Взаимосвязь понятий общей психологии (индивид, индивидуальность) и социальной психологии (личность, малая группа, коллектив)
Общая психология ↓
В реальной, «живой» жизни эти понятия, отражающие психическую сторону жизни человека существуют и проявляются в неразрывном единстве – в виде единичного, уникального и конкретного существования человека, его рождения, роста и развития, внутренней духовной жизни, действий, поступков, отношений, общения и деятельности.
В неразрывной и «живой» целостности жизнь человека отражается средствами искусства, художественной и научно-популярной литературы, различными направлениями духовных практик. При научном изучении психической стороны жизни человека осуществляется теоретический анализ – условное разведение тех или иных аспектов психической жизни человека на ее отдельные составляющие. Если при художественном познании духовной сущности человека отражается ее «живая» целостность, то при аналитическом рассмотрении психической стороны жизни человека происходит определенная потеря ее «живого» начала.
Художественно-гуманитарный и научный подходы к осмыслению и изучению жизни человека не отрицают друг друга, а находятся в отношениях дополнения. Так, при художественно-гуманитарном подходе создается особая сфера социокультурного и духовного существования человека, при аналитико-научном подходе возникают условия для конкретно-научного изучения психической стороны жизни человека.
Но и при научном подходе фиксируется системность, взаимозависимость понятийного аппарата разных направлений психологии, в частности, общей психологии и социальной психологии. Так, факт принадлежности человека к человеческому роду обозначается понятием индивида. Общий процесс социокультурного и психофизического развития человечества отражен в термине филогенез, а процесс индивидуального развития человека – в термине онтогенез.
В ходе онтогенетического развития формируется индивидуальность человека, содержание которой составляют как бы «три этажа» свойств: свойства центральной нервной системы человека, темпераментные свойства и свойства личности.
Свойства центральной нервной системы человека в значительной степени определены наследственностью и содержат такие свойства, как сила нервной системы по отношению к возбуждению, на поведенческом уровне проявляющаяся в уровне работоспособности и выносливости человека, сила нервной системы по отношению к торможению, реализующиеся в сформированности самоконтроля человека. К свойствам нервной системы человека относится также свойство подвижности, в жизни и поведении человека проявляющееся в его способности к внутренним изменениям и адаптации к новым условиям внешней среды. Наконец, такое свойство нервной системы, как лабильность, характеризует скорость возникновения и прекращения нервной активности человека.
Свойства нервной системы составляют первый, нижний «этаж» структуры индивидуальности человека. Второй ее «этаж» – это темпераментные свойства, которые в определенной степени обусловлены наследственностью, но могут также изменяться под влиянием факторов внешней среды.
Например, в процессе воспитания можно «отладить» такие черты холерика, как вспыльчивость, горячность и несдержанность, или развить у флегматика черты подвижности и оперативности в принятии решений.
Но замечено, что в условиях стресса, неожиданно возникших экстремальных факторов ситуации, свойства нервной системы и темпераментные свойства могут проявиться в запрограммированном природой виде, т.е. своей наследственной обусловленности. Именно с этой закономерностью связана необходимость проведения профессионального отбора работников для профессий, в которых возникновение стрессовых факторов и экстремальных ситуаций происходит наиболее часто, а также профессий, связанных с опасностью для жизни и здоровья человека.
Третий «этаж» индивидуальности человека, полностью обусловленный его социальной жизнью, обозначается термином «личность». Личность – это система социальных отношений человека, его ценностные ориентации и мировоззрение, мотивы, направленность, устремления, интересы. Личностные свойства имеют относительно устойчивое проявление: именно личностные свойства в наибольшей степени подвержены воздействию внешней социокультурной среды жизни человека.
В психологической литературе дискуссируется вопрос о целостности и относительной автономности проявления личностных черт у человека. Так, в отечественной психологии принят тезис о безусловной целостности и неразрывности личностных свойств у отдельного человека. Но в западной психологии и восточных учениях нередко фиксируется мысль о том, что личность человека состоит из отдельных субличностей, каждая из которых имеет автономное существование и в определенных ситуациях входит в противоречивые отношения друг с другом. О противоречивой природе человеческой личности писал также Ф.М. Достоевский.
Процесс социализации личности – это процесс усвоения и воспроизводства человеком общественного опыта и общественных отношений, социальных норм и запретов, ценностей и условий социокультурного существования. В определенной степени существует некоторое противоречие между требованиями общества и желаниями и устремлениями конкретного человека. Считается, что в процессе социализации происходит именно общественное регулирование жизни конкретного человека путем формирования его внутренних средств саморегуляции.
Малая (или референтная) группа составляет ближайшее окружение человека, людей, с которыми он непосредственно общается и мнение которых является для него важным и значимым. Обычно число участников малой группы составляет от двух до пяти-семи человек. В каждой малой группе выделяется лидер – член малой группы, который оказывает существенное влияние на членов группы и управляет их поведением. Лидер выбирается малой группой на основе групповых симпатий и предпочтений, является одним из членов группы и при значительном изменении условий может «переизбраться» группой. Так, выделяются эмоциональный и интеллектуальный лидеры, лидер для принятия волевых решений или организации деятельности и т.п.
Групповая динамика отражает динамические процессы в малой группе относительно доминирования и подчинения, предпочтения и отвержения, постановки целей и задач группы в конкретной ситуации, группового общения и групповых действий.
Социометрическая структура малой группы фиксирует существующие в ней непосредственно-эмоциональные отношения лидерства (социометрической «звезды»), предпочтения (членов малой группы, взаимодействующих с лидером и между собой) и отвержения (позиции «аутсайдеров»).
Коллектив – это общность людей, объединенных целями и задачами продуктивной деятельности. В зависимости от состава коллектива и стоящих перед ним целей и задач различают творческий, научный и производственный коллективы.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
- Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
- Споры о главенстве влияний среды и наследственности на развитие личности
- Общая психологическая характеристика деятельности
- Сознание и самосознание
- Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
- Речь и язык
- Мнемические процессы
- Культурно-историческая концепция развития психики человека
- Исследования в области самооценки
Готовый тест по дисциплине «Теоретические основы психологии. Связь психологии и педагогики» для ДПО ОСЭК (dpo.
i-spo.ru).Перейти к содержимому
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Вопрос 1
В структуру личности из перечисленного входит…
Выберите один ответ:
a. направленность
b. психические состояния
c. психические процессы
d. психические свойства
Вопрос 2
Выберите несколько правильных ответов. По С.Л. Рубинштейну наблюдение может быть:
Выберите один или несколько ответов:
a. субъективным
b. внутренним
c. контролируемым
d. внешним
Вопрос 3
Выберите несколько правильных ответов.По Б.Г.Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. физиологический
b. психолого-педагогический
c. лабораторный
d. полевой
Вопрос 4
Из элементов, составляющих мотивационно-потребностной сферы личности таковым не является…
Выберите один ответ:
a. защитные мотивы
b. духовные мотивы
c. материальные мотивы
d. социальные мотивы
Вопрос 5
Какие из указанных свойств являются индивидными
Выберите один ответ:
a. темперамент
b. индивидуальность
c. направленность
d. позиция и статус
Вопрос 6
Какие из указанных свойств являются личностными
Выберите один ответ:
a. направленность
b. задатки
c. темперамент
d. ретрадация
Выберите один или несколько ответов:
a. позиционирования
b.
воспитанияc. информирования
d. мотивирования
e. исследования
Вопрос 8
Какое из нижеприведенных чувств не относится к группе высших чувств человека:
Выберите один ответ:
a. нравственное чувство
b. интеллектуальное чувство
c. морально – политическое чувство
d. чувство самосохранения
Вопрос 9
Какое из перечисленных чувств относится к моральным
Выберите один ответ:
a. сомнение
b. стыд
c. гордость
d. удивление
Вопрос 10
Какое из эмоциональных состояний человека является самым длительным:
Выберите один ответ:
a. стресс
b. настроение
c. фрустрация
d. аффект
Вопрос 11
Назовите, то что не относится к основным функциям эмоций
Выберите один ответ:
a. экспрессивная
b. регулирующая
c. познавательная
d. стимулирующая
Вопрос 12
Наиболее мощной эмоциональной реакцией, захватывающей психику человека является…
Выберите один ответ:
a. страсть
b. аффект
c. чувства
d. настроение
Вопрос 13
Непосредственный опыт человека в качестве предмета психологии определено:
Выберите один ответ:
a. в бихевиоризме
b. психоанализом
c. научной психологией В.Вундта
d. гуманистической психологией
Вопрос 14
О каком феномене идет речь в приведенном отрывке: «…свойственное высокоорганизованным организмам отражение объективной действительности; свойство мозга отражать объективную действительность в виде субъективных образов»?
Выберите один ответ:
a. психика
b. реальность
c. мозг
d. воображение
Вопрос 15
Одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями, связанная с проявлением познавательной потребности, называется..
Выберите один ответ:
a. надежды
b. идеалы
c. интересы
d. стремления
Вопрос 16
Основным элементом личности не является …
Выберите один ответ:
a. направленность
b. характер
c. способности
d. возможности
Выберите один ответ:
a. эмоциональную сферу
b. личностную сферу
c. сферу общения
d. познавательную сферу
Вопрос 18
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду
Выберите один ответ:
a. возрастная психология
b. экологическая психология
c. детская психология
d. медицинская психология
Вопрос 19
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека
Выберите один ответ:
a. парапсихология
b. юридическая психология
c. экологическая психология
d. медицинская психология
Вопрос 20
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением, психологических особенностей трудовой деятельности человека, закономерностей развития трудовых навыков
Выберите один ответ:
a. психология труда
b. медицинская психология
c. возрастная психология
d. инженерная психология
Вопрос 21
Психический факт – это:
Выберите один или несколько ответов:
a. событие, явление в психике личности, группы людей
b. субъективное переживание
c. отражение действительности
d. реальная действительность
Вопрос 22
Психология – это наука о:
Выберите один ответ:
a. индивидуально-типологических характеристиках личности
b. психических свойствах и состояниях личности
c. закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
d. закономерностях изучения психического развития человека
Вопрос 23
Своеобразное сочетание особенностей, отличающих человека от других людей в психологии обозначается термином …
Выберите один ответ:
a. индивидуальность
b. способности
c. характер
d. уникальность
Вопрос 24
Слабо выраженное эмоциональное состояние, сопровождающее возникающие ощущения –
Выберите один ответ:
a. чувственный тон
b. ощущение
c. чувства
d. настроение
Вопрос 25
Состояние, которое окрашивает чувства, общее эмоциональное состояние в течение длительного времени – это
Выберите один ответ:
a. аффект
b. эмоции
c. настроение
d. чувства
Вопрос 26
Укажите правильную последовательность фаз развития стресса:
Выберите один ответ:
a. фаза тревоги – фаза резистенции – фаза истощения
b. фаза истощения — фаза тревоги — фаза резистенции
c. фаза резистенции – фаза истощения — фаза тревоги
d. фаза истощения — фаза резистенции — фаза тревоги
Вопрос 27
Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется понятием
Выберите один ответ:
a. индивид
b. личность
c. индивидуальность
d. человек
Вопрос 28
Человек как носитель предметно-практической деятельности –
Выберите один ответ:
a. индивид
b. личность
c. индивидуальность
d. субъект
Вопрос 29
Человек как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится …
Выберите один ответ:
a. личностью
b. индивидом
c. индивидуальностью
d. социализированным индивидом
Вопрос 30
Эмоциональная реакция на помеху при достижении осознаваемой цели – это
Выберите один ответ:
a. аффект
b. стресс
c. фрустрация
d. настроение
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Гонка | Определение, идеологии, конструкции и факты
William C. Woodgridge: Modern Atlas (1835)
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Франц Боас Сэр Эдвард Бернетт Тайлор Кваме Энтони Аппиа Роланд Б. Диксон Эшли Монтегю
- Похожие темы:
- расизм мулат коричневые младенцы пардо метисы
Просмотреть весь связанный контент →
Последние новости
13 марта 2023 г., 17:09 по восточному времени (AP)
Что означают раса и этническая принадлежность? Правительство США спрашивает
Американцы уже давно ведут напряженный разговор о том, что раса и этническая принадлежность говорят о том, кто они такие
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
раса , идея о том, что человеческий вид делится на отдельные группы на основе унаследованных физических и поведенческих различий. Генетические исследования в конце 20-го века опровергли существование биогенетически различных рас, и теперь ученые утверждают, что «расы» — это культурные вмешательства, отражающие определенные взгляды и убеждения, которые были навязаны разным группам населения после западноевропейских завоеваний, начавшихся в 15-м веке.
Множество значений термина «раса»
Современное значение термина раса применительно к людям начало появляться в 17 веке. С тех пор оно имело множество значений в языках западного мира. Что общего у большинства определений, так это попытка классифицировать людей в первую очередь по их физическим различиям. В Соединенных Штатах, например, термин раса обычно относится к группе людей, которые имеют некоторые общие видимые физические черты, такие как цвет кожи, текстура волос, черты лица и строение глаз. Такие отличительные черты связаны с крупными, географически обособленными популяциями, и эти континентальные агрегаты также обозначаются как расы: «африканская раса», «европейская раса», «азиатская раса». Многие люди думают, что раса отражает любые видимые физические (фенотипические) различия среди человеческих групп, независимо от культурного контекста и даже при отсутствии фиксированных расовых категорий.
Термин раса также применялся к языковым группам («арабская раса» или «латинская раса»), к религиозным группам («еврейская раса») и даже к политическим, национальным или этническим группам с мало или совсем нет физических признаков, отличающих их от соседей («ирландская раса», «французская раса», «испанская раса», «славянская раса», «китайская раса» и т. д.).
На протяжении большей части 20-го века ученые западного мира пытались идентифицировать, описывать и классифицировать человеческие расы и документировать их различия и отношения между ними. Некоторые ученые использовали термин раса для подвидов, подразделений человеческого вида, которые считались достаточно различными биологически, чтобы позже они могли эволюционировать в отдельные виды.
Ни разу, с первых рудиментарных попыток классификации человеческих популяций в 17-м и 18-м веках и до наших дней, ученые не пришли к единому мнению о количестве рас человечества, признаках, которые должны использоваться при идентификации рас, или смысл самой расы . Эксперты предложили ряд различных рас, варьирующихся от 3 до более чем 60, основываясь на том, что они считали отличительными различиями только в физических характеристиках (к ним относятся тип волос, форма головы, цвет кожи, рост и т. д.). Отсутствие согласия в отношении значения и идентификации рас продолжалось и в 21 веке, и современные ученые не ближе к согласию, чем их предки. Таким образом, раса никогда за всю историю своего использования не имела точного значения.
Хотя большинство людей продолжают думать о расах как о физически обособленных популяциях, научные достижения 20-го века продемонстрировали, что физические различия человека не соответствуют «расовой» модели. Вместо этого физические вариации человека имеют тенденцию накладываться друг на друга. Не существует генов, которые могли бы идентифицировать отдельные группы, соответствующие общепринятым расовым категориям. На самом деле, анализ ДНК доказал, что у всех людей гораздо больше общего генетически, чем различий. Генетическая разница между любыми двумя людьми составляет менее 1 процента. Более того, географически удаленные друг от друга популяции отличаются друг от друга лишь 6–8 % генов. Из-за наложения черт, не имеющих отношения друг к другу (таких как цвет кожи и структура волос), и неспособности ученых группировать народы в отдельные расовые группы современные исследователи пришли к выводу, что концепция расы не имеет биологической обоснованности.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Многие ученые, занимающиеся другими дисциплинами, в настоящее время принимают это относительно новое научное понимание биологического разнообразия человеческого вида. Более того, они давно поняли, что концепция расы как относящаяся исключительно к фенотипическим признакам не охватывает ни социальную реальность расы, ни феномен «расизма». Вдохновленные достижениями в других областях, особенно в антропологии и истории, ученые начали рассматривать расу как социальное и культурное, а не биологическое явление, и определили, что раса является социальным изобретением относительно недавнего происхождения. Свои наиболее характерные черты она получает от социальных последствий ее классификационного использования. Идея «расы» начала развиваться в конце 17 века, после начала европейских исследований и колонизации, как народная идеология о человеческих различиях, связанных с разными народами — европейцами, индейцами и африканцами — собранными вместе в Новом Свете. . В 19XX в., после отмены рабства, идеология в полной мере проявилась как новый механизм социального разделения и стратификации.
Race Is a Social Construct, Scientists Argue
Share on Facebook
Share on Twitter
Share on Reddit
Share on LinkedIn
Share via Email
Print
Более 100 лет назад американский социолог У.Э.Б. Дюбуа был обеспокоен тем, что раса использовалась как биологическое объяснение того, что он понимал как социальные и культурные различия между разными группами людей. Он выступал против идеи «белых» и «черных» как обособленных групп, утверждая, что эти различия игнорируют масштабы человеческого разнообразия.
Наука поддержит Дюбуа. Сегодня среди ученых господствует убеждение, что раса — это социальная конструкция, не имеющая биологического значения. И все же вы можете открыть исследование по генетике в крупном научном журнале и найти такие категории, как «белый» и «черный», используемые в качестве биологических переменных.
В статье, опубликованной сегодня (4 февраля) в журнале Science, четверо ученых говорят, что расовые категории являются слабым показателем генетического разнообразия и должны быть постепенно упразднены. [Раскрытие генома человека: 6 молекулярных вех]
Национальные академии наук, инженерии и медицины США призвали собрать группу экспертов в области биологических и социальных наук, чтобы предложить исследователям способы уйти от от расовой концепции в генетических исследованиях.
«Это понятие, которое мы считаем слишком грубым, чтобы предоставить полезную информацию, это понятие, имеющее социальное значение, которое мешает научному пониманию генетического разнообразия человека, и это понятие, от которого мы не первые призываем отказаться, «, — сказал Майкл Юделл, профессор общественного здравоохранения Университета Дрекселя в Филадельфии.
Юделл сказал, что современные генетические исследования работают с парадоксом, который заключается в том, что раса понимается как полезный инструмент для выяснения генетического разнообразия человека, но, с другой стороны, раса также понимается как плохо определенный маркер этого разнообразия. и неточный показатель связи между происхождением и генетикой.
«По сути, я не могу не согласиться с авторами», — сказал Сванте Паабо, биолог и директор Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, работавший над геномом неандертальца, но не принимавший участия в новой статье.
«Изучение полных геномов из разных частей мира показало, что даже между Африкой и Европой, например, нет ни одного абсолютного генетического различия, то есть нет единого варианта, где у всех африканцев один вариант, а у всех европейцев еще один, даже если не принимать во внимание недавнюю миграцию», — сказал Паабо в интервью Live Science. «Все дело в различиях в том, насколько часто встречаются разные варианты на разных континентах и в разных регионах».
В одном примере, демонстрирующем генетические различия, не зафиксированные по расовому признаку, полные геномы Джеймса Уотсона и Крейга Вентера, двух известных американских ученых европейского происхождения, сравнивали с геномом корейского ученого Сон-Джина Кима. Оказалось, что Уотсон (который, по иронии судьбы, подвергся остракизму в научном сообществе после своих расистских замечаний) и Вентер имели меньше вариаций в своих генетических последовательностях, чем каждый из них был общим с Ким.
Предположения о генетических различиях между людьми разных рас имели очевидные социальные и исторические последствия и до сих пор угрожают разжиганием расистских убеждений. Это стало очевидным два года назад, когда несколько ученых возмутились включением их исследования в вызывающую споры книгу Николаса Уэйда «Беспокойное наследство» (Penguin Press, 2014), в которой предполагалось, что генетический отбор привел к различному поведению среди разных популяций. В письме в The New York Times пятеро исследователей написали, что «Уэйд сопоставляет неполный и неточный отчет о наших исследованиях генетических различий человека с предположением о том, что недавний естественный отбор привел к глобальным различиям в результатах тестов IQ, политических институтах и экономическом развитии. »
Авторы новой статьи в журнале Science отметили, что расовые предположения могут быть особенно опасны в медицинских учреждениях.
«Если вы делаете клинические прогнозы, основанные на чьей-то расе, вы будете ошибаться в значительной части времени», — сказал Юделл в интервью Live Science. В статье он и его коллеги использовали пример кистозного фиброза, который недостаточно диагностируется у людей африканского происхождения, поскольку считается «белой» болезнью. [Лучшее генеалогическое программное обеспечение для отслеживания вашего генеалогического древа]
Минди Фуллилав, психиатр Колумбийского университета, считает, что изменения, предложенные в статье в Science, «крайне необходимы». Фуллилав отметил, что по некоторым законам в Соединенных Штатах люди, у которых есть один черный предок из 32 лет, могут называться «черными», но их 31 другой предок также играет важную роль в влиянии на их здоровье.
«Это убедительный и важный призыв к нам изменить нашу работу», сказал Fullilove. «Это окажет огромное влияние. И это улучшит науку».
Итак, какие еще переменные можно использовать, если отказаться от расовой концепции? Паабо сказал, что география может быть лучшей заменой в таких регионах, как Европа, для определения «популяций» с генетической точки зрения. Однако он добавил, что в Северной Америке, где за последние 300 лет большинство населения прибыло из разных частей света, такие различия, как «афроамериканцы» или «американцы европейского происхождения», могут по-прежнему работать в качестве косвенного показателя, позволяющего предположить, где возникла основная родословная человека.
Юделл также сказал, что ученые должны быть более конкретными в своем языке, возможно, используя такие термины, как «предки» или «популяция», которые могут более точно отражать отношения между людьми и их генами как на индивидуальном, так и на популяционном уровне. Исследователи также признали, что есть несколько областей, в которых раса как конструкт все еще может быть полезна в научных исследованиях: как политическая и социальная, но не биологическая переменная.