Стадии развития взрослого человека | Sherbakova.com
Хорошо изучены и особенно значимы в генетическом плане начальные этапы в жизненном цикле человека: рождение, детство и отрочество. Периодизаций возрастного развития этого периода очень много. В зрелости уже не наблюдаются качественные изменения в развитии психологических процессов человека, как в детстве, может меняться только поведение.
В периодизации развития взрослого человека отражены представления о жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Границы юности и молодости устанавливаются в 20 — 23 г., молодости и зрелости в 28 – 30, иногда 35 лет, зрелости и старости в 60 – 70 лет (иногда выделяется период дряхлости), последнюю границу сложно определить, т.к. некоторые долгожители продлевают последний жизненный период до 100 и более лет. В мировой психологии наиболее признанной считается периодизация Э. Эриксона: периодизация всего жизненного цикла человека.
Периодизации развития взрослого человека
В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.
Периодизация Ш. Бюллера
Ш. Бюллер считал зрелость – периодом расцвета, а 50 лет – временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 – 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 – 20 до 25 – 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 – 30 до 45 – 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 – 50 до 65 – 70 – старение – это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 – 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.
Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта
Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.
16 – 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.
23 – 28 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.
29 – 32 года – переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.
33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.
40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.
43 – 50 лет – новое равновесие, привязанность к семье.
После 50 лет – источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.
Периодизация В. Ф. Моргуна
В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития
18 – 23 г. – период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.
24 – 30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.
Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.
31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»
Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.
40 – 55 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.
50 – 55 лет – кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.
55 – 75 лет – пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.
75 – 90 лет – старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.
Свыше 90 лет – период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.
Периодизация Г. С. Абрамовой
Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.
18 – 22 года – юность
23 – 30 лет – взросление
30 – 33 г. – переходный возраст
36 – 50 лет – зрелость
51 – 65 лет – пожилой возраст
Старше 65 лет – старость
В заключение
Я описала лишь малую часть периодизаций развития зрелой личности. Как видите рамки возрастных границ у учёных разнятся. Однако психологическое содержание возрастных периодов во многом схожи. Подробно содержательную сторону, например, представляли А. В. Толстых и Г. С. Абрамова, Э. Эриксон. О периодизации развития личности по Эриксону я напишу в следующей статье. Большая часть научных исследований посвящена всё-таки начальному периоду развития человека: детству и отрочеству.
Этапы взросления человека и обучение взрослых. Модель Кигана и Лейхи
Наталья Тренина и Юрий Литвиненко из компании «Scrumguides» стали одними из первых, кто оценил идею создания принципов качественного обучения взрослых — Манифеста хорошей школы. Неделю назад Наталья объявила о закрытии компании, которая обучала гибким подходам, системному мышлению, профессиональным коммуникациям и помогала проводить организационные изменения на протяжении 10 лет. Среди причин, по словам Натальи Трениной, — «иное будущее, которое желает проявиться».
СуХаРи решили пообщаться с экс CEO «Scrumguides» Натальей Трениной о пяти этапах развития мышления по модели
Роберта Кигана и Лизы Лейхи, которые помогают понять специфику обучения взрослых.«Ценность, которую может дать преподаватель, напрямую зависит от того, насколько он понимает и учитывает то, с каким человеком работает. Причем образ участника курса включает не только его потребности, но и окружение: среду работы и жизни, его взгляды, паттерны мышления, поведенческие привычки. Понимая, кто перед ним, преподаватель может подстроить не только программу, но и способ передачи смыслов: понятийный аппарат, образы, метафоры, учебные примеры. Обучение взрослых — это в бОльшей мере работа с устоявшимися убеждениями и расширение границ, чем просто передача знаний», — считает Наталья.
Наталья Тренина — специалист по личному и организационному развитию. Более 10 лет помогает украинским компаниям проводить структурные, культурные и процессные изменения на основе гибких подходов и системного мышления. Аккредитованный коуч The Leadership Profile — целостной и научно обоснованной системы оценки руководителей. Использует в своей коучинговой практике системы Immunity to Change ™ и Immunity to Change for Teams. Прошла обучение в CRR Global по программе Organization Relationship System Coaching и помогает развивать системные отношения на рабочем месте, аккредитованный Certified Scrum Trainer®, Agile-коуч (ICAgile), фасилитатор LEGO® SERIOUS PLAY®, выпускник программы развития лидерских компетенций Deep Democracy Institute.
Справка. Роберт Киган — профессор Высшей школы педагогических наук Гарвардского университета (в 2016 году вышел на пенсию). Роберт разработал теорию развития субъектно-объектной дифференциации и порядков сознания. Он является лицензированным психологом и практикующим терапевтом, автором лекций в области профессионального развития. Лиза Лейхи тоже преподает в Гарварде. Она основатель и директор компании, занимающейся обучающими программами для руководителей.
Согласно их модели, человек проходит следующие этапы развития:
- Этап 1 — Impulsive mind (раннее детство)
- Этап 2 — Imperial mind (юность, 6% взрослого населения)
- Этап 3 — Socialized mind (58% взрослого населения)
- Этап 4 — Self-Authoring mind (35% взрослого населения)
- Этап 5 — Self-Transforming mind (1% взрослого населения)
Данные из исследований автора в блоге Natali Morad.
Импульсивный ум (0-6 лет)
Это первый этап мышления человека, который можно наблюдать с рождения до 5-6 лет. Если ребенок хочет пить, он топает ногами и кричит. Его действия определены этим желанием. И несмотря на любовь к родителям, в жаркую погоду он вполне мог бы обменять маму на стакан холодного лимонада.
Со временем он понимает, что окружение не одобряет такие сомнительные сделки. Но на этом этапе импульсы сильнее мышления, а желания создают поведение человека.
Имперский ум (6-20 лет и выше)
Человек овладел импульсами, эмоциями.
Человеком владеют нужды, интересы, желания.
Затем до 17-20 лет подрастающий человек учится контролировать свои импульсы и уже не впадает в истерику из-за мороженого. Правда, все еще остаются трудности с контролем желаний и интересов. Например, если хочется играть, то подросток будет защищать свое право на игру, не учитывая других потребностей — как чужих, так и собственных.
Что интересно с точки зрения обучения: на этом уровне фигура учителя должна быть абсолютом. Подросток, который находит изъян в преподавателе, со свойственным в этом возрасте максимализмом будет ставить под сомнение и отношения учитель–ученик, и сами знания. Намного позднее взрослый учится учиться у каждого события и человека делать собственные выводы, проверять догмы, искать рациональное зерно даже в словах людей, которым мало доверяет.
Что касается правил и отношений с другими, то человек в этом возрасте следует предписаниям не потому, что верит в них, а чтобы заслужить награду или избежать порицания.
Социализированный ум (от 20 лет и выше)Человек овладел нуждами, интересами, желаниями.
Человеком владеют межперсональные отношения, общность.
Эта фаза мышления у многих людей может длиться до конца жизни. Здесь в полной мере раскрывается влияние окружения, стаи. Человек — социальное существо, и его важной биологической задачей является попросту… остаться в обществе. Для этого в нашем мышлении заложены забавные, но действующие механизмы.
К примеру, обучаясь в новой группе людей, на первом занятии обычно начинаешь «сортировать» людей на интересных и не очень. И само собой, выделяются один-два наиболее «странных» участника. Я долго не могла понять, откуда во мне эта дурацкая оценка, которая возникает несмотря на осознанное желание избегать шаблонов о людях. А затем узнала, что это базовый механизм калибровки, который позволяет нам проверить, «а не я ли здесь самый странный?», и предупредить таким образом «изгнание» из общества.
По этой же причине мнение других так важно для нас в этой фазе. Мы формируем свое отношение на основе того, что скажут авторитеты, ищем самые крутые источники знаний, чрезмерно учитываем мнение своего окружения. Другими словами, окружающие создают нас.
В этот период перед человеком стоит вопрос: кому и чему доверять? Зачастую мы копируем модели поведения людей, которые являются для нас достойным примером. Здесь формируются базовые убеждения и представление о жизни, которые со временем будет очень сложно изменить.
Сертификаты. Если говорить о процессе обучения, то для этого типа мышления важны социальные доказательства, такие как мировое признание или сопричастность к доверительным источникам. Я много лет обучаю философии гибких подходов на основе Scrum. Качество наших курсов не зависит от того, являются они сертификационными, или нет. Тем не менее обучение с «удостоверяющим знаком» выбирают чаще, чем это необходимо, на мой взгляд. И зачастую в ответ на мой прямой вопрос «вам шашечки или ехать?» человек принимает решение «ехать с шашечками» — в пользу более дорогой программы.
Рекомендации. Позитивная сторона социального одобрения для меня как предпринимателя — то, что люди охотно доверяют рекомендациям авторитетов. И только если нет надежного советчика, обращаются к статистике, метрикам, обратной связи незнакомцев. Если человеку нужны цифры, мы стараемся их дать, хотя сами не слишком доверяем их доказательности. По этой же причине приходится в анонсах приводить описание всех возможных регалий. Выглядит нескромно, но это важно для тех людей, которые хотят опереться на них в своем выборе.
Инструменты. Третий пример: желание получить инструменты и практику, но не углубленное понимание и взгляды. Сейчас довольно много курсов, которые предлагают узнать, что угодно «за час». Давайте проследим это на простом примере техники «фидбек-гамбургер». Вам нужно дать обратную связь? Просто похвалите человека, затем дайте порцию критики и в конце снова похвалите! Легко?
В итоге любитель быстрой техники вызывает в своем окружении примерно такую реакцию: «о, хвалят, значит сейчас дрючить будут». А все богатство обратной связи, как способа совместного развития людей, остается заблокированным. Я не берусь обучать тонкому искусству обратной связи меньше чем за день, и даже из полудневных ознакомительных мастер-классов участники выходят с объемным «домашним заданием». Почему так интересны инструменты? Потому что их можно использовать как магический амулет или артефакт героя, вдохновляя последователей и побеждая врагов.
Человек в этой фазе сосредоточен на том, чтобы обезопасить себя, подтвердить свое достоинство и покорить свое окружение.
Самоавторствующий ум
Человек овладел отношениями, чувством общности.
Человеком владеют создание себя, идентичность, идеология.
В этой фазе человек сам определяет себя и формирует свое окружение. Мы можем видеть примеры лидеров нашего времени, которые силой своего влияния меняют мир, в котором мы живем. Это фаза пронизана полной ответственностью за свою жизнь: человек больше не ищет оправданий извне, постоянно проверяет свои ограничения, как внешние так и внутренние. На таких сильных примерах, как жизнь Махатма Ганди, мы можем видеть, как сознание определяет форму, а не наоборот.
Но на этой фазе человек все еще остается привязан к своим идеям, своей воле, идеологии, которой следует или которую создает. Ему сложно усомниться в созданном образе себя или подставить под сомнение созданные им ментальные конструкции.
По разным источникам лишь 28–30% взрослого населения способно «повзрослеть» до этого уровня. Чтобы добраться даже на это ментальное плато, необходимо сильное намерение и много практики. Мероприятия, приносящие такие результаты, мы называем трансформационными. Они затрагивают не только голову, но сердце и руки. Знание (интеллект), понимание (мудрость) и воля (действие) создают целостный опыт, который помогает человеку перейти от социализированного мышления к самоавторствующему.
Самотрансформирующийся ум
Людей с этим типом мышления крайне мало — 1–2% взрослого населения. Такой человек не захвачен идеей себя и рассматривает все, что проявляется, как равные и взаимообусловленные части целого. Поэтому второе название этого уровня — взаимозависимый.
Роли, занятия, миссия и призвание больше не сковывают человека. Он свободен выбирать себя и свои проявления без привязанности к созданному образу. Такие люди могут удерживать в уме много идей и взглядов одновременно, строить свои модели, выходить за их рамки, ставить под сомнение, отказываться, развивать и т.п. Путь к этому уровню предполагает сильную внутреннюю работу над идеей себя или «эго». Это фаза высшей свободы — свободы от внутренних ограничений и жестких представлений о мире. Кроме этого, пройдя самоавторствующую фазу мышления, человек готов полностью принимать авторство других.
Такими качествами могут обладать духовные мастера, старейшины общин, современные мыслители, которые развивались не только интеллектуально, но и духовно. Встреча с таким человеком большая удача, ведь мы лучше всего обучаемся на живом примере.
Что дальше? В следующем гостевом посте я поделюсь наблюдениями об особенностях перехода с третьего на четвертую фазу. И для тех, кто желает инструментов и практик, поделюсь тем, что помогает мне отслеживать поведенческие привычки и задумываться над их первопричиной — убеждениями.
Дизайн главной картинки: Алеся Гужва
Рекомендуем почитать:
Полная картина курсов проектных менеджеров в IT
«Опускаться на уровень подопечного и не учить, а наставлять»: колонка ІТ-ментора Алексея Радченко
Перевірити навчальні курси тепер можна з Маніфестом хорошої школи
1
Стадии человеческого развития
Статья опубликована
РЕКЛАМА:
Эта статья проливает свет на четыре важных этапа человеческого развития. Стадии: 1. Младенчество 2. Детство 3. Подростковый возраст 4. Взрослость.
Развитие человека:
Стадия № 1. Младенчество:Относится к первым двум годам жизни. При рождении пропорции тела сильно отличаются от таковых у взрослых. Младенцы в течение первых двух недель называются новорожденными. У них обычно морщинистая, пятнистая красная кожа и большая голова. Они спят от 18 до 22 часов в сутки, просыпаются, когда голодны, и снова засыпают, как только накормятся.
Через несколько дней они узнают голос своей матери. У них налаживаются отношения с родителями. По мере того, как новорожденные приближаются к младенчеству, у них развивается потребность в привязанности. В девять и десять месяцев в ребенке пробуждается ревность, а между десятым и двенадцатым месяцами различаются гнев, любовь, симпатия и дружелюбие.
РЕКЛАМА:
С трех месяцев начинают лепетать. Ребенок начинает концентрировать свое внимание на собственном теле. К девяти месяцам нормальный ребенок может ползать. На этом этапе происходит быстрый физический рост. Когда они начинают ползать, их любопытство обостряется. Двигательная способность развивается от головы до пальцев ног. Некоторые эмоции развиваются на этом этапе младенчества.
Примерно к одному году дети могут ассоциировать издаваемые ими звуки с конкретными объектами и, таким образом, начинают произносить свои первые слова, такие как «дада», «мама» и т. д. В течение первых двух лет дети играют одни. Они исследуют свое окружение, берут в руки игрушки и начинают произносить некоторые словосочетания.
Развитие человека:
Стадия № 2. Детство :Стадия детства включает период от 3 до 12 лет и может быть разделена на две стадии:
(а) раннее детство
РЕКЛАМА:
(б) поздняя стадия детства.
На этом этапе ребенок пытается установить контроль над своим окружением. Развитие разнообразных навыков, языка, социальных качеств и социального участия являются главными характеристиками этого этапа.
В период раннего детства дети расширяют границы своего поведения. Они совершенствуют свои ранее приобретенные навыки и развивают новые для общения с другими людьми. Таким образом, ребенок развивается как самостоятельное социальное существо. Показаны положительные эмоции, такие как любовь и привязанность. Развитие речи происходит на этом этапе детства.
Основной задачей развития ребенка на этом этапе является приобретение гендерной идентификации. На этом этапе интеллектуальное развитие характеризуется быстрым расширением познавательных способностей. Ребенок учится быть относительно независимым и уверенным в себе. Он учится оценивать себя по мнению взрослых.
Развитие человека:
Стадия # 3. Подростковый возраст :Период перехода от детства к взрослой жизни называется подростковым возрастом. Подростковый возраст – очень ответственный этап развития. Это относится к развитию в период с 13 по 19 годы.годы. Это также известно как подростковый возраст.
На этом этапе у большинства детей наблюдается всплеск подросткового роста, быстрое увеличение роста и веса. Интересы подростка больше сосредоточены на нем самом, членах его семьи и его друзьях.
Период также характеризуется гетеросексуальными интересами. В это время происходит важное когнитивное развитие. Расширение возможностей и стиля мышления расширяет сознание подростков, их воображение, суждения и проницательность. На этом этапе развиваются некоторые качества, такие как искренность, внимание к хорошим манерам других, скромность и т. д.
Человеческое развитие:
Стадия # 4. Взросление :Не существует фиксированного возраста, когда подростковый возраст завершается. Обязанности взрослой жизни включают в себя важные решения, такие как выбор карьеры, спутника жизни и т. д., а юная взрослость начинается с постановки целей и устремлений.
В зрелом возрасте начинает проявляться физическое ухудшение в виде морщин, утолщения талии, поседения и истончения волос. Но пожилые люди больше озабочены своим здоровьем и смертью.
Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Развитие человека ›› Стадии
Система высшего образования в Индии
Связь между образованием и психологией
23: Рост и развитие человека
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 17802
- Сюзанна Ваким и Мандип Грюал
- Колледж Бьютт
В этой главе описывается, как человеческий организм растет и развивается от оплодотворения до смерти. Подробно описаны следующие стадии жизни: зародышевая стадия, эмбриональная стадия, фетальная стадия, младенчество, детство, отрочество и взрослость.
- 23.1: Практический пример: как наше тело меняется на протяжении жизни
- 23.2: Зародышевая стадия
- Зародышевая стадия развития является первой и самой короткой из стадий человеческой жизни. Основные события на этом этапе разработки показаны на рисунке ниже и подробно описаны в остальной части этой концепции. Зародышевая стадия длится в общей сложности восемь-девять дней. Он начинается в маточной трубе, когда яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом с образованием зиготы (день 0). Зародышевая стадия продолжается, поскольку зигота претерпевает несколько начальных клеточных делений до морулы.
- 23.3: Эмбриональная стадия
- Во многих культурах брак, наряду с рождением и смертью, считается самым важным событием в жизни. Однако для первопроходца в области биологии развития Льюиса Вольперта эти жизненные события переоцениваются. По словам Уолперта, «это не рождение, брак или смерть, а гаструляция, которая действительно является самым важным моментом в вашей жизни». Гаструляция является важным биологическим событием, которое происходит на ранней стадии эмбрионального развития человека.
- 23.4: Стадия плода
- Будущая мать держит в руках ультразвуковое изображение своего плода. Она почти на девятом месяце беременности, так что плод полностью развит и почти готов к рождению. Плод сильно вырос и изменился во многих других отношениях с тех пор, как семь месяцев назад он был крошечным эмбрионом.
- 23.5: Младенчество
- Младенчество относится к первому году жизни после рождения, а младенец определяется как человеческое существо между рождением и первым днем рождения. Термин « младенец» обычно считается синонимом « младенец» , хотя он обычно применяется к детенышам других животных, а также к людям. Человеческие младенцы кажутся слабыми и беспомощными при рождении, но на самом деле они рождаются с удивительным набором способностей. Большинство их чувств довольно хорошо развиты, и они также могут сообщать о своих потребностях плачем.
- 23.6: Детство
- Юридически детство определяется как период несовершеннолетия, который длится от рождения до совершеннолетия (совершеннолетия). Возраст совершеннолетия зависит от места и цели. Например, в США в 18 лет вы считаетесь взрослым для службы в армии, но несовершеннолетним для покупки алкоголя. Биологически детство определяется как стадия человеческого организма между рождением и подростковым возрастом.
- 23.7: Подростковый возраст и половое созревание
- Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Обычно считается, что он начинается с полового созревания, во время которого происходит половое созревание, и подростки переживают скачок роста. Однако у многих детей половое созревание фактически начинается на стадии, называемой предподростковым возрастом, которая охватывает возраст от 11 до 12 лет. Половое созревание может начаться до подросткового возраста, но обычно оно продолжается в течение нескольких лет, вплоть до подростковой стадии, которая заканчивается в позднем подростковом возрасте.
- 23.8: Взросление
- На этом семейном изображении изображены пожилая женщина, ее молодые взрослые дочери и внучки из этнической группы хмонг в Лаосе. Бабушка и дочки взрослые, но явно большая разница в возрасте. Какой возраст определяет начало и конец взрослой жизни?
- 23.9: Заключение по конкретному случаю: опасность свинца и краткое изложение главы
- Ранее в этой главе вы познакомились с Полом, Ванессой и Лукасом, которые были обеспокоены повышенным уровнем свинца в крови Лукаса.