Урок-деловая игра «Турнир рыцарей Этикета» (4 класс)
Технологическая карта урока
Учитель: Соловьева Татьяна Геннадиевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ№16» г. Братск
Предмет: ОРКСЭ
Модуль Светская этика
Класс: 4
Тема | Турнир рыцарей Этикета |
Цель | Создать условия для общего представления о том, что такое этикет; обеспечить понимания учащимися необходимости жить по правилам этикета. |
Задачи | Образовательные: познакомить детей с основными правилами этикета, подвести детей к пониманию необходимости этикета в современном обществе Развивающие: развивать потребность использовать в жизни этикет; развивать коммуникативную культуру; развивать мировоззрение; развивать способности четко формулировать свои мысли. Воспитательные: формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок; формирование ценностных оценок себя и окружающих; воспитание умения слушать других, культуры речи, общения. |
УУД | Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты
| Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений. Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения. |
Основные понятия | Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Церемониал – официально принятый порядок действий, обязательных при определенных обстоятельствах. |
Межпредметные связи | история, этика, культурология, окружающий мир, |
Ресурсы:
| Учебник А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». С.И. Ожегов «Словарь русского языка», презентация педагога. |
Форма урока | деловая игра (подготовка, проведение, анализа и обобщение). Этап подготовки: подготовка необходимого оборудования, объединение уч-ся в группы по 5-6 человек (формируются рыцарские кланы), распределение ролей (сеньор, вассалы, прекрасные дамы , подготовка домашнего задания (герб и девиз рыцарского клана, вопрос по теме «Этикет»). |
Второй этап — этап проведения
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | ||||
1. Организационный момент
|
| Каждый клан рыцарей, который состоит из сеньора, вассалов и прекрасных дам , выполняет испытания , зарабатывая командой баллы для всего клана. В конце игры вы можете обменять ваши баллы на призы. Разрешать все ваши споры будет жюри во главе королевы, имя которой вы должны будете угадать в 1 туре.
Звучат фанфары для рыцарского турнира. Команды приветствуют друг друга, называя название команды и девиз. | ||||
2. Актуализация знаний. 1 тур. «Угадай королеву»
3.Целеполагание
| Отгадывают кроссворд (работа в группах)
| 1. Одно из названий модуля ОРКСЭ(этика) 2.Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой выбор (ответственность) 3. Моральное правило, регулирующие отношение между людьми, при распределении благ.(справедливость) 4. К моральным обязанностям относится- … помощь людям (бескорыстная) 5.Нравственное качество человека — стремление человека к добру. (добродетель) 6. Синоним к слову моральный долг. (обязанность) (оценивается до 6 баллов)
— Какое ключевое слово получилось? (этикет) Как же зовут нашу главную королеву? Королева Этикета Какой теме будет посвящен наш рыцарский турнир? Какие цели поставим на уроке? — На рыцарском турнире рыцари шли в бой и целыми отрядами, и один на один. — Все виды оружия брали с собой в бой. — По окончание боя, избирали Даму турнира, воспевая ее в стихах, а она дарила им подарки. Девиз урока читают хором: — Чтобы в рыцарском турнире первым быть ! — Знающим и умным надо быть! — За спинами и щитами не скрываться, Копья острого не бояться Правила этикета изучать! И в жизни их применять! | ||||
4.Открытие нового знания. 2 тур “Король оружия” (групповая схватка) .
| Уч-ся извлекают информацию из разных источников | — Для определения номера выпавшего задания, приглашаются сеньоры (метание дротика) — Чем ближе к центру, тем более “дорогое” задание (до 5 баллов) 1) Используя словари, учебник найти что обозначает слово –этикет. (2 б) 2) Заполнить таблицу «История создания книг об этикете» (3 б.)
3) Найти обозначение слова церемониал. Рассмотрев иллюстрацию , определить вид церемонии (4 б) 4) Составить кластер «Приветствие у разных народов» (5 б)
Приветствие
| ||||
3 тур «Перчатка вызова» | Задание для сеньоров
| — Дорогие сеньоры, вам необходимо расшифровать при помощи алфавита. Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту. 5,16,2,18,29,11 17,16,19,20,21,17,16,12 15,10,12,16,4,5,1 15,6 17,18,16,17,1,5,7,20 (Добрый поступок никогда не пропадёт) Объяснить значение пословицы. (до 3 б.) | ||||
4 тур «Рыцарский бой» | Вопросы друг другу | Вопросы по теме «Этикет» (1 б) Сеньоры выполняют задания, а остальные члены команды задают друг другу вопросы | ||||
5. Первичное закрепление. 5 тур «Рыцарь не говорит, а делает» | Практические задания | 1 группа. Внешность и одежда. Найдите ошибки на иллюстрациях в одежде в определенных ситуациях. Сформулируйте правило этикета в одежде. 2 группа. Речь и этикет. Прочитайте отрывки из ситуаций. Сформулируйте правила правильной речи. 3 группа. Гостеприимство. Соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у кролика? Сформулируйте правил приема гостей и правила поведения гостей. 4 группа. Найти ошибки на иллюстрациях. Сформулировать правила поведения в общественных местах. каждая группа записывает правила на определенном участке пазла, затем при подведении итога соединяют кусочки пазла в герб королевы Этикета. (Оценивается до 2 баллов) | ||||
6. Итог урока. Рефлексия деятельности 6 тур. «Пою тебе я, королева Этикета!» | Составление синквейна | — Наше жюри подведет итоги нашего турнира по этикету. — А вы, рыцари, воспоете прекрасную даму вашего сердца – королеву Этикета — Составить синквейн. (2 б) Клан набравший большее количество баллов получает приз. Все остальные кланы посвящаются в рыцари королевы Этикета. «Не надо говорить, что ты рыцарь, просто веди себя соответственно». Томас Лемюэль Хоук
|
Информационный материал
Этикет – это правила поведения в обществе. Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Когда в 1793 году королеву Франции Марию Антуанетту вели к гильотине на смертную казнь, она наступила на ногу палачу. Невзирая на драматизм ситуации, она произнесла: «Прошу прощения, это получилось случайно». Даже перед смертью королева выполнила правила приличия и извинилась за допущенную оплошность, как того требовал этикет. Неслучайно считается, что история возникновения этикета — это процесс становления культуры общества в целом и каждого его представителя. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например:«Кодекс рыцарской чести». В Германии Эразм Роттердамский написал правила для детей «Гражданство обычаев детских». Время определяло правила этикета. Вскоре этикет становится синонимом рыцарства. С его потребностями в доброте, такте, приличии, гостеприимстве, обожании женщины. Особенную страницу в истории этикета занимает явление рыцарства средних веков. На Руси бразды этикета исходят из глубокой древности. Привилегированное общество царской России свыше двух столетий руководствовалось сводом правил поведения, собранных в книге под емким названием — «Домострой», написана священником Силиверстом. Письменные правила поведения на Руси были напечатаны в книге «Правила поведения» в 1204 году. Как вести себя в жизни, поведал своим сыновьям князь Владимир Мономах («Поучения Владимира Мономаха»). В 1717 году по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». По указу Петра І она трижды переиздавалась.
В русский язык слово этикет вошло в начале XVIII века, в начале этикет использовался как придворный церемониал. Церемониал – официально принятый порядок действий, обязательных при определенных обстоятельствах. В Древнем Китае при дворцах только для императора насчитывалось более 30 тысяч церемоний.
Церемониал существовал даже при казни. Отрубленную голову выставляли на всеобщее обозрение: особа, приближенная к императору – на золотом подносе; человек среднего достатка – на серебряном подносе; мелкий служащий – на медном подносе; крестьянин, ремесленник – на деревянном подносе
Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Вот как приветствуют друг друга в разных странах: древние греки – “Радуйся!”, современные греки – “Будь здоровым!”, арабы – “Мир с тобой!”, индейцы – “Все хорошо!”, англичане и американцы – пожимают друг другу руку, китайцы – пожимают руку себе самому, лапландцы – трутся носами, латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку, японцы – кланяются.
1 тур
«Угадай королеву»
1.Одно из названий модуля ОРКСЭ
2. Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой выбор
3. Моральное правило, регулирующие отношение между людьми, при распределении благ
4. К моральным обязанностям относится- … помощь людям
5.Нравственное качество человека — стремление человека к добру.
6. Синоним к слову моральный долг
2 тур
“Король оружия”
(групповая схватка)
Используя словари, учебник найти что обозначает слово –этикет. (2 б) Этикет-_________________________________________________________________________________________________________ |
2. Заполнить таблицу «История создания книг об этикете» (3 б.)
|
4. Составить кластер «Приветствие у разных народов» (5 б)
приветствие
|
3 тур
«Перчатка вызова»(3 б)
Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту.
5,16,2,18,29,11 17,16,19,20,21,17,16,12 15,10,12,16,4,5,1 15,6 17,18,16,17,1,5,7,20
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 тур
«Рыцарь не говорит, а делает»
1 группа. Внешность и одежда. Найдите ошибки на иллюстрациях в одежде в определенных ситуациях. Сформулируйте правило этикета в одежде Школа Прогулка
Новогодний бал Спортивные соревнования
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2 группа. Речь и этикет. Прочитайте отрывки из ситуаций. Сформулируйте правила правильной речи. 1. Определите, какие ошибки были допущены при ведении телефонного разговора. 1) – Алло! Алло! Кто это? — А вам кого надо? — Куда это я попал? — А куда вы хотели попасть? Вы скажите, кто вы наконец…
|
Ученик учителю: — Разрешите с вами покалякать? ________________________________________________________________ Г е р о и: дед Каширин, бабушка, Алёша. Отрывок из повести М. Горького «Детство». – Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что? – Буки. – Попал! Это? – Веди. – Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы? — Я войду? ____________________________________________________________
Употребляй в речи ЧАСТО такие слова:
____________________________________________________________________________________________________________
|
3 группа. Гостеприимство. Соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у кролика? Сформулируйте правил приема гостей и правила поведения гостей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 группа. Этикет в общественном месте Найти ошибки на иллюстрациях. Сформулировать правила поведения в общественных местах.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
6 тур.
«Пою тебе я, королева Этикета!»
Памятка
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
| |
| |
| |
| |
|
Оценочный лист
«Турнира рыцарей Этикета»
Название клана__________________________________________
Тур | Максимальное количество баллов | Кол-во баллов клана |
1 тур. «Угадай королеву» | Оценивается до 6 баллов |
|
2 тур “Король оружия” (групповая схватка) | оценивается до 5 баллов |
|
3 тур «Перчатка вызова» | оценивается до 3 баллов |
|
4 тур «Рыцарский бой» | оценивается до 2 баллов |
|
5 тур «Рыцарь не говорит, а делает» | оценивается до 2 баллов |
|
6 тур. «Пою тебе я, королева Этикета!» | оценивается до 2 баллов |
|
Правила рыцарского этикета | За каждый тур 2 балла |
|
Итого | 32 б |
|
Робустова Вероника Валентиновна
Робустова
Вероника Валентиновна
кандидат филологических наук
доцент
кафедра лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации
факультет иностранных языков и регионоведения
Стаж педагогической работы:
18 лет
Читаемые курсы:
- Введение в межкультурную коммуникацию
- Этикет и протокол
- Репрезентация культуры в языковом пространстве
- Имя собственное в межкультурной коммуникации
- Основы дипломатической деятельности
- Основы теории межкультурной коммуникации
- спецсеминар «Современные направления исследований имен собственных»
- практические занятия: «Практикум по межкультурной коммуникации» (на английском языке), «Техника устного публичного выступления» (на английском языке), «Иностранный язык дипломатических переговоров» (на английском языке)
Публикации за последние 10 лет:
4 учебных пособия, 4 учебника для школьников, 1 учебная программа, 1 учебник (в соавторстве), всего 97 публикаций
Иная учебная деятельность:
- Научное руководство (защищены 77 выпускных работ бакалавров, специалистов, магистров, руководство аспирантами).
- Организация и проведение олимпиад школьников «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!» по иностранным языкам
- Участие в проведении Фестиваля науки 2021 в рамках НОШ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
- Робустова В. В. Занимательная ономастика. — КДУ Москва, 2018. — 142 с.
- Робустова В. В. Рабочая программа дисциплины Имя собственное в межкультурной коммуникации. — КДУ Москва, 2018. — 64 с.
Тема публичной лекции:
Ономастический синквейнВы помните, что такое синквейн и в чем его особенность? Используете на своих занятиях? А пробовали когда-нибудь написать ономастический синквейн? Попробуем вместе, и не только написать, но еще и нарисуем. Почему именно ономастический? Имя собственное (оним) — уникальный материал как для научных исследований, так и в качестве источника методических идей. Имя (особенно прецедентное) является формой репрезентации, сохранения и трансляции национальной культуры, сейчас? Всегда! Наша жизнь начинается с имени.