Это ничто иное как элементарный цинизм по отношению к обществу: Циник это человек который — КГБУЗ Горбольница №12

Циник, цинизм — Психологос

01 октября 2022 г., 21:25

Фильм «Непристойное предложение»

​​​​​​​Цинизм — личностная (иногда шире — жизненная) позиция, выражающая демонстративное пренебрежение к принятым нормам и традициям, мешающим решению прагматических задач и/или малопригодных в практическом смысле.

Типы Циников

Черный юмор

Человек, любимый анекдот которого относится к разряду: «Чтобы решить две глобальные проблемы в мире, нужно бездомных скормить голодным». В машине он кричит: «Дави!!! Kill!!! Kill!!!» на каждого прохожего и записывает на видео все серии «South Park» (они убили Кенни!!!). Да, перед вами циник. И хотя это самая безобидная форма цинизма, она способна обидеть любую чувствительную натуру. В конце концов, ему жаль маленького бездомного котенка, и он уважает старость. Кровожадные шутки для него просто шутки. Он не смешивает настоящую жизнь с выдуманной. Одно дело «отрежем, отрежем Мересьеву ноги, хахаха», другое дело, что нужно подать калеке в метро. Без тени улыбки.

Чего следует опасаться

. Вас могут счесть грубым и циничным. Не стоит переходить границ и навязывать свой юмор окружающим. Если твою гениальную шутку не понимают, не нужно многократно повторять ее или обижаться. Лучше извиниться и улыбнуться самому себе. Или рассказать ее кому-нибудь понимающему. Черный юмор – целое искусство. И вопреки мнению многих, чтобы им овладеть, нужно быть не просто нравственным, а чрезвычайно нравственным человеком. Иначе легко перейти границу общедозволенного, когда шутки превращаются в злорадные, а вы сами попадаете в группу «Злостный вредитель» (см. ниже).

Здоровый циник
Курс Н.И. КОЗЛОВА «МАСТЕРСТВО ОСМЫСЛЕННОЙ РЕЧИ»
В курсе 9 видеоуроков. Посмотреть >>

Вы игнорируете лотереи, вас не трогает Интернет-рассылка о закрытии приюта для животных, а цыган и цыганят вы обходите стороной.

Уж слишком много вокруг уловок, использующих благородные чувства. А вы не позволите, чтобы кто-то поживился за ваш счет. Никто не придерется к вашему поведению и не посмеет назвать вас циником. А все-таки равнодушие к окружающим – это именно цинизм. Хоть и вынужденный. Вы никогда не подадите старушке, так как уверенны – все попрошайки относятся к сети московской мафии, но вы готовы помочь этой же старушке подняться по лестнице. Ваше недоверчивое отношение к миру компенсируется добротой душевной. Одно дело, когда вас хотят использовать, другое – когда вы идете на это сами.

Чего следует опасаться. От разумного цинизма до трусливого эгоизма – рукой подать. Например, в Нью-Йорке, если на улице человеку станет плохо, коренные жители ни за что к нему не подойдут. Это элементарный закон выживания. Однако он работает, что становится уже не важно, кто нуждается в помощи – подозрительный бродяга или бабуля-божий одуванчик. Иногда стоит поступиться собой.

Анти-лирик

Вы раз и навсегда уяснили, что находитесь где-то в промежутке между:»Вы такой не романтичный!» и «фу, до чего вы циничный!». Только это не правда. Если вас выводят из себя притворные приветственные поцелуи и сердечки на День св. Валентина, это не значит, что вы бесчувственны. Просто ваши представления о настоящей романтике идут дальше пошлого букета красных роз. Максималистский склад характера не такая уж редкость. Нетерпимость к фальши и склонность к крайностям чаще всего проходят с возрастом, хотя и формируют вкусы. А пока ваш презрительный цинизм – просто знак протеста против обыденности и навязываемых стереотипов.

Чего опасаться. Замкнуться на себе или все-таки начать вредительствовать. Естественно, что когда многого ждешь и мало получаешь, часто хочется злиться на весь мир. Но это не продуктивно. Лучше искать красоту во всем вокруг, а не выискивать с болезненным упорством несовершенства окружающего мира.

Материалист без воображения

Циник не от ума, а от природы. Это тот случай, когда разум развит больше чем эмоции. Это даже в чем-то неплохо. Вам не грозит страдать от неразделенной любви. Однажды поняв, что этот человек не про вас, вы тут же бросите этот вариант и начнете рассматривать другие. Внезапно обрушившаяся неприятность не выбьет вас из колеи. Вы сразу, засучив рукава, возьметесь за решение. И все-таки многое в этой жизни проходит мимо вас. В кино, вместо того чтобы наслаждаться впечатлениями, вы оцениваете игру актеров и высчитываете количество глицерина в их слезах. Наблюдая чей-то счастливый роман, надолго ли хватит гормонов. И вы не верите в бескорыстность, опираясь на теорию: если кто-то делает кому-то хорошо, то только затем, чтобы получить удовольствие от его благодарности или чтобы возвыситься в собственных глазах. Сопереживать вы не умеете: либо действуете, не тратя времени на сопли, либо самонейтрализуетесь. Вы холодны и всегда знаете, что вам нужно.

Чего опасаться. Вам грозит остаться без простых человеческих отношений в жизни. Только при деловых. Если ничто в характере не сглаживает вашего материализма, вас просто будут бояться. А прямодушие может вылиться в нетактичность. Вы самодостаточны и у вас нет слабых мест, а дружба требует равенства.

Злостный вредитель

Это то состояние, к которому приходят все циники, которые не сумели однажды остановиться. Это уже состояние души и стиль жизни. Плевать на чужие радости, злорадствовать, отворачиваться от нищих духом и материально. Цинизм обрастает кучей пороков и недостатков. А, в общем-то, это глубоко несчастные люди. Ну, убийство вам не по плечу. Разбой с насилием тоже не для вас. Но вот изводить кого-нибудь безобидного – самый лучший размерчик. Хотя если не подходить к вам близко, то вы просто будете портить общий пейзаж.

Чего опасаться. Одинокой смерти в своей постели с диагнозом «разлитие желчи по организму». И даже воды никто не подаст.

  • Личностная позиция
  • Жизненные позиции и стратегии
  • Курс — Мастерство осмысленной речи

Комментарии (12):

Ирина, 07 сентября 2015 г., 13:38

Насчет Нью-Йорка не согласна. Скорее у нас не подойдут.

Евгений, 18 января 2016 г., 13:58

Выходит, цинизм — материя тонкая и должна быть хорошо сбалансированной, как содержание кальция в организме:).

2

ответа

Гость, 19 мая 2016 г., 21:38

Я вижу, что вы, приятель, здоровый циник )

Гость, 06 ноября 2017 г., 13:27

Да, я циник. И если женщина заговорила о любви и совместной жизни, то я понимаю, что в будущем будет раздел совместно нажитого имущества, который создавал я. А для нее это бизнес по-женски.

2

ответа

Гость, 28 ноября 2017 г., 02:25

А вы не думали,что жена может оказаться более успешной и гораздо богаче вас, и например совместно нажитое имущество будет в большей части ее? И что тогда?

3

ответа

Гость, 09 декабря 2017 г., 00:49

//А вы не думали Нет, он о таком не думал, по той простой причине, что не считает, что такая женщина может счесть его мужчиной, достойным ее внимания. Он считает себя настолько плохим, что даже менее успешная, но просто порядочная женщина никогда с таким, как он, не свяжется. Значит, у него остается выбор только из стервятниц той или иной степени стервятности))

Гость, 17 апреля 2018 г., 18:06

Тогда это лотерея;)

Гость, 18 мая 2020 г., 20:39

А почему нажитое имущество в болей части ее? Совместно нажитое имущество считается даже когда один из супругов не работает, а другой все зарабатывает и делиться пополам. Мужчина больше зарабатывает, все делиться поровну, ведь женщина тоже делала свой вклад в семью. Женщина зарабатывала больше, делиться все пополам, ведь мужчина тоже делал свой вклад в семью. Тут успешность не при чем, исключение если супруги договорятся без суда, например ему больше нужна машина, а ей дача.

Гость, 16 октября 2019 г., 12:57

ООООО да, тоже самое я думаю в первую очередь в отношениях.

Лилия, 15 февраля 2016 г., 12:20

Благодарю. Всё ясно и понятно.

Гость, 16 октября 2019 г.

, 12:59

Я скорее Материалист без воображения и Здоровый циник с Черным юмором.

Гость, 12 сентября 2020 г., 00:50

Равнодушие = смерть души. Просто тело с мозгом. Врагу не пожелаешь.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Идеализм

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Оптимизм

Слепой оптимизм — верит, не смотря на реальность и реальностью не занимаясь. Реалистичный оптимист стоит на почве реальности, преодолевает трудности — и все таки верит в лучшее

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Пессимизм

Человека, которой склоннен к преимущественно пессимистичким взглядам и оценкам, называют пессимистом

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Прагматизм

Прагматизм — взгляд, согласно которому все определяется жизненной полезностью, практически полезными результатами, в этом смысле — практикой. Практика, и ничего кроме практики — критерий истины и смысловой значимости. В приложении к морали, прагматизм это безразличие к моральной стоимости получения результата: «Цель оправдывает средства».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Реализм

Реализм — умение и привычка быть (оставаться) в реальности, а не в переживаниях, мечтах или сказках. Реализм — проявление третьей позиции восприятия.

0Подробнее

Цинизм, хамство, сквернословие — ДНЕВНИК РАЗМЫШЛЕНИЙ — ЖЖ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цинизм — что это такое?

«Деньги не пахнут»

Циники в СМИ

Чемпионы цинизма в СМИ

Цинизм на телеканале МузТВ

Отсутствие или недостаток нравственного чутья (Ксения Собчак)

Хамство
Сквернословие, а тем более мат, — вид хамства, моральной распущенности

Пропаганда анормального, в частности грубости и хамства, в современном обществе

Из письма студенту


                         Циник — это людская сова, бодрствующая в
                             потемках и слепая на свету, охочая до падали и
                             пренебрегающая благородной дичью.      
                                                               Г.У. Бичер

Цинизм — демонстративно пренебрежительное отношение к культуре человека, общества, к его духовным и, в особенности, нравственным ценностям. Иными словами, цинизм — демонстративное проявление неуважительного отношения одного человека к другому (другим).

Цинизм — это своеобразный нравственный вандализм.

«Деньги не пахнут»

Выражение «деньги не пахнут» — циничная констатация того, что содержит-допускает в неявном виде поговорка «цель оправдывает средства».

В самом деле, что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест [1]. Выражение «деньги не пахнут» означает, что неважно, каким путем добыты деньги. Важен результат, а средства могут быть любые. Когда говорят «деньги не пахнут», то этим откровенно признают и даже оправдывают незаконность или аморальность используемых средств для достижения цели. А это и есть цинизм.


Чемпионы цинизма в СМИ

1. Доренко Сергей

2. Ганапольский Матвей

3. Гордон Александр

Эти люди, во-первых, не стесняются эпатировать аудиторию грубыми словами и выражениями вплоть до сквернословия. Употребляют, например, слово-паразит «блин», являющееся эвфемизмом матерного слова. Постоянно употребляют выражения, которые можно квалифицировать как анальное сквернословие. По этой части Сергей Доренко чемпион чемпионов.

Во-вторых, они очень часто оценивают действия и поведение других людей, политических и общественных деятелей так, как это делают пошляки, мещане, недалекие люди, т.е. видят в них только дурные, корыстные или эгоистические мотивы. Здесь вспоминается фраза Гегеля: «Для камердинера не существует героев, но не потому, что последние — не герои, а потому, что первый — камердинер» (Гегель. Философия истории).

Для циника не существует порядочных людей, но не потому, что последние — непорядочные, а потому, что первый — циник. Вспоминается еще шекспировская фраза:

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!

Ганапольский М.Ю. заявил в программе ПРАВ?ДА! на телеканале ОТР (12.12.13. около 9-и утра), что Янукович В.Ф. всем торгует, всё продает и  всех ПРЕДАЕТ. Это по поводу того, что президент Украины вынужден маневрировать-лавировать в ситуации политического раздрая, обострения противоборства пророссийских и антироссийских сил на Украине и, шире, в ситуации перетягивания украинского каната между Россией и Западом (Евросоюзом-США).

Совсем недавно Ганапольский издал книгу с эпатирующим названием: «Улыбайлики. Жизнеутверждающая книга прожженного циника». Он не стесняется изображать себя циником и не просто циником, а прожженным циником (???). В аннотации к книге написано: «И как только такой циник как Ганапольский мог написать такую жизнеутверждающую книгу?».
        Ну да, кто-то скажет: чего я цепляюсь?! Ведь это всего-навсего самоирония. Не самооговор, а самоирония! Я согласился бы с таким подходом, но дело в том, что с цинизмом шутки плохи. Он никак не может быть нейтральным в моральном смысле. Цинизм в общепринятом значении — демонстративное пренебрежение культурно-нравственными нормами и через это — демонстративное проявление неуважительного отношения к человеку, к людям. Например, циник способен оскорбить слух людей грубыми и скверными словами вплоть до мата. Я неоднократно в радиопередачах «Эхо Москвы» слышал от Ганапольского подобные слова, что вынуждало меня выключать радио. Через это сквернословие Ганапольского всё остальное, что исходит от него, обесценивается и даже приобретает характер отторгаемого.

(ПРИМЕЧАНИЕ. Ганапольский не одинок в демонстрировании цинизма, так сказать, в квадрате.  Такое демонстрирование стало чуть ли не правилом «хорошего тона» в определенных кругах. Небезызвестный театральный режиссер Константин Богомолов заявил совсем недавно: «Я всегда был таким циничным и злым, как обо мне говорят». Это он сказал в интервью «Московским новостям» о премьере «Идеального мужа» в Московском художественном театре, подборе актеров и методах работы. Эта постановка пьесы О.Уайльда мерзопакостная, как и всё, что делал Константин Богомолов в последнее время.
Еще можно упомянуть режиссера Кирилла Серебренникова. Как-то на телеканале «Культура», кажется в «Линии жизни», он буквально взахлеб, с блеском в глазах рассказывал о том, как хорошо, круто материться и как это подходит русскому человеку).

Александр Гордон, соведущий в программе «Они и мы» на Первом телеканале (декабрь 2013 г.), постоянно говорит в духе сентенции «все женщины дуры или стервы». Находящиеся в телестудии дамы постоянно указывают ему на то, что он плохо думает о женщинах. А с него как с гуся вода. Проходит время и опять начинает плохо говорить о женщинах. Привык так думать. А привычка — вторая натура! Скажут, где тут цинизм? А цинизм Гордона в том, что он не стесняется говорить пренебрежительно о женщинах… в присутствии женщин (не только находящихся в телестудии, а миллионов телезрительниц)! Это и есть цинизм, демонстративное проявление неуважительного отношения к людям.

Наши телеканалы прямо-таки соревнуются в аморализме. На телеканале МузТВ появился «достойный» преемник игровой программы НТВ «Алчность» — игровая программа «Деньги не пахнут». Один телеканал увидел в алчности положительное содержание, другой пошел еще дальше: цинизм сделал знаменем и паролем своей игровой программы. Когда говорят «деньги не пахнут», то этим откровенно признают и даже оправдывают незаконность или аморальность используемых средств для достижения цели. А это и есть цинизм.

И дело не только в пропаганде циничного тезиса. Телеведущий Роман Транхтенберг позволяет себе в открытом эфире грубость и хамство. Никто при этом не дает ему отпор. 24 апреля 2004 г.  в шестом часу утра в игре «Золушкина жадность» (кстати: обратите внимание на название игры; где это создатели игры увидели у Золушки жадность?!) телеведущий заявил, что горох не употребляет, так как «от него я п…ю». Сказанное им слово является грубым и в приличном обществе не употребляется. Зрители МузТВ по умолчанию, по определению являются приличным обществом. Значит, телеведущий оскорбил слух миллионов людей. МузТВ — молодежный телеканал. На что он настраивает молодежь, чему он учит ее?! Грубости, хамству, цинизму?! Получается, так. Я потом беседовал на эту тему со студентами на семинарских занятиях. Они, наверное, настолько привыкли к грубости и хамству на телевидении, к этому телевизионному издевательству над моралью, что ничего необычного не увидели и в телепрограмме в целом, и в конкретном поведении телеведущего Трахтенберга. Одни хихикали, другие пытались защитить Трахтенберга, третьи угрюмо молчали. Я практически не слышал слов в мою поддержку (это притом, что в целом студенты очень хорошо относятся ко мне). Насколько надо быть-стать толстокожими, нечувствительными к проблемам морали, чтобы так реагировать. И в самом деле, что другого можно ожидать от молодежи, если она постоянно, в изобилии видит на телевидении примеры дурного, аморального поведения. Что видишь, так и думаешь, так и делаешь.

С сожалением вынужден отметить: мне как педагогу приходится нелегко в борьбе с телевидением за души молодых людей.

Я привел здесь один пример цинизма в СМИ. Этих примеров можно приводить десятки, сотни, тысячи. Не могу не упомянуть здесь еще один вопиющий факт: 19 августа 2005 г. по радио «Свобода» в анонсе передачи о режиссере Виталии Манцеве настойчиво проводилась мысль, что, цитирую, «без цинизма не может быть документального кино»…  Определенная часть деятелей культуры, политиков, бизнесменов все чаще говорит о цинизме в положительном смысле.

Свежий пример: Александр Прошкин, режиссер-постановщик сериала «Доктор Живаго», в фильме о фильме «Доктор Живаго. Воплощение» (показанном по НТВ 12 мая 2006 г.), стараясь оправдать циничное поведение, отваживается даже дать положительное определение цинизму: «А что такое цинизм? — Рациональный поступок в определенных условиях». Комментарии, как говорится, излишни.

Сбивают людей с толку. Что морально, а что аморально? Если отрицательные нравственные понятия употребляются в положительном смысле, то тогда где грань между моральным и неморальным-аморальным? Ее, получается, нет. Всё относительно. Тогда зачем вообще деление на положительное нравственное и отрицательное нравственное, на хорошее и плохое?! И зачем вообще разговоры о морали, нравственности, порядочности и благородстве?!

Добавление 2.03.2004: Небезызвестный Андрей Бильжо выступил в программе по 1-му телеканалу (ОРТ), посвященной футболу, и в завершение сказал буквально следующее: «Я как психиатр говорю в адрес футболистов: пусть говорят что угодно, только побеждают» (в этой телепередаче обсуждалась проблема нецензурной брани и, в частности, мата во время игры). Что могу сказать, крыша поехала у господина Бильжо. Ведь он открыто поддержал одиозный лозунг «цель оправдывает средства». Оказывается, во имя, для-ради победы можно нарушать элементарные нормы приличия, человекоуважения. Фактически позицию А. Бильжо заняли и устроители этой телепередачи. Она была в записи и приведенные слова Бильжо завершали ее. Вот так: телевидение в лице 1-го телеканала пропагандирует бескультурье, цинизм, пренебрежение нормами морали.

Яркий пример отсутствия или недостатка нравственного чутья: комментарий Ксении Собчак в своем микроблоге. Она решила прокомментировать казанскую авикатастрофу, увидев в ней «хорошую новость»:

«Есть только одно хорошее (если так вообще можно говорить) в новости о Казани. Сын президента республики летал на РЕЙСОВОМ самолете…..Rip»

Речь идет о самолете «Боинг 737-500» авиакомпании «Татарстан», который разбился 17 ноября (2013 г.) в казанском аэропорту. Он выполнял рейс «Москва-Казань». Среди 50 жертв авиакатастрофы был и старший сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов. Молодой человек возвращался из деловой поездки: а через месяц у Ирека и его супруги, француженки Антонии Гишар должен родиться малыш.

Конечно, нельзя сказать, что у Ксении Собчак совершенно отсутствует нравственное чутье. Но дефицит чутья явно ощущается.

К сожалению, Ксения Собчак не первый раз эпатирует общественность. Я как-то случайно включил телеканал ТНТ, шла программа «Дом-2». Дискутировали на тему семейных ценностей и роли женщины в современном мире. Молодой человек (кавказской наружности) говорил с пиететом о женщине-матери. Тут К.Собчак вставила слово, которое звучало примерно так: она против того, чтобы женщина была машиной для рождения. Вот так: мы фактически вымираем, а она на всю Россию произносит такие чудовищные слова. Нелепо видеть в женщине машину для рождения (да этого выражения и не было в выступлении молодого человека), но не менее нелепо утверждать, что «женщина – не машина для рождения» (в логике такое бывает, когда контрарные суждения одинаково ложны, вроде: «все люди врачи» — «ни один человек не врач»). К.Собчак намеренно сгустила краски, так сказать, оглупила, довела до абсурда позицию оппонента.

Нужно отметить для некоторого оправдания Ксении, что она в известном смысле — двойная жертва: советского воспитания и постмодернистского влияния, круто замешанного на имморализме.

Про советское воспитание хотелось бы сказать следующее… напомню один эпизод из известного советского фильма «Доживем до понедельника» (1968 г. ): старшеклассница выбрала для сочинения тему «мое представление о счастье». И написала в сочинении такие слова:

«Если говорить о счастье, то искренно (…) Я, например, хочу встретить такого человека, который любил бы детей, потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек (в классе кто-то свистнул)… Да, двоих мальчиков и двоих девочек! Тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким, старшие будут оберегать маленьких. Вот и будет в доме счастье».

Учительница осудила школьницу за это сочинение (что слишком разоткровенничалась) и предложила порвать его, написать сочинение на другую тему.

Старшеклассники с такими сочинениями (и добавлю: мыслями) были чуть ли не белыми воронами в Советском Союзе.

В СССР последовательно принижались ценности семьи, рода, деторождения, материнства, родительства. Вот, в конечном счете, и появились такие ненавистницы детей, рода — вроде Ксении Собчак.

В одном публичном выступлении она назвала своих родителей «предками»:

«Перед шестнадцатилетием позвонила мама. Сказала, что заказала ресторан для моих друзей, но их с папой, к сожалению, не будет. «Ты ведь не обидишься?» — спросила. Обидеться? Да это же просто какое-то невероятное везение!

Шестнадцатилетие без предков, я одна с друзьями в ресторане! Вот это да, вот это праздник! «Жалко, что вас не будет, — говорю. — Папе привет». Это «жалко» было одним из самых неискренних за всю мою жизнь». С сайта http://www.inpearls.ru/

Подумайте только: родители — предки, т.е. как бы давно умершие, плюсквамперфектум?! Даже дедушки и бабушки не являются еще предками. А в некоторых случаях прадедушки и прабабушки, если они живы. Я студентам своим разъясняю, что аморально называть так своих родителей. Ведь родители еще не умерли и не собираются на кладбище. Каково слышать из уст своего подросшего ребенка такое! А тут телеведущая, известная женщина, светская львица… Какой пример она подает молодежи?! Нравственное чутье у неё  почти на нуле.

Тут еще постмодернистская философия с ее цинизмом (имморализмом) и гедонизмом. Вполне в духе этой философии К.Собчак заявляет:

«Люди делятся на две категории: одни наслаждаются жизнью, а вторые смотрят на них. И завидуют». — Цинизм беспредельный и гедонизм глупый.

Это просто отпад, мышление на уровне дурно воспитанного подростка.

Хамство — форма цинизма, издевательский цинизм.

История хамства насчитывает не одну тысячу лет и берет начало из Библии. Сам термин «хамство» появился с того момента, когда Ной выпил забродивший виноградный сок. Захмелев, он просто заснул на полу в голом виде. Его сын Хам, увидев отца в таком виде, засмеялся и позвал братьев. Братья шутку не оценили и прикрыли спящего одеждой. Когда Ной очнулся и услышал рассказ сыновей, то проклял «Хамово отродье» навечно.

Словарь Даля дает такое определение хаму: «Бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной». Современная трактовка термина – «грубый, наглый, невоспитанный человек, способный на подлости».

Хамство — «это грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность». — (С. Д. Довлатов. Это непереводимое слово «хамство»).

Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.
Аристотель (Политика, 1336 b).

Вам хочется грубых, развязных, циничных, подлых отношений с людьми?  — так ругайтесь. Но тогда не ждите от людей вежливого-уважительного отношения к себе.

Сквернословие, грубость, мат — одно из проявлений хамства и, шире, моральной распущенности.

Моральная распущенность — еще не аморализм, но путь к аморализму, открытая дверь, приглашающая в аморализм.

Моральная распущенность в СМИ, в литературе и искусстве — это легковесно-пренебрежительное отношение к фундаментальным человеческим ценностям, это демонстрирование неуважения к человеку, а от неуважения к уничтожению человека один-несколько шагов. Это путь к реальному хаосу и злу, к уничтожению жизни. Вы хотите, чтобы жизнь прекратилась на Земле? Так давайте распустим себя, перестанем сдерживаться, будем хамить и грубить, будем черное называть белым, а безобразное и уродливое считать восхитительным!

В СМИ, в кино мы наблюдаем бесконечное смакование подробностей-деталей насилия, преступлений, убийства, грубого/жесткого/жестокого обращения с людьми. Язык и поведение литературных и киногероев, как правило, лишены нормальной человечности, деликатности, такта. Сплошное хамство, грубое обращение, грубый площадный язык вплоть до мата. Всё это дети, подростки, молодые люди видят, впитывают в себя как губка, заряжаются этой негативной энергией, начинают подражать. Им начинает казаться, что всё в этом обществе возможно, допустимо, приемлемо. Отрицательная энергия преступного сознания, разлитая в современной культуре, в фильмах, книгах, в средствах массовой информации, проникает в неокрепшие умы молодых людей.

———————

Одним из примеров моральной распущенности в СМИ, в кинематографе, в литературе является постоянное демонстрирование сниженной лексики, грубых, вульгарных выражений, настоящее информационное хамство. Постоянно слышишь или читаешь это слово-паразит «блин», постоянно встречаешь оскорбительные для человеческого достоинства слова типа «придурок», «ублюдок», «болван», «стерва», «шлюха», «сука». Скажут: это народ так говорит, это отражение жизни и т. д., и т. п. Знаю я эти аргументы. Они могут убедить только наивных и глупых. Всегда в обществе шла борьба за чистоту, за благородство, за достоинство человеческой личности, за высокую культуру и нравственность. Вспомним, что говорил еще Аристотель: «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков» (Политика, 1336 b).

(Сообщаю/напоминаю всем, кто постоянно употребляет выражение «блин» или попустительствует употреблению этого выражения на людях, в кино, на телевидении, по радио, в печати и т. д. Это выражение — эвфемизм (заменитель, мягкий вариант) грубого матерного слова, оскорбляющего достоинство человека и, прежде всего, женщины. Всякий употребляющий его или слышащий без осуждения понижает этим самым уровень своих отношений с людьми до грубых, низких, подлых, площадных.)

Да, в народе есть низкое и подлое. Это, однако, не значит, что народ таков в целом. Люди время от времени болеют, кое-кто умирает, но это отнюдь не обесценивает здоровья и жизни как таковой. Люди жаждут быть здоровыми, любят жизнь и, следовательно, хотят быть защищенными от всякой скверны, в том числе информационной и рядящейся в тогу искусства.

Студент Дмитрий М. написал мне ВКонтакте:

Уважаемый Лев Евдокимович, на вашей лекции Вы подняли пару пунктов из своей заметки («С кем девушке дружить, заводить постоянные отношения» — см. здесь в ЖЖ, ниже — Л.Б.), по которым хотелось задать несколько вопросов, но вы не позволили. Попробую задать их здесь.

«1.Не ругается матом, не сквернословит».

Что именно подразумевается под этим пунктом? Абсолютное отсутствие бранных слов в речи или все же их отсутствие в компании девушки? Я знаю много людей, которые в компании друзей не задумываются о выборе слов, так как в такой компании никто не упрекнет их за мат, потому что там это считается вполне нормальным. Я не говорю что сплошной мат-перемат, нет, просто периодические вставки. Другое дело, когда молодой человек ругается матом при своей девушке, это конечно недопустимо. Так что вы имели ввиду под первым пунктом? первый или второй вариант?

«4. Не курит или курит отдельно, не в присутствии некурящих (уважает окружающих). То же с жевательной резинкой. Культурный человек употребляет жевательную резинку незаметно для окружающих».

На лекции Вы сказали, что курить в большом городе аморально, что места и так мало и отдельный человек должен стараться занимать как можно меньше места. Что даже куря у себя в квартире, дым попадает через форточку в чужие квартиры и другие люди чувствуют ваше присутствие. Тоже самое Вы сказали и про жвачку. Что когда Вы едете в метро и напротив Вас жуют жвачку Вас это отвлекает. Складывается впечатление, что я во многом должен ограничивать себя, ради незнакомых людей, которые мне совершенно безразличны. Получается, одев пеструю шапку зимой, она будет бросаться в глаза прохожим и я буду их отвлекать? А сигаретный дым не хуже газов от машин, так что, получается на машине тоже ездить аморально? Пока курение не станет постыдным или чересчур дорогим,оно будет. И с этим очень сложно бороться. Ну а про жвачку я вообще не согласен. Даже считаю это, извините, бредом.

Я ответил ему:

Компании подростков, в которых мат-перемат, просто омерзительны. От них исходит чудовищная духовная вонь.

(Мат — это духовная вонь. Кто ругается матом, тот не уважает ни себя, ни других).

Чем быстрее Вы их покинете, тем лучше для Вас. Вы стали студентом и это накладывает на Вас особую ответственность. Вы должны быть-стать культурным, интеллигентным человеком. В противном случае, покиньте вуз, идите туда, где не возбраняется ругаться матом. Человек, который ругается матом, недостоин высшего образования.

Судя по Вашему комментарию и вопросам, Вы находитесь лишь в самом начале пути к моральному оздоровлению. Я лично считаю, что нельзя не только ругаться матом (где бы то ни было), но и вообще ругаться. Ругаться — это значит конфликтовать с окружающими. Вы должны не конфликтовать, а дружить, любить, сотрудничать.

Ваш моральный облик характеризуют следующие слова:

«Складывается впечатление, что я во многом должен ограничивать себя, ради незнакомых людей, которые мне совершенно безразличны».

— Незнакомые люди не могут быть безразличны человеку, который привык уважать себя и других людей. Попробуйте занять позицию незнакомых людей (особенно если Вы с девушкой), при которых кто-то ругается матом, курит и т.п. Приятно будет лично Вам всё это? Помните золотое правило поведения: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе или поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Большинство людей на Земле — это незнакомые Вам люди. Да неужели они все безразличны Вам? Обычно хамы ведут себя как им заблагорассудится в присутствии незнакомых людей, плюют на окружающих. Неужели Вы такой?

Человек, который не привык себя ограничивать или не считает нужным себя ограничивать, — разнузданный человек. Разве это неясно?! Если Вам всякие моральные ограничения нож острый, то Вам надо очень серьезно подумать о своем воспитании. Оно у Вас никуда. Воспитанный человек уважает окружающих и не переходит границ взаимоуважения, даже не задумываясь над этим, автоматически! Попробуйте недельку-другую ограничивать себя и Вы научитесь это делать легко, не задумываясь, как само собой разумеющееся.

Насчет правила: стараться быть незаметным. Драматург А.Володин говорил: интеллигентный человек тот, кто старается занимать как можно меньше места. Он имел в виду лишь то, что нельзя вести себя как слон в посудной лавке. Современный большой город — это гигантская посудная лавка и человек должен вести себя в нем крайне осмотрительно (значит незаметно). Если ты привык ругаться матом, то даже в компании себе подобных волей-неволей вредишь окружающим, оскорбляешь их слух. То же самое с курением, с жвачкой. Ты заставляешь других людей обращать на себя внимание, когда это им совсем не хочется. Приведу простой пример: бомж, от которого исходит страшная вонь, зашел в вагон метро и сел. Хоть святых выноси! Люди вынуждены уходить в другой конец вагона или даже покидать вагон. Невоспитанные или маловоспитанные люди часто ведут себя как этот бомж.

[1] «Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» — Светоний. Жизнь двенадцати цезарей.

Цинизм заразителен; So Is Hope

Профессиональное обучение

Ричард Кервин

17 апреля 2013 г.

Фото: vandenbussche_wim через flickr (CC BY-SA 2.0)

большое значение для меня. Это тема борьбы с цинизмом. Это один из самых важных вопросов для меня, и он должен стать одной из самых важных целей для всех школ. Цинизм может разложить школу, как термиты разлагают деревянный дом. Циник — это тот, кто потерял надежду на то, что все может быть лучше. Они не реалисты и не скептики, которые часто задают трудные вопросы или проявляют осторожность, прежде чем принять первое попавшееся новшество. Цинизм — это чума, убивающая мечты. Это высасывает жизнь из учителей и крадет надежду у учеников. Ни один ученик не заслуживает учителя, потерявшего надежду.

Однажды я выступил с речью перед большим количеством педагогов в районе Чикаго на мероприятии, которое требовало присутствия учителей округа. Через минуту после начала моей презентации учитель из дальнего зала выкрикнул вопрос. «В чем смысл профессионализма?» он спросил. Прежде чем я успел собраться с мыслями, чтобы ответить, он завопил: «Я имею в виду, это профессионально заставлять меня тратить свое время и приходить на эту дурацкую конференцию?» Это открыло дверь для меня, чтобы ответить на его первый вопрос. «Нет, непрофессионально заставлять вас тратить время на что-либо, — сказал я, — но настоящие профессионалы будут слушать, потому что, даже если они узнают только одно понимание, которое может помочь их ученикам, оно того стоит». Когда через минуту он ушел, я поблагодарила Бога за то, что у моих детей никогда не было такого учителя.

Шесть симптомов серьезного цинизма

Я нашел шесть способов узнать, находится ли педагог в опасной близости от безнадежного цинизма. Если вы учитель или администратор и видите коллегу с такими симптомами, постарайтесь помочь этому учителю вновь обрести надежду, используя стратегии, приведенные в этом списке. Не волнуйтесь, если вы время от времени ведете себя подобным образом — у всех нас бывают трудные дни. Однако, если вы обнаружите, что делаете следующее на регулярной основе, попробуйте сами.

Во-первых, симптомы:

  1. Вы смотрите на часы перед первой чашкой кофе или до девяти утра, чтобы узнать, сколько еще осталось до возвращения домой.
  2. То, чему вы учите, становится важнее, чем то, кого вы учите.
  3. Вы начинаете верить, что с «этими» детьми ничего не работает, что они безнадежны.
  4. Каждый день одно и то же.
  5. Вы часто удивляетесь, почему никто ничего не делает, чтобы сделать вашу жизнь лучше.
  6. Вы потеряли любовь к учебе. Скука заменила удивление.

Пять стратегий, которые помогут учителям избавиться от циничных чувств

Вот пять эффективных стратегий, которые могут помочь, когда вы чувствуете цинизм, или которые вы можете использовать, чтобы помочь другому учителю, если вы коллега, администратор или школьный консультант.

  1. Помните, почему вы стали учителем и почему остаетесь учителем. Очевидно, не ради денег, славы, уважения или власти. Учителя не понимают этих вещей. Это было и есть помогать детям. Чаще напоминайте себе или другим об этом.
  2. Усыновить безнадежного ученика. Найдите ученика, который сдался и выглядит потерянным. Он не обязательно должен быть одним из ваших учеников; на самом деле, было бы лучше, если бы его не было. Начните с приветствия каждый день и начните спрашивать его, как дела в школе. Постепенно доведите отношения до уровня старшего брата или сестры. Трудно быть циничным, когда кто-то зависит от тебя, особенно ребенок. Вы можете помочь другому учителю, попросив о такой же помощи другого ученика. Хотя вам не обязательно быть старшим братом, чтобы нанять учителя, которому вы хотите помочь, лучше участвовать самому.
  3. Принять циничного учителя. Точно так же, как ребенок может получить пользу от старшего брата или сестры, так и коллега, который забыл, почему он стал учителем. Просите о помощи, предлагайте предложения, радуйтесь, искренне хвалите их за что-то, связанное с обучением. Станьте союзником в борьбе с безысходностью. Вы также можете попросить циничного учителя помочь другому циничному учителю разорвать порочный круг безнадежности. Оба могут быть реабилитированы этим методом.
  4. Общайтесь с теми, кто влияет на вас в школе. Большинство циничных учителей жалуются другим на тех, кто влияет на них, не пытаясь напрямую общаться. Так много проблем можно решить или улучшить, поговорив с другим вместо о о нем или о ней.
  5. Радоваться тому, что вы можете контролировать. Когда я спрашиваю учителей, что заставляет их чувствовать себя хорошо в преподавании, большинство ответов касаются вещей, которые они не могут контролировать. Так много вещей, которые мы не можем контролировать, влияют на нас, например, зарплата, школьное оборудование, кто наши коллеги, жизнь семьи наших учеников и то, что требует школьный совет. Что еще более важно, учителя хотят уважения других, признания и административного поощрения. Поскольку другие контролируют каждую из этих вещей, мы чувствуем себя обиженными и беспомощными, когда не получаем их, особенно когда мы этого заслуживаем. Это приводит к цинизму. Нам нужно распознавать вещи, которые мы можем контролировать, и относиться к ним хорошо, потому что, когда мы даем другим возможность заставить нас чувствовать себя хорошо, мы подвергаем себя эмоциональному риску. Вот несколько примеров того, что мы можем контролировать: Восстановив способность заставить себя чувствовать себя хорошо, мы минимизируем эмоциональный риск, ведущий к разочарованию и цинизму.

Цинизм может распространиться по школе и разрушить атмосферу, обучение и, в некоторых случаях, карьеру учителя. Дай отпор. Противоядие — надежда для всех. Поделиться этой историей Интернет-энциклопедия философии

Цинизм берет свое начало в философских школах Древней Греции, претендующих на сократовское происхождение. Однако называть циников «школой» сразу же возникает проблема для такой нетрадиционной и антитеоретической группы. Их основные интересы носят этический характер, но они воспринимают этику скорее как образ жизни, чем как доктрину, нуждающуюся в объяснении. Таким образом askēsis — греческое слово, означающее своего рода тренировку себя или практику — является фундаментальным. Циники, как и последовавшие за ними стоики, характеризуют кинический образ жизни как «кратчайший путь к добродетели» (см. Диоген Лаэртский, Жития выдающихся философов , Книга 6, глава 104 и Книга 7, глава 122). Хотя они часто предполагают, что открыли кратчайший и, может быть, вернейший путь к добродетельной жизни, но признают трудность этого пути.

Пестрота образа жизни Циников создает определенные проблемы. Триумф циника как философского и литературного персонажа усложняет обсуждение исторических личностей, что еще более усугубляется отсутствием источников. Свидетельства о киниках ограничиваются изречениями, афоризмами и древними слухами; ни один из многих текстов циников не сохранился. Традиция записывает принципы цинизма через их жизнь. Именно благодаря их практикам, самости и жизни, которую они культивировали, мы познаем конкретного циника 9.0054 Этос .

Содержание

  1. История названия
  2. Главные фигуры и родословная циников
  3. Циничная этика
    1. Жизнь в согласии с природой и противоположными условностями
      1. Свобода и Парресия
      2. Тренировка и стойкость
  4. Космополитизм
  5. Наследие Циника
  6. Ссылки и дополнительная литература

1. История названия

Происхождение имени киников kunikos , греческого слова, означающего «собачий», является предметом разногласий. Две конкурирующие истории объясняют источник имени с помощью фигуры Антисфена (которого Диоген Лаэртский неоднозначно идентифицирует как оригинального Циника), а в третьем объяснении используется фигура Диогена Синопского. Во-первых, Антисфен, как говорят, учил в Cynosarges , что является греческим словом, которое может означать «Белая собака», «Быстрая собака» или даже «Собачье мясо». Киносарги — гимнастический зал и храм афинян нотои . «Нотой» — это термин, обозначающий человека, лишенного афинского гражданства из-за того, что он родился от раба, иностранца или проститутки; можно также быть nothoi , если родители были гражданами, но не состояли в законном браке. Согласно первому объяснению, термин «циник» происходит от места, где основатель движения поклонялся, упражнялся и, что наиболее важно, читал лекции. Такое происхождение вызывает подозрения, поскольку более поздние авторы могли создать эту историю по аналогии с тем, как термин «стоик» пришел из 9-го века.0054 Стоа Пойкиле , в которой преподавал Зенон из Китиума. Хотя ничто бесспорно не связывает Антисфена или любого другого киника с киносаргами, Антисфен был нотосом , и храм использовался для поклонения Гераклу, высшему герою-цинику.

Второе возможное происхождение происходит от предполагаемого прозвища Антисфена Haplokuōn , слова, которое, вероятно, означает собаку «чистая и простая» и предположительно относится к его образу жизни. Хотя Антисфен был известен определенной грубостью и неотесанностью, что могло привести к такому прозвищу, более поздние авторы, включая Элиана, Эпиктета и Стобея, идентифицируют его как kuōn , или собака, его современники, такие как Платон и Ксенофонт, не называли его таковым. Этот недостаток придает некоторую достоверность представлению о том, что термин kunikos был применен к Антисфену посмертно и только после того, как на сцену вышел Диоген Синопский, более прославленный философ-собака.

Если Антисфен не был первым киником по имени, то происхождение этого названия принадлежит Диогену Синопскому, человеку, хорошо известному своим собачьим поведением. Таким образом, этот термин мог начаться как оскорбление, относящееся к стилю жизни Диогена, особенно к его склонности выполнять все свои действия публично. Бесстыдство, позволившее Диогену использовать любое пространство для любых целей, было первичным в изобретении «Диогена-собаки».

Точный источник термина «циник», однако, менее важен, чем искреннее его использование. Первые киники, наиболее отчетливо начавшие с Диогена Синопского, приняли свой титул: они лаяли на тех, кто им не нравился, пренебрегали афинским этикетом и жили природой. Другими словами, то, что могло возникнуть как пренебрежительный ярлык, стало обозначением философского призвания.

Наконец, поскольку цинизм обозначает образ жизни, неверно приравнивать цинизм к другим школам того времени. У циников не было определенного места, где они встречались и беседовали, например, в саду, лицее или академии; для Диогена и Кратеса улицы Афин служат местом как для их обучения, так и для их обучения. Более того, циники пренебрегают и очень часто высмеивают спекулятивную философию. Особенно резко они критикуют догматическую мысль, теории, которые они считают бесполезными, и метафизические сущности.

2. Главные фигуры и родословная циников

Главные фигуры кинизма образуют центральные точки в родословной, восходящей к Антисфену, товарищу Сократа и главному собеседнику сократовских диалогов Ксенофонта (см. , в частности, его Memorabilia и Symposium ), через своего ученика Диогена Синопского к ученику Диогена Кратесу, а от Кратеса — к Гиппархии из Маронеи, первой известной женщине-кинику-философу, и к Зенону из Китиона, основателю стоицизма.

Некоторые другие среди наиболее известных циников включают Метрокла из Маронеи, брата Гиппархии и ученика Кратеса, Мениппа, Демонакса Кипра, Биона Борисфена и Телеса. Мыслители, находящиеся под сильным влиянием киников, включают Зенона из Кития, Клеанфа из Ассоса, Аристо из Хиоса, Мусония Руфа, Эпиктета, Диона Златоуста и императора Юлиана.

Сократовские школы, как правило, ведут свое происхождение непосредственно от Сократа, и киники не являются исключением. Таким образом, историческая достоверность этой наследственности сомнительна. Тем не менее он точно отслеживает своего рода интеллектуальную передачу, которая начинается с Антисфена и передается Диогену, Кратесу и Зенону. Циники, похоже, дожили до третьего века нашей эры; две речи Юлиана 361 г. н. э. унижают циников его времени за отсутствие аскетизма и стойкости «настоящих» циников. Как «школа» мысли цинизм заканчивается в шестом веке нашей эры, но его наследие сохраняется как в философии, так и в литературе.

3. Этика циников

Прежде всего для понимания кинической концепции этики является то, что добродетель — это жизнь, живущая в согласии с природой. Природа предлагает яснейшее указание, как жить хорошей жизнью, которая характеризуется разумом, самодостаточностью и свободой. Однако социальные условности могут мешать хорошей жизни, ставя под угрозу свободу и устанавливая кодекс поведения, противоречащий природе и разуму. Соглашения по своей сути не плохи; однако для Циника условности часто абсурдны и достойны насмешек. Циники высмеивают внимание, уделяемое Олимпийским играм, «крупным ворам», управляющим храмами и похищающим «маленьких воров», которые воруют у них, политикам и философам, посещающим их дворы, моде и молитвам за такие вещи, как слава и богатство.

Только после того, как человек освободился от ограничений, препятствующих этической жизни, можно сказать, что он по-настоящему свободен. Таким образом, циники защищают askēsis , или практику, а не теорию как средство освободиться от условностей, способствовать самодостаточности и жить в согласии с природой. Такой аскезис приводит Циника к жизни в нищете, к лишениям и тяжелому труду и позволяет Цинику свободно говорить о глупом и часто порочном образе жизни его или ее современников. Циники последовательно подрывают самые священные принципы афинской культуры, но делают это ради замены их принципами, согласующимися с разумом, природой и добродетелью.

а. Жизнь в согласии с природой и противоречащие условности

Хотя императив жить в согласии с природой правильно ассоциируется со стоицизмом, стоики следуют примеру киников. Диоген Синопский горячо отвергает nomos , или условность, показывая произвольный и часто забавный характер афинских социальных, религиозных и политических нравов и попирая авторитет религиозных и политических лидеров. В основе этого лежит переопределение того, что достойно стыда. Тело Диогена беспорядочно, это источник великого стыда у афинян и вместилище принципа бесстыдства у киников.

Диоген использует свое тело, чтобы разрушить традиционную ассоциацию приличия с добром. Он нарушает этикет, публично выполняя действия, которые афинянин обычно выполняет наедине. Например, он ест, пьет и мастурбирует на рынке и высмеивает чувство стыда, когда чье-то тело непослушное или неуклюжее. Это не значит, однако, что нет ничего, за что человек должен испытывать стыд. Например, в «Жизнеописаниях выдающихся философов» находим такой анекдот: «Увидев дурака, настраивающего гусли, «Не совестно ли тебе, — сказал он, — давать этому дереву созвучные звуки, а душу свою не созвучишь с твоей жизнью?» Тому, кто протестовал: «Я не годен для изучения философии», Диоген сказал: «Зачем тогда жить, если ты не хочешь жить хорошо?» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 65; Р. Д. Хикс) перевод изменен для этой статьи. )

Как предполагает переоценка стыда Диогеном, циники не являются релятивистами. Природа заменяет условность в качестве стандарта для суждения. Циники верят, что хорошо жить можно благодаря природе, а не традиционным средствам, таким как этикет или религия. Читается, что Диоген Синопский «упрекал людей вообще в отношении их молитв, заявляя, что они просят о том, что им кажется хорошим, а не о том, что действительно хорошо» (Диоген Лаэртский, 9).0054 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 43). Это схватывает суть цинического представления о жизни в согласии с природой и вопреки условностям. Молитва о богатстве, славе или любых других атрибутах условности заставляет человека думать, что это хорошо, — это ошибочное предприятие. Жизнь, данная природой, полна советов, как прожить ее лучше всего; но люди заблуждаются, стыдясь мелочей и стремясь к предметам, которые не важны. Следовательно, их свобода ограничена условностью.

и. Свобода и Парресия

Циники явно отдают предпочтение свободе, но не только в личном смысле как своего рода негативной свободе. Вместо этого свобода отстаивается в трех связанных формах: eleutheria , свобода или свобода, autarkeia , самодостаточность, и parrēsia , свобода слова или откровенность. Их концепция свободы имеет некоторые общие аспекты с другими древними школами; понятие автономии, вытекающее из императива господства разума над страстями, встречается в этике многих классических и эллинистических мыслителей. Однако специфически циническое чувство свободы проявляется в парресия .

Элементом parrēsia, , который можно упустить из виду, когда он определяется как свободная или откровенная речь, является риск, который сопровождает такую ​​свободную и откровенную речь. Легендарные примеры бесстрашной свободы слова киника встречаются в диалогах Диогена Синопского с Александром Македонским. Одним из таких примеров является следующий: «Когда он загорал в Краниуме, подошел Александр, встал над ним и сказал: «Проси у меня любую милость, какую пожелаешь», на что он ответил: «Отойди от моего света»» ( Диоген Лаэртский, 9 лет0054 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 28). В другом месте Александр объявляет о своем звании Диогену Синопскому, говоря: «Я — царь Александр Великий». Диоген отвечает своим собственным званием: «Я Диоген Циник», то есть «Диоген Пес» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 60).

Приведенные выше примеры демонстрируют уникальное сочетание юмора, бесстрашной правды и политической подрывной деятельности, которое отличает образ жизни циников. За некоторыми примечательными исключениями, философов древности можно встретить в то или иное время в обществе правителей (Платон, Эсхин и Аристипп — все они присутствовали при дворе Дионисия, Ксенофонт тесно связан с Киром, Аристотель — с македонской правящей семьей). , и так далее). Однако циники считали обязательным избегать таких контактов. Циники стремятся к самодостаточности и силе, ни то, ни другое невозможно сохранить, если вступить в обычную политическую игру. Жизнь обедневшего, но добродетельного и самодостаточного философа предпочтительнее жизни избалованного придворного философа.

Диоген Лаэртский пишет, что «Платон увидел [Диогена Синопского] моющего салат, подошел к нему и тихо сказал ему: «Если бы ты ухаживал за Дионисием, ты бы сейчас не мыл салат», и [Диоген] с таким же спокойствием ответил: «Если бы ты мыл салаты, ты бы не ухаживал за Дионисием» ( Жития выдающихся философов , книга 6, глава 58). Урок этого обмена ясен: в то время как Платон считает, что ухаживание освобождает человека от бедности, киник видит в бедности освобождение от необходимости платить суду правителю. Это второе чувство свободы, столь настойчиво отстаиваемое циниками, включает в себя как autarkeia , или самодостаточность, и parrēsia , или свобода говорить правду: то, что при дворе никогда нельзя делать свободно. Поэтому неудивительно, что на вопрос, что является «самой прекрасной вещью в мире», Диоген ответил: « Парресия. » (Диоген Лаэртский, Жития выдающихся философов , книга 6, глава 69.)

ii. Обучение и стойкость

Чтобы жить жизнью Циника, нужно было приучиться к различным физическим трудностям, связанным с такой свободой. Это требовало, таким образом, жизни постоянного обучения, или аскесис . Термин askēsis , определенный выше как своего рода тренировка себя, но который также означает «упражнение» или «практика», заимствован из спортивной тренировки. Вместо того, чтобы тренировать тело ради победы на Олимпийских играх, на поле боя или для общего здоровья, Циник тренирует тело ради души.

Примеров обучения циников множество: Антисфен восхвалял тяжелый труд и лишения как добро; Диоген Синопский ходил босиком по снегу, обнимал холодные статуи и катался по обжигающему летнему песку в своем пифос ; Кратес избавился от своего значительного богатства, чтобы стать циником. Возможность жить без каких-либо товаров, которые обычно ошибочно принимают за предметы первой необходимости, освобождает и приносит пользу. Однако это также и трудный урок: «[Диоген Синопский] говорил, что он последовал примеру наставников хора; ибо они тоже ставят ноту немного выше, чтобы гарантировать, что остальные попадают в правильную ноту» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 35).

4. Космополитизм

Киникам не всегда доверяют, когда дело доходит до понятия космополитизма, поскольку происхождение этого термина иногда приписывается стоицизму. Более того, когда его приписывают цинизму, его часто характеризуют как отрицательный принцип, который обретает содержание только после того, как переносится в стоическую доктрину (см. обсуждение «цинического космополитизма» Джона Л. Моулза в The Cynics ). Однако космополитизм можно полностью понять в его киническом контексте, если рассматривать его как нечто большее, чем оксюморон или содержательную реплику: «На вопрос, откуда он пришел, [Диоген Синопский] сказал: «Я гражданин мира [9].0054 kosmopolitēs ]’» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 63). В этой последней цитате Диоген отвечает на вопрос, призывающий его указать свое происхождение, с помощью того, что кажется неологизмом. Быть politēs значит принадлежать к полису , быть членом определенного общества со всеми преимуществами и обязательствами, которые влечет за собой такое членство. Не отвечая ожидаемым «синопом», Диоген отказывается от своего долга перед синопцами, а также от своего права на их помощь. Важно отметить, что Диоген не говорит, что ему 9 лет.0054 аполис , то есть без полис ; он заявляет о своей верности космосу или вселенной.

Таким образом, циники представили понятие гражданства в новом свете. Для мужчины-грека классического и эллинистического периода гражданство имело первостепенное значение. Ограничения на гражданство сделали его привилегией, и эти исключения для циника абсурдны. При космополитизме циник бросает вызов гражданской принадлежности немногих, открывая привилегию всем. Точно так же ценилась общая национальная принадлежность, и поэтому космополитический ответ Диогена также является отказом от ограничений такого взгляда.

Наконец, космополитизм пересматривает традиционную концепцию политических обязанностей личности. Таким образом, Циник свободен жить в соответствии с природой, а не в соответствии с законами и условностями полиса . Традиционный полис не просто отбраковывается, а заменяется. Это имеет важные этические связи с представлением о жизни в согласии с природой, и его также можно рассматривать как важный предшественник стоического понимания physis 9.0055, или природа, как идентичная космосу, или вселенной.

5. Наследие киников

Первое и самое непосредственное влияние киников приходится на основание стоицизма. Одна история, сохранившаяся у Диогена Лаэртского, повествует о Зеноне из Китиона, который читал экземпляр «Воспоминания » Ксенофонта в книжном магазине во время кораблекрушения в Афинах. Он так увлекся фигурой Сократа, что спросил у продавца книг, где найти такого человека. Как раз в этот момент мимо проходил Крейтес, и продавец указал на него, как на того, за кем следует следовать.

Хотя это, как и многие рассказы Диогена Лаэртского, может показаться слишком подходящим, чтобы быть исторически точным, оно сохраняет способ, которым основные принципы стоицизма возникают из цинизма. Примат этики, достаточность добродетели для счастья, культивирование безразличия к внешним делам, определение добродетели как жизни в согласии с природой и важность, придаваемая аскезе , — все это указывает на общую территорию между циниками и адептами. стоики. В самом деле, когда различные мыслители-стоики перечисляют горстку мудрецов-стоиков, киники и особенно Диоген Синопский обычно входят в их число. Эпиктет, в частности, поддерживает циникскую позицию, но предостерегает от легкомысленного отношения к чему-то настолько сложному (см. 9).0054 Беседы 3.22).

В политической философии киников можно рассматривать как основоположников анархизма. Поскольку люди рациональны и способны руководствоваться природой, из этого следует, что люди мало нуждаются в правовых кодексах или политической принадлежности. В самом деле, политические объединения порой требуют от человека порочности во имя полиса . Таким образом, космополитизм Диогена представляет собой первое предположение о том, что человеческая принадлежность должна относиться к человечеству, а не к одному государству.

Влияние цинизма также ощущается в христианской, средневековой и ренессансной мысли, хотя и не без значительной доли амбивалентности. Христианские авторы, например, хвалят циников за их самодисциплину, независимость и нищенский образ жизни, но порицают непристойные аспекты бесстыдства циников.

Наконец, клеймо циника встречается во всех текстах литературы и философии. У менипповой сатиры есть явный долг, и Диоген Синопский, в частности, появляется как персонаж в литературных и философских контекстах; Данте, например, помещает Диогена с другими добродетельными, но языческими философами на первый уровень ада, а Ницше особенно любит как Диогена, так и киник. Один яркий пример содержится в статье 125 статьи 9.0054 Веселая наука . Здесь Ницше ссылается на анекдот, в котором Диоген ищет человека с зажженной лампой при дневном свете (D.L. 6.41). В своей интерпретации Ницше рассказывает историю о сумасшедшем, который ясным утром вышел на рыночную площадь с зажженной лампой в поисках Бога. Это тот самый сумасшедший, который объявляет, что Бог мертв.

6. Ссылки и дополнительная литература

  • Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung . Амстердам: BR Грюнер, 19 лет91.
  • Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие . Беркли: University of California Press, 1996.
  • .
  • Дадли, Д. Р.
    История цинизма от Диогена до 6 века нашей эры
    Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
  • Эпиктет. Беседы в изложении Арриана . Транс. В. А. Олдфатер. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1928.
  • .
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль. L’Ascèse cynique: Un commentaire de Diogene Laërce VI 70-71 , Deuxième édition. Париж: Libraire Philosophique J. VRIN, 2001.
  • .
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993.
  • .
  • Хок, Р.Ф. «Симон Сапожник как идеальный циник», в греческих, римских и византийских исследованиях , 17 (1976).
  • Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1979.
  • .
  • Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред. Эллинистические философы, том 1 и
    том 2
    . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
  • .
  • Малерб, Авраам Дж., изд. и транс. Послания киников . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Диоген Синопский: Человек в ванне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 19.90.
  • Навиа, Луис Э. Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Антисфен Афинский . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2001.
  • .
  • Паке, Леонсе. Les Cyniques grecs: фрагменты и темы .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts