Фантазии это: ФАНТАЗИЯ это

как фантазии влияют на нашу жизнь

Бывает, читаете книгу, следите за сюжетом и в какой-то момент осознаете, что уже одну или две страницы вы не здесь, – мысли отправились в полет, и вы думаете о поездке в Диснейленд, лазанье на ужин или о том, какую игрушку купить собаке, которой у вас пока даже нет. Вы начинаете мечтать, фантазировать и перестаете фокусироваться на «здесь и сейчас». Психолог Михай Чиксентмихай утверждает, что самые счастливые моменты нашей жизни проходят в состоянии потока – концентрации на деле, которым мы заняты в данный момент.

Фантазии этому состоянию явно противоречат. Ведь когда мы мечтаем, мы не находимся в состоянии осознанности, мы сконцентрированы на том, чего не происходит в данную минуту или на том, чего вообще не может произойти. Так что же получается, мечтать – вредно? Погружение в фантазии может привести к болезненным эмоциям? Это зависит от характера фантазий и их содержания.

Почему кто-то больше фантазирует, а кто-то меньше?

Есть предположение, что раньше, во времена единственной электронной игрушки “Ну, погоди” и всего двух каналов телевидения, на которых выступал только Брежнев, люди мечтали больше, чем сейчас.

Это связано с тем, как наш мозг обрабатывает информацию. Наличие огромного количества визуальных данных снижает нашу способность к мечтательности. У нас в мозге есть центр воображения – это определенные элементы и участки в коре головного мозга, которые отвечают за представление объектов, не показанных нам визуально. Эти области задействуются, в том числе, когда мы читаем книги или слушаем рассказы и истории. С их помощью мы представляем себе образы, исходя из текстового или аудио описания.

У того, кто постоянно погружен в виртуальную среду, в мозгу есть много готовой информации, над которой он не думал и которую не прорабатывал.

Чтение и живое общение дает каждому человеку возможность для выстраивания индивидуальных образов, а визуальная информация нас такой возможности лишает. Когда ребенок смотрит без конца мультфильмы или сидит за компьютером, у него эти участки мозга включаются и развиваются в меньшей степени, чем у ребенка, который, к примеру, много читает.

У того, кто постоянно погружен в виртуальную среду, в мозгу есть много готовой информации, над которой он не думал и которую не прорабатывал. Важно отметить, что это лишь теория, пока не до конца подтвержденная научными фактами, но логика в ней есть. Если это предположение верно, то бесконечное погружение в визуальную информацию в последствии сужает сознание и кругозор человека.

Читайте также

Что такое когнитивные искажения?  

Как развить свою фантазию?

Фантазию и мечтательность можно развить. Для этого желательно как можно меньше окружать себя визуальной информацией и стараться потреблять контент в глубину, а не в ширину. То есть нужно узнавать о чем-то подробно, детально разбираться в том, что интересует. Это помогает выстраивать в голове целостные картинки и образы, визуализирующие информацию, и развивать участки мозга, отвечающие за воображение. Чтобы развивать воображение у детей, надо как можно меньше давать им в руки гаджеты и больше приучать их к чтению и рисованию, учить обращать внимание на детали.

Также можно регулярно читать им вслух – это тоже развивает фантазию.

Воображение может рисовать нам прекрасные, очень позитивные картинки, которые совершенно не совместимы с реальностью, и это может вызывать у человека фрустрацию.

Современные дети лучше всего умеют переходить по гиперссылкам, и не учатся глубоко, сконцентрированно и длительно во что-то погружаться. Конечно, гаджеты позволяют оптимизировать наши ресурсы, – нам больше не нужно знать все обо всем, чтобы существовать в современном мире. Есть чувство безопасности и ощущение, что в любой момент мы можем открыть поисковик и узнать все, что требуется, а не держать все до мелочей в своей памяти. Ну или можно пойти к специалисту, который в этом разбирается, и заплатить ему за информацию. Однако в итоге мы ленимся и отучаемся идти вглубь информации и это может пагубно сказываться на нашем воображении.

Читайте также

Мифы о гипнозе  

Почему фантазии – это не всегда хорошо?

Способность к фантазированию может приводить и к негативным последствиям. Воображение может рисовать нам прекрасные, очень позитивные картинки, которые совершенно не совместимы с реальностью, и это может вызывать у человека фрустрацию. Кроме того, мечты могут быть не только позитивными, но и негативными. Пытаясь придумать, что ждет человека впереди, он может столкнуться не только с потенциально счастливыми моментами, но и с рисками и страхами, что этих моментов может не произойти. Поэтому иногда кажется, что люди, которые не витают в мечтах и не фантазируют, гораздо счастливее, ведь они сконцентрированы на состоянии “здесь и сейчас” и не думают о том, что для них недостижимо.

  • Заболевания и расстройства

Поделиться:

Роль фантазии в развитии ребенка

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Роль фантазии в развитии ребенка

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • дошкольники
  • фантазии
  • приемы воспитания
  • семейное воспитание

Ваш малыш видит облака и через несколько секунд придумывает историю об облачных жителях? А может, наоборот, не способен придумать сюжет игры с куклами? Как много фантазии в жизни и играх ваших детей? Как не перейти грань между воображением и реальностью? Давайте поговорим об этом.

Значение фантазии для ребенка

Взрослые часто воспринимают детские фантазии как пустое занятие. Гораздо лучше, если ребенок практичный. Это не так. Детские фантазии – это результат работы воображения, а этот психический процесс очень важен для человека. Не случайно еще Альберт Эйнштейн говорил, что «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир».

Без фантазии не было бы развития, потому что воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит.

В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это — ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.

Для игры детям нужно много всего, но на помощь приходит воображение. И вот листочки с деревьев превратились в деньги, стулья – в машину, пенек – в стол, палочки – в расчески, ложки и много чего еще. Дети разыгрывают балы, оставаясь в прогулочных шортах, при этом аккуратно приподнимая шлейф воображаемого платья.

А какие игры они порой придумывают: сказочные приключения, военные битвы, семейные истории. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Воображение помогает детям играть, рисовать и конструировать. У одних из кубиков получаются сказочные замки и города, а у других – банальные простые домики. У одних на листе бумаги необыкновенные узоры и целые сказки, а других – простейшие изображения. И дело не в художественных навыках, а в полете фантазии.

Хорошо развитое воображение помогает изучать школьные науки, создавать цельный образ о предметах и явлениях, представлять действие при решении задач, при выполнении творческих заданий, таких как сочинения и проекты.

Как развивается воображение

Детское воображение развивается и изменяется. Младенец ощущает единство с мамой, а уже с 5-6 месяцев он начинает воспринимать внешнюю реальность. При этом до 3 лет дети осознают себя центром вселенной, искренне удивляясь, что какие-то желания не выполняются мгновенно. После 4 лет дети начинают осознавать границы реальности и фантазии. Каждый ребенок точно знает, где «понарошку», а где «взаправду». Играют они «взаправду», а кашу из песка едят «понарошку». И никто из детей с нормальной психикой не путает эти ситуации.

Развитие воображения зависит от многих факторов. Конечно, большую роль играют наследственные факторы, но важное место занимает среда и воспитание. К сожалению, обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать. Пистолет уже мигает разными цветами и воспроизводит определенный звук, а когда-то наши «палки-стрелялки» работали совершенно по-разному. Дети не используют предметы-заместители для игры в больницу или парикмахерскую, все уже есть в готовых наборах. А в компьютерных играх уже есть готовый сюжет. Фантазировать просто не имеет смысла.

Творческая деятельность перестает быть творческой. Домики из кубиков дети строят по образцу, вместо рисунков – раскраски, а аппликации и поделки у всех, как у педагога. В результате мы получаем детей, не способных моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий. Они не способны самостоятельно мыслить, теряются в сложных ситуациях.

Читайте также

Как развить воображение у ребенка?

Почему дети не умеют играть?

Функции фантазии

Фантазия – это не только проявление творчества. Детские фантазии выполняют реальные функции:

  • Ребенок осознает свои чувства. Во время игр или в рисунках он может наказать своего обидчика, понимая реальную ситуацию. Так он избавляется от своих негативных эмоций.
  • Фантазии выводят на поверхность страхи ребенка. Придуманные персонажи или истории могут быть плодом детских страхов, помноженных на воображение. Например, «ночью приходит бабайка» – это просто страх темноты.
  • Фантазии помогают пережить стресс.
    Например, в трудных ситуациях ребенок начинает о чем-то мечтать, и это помогает ему справиться с проблемой.
  • Фантазии учат правильному поведению. В определенных ситуациях ребенок может представить себя в роли мамы, воспитателя, другого человека. А как бы поступила мама? Что скажет воспитательница? Это помогает усваивать нормы и понимать чувства других людей.
  • Фантазии – источник творчества. Творческий процесс основан на нестандартном мышлении, самостоятельной деятельности, умении слушать себя.

С помощью фантазии ребенок раскрывает себя. Поэтому важно развивать детское воображение.

Грань фантазии и реальности. Защитное фантазирование

Иногда у детей наблюдается защитное фантазирование. Оно, как правило, указывает на проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности.

Воображаемый друг. Иногда ребенок придумывает друга, которого у него на самом деле нет. Ему можно рассказать все, поделиться секретами. Он поможет и подскажет, и ребенку невдомек, что это он сам себе помогает. Одно осознание того, что кто-то еще в такой же ситуации, помогает ребенку пережить свою.

Жизнь в мечтах. Не все желания ребенка выполняются, но где-то появляется жизнь, где все мечты становятся реальностью. Фантазирование может возникать как реакция ребёнка на ситуацию, на чувства и переживания, и он может придумать себе другого папу или маму, другую семью. Сначала это просто мечты, и в них нет ничего плохого. Но потом ребенок начинает увлекаться придуманной жизнью: он там ходит в школу, его там все любят, он лучший ученик и дружит с самой красивой девочкой. Опасно то, что реальная жизнь уходит на второй план. Ребенок замыкается в себе и теряет интерес к реальности.

Придуманные страхи. Детская фантазия может быть небезобидной. Можно придумывать сказочные дворцы, а можно страшных колдунов и монстров. При этом дети настолько реалистично все это придумывают, что начинают бояться. Это усугубляет и психологический интерес детей к страшным историям.

Чрезмерные фантазии ребенка опасны для его дальнейшего психического развития. Этому подвержены робкие, неуверенные люди, а вот общительные и активные детишки редко уходят с головой в мир фантазий.

Причины излишнего воображения:

  • появляются потребности, удовлетворение которых крайне важно для ребенка, но они остаются незамеченными;
  • ребенок не чувствует себя защищенным в собственной семье, испытывает эмоциональный голод, насилие, частые наказания, неприятие;
  • ребенок переживает сильный стресс, и психика сама защищает себя;
  • ребенку одиноко, не хватает общения;
  • нет контроля над получаемой ребенком информацией: он смотрит взрослые передачи, сайты, слушает страшные истории,
  • в семье не поддерживаются и запрещаются фантазии, и ребенок особенно бережно относиться к своим выдумкам, тщательно пряча их от других и глубоко в них погружаясь.

Родителям следует наблюдать за играми малыша, чтобы вовремя понять, не много ли фантазирует ребёнок, и разнообразить его общение. Какие-то моменты надо обсудить, чтобы понять, почему дети прячутся в вымышленном мире от реальности. Пусть сын или дочка объяснят свои фантазии.

Творчество, как и детство, невозможно без фантазии, но и её по возможности надо контролировать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта srazu.pro

Почему ребенок вас не слушается?

Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя

Пройти тест

Еще по теме

Семейное чтение – способ позитивного взаимодействия детей и родителей

Как отучить ребёнка от курения

Как выдуманные истории помогают решать реальные проблемы

Фэнтези – определение, значение и синонимы

фантазии; фантазировал; фантазия

фантазия — это то, что вы представляете, что может включать драконов, единорогов или воображаемого лучшего друга. Если вы живете в мире фантазий , вы не слишком беспокоитесь о реальности — возможно, приятной, но не очень практичной.

Фэнтези — это мечты и воображение. В фэнтезийной футбольной лиге вы можете создать свою собственную команду мечты. В литературе фэнтези — жанр, похожий на научную фантастику, — может включать рассказ о трехголовой белке и бионическом трубкозубе, которые влюбляются друг в друга на планете, полностью состоящей из клубники. Романтика тоже может быть фантазией, согласно песне Билли Джоэла: «Это всего лишь фантазия. Это не настоящая вещь. Но иногда фантазия — это все, что вам нужно».

Определения фантазии

  1. существительное

    воображение не ограничено реальностью

    «школьница фэнтези »

    синонимы: фантазия
  2. существительное

    художественная литература с большим количеством воображения

    «Она заработала много денег, написав романтические фантазии »

    синонимы: фантазия
  3. существительное

    то, что многие люди считают ложным

    синонимы: фантазия, иллюзия, фантазия
  4. глагол

    предаваться фантазиям

    синонимы: фантазировать, фантазировать, фантазировать

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «фэнтези» . Мнения, выраженные в примерах, не отражают мнение Vocabulary.com или его редакции. Отправьте нам отзыв

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Посмотреть

фэнтези в последний раз

Закройте пробелы в словарном запасе с помощью персонализированного обучения, которое фокусируется на обучении слова, которые нужно знать.

Начните изучение словарного запаса

Независимо от того, являетесь ли вы учителем или учеником, Vocabulary.com может направить вас или ваш класс на путь систематического улучшения словарного запаса.

Начать

Слова, содержащие термин: фэнтези

В лирике

По исполнителю

По альбому

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ

Fantasy

Fantasy

Fantasy

UNMASTERED FANTASY

Moonlight Fantasy

jaded fantasy.

Тысячелетнее фэнтези

Северный Техас Фэнтези

Темное фэнтези

Fantasy

Carole King

Fantasy

Münchener Freiheit

Fantasy

William Aura

Fantasy

Lightning Пыль

Фэнтези

Загробная жизнь

Фэнтези

Борислав Митич

Fantasy

Различные артисты

Fantasy

Alice Nine

Fantasy

Anto Greekson