Этика это в психологии: ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ это — Общие дети, г. Воронеж

Содержание

6 этических принципов, которые сохранят репутацию психолога

Главная / Блог / 6 этических принципов, которые сохранят репутацию психолога

Время на чтение: 8 минут

|

9 августа 2021

Получайте наши статьи в мессенджерах

Читайте в статье:

  • Принцип уважения
  • Принцип конфиденциальности
  • Принцип ответственности
  • Принцип честности
  • Принцип компетентности
  • Обсуждение условий сотрудничества

Соблюдение профессиональной этики в работе психолога защищает репутацию специалиста и его клиентов. Разберемся, на какие принципы нужно опираться консультанту. И на примерах рассмотрим, чем может обернуться их нарушение.

Принцип уважения

Психолог уважает достоинство и права клиента. Он свободен от предрассудков, против любой дискриминации, толерантен к мировоззрению и образу жизни клиента.

Консультант сохраняет беспристрастность, полностью и безусловно принимает клиента. Он не навязывает ему своих ценностей, убеждений и принципов.

Пример. Девушка обратилась к психологу с запросом: «У меня все хорошо — есть любимый человек, хорошая работа, друзья, но я все равно не чувствую себя счастливой». Психолог спросил, есть ли у нее дети. Клиентка ответила, что нет, и это ее осознанный выбор. Консультант проигнорировал это и начал транслировать свои ценности и убеждения: «Вам нужно выйти замуж и родить ребенка. В этом женское счастье и предназначение». Клиентка отказалась продолжать терапию. Если бы консультант придерживался принципа уважения, то принял бы позицию клиентки и предложил объективно во всем разобраться: когда появляется это чувство, от чего усиливается и ослабевает и т. д.


Принцип конфиденциальности

Согласно профессиональной этике психолога — все, что рассказывает клиент, остается втайне. Однако есть несколько исключений.

До того, как клиент начнет говорить, специалист озвучивает исключения из правил конфиденциальности, чтобы разделить ответственность между участниками процесса консультирования: собой и клиентом.

Исключения:

  • Суицидальный риск у клиента.
  • Сообщение о совершенном тяжком преступлении (изнасилование, разбой, грабеж и другие преступления, угрожающие жизни и здоровью).
  • Психическое заболевание клиента, из-за которого он нуждается в госпитализации.
  • Получение информации о насилии над несовершеннолетними или жестоком обращении с ними.
  • Официальный запрос от прокуратуры или суда о подтверждении факта обращения, либо раскрытия содержания беседы.

В таких случаях можно опираться на план действий, предложенный Р. Кочюнасом в книге «Основы психологического консультирования»:

  1. Принять меры по защите потенциальной жертвы или клиента, если он опасен сам для себя.
  2. Проинформировать клиента и жертву об опасности его действий, возможных последствиях.
  3. Проинформировать об опасности близких людей жертвы / клиента.
  4. Сообщить в правоохранительные органы о том, что стало известно.

Принципы этики психолога требуют, чтобы специалист предварительно сообщил клиенту о своих намерениях. Например, сказал: «Вы понимаете, что это преступление, за которое положено уголовное наказание? Я должен сообщить об этом в полицию».

А как же клиентские кейсы? Если психолог хочет поделиться случаем клиента с супервизором или опубликовать историю как пример из практики, нужно письменное согласие клиента. В нем указывают, что именно и где человек разрешает рассказывать о себе.

Частные психологи и специалисты по найму действуют в рамках законов:

  • Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Определяет принципы и условия обработки персональных данных, права лиц, чьи данные собраны для обработки, и обязанности лиц и организаций, которые обрабатывают информацию.
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Определяет принципы охраны здоровья, права и обязанности людей в сфере здравоохранения, ответственность за нарушение закона.

Если консультант публикует или рассказывает кому-то историю клиента без его согласия, он нарушает Закон о персональных данных. Если имена в истории заменены, но по другим данным можно понять, о ком идет речь, — это нарушение Закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ».


Принцип ответственности

Профессиональная этика практического психолога базируется на принципе «не навреди». Он отвечает за выбор методов терапии, свои слова и действия. Консультант должен рассказать клиенту понятными словами о плане и методах терапии, возможных рисках, если они есть.

Пример. Во время сеанса EMDR (ДПДГ) клиент почувствовал себя плохо: закружилась голова, охватила тревога. Он оказался не готов к встрече с травматическими воспоминаниями — эмоции поглотили его. Психолог планировал решить проблему клиента за несколько сеансов, но на следующую сессию клиент не пришел, испугавшись своей реакции. Чтобы этого не случилось, психолог должен был заранее рассказать о методе и возможных рисках: «Иногда клиенты отмечают, что в процессе проработки воспоминания становятся ярче. Из-за этого боль может усилиться, вы можете испытать страх, грусть, злость. Может закружиться голова, захочется кричать. Я обучу вас технике саморегуляции, чтобы вы могли бороться с подобными проявлениями. А если тревога станет слишком сильной и понадобится помощь, то я буду рядом».

Специалист также должен сообщить клиенту, если планирует использовать:

  • метод, который он ранее не применял;
  • экспериментальную технику.

Кроме правила «не навредить», принцип ответственности включает важное правило «не вступать в личные отношения с клиентами». Между психологом и клиентом могут быть только профессиональные отношения, а не дружеские или любовные.

Привнесения личного аспекта в деловые отношения ведет к негативным последствиям.

Пример. После длительной терапии клиентка предложила специалистке стать подругами. Психолог согласилась, но со временем заметила, что граница между дружбой и работой стирается: подруга звонит и поднимает темы, относящиеся к терапии, вынуждая психолога консультировать ее в свободное время.

Специалистка понимает, что нарушает уже не только принцип ответственности, но условия сотрудничества. Она прекращает дружбу — клиентка обижается и прекращает терапию — проблема не решена. Согласно принципу ответственности, психолог должна была отказать клиентке: сказать, что дружба противоречит этике, и предложить обсудить это на сессии. Важно разграничить понятие дружбы и терапевтического альянса — определить, какие чувства и потребности скрываются за предложением клиентки.

Как психологу застраховаться от неприятностей в работе?

Получите шаблон терапевтического контракта и используйте с каждым клиентом

Принцип честности

Психолог несет ответственность за информацию, которую он дает клиентам или коллегам. Следит за тем, чтобы она не была искажена.

Например, в рекламе консультант должен объективно рассказывать о себе и о своей работе.

Пример. Психолог в рекламе обещал 100% гарантию решения проблем. На терапию пришел сложный клиент и бросил ему вызов: «А вы сможете пробить мои слои защиты? У других психологов не получилось». Клиент не выполнял домашние задания и не хотел брать на себя ответственность за изменения. Он занял детскую позицию и ждал, что психолог даст «волшебную таблетку». Прогресса нет, реальность не соответствует рекламной «100% гарантии». В итоге клиент бросает терапию и оставляет на странице психолога негативный отзыв. Чтобы подобного не случилось, нужно трезво оценивать свои возможности и быть честным в рекламе.

Принцип компетентности

Чтобы консультировать, психолог должен иметь соответствующее образование и документ, подтверждающий его.

Начиная работу с клиентом, специалист гарантирует, что обладает знаниями и навыками для работы с его запросом.

Если до или в процессе работы психолог понимает, что случай выходит за его компетенции, он должен отказаться от клиента или передать его своему коллеге, который более компетентен в этом вопросе.

Пример. Консультант специализируется на работе с парами, но в рекламе позиционирует себя как семейного психолога. К нему обращается пара с ребенком — 10-летний сын часто врет. У психолога нет компетенций для решения таких семейных проблем, но он соглашается, боясь потерять клиента и получить плохой отзыв. По его мнению: признать некомпетентность = признать свой непрофессионализм. Он не знает, что причину проблем у детей до 16 лет нужно искать в поведении родителей, и сконцентрирован на ребенке. Ребенок врет, потому что боится наказания от строгих родителей. Ища проблему в нем, психолог поддерживает дисфункцию семьи. Проблема не решится. Согласно принципу компетентности, психолог должен был сразу отказаться от работы с запросом, для которого у него нет подходящей квалификации.

Обсуждение условий сотрудничества

Перед началом работы психолог озвучивает стоимость услуг. Он определяет ее исходя из своей квалификации и платежеспособности клиента. Цена фиксируется в психологическом контракте. Там же прописывают и другие условия сотрудничества, например, частоту встреч, оплату пропущенных консультаций, опоздания.

Пример. Клиент написал на странице психолога негативный отзыв: «Консультант специально увеличивает количество сессий, чтобы получить больше денег. В работе он использует странные методы — просит, чтобы я представил себя в прошлой жизни, в роли отца, бабушки, дедушки и других»‎. Оказалось, что психолог не сообщил клиенту о том, сколько планирует провести консультаций, не уточнил, что использует метод регрессивной терапии  — все это он должен сделать перед первой консультацией, до начала работы. Он не обсудил с клиентом условия сотрудничества и нарушил еще один принцип — ответственности, так как регрессивная терапия — это не общепринятый и не доказанный наукой метод.

Этические принципы — это основа работы психолога. Независимо от того где, с кем и в каком направлении работает специалист, он должен опираться на эту базу. Так он защитит своих клиентов и свою карьеру — не останется без работы и не потеряет репутацию.

Полезные материалы по теме:

  • Составляем терапевтический контракт пошагово. Шаблон в подарок
  • Нужны ли психологу в России профильное высшее образование и лицензия?
  • Как открыть частную практику с нуля.
    Чек-лист для психолога в подарок
  • Чек-лист. 9 ошибок начинающего психолога
  • работа психолога

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека, Контрольная работа

метки:Общение, Психический, Деловой, Этика, Человек, Психология, Выступать, Сверх

Содержание

1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» 2

2. Определение понятий «этика», «общение», «деловое общение», «этика делового общения» 3

3. Структура личности по Фрейду и практика делового общения 4

4. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга 5

5. Понятие «личностный конструкт» в теории Р. Келли 6

6. Как формируется наше «Я» и какова его роль в общении 7

7. Самовосприятие: базовые психологические установки 8

8. Общение: понятие, общая характеристика. Виды и стороны общения 9

9. Культура общения: умение слушать и говорить 10

10. Виды потребностей в общении 11

11. Антикультура в общении 12

12. Невербальное общение 13

13. Интерактивная стороны общения. Трансакционный анализ Э. Берна (состояние «Я», виды и примеры трансакций) 14

14. Гендерные аспекты менеджмента 15

15. Общие этические принципы и характер делового общения 16

16. Структура личности: понятие темперамента. Темперамент и поведение человека 17

17. Структура личности: мотивы и потребности. Пирамида потребностей А. Маслоу 18

18. Виды, стадии, структура, значение конфликта 19

19. Организация приемов 20

20. Причины конфликтов 21

21. Правила поведения в конфликтных ситуациях 22

22. Определение понятия «стресс», его физиологическая и биохимическая природа 23

23. Основные причины стрессов. Что такое «поисковая активность» и какова его роль в динамике стрессов 24

24. Профилактика стрессов в деловом общении 25

25. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения 26

26. Основные признаки культурной речи 27

27. Отличия в содержании понятий этика, этикет 28

28. Правила вербального общения 30

29. Правила ведения телефонного разговора 31

30. Стандарты деловой переписки, правила оформления корреспонденции 32

1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека»

Объект дисциплины «Этика и психология делового человека» – идеальная психическая реальность. Речь идет, прежде всего, о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах их психики, которые в своей совокупности и определяют их конкретные действия, формы активности, их поведение как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Предмет этой науки – разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные во вне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния. Поэтому этика и психологии образуют здесь тесную взаимосвязь. Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Психология – это наука о различных психических явлениях, свойствах, процессах и состояниях.

11 стр., 5409 слов

Введение в этику делового общения

… деловое общение; 2) этика бизнеса; 3) служебный этикет; 4) психология имиджа; 5) особенности межкультурной деловой коммуникации.   Взаимосвязь этики делового общения с другими областями знаний. Философия, этика, социальная психология и психология управления, История развития этики деловых отношений. Этика делового общения … культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте …

Научные психологические представления об этих психических процес-сах составляют теоретическое содержание дисциплины. Она активно использует прежде всего основные категории и принципы, выработанные психологией и этикой. Такими базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, волю), свойства психики человека (способности, характер, темперамент) и состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность и т. д.).

Основная категория «Этики и психология делового человека» — психология личности, т.е. совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Эта категория содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

2. Определение понятий «этика», «общение», «деловое общение», «этика делового общения»

Этика – это система универсальных и специфических нравственных тре-бований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Общение – это процесс установления и развития контактов между людь-ми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Посредством общения осуществляются воспитание, управление и иные виды деятель-ности во всех сферах, где необходимы передача, усвоение и обмен информацией, культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом.

Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Деловое общение не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Этика делового общения – это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. Одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве с подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

4 стр., 1558 слов

Принятие решений как вид психической деятельности

… немалую роль в получаемом результате. Выводы. 1. Принятие решений — это особый вид психической деятельности людей, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. Понятие «решение» имеет два … Все решения людей можно разделить на личные и деловые. Личные решения направлены на достижение личных целей человека. Деловые решения принимаются в организациях и направлены на достижение …

3. Структура личности по Фрейду и практика делового общения

Структура личности, по Фрейду, включает в себя три области: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я, которые находятся между собой в состоянии непрерывного взаимодействия. Оно (Ид) содержит инстинкты, аффекты и влечения и является продуктивным источником психической силы и энер-гии.

Сверх-Я отвечает за соблюдение норм моральной и культурной жизни. К его проявлениям относятся совесть, чувство вины и пр. В практике делового общения психические феномены Сверх-Я осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров. Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга. Поэтому желательно в деловом об-щении предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера. Нередко в деловом об-щении происходит «сдвиг» моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушения ранее заключенных договоров, обнаружением более «вы-годного партнера».

Я (Эго) находится между Сверх-Я и Оно, связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Для делового общения психические процессы, происходящие в Я, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации, они обеспечивают регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.

4. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга

Юнг видоизменил фрейдовскую модель психики. По Юнгу, фундаментом психической структуры личности является коллективное бессознательное, неразрывнное связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образующее единую психическую структуру личности. Содержание коллективного бессознательного идентично у всех индивидов и представлено архетипами (бессознательными образами инстинктов).

Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

13 стр., 6261 слов

Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации …

… чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Предметом общения в деловой коммуникации является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Продуктивное сотрудничество, сближение …

Для практики делового общения архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение…….

Лекция по этике и психологии «Предмет и назначение этики»

Раздел 1. Общие представления об этике.

 

Тема 1: «Предмет и назначение этики».

 

Слово «этика» пришло к нам из Древней Греции. Еще Гомер пользовался словом «etos» (этос), означавшим место совместного проживания (Дом, пещера, логово, гнездо). В дальнейшем «этос» стал обозначать определенные человеческие качества, характер, нрав, приобретаемые и проявляемые в общении.

На протяжении многих веков люди стремилась понять природу нравственных ценностей, научиться ориентироваться в жизненных ситуациях, обрести устойчивые жизненные цели.

Значительный вклад в духовные искания человека на этом пути вносят религия и искусство, накопившие огромный нравственный опыт. Однако только этика стремится к теоретическому осмысленно ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека: как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему следует стремиться.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля.

Термин «этика» входит в название 3-х основных сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности. «Нико-махова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика», Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Греческое слово «etos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основ было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является: латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Первые этические системы сформировались на Древнем Востоке: в Древней Индии и Древнем Китае, это брахманизм, буддизм, даосизм и конфуцианство. Античная этика: этические учения софистов и Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев и стоиков. Средневековая этика – этика Нового завета; Августин и Пелагий, Фома Аквинский. Этика эпохи Возрождения и реформации: этические взгляды Лоренцо Валло, Пьетро Пампанацци, религиозно-этические основы протестанизма. Этика Нового и Новейшего времени: этические учения Б. Спинозы, Французских материалистов XVII в., И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Ницше, З. Фрейда, экзистенциалистов.

Мораль, или нравственность

(в данном случае мы употребляем эти термины как синонимы) является предметом изучения этики. В первом приближении предмет этики можно определить так: этика – это теория морали и нравственности или, точнее, учение o морали и нравственности.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в тои или ином случае. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

Этика как теория морали не дает конкретных рекомендации о том, как поступать, но вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки, как осознавать u оценивать их последствия, влияние на окружающий мир.

 

Почему возникла необходимость в теории морали?

Следует отметить, что, оставаясь в рамках собственного морального сознания, невозможно ответить на вопросы, откуда возникли представления о добре и зле, чести и совести, откуда берутся моральные принципы и идеалы, чем определяются различные и даже противоречивые нравственные позиции людей, и есть ли надежный критерий для их сравнения и оценки.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выйти из сферы практической нравственности и перейти на уровень общего понимания природы морали, ее специфики, места и роли в жизни отдельного человека и общества в целом

Поэтому здесь необходимо теоретическое осмысление знаний о нравственности, которое и призвана давать этика. Именно поэтому некоторые ученые и определяют этику как самосознающий моральный опыт.

По мнению специалистов в области этики необходимость в теории морали возникает в условиях общественных кризисов. В кризисных обстоятельствах мораль попадает в противоречивую ситуацию конфликта ценностей, а люди перестают понимать, что есть добро и что есть зло, что справедливо и что несправедливо, к чему следует стремиться и от чего следует отказаться. Такие ситуации, как правило, происходят в период ломки общественных отношений, когда сталкиваются различные культуры и культурные эпохи. В такие периоды человеческой истории новые поколения резко порывают с традиционными, устоявшимися моральными принципами и нормами или, говоря словами поэта, «рвется связь времен». Чтобы установить эту связь, найти общий язык друг с другом, люди вынуждены каждый раз задаваться вопросами: что такое мораль, нормы и принципы и т.п.

Важная особенность этики: этика это теория, учение о морали. Однако этика это не просто учение о морали. Этическое учение в значительной мере – моральное учение, так как в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние индивидов и общества. Это означает, что этика не ограничивается производством знаний о морали, она соучаствует в производстве моральных добродетелей, норм, идеалов. Этическое учение как бы создает, формирует свой предмет, наделяет его определенными характеристиками. Различные представления о морали как предмете этики будут одновременно и разными состояниями морали, разными системами ценностей и требований к человеческому поведению.

Этика говорит на языке разума, т.е. строит определённые теоретические конструкции, систему логически аргументированных рассуждений.

Иными словами, этика – это философская дисциплина.

Каково же место этики в системе философского знания? Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику.

В различных философских системах прошлого и настоящий акцент делается в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных) на те или иные отрасли философии. В целом ряде философских школ акцент делается именно на нравственную философию, которая как бы, не без основания считалось, венчает собой жизненную мудрость. Крупнейший русский философ Н.А. Бердяев, подчеркивая это высокое значение этики как нравственной философии, писал: «Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни».

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики и позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности.

Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания, Для того чтобы ответить на смысложизненные вопросы, необходимо выйти на основополагающие представления об устройстве мироздания, на представления онтологического порядка. Думается, не случайно первая глава этики Б.Спинозы называется «О Боге». В ней Спиноза раскрывает исходные понятия своего философского учения (субстанции, модуса, атрибутов и т.д.). Этика в процессе обоснования морали выходит не только на онтологию (учение о бытии), но и гносеологию (учение о познании), ибо он должен исходить из уверенности, что мир нравственных ценностей не только существует, но и что человек в состоянии познать многие проявления этого мира. В противном случае рассуждения о добре и зле, совести, справедливости потеряют реальную основу.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в её нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она указывает, на что, в конечном счете, человеческая деятельность должна быть направлена и в чём состоит её совершенство (добродетельность).

Нормативный характер этики проявляется, прежде всего, в том, что этика изучает не просто происходящее, а должное.

Этика не занимается описанием правил поведения и нравов общества. Она стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д.

Из характеристики этики как теории морали и нравственности, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Ø Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Ø Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания, тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.

Однако такое единство абсолютного и относительного является органичным, естественным до тех пор, пока эти нормы имеют первостепенную важность для человеческой общности, в которой они приняты. Однако со временем они теряют свое значение, обесцениваются. И в какой-то период общественного развития становится очевидным, что их абсолютизация была иллюзорной. Встает задача показать людям их относительный характер, обесценить их в глазах людей и на их место поместить новые нормы, ценности идеалы. Эту задачу выполняет новое этическое учение.

Итог. Следует отметить, что мораль и нравственность представляют собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и являются предметом изучения этики. Этика же – это учение о морали и нравственном освоении действительности. Если мораль и нравственность понимать как непосредственное сознания жизни, впечатанное в ткань самой этой жизни, то этика – это сознание сознания жизни – второй уровень рефлексии.

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы и обосновать другие. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности её функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

Отсюда следует такое определение – Этика – это нормативно-практическая часть философии, раскрывающая закономерности функционирования морали и обеспечивающая её развитие.


 

Проверка усвоения.

 

1. Нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы этика…

а) создает;

б) теоретически обобщает и изучает.

 

2. Этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. – функция…

а) нормативная;

б) познавательная.

 

3. Этика…

а) занимается описанием правил поведения и нравов общества;

б) стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка.

 

4. Этика как теория морали…

а) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки, как осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир;

б) даёт конкретных рекомендаций о том, как поступать.

 

5. Этика – дисциплина…

а) психологическая;

б) философская.

 

6. Функция, связанная с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, чтобы предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу?

а) нормативная;

б) познавательная.

 

7. Задача этики состоит в том, чтобы…

а) в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и  найти свой путь к достижению этого блага;

б) создавать нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы.

 

8. Этика – это…

а) инструмент, создающий моральные принципы;

б) теория, учение о морали.

 

9. Предметом изучения этики является…

а) способы создания моральных ценностей;

б) мораль, нравственность.

 

10. Этика как теория морали…

а) даёт конкретные рекомендации о том, как поступать;

б) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки.


 

Проверка усвоения. Ответник.

 

1. Нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы этика…

а) создает;

б) теоретически обобщает и изучает.

 

2. Этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. – функция…

а) нормативная;

б) познавательная.

 

3. Этика…

а) занимается описанием правил поведения и нравов общества;

б) стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка.

 

4. Этика как теория морали…

а) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки, как осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир;

б) даёт конкретных рекомендаций о том, как поступать.

 

5. Этика – дисциплина…

а) психологическая;

б) философская.

 

6. Функция, связанная с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, чтобы предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу?

а) нормативная;

б) познавательная.

 

7. Задача этики состоит в том, чтобы…

а) в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и  найти свой путь к достижению этого блага;

б) создавать нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы.

 

8. Этика – это…

а) инструмент, создающий моральные принципы;

б) теория, учение о морали.

 

9. Предметом изучения этики является…

а) способы создания моральных ценностей;

б) мораль, нравственность.

 

10. Этика как теория морали…

а) даёт конкретные рекомендации о том, как поступать;

б) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки.

 

Этические проблемы психологии | Psych Yogi

Статьи, G544, OCR A2 PsychologyG544, OCR A2 PsychologyPsych Yogi

Этические вопросы в психологии

 

В психологии некоторые этические вопросы являются наиболее спорными. Многие из величайших психологических исследований были в высшей степени неэтичными. Например, Милграм (1963), Зимбардо (1973). Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться при проведении психологических исследований, заключается в рассмотрении степени неэтичности исследования. Печально известное исследование Милгрэма, проведенное с высочайшими этическими вершинами, не дало бы такого понимания человеческого послушания, потому что оно стало бы полностью экологически недействительным — в реальной жизни мы не можем просто отказаться от исследования. Более того, характеристики спроса, несомненно, оказали бы искажающее влияние на результаты.

Британское психологическое общество (BPS) и Американская психологическая ассоциация (APA) предоставили психологам этические рамки, которых они должны придерживаться при проведении психологических исследований.

Если вы сдаете экзамен по психологии на уровень A или проводите психологическое исследование, важно знать эти этические принципы.

Защита от вреда

Пожалуй, самый важный этический принцип заключается в том, что участники должны быть защищены от вреда, психологического или иного.

Психологический вред может быть трудно операционализировать, потому что он может зависеть от человека, и его может быть трудно обнаружить, и участники, и исследователи могут не знать, что участникам был нанесен психологический вред. Однако, как говорится, исследователи могут сделать все возможное, чтобы предотвратить чрезмерный стресс для своих участников.

Право на выход из исследования

Предоставление участникам права на выход из исследования означает не просто информирование их о том, что они могут выйти из исследования  в любое время , но также информируя их о том, что они имеют право отозвать свои результаты из исследования в любое время.

Это важно, потому что некоторые участники могут чувствовать давление, заставляющее их продолжать исследование. Это важно еще и потому, что не дает участникам смущаться за свои результаты. Возьмем, к примеру, исследование, в котором человек должен пройти тест на IQ, который показывает, что его интеллект ниже среднего. Это может смутить участников и привести к тому, что они захотят выйти из игры.

Конфиденциальность

В продолжение предыдущего пункта. Обеспечение анонимности и конфиденциальности ваших результатов соответствует этическим нормам Британского психологического общества.

Никто за пределами эксперимента — а в идеале и в самом эксперименте — не должен быть в состоянии идентифицировать участников по результатам.

Информированное согласие


Чтобы любое исследование было этичным, исследователь должен получить информированное согласие участников. «Информированная» часть этого этического принципа является наиболее важной частью. Бесполезно получать согласие участников, если они не проинформированы об истинном характере исследования.

Возьмем, к примеру, исследование Милграма 1963 года. Участникам сказали, что они будут участвовать в исследованиях памяти и обучения, и они согласились принять участие, основываясь на этих знаниях. Таким образом, Милграм не получил информированного согласия, потому что участники не были полностью информированы об истинной природе исследования, то есть это было исследование послушания. Однако предположительно информированное согласие было получено после опроса участников, что подводит нас к следующему пункту.

Дебрифинг

Дебрифинг проводится с участниками после проведения исследования. Он имеет ряд целей. Во-первых, он направлен на то, чтобы ни один из участников не пострадал в результате исследования. Во-вторых, он направлен на то, чтобы убедиться, что исследователи получили информированное согласие. В-третьих, это дает участникам возможность удалить свои результаты из исследования. Наконец, это позволяет участникам задавать любые вопросы об исследовании, чтобы убедиться, что они полностью понимают его содержание.

В некоторых случаях опрос участников исследования невозможен. Чтобы привести пример, Пилявин и др., который был полевым экспериментом. Участники этого исследования не могли быть допрошены, потому что они не знали, что принимают участие, и это было бы почти невозможно завершить.

Обман

Некоторые исследования требуют, чтобы участники были каким-то образом обмануты. В большинстве случаев это делается для предотвращения характеристик спроса, которые могут исказить результаты и выводы исследования.

Однако обман противоречит этическим стандартам, установленным Британской психологической ассоциацией. Обман включает в себя: введение участников в заблуждение любым способом и использование марионеток или сообщников.

Дополнительная литература

OCR A2 Руководство по психологии для студентов: Модуль G544 Подходы и методы исследования в психологии: Руководство по подходам и методам исследования в психологии (Руководства для студентов)

Резюме

Что такое Этический кодекс APA?

Многие профессии, в том числе врачи, адвокаты и учителя, регулируются этическим кодексом. Точно так же психологи должны практиковать этично, чтобы обеспечить безопасность своих клиентов и предоставлять им наилучшие возможные услуги.

Но что значит этично практиковать?

Американская психологическая ассоциация разработала Этический кодекс АПА, чтобы ответить на этот самый вопрос.

Рассмотрим этический кодекс APA более подробно.

Что такое Американская психологическая ассоциация?

Прежде чем мы сможем изучить Этический кодекс, важно знать организацию, стоящую за ним.

Основанная в 1892 году АПА является одной из старейших профессиональных организаций психологов в мире.

Согласно веб-сайту, миссия APA состоит в том, чтобы «содействовать продвижению, распространению и применению психологических наук и знаний на благо общества и улучшения жизни».

Для достижения этой цели АПА стремится использовать психологические принципы, чтобы оказать положительное влияние на общество; повысить понимание общественностью психологии и ее использование; подготовить психологию и ее практиков к будущему; и укрепить авторитет АПА как авторитета в области психологии.

Но для того, чтобы все это произошло, те, кто работает в области психологии, должны понимать, как этично практиковать. Так родился Кодекс этики.

Что такое Этический кодекс APA?

Этический кодекс APA устанавливает правила поведения психологов в профессиональной среде.

Первая редакция Кодекса этики была опубликована в 1953 году в ответ на постоянно возрастающую роль психологов в общественном пространстве.

Для разработки Кодекса этики APA попросила психологов представить случаи, когда они чувствовали, что столкнулись с этической дилеммой. Эти ситуации были рассмотрены специальным комитетом, которому было поручено объединить эти дилеммы в общие темы.

Первоначальный Кодекс этики состоял из 170 страниц, хотя за эти годы он пересматривался девять раз, последний из которых был в 2010 году.

То, что начиналось как набор общих тем, превратилось в конкретные принципы и стандарты. которых должны придерживаться психологи.

Основные принципы этического кодекса APA

Этический кодекс APA основан на пяти основных принципах, определяющих ожидаемое поведение практикующих специалистов.

С технической точки зрения Кодекс этики применяется только к психологам, которые также являются членами АРА. Тем не менее, этим рекомендациям следует широкий круг специалистов в области психического здоровья. Более того, государственное лицензирование требует от заявителей соблюдения определенного этического кодекса.

Принцип A: Благодеяние и непричинение вреда

Этот принцип вращается вокруг идеи не причинения вреда своим клиентам. Ожидается, что психологи будут стремиться защищать благополучие и права своих клиентов, а также стремиться свести к минимуму факторы, которые могут заставить их ненадлежащим образом использовать свое влияние. Более того, этот принцип подчеркивает, что «психологи стремятся осознавать возможное влияние своего физического и психического здоровья на их способность помогать тем, с кем они работают».

Другими словами, у психологов есть этическое обязательство перед своими клиентами заботиться о себе так, чтобы они могли обеспечить своим клиентам наилучший уход.

Принцип B: Верность и ответственность

Ожидается, что психологи будут «поддерживать профессиональные стандарты поведения, разъяснять свои профессиональные роли и обязанности, брать на себя соответствующую ответственность за свое поведение и стремиться разрешать конфликты интересов, которые могут привести к эксплуатации или причинению вреда. ”

Этот принцип требует, чтобы психологи консультировались с другими специалистами и учреждениями, чтобы убедиться, что они могут удовлетворить потребности своих клиентов. Психологов также просят «посвятить часть своего профессионального времени за небольшую компенсацию или личную выгоду или вообще без нее».

Принцип C: Добросовестность

Быть точным, честным и правдивым является центральным принципом Кодекса этики APA. В частности, психологам запрещено воровать, обманывать, заниматься мошенничеством или уловками или намеренно искажать факты.

Тем не менее, этот принцип определяет параметры, когда можно использовать обман — он должен быть «этически оправданным, чтобы максимизировать пользу и минимизировать вред». Другими словами, выгоды от обмана должны перевешивать затраты.

Принцип D: Справедливость

Этот принцип утверждает, что все люди заслуживают равного доступа к качественной психологической помощи. Кроме того, психологов просят изучить свои собственные слепые пятна или личные предубеждения, понять границы своей компетенции и провести честное исследование пределов своего опыта, чтобы избежать предоставления или потворства несправедливым действиям.

Принцип E: Уважение прав и достоинства людей

В первую очередь этот принцип требует, чтобы психологи признавали и уважали достоинство и ценность всех людей. Каждый человек имеет право на «неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность и самоопределение», которое необходимо защищать.

Кроме того, этот принцип отмечает, что психологи должны осознавать и уважать различия, основанные на «возрасте, поле, гендерной идентичности, расе, этнической принадлежности, культуре, природном происхождении, религии, сексуальной ориентации, инвалидности, языке и социально-экономическом статусе. ” Точно так же ожидается, что психологи рассмотрят эти факторы и постараются устранить влияние любых предубеждений, которые они могут иметь на основе этих факторов.

Кодекс этики APA Профессиональные стандарты

Как отмечалось ранее, первоначальный Кодекс этики APA был создан после того, как комитет разложил общие этические ситуации на различные широкие группы.

Сегодня Кодекс этики содержит профессиональные стандарты в десяти различных областях, каждая из которых имеет несколько подразделов, дающих представление о том, как применяется стандарт.

Ниже приведены десять стандартов с примерами применения каждого стандарта на практике. Обратите внимание, что это не исчерпывающий список всех способов применения этих стандартов — это всего лишь пример.

  • Решение этических проблем — Раздел 1.07 запрещает психологам подавать или поощрять других к подаче жалоб на этические нормы, которые «подаются с безрассудным пренебрежением или умышленным игнорированием фактов, которые опровергают утверждение». Например, психолог не может назло подать жалобу на другого психолога по этическим соображениям. Для подачи жалобы должны быть действительные этические соображения.
  • Компетентность — Раздел 2.06 гласит, что психологи должны воздерживаться от деятельности, в которой они «знают или должны знать, что существует значительная вероятность того, что их личные проблемы помешают им компетентно выполнять свою работу, связанную с работой». Допоздна и пьянство несколько ночей в неделю можно считать нарушением этого стандарта.
  • Человеческие отношения – Раздел 3.01 обязывает психологов воздерживаться от несправедливой дискриминации. Например, психолог не может отказать клиенту только из-за его национальности.
  • Минимизация вторжений в частную жизнь. В разделе 4.01 говорится, что психологи должны защищать конфиденциальную информацию о своих клиентах. Поэтому, консультируясь с другим психологом о клиенте, психолог не должен использовать имя клиента и должен свести к минимуму личные данные, чтобы защитить личность человека.
  • Реклама и другие публичные заявления . Раздел 5.05 запрещает психологам запрашивать отзывы у своих клиентов. Поскольку многие люди, обращающиеся за помощью к психологу, находятся в уязвимом положении, психолог может ненадлежащим образом повлиять на них, чтобы дать им положительный отзыв, даже если он не оправдан.
  • Ведение документации и сборы . Раздел 6.03 предусматривает, что психологи не могут удерживать записи клиентов в экстренных случаях только по той причине, что платеж еще не получен. Таким образом, если клиент пытается покончить жизнь самоубийством и его доставляют в больницу, психолог должен предоставить записи клиента, чтобы персонал скорой помощи мог продолжить соответствующее лечение.
  • Образование и обучение – Раздел 7.03 требует, чтобы психологи, занимающие преподавательскую должность, предоставляли своим студентам точную программу курса и основы для оценки. Точно так же ожидается, что преподаватели психологии будут точно представлять психологическую информацию. Характеризовать психосексуальные стадии Фрейда как работу извращенца было бы неточно и как таковое можно было бы считать нарушением этого стандарта.
  • Исследование и публикация — Раздел 8.06 описывает, что хотя психологи могут предлагать людям финансовые или другие поощрения за участие в психологических исследованиях, эти поощрения не могут быть чрезмерными или неуместными. Например, чтобы побудить первокурсников колледжа принять участие в исследовании, психолог может предложить подарочную карту на 10 долларов в книжный магазин кампуса. Подарочная карта на 100 долларов может показаться чрезмерной.
  • Оценка — Раздел 9.02 относится к использованию достоверных и надежных оценок для тестируемой популяции. Когда используется оценка, которая не является достоверной или надежной, обязанностью психолога является объяснение сильных и слабых сторон результатов теста, а также интерпретация этих результатов теста.
  • Терапия — Раздел 10. 10 гласит, что психологи должны прекратить терапию с клиентом, когда «становится достаточно ясно, что клиент/пациент больше не нуждается в услуге, вряд ли получит пользу или ему навредит дальнейшее обслуживание». Продолжать терапию с клиентом только для того, чтобы пожинать финансовые плоды, было бы этическим нарушением.

Как видите, АПА приложила немало усилий, чтобы предоставить практикующим психологам руководство по этической практике.

Эти рекомендации основаны на представлении о том, что психологи обладают большой властью и влиянием, и что этой властью и влиянием следует пользоваться с осторожностью и уважением к тем, кто в них нуждается.

Придерживаясь этих указаний, психологи всех видов — от тех, кто занимается исследованиями, до тех, кто преподает, и тех, кто предлагает терапевтические услуги — могут быть уверены, что они могут вести себя этично.

Шон Джексон

Б.А. Образование в области социальных наук | Университет Вайоминга

М. С. Консультации | Университет Вайоминга

Бакалавр наук Информационные технологии | Массачусетский университет

Октябрь 2019

Другие интересные статьи:

  • Как технологии меняют изучение психологии?
  • Стивен Пинкер о когнитивной психологии, теории вычислений и разговоре
  • Почему важно слушать Дэна Ариели об экономике?
  • Как стать психологом
  • Вторая мировая война и ее влияние на психологию

Этика в курсе «Введение в психологию» — Ассоциация психологических наук — APS

Вводный курс психологии обычно является первым формальным введением студентов в эту область, а для некоторых это единственный формальный академический взгляд на психологию, который у них когда-либо будет . По мере того, как студенты начинают структурировать свою жизнь и готовиться к карьере, преподаватели должны начать внушать им ожидания, с которыми они столкнутся как профессионалы. Одной из целей бакалавриата является подготовка студентов к этическим действиям. На вводных курсах есть много поводов для обсуждения этических вопросов. Некоторые больше подходят для групповых дискуссий в небольших классах; тем не менее, большинство идей вполне можно представить в формальной обстановке, например, на лекции.0005

Введение в курс

В начале курса предоставляется возможность обсудить этику с разных точек зрения. Например, когда программа включает информацию об приспособлениях и инклюзивном языке, можно добавить такой пункт, как Уважение к личности , в котором предлагаются этические принципы курса. Примером такого элемента может быть:

Все участники этого курса несут ответственность за продвижение и защиту самых высоких стандартов академической честности. Уважать всех в учебной среде — это первый шаг в этом процессе. В этом курсе ожидается беспристрастность и справедливость в представлении фактов, равенство в обращении с различными группами, а также ответственность и надежность в выполнении наших обязательств при сохранении автономии и уважении прав других людей.

Нарушения этих этических принципов будут рассмотрены профессором в соответствии с ситуацией, Справочником для студентов, Справочником для преподавателей и/или по согласованию с заведующим кафедрой или соответствующим администратором.

Такой пункт можно обсудить в начале курса, чтобы определить, что ожидается для каждого из принципов, и можно составить список для кодекса поведения. Многие проблемы, такие как телефонные звонки, обмен текстовыми сообщениями и сторонние разговоры, можно предотвратить с самого начала, если профессиональные ожидания будут предложены, обсуждены и проиллюстрированы (Yorges, 2008). Профессор также должен перечислить, чего студенты должны ожидать от него/нее. Преимущество этого подхода в том, что он достаточно общий, поэтому, когда происходит что-то, не обсуждаемое в классе, студент и преподаватель могут встретиться, чтобы обсудить конкретную ситуацию и определить проблему и возможные решения.

Вводная глава

Во время введения в психологию большинство учебников изначально представляют психологию как профессию. Информацию легко распространить на профессиональные ассоциации и их многочисленные услуги, одной из которых является продвижение кодекса профессиональной этики. Поскольку многие учащиеся могут быть незнакомы с веб-сайтом Американской психологической ассоциации (АПА) и, в частности, с этическим кодексом (АПА, 2002 г.), поиск этой информации может стать домашним заданием. Студентов можно попросить просмотреть веб-страницу. и кодекс этики, чтобы ответить на такие вопросы, как:

Каковы части этического кодекса?
На что распространяется код APA?
Что в коде вы не ожидали?
Зачем профессии нужен этический кодекс?
Какова функция этического кодекса?

Обычно у первокурсников нет конкретных представлений о роли профессиональных ассоциаций и существовании кодекса профессиональной этики. Когда они узнают о коде, их комментарии связаны с их удивлением по поводу того, насколько он основан на «здравом смысле».

Если курс предлагается для неспециалистов, студентов могут попросить найти этический кодекс, применимый к карьере, которой они планируют следовать. Как упоминалось выше, студентов просят назвать свои профессиональные ассоциации, а затем искать кодекс этики или поведения. Они могут участвовать в том же обсуждении, которое предлагается для специалистов по психологии, с бонусом в виде наличия этических кодексов разных профессий, доступных для сравнения.

Методы исследования

Презентация научных методов дает еще одну возможность обсудить важность этики. В большинстве учебников этический кодекс исследований упоминается отдельно. Обсуждение может включать следующие вопросы:

Какие этические вопросы связаны с исследовательским процессом?
Что такое IRB? Какова текущая этическая дискуссия в отношении IRB?
Зачем нам нужно проводить обзорное исследование комитета?
Какие права у участников?
Каковы обязанности исследователей?
В чем польза исследования для общества и/или научного сообщества?

Это может быть интересным обсуждением, особенно в колледжах и университетах, которые требуют или предлагают кредиты для участия в исследованиях в классе «Введение в психологию» или в исследовательских проектах, проводимых на кафедре.

Кроме того, при обсуждении научных методов обычно упоминаются исследования на животных. Это целая область этики, которую можно исследовать и которая обычно очень интересует студентов. Кодекс этики APA касается исследований на животных, а веб-сайт APA предлагает несколько ссылок, посвященных рекомендациям по использованию животных и уходу за ними, а также исследованиям с животными в психологии.

Биология и поведение

Когда класс обсуждает неврологию и поведение, может возникнуть ряд этических и моральных вопросов, касающихся лечения нейробиологических расстройств. Тематические исследования могут быть использованы в соответствии с рекомендациями Балога (2004 г.) и Шенкера (2008 г.). Одним из примеров тематического исследования может быть метод пересадки нервов, который считается одной из терапевтических стратегий лечения некоторых нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона. Это и другие методы лечения поднимают этические проблемы в двух разных областях, которые требуют тщательного изучения: во-первых, этические проблемы, связанные с самим лечением (в данном случае с использованием фетальных и стволовых клеток), и, во-вторых, этические проблемы, касающиеся реципиентов в клинических испытаниях. (т. е. благополучие и личность). Для получения дополнительной информации см. http://ublib.buffalo.edu/libraries/projects/cases/fetal_tissue.html и http://neurosurgery.mgh.harvard.edu/Functional/oisacson.htm.

Развитие человека

В главе о развитии человека многие авторы учебников обращаются к теориям нравственного развития. Классу можно предложить дать определение, а затем обсудить такие понятия, как этические вопросы, юридические вопросы или социальные условности. Студентов можно попросить назвать дилеммы, с которыми им приходилось сталкиваться или которые они наблюдали ежедневно. В одном упражнении класс может определить, возникает ли дилемма из-за этической или юридической проблемы или социального соглашения. Обсуждение, содержащее определения и сравнения, поможет выявить различия между этическими, моральными и юридическими действиями.

В другом задании ситуации, предложенные учащимися, могут послужить отправной точкой для обсуждения критического мышления. Например, студентов можно спросить о том, как они решат дилеммы, которые они описали. Класс может обсудить дилеммы и проиллюстрировать возможные решения, а затем сравнить предложенные решения с этапами критического рассуждения. Кроме того, учащиеся могли впоследствии идентифицировать уровень рассуждений своих решений с различными уровнями моральных рассуждений, предложенными теориями морального развития.

Тестирование

В нескольких учебниках поднимается вопрос о предвзятости при тестировании. Некоторые сосредотачивают обсуждение на тестах коэффициента интеллекта, другие — на проективных тестах личности. Одно из упражнений включает в себя просьбу учащихся найти тест в Интернете и определить его качество. Они могут захотеть посетить веб-страницу Международной комиссии по тестированию (ITC), чтобы найти помощь в определении некоторых вопросов, которые следует учитывать при сдаче теста. ITC, консультируясь с другими международными ассоциациями, подготовил и обнародовал этические кодексы, связанные с тестированием и адаптированные для различных аудиторий. Хотя некоторые ориентированы на специалистов, разрабатывающих тест или использующих его для принятия решений, другие руководства доступны для широкой публики в качестве потребителей, которым необходимо понимать, какой тест используется; каковы цели, вопросы валидности и надежности; и последствия сдачи или не сдачи запрошенных тестов. Кроме того, мы должны попросить студентов найти конкретную информацию о тесте, чтобы определить, что он измеряет, а также достоверность, надежность и стандартизацию меры. Также могут возникнуть вопросы об использовании тестов и социальных последствиях таких измерений.

Другим видом деятельности по этой теме может быть обсуждение с одной группой, поддерживающей использование определенного теста, тогда как другая группа поддерживает использование другого теста для измерения той же конструкции. Преподаватели или студенты должны найти пару тестов, которые оценивают конкретный конструкт. Затем группы должны поддержать использование одного теста по сравнению с другим. Преподавательский состав мог бы предоставить рекомендации относительно того, какая информация потребуется студентам для определения качества теста и как они могут найти информацию и оценить ее. Например, многие корпорации теперь используют личностные тесты для обоснования решения о приеме на работу. Студенты могли обсудить, какой тест будет наиболее подходящим в процессе отбора персонала. Это упражнение, вероятно, найдет отклик у студентов, поскольку в будущем они будут выходить на рынок труда.

Заболевания и лечение

В главе о заболеваниях и лечении можно вернуться к этическому кодексу. Этический кодекс, предложенный APA, очень подробен в отношении лечения людей с психическими заболеваниями. Учащиеся могли обсудить уход и лечение пациентов с определенным психическим расстройством. Например, при рассмотрении пациентов с деменцией можно представить тематическое исследование и обсудить в группах следующие вопросы:

Каковы чувства и пожелания опекунов и членов семьи?
В какой момент вождение человека следует считать слишком рискованным?
Когда правильно поместить родителя в дом престарелых и не чувствовать себя виноватым?
Как семьи справляются с принятием таких решений?

Хотя приведенные выше вопросы относятся к больным с деменцией, аналогичная серия вопросов может быть разработана для большинства категорий расстройств.

Социальная психология

В главе, посвященной социальной психологии, этика в исследованиях может обсуждаться как с исторической, так и с практической точек зрения. С исторической точки зрения инструктор может начать с презентации послушания и тюремных экспериментов, а затем выделить некоторые изменения в этическом кодексе АПА с 1950-х годов. Кроме того, инструкторы могут связать это с новой книгой Фила Зимбардо, Эффект Люцифера , по вопросам, касающимся инцидентов в тюрьме Абу-Грейб и дебатам о роли психологов и пытках.

С практической точки зрения инструктор может представить тему этики в связи с изменением отношения, соответствия, соответствия и их практического применения, в основном в отношении маркетинга или продаж. Преподаватель может рассказать о недавно принятых законах, сосредоточив внимание на тех, которые предназначены для защиты детей от влияния маркетинговой индустрии. Каковы правовые и этические проблемы в этой области? Целевая группа АПА по сексуализации девочек — лишь один из примеров, который можно использовать для иллюстрации того, как психологическая теория, исследования и клинический опыт могут быть использованы для улучшения общества. Интересно связать маркетинговые стратегии и методы с их последствиями. Далее и самое главное, есть шанс обсудить вопросы адвокатуры, когда может быть нанесен ущерб обществу в целом или определенному слою населения. Какие стратегии доступны для информирования общественности и принятия мер по изменению конкретной ситуации?

Другие виды деятельности

Хотя многие из приведенных выше предложений связаны с конкретным содержанием, другие этические вопросы актуальны для всего курса. Например, каковы последствия для государственной политики, вытекающие из исследований, проведенных психологами?   Как наша работа влияет на законодательные и судебные решения? Существует множество источников, помогающих учащимся понять, что психология встречается не только в учебниках.   Например, на веб-странице APS есть сайт под названием Media Center (http://www.psychologicalscience). .org/media/), который предоставляет информацию о психологических исследованиях, которые попали в газеты и на телевидение. Кроме того, APS публикует «Психологическая наука в интересах общества», , которая описывается как предоставляющая окончательные оценки тем, в которых психологическая наука может информировать и улучшать благосостояние общества. Кроме того, в APA Monitor in Psychology есть раздел под названием «Обновление государственной политики».

Другие статьи «Советы по обучению» посвящены этичному использованию материалов, защищенных авторским правом (см. Преподавание психологии с помощью фильмов, видео (Зеленый, 2004 г.) и Горячее издание: Использование популярных средств массовой информации в обучении (Холландер, 2004). Такие этические вопросы можно было бы легко и быстро обсудить с классом до презентации материала, чтобы учащиеся были осведомлены о проблемах, связанных с представлением и использованием материалов, защищенных авторским правом, академической честностью и плагиатом.

Если ваш курс включает обучение в сфере услуг, в книге под названием Кодекс этики обучения в сфере услуг рассматриваются вопросы, актуальные для преподавателей, студентов и администраторов. Книга содержит тематические исследования и является полезным руководством для обучения студентов тому, как выявлять и решать этические проблемы в условиях обучения служению.

И последнее, но не менее важное: будьте примером для своих учеников. Следуйте этическим принципам, предложенным для преподавания в кодексе APA, применяйте этические принципы в классе и вне его и обсуждайте со студентами, по мере необходимости, дилеммы, с которыми мы сталкиваемся как профессионалы, и способы решения некоторых из них.

Заключение

Миссии колледжей и университетов, Ассоциации американских колледжей и университетов и APA выступают за включение этики в образовательный процесс. Психологи должны учитывать этические принципы в своей практике, исследованиях и обучении. Эта статья является призывом поделиться с нашими студентами этическими соображениями в большей степени, чем обычное обсуждение этики в исследованиях. Идеи, освещенные в этой статье, могут быть применены к курсам, отличным от «Введения в психологию», и более крупная цель должна состоять в том, чтобы познакомить студентов с языком, концепциями и процессом решения ситуаций, которые могут потребовать трудного решения. Основная цель — подготовить студентов к тому, чтобы они стали профессионалами с помощью инструментов, которые им понадобятся в реальном мире.

Ссылки и рекомендуемая литература
Ассоциация американских колледжей и университетов. (1998). Заявление о гуманитарном обучении . Получено 20 июля 2008 г. с http://www.aacu.org/About/statements/liberal_learning.cfm
Американской психологической ассоциации (2002). Этические принципы психологов и кодекс поведения . Получено в июле 2008 г. с http://www.apa.org/ethics/
Американской психологической ассоциации. (2007). Отчет Целевой группы АПА по сексуализации девочек . Получено в июле 2008 г. с http://www.apa.org.pi/wpo/sexualization.html
Balogh, D.W. (2004). Преподавание этики в учебной программе по психологии. В B. Perlman, L.I. Макканн и С.Х. McFadden (Eds.), Извлеченные уроки: Vol. 2 (стр. 231-240). Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация психологических наук.
Бенке, С. (2006). Помимо простого соблюдения: три метафоры для обучения Этическому кодексу APA. Monitor on Psychology, 37 , 11.
Green, R.J. (2004). Преподавание психологии через кино и видео. В Б. Перлман, Л.И. Макканн и С.Х. Макфадден (ред.), Извлеченные уроки: Том. 2 (стр. 103–110). Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация психологических наук.
Hollander, SA (2004). Только что из прессы: использование популярных средств массовой информации в обучении. В Б. Перлман, Л.И. Макканн и С.Х. McFadden (Eds.), Извлеченные уроки: Vol. 2 (стр. 111–118). Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация психологических наук.
Кейт-Шпигель, П., Виттиг, А.Ф., Перкинс, Д.В., Балог, Д.В., и Уитли, Б.Е., младший (1993) . Этика преподавания . Манси, Индиана: Государственный университет Болла.
Кучер, Г., и Кейт-Шпигель, П. (1998). Этика в психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts