Чем цинизм отличается от кинизма — Нож
Сегодня в мире рекордное число марксистов — но последователей Граучо, а не Карла Маркса: «Я против чего бы то ни было. // Я не знаю, о чем люди говорят, // Но это и не важно», — пел Маркс в 1932 году в своем фильме «Лошадиные перья».
Тогда это было сатирой, сегодня же воспринимается всерьез: цинизм — то есть убеждение в человеческой аморальности и склонности к вероломству — господствует в американской культуре. По сравнению с 1964 годом, количество американцев, верящих, что правительство поступает верно «всегда или почти всегда», снизилось на 53% — с 77% до 24%. Отношение к другим общественным институтам изменилось аналогичным образом.
Появилось ли с тех пор больше оснований для цинизма — открытый вопрос. Однако факт остается фактом: модный нынче циничный взгляд на жизнь отрицательно сказывается на нашем душевном и материальном благополучии.
Современные люди исказили изначальный смысл этой философии. Вместо того, чтобы считать, что все вокруг — отстой, мы должны брать пример с древнегреческих киников, которые стремились к истине и восставали против статуса-кво.Родоначальником философской школы кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а популяризатором — Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. Киники отрицали любые соображения, препятствующие переосмыслению общепринятых догм, поиску истины и счастья. Если современный циник говорит, что президент — идиот, и поэтому его политика никуда не годится, древний киник непредвзято проанализировал бы каждый пункт этой политики.
Современный циник с ходу отрицает идеи («это глупо»), тогда как древний киник воздерживался от суждений («возможно, это правильно, а возможно — нет»).
«Цинизм в современном смысле полностью противоположен своему изначальному значению. Сегодня он означает скорее отказ от моральных и интеллектуальных поисков», — пишет Дэвид Мацелла из Хьюстонского университета в своей книге «Истоки цинизма».Во времена Антисфена не было индекса счастья, поэтому мы не можем определить, насколько киники были удовлетворены жизнью по сравнению с теми, кто не придерживался их философии. Однако мы знаем наверняка, что современный цинизм вреден. Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что циники примерно в пять раз чаще страдают от депрессии. То есть желчные 25-летние люди рискуют превратиться в угрюмых 44-летних.
Современные циники также отличаются более слабым здоровьем. В 1991 году ученые провели исследование среди мужчин среднего возраста и обнаружили, что циничный взгляд на жизнь существенно повышает риск умереть от рака и сердечных заболеваний — возможно из-за того, что ведет к злоупотреблению алкоголем и табачными изделиями. А исследование, проведенное в 2017 году среди финских мужчин среднего возраста, показало, что цинизм также является предиктором преждевременной смерти.
Дальше — хуже. Люди, как правило, не уважают циников.
В статье, опубликованной в 2020 году в «Журнале экспериментальной психологии», утверждается, что цинизм лишает человека уважения окружающих — возможно, из-за того что такие люди сами ведут себя неуважительно по отношению к другим, и это порождает порочный круг.
Кроме того, циники, как правило, меньше зарабатывают. В 2015 году ученые установили, что даже с поправкой на пол, уровень образования и возраст, наименее циничные люди за девять лет увеличивали свой заработок в среднем на $300 в месяц. Наиболее циничные через девять лет получали столько же, сколько раньше, или меньше. Исследователи объяснили это тем, что циники «чаще упускают возможности для сотрудничества и, как следствие, лишают себя помощи окружающих». Иначе говоря, быть мизантропом — себе дороже.
Чтобы стать более благополучным, нужно не только избегать цинизма во всех его проявлениях, но и стремиться стать настоящим киником.
Древние киники жили согласно определенным принципам, в основе которых лежат сознательность, безразличие к мирским благам, радикальное равенство и здоровый образ жизни.
Звучит похоже на христианство и буддизм? Это не случайно — греческие философы, в том числе скептики, современники киников, испытали на себе влияние индийской традиции (о которой в Греции узнали благодаря походам Александра Македонского), а в последующие века идеи кинизма и его наследника стоицизма повлияли на раннюю христианскую философию.Чтобы проникнуться идеями киников, я советую посвятить каждому из кинических принципов отдельный день.
1. Эвдемония («счастье»)Древние киники знали, что невозможно достичь счастья, участвуя в непрерывной борьбе за собственность, удовольствия, власть и престиж. Счастье можно обрести лишь отрекшись от ложных желаний. Составьте список мирских благ, которые привлекают вас — например, дорогие вещи или восхищение окружающих — и скажите вслух: «Я отказываюсь подчиняться этим желаниям».
2. Аскезис («дисциплина»)Мы не сможем очистить сознание от тумана и путаницы до тех пор, пока не перестанем притуплять свои чувства, будь то при помощи алкоголя и наркотиков или бессмысленных развлечений, обеспечивающих нам бегство от реальной жизни. Примите решение воздерживаться от вредных веществ и привычек. Вместо того, чтобы после ужина смотреть телевизор, отправьтесь на прогулку. Вместо коктейля выпейте стакан воды и почувствуйте свежесть от каждого глотка. Такая дисциплина укрепит вашу силу воли и поможет приобрести привычки, способствующие счастью.
3. Автаркия («самодостаточность»)Если мы нуждаемся в одобрении окружающих, то никогда не достигнем самообладания и истинной свободы. Откажитесь от потребности в одобрении со стороны окружающих. Проанализируйте, за что вы чаще всего ищете похвалы — за свою внешность, свой ум или свою успешность — и сознательно старайтесь подавить эту потребность.
4. Космополитес («космополитизм»)Сравнивая себя с окружающими, мы настраиваем себя против них. Дружба и любовь в таких условиях становятся невозможны. Начинайте каждый день с напоминания себе о том, что все люди равны, и обещания не относиться к людям по-разному в зависимости от их статуса. Ведите себя одинаково и со своим начальником, и с баристой.
Циник несчастен, потому что заточен в несправедливом мире. Киник счастлив — но не потому что считает мир совершенным, а потому что более сосредоточен на внутреннем мире, над которым он имеет власть.Есть одна известная история, резюмирующая этот образ жизни.
Диоген был знаменит тем, что не принимал ничью сторону, и поэтому был не в почете у власть имущих. Однажды философ по имени Аристипп, который пользовался благосклонностью правителей, застал Диогена за мытьем овощей — презираемой древними греками пищи. Диоген не смутился, и сказал Аристиппу: «Если бы ты приучил себя есть овощи, то не стал бы рабом при дворе тирана».
Если вы хотите стать настоящим киником и счастливым человеком, приучите себя «есть овощи»: пусть окружающие и пренебрегают ими — но вы для себя обнаружите, что они насыщают намного лучше, чем пустые калории конформизма.
что это такое, хорошо или плохо быть циником
Опубликовано:
Грубость, хамство и бестактность обескураживают, но есть люди, для которых такое поведение типично. Кто такие циники, как проявляется цинизм в обществе и как общаться с людьми подобного типа? Рекомендации дал философ Петер Слотердайк, писатель Джон Макканн и главный редактор Greater Good Кира М. Ньюман.
Понятие и особенности цинизма
Сталкиваясь с проявлением цинизма, люди бывают обескуражены. Почему общение с циниками вызывает шок и отторжение такого человека? Природа этой модели поведения, объяснит подобные переживания и подскажет, как взаимодействовать с циниками.
Что такое цинизм?
Это откровенное и стойкое пренебрежение и презрение к общепринятым нормам морали, нравственности, благопристойности, культурным и семейным ценностям, которое демонстрируется с вызывающей самоуверенностью и отрицанием собственной неправоты. Это глобальное мировоззрение, основанное на отрицании сострадания, сочувствия, стыда и жалости как препятствующим личному комфорту и агрессивной позиции конкретной личности.
Кто такой циник? Это человек, который готов на любые крайности ради достижения собственных целей. Он ведет себя равнодушно, нагло, презрительно, безнравственно и бесстыдно. Игнорирует общепринятые нормы поведения, не верит людям, ни на кого не надеется, отрицает возможность искренних чувств и необходимость заботы о близких.
Цинизм берет свое начало в древнегреческой философии. Джон Макканн восхищается ироничной циничностью Диогена. Философ Петер Слотердайк в книге «Критика цинического разума» приводит пример циничности Ницше, который требовал говорить правду, открывая обществу глаза на реальность исторических перемен. Причины проявления цинизма:
- Беззащитность ребенка перед несправедливостью, а также гормональные изменения в подростковом возрасте, обостряющие эмоциональные реакции и заставляющие детей изолироваться от внешнего мира.
- Последствия неразделенной любви или привычка быть изгоем в обществе.
- Профессиональная деформация, формирующая грубую откровенность и циничное поведение.
- Побочный эффект жизни психотипа. Он характерен для людей со слабой психикой, которые прячут за цинизмом чувство вины, страх или обиду.
Уровень цинизма бывает разным. В более мягкой форме циник может настаивать на альтернативном мнении, не пытаясь понять собеседника.
Грустный мальчик в оконном проеме: Unsplash/Joel OverbeckВ чем проявляется цинизм?
Цинизм проявляется в реакции человека на слова и поступки других людей, на общепринятые правила и запреты. Человек становится язвителен, токсичен и агрессивен, общение с ним доставляет дискомфорт, вызывает недоумение, ранит и обижает.
Основные признаки цинизма:
- Эмоциональная ригидность, отсутствие чувства стыда и угрызений совести.
- Личная выгода — главный приоритет в жизни.
- Насмешливое отношение и едкий сарказм.
- Пренебрежение к духовности. Убежденность в том, что все можно купить за деньги.
- Отрицание каких-либо авторитетов, убежденность в собственной исключительности и авторитетности.
Цинизм бывает разным в зависимости от степени выраженности и причин формирования данного типа поведения. Принято различать два его вида:
- Бытовой. Аморальность и пренебрежение нормами поведения в семье и в общественных местах.
- Профессиональный. Спровоцирован профессиональными перегрузками. Часто встречается в среде медицинских работников, правоохранительных органов и работников торговли.
Главная причина открытого проявления цинизма — это ощущение безнаказанности, позволяющее человеку снова и снова проявлять неадекватное поведение, потому что за ним еще ни разу не последовало достойное наказание. Циник готов повторять свои действия и изучать реакцию окружающих до тех пор, пока его не поставят на место.
Парень осуждающе указывает пальцем: FreepikПлюсы и минусы цинизма, как вести себя с циниками
Циничные люди могут быть глубоко разочарованными в жизни и отношениях, а их язвительность и провокации — это маска. Чтобы принять цинизм в себе и других людях, нужно уметь с этим жить и находить свои плюсы.
Хорошо или плохо быть циником?
Издание The Guardian утверждает, что к 44 годам уровень цинизма в характере любого человека возрастает естественным образом. Как у любой крайности, у цинизма есть плюсы и минусы. Одним людям он помогает выживать в экстремальных условиях, а для других становится частью натуры.
Что хорошего в цинизме? Вот несколько позитивных его проявлений:
- Смелость и открытость в выражении собственного мнения.
- Здравомыслие и взгляд на жизнь без розовых очков.
- Психологическая защита в сложных ситуациях.
- Помощь в принятии жизненно важных решений.
- Отсутствие страха перед чужим мнением.
Негативные проявления цинизма:
- Сложный характер, который мешает общению с людьми.
- Бестактность, которая ранит окружающих, сужает круг общения.
- Отсутствие близких друзей из-за неумения поддерживать дружеские отношения.
- Сложности в построении здоровых отношений внутри семьи.
- Перманентное чувство обиды на окружающих из-за их критики и неприятия.
- Невозможность быть счастливым человеком.
Тем, кто не желает становиться циником, можно использовать следующие рекомендации:
- Сместите фокус внимания на позитивные моменты жизни.
- Научитесь в негативе видеть плюсы, полезные уроки, которые делают сильнее.
- Позитивно воспринимайте реальность.
- Живите с верой в себя, свои силы, развивайте духовность, веру в Бога.
- Воспользуйтесь услугами психолога или самостоятельно освойте духовные практики, которые наполнят жизнь смыслом и сформируют высшие цели существования.
Если люди ведут себя цинично, то они лишь выражают свое мнение, не желая обидеть кого-либо. Часто им необходимо просто развивать эмпатию, чтобы корректно взаимодействовать с обществом.
Как вести себя и общаться с циничными людьми?
В большинстве случаев общество осуждает цинизм. Перед тем как начать общение с циником, нужно понять, что его невозможно изменить. Можно снизить дискомфорт и трудности общения с помощью таких правил:
- Не пытайтесь переубедить циника — он представит контраргументы.
- Обсуждайте только конкретные темы и ситуации, чтобы циник не мог разглагольствовать.
- При возникновении разногласий купируйте агрессию, не давайте разгореться конфликту.
- Мягко задайте вопрос, что вызвало приступ цинизма, и проясните ситуацию.
- Не пытайтесь спасать циника. Попробуйте установить с ним дружеские отношения.
Наиболее невыносимым циник становится в период депрессии, череды неудач или в экстремальной ситуации. Причиной циничного поведения может стать деменция и высокое кровяное давление. Не нужно обострять ситуацию, необходимо помочь человеку вернуть душевное равновесие.
Мужчина и женщина ведут деловую беседу: Pixabay Кира М. Ньюман, главный редактор Greater Good, считает, что доход циников гораздо ниже, чем тех, кто живет в гармонии с окружающим миром. При общении с циниками следует помнить, что они сами страдают от того, что отделены от жизни и общества, часто страдают от различных зависимостей и ведут безрадостную жизнь, наполненную противоборством с окружающими людьми, а не радостью, счастьем и удовольствием.Цинизм — это устойчивая черта характера, усложняющая общение и лишающая ощущения легкости и гармонии. Поняв причину возникновения и преимущества такой модели поведения, можно стать умеренным циником и обрести свое счастье.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1992137-tsinizm-chto-eto-takoe-horosho-ili-ploho-byt-tsinikom/
Циники | Интернет-энциклопедия философии
Цинизм берет свое начало в философских школах Древней Греции, претендующих на сократовское происхождение. Однако называть циников «школой» сразу же возникает проблема для такой нетрадиционной и антитеоретической группы. Их основные интересы носят этический характер, но они воспринимают этику скорее как образ жизни, чем как доктрину, нуждающуюся в объяснении. Таким образом, askēsis — греческое слово, означающее своего рода тренировку себя или практику — является фундаментальным. Циники, как и последовавшие за ними стоики, характеризуют кинический образ жизни как «кратчайший путь к добродетели» (см. Диоген Лаэртский, 9). 0003 Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 104 и книга 7, глава 122). Хотя они часто предполагают, что открыли кратчайший и, может быть, самый верный путь к добродетельной жизни, они признают трудность этого пути.
Пестрота образа жизни Циников создает определенные проблемы. Триумф циника как философского и литературного персонажа усложняет обсуждение исторических личностей, что еще более усугубляется отсутствием источников. Свидетельства о киниках ограничиваются изречениями, афоризмами и древними слухами; ни один из многих текстов циников не сохранился. Традиция записывает принципы цинизма через их жизнь. Именно благодаря их практикам, самости и жизни, которую они культивировали, мы познаем конкретного циника 9.0003 Этос .
Содержание
- История названия
- Главные фигуры и родословная циников
- Циничная этика
- Жизнь в согласии с природой и против условностей
- Свобода и Парресия
- Обучение и стойкость
- Жизнь в согласии с природой и против условностей
- Космополитизм
- Наследие Циника
- Ссылки и дополнительная литература
1.
История названияПроисхождение имени киников kunikos , греческого слова, означающего «собачий», является предметом разногласий. Две конкурирующие истории объясняют источник имени с помощью фигуры Антисфена (которого Диоген Лаэртский неоднозначно идентифицирует как оригинального Циника), а в третьем объяснении используется фигура Диогена Синопского. Во-первых, Антисфен, как говорят, учил в Cynosarges , что является греческим словом, которое может означать «Белая собака», «Быстрая собака» или даже «Собачье мясо». Киносарги — гимнастический зал и храм афинян нотои . «Нотой» — это термин, обозначающий человека, лишенного афинского гражданства из-за того, что он родился от раба, иностранца или проститутки; можно также быть nothoi , если родители были гражданами, но не состояли в законном браке. Согласно первому объяснению, термин «циник» должен был происходить от места, где основатель движения поклонялся, упражнялся и, что наиболее важно, читал лекции. Такое происхождение вызывает подозрения, поскольку более поздние авторы могли создать эту историю по аналогии с тем, как термин «стоик» пришел из 9-го века.0003 Stoa Poikilē , в котором преподавал Зенон из Китиума. Хотя ничто бесспорно не связывает Антисфена или любого другого циника с киносаргами, Антисфен был нотосом , а храм использовался для поклонения Гераклу, высшему герою-цинику.
Второе возможное происхождение происходит от предполагаемого прозвища Антисфена Haplokuōn , слова, которое, вероятно, означает «чистая и простая собака» и предположительно относится к его образу жизни. Хотя Антисфен был известен определенной грубостью и неотесанностью, что могло привести к такому прозвищу, а более поздние авторы, включая Элиана, Эпиктета и Стобея, идентифицируют его как kuōn , или собака, его современники, такие как Платон и Ксенофонт, не называют его таковым. Этот недостаток придает некоторую достоверность представлению о том, что термин kunikos был применен к Антисфену посмертно и только после того, как на сцену вышел Диоген Синопский, более прославленный философ-собака.
Если Антисфен не был первым циником по имени, то происхождение этого названия принадлежит Диогену Синопскому, человеку, хорошо известному своим собачьим поведением. Таким образом, этот термин мог начаться как оскорбление, относящееся к стилю жизни Диогена, особенно к его склонности выполнять все свои действия публично. Бесстыдство, позволившее Диогену использовать любое пространство для любых целей, было первичным в изобретении «Диогена-собаки».
Точный источник термина «циник», однако, менее важен, чем искреннее его использование. Первые киники, наиболее отчетливо начавшие с Диогена Синопского, приняли свой титул: они лаяли на тех, кто им не нравился, пренебрегали афинским этикетом и жили природой. Другими словами, то, что могло возникнуть как пренебрежительный ярлык, стало обозначением философского призвания.
Наконец, поскольку цинизм обозначает образ жизни, неверно приравнивать цинизм к другим школам того времени. У циников не было определенного места, где они встречались и беседовали, например, в саду, лицее или академии; для Диогена и Кратеса улицы Афин служат местом как для их обучения, так и для их обучения. Кроме того, циники пренебрегают и очень часто высмеивают спекулятивную философию. Особенно резко они критикуют догматическую мысль, теории, которые они считают бесполезными, и метафизические сущности.
2. Главные фигуры и родословная циников
Главные фигуры цинизма образуют центральные точки в родословной, восходящей к Антисфену, товарищу Сократа и главному собеседнику в сократовских диалогах Ксенофонта (см., в частности, его Memorabilia и Symposium ), через своего ученика Диогена Синопского к ученику Диогена Кратесу, а от Кратеса — к Гиппархии из Маронеи, первой известной женщине-кинику-философу, и к Зенону из Китиона, основателю стоицизма.
Некоторые другие среди наиболее известных циников включают Метрокла из Маронеи, брата Гиппархии и ученика Кратеса, Мениппа, Демонакса Кипра, Биона Борисфена и Телеса. Мыслители, находящиеся под сильным влиянием киников, включают Зенона из Кития, Клеанфа из Ассоса, Аристо из Хиоса, Мусония Руфа, Эпиктета, Диона Златоуста и императора Юлиана.
Школы Сократа, как правило, ведут свое происхождение непосредственно от Сократа, и киники не являются исключением. Таким образом, историческая достоверность этой наследственности сомнительна. Тем не менее он точно отслеживает своего рода интеллектуальную передачу, которая начинается с Антисфена и передается Диогену, Кратесу и Зенону. Циники, похоже, дожили до третьего века нашей эры; две речи Юлиана 361 г. н. э. унижают циников его времени за отсутствие аскетизма и стойкости «настоящих» киников. Как «школа» мысли цинизм заканчивается в шестом веке нашей эры, но его наследие сохраняется как в философии, так и в литературе.
3. Этика циников
Прежде всего для понимания кинической концепции этики является то, что добродетель — это жизнь, живущая в согласии с природой. Природа дает яснейшее указание, как жить хорошей жизнью, которая характеризуется разумом, самодостаточностью и свободой. Однако социальные условности могут мешать хорошей жизни, ставя под угрозу свободу и устанавливая кодекс поведения, противоречащий природе и разуму. Соглашения по своей сути не плохи; однако для Циника условности часто абсурдны и достойны насмешек. Циники высмеивают внимание, уделяемое Олимпийским играм, «крупным ворам», управляющим храмами и похищающим «маленьких воров», которые воруют у них, политикам и философам, посещающим их дворы, моде и молитвам за такие вещи, как слава и богатство.
Только после того, как человек освободился от ограничений, препятствующих этической жизни, можно сказать, что он действительно свободен. Таким образом, киники защищают askēsis , или практику, вместо теории как средство освободиться от условностей, способствовать самодостаточности и жить в согласии с природой. Такой askēsis приводит циника к жизни в нищете, к лишениям и тяжелому труду и позволяет цинику свободно говорить о глупом и часто порочном образе жизни его или ее современников. Циники постоянно подрывают самые священные принципы афинской культуры, но делают это ради замены их принципами, согласующимися с разумом, природой и добродетелью.
а. Жизнь в согласии с природой и противоречащие условности
Хотя императив жить в согласии с природой справедливо ассоциируется со стоицизмом, стоики следуют примеру киников. Диоген Синопский горячо отвергает nomos , или условность, показывая произвольный и часто забавный характер афинских социальных, религиозных и политических нравов и попирая авторитет религиозных и политических лидеров. Основой для этого является переопределение того, что достойно стыда. Тело Диогена беспорядочно, это источник великого стыда у афинян и вместилище принципа бесстыдства у киников.
Диоген использует свое тело, чтобы разрушить традиционную ассоциацию приличия с добром. Он нарушает этикет, публично выполняя действия, которые афинянин обычно выполняет наедине. Например, он ест, пьет и мастурбирует на рынке и высмеивает чувство стыда, когда чье-то тело непослушное или неуклюжее. Это не значит, однако, что нет ничего, за что человек должен испытывать стыд. Например, в «Жизнеописаниях выдающихся философов» находим такой анекдот: «Увидев дурака, настраивающего гусли, «Не стыдно ли тебе, — сказал он, — давать этому дереву созвучные звуки, а душу свою не созвучишь со своей жизнью?» Тому, кто протестовал: «Я не годен для изучения философии», Диоген сказал: «Зачем тогда жить, если ты не хочешь жить хорошо?» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 65; Р. Д. Хикс) перевод изменен для этой статьи.)
Как предполагает переоценка стыда Диогеном, циники не являются релятивистами. Природа заменяет условность в качестве стандарта для суждения. Циники верят, что хорошо жить можно благодаря природе, а не традиционным средствам, таким как этикет или религия. Читается, что Диоген Синопский «упрекал людей вообще в отношении их молитв, заявляя, что они просят о том, что им кажется хорошим, а не о том, что действительно хорошо» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 43). Это схватывает суть цинического представления о жизни в согласии с природой и вопреки условностям. Молитва о богатстве, славе или любых других атрибутах условности заставляет человека думать, что это хорошо, — это ошибочное предприятие. Жизнь, данная природой, полна советов, как прожить ее лучше всего; но люди заблуждаются, стыдясь мелочей и стремясь к предметам, которые не важны. Следовательно, их свобода ограничена условностью.
и.
Свобода и ПарресияЦиники явно отдают предпочтение свободе, но не только в личном смысле как своего рода негативной свободе. Вместо этого свобода отстаивается в трех родственных формах: eleutheria , свобода или свобода, autarkeia , самодостаточность, и parrhēsia , свобода слова или откровенность. Их концепция свободы имеет некоторые общие аспекты с другими древними школами; понятие автономии, вытекающее из императива господства разума над страстями, встречается в этике многих классических и эллинистических мыслителей. Однако специфически циническое чувство свободы проявляется в парресия .
Элементом parrēsia, , который можно упустить из виду, когда он определяется как свободная или откровенная речь, является риск, который сопровождает такую свободную и откровенную речь. Легендарные примеры бесстрашной свободы слова киника встречаются в переписках Диогена Синопского с Александром Македонским. Одним из таких примеров является следующий: «Когда он загорал в Краниуме, подошел Александр, встал над ним и сказал: «Проси у меня любую милость, какую пожелаешь», на что он ответил: «Отойди от моего света»» ( Диоген Лаэртский, 9 лет0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 28). В другом месте Александр объявляет о своем звании Диогену Синопскому, говоря: «Я — царь Александр Великий». Диоген отвечает своим рангом: «Я Диоген Циник», то есть «Диоген Пес» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 60).
Приведенные выше примеры демонстрируют уникальное сочетание юмора, бесстрашной правды и политической подрывной деятельности, которое отличает образ жизни циников. За некоторыми примечательными исключениями, философов древности можно встретить в то или иное время в обществе правителей (Платон, Эсхин и Аристипп — все они присутствовали при дворе Дионисия, Ксенофонт тесно связан с Киром, Аристотель — с македонской правящей семьей). , и так далее). Однако циники считали обязательным избегать таких контактов. Циники стремятся к самодостаточности и силе, ни то, ни другое невозможно сохранить, если вступить в обычную политическую игру. Жизнь обедневшего, но добродетельного и самодостаточного философа предпочтительнее жизни избалованного придворного философа.
Диоген Лаэртский пишет, что «Платон увидел [Диогена Синопского] моющего салат, подошел к нему и тихо сказал ему: «Если бы ты ухаживал за Дионисием, ты бы сейчас не мыл салат», и [Диоген] с таким же спокойствием ответил: «Если бы ты мыл салаты, ты бы не ухаживал за Дионисием» ( Жития выдающихся философов , книга 6, глава 58). Урок этого обмена ясен: в то время как Платон считает, что ухаживание освобождает человека от бедности, киник видит в бедности освобождение от необходимости платить суду правителю. Это второе чувство свободы, столь настойчиво защищаемое циниками, включает в себя как autarkeia , или самодостаточность, и parrēsia , или свобода говорить правду: то, что при дворе никогда нельзя делать свободно. Поэтому неудивительно, что на вопрос, что является «самой прекрасной вещью в мире», Диоген ответил: « Парресия. » (Диоген Лаэртский, Жития выдающихся философов , книга 6, глава 69.)
ii. Тренировка и стойкость
Чтобы жить жизнью Циника, нужно было привыкнуть к различным физическим трудностям, связанным с такой свободой. Это требовало, таким образом, жизни постоянного обучения, или аскесис . Термин askēsis , определенный выше как своего рода тренировка себя, но который также означает «упражнение» или «практика», заимствован из спортивной тренировки. Вместо того, чтобы тренировать тело ради победы на Олимпийских играх, на поле боя или для общего здоровья, Циник тренирует тело ради души.
Примеров обучения циников множество: Антисфен восхвалял тяжелый труд и лишения как добро; Диоген Синопский ходил босиком по снегу, обнимал холодные статуи и катался по обжигающему летнему песку в своем пифос ; Кратес избавился от своего значительного богатства, чтобы стать циником. Возможность жить без каких-либо товаров, которые обычно ошибочно принимают за предметы первой необходимости, освобождает и приносит пользу. Однако это также и трудный урок: «[Диоген Синопский] говорил, что он последовал примеру наставников хора; ибо они тоже ставят ноту немного выше, чтобы гарантировать, что остальные попадают в правильную ноту» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 35).
4. Космополитизм
Киникам не всегда доверяют, когда дело доходит до понятия космополитизма, поскольку происхождение этого термина иногда приписывают стоицизму. Более того, когда его относят к цинизму, его часто характеризуют как отрицательный принцип, который обретает содержание только после того, как переносится в доктрину стоиков (см. обсуждение «цинического космополитизма» Джона Л. Моулза в The Cynics ). Однако космополитизм можно полностью понять в его киническом контексте, если рассматривать его как нечто большее, чем оксюморон или содержательную реплику: «На вопрос, откуда он пришел, [Диоген Синопский] сказал: «Я гражданин мира [9].0003 kosmopolitēs ]’» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 63). В этой последней цитате Диоген отвечает на вопрос, призывающий его указать свое происхождение, с помощью того, что кажется неологизмом. Быть politēs значит принадлежать к полису , быть членом определенного общества со всеми преимуществами и обязательствами, которые влечет за собой такое членство. Не отвечая ожидаемым «синопом», Диоген отказывается от своего долга перед синопцами, а также от своего права на их помощь. Важно отметить, что Диоген не говорит, что ему 9 лет.0003 аполис , то есть без полис ; он заявляет о своей верности космосу или вселенной.
Таким образом, циники представили понятие гражданства в новом свете. Для мужчины-грека классического и эллинистического периода гражданство имело первостепенное значение. Ограничения на гражданство сделали его привилегией, и эти исключения для циника абсурдны. При космополитизме циник бросает вызов гражданской принадлежности немногих, открывая привилегию всем. Точно так же ценилась общая национальная принадлежность, и поэтому космополитический ответ Диогена также является отказом от ограничений такого взгляда.
Наконец, космополитизм пересматривает традиционную концепцию политических обязанностей личности. Таким образом, Циник свободен жить в соответствии с природой, а не в соответствии с законами и условностями полиса . Традиционный полис не просто отбраковывается, а заменяется. Это имеет важные этические связи с идеей жизни в согласии с природой и может также рассматриваться как важный предшественник стоического понимания physis 9.0004, или природа, как идентичная космосу, или вселенной.
5. Наследие киников
Первое и самое непосредственное влияние киников приходится на основание стоицизма. Одна история, сохранившаяся у Диогена Лаэртского, повествует о Зеноне из Китиона, который читал экземпляр « Memorabilia » Ксенофонта в книжном магазине во время кораблекрушения в Афинах. Он так увлекся фигурой Сократа, что спросил у продавца книг, где найти такого человека. Как раз в этот момент мимо проходил Крейтес, и продавец указал на него, как на того, за кем следует следовать.
Хотя это, как и многие рассказы Диогена Лаэртского, может показаться слишком подходящим, чтобы быть исторически точным, оно сохраняет способ, которым основные принципы стоицизма возникают из цинизма. Примат этики, достаточность добродетели для счастья, культивирование безразличия к внешним делам, определение добродетели как жизни в согласии с природой и важность, придаваемая аскезе , — все это указывает на общую территорию между циниками и стоики. В самом деле, когда различные мыслители-стоики перечисляют горстку мудрецов-стоиков, киники и особенно Диоген Синопский обычно входят в их число. Эпиктет, в частности, поддерживает циникскую позицию, но предостерегает от легкомысленного отношения к чему-то настолько сложному (см. 9).0003 Беседы 3.22).
В политической философии киников можно рассматривать как создателей анархизма. Поскольку люди одновременно рациональны и способны руководствоваться природой, из этого следует, что люди мало нуждаются в юридических кодексах или политической принадлежности. В самом деле, политические объединения порой требуют от человека порочности во имя полиса . Таким образом, космополитизм Диогена представляет собой первое предположение о том, что человеческая принадлежность должна относиться к человечеству, а не к одному государству.
Влияние цинизма также ощущается в христианской, средневековой и ренессансной мысли, хотя и не без значительной доли амбивалентности. Христианские авторы, например, хвалят циников за их самодисциплину, независимость и нищенский образ жизни, но порицают непристойные аспекты бесстыдства циников.
Наконец, клеймо циника встречается во всех текстах литературы и философии. У менипповой сатиры есть явный долг, и Диоген Синопский, в частности, появляется как персонаж в литературных и философских контекстах; Данте, например, помещает Диогена с другими добродетельными, но языческими философами на первый уровень ада, а Ницше особенно любит как Диогена, так и киник. Один яркий пример содержится в статье 125 статьи 9.0003 Веселая наука . Здесь Ницше ссылается на анекдот, в котором Диоген ищет человека с зажженной лампой при дневном свете (D.L. 6.41). В своей интерпретации Ницше рассказывает историю о сумасшедшем, который ясным утром вышел на рыночную площадь с зажженной лампой в поисках Бога. Это тот самый сумасшедший, который объявляет, что Бог мертв.
6. Ссылки и дополнительная литература
- Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung . Амстердам: BR Грюнер, 19 лет91.
- Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие . Беркли: University of California Press, 1996. .
- Дадли, Д. Р. История цинизма от Диогена до 6 века нашей эры Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
- Эпиктет. Беседы в изложении Арриана . Транс. В. А. Олдфатер. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1928. .
- Гуле-Казе, Мари-Одиль. L’Ascèse cynique: Un commentaire de Diogene Laërce VI 70-71 , Deuxième édition. Париж: Libraire Philosophique J. VRIN, 2001. .
- Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993. .
- Хок, Р.Ф. «Симон Сапожник как идеальный циник», в греческих, римских и византийских исследованиях , 17 (1976).
- Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1979. .
- Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред. Эллинистические философы, том 1 и том 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. .
- Малерб, Авраам Дж., изд. и транс. Послания киников . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977. .
- Навиа, Луис Э. Диоген Синопский: Человек в ванне
- Навиа, Луис Э. Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996. .
- Навиа, Луис Э. Антисфен Афинский . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2001. .
- Паке, Леонсе. Les Cyniques grecs: фрагменты и темы . Оттава: Presses de l’Universitaire d’Ottawa, 1988. .
- Слотердейк, Питер. Критика циничного разума . Транс. Майкл Элдред. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 19.87
Информация об авторе
Джули Пиринг
Эл.
Цинизм — это школа философии сократовского периода Древней Греции, которая утверждает, что цель жизни состоит в том, чтобы жить Добродетелью в согласии с Природой (которая требует только самых необходимых вещей). требуется для существования). Это означает отказ от всех обычных желаний здоровья , богатства , власти и славы , и жить жизнью, свободной от всего имущества и собственности .
Циники жили под пристальным вниманием публики и стремились оставаться безразличными перед лицом любых оскорблений , которые могли быть результатом их нестандартного поведения . Они видели часть своей работы в том, чтобы действовать как сторожевой пес человечества, а также евангелизировать и преследовать людей по поводу заблуждений их путей , особенно критикуя любое проявление жадности , которое они рассматривали как основную причину страданий . Многие из их идей (подробности см. в разделе о учении о цинизме) позднее были поглощены стоицизмом.
За Антисфеном последовал Диоген Синопский, который жил в корыте на улицах Афин и питался сырым мясом, доводя цинизм до его логической крайности . Диоген доминирует в истории цинизма, как никакая другая фигура, и он стал рассматриваться как архетипический философ-киник. Он посвятил свою жизнь самодостаточности («автаркея»), аскетизму («аскесис») и бесстыдству («анаидия»), и прославился своей язвительной сатирой и остроумием.
Ящик Фив (ок. 365 — 285 до н.э.), который отдал большое состояние, чтобы он мог жить в бедности г. в Афинах, был еще одним влиятельным и уважаемым киником того периода. Среди других известных греческих циников Онесикрит (ок. 360–290 до н. э.), Гиппархия (ок. 325 до н. э.), Метрокл (ок. 325 до н. э.), Бион из Борисфена (ок. 5 325 до н. э.) , Менипп (ок. 275 г. до н. э.), Керкид (ок. 250 г. до н. э.) и Телес (ок. 235 г. до н. э.).
С появлением стоицизма в 3 веке до н.э. , Цинизм как серьезная философская деятельность претерпел упадок , и только в римскую эпоху произошло возрождение киников . Цинизм распространился с возвышением Имперского Рима в I веке нашей эры, и киников можно было найти попрошайничающими и проповедующими по городам Римской Империи , где к ним относились со смесью презрения