Жан-Жак Руссо, человек чувствительный. | PSYCHOLOGIES
Недавно я перечитывал «Исповедь» Руссо и, закрыв книгу, задумался: можно ли назвать «учителем жизни» того, кто так плохо справлялся с обустройством своей собственной жизни? Этот уроженец Женевы оставил карьеру ремесленника, которая могла бы принести ему благоденствие, и посвятил себя сочинительству, которое так и не сделало его счастливым. Он бросил своих пятерых детей. Был робким, обидчивым, часто стыдился самого себя, постоянно боялся кому-то не понравиться и совершенно не умел, как мы бы сейчас выразились, «себя поставить». Его эмоциональная зрелость так и осталась под большим вопросом: жену он называл «тетушкой», а любовницу – «мамочкой». Не паханое поле для психоаналитика! В довершение всего в 45 лет его подозрительность и уязвимость обернулись манией преследования. На протяжении двадцати лет он считал себя жертвой заговора собственных друзей.
Учиться жизни у Руссо? Может, лучше пожалеть его? И все же… Его слабости и ошибки были обратной стороной чувствительности – черты характера, которая в нем была развита до предела. Чувствительные люди в наше время могут казаться нелепыми, манерными, наивными и даже глуповатыми, а между тем, настоящая чувствительность – редкое и драгоценное качество. Она – необходимое условие совестливости и восприимчивости, непосредственности и умения сопереживать. Согласимся, этому стоит поучиться.
Его даты
- 28 июня 1712: родился в Женеве. Мать умерла через 10 дней. Его воспитывали отец и тетушка, потом дядя.
- 1724-1725: в обучении у нотариуса, затем у гравера.
- 1728: первая встреча с госпожой де Варанс; работает ее секретарем. Она становится для него матерью, другом и любовницей.
- 1742: учит музыке и копирует ноты; знакомится с Дидро и энциклопедистами.
- 1745: сходится с неграмотной белошвейкой Терезой Левассер; она родила ему пятерых детей. Всех их поместили в приют.
- 1750: пишет «Рассуждение о науках и искусствах», которое выиграло конкурс эссе, объявленный Дижонской академией наук.
- 1756: начинает работать над «Новой Элоизой».
- 1757: начало размолвки с Дидро и его друзьями.
- 1762: напечатаны «Общественный договор» и «Эмиль».
- 1766: начинает писать «Исповедь».
- 2 июля 1778: умирает в Эрменонвилле.
- 1794: останки Руссо перенесены в парижский Пантеон.
Быть – значит чувствовать
Именно чувства позволяют испытывать настоящую радость от собственного существования. Родившийся в век рационализма, Жан-Жак был счастлив только тогда, когда что-то заставляло его волноваться, содрогаться от ужаса или восторга, воспламеняться или приходить в ярость. Сильные чувства давали ему ощущение резонанса с самим собой, и он неоднократно признавался, что «упивается» ими. За этими переживаниями стоит не только культ своего «Я»; это еще и определенный способ бытия в мире, делающий человека доступным для иного.
Слияние сердец
Для Руссо с его романтическим переживанием мира «жить – значит любить». Другие люди часто вызывают у него умиление, он ищет близости с ними. «Любовь и дружба – вот два кумира моего сердца». Отсюда и его неприязнь к конфликтам и спорам: «Я не могу ненавидеть».
Естественное воспитание
«НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖИЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НАСЧИТАТЬ БОЛЬШЕ ЛЕТ, А ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЧУВСТВОВАЛ ЖИЗНЬ».
Врожденная, природная доброта наиболее отчетливо присутствует у ребенка, и уже поэтому ребенок ближе всего к идеалу Руссо. Кроме того, «у ребенка свое, особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Задача воспитателя – оградить детей от влияния неверно устроенного общества и вырастить в уединении гармоничную личность, а для этого сначала воспитывать чувства, а уж потом разум.
Потребность верить
Протестант, затем католик, затем снова протестант-кальвинист, Руссо отличался известной антиклерикальностью и уж никак не был любителем теологических споров, но чувствовал глубокую потребность верить. «Внутреннее чувство» убеждает нас в существовании Бога, и для «сердечной веры» в него не требуется ничего, кроме искренности и умения молиться, не повторяя готовые формулы, а созерцая природу, непосредственно говорящую нам о Создателе. Личная, теплая, толерантная религия, в основе которой – восхищение миром.
Вкус к простым вещам
Руссо сторонится пышности, суеты, салонов и светских бесед, а к деньгам относится свысока: «Ни одна из моих главных склонностей не имеет отношения к вещам, которые можно купить». Что же он любит? Спокойную скромную жизнь, деревню, простую пищу, музыку, пение, чтение книг, прогулки, одиночество. Предпочтения, манящие многих из нас в XXI веке с его суетой и скоростями, манией эффективности и сверхпотреблением, оторванностью от природы…
Об этом
Книги Жан-Жака Руссо
- «Юлия, или Новая Элоиза», Художественная литература, 1968.
- «Педагогические сочинения», Педагогика, 1981.
- «Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве», АСТ, 2004.
Текст:Александр ГореловИсточник фотографий:Инга Аксенова
Новое на сайте
«Подруга потребовала поддержки, а я не знала как. Я норм?»
Как получать удовольствие от повседневных дел: секреты позитивной психологии
Дочь Брюса Уиллиса назвала самый ранний симптом отцовской болезни
Как распознать абьюз в семье: советы пожилым родителям
«Вдруг я устрою потоп или пожар?»: как перестать думать о худшем и все перепроверять — мнение психологов
«Меня триггерят истории о страданиях детей. С чем это может быть связано?»
«Быстро влюбляюсь и впадаю в зависимость от мужчин, которым не нужны отношения»
32-летний отец 65 детей устал от одиночества и решил найти любовь
308 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо
308 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо
«Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления», «Жить – это не значит дышать, это значит действовать», «Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь» — эти высказывания принадлежат французскому философу Жан-Жаку Руссо.
Добрый день, уважаемые наши читатели! Кому сейчас придет в голову читать философские трактаты двухсотлетней давности весом с кирпич? Зачастую ключ к таким произведениям можно подобрать через личность автора. Вот, к примеру, сочинения Жан-Жака Руссо обстоятельны, многословны, его вклад в наследие цивилизации несомненен, но его личность гораздо любопытнее! Пришло время узнать, о чем думал, мечтал, писал известнейший просветитель XVIII века. Сегодня, 28 июня, со дня рождения
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики, разработал теорию прямой демократии – формы правления народа государством, которая по сей день применяется в Швейцарии. Кроме того, он был музыковедом, композитором и ботаником.
Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что он в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию. Кстати, в переводе со старофранцузского «руссо» означает «рыжий».
Руссо
совершал поступки для своего века, мягко говоря, эпатажные: он не носил жабо и париков, был известен пристрастием к одежде из грубого сукна, грубостью и резкими выходками по отношению к своим друзьям-аристократам.
Когда Руссо исполнилось 13 лет, его отдали обучаться ремеслу. Он был учеником клерка, затем учеником гравера, но эти занятия ему не пришлись по душе, и поэтому с 16 лет Жан-Жак отправился скитаться по проселочным дорогам Швейцарии, Франции и Италии. Ему удалось совместить странствия с самообразованием и самосовершенствованием: в эти годы он осваивал естественные и общественные науки, искусство и литературу.
Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Благодаря женской протекции он получил престижную должность во французском посольстве в Венеции. Однако не сработался с начальством и долго на этом посту не задержался. Биографы отмечают, что
Вершиной творчества Руссо явились романы «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Первый роман написан в модной тогда форме переписки и состоит из 163 писем. Мы с вами, пожалуй, осилим такое с трудом, а вот пушкинская Татьяна им зачитывалась. Чем же потрясла читателей эта новая Элоиза? Ранее европейская литература не выводила главного героя богатым духовно и эмоционально, предпочитая знатность, героизм и материальное богатство. Новой и шокирующей была главная идея Руссо: «Не слушайте общество! Следуйте зову природы! Любите взаимно и будьте счастливы!».
Что касается «Эмиля…», то Руссо, как талантливый пиарщик, прикрыл художественной формой конечный продукт – свое видение идеального воспитания. Несмотря на то, что в романе Руссо учил, как правильно воспитывать ребенка, сам он в воспитании своих детей не участвовал. Более того, его дети были помещены в воспитательные дома, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений, как он сам. Между прочим, нынешние методики воспитания детей во многом основываются на «Эмиле…». Так, взамен репрессивному методу воспитания ребенка Руссо еще тогда предложил применять ласку и поощрения. Философ учил, что нельзя заставлять ребенка механически заучивать сухие факты, гораздо проще будет объяснять ему на живых примерах, что даст возможность восприятия новых знаний.
А вот к религии отношение автора было, мягко говоря, прохладное. Доктрина Руссо о «религии сердца» и внутреннем содержании возмутила церковников и аристократов. Роман был приговорен к показательному публичному сожжению на площади Парижа, автор был вынужден бежать от судебного дела, возбужденного церковью. Тираж амстердамского издательства также был сожжен, затем роман «казнили» в Женеве. Римский папа Клемент XIII предал анафеме автора. Екатерина Вторая запретила ввоз романа в Россию специальным указом.
Проживая в Англии, у философа и друга Дэвида Юма, Руссо
напишет свою «Исповедь» – поразительные мемуары, беспощадно откровенные, ставшие предтечей психологической прозы будущего.
Руссо был очень одарен от природы. В качестве хобби знаменитый француз коллекционировал растения и музицировал на спинете – прародителе фортепиано. Примечательно, что Руссо разработал собственную систему записи нот с помощью цифр, но она не была принята на государственном уровне. Получив музыкальное образование, он писал сочинения по теории музыки и создавал музыкальные произведения. Впоследствии Руссо уничтожил все свои сочинения: арии, дуэты, хоры, оперы, пощадив лишь оперу «Деревенский колдун».
Сочинения Руссо широко известны в России с XVIII века. Среди его наиболее ярких почитателей –
Руссо стал, пожалуй, самым выдающимся философом своей эпохи, его жизнь актуальна и сегодня, так как он, по сути, является бессмертным вдохновителем всего прогрессивного и гуманистического.
Литературные произведения Жан-Жака Руссо есть в читальном зале Центральной городской библиотеки и в электронной библиотеки «ЛитРес». За бесплатным доступом обращайтесь в личный кабинет на сайте ЦБС: https://cbs-angarsk.ru/personal/.
Материал подготовила Лариса Тихонова
Центральная городская библиотека Ангарска
Жан-Жак Руссо. Философия. сам утверждал, что не использовал этот ярлык для себя), в его работах затрагиваются темы этики, метафизики, эпистемологии, философской антропологии, философии религии и философии образования. Он, вероятно, наиболее известен своей социальной и политической философией. Однако творчество Руссо не ограничивалось философией. Он утверждал, что его первой любовью была не философия, а музыка. Он написал успешную оперу и разработал новую систему нотной записи. Он также написал успешный роман,
Жюли или Новая Элоиза . Философскую мысль Руссо трудно классифицировать. Его часто характеризуют как мыслителя эпохи Просвещения, и он действительно выражает некоторые основные идеалы Просвещения, такие как отказ от определенных устоявшихся догм. Тем не менее, его работа также во многом контрпросветительская. В своей первой успешной работе « Рассуждения о науках и искусствах» он утверждает, что мораль и добродетель могут быть испорчены прогрессом. Кроме того, Руссо понимает создание самого гражданского общества как источник худших человеческих пороков. Тема природы, и конкретно человеческой природы, как изначально доброй, является одной из важнейших в его произведениях. Вопреки критике, что его работы несовместимы друг с другом, он утверждает, что это центральная идея, лежащая в основе системы его мысли. В одном из своих основных произведений Рассуждение о происхождении неравенства , он объясняет, как первобытный «дикарь» постепенно переходит от состояния чистой природы к состоянию цивилизованного общества через длительный и сложный исторический процесс. Нынешнее общество, однако, объединено благовидным общественным договором, заключенным власть имущими, чтобы сохранить свое преимущество. В таком обществе почти невозможно достичь добродетели. Две более поздние важные работы, Эмиль и Общественный договор , представляют собой попытку Руссо показать, как можно преодолеть эту трудность. Первая направлена на нравственное воспитание личности в коррумпированном обществе. Последнее представляет собой видение Руссо идеального политического режима, способного сохранить равенство и свободу для своих граждан. Эта статья посвящена в первую очередь этим и связанным с ними философским темам, показывая, как другие работы Руссо оказали на них влияние.Общие обзоры
О Руссо написано много общих обзоров. Что общего почти во всех таких обзорах, так это пояснительные отчеты о критике общества Руссо, данные в «Рассуждениях о науках и искусствах» , его анализ человеческих существ в естественном состоянии в «Рассуждениях о неравенстве» , его политический анализ. философия в Общественном договоре , и его обсуждение образования в Эмиль . Перечисленные здесь источники представляют собой выборку некоторых из наиболее влиятельных из этих работ и предоставляют источники, предназначенные для различных аудиторий. Для тех, кто приезжает в Руссо впервые, Делани, 2009 г.и Simpson 2007 дают очень доступные и простые введения. Dent 1988, Dent 2005 и O’Hagan 1999 содержат наиболее полные обзоры, включающие существенные ссылки на большое количество вторичной литературы по данной теме. Wokler 2001 — еще один важный источник для ученых, который относительно невелик. Broome 1963 и Grimsley 1973 полезны для демонстрации того, как некоторые из наиболее важных философских идей в работах Руссо соотносятся с другими, менее обсуждаемыми философскими темами.
Брум, Джек Х. Руссо: исследование его мыслей . Лондон: Эдвард Арнольд, 1963.
Этот обзор, ориентированный как на студентов, так и на обычных читателей, представляет собой попытку дать всесторонний анализ произведений Руссо и показать, что эти произведения следует читать в сочетании друг с другом, чтобы достичь точного понимания. понимание мысли Руссо в целом.
Делани, Джеймс. Начиная с Руссо . Лондон: Континуум, 2009 г..
Написано в качестве введения для тех, у кого практически нет базовых знаний. Может использоваться в качестве дополнительного материала на курсах бакалавриата. Главы охватывают период Просвещения, состояние природы, политическую философию, образование и автобиографические произведения Руссо.
Дент, Николас. Руссо: введение в его психологическую, социальную и политическую теорию . Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл, 1988.
Общее обсуждение наиболее фундаментальных аспектов философской мысли Руссо. Главы разделены тематически, а не по отдельным произведениям Руссо. Они сосредоточены на представлениях Руссо о любви к себе, проблеме самости в изоляции, государстве и религии.
Дент, Николас. Руссо . Нью-Йорк: Routledge, 2005.
Всесторонний обзор мысли Руссо. Он полезен для тех, у кого мало опыта, но также является важным источником для более продвинутых студентов и ученых.
Гримсли, Рональд. Философия Руссо . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1973.
Относительно краткий, но подробный обзор философии Руссо. Главы разделены по темам и обсуждают основные работы в контексте их соответствующей темы. Помимо стандартных тем о состоянии природы и политике, есть главы, посвященные религии и эстетическим идеям.
О’Хаган, Тимоти. Руссо . Лондон: Рутледж, 1999.
. DOI: 10.4324/9780203354407
Один из самых полных и полных недавних обзоров Руссо. Дает систематический анализ и интерпретацию работ Руссо и всесторонний обзор основных тем его философии. Содержит главу о Руссо и происхождении языка. Важный ресурс для тех, кто занимается передовыми исследованиями.
Симпсон, Мэтью. Руссо: Путеводитель для растерянных . London: Continuum, 2007.
Написано для тех, у кого ограниченные базовые знания. Он пытается объяснить более сложные и недоступные стороны мысли Руссо. Главы охватывают жизнь и творчество Руссо, Рассуждение о науках и искусствах , Рассуждение о неравенстве , Общественный договор и Эмиль .
Воклер, Роберт. Руссо: очень краткое введение . Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2001.
. DOI: 10.1093/actrade/9780192801982.001.0001
Компактная работа, которая является полезным ресурсом как для начинающих, так и для продвинутых студентов. Главы охватывают теорию природы Руссо и политическую философию, а также включают обсуждение музыки, религии, образования и сексуальности.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Философ месяца: Жан-Жак Руссо [временная шкала]
- Автор: OUP Philosophy Team
В январе команда OUP Philosophy награждает Жан-Жака Руссо (1712-1778) званием Философа месяца. Руссо был швейцарским писателем и философом, который считается важным за его вклад в современную европейскую интеллектуальную историю и политическую философию. Он наиболее известен Общественный договор (1762 г.) со знаменитой вступительной строкой: «Человек рождается свободным, но везде в цепях».
Книги Руссо вызывали как восхищение, так и неприязнь при его жизни и оказали глубокое влияние на французских революционеров, его современников и более поздних мыслителей, таких как Кант, Юм, Уолстонкрафт, Гегель и Маркс.
Его вклад в политическую философию можно увидеть в различных работах, таких как Рассуждение о происхождении неравенства (1755) и Общественный договор (1762). Центральная мысль Руссо в политике состоит в том, что государство не может быть суверенным, если оно не руководствуется «общей волей» или коллективной волей своих граждан, взятых в целом. Общая воля создает закон, содействующий свободе и равенству граждан.
Другим важным учением Руссо была его вера в то, что человечество по своей природе доброе, но испорченное обществом и цивилизацией. Это мышление было очевидно в его первой важной работе, Рассуждение о науках и искусствах (1750 г.), получившее Дижонскую премию. Руссо развил эту идею дальше во «Втором дискурсе » , также известном как «Рассуждение о происхождении неравенства» (1755 г.): по мере того, как общество становится более развитым, это уступает место новому типу корыстной любви, собственно любви . (любовь к себе/тщеславие) или необходимость соревноваться друг с другом за успех и признание.
«Человек рожден свободным, но везде в цепях».
Руссо также предложил свою теорию образования, которая в основном исследуется в его романе Эмиль (1762). Образование должно соответствовать природе, а это означает, что образование должно осуществляться в гармонии с развитием способностей и природных качеств ребенка. Это противоречит традиционной модели образования, в которой учитель выступает как авторитетная фигура, передающая ребенку заданные знания. Некоторые из этапов образования Руссо включают в себя поощрение ребенка к познанию мира посредством открытий и практического опыта. Таким образом, считает Руссо, человек может стать самостоятельной личностью.
Публикация Общественный договор и Эмиль , однако, возмутила французские и женевские власти, в результате чего Руссо был вынужден бежать в Швейцарию и Англию. На более позднем этапе своей карьеры Руссо написал больше автобиографических произведений. Les Confessions (1764-1770), первая автобиография, когда-либо написанная в истории литературы, посвящена его детству и юности, его приключениям в молодости, карьере писателя и жизни в изгнании. Его последняя работа, «Грезы одинокого бродяги» ( Les Rêveries du promeneur solitaire , 1776-1778), который представляет собой размышление о его жизни и философии, стал основополагающим текстом о развитии романтических чувств.