако главная слабость теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что сам Эриксон признает, что эта теория не может объяснить, как и почему происходит развитие.
  • Еще одна сильная сторона теории психосоциального развития заключается в том, что она демонстрирует, что средний и поздний взрослый возраст являются активными и значительными периодами личностного роста, в то время как другие теории считают обе стадии несущественными.
  • Эриксон не разъясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
  • К достоинствам теории можно добавить то, что люди могут относиться к различным стадиям через собственный опыт.
  • Теория не дает универсального метода разрешения кризиса.
  • В отличие от психоаналитического подхода Фрейда, на котором была построена теория психосоциального развития, Эриксон предлагает более широкий и всеобъемлющий взгляд на человечество.
  • Теория устарела, так как не рассматривает влияние семьи с одним родителем на ребенка.

Теория Эриксона постулирует, что люди продвигаются по стадиям развития в зависимости от того, как они приспосабливаются к социальным кризисам на протяжении всей своей жизни. Эти социальные кризисы определяют, как люди реагируют на окружающий мир. Это дает специалистам по социальной работе группу сигналов, которые помогают определить, насколько успешно клиенты справляются с кризисами и прогрессируют, а также «график взросления».

Восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона представляют собой ступеньку для движения к правильному росту, которую социальные работники могут применять для выявления индивидуальных трудностей и, в свою очередь, предоставления соответствующей поддержки и услуг для решения этих проблем.

Хотя эмпирические исследования подтверждают теорию психосоциального развития Эриксона о том, что положительное разрешение кризисов на всех стадиях коррелирует с самооценкой, критики предполагают, что эта теория имеет несколько недостатков.

  • У Эриксона нет диплома об образовании.
  • Теория не в состоянии подробно описать, какой опыт необходим для разрешения конфликтов на каждой стадии.
  • Эриксон использовал двусмысленный стиль письма и использовал множество терминов, таких как развитие личности, консолидация личности и лишение права выкупа личности, для определения личности, не предлагая объяснения их использования. Эта практика может сбить с толку читателей или последователей.
  • Теория психосоциального развития фокусировалась на кризисах и утверждала, что завершение одного кризиса необходимо для следующего кризиса в развитии.
  • Используемые социальные объяснения могут быть не применимы к другим культурам, кроме среднего класса США.
  • Эриксон неадекватно рассматривает опыт женщин, о чем свидетельствует стадия Генерация против Стагнации. Женщины с большей вероятностью откажутся от деторождения и сосредоточатся на себе.

Хотя теория психосоциального развития Эриксона устанавливает временную шкалу взросления, которая имеет эмпирическую поддержку и близка многим, эта теория не соответствует универсальному инструменту социальной работы. Скорее, эта теория лучше всего подходит в качестве дополнения к другим соответствующим теориям и практикам социальной работы.

Вы можете найти следующие связанные книги и онлайн-ресурсы полезными в вашем образовании социальной работы и карьере.

Книги

«Идентичность и жизненный цикл» Эрика Х. Эриксона Здоровье Личность» и «Проблема эго-идентичности», которые знакомят читателя с теориями Эриксона.

«Детство и общество» Эрика Эриксона : Автор обсуждает взаимосвязь между детским опытом и культурными достижениями, анализируя молодые и зрелые, современные и устаревшие элементы человеческой мотивации.

«Жизненный цикл завершен» Эрика Эриксона : Используя бесчисленные примеры из своих тематических исследований, Эриксон продолжает обсуждение психосоциального развития. Как эволюционный психолог, автор предлагает идеи и новые открытия потенциала роста для пожилых людей.

«Социальная работа: психосоциальная терапия» Мэри Вудс и Флоренс Холлис : Введение в психосоциальную терапию, которая обеспечивает сбалансированное внимание к людям, их окружению и способам взаимодействия людей с их окружением. Обсуждение включает влияние этнической принадлежности, разнообразие практики социальной работы, изменения ролей в семейной жизни, изменения в идеях и практических подходах.

«Психосоциальная практика и практика, основанная на отношениях», Клаудия Мегеле : Эта книга предлагает критический междисциплинарный анализ тематических исследований вмешательств социальной работы с точки зрения психосоциальных отношений и отношений.

«Оксфордский справочник по развитию идентичности» Кейт С. Маклин (редактор), Мойн Сайед (редактор) : Эта книга знаменует собой поворотный момент в области исследований развития идентичности. Исследователи обсуждают, расширяют и применяют теорию Эриксона к современным проблемам и эмпирическим проблемам. Результатом является всестороннее и современное исследование развития идентичности, которое толкает эту область в провокационных новых направлениях.

Интернет-ресурсы

AdolescentHealth.

org:  Общество здоровья и медицины подростков (SAHM) предлагает множество ресурсов, посвященных физическому и психосоциальному развитию подростков и молодых людей.

Nami.org:  Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями предоставляет информацию о психосоциальном лечении, включая психосоциальную реабилитацию, ассертивное лечение по месту жительства и профессиональную реабилитацию.

HHS.gov:  Министерство здравоохранения и социальных служб США имеет набор ресурсов для специалистов, работающих с молодежью, в том числе руководство по ресурсам для развития детей  для родителей и поставщиков медицинских услуг.

Aap.org:  Клинический отчет Американской академии педиатрии , в котором содержится руководство о том, как облегчать и координировать уход между специалистами, школами, поставщиками услуг по охране психического здоровья и социальными службами для детей и молодежи с особыми потребностями в уходе и их семей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts