Философия это жизнь: «Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Для меня Платон — матрица философии»

Философия в XXI веке приобрела репутацию абстрактной и бесполезной дисциплины, интересуются ей разве что высоколобые профессоры или гики от гуманитарных наук. Но так было не всегда: некогда философия представляла собой образ жизни, повседневную практику. «Горький» поговорил с философом и издателем Жан-Полем Монгеном, чья серия «Маленькие Платоны» недавно начала выходить на русском языке в совместной издательской программе Музея современного искусства «Гараж» и Ad Marginem, о жизни Иммануила Канта, вреде ноутбуков для чтения и целях философии.

У меня четыре ребенка. Но когда я начал свой проект («Маленькие Платоны» — прим. ред.), у меня еще не было детей. Я начал писать и издавать эти книги, вспоминая собственное детство. Я спросил себя: каким книгам я бы обрадовался, когда мне было десять или одиннадцать? Теперь мой первый ребенок уже достаточно взрослый, чтобы читать их вместе со мной. А для самого младшего есть другая серия книжек, пока что она не переведена на русский. Одна из них, например, начинается с вопроса: «Почему мы называем лошадь — лошадью?». И потом ответ: «Может быть, потому что когда-то был первый человек, который назвал лошадь лошадью?». С маленькими детьми можно говорить о Сократе, Декарте или Канте — с детьми четырех или пяти лет, но для этого нужно рассказать им историю.

Для меня философия — всегда нечто конкретное. Ведь философия — это всегда встреча. Она началась со встречи Платона с Сократом, затем Аристотеля с Сократом и так далее, вплоть до сегодняшнего дня. Каждый философ открывает для себя философию, знакомясь с мастерами философии. Именно поэтому я решил представить философию в ее связи с самими философами. Во Франции до «Маленьких Платонов» было издано множество книг, посвященных каким-либо философским вопросам, например: «Можем ли мы иногда врать?», «Почему мы влюбляемся?», «Что происходит после смерти?» и так далее. Такие книги предполагают, что философию можно определить через ее предмет, ее темы. Но я не думаю, что это работает. Например, если мы с вами начнем говорить о свободе, будет ли это обязательно философская беседа? Нет! Это может быть разговор об экономике, политике или просто пьяная болтовня. С другой стороны, мы можем привнести философию в этот цветок (Монген показывает на стоящий на столе маленький цветочек — прим. ред.), допустим, спросив: почему во всей Москве, во всей России мы не сможем найти второй абсолютно такой же цветок? Иными словами, философию можно сделать из всего. Но ведь есть и история философии, она начинается с Сократа, Платона и так далее.

Я спросил себя: почему же никто не пытается рассказать историю философии детям? Может, потому что люди считают, что неинтересно рассказывать о жизни философов? Это, конечно, так: подумайте о жизни Иммануила Канта. Как сказал бы Хайдеггер, он родился, работал и умер. А как пересказать книги Канта детям? Во-первых, это будет очень скучно, во-вторых, растеряется весь смысл его философии. Поэтому я решил рассказать о философах, начав с того, что имеет очень большое значения для философии с самого ее рождения: с фикшна, в том числе с фикшна, который производили сами философы. У Платона полно фикшна — знаменитая пещера, например. Это замечательная история, которую можно рассказать детям. Но одновременно это и теория знания Платона. Вот почему моя цель — представить детям фикшн с философской точки зрения.

Кант — очень хороший пример философа без фикшна. Хотя немного у него все же есть, например, когда он приводит в пример преступников, которые, как и прочие люди, тоже следуют определенным правилам. Но это довольно скупая иллюстрация. В книжке про Канта я попытался описать всю его жизнь как один день, поделенный на три части: утро — это «Критика чистого разума», день — «Критика практического разума», а вечер — «Критика способности суждения». Мой план — охватить всю историю философии, от первых философов до сегодняшних. Мы уже издали книжку о Поле Рикере и напишем о спекулятивных реалистах.

В юности я не планировал заниматься философией. Как я уже сказал, философия — это встреча, и когда мне был 21 год, я встретил преподавателя философии, который был довольно известен во Франции. Крайне интересный человек — он был коммунист, знал абсолютно все о классической философской традиции, знаток Маркса и Ленина. Но также он хорошо знал патристическую философию и неоплатоников, а себя звал католиком-атеистом. Благодаря ему я познакомился с неоплатонизмом, который стал для меня настоящим откровением. Я начал читать Дионисия Ареопагита, чья философия находится ровно между платонической и первой христианской. Он разработал так называемую негативную, апофатическую теологию. Это был один из моих первых философских интересов! В детской серии уже вышла книга о нем.

Как издатель, во Франции я сотрудничаю с образовательными учреждениями. Мы пытаемся сбалансировать ужасную катастрофу, касающуюся ноутбуков и iPad, применяемых в образовании. Школа их покупает, ими пользуются учителя, чтобы учить, и уже можно наблюдать драматичные последствия этого. Некоторые дети просто не могут прочесть текст в книге! Им обязательно нужны какие-то изображения, гиперлинки и так далее, чтобы хоть что-то понять в тексте. Нынешним детям все сложнее ориентироваться в бумажной книге, фокусироваться на тексте достаточно долго. Из-за того, что в обучении используются цифровые технологии, сегодня принято считать, что главное детям не знать что-то, а учиться искать. Например, им надо не учить наизусть какое-нибудь стихотворение, потому что все стихотворения есть в интернете. Не надо ничего знать об истории, потому что есть Википедия — можно просто погуглить. Это очень плохая концепция знания, будто оно какой-то чемоданчик, из которого можно взять, что захочешь. Но знание вовсе не таково. Знание — это когда ты раскрываешь нечто о себе самом, учишься думать. Полагаю, это очень важно: учить детей, как читать, давать им глубокие тексты с несколькими смысловыми уровнями.

Жан-Поль Монген

предоставлено Ad Marginem Press

В США в Силиконовой долине есть множество частных школ, куда менеджеры Google, Yahoo, Facebook отсылают своих детей. И в этих школах нет мониторов — только классная доска и учитель! И дети учатся писать ручками. Думаю, менеджерам Google абсолютно очевидно, что цифровые технологии вредны детям.

В некоторых странах философию начинают преподавать с десяти лет — например, в Бразилии. Но это проблема, касающаяся не детей, а школьных преподавателей. Не знаю как в России, но во Франции большинство учителей уверены, что они не в состоянии говорить на философские темы. Они боятся столкнуться с вопросами, на которые просто не смогут ответить. Поэтому во Франции довольно сложно ввести философию в школьный курс. Сам я преподаю философию детям с шести лет и иногда это просто чудесно, восхитительно. Когда начинаешь рассказывать им какую-то историю, когда они начинают сами задавать вопросы, то это (преподавание философии детям — прим. ред.) работает.

Я не пытаюсь обратить детей в экзистенциализм, марксизм или платонизм. Я стараюсь показать им опыт единства воззрений. Поэтому мне важно говорить с ними о разных философах и практиковать философию разными способами. Конечно, на каких-то мастер-классах может быть, например, ребенок, потерявший родителей — тогда я могу провести семинар о смерти или рае. Но когда начинаешь говорить с детьми о реальности, снах, Декарте, о том, что мы можем знать, а что нет, то в большинстве случаев дети начинают рассказывать о чем-то, что действительно важно для них. И если я могу помочь им обнаружить самый важный вопрос, заключенный в их сердце, — это очень большое и красивое событие, но никогда не грустное или депрессивное. Однажды на занятии мы играли в почемучку: каждый ребенок должен был спросить свое самое важное «почему». Они спрашивали «почему я китаец?», «почему мы не можем летать?», «почему мы должны ходить в школу?» и много другого. А одна маленькая девочка спросила: «Почему моя мама не любит меня?». Это был очень странный и грустный вопрос, но я был счастлив, потому что она определила самый важный вопрос для себя, для своей жизни. По-моему, это и есть философии — не просто говорить о чем-то философском, но совершать работу над собой.

Все дети могут практиковать философию, но не все дети должны вырастать философами. Я должен практиковать философию, потому что философия — это мой способ придать своей жизни смысл. Но вам не необходима философия, чтобы придавать жизни смысл. Конечно, философию должны преподавать во всех школах — но в первую очередь не детям, а учителям!

У истоков философии не было различия между теорией и ежедневной практикой. Сегодня, когда мы читаем Платона, мы читаем его в университете с древнегреческо-русским словарем и карандашом. Но во времена древних греков философия была способом жить. Мы располагаем только теми работами Платона, которые были рассчитаны на широкую публику. Известно, что было еще и эзотерическое учение, содержавшее духовные практики, касающиеся, например, дыхания. Между тем, что мы считаем религией, политикой и философией, в ту эпоху не было разрыва, была преемственность. В Средневековье произошло разделение между схоластической философией и религией. Теперь же у нас осталось своего рода шизофреническое ядро философии. Но в то же время философия — это способ работы над собой.

Остается ли мудрость до сих пор целью философии? Многие университетские преподаватели учат истории философии, аналитической философии и другим философским дисциплинам, но они не стараются стать более мудрыми посредством этих дисциплин. С другой стороны, существуют монастыри, в которых люди находятся в поисках мудрости. Конечно, если вы ищете мудрость и если вы академический ученый, вы будете использовать свое академическое знание для достижения мудрости. Таким был, например, Поль Рикер.

В «Государстве» Платон позволяет учить философию только тем, кому исполнилось тридцать лет. Для меня Платон — матрица философии. Как говорил Уайтхед, «вся философия — это заметки на полях сочинений Платона». Но автор «Государства» — это не автор «Пира» или «Апологии Сократа». Платон экспериментировал со своими идеями. Конечно, в полисе «Государства» он утверждает, что философией могут заниматься только взрослые. Но вспомните, что делает Сократ в «Меноне»? Он практикует философию вместе с мальчиком-рабом, чтобы построить теорию припоминания. Платон предлагает нам разные подходы в своей мысли, которая является философией как таковой. Так что я абсолютный платоник.

Какое отношение имеет философия к реальному миру?

Философия, кажется, существует с тех самых пор как человек научился осознавать себя и окружающую реальность.

Но зачем она нужна? Существуют физика, биология и химия, объясняющие законы природы. Есть литература и история, которые погружают нас в совершенно новый контекст. Что же делает философия? И, самое главное, как она может быть полезна современному человеку? Прочитали сборник эссе «Философия. Кому она нужна?» от автора всемирно известного романа-антиутопии «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд и решили поделиться самыми интересными мыслями о том, как философия связана с жизнью обычных людей.

Айн Рэнд
Издательство Альпина Паблишер, 2021

Философия: что это и зачем нужна

Зачем нужна философия, хорошо иллюстрирует пример из жанра фантастики: предположим, вы астронавт, который потерпел крушение на неизвестной для него планете. Но выжил. Выбравшись из выведенного из строя корабля, вы задаете себе и окружающему миру три главных вопроса:

  • Где я?

  • Как это узнать?

  • Что мне делать?

Будучи вдали от дома, действительно, первое, что интересует, — это то, куда я попал. Это та самая опорная точка, с которой начинается все остальное. Если планета нам незнакома, мы ищем подтверждение появляющимся в нашей голове гипотезам. Смотрим, пригодна ли планета для жизни, каково состояние воздуха и попадает ли сюда солнечный свет. Когда мы определяем хотя бы примерно, где мы оказались, встает главный вопрос: и что теперь с этим делать?

Пример с астронавтом — это аллегория жизни. Как правило, мы с легкостью понимаем, где мы находимся — когда речь идет о физическом местоположении, — но испытываем трудности, пытаясь понять, зачем мы здесь и, что самое главное, для чего. Большинство людей проживают большую часть дней в этом незнании, испытывая радость, гнев, грусть и прочие эмоции время от времени, но совершенно не ориентируясь в причинах и следствиях.

Для людей не очевидно, что проблема кроется в этих оставленных без ответа вопросах и что есть только одна наука, которая может на них ответить, — философия

Философия, конечно, не ответит вам буквально, где именно вы находитесь — в Нью-Йорке или Занзибаре, — но она, безусловно, предоставит методы, чтобы это выяснить. В отличие от любой другой научной области, философия работает с аспектами Вселенной, касающимися всего сущего. Находимся мы в понятной, структурной и полностью познаваемой среде — или же, наоборот, нас окружает хаос и мир неизученных объектов, природу которых нам лишь предстоит узнать? Каковы наши отношения с этими объектами? Чем они являются по отношению к нам — объектами или, может быть, субъектами? И вообще: действительно ли объект является тем, чем кажется?

Ответами на эти вопросы занимается основной раздел философии — метафизика, или, выражаясь языком Аристотеля, being qua being («бытие как таковое»). Второй раздел — эпистемология — занимается изучением методов человеческого познания, которыми то самое «бытие как таковое» анализируется. Существует еще третья ветвь — этика, прикладной раздел философии, так как она относится не столько ко всему сущему, сколько к конкретно человеку и его мировоззрению. Этика, или нравственность, определяет свод ценностей, который управляет выбором и действиями человека, основными регуляторами его жизни.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Последствия выбора как раз изучает политика — четвертый раздел философии, объектом исследования которой выступают принципы существующей социальной системы. Политическая философия не подскажет, как много бензина и в какой день недели вам предоставят, но сообщит, есть ли у государства право устанавливать такие нормы. Пятый, и последний, раздел философии — это эстетика, учение об искусстве, которое основано на метафизике, эпистемологии и этике. Искусство имеет дело с потребностями в обновлении человеческого сознания.

Теперь стало примерно понятно, из чего состоит философия, но все еще нет ответа на вопрос «зачем она нужна обычному человеку?». На первый взгляд может показаться, будто философия занимается изучением абстрактных идей, которые не имеют никакого отношения к реальной жизни. Но на самом деле это не так.

  • «Это может быть хорошо в теории, но не работать на практике» — так говорил Платон.

  • «Я не могу доказать, но чувствую, что это правда», — сказал Иммануил Кант.

  • «Это может быть истинно для тебя, но не истинно для меня», — говорил Уильям Джеймс.

  • «Это могло быть верно вчера, но неверно сегодня», — утверждал Гегель.

Не кажутся ли вам эти фразы слишком знакомыми? Скорее всего. Потому что мы с разной степенью регулярности используем их в работе, в общении с близкими людьми и дискуссиях. Но это не отменяет того факта, что мы согласны с выводами философов, которые, по нашему мнению, далеки от того, как устроена реальная жизнь. Тем не менее именно философы понимают, насколько противоречив человек и окружающий его мир, но они также осознают, что, несмотря на противоречия, все со всем связано. Философия помогает сформулировать мнение о мире, понять его нелогичность, определить, что правильно или неправильно для конкретного человека, ситуации и явления. Она, можно сказать, помогает познать мир целиком и применить это знание в повседневной жизни.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Как мыслит философ

Лучший способ изучать философию, а заодно и мир вокруг — это метод философского расследования. Подход сильно напоминает детективную историю, в которой сыщик ставит перед собой цель во что бы то ни стало докопаться до истины, определить, что верно, а что ложно. Самое главное в работе детектива — определить основу, фундамент знания, которое исследуется. Если в базовых принципах, по которым работает система, допущена ошибка, то все остальное рухнет и перестанет быть «частью расследования».

В философии такими основами выступают метафизика и эпистемология. Опираясь на то, что мир познаваем, а разум способен этим знанием овладеть, вы можете рассуждать об этике, политике и эстетике. Чего вы добьетесь, если, например, будете защищать честность как основу этики, но при этом утверждать, что реальности не существует?

Ошибка непрофессионалов в отношении философии — привычка видеть последствия, игнорируя их причины

Иными словами, любое мировоззрение или отношение к ситуации — это следствие анализа фактов, которые являются фундаментом любого знания. Без опоры на незыблемые истины, усвоенные эмпирическим путем, невозможно сформулировать верное, истинное отношение к ситуации. Хорошей иллюстрацией может стать басня «Свинья под дубом» И.А. Крылова, в которой свинья, собрав желуди с земли у дуба, начала рыть землю, предполагая, что остальные находятся где-то внизу.

«…Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Философ, в отличие от свиньи из басни, всегда анализирует факты, разложенные перед ним, находит причинно-следственные связи и только после этого делает выводы о мире, политике или искусстве.

Получается, что философия — это одновременно теоретическая и прикладная дисциплина, которая позволяет познать основы мироздания, а также увидеть следствия и причины этих основ. Философия, можно сказать, помогает сформулировать мировоззрение, а также систему ценностей, опираясь на фактическое положение дел и истинное знание о мире.

В самой книге вы также сможете найти размышления Айн Рэнд о цензуре, инфляции, доктрине справедливости в образовании и прочих философских воззрениях, с которыми автор согласна или не согласна.

Философия жизни | О | Жюль Эванс

Я писатель, спикер и философ-практик, интересуюсь идеями и практиками, которые помогают существам меньше страдать и больше процветать.

Вы можете написать мне по адресу 

[email protected]

Чтобы узнать о моем новом исследовательском проекте о сложных психоделических переживаниях, перейдите сюда.

Моя первая книга, Философия жизни и других опасных ситуаций , исследовала, как люди заново открывают древнегреческую и римскую философию и как греческая философия (особенно стоицизм) вдохновила когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). С тех пор он был опубликован в 19странах и была названа книгой года по версии Times. Моя вторая книга, «Искусство терять контроль» , , посвящена тому, как люди находят экстатические переживания в современной западной культуре. Он был опубликован в Великобритании в мае 2017 года и в США в сентябре 2017 года, а также опубликован в Голландии, Испании, России и Италии. В 2019 году я опубликовал небольшую книгу о туризме с использованием аяуаски под названием «Праздник от себя». В 2020 году выходит книга о духовных чрезвычайных ситуациях, которую я редактировал, под названием Breaking Open .

Исследования

Мое исследование философских клубов финансировалось Советом по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук. Я также участвую в проекте «Современный стоицизм и стоическая неделя», который широко освещался в прессе от Newsweek до New York Times и помог спровоцировать возрождение стоической философии в современной культуре. Я был одним из организаторов первого Stoicon в Сан-Диего в 2010 году и двух последующих Stoicon в Лондоне. Я также участвовал в сборниках эссе «Стоицизм сегодня».

Я почетный научный сотрудник Центра истории эмоций Лондонского университета королевы Марии. За последние восемь лет я исследовал историю, философию и психологию благополучия, а также то, как разные культуры определяют и стремятся к человеческому процветанию. Я написал этот отчет для Всемирной организации здравоохранения о культурах благополучия.

Один из моих проектов — исследование духовных чрезвычайных ситуаций (моментов духовного пробуждения, которые связаны с временным психозом), и я был соредактором книги 2020 года под названием «Взлом: поиск пути через духовные чрезвычайные ситуации». Я также изучаю жизнь и творчество Олдоса Хаксли для новой книги.

Работа с организациями 

Я провожу семинары и провожу лекции об эмоциях, благополучии, трансцендентности и процветании, которые сочетают идеи из традиций мудрости с открытиями современной психотерапии. Я работал с такими организациями, как «Арсенал», клуб регби «Сарацины», Государственная служба, тюрьма HMP Low Moss, Netflix и Mind.

Работа со СМИ

Я говорил о философии в программе Newsnight на BBC 2, в программе Culture Show, на BBC Radio 3 и 4, RTE-1 и ABC Australia; и я мыслитель нового поколения BBC. Я также выступил со-презентатором подкаста для Audible. Я писал для таких изданий, как Financial Times, The Times, Aeon, The Guardian, Spectator и WIRED. Я выступал на таких мероприятиях, как Месяц философии в Амстердаме, фестиваль Хей-он-Уай, фестиваль искусств в Голуэе, Latitude, Burning Man, Wilderness, Bestival, The School of Life, Sunday Assembly, Британский музей и ЮАР.

В течение последнего десятилетия я помогал управлять Лондонским философским клубом, который превратился в крупнейший философский клуб в мире, насчитывающий более 10 000 членов (по состоянию на апрель 2019 года). Недавно я основал Бристольский философский клуб.

Щелкните здесь, чтобы посетить мой канал на YouTube, на котором размещены видеоролики многих моих выступлений и интервью.

Щелкните здесь, чтобы прочитать мои эссе об Эоне.

Нажмите здесь, чтобы прочитать мои эссе на Medium.

Нажмите здесь, чтобы посмотреть мой доклад на TEDX «Как философия спасла мне жизнь».

Нажмите здесь , чтобы прослушать программу Radio 4, которую я сделал об идее Аристотеля о процветании и о том, как она влияет на современную политику.

Нажмите здесь , чтобы прослушать серию радиопередач Radio 4 «Моя жизнь как философа», которую я написал в соавторстве и представил.

Философия жизни — Философия всего

«Кто может сомневаться… что жизнь — это дар бессмертных богов, а благополучная жизнь — это дар философии?» -Seneca

Мы слышим это снова и снова:  наслаждайтесь процессом . Еще один шаг вперед: многие уважаемые люди твердо придерживаются идеи, что успех требует удовольствия от процесса или, по крайней мере, приверженности ему. Хотя это верно для любого, кто стремится достичь чего-то выдающегося, нам не нужно изолировать значение процесса только от стремления к конкретным достижениям. Удовлетворенность жизнью как таковой и ее составными частями требует признания следующего: большая часть жизни

 – это  процесс. Большая часть жизни между . Жизнь может быть вехами (особенно когда мы представляем себе катушку нашей жизни), но большая часть жизненного опыта — это то, что происходит между ними — малое составляет и создает контекст для большого. Жизнь — это столько же церемоний и вершин, сколько дней надежд, поисков, угрюмости и тренировок, которые в них вложены. Жизнь есть целое и части, начало, середина и конец. Это вы в отпуске и вы работаете изо дня в день до и после него. Это запуск бизнеса и наращивание, причем в последнем активно реализуется смысл.

Чтобы жить хорошо, нужно внимательно следить за своим внутренним барометром. Засыпанный образами того, как жизнь «должна» выглядеть, становится критически важным определить, как она выглядит для нас

, а иногда даже более показательно, на что она не похожа.

Известный консультант по менеджменту, чьи теории легли в основу современных методов ведения бизнеса и лидерства, Питер Друкер был сторонником метода инверсии, когда дело доходило до вопросов. Вместо того, чтобы спрашивать, например, «Что делает жизнь хорошей?» мы могли бы начать с исключения, задав вопрос: «Что делает плохо жизнь?» Марк Аврелий предлагает похожее оценочное упражнение, когда умоляет нас спросить себя, была бы ли смерть чем-то ужасным, если бы мы были лишены определенной вещи. Тогда хорошая жизнь становится активным отказом от того, что нам не служит. Чтобы задать такой вопрос, мы должны быть готовы к ответу и к дискомфорту, который может сопровождать трудные решения, которые требует ответ.

Есть склонность слышать нечто подобное как указание действовать опрометчиво, бросить все в погоне за непонятным, но грандиозным приключением. Пока жизнь коротка, или, точнее, 

быстрый — его «краткость» по своей сути не способствует легкомыслию. Это поощряет намерение — принимать решения обдуманно, как тот, кто осязаемо осознает конечность вещей. Драматург и философ-стоик Сенека остро схватывает суть этого в следующем отрывке из О краткости жизни:

«Дело не в том, что у нас короткий промежуток времени, а в том, что мы тратим его впустую. Жизнь достаточно длинна. , и она была дана в достаточно щедрой мере, чтобы позволить осуществить самые великие дела, если все ее хорошо вложить, но когда она растрачивается в роскоши и небрежности, когда она посвящена бесполезной цели, в конце концов вынуждена по последней необходимости мы замечаем, что она прошла прежде, чем мы осознали, что она проходит. Подобно тому, как великое и царственное богатство рассыпается в тот же миг, когда оно попадает в руки плохого хозяина, тогда как богатство, каким бы ограниченным оно ни было, если оно доверено хорошему опекуну, приумножается благодаря использованию, так и наша жизнь достаточно длинна для тот, кто приказывает это должным образом».

И здесь мы сталкиваемся с нашей проблемой и возможностью: организовать свою жизнь должным образом . Для того, кто это делает, жизнь может быть долгой (читай: полной). Как и в случае с любым философским текстом, ключевую роль играет ясность интерпретации. «Правильно» лучше всего интерпретировать как эффективно в зависимости от намерений. Надлежащему упорядочению способствует конгруэнтная жизнь — акт жизни в соответствии со своими ценностями, работающий таким образом, который соответствует намерениям. Противоположность конгруэнтной жизни? Диссонанс. Австралийский олимпийский пловец Грант Хакетт благодарит своего психолога за то, что тот дал ему следующий перефразированный совет:

Делайте больше вещей, которые заставляют вас чувствовать себя самим собой. Что стоит отметить в этой фразе, так это то, что она конкретно не делает то, что делает вас счастливым  (хотя выполнение того, что заставляет вас чувствовать, что вы неизбежно можете вызвать чувство счастья). Вместо того, чтобы гнаться за смутной эмоцией, эта четкая формулировка побуждает к поиску конкретных способов действия, которые, как доказано, заставляют нас чувствовать себя самими собой. По словам Джека Батчера, «жизнь кажется процессом улучшения того, чтобы быть самим собой».

Найдите время, чтобы определить несоответствующие действия в вашей жизни — те, которые не соответствуют тому, кем вы стремитесь быть, — и переоцените их.

Один из первых шагов в правильном упорядочении своей жизни — это осознание того, сколько времени у нас есть на самом деле, если, действительно, все это время потрачено правильно. Мы не должны ошибочно принимать это за то, что можем предсказать или ожидать долгую жизнь в годах — мы достаточно мудры, чтобы знать, что мы не можем  знать это с уверенностью. Именно по этой причине благополучная жизнь полностью зависит от вложения себя в сезон, в котором они находятся. Делать это постоянно — вот что делает жизнь хорошей, полностью посвящая себя текущему сезону — и следующему, и следующему. При таком подходе мы освобождаемся от ощущения, что нам нужно испытать все, что мы хотим, прямо сейчас. Чтобы жить хорошо, нужно только, чтобы мы полностью отдавались тому, где бы мы ни оказались, в результате оставляя мало места для сожалений. На этом этапе следует подчеркнуть следующее: вы не можете сожалеть о тех вариантах, которые вам не были представлены, а только о том, что вы решили не принимать в рамках того, что было представлено  . Опыт, который не был представлен, был опытом, которого еще не было у вас.

В Рассуждениях и избранных сочинениях Эпиктет говорит о том, что многие склонны воспринимать как парадоксальную обратную связь от философов, особо выделяя противопоставление осторожности уверенности. Он умоляет нас прислушаться к советам философов проявлять осторожность в отношении нашей собственной  воли и уверенность во всем, что вне ее. Иными словами, мы должны активно проверять и оценивать наши собственные предположения, поведение, мысли и стремления; ворчать по вопросам, не зависящим от нас ( , особенно , когда он не сопровождается полезным действием), однако бесполезен.

«Точно так же страх одолевает нас в делах, не зависящих от воли, тогда как в делах, зависящих от воли, мы действуем уверенно и небрежно, как будто они не имеют значения. Быть обманутым или опрометчивым, действовать беззастенчиво или с необузданной похотью — все это для нас не имеет значения, пока мы имеем успех в делах вне воли. Смерть, изгнание, боль и дурная слава — там вы найдете импульс дрожать и бежать прочь». -Эпиктет

Вооружившись этой точкой зрения, мы можем быть уверены не в том, что события, не зависящие от нас, были правильными в моральном смысле, а в том, что их внешнее качество не является отражением нас. Жить хорошо — значит прилагать высокие намерения и строго сосредоточивать внимание на вещах, находящихся под вашим контролем, на вещах, находящихся в пределах вашей досягаемости.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts