общая характеристика и основные положения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
Философия жизни. Философские аспекты психоанализа
Работа проверена: преподаватель Захарова Ирина Игоревна
Работа выполнена: студент Семёнова Тамара Викторовна
ФК, 2 курс, личное дело № 06ффб02825,
группа №4 (вечерняя днём)
Пенза – 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Философия жизни: общая характеристика и основные положения……3
Философские аспекты психоанализа……………………………………..7
Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и 3. Фрейда и объясните их.
Использованная литература…………………………………………………15
Введение
Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.
Философия ХХ века стала уделять всё большее внимание целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Были изменены акценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального в духовном опыте, психике человека.
Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли акцент не на противоречивую целостность социально-исторической практики, жизни индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т.д.
Как пример немарксистской философии XIX-XX вв., рассмотрим в контрольной работе «философию жизни», а также философию фрейдизма и неофрейдизма..
«Философия жизни» — направление в философии, сложившееся на рубеже XIX – XX вв. в Германии (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), Г. Зиммель (1858-1918), Л. Клагес (1872-1956), О. Шпенглер (1880-1936)) и Франции (А. Бергсон (1859-1941)).
Согласно «философии жизни», целостное мировоззрение может возникнуть на базе философствования, вытекающего из полноты «переживания жизни». Это положение было сформулировано «философией жизни» под влиянием традиций немецкого романтизма. Теоретик романтизма Ф. Шегель в лекциях о «философии жизни» и в работе «Философия жизни» призывал обратиться к философии, созданной из самой внутренней духовной жизни, и отказаться от блужданий «в пустом пространстве абсолютной мысли».
Для «философии жизни», жизнь – это первичная активная реальность; целостный, органический, иррациональный процесс непрерывного становления, развития, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Жизнь противостоит всему механическому, застывшему, определённому.
Трактовка понятия жизни в «философии жизни» довольно многозначна. Для Ницше «жизнь» есть «воля к власти», Бергсон понимает «жизнь» как космический «жизненный порыв», Дильтей и Зиммель рассматривают «жизнь» как культурно-исторически обусловленный поток переживаний.
В теории познания «философия жизни» придерживается позиции антисциентизма, иррационализма и интуитивизма. Наука, опирающаяся на рассудочно-механистическое познание, может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Жизнь не возможно понять с помощью разума, она доступна лишь переживанию, постигается внеинтеллектуально, интуитивно. Основными средствами её постижения являются эстетическая интуиция, вчувствование, вживание.
«Философия жизни» разводит науки о природе и «науки о духе», исторические науки. Методом исторических наук является понимание, как непосредственное переживание историком определённых исторических событий, на основе которого интерпретируется прошлое (Дильтей), или интуиция вчувствования (Шпенглер).
Общество, как биологический культурный организм, не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и не сводим к другому, развивается циклично.
Многие представители «философии жизни» были среди тех, кто подметил отрицательные стороны промышленного переворота, те негативные явления, которые возникли вместе с появлением капиталистических отношений и научно-техническим прогрессом, а вместе с этим кризисные процессы в области культуры. Различно объясняя причины этого кризиса, сторонники «философии жизни» часто выступали в защиту «аристократической», «элитарной» культуры.
Значительное влияние «философии жизни» на духовную жизнь западного общества сохранилось вплоть до 20-х гг. ХХ столетия. На смену ей пришли «философская антропология», экзистенциализм, персонализм и др., опирающиеся на основные положения «философии жизни», но существенно их преобразовавшие.
Ф. Ницше, один из наиболее ярких представителей «философии жизни», вошёл в историю с дерзкой идеей – «взглянуть на науку под углом зрения художника». Он говорил о себе как об «артисте со склонностью к исторической науке» (см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Его художественной натуре был близок романтизм И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода). Ницше с самого начала обратился к истории духа, в котором видел всегда по-новому индивидуализирующую себя жизнь, движущую силу становления, всплывающую из «бессознательного» и никогда не исчерпывающую себя в рациональных процессах и целеполагании.
Важно подчеркнуть, что Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ницше были усилены обострённым чувством собственного Я – чувством человека, боявшегося потерять в религии своё величие, индивидуальность и свободу(см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Так создаётся философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа.
Ницшеанская философия духа – это прежде всего идея жизни, обоготворяющая бессознательную творческую силу и потому презирающая всякую экономику и «человеческие массы». Другими словами, это непреклонный и последовательный аристократизм. Ницше был убеждён, что над массами господствуют низкие потребности и рабское стремление к подчинению и силе. Массы всегда должны удерживаться на почтительном расстоянии от интеллектуалов: чтобы в них не поселилось стремление к невозможному и недовольство, ибо последнее опасно. Также Ницше был уверен в том, полноценное образование, глубокие знания требуются лишь для небольшой секты интеллектуалов.
Дух в ходе эволюции воспаряет над аристократическими массами для того, чтобы гордо и одиноко проявить себя в творческих личностях. Бок о бок со сверхчеловеком живут рядовые люди, которые несут в себе страшную возможность упадка и разложения, осуждены на стадное существование. Но они необходимы истории: благодаря их неиссякаемой воли к жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению всё новых и новых блистательных личностей.
Философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей
Введение
Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку даёт ответ на вопрос как жить. В теоретическом плане философия обеспечивает целостное представление о мире и человеке, в практическом — умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных проблемах бытия и человеческого существования. В современном мире философии явно недостает престижности, чтобы ее изучение изменило поведение большинства людей.
В данном реферате я рассмотрю такое понятие как »философия жизни», а также основных представителей »философии жизни», мыслителей и философов Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон.
Данная работа актуальна и в наше время ведь философия жизни это и есть, всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой», она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта, она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание — от понятия, «творческое» — от «механического».
Целью данного реферата – ознакомиться с существующими взглядами на проблемы человеческого существования. Основные задачи:
1 Дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность.
2 Раскрыть значение понятия «философия жизни», выделить основные особенности.
3 Обозначить основные черты философии жизни, опираясь на взгляды философов Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей.
1 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Философия жизни, иррационалистическое
философское течение конца 19 — начала
20 вв., выдвигавшее в качестве исходного
понятия «жизнь» как некую интуитивно
постигаемую целостную
Понятие «жизнь» многозначно
и по-разному толкуется в
Онтологическая сущность: «Философия жизни» критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Её представители сходятся прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональное реальность — «жизнь» как «творческая эволюция», целостный, органический «поток», в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Жизнь — это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью», которая не поддаётся научному анализу. Жизнь в таком её понимании и составляет содержание и сущность бытия. Собственно жизнь — это и есть бытиё. Такова онтологическая сущность «философии жизни».
В гносеологическом аспекте:
Главная идея «Философии жизни»
состоит в том, что на смену, опирающийся
на разум классической философии
должна придти философия, «вытекающая
из полноты переживания жизни». На
место логики и рационального
познания заступает «чувствование»
в жизнь, ее переживание и понимание.
Это происходит потому, что главное
в жизни — не материя, а дух, который
выражает «подлинную эволюцию» мира.
Отсюда следует, что для интерпретации
жизни основное значение имеют не
« науки о природе», а « науки
о духе», которые имеют более
адекватный язык выражения жизни: музыка,
поэзия, миф, метафора, афоризм и. т.
д. Таким образом, на место науки,
разума и рациональной интуиции ставятся
искусство и «эстетическая
Основными представителями «философии жизни»: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, и др. Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется тем, что само понимание жизни является достаточно неопределенным и разные авторы вкладывали в него различные содержание.
2 НИЦШЕ -ОСНОВОПОЛОЖНИК ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ
Ницше Фридрих (1844-1900) — немецкий
мыслитель, философ, классический филолог,
создатель самобытного
Философия жизни представляет собой направление, объединяющее учения, созданные в различное время и в разных местах и существенно отличающиеся друг от друга, сходные только в наиболее общих своих положениях. Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Согласно представителям этой школы (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер и др.) в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность — «жизнь» как «творческая эволюция», целостный органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии.
Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно» в новой философских терминах отвергаются. Жизнь и разум не тождественные понятия! Жизнь — это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, — она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».
Главное в жизни — не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т. д. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля.
Основные положениями зрелой философии Ницше являются:
1 все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу.
2 сам мир есть множество
борющихся друг с другом
Ницше выделяет несколько видов воли человека:
1 «воля к жизни».
2 воля внутри самого человека («внутренний стержень»).
3 неуправляемая,
4″воля к власти».
Последней разновидности воли — «воле к власти» — философ уделяет особое внимание. По Ницше, «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. Все процессы физической и духовной жизни философ стремится представить как различные действия «воли к власти». По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Мир представляет собой, говорит Ницше, не разумную упорядоченность и вечную целесообразность, а беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля. Поскольку всем управляет не разум, а воля, то и человек тоже характеризуется ею. Однако этот термин надо понимать не в узком смысле как желание командовать или властвовать, а в широком — как волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни, как стремление сбыться, воплотить, реализовать себя наиболее полно. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра.
Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) — это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу волю до максимальных пределов, делать пламя жизни как можно ярче и интенсивнее. Чем сильнее горит воля к власти, тем полноценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она из себя что-либо представляет.
Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, «воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.
3 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. БЕРГСОНА
Анри Бергсон (1859-1941) французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.
Движущей силой его рассуждений предстает контраст между «результатом» познания – теориями и понятиями – и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость дополнить теорию познания теорией жизни». «Жизнь» — Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.
Бергсон считает, что «жизнь» ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом. Теоретическая реконструкция «жизни» невозможна – вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно. Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону, и является интуиция. Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими.
Философию жизни Бергсона называют еще интуитивизм Бергсона, рассматривая его как представителя интуитивизма – течения философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма.
Интуицию Бергсон
Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную работу – «длительность и одновременность», в которой он разбирает физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории относительности. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени – «опространствленным», «ненастоящим» – есть «реальная длительность», которая «нами испытывается». Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в соприкосновение с «истинной природой жизни».
«Сущностью» мира для Бергсона есть «время», но это «качественное», «живое» время радикально отличается от механическо-физического времени. Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им «творческой эволюцией». Настаивая на том, что «настоящая» эволюция есть «творчество», Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и разнообразя ее терминологически – например, заменяя термин «творческая эволюция» термином «длительность» или словосочетанием «жизненный порыв».
В своей последней крупной философской работе «Два источника морали и религии», Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: закрытая и открытая. «Замкнутое общество» – это возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В отличие от «замкнутого общества», созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, «открытое общество» должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из «духовного порыва», раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм «замкнутого общества».
9 философий, которые изменят ваш взгляд на жизнь
Философию часто считают бесполезной для изучения в наше время из-за того, что специальность философии вряд ли приведет к надежной и процветающей карьере. Но многие из наших великих философов были лидерами науки. На самом деле современная наука во многом построена на концепции эмпиризма, философской идее о том, что сенсорная информация является единственной истинной основой для знания. Эти следующие 7 философий помогут изменить ваш взгляд на мир.
СолипсизмСолипсизм вращается вокруг идеи о том, что вы ничего не можете подтвердить, кроме своего собственного существования. Если подумать о способности мозга к галлюцинациям и старым добрым сновидениям, не так уж сложно представить, что возможно и внешнее манипулирование. Насколько нам известно, мы МОЖЕМ застрять в Матрице, или, может быть, вы единственный существующий человек, а весь мир и ваше восприятие его — просто иллюзия.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Идеализм (Философия)
Философия идеализма не имеет ничего общего с идеализмом. Это не имеет ничего общего с идеалами, а скорее с идеями. Он вращается вокруг мысли о том, что реальность в основе своей существует на ментальном уровне. Кант однажды определил идеализм как «утверждение, что мы никогда не можем быть уверены, что весь наш предполагаемый внешний опыт не является простым воображением».
Феноменализм
Это идея о том, что ничто не может существовать вне наблюдения за самой вещью. Так, например, вы не можете утверждать, что камень существует, но существует только ваше ощущение его существования. Можно сказать: «Я видел камень». но не: «Камень был там». Единственное, что можно подтвердить, это сенсорные данные камня, но не существование камня независимо от вашего собственного.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Презентизм
Представление о том, что существует только настоящее, а не прошлое и будущее. Буддийский ученый Федор Щербацкой сказал следующее: «Все прошлое нереально, все будущее нереально, все воображаемое, отсутствующее, мысленное… . . нереально. . . . В конечном счете реален только настоящий момент физической работоспособности». Вера в то, что наш способ восприятия времени — это истинная и единственная природа. Так что для презентиста идея путешествия во времени смехотворна, поскольку не существует пункта назначения, куда можно было бы отправиться, в то время как другие философии и теории могли бы предложить иное.
Этернализм
В отличие от презентизма, этернализм — это вера в то, что все моменты времени, прошлое, настоящее и будущее одинаково реальны. Некоторые этерналисты полагают, что в силу природы времени, в данном случае, что время существует в целом, а не в отдельных частях, существующее будущее уже существует установленным и окончательным образом, и поэтому мы способны лишь переживать будущее, а не в состоянии изменить его каким-либо образом, что можно было бы интерпретировать как существование судьбы. Современные научные теории, по-видимому, поддерживают этернализм над презентизмом, но с нашим постоянно развивающимся пониманием вселенной, кто знает, изменится это или нет в ближайшем будущем.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Нигилизм
Самая известная форма нигилизма, экзистенциальный нигилизм, сосредоточена на утверждении, что жизнь не имеет внутренней цели, цели или внутренней ценности. (Внутренняя ценность — это представление о том, что нечто имеет ценность само по себе.) Проще говоря, это убеждение в том, что жизнь совершенно бессмысленна. Разница между нигилизмом и гедонизмом заключается в том, что удовольствие или радость также считаются бесполезными и поэтому часто характеризуются как приводящие к чувству отчаяния. Некоторые современные интерпретации экзистенциального нигилизма заключают, что именно потому, что ваша жизнь не имеет внутренней ценности, целей или цели, есть причина использовать ее по-своему.
Гедонизм
Гедонизм основан на вере в то, что удовольствие — это единственная вещь, которая имеет внутреннюю ценность. По сути, гедонист делает удовольствие конечной целью всех своих действий и решений в жизни. Гедонизм, возможно, является философией, которая наиболее близка к нашим первоначальным инстинктам, поскольку она охватывает реакцию удовольствия на такие вещи, как еда и блуд от всего сердца. Вместо того, чтобы привносить мораль в картину, он фокусируется на удовольствии, сенсорной реакции, которая, вероятно, сыграла жизненно важную роль в нашем выживании как вида.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Стоицизм
В отличие от широко распространенного мнения, стоицизм не в том, чтобы притворяться, что у вас нет эмоциональной реакции, или становиться полностью бесчувственным. Это философия, которая направлена на то, чтобы тренировать себя, чтобы совершенствоваться с помощью тренировок и физической подготовки. От всего до вашего взгляда на жизнь, знаний и, возможно, особенно минимизации ваших негативных эмоциональных реакций. Стоики считают, что такие эмоции, как гнев, печаль и разочарование, основаны на ваших собственных, исправимых ошибках, а не на оправданных реакциях на внешние воздействия. Поэтому стоический мудрец не стал бы реагировать на провокацию из-за ее непродуктивной природы.
Скептицизм
Можно, пожалуй, возразить, что скептицизм является основой всех других философий. Потому что если бы мы не задавали вопросов, если бы мы не спрашивали, то где же были бы ответы? Но философский скептицизм, в отличие от методического скептицизма, не сосредотачивается на том, чтобы ставить под сомнение отдельные утверждения, чтобы подтвердить или опровергнуть их; скорее, это ставит вопрос о том, есть ли возможность достоверности в каком-либо знании. А учитывая постоянные изменения в нашем понимании Вселенной и даже того, что находится прямо перед нами, это может быть не так «чрезмерно скептически», как вы могли бы подумать. Скептики часто ставят под сомнение обоснованность других философий, а также действующую систему ценностей или подразумеваемую ценность вещей в обществе. Вы могли бы сказать, что скептик-философ будет протестовать против достоверности представленных доказательств, независимо от их кажущейся достоверности, в то время как скептик-методист в конечном итоге примет что-то как достоверное после достижения определенного порога. Как скептик, важно выбирать свои сражения, если бы вы громко протестовали против всего, что когда-либо представлялось вам как факт, у вас не было бы времени ни на что другое.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Хотя кажется, что некоторые из этих философий мало повлияют на вашу жизнь, благодаря пониманию различных фундаментальных идей и оценке того, где встречаются ваши собственные идеалы, вы можете открыть для себя новый компас, который будет вести вас по жизни.
Философия наук о жизни — это «конструктивная подрывная деятельность»
Всемирный день философии был учрежден в 2002 году ЮНЕСКО, среди прочего, для повышения осведомленности общественности о важности философии в выборе, возникающем в результате последствий глобализации или вхождения в современность. Мы спросили проф. Хаба Цварта и проф. Рут Чедвик , Главные редакторы журнала Науки о жизни, общество и политика , почему философия важна для наук о жизни и проблемы, возникающие в связи с новыми науками и технологиями.
Роберто Гарберо
К философским концепциям постоянно обращаются на практике: принцип «солидарности», теория «подталкивания», информированное согласие, ЛГБТ-дебаты, ставящие под сомнение традиционные категории пола и гендера, — все это примеры философских вопросов, воплощенных в жизнь (CC0 Лицензия на пиксели)
Первоначально этот контент был опубликован в блоге SpringerOpen.
Зачем нужна философия в науках о жизни и почему она важна?Исмаил Серагельдин однажды описал одно из достоинств науки как «конструктивную подрывную деятельность», другими словами, бросая вызов общепринятым парадигмам в поисках истины. Задача философии также состоит в том, чтобы подвергнуть сомнению иногда заветные предположения.
( Hub Zwart): По разным причинам. Прежде всего, науки о жизни влекут за собой собственную философию, особое понимание жизни как таковой и жизни человека в частности. Это понимание должно быть артикулировано, исследовано и оценено философией. Более того, необходимо также оценить последствия исследований в области наук о жизни для человеческого существования и общества.
(Рут Чедвик): Исмаил Серагельдин однажды описал одно из достоинств науки как «конструктивную подрывную деятельность», другими словами, бросая вызов общепринятым парадигмам в поисках истины. Задача философии также состоит в том, чтобы подвергнуть сомнению иногда заветные предположения и продвинуть понимание мира и человеческой жизни, которое включает в себя основы самой науки.
Какие в настоящее время самые сложные или оставшиеся без ответа вопросы для биологов и биоэтиков с философской точки зрения?( Hub Zwart): Кажется, мы вступаем в новую эру «нео-жизни»: жизнь становится воспроизводимой, ее можно кардинально изменить и обновить (синтетическая биология, CRISPR/Cas9) и так далее. С одной стороны, мы, вероятно, преувеличиваем, так как, кажется, работает элемент ажиотажа и чрезмерных обещаний. С другой стороны, насколько это верно: есть ли у нас этика, чтобы сдержать это развитие — кембрийский взрыв технологически произведенной «нео-жизни» гибридной жизни на уровне клеток, но также и организмов? (робототехника).
Философия обращается к опыту, ожиданиям и проблемам людей, подвергшихся воздействию новых технологий и новых форм информации. Философия больше, чем любая другая область, стремилась разработать диагностику современности: когда-то чисто академическое и интроспективное занятие, философия снова стала актуальной.
(Рут Чедвик): Редактирование генов было описано как «технология подрыва», и важно подумать о том, что это означает и не является ли оно «подрывным» для самой этики. Признаком этого может быть сомнение в том, что было широко распространенным консенсусом относительно концептуальной и моральной разницы между соматическими вмешательствами и вмешательствами зародышевой линии.
Еще один все более актуальный вопрос касается взаимодействия между науками о жизни и робототехникой, потенциалом робототехники для внесения изменений, в том числе в сельскохозяйственные науки, которые могут иметь далеко идущие последствия для социальной жизни. Использование носимых устройств для мониторинга различных аспектов нашего здоровья и образа жизни требует тщательного рассмотрения вопросов конфиденциальности.
Философия — это не только теория. Не могли бы вы назвать примеры прямых следствий типичных «философских» вопросов на практике?( Hub Zwart): Возможно, больше, чем любая другая область, философия в настоящее время занимается влиянием техно-науки на человеческий жизненный мир, опытом, ожиданиями и проблемами людей, подвергающихся воздействию волн новых технологий и новых форм. Информация. Философия больше, чем любая другая область, стремилась разработать диагностику современности. Философия (когда-то чисто академическое и интроспективное занятие) снова стала актуальной.
(Рут Чедвик): К философским концепциям постоянно обращаются на практике. К принципу «солидарности», например, часто обращаются в свете террористических угроз, когда лидеры клянутся стоять «плечом к плечу». Но солидарность, хотя это может показаться абстрактной философской концепцией, также является основой таких систем здравоохранения, как NHS.
Всегда важно думать о том, как мы формулируем вопросы. Философия ставит под сомнение наши самые фундаментальные предположения и тем самым может помочь нам подумать о том, что может остаться за рамками.
Теоретическая работа по «подталкиванию» оказывается очень действенной в отношении общественного здравоохранения, т.е. пытаясь заставить людей брать на себя больше ответственности за свой вес и физическую форму.
Столь распространенная идея, как информированное согласие, основана на философской теории, и эта тема постоянно пересматривается философами-моралистами и другими в свете новых научных разработок, чтобы увидеть, может ли она продолжать гарантировать защиту людей в новые ситуации.
Нынешние тенденции в дебатах ЛГБТ связаны с вопросом о традиционных категориях пола и гендера. Это имеет как философское, так и этическое значение.
Какую пользу приносят исследования в области философии и их влияние на науку, политику и общество?( Hub Zwart): Для философии важны размышления, потому что общественные дебаты — это философская лаборатория. Я бы сказал, что наиболее важное влияние оказывает преобразование результатов исследований, полученных в результате активного обсуждения, диалога и размышлений, в преподавание, т.0067 Бильдунг .
(Рут Чедвик): Всегда важно думать о том, как мы формулируем вопросы. Философия ставит под сомнение наши самые фундаментальные предположения и тем самым может помочь нам подумать о том, что может остаться за рамками.
Профессор Хаб Цварт изучал философию и психологию в Университете Радбауд в Неймегене. В 2000 году он стал профессором философии на факультете естественных наук. В 2004 году он основал Центр общества и геномики (CSG) на этом факультете, национальный центр исследований и взаимодействия с обществом, касающийся социальных и философских последствий новых областей исследований, финансируемый NGI, и выступал в качестве научного директора CSG. В 2005 году он основал Институт науки, инноваций и общества (ISIS). Он также является главным редактором журнала SpringerOpen 9.0068 Науки о жизни, общество и политика . Он опубликовал 10 книг и 75 статей и подготовил 20 докторов наук. ученики.
Профессор Рут Чедвик поступила в Манчестерский университет в 2014 году в качестве профессора биоэтики. С 2002 по 2013 год она руководила Центром экономических и социальных аспектов геномики ESRC (Cesagen): сотрудничество Ланкастер-Кардифф. Рут является соредактором журналов Bioethics и Life Sciences, Society and Policy и работала во многих органах, включая Совет Организации по изучению генома человека, Группу выдающихся этических экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций ( ФАО) и Консультативный комитет Великобритании по новым пищевым продуктам и технологиям (ACNFP). Она является членом Академии социальных наук; Гастингс-центра, Нью-Йорк; Королевского общества искусств; и Королевского общества биологии.