Философия жизнь определение: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — это… Что такое ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ?

Содержание

Философия жизни — это… Что такое Философия жизни?

Философия жизни
Основные понятия
жизнь, воля, эволюция

вечное возвращение, Бог умер
интуиция и понимание
культура и цивилизация
массы, элита, сверхчеловек

Тексты
Воля к власти, Весёлая наука

Рождение трагедии, Антихрист
Так говорил Заратустра
Творческая эволюция
Закат Европы

Люди
Ницше, Бергсон, Зиммель

Дильтей, Шпенглер, Крик
Ортега-и-Гассет

Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.

Происхождение

Философия жизни зародилась на фоне господства романтизма и явилась реакцией на рационализм эпохи Просвещения[1]. «Крестным отцом» этого течения считается Артур Шопенгауэр, чья философия причудливо совмещала в себе кантианские и буддийские мотивы

[2]. Если мир феноменов — это представления, то единственной известной нам вещью в себе является мировая воля.

Содержание

Основной темой нового направления в философии была интуитивно постигаемая жизнь (у Бергсона также фр. Duration — длительность) как целостная и динамически развивающаяся реальность. Собственно первым её представителем считается Фридрих Ницше[3], который ввел понятие воли к власти (нем. Der Wille zur Macht), которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции, а также социальное бытие (как дионисийское или творческое начало). У французского философа Анри Бергсона аналогичным понятием является жизненный порыв (фр. Élan vital). Объективацией (результатом) воли к власти являются культурные нормы и ценности. В теории познании философии жизни господствовал интуитивизм и альтернативный объяснению принцип понимания, который сближался с неокантианским методом гуманитарных наук (Дильтей). Интеллект и разум однозначно воспринимаются как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. В социальной философии проводилось различие между культурой как творческим периодом развития общества и цивилизацией как объективацией культуры (Г. Зиммель, О. Шпенглер)

[4]. С этим различием было тесно связано противопоставление творческой элиты (обладающей монополией на «жизненный порыв») инертным массам (Ортега-и-Гассет). Крайним случаем творческой элиты является сверхчеловек Ницше (нем. Übermensch).

Влияние

В дальнейшем философия жизни повлияла и подготовила появление герменевтики (через Дильтея)[5] и экзистенциализма[6] (через антропологию Шелера). Элементы философии жизни были заимствованы представителями гуманитарных науках (А. Тойнби, Л. Н. Гумилев), а также некоторыми идеологами Третьего Рейха (Э. Крик).

Примечания

Литература

  • Риккерт Г.
    Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998.

Ссылки

Жизнь | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЖИЗНЬ —особая форма  существования, характеризуемая  целостностью и способностью к  самоорганизации. Жизнь есть  специфический способ разрешения  противоречий внешнего и внутреннего, части и целого, конечного и бесконечного. Представления о жизни в  философии складывались в рамках  гилозоизма, витализма, креационизма, телеологизма, организмизма.  Гилозоизм, признающий «жизнь»  неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, отличен от  витализма, помещающего «жизненную силу» в косную материю. Организмические теории связаны с  пониманием жизни как органической  целостности, где невозможно  существование частей вне целого. В одной из разновидностей организмизма  «холизме» — «философии  целостности» (Н. Смэтс) — жизнь  рассматривается как процесс творческой  эволюции, в ходе которой возникают целостности различного уровня,  носителем которых является поле.  Целое, синтезирующее в себе  объективное и субъективное, носит  мистический характер. Высшей  формой целостности является  личность. Теория эмерджентной  эволюции (С. Александер, К.  Морган) — один из вариантов теле ологизма в понимании живого. Все живое рассматривается как результат качественных  изменений (эмерджентов),  происходящих в результате действия  идеальной силы — «низуса» — суть которого заключается в  стремлении к высшему, к божеству.  Концепция Тейяра де Шардена  рассматривает жизнь как  эволюционный процесс, охватывающий «преджизнь» (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Духовное начало — источник целостности -—  имманентно всему существующему и является движущей силой  эволюции. В философии А.Бергсона жизнь рассматривается в  качестве космической силы —  жизненного порыва, основы  непрерывного творчества новых  жизненных форм. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая  противоположность духа и материи и  постигаемая интуитивно. Жизнь  рассматривается в качестве  противопоставления естественного —  «искусственному», культуре; творчества — нормативности, тотальности рода — атомизированному индивиду,  интуитивно-познаваемого —  рациональному. В современной философии  наблюдается тенденция перехода от интерпретации жизни как  космического явления к ее «оповседневниванию». В работах Э. Гуссерля  понятие жизни, так же как и понятие культуры и понятие природы,  оцениваются как схематизации той  первичной очевидности, которая  выражается в понятии «жизненного  мира», мира в его значимости для  отдельного человека.

Философ Вячеслав Моисеев о феномене жизни — Реальное время

Вячеслав Моисеев — о теории струн, феномене жизни и философии всеединства

«Самый первый подход для описания феноменологии жизни — это просто перечислить признаки живых организмов: способность самодвижения, размножения, питания, роста, эволюции. И часто в биологии этим перечнем ограничиваются, но понятно, что это неглубокий подход. Это только первое прикосновение. Для науки стоит задача как-то обобщить эти разные феномены и признаки живого и выйти на какую-то сущность. А вот здесь уже большая проблема», — рассуждает философ Вячеслав Моисеев. В интервью «Реальному времени» он рассказал о том, как этот вопрос решают разные направления современного философского знания.

«В нашей культуре нет единого знания. Это порождает неадекватный образ знаний о мире»

— Вячеслав Иванович, философы, биологи, физики нередко объявляют свою область знаний ключевой в науке. Кто из них прав?

— Если научная дисциплина выходит на первый план, то есть оказывает преимущественное влияние на другие науки, то она и является ключевой. Допустим, в первой четверти XX века была революция в физике — создание квантовой механики, теории относительности. Конечно, эта дисциплина была ключевой. В настоящее время ключевой областью науки может быть построение модели искусственного интеллекта.

Получается такое чисто ситуативное, временное влияние какой-то одной области знаний. Но если говорить глобально, то мне представляется так, что реальность едина, поэтому знание об этой реальности тоже должно носить единый характер. Отдельные дисциплины — это просто разные стороны единого знания. К сожалению, в нашей культуре единого знания нет. Научное знание чрезвычайно специализировано, очень затруднено сообщение между разными дисциплинами. Это уже по определению порождает неадекватный образ знаний о мире.

Философия в какой-то степени должна была бы играть роль такого интегратора знания. И пока отдельные науки не отделились от нее, она выполняла такую функцию, но с XIX века происходит мощная специализация, возникновение отдельных научных дисциплин. Они выходят из состава философии, и сегодня получается такая парадоксальная ситуация, что философия — это общее без частного, а отдельные науки — частное без общего. В итоге происходит распад единой конструкции на общее и частное, которые не связаны между собой.

Фото Максима Платонова
В первой четверти XX века была революция в физике — создание квантовой механики, теории относительности. Конечно, эта дисциплина была ключевой. В настоящее время ключевой областью науки может быть построение модели искусственного интеллекта

Поэтому, с моей точки зрения, важнейшей задачей современной науки является усиление интегративных тенденций и движения к созданию какой-то интегральной науки или интегративного знания. Какая разница, как его называть, главное, чтобы оно носило синтетический характер, который бы интегрировал разные научные дисциплины.

— Какие появились новые области науки, которые пытаются сейчас соединить разрозненные области знаний? И какая область знаний развивается активнее всего и дает новые идеи для фундаментальных открытий в науке?

— В XX веке стали появляться такие синтетические науки. Это, например, кибернетика, синергетика, теория систем (или системный подход), экология и так далее. Но в последнее время эта тенденция как-то ослабла. Не знаю, с чем это связано, может быть, идет вторая волна специализации культуры.

Но все-таки интегративные тренды не исчезли. В последнее время появились когнитивные науки, очень активно развивается направление искусственного интеллекта — и влияет на многие другие направления. Кроме того, в самой физике есть направление к объединению квантовой механики и теории относительности, это то, что называется «теорией великого объединения». С точки зрения большинства физиков, наиболее перспективная теория — это теория суперструн.

Интегративные тенденции есть, но мне кажется, что они недостаточны. Сейчас нужно усиливать их и делать это движение более содержательным. Потому что идущие сегодня интеграции специализируются в каких-то частных направлениях, то есть возникают такие частные синтезы. Довольно сложно сегодня выйти опять на более интегральный синтез, который охватывал бы эти частные синтезы, выступал бы как синтез второго порядка.

Фото medium.com
Было предложено рассматривать элементарные объекты не как точечные, а как протяженные, которые находятся в некотором колебательном режиме, колеблются, вибрируют, как струна. В ней может возникать как главный тон, так и множество обертонов, то есть какой-то спектр разных частот, разных энергий

— Теория струн существует уже почти полвека, но о ней по-прежнему мало кто знает. В чем ее суть?

— Лично я довольно скептически отношусь к этому направлению, так же как и английский физик Роджер Пенроуз, например. Не все физики поддерживают идею, что эта теория окажется на самом деле выражением синтеза в науке. Но если говорить о ней, то лучше всего прочитать книгу Брайана Грина «Элегантная Вселенная». Главная идея этой теории в том, чтобы рассматривать в качестве элементарных объектов в физике не точечные объекты, которые не обладают размерами. В более стандартном подходе элементарные частицы моделируются как точки, а это вызывает ряд проблем, связанных с тем, что в самой этой элементарной частице может быть бесконечная энергия, непонятно, как здесь могут работать законы электродинамики и так далее. С таким подходом резко затрудняется возможность синтеза с теорией относительности.

Поэтому было предложено рассматривать элементарные объекты не как точечные, а как протяженные, которые находятся в некотором колебательном режиме, колеблются, вибрируют, как струна. В ней может возникать как главный тон, так и множество обертонов, то есть какой-то спектр разных частот, разных энергий. И если положить в основание такие протяженные колеблющиеся элементы, которые были названы «струнами» (или «бранами»), то тогда решается ряд математических задач в синтезе теории относительности и квантовой механики. В частности, решается проблема расходимости, возникновения бесконечной энергии при расчетах энергии поля в квантовой теории поля.

«На редукционистском полюсе жизнь сводится к физическому телу. А в интегративных подходах понятие жизни ближе к восточным философиям»

— Как современная философия подходит к понятиям жизни и смерти?

— Здесь огромный разброд и шатания. Вряд ли можно говорить о современной философии как о целостном феномене. Это огромное количество разных школ и направлений. Конечно, можно говорить о господстве каких-то школ в философии, например школы постмодернизма. Но тут же рядом существует интегральный подход американского философа Кена Уилбера, который пытается развивать более интегративные подходы в области философии, психологии и культуры в целом, синтезировать разные теории развития, разные рациональные традиции вместе с иррациональными. Он пытается вводить уровни сознания, пытается их строго описать и так далее. Здесь же есть и редукционистские материалистические направления, которые связаны с философией науки. Конечно, классического жесткого неопозитивизма, наверное, уже нет, потому что постпозитивизм уже оказал большое влияние на ученых. Но сциентизм — это тоже одно из современных направлений, которое считает, что наука — это основа, философия должна опираться на научное познание для построения своих конструкций.

На одном краю спектра философских направлений можно рассмотреть жесткие версии редукционизма. Это такое направление, которое сводит целые более высокого уровня к элементам, из которых они состоят и которые находятся на нижележащем уровне организации. То есть биологические системы сводятся к атомам и молекулам, к физико-химическим процессам, которые протекают в этих системах.

Другой край — это разного рода интегральные традиции в философии. Здесь будет и русская философия всеединства, которую когда-то основал Владимир Сергеевич Соловьев. Последним ее представителем был Алексей Федорович Лосев, который умер в конце XX века. Я развиваю направление, которое называется философией неовсеединства. Это попытка возродить и развивать далее идеи русской и мировой философии всеединства. Можно вспомнить тот же интегральный подход Уилбера, это такой противоположный полюс максимальной интегративности по отношению к редукционизму.

Кадр из документального фильма В. Косаковского «Лосев» / rusmir.media
Другой край — это разного рода интегральные традиции в философии. Здесь будет и русская философия всеединства, которую когда-то основал Владимир Сергеевич Соловьев. Последним ее представителем был Алексей Федорович Лосев, который умер в конце XX века

Если говорить о крайнем редукционистском полюсе, то, конечно, жизнь здесь рассматривается так же, как и в современной биологии и науке. Жизнь сводится, редуцируется к физическому телу. А само физическое тело, которое тоже состоит из множества уровней организации — это атомы, клетки, ткани, органы, организм, популяции, биосфера, — все это обрушивается до самого нижнего уровня организации, до атомов и молекул, до физических и химических реакций. Поэтому феномен жизни тут определяется как сложная физико-химическая система. То есть, по сути, живое понимается как неживое, как специфичное неживое.

А в интегративных подходах понятие жизни ближе к восточным философиям, к восточной метафизике, индийской философии, где феномен жизни рассматривается как такое многослойное многоуровневое образование, по отношению к которому наше физическое тело — только самый нижний уровень организации. И сущность живого находится на более высоких уровнях организации, которые могут принадлежать другой материальности, не чисто физической материи, но все-таки еще материи, просто она другого типа. И также сущность живого принадлежит вообще каким-то нематериальным, идеальным, духовным областям.

«Чтобы выразить сущность живого, нужна какая-то математическая модель. Но в математике для этого нет подходящих средств»

— По каким признакам вообще можно отличить живое существо от неживой материи?

С одной стороны, есть разные внешние признаки живого, которые мы наблюдаем у живых организмов и которые отсутствуют у неживых объектов. Это можно назвать феноменологией живого. Мы видим, что живое способно к самодвижению. Мы чувствуем, что когда падает камень, он падает под действием какой-то внешней силы. Эта внешняя сила проявляется и его толкает, а когда, например, кошка встает и переходит из одного места в другое, мы чувствуем, что она двигает сама себя.

Самый первый подход для описания феноменологии жизни — это просто перечислить признаки живых организмов: способность самодвижения, способность размножения, способность питания, роста, эволюции. Можно долго перечислять такие признаки. И часто в биологии ограничиваются как раз вот этим перечнем, но понятно, что это неглубокий подход. Это только первое прикосновение. Для науки стоит задача как-то обобщить эти разные феномены и признаки живого и выйти на какую-то сущность. А вот здесь уже большая проблема.

С одной стороны, мы имеем ответы всех народов и всех религий, что сущностью жизни является душа. И здесь очень простая формула живого — это тело плюс душа. Тело принадлежит физической материи, а душа — какое-то другое начало. По поводу нее можно спорить, но это точно другое начало. Возникновение жизни — это объединение души и тела, а смерть — это их распад, отделение души от тела. Но каким образом выразить в науке концепт души и стоит ли его вообще выражать? Тут в философии уже начинается разнобой. Есть два направления в философии биологии — редукционизм и холизм.

Фото Дмитрия Резнова
Мы видим, что живое способно к самодвижению. Мы чувствуем, что когда падает камень, он падает под действием какой-то внешней силы. Эта внешняя сила проявляется и его толкает, а когда, например, кошка встает и переходит из одного места в другое, мы чувствуем, что она двигает сама себя

Про редукционизм я уже говорил, это попытка свести все к атомам и молекулам. Для редукционистов ответ на вопрос о жизни относительно прост. Они говорят, что живое — это неживое, что биологическая система — это просто сложная физико-химическая система и нам не нужно ничего, кроме законов физики и химии, чтобы объяснить сущность живого. По большому счету для них биология — это прикладная физика, как самостоятельной дисциплины ее не существует.

А холизм (от греческого «холос») — это учение о целом. Холисты — сторонники того, что живое обладает неким новым качеством, которое отсутствует у неживого. Они связывают это с философией целого. Что такое целое? Это сумма частей, которая рождает новое качество, отсутствующее у этих частей по отдельности. Это качество еще называют эмерджентным, от английского to emerge — возникать, впервые появляться. То есть это то новое качество, которое появляется у целого, но отсутствует у его элементов. Этим качеством для живой системы как раз является феномен жизни. В этом смысле это не просто какое-то механическое объединение атомов и молекул, а это целое на атомах и молекулах, которое рождает новое качество, качество жизни.

Тогда главная задача — понять это качество, выразить его теми или иными конструкциями. Здесь очень большая проблема, потому что пока вы находитесь в науке, вы должны использовать научные модели для выражения фундаментальных конструкций. А использование научных моделей — это, по сути, математика. У нас нет никакого другого языка для построения моделей, кроме математики. Поэтому, чтобы вам выразить сущность живого как что-то особенное, чтобы выразить это эмерджентное качество, вам нужна какая-то математическая модель. А как только вы обращаетесь к математике, то вы сразу видите, что никаких подходящих средств для выражения феномена души, сознания, внутреннего мира просто нет, потому что вся современная математика была создана под запросы физики. То есть физика начиная с XVII века постоянно требовала от математики создания новых структур, которые можно было бы использовать для описания физических, то есть неорганических процессов.

В математике была создана соответствующая система структур, которая позволяла нам очень хорошо описывать неживое, но так же хорошо не позволяла нам понять феномен жизни. Это был своеобразный смысловой фильтр, надевая который на себя, на свой разум, мы систематически могли познать неживое и систематически отфильтровывали все, что относится к феномену жизни. В итоге у нас такая сложная ситуация.

В. С. Соловьев. Портрет работы Н. А. Ярошенко 1892 года. Фото wikipedia.org
Это очень интересная, оригинальная школа отечественной философии, основателем которой был русский философ Владимир Соловьев. Он прожил довольно немного, 47 лет, но за это время создал огромную философскую школу, которая имеет мировое значение

«Философии всеединства предположила, что в основе любого состояния бытия лежит состояние многообразия тех или иных начал»

— Расскажите подробнее о философии всеединства.

— Это очень интересная, оригинальная школа отечественной философии, основателем которой был русский философ Владимир Соловьев. Он прожил довольно немного, 47 лет, но за это время создал огромную философскую школу, которая имеет мировое значение.

Главной идеей этой философии является концепт всеединства, то есть это состояние максимального синтеза тех или иных начал. Синтезироваться может все что угодно. Это могут быть атомы, которые синтезируются в молекулу, молекулы — в клетку, затем синтезируется организм, общество, сообщества и так далее. И всеединство — это максимальный синтез, который максимален по двум параметрам. Во-первых, он максимален экстенсивно, синтезируя максимальное количество элементов в себе и, во-вторых, он максимален интенсивно, синтезируя элементы максимально органично, встраивая их в высшую органичную целостность.

Для представителей этой философии всеединство — это был своеобразный архетип, эталон, с точки зрения которого они пытались решить все основные вопросы. Например, что такое истина? Истина — это всеединство знания, это единство эмпирического и теоретического познания, разных методов познания. Например, научная теория — это высокое всеединство тех или иных ментальных смысловых частей, из которых состоит эта теория. Что такое общество? Общество — это социальное всеединство, органический синтез на людях, целое на людях. Таким же образом можно рассматривать все остальное. А, например, организмы — это целое на тканях, органах, клетках, это такое биологическое всеединство и так далее. Вопрос состоял в том, что состояние тем более совершенно, чем более оно приближается в синтезе своих элементов к высшему синтезу, к этому всеединству.

Эта школа всеединства особенно интересна тем, что она предложила оригинальное решение фундаментальных философских проблем созданием новой теории многообразия. То есть она предположила, что в основе любого состояния бытия лежит своеобразное состояние многообразия тех или иных начал. И это многообразие может находиться в разных формах, разных степенях. И для того чтобы улучшить это состояние, надо как бы привести его к более совершенному состоянию.

Фото Дмитрия Резнова
Соловьев рассматривает бытие Бога, природу Бога как высшее состояние всеединства, то есть он опять рассматривает этот концепт как состояние мирового и трансмирового многообразия всех начал

Философия всеединства может решить религиозно-философскую проблему. Соловьев рассматривает бытие Бога, природу Бога как высшее состояние всеединства, то есть он опять рассматривает этот концепт как состояние мирового и трансмирового многообразия всех начал. То есть вновь вечная религиозная проблематика, а с другой стороны, прописывание ее так оригинально с точки зрения нового учения о многообразии. В этом плане школа всеединства является своеобразной новой математикой. Учение о многообразии — это то, на чем стоит вся современная математика. То, что называется теорией множеств. Здесь Соловьев предлагает альтернативную холистическую (целостную) теорию множеств, или теорию многообразия.

И в этом плане, если этот проект продолжать дальше, то отсюда вырастает идея новой математики, идея нового учения о числе и нового учения о пространстве. Если мы строим другую, более холистическую теорию многообразия, то эта волна должна пройти по всей науке — и по математике, и по физике, и по всем остальным наукам, потому что они все в конце концов используют определенную теорию многообразия, которая заложена в современной математике. И меняя этот фундамент, Соловьев намечает проект смены вообще типа рациональной культуры в обществе. Построения ее не на философии Аристотеля, а на философии Платона, на более целостном, холистическом подходе.

Матвей Антропов

Справка

Вячеслав Моисеев — доктор философских наук, профессор, специалист в области философии науки, философской логики, философии биологии и медицины, биоэтики. Заведующий кафедрой философии МГМСУ, член правления Московского философского общества, член редколлегии журнала «Соловьевские исследования»

Общество

HYGGE — ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ


Hygge („huu-ge”) это слово для определения философии жизни, которая делает датчан самыми счастливыми людьми в мире. Это естественное блаженство, расслабление и спокойствие. Одним словом, все то, что приносит нам хорошее настроение. Это одно незаметное слово в последнее время нашло себе место в нашем словаре, и все указывает на то, что в нашей жизни также. Родился очередной тренд — все с сегодняшнего дня живут в стиле hygge.


фото: Pinterest

Если присмотреться к основным принципам Hygge, под определением которого скрывается практика создания приятной и уютной обстановки, от которой зависит наше хорошее самочувствие, то, вероятно, большинство, если не все, в той или иной мере пытаются создать интерьер своего дома или ввести ежедневные ритуалы, чтобы после целого дня забот окунуться в отдых и спокойствие. Для некоторых это будут приглушенные цвета, купальная комната в стиле дзен, для других теплое одеяло, свечи и горячий шоколад. Для большинства успокаивающее действие оказывает контакт с природными материалами, такими как дерево или лен. Сколько людей, столько и способов для hygge. Каждый сам должен ответить на вопрос о том, что приносит ему радость, что дает счастье и отдых. Кто-то отдыхает в одиночестве с книгой, кого-то расслабляет йога, а еще кого-то встреча у костра среди самых близких друзей. Но есть один знаменатель – ничего насильно, потому что «так надо» или «так следует».

Так как же позаботиться о своем собственном Hygge? На это состояние огромное влияние имеет наше окружение, поэтому важно устроить дом в соответствии со своей эстетикой и стилем жизни. Так, чтобы в конце дня пребывание в гостиной приносило удовольствие, чтобы не расстраивал цвет стен в спальне, а кухня способствовала получению радости от еды. Если вы едите в ресторанах, вам не нужна большая столовая. Если, в свою очередь, вы любите встречи с друзьями, совместные просмотры матчей или фильмов, стоит позаботиться о соответствующем пространстве в гостиной. Не бойтесь создавать себе такой интерьер, какой вам нужен. Не надо слепо следовать тенденциям, пусть то, что предлагают трендсеттеры, будет только вдохновением для создания интерьеров, созвучных с нашей душой. И тогда, в таком окружении, с бокалом вина или чашкой горячего какао, мы будем находиться в состоянии hygge каждый день.

 

HYGGE ПО ВСЕМУ ДОМУ — СОВЕТЫ:

Прихожая — помните, это «переходная зона между внешним миром и внутренними помещениями дома. Что самое важное — это своего рода «здравствуйте» для Вас и Ваших гостей, поэтому Вы можете много сделать уже с порога. Помните — должно быть мило, но практично, безделушки спрячьте в комод, одежда должна жить в шкафу, вешалка предназначена для гостей. У Вас каждое утро проблемы с ключами — создайте им постоянное жилье. Улыбнитесь своему отражению в зеркале и наслаждайтесь тем, что Вы у себя дома.


фото: Pinterest

Кухня — hygge следует за удовольствием, так что это место должно приглашать, давая обещание, что то, что возникает в нем, является настоящим, естественным. Украсьте его с пользой — пусть горшки, но с травами — приятно и практично. На кухне созидают, каждый повар знает, что аскетически чистые столешницы, скорее чрезмерно, не обещают потрясти вкусовые рецепторы. Каждый из нас помнит запах пирогов, которые пекли наши бабушки, стоит культивировать традиции, чтобы и наши дети вынесли такие воспоминания из семейного дома.


фото: kaboompics.com


фото: kaboompics.com

Гостиная — это место никогда не ассоциируется с одиночеством. Hygge приглашает проводить время с близкими В скандинавской культуре дом является безопасным убежищем, в котором семья собирает силы, гостиная это место, которое объединяет — совместное караоке с близкими, кино на DVD или просто ничегонеделание перед камином. Самой ожидаемой реакцией является размещение наших гостей удобно, на диване или в кресле, завернувшись в плед. Наверное нет большего комплимента для хозяина, чем то, когда он видит, что гости чувствуют себя у нас так хорошо, как в собственной гостиной.


фото: Pinterest

Спальня — ну что ж, это самая интимная часть дома, так что договоримся, она должна быть такой, чтобы Вы могли зарядить свои аккумуляторы, снять все с себя — как буквально, так и в переносном смысле. Удобная кровать это, наверное,единственное требование, весь интерьер должен быть настоящим, таким, какой Вам действительно нравится — здесь мы не должны ничего скрывать, в конце концов, сюда не заглядывает никто чужой, это только наше помещение.


фото: Pinterest, kaboompics.com

Нужно помнить — природа и естественность прежде всего — окружите себя тем, что является настоящим, никаких заменителей, как в интерьере, так и в жизни. Никто из нас не любит эрзац-шоколад…


фото: kaboompics.com

 

autor: Barlinek Institute of Design /  interiorsdesignblog.com 

Фрилуфтслив (Friluftsliv): Норвежский аутдор, или Философия жизни в гармонии с природой

Сознательное отношение к природе и активный отдых должны идти рука об руку, именно поэтому мы продолжаем рассказывать вам о современных подходах к экологической ответственности. В этот раз речь пойдёт о северном видении активного отдыха, а, вернее, о целом течении, которое является неотъемлемой частью жителей Скандинавии.

В начале было слово, и это слово — Friluftsliv

Во многом благодаря 30-летнему развитию компании АльпИндустрия у многих российских любителей активного отдыха на природе появилось в обиходе слово под названием аутдор (outdoor), которое включает в себя множество активностей на открытом воздухе и, скорее всего, относится и к вашему досугу или хобби.

«Всё просто», — скажете вы. И будете, в целом, правы: в Америке — outdoor, в России, пускай, это будет называться широким определением туризма, но вот, почему-то, скандинавы, а именно норвежцы, занимают несколько иную позицию в этом подходе. Давайте разберемся, почему.

История Норвегии берёт своё начало или рождается из мифических рассказов скандинавского фольклора, который исходит из самого сердца природных ландшафтов Норвегии. Уверен, что те из вас, кто успел побывать в скандинавских странах или предпочитает Русский Север, прекрасно понимает, о чём идёт речь.

Итак, в основе скандинавского outdoor-движения заложено природное очарование Норвегией, которое именуется Friluftsliv (англ. free-loofts-liv; с норвежского fri — свободный, luft — воздух, liv — жизнь) и переводится как «Свободный воздух жизни», «Жизнь на открытом воздухе» или «Свободная жизнь под открытым небом». Так же, как и определение outdoor, значение слова friluftsliv выходит далеко за пределы его перевода и фокусируется больше на динамических отношениях человека с природой.

Портрет Генрика Ибсена.

Впервые это слово было опубликовано в 1859 году в стихотворении известного норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906) «На высотах» («På Vidderne»), увы, в русскоязычном переводе В. Рождественского это слово пропадает (ниже приводим норвежский текст, перевод Рождественского и наш вариант перевода на русский).

Главный герой стихотворения ищет одиночества, он оставляет мать и отправляется в дикие уголки норвежской природы, чтобы прояснить свои мысли, и живёт в маленьком домике среди гор и лесов. Кстати, есть мнение, что самого Ибсена на Фрилуфтслив вдохновило французское выражение «La vie en plein air», которое буквально означает «Жизнь на открытом воздухе».

I den øde sæterstue
al min rige fangst jeg sanker;
der er krak og der er grue,
friluftsliv for mine tanker

Хоть избушка здесь убога,
Но живу я в ней богато.
Самый воздух тут подмога—
Вот и стала мысль крылата.

Пусть дом одинок мой и брошен,
Для жизни есть всё, и я жив:
Очаг есть, и стол есть, и ложе,
И в мыслях моих Фрилуфтслив.

Затем уже известный нам путешественник Фритьоф Нансен (1861-1930) стал тем человеком, кто закрепил понятие Фрилуфтслива в сознании норвежского народа. Его образ жизни стал примером и поведенческой моделью для потомков. А свои идеи он подытожил в книге, которая на норвежском называется — угадаете, как? Именно! «Frilufts-liv».

Нансен писал о том, что в течение миллионов лет люди жили под открытым небом, охотились и рыбачили, проводя большую часть свое жизни под открытым небом. Но цивилизация и культура, которые мы создаём на протяжении последних тысячелетий, заставляют нас перейти на другую сторону. И тем не менее, в современном образе жизни всё ещё идёт борьба за то, чтобы установить баланс между человек и природой. В Норвегии всегда стремились к простой жизни, к жизни в гармонии с природой, к жизни на природе, и окружающая среда всегда была для норвежского народа естественной и неотъемлемой частью жизни.

Фритьоф Нансен, земля Франца-Иосифа, 1896 год.

Наконец, в 2000-2001 гг. понятие Фрилуфтслив было официально определено аж в послании норвежского парламента, именуемого Стортингом. Фрилуфтслив в нём определяется как пребывание на природе и активный отдых на природе в свободное время с целью получения нового опыта и изменения окружающей среды. Это понятие используется по сей день и также включает организованные мероприятия, как ориентирование, различные спортивные соревнования, обучение и другие формы активного времяпрепровождения в зелёных зонах в черте города (парках, садах и т.д.).

Фрилуфтслив: на пути к новому видению

Теперь обратимся к философии Фрилуфтслива и её становлению.

После резолюции о союзе с Данией (с 1536 по 1814 гг.) в Норвегии стали всё больше внимания уделять подлинно норвежскому стилю и культуре. Горы и фьорды, деревня и мифические боги были романтизированы художниками и писателями. Полярные герои стали главными национальными символами. Всё больше и больше людей хотели испытать настоящую Норвегию. На волне такого интереса к изучению и преодолению природы в 1868 году была создана первая Норвежская туристическая ассоциация, призванная облегчить доступ к диким природным территориям. К этому стоить ещё добавить, что это не только первая туристическая ассоциация, созданная в Норвегии, но и одна из первых в мире.

Подобное развитие исследований природы в середине XX века отразилось на норвежском законодательстве, и в 1957 году появился закон под названием Allemannsretten, что примерно переводится как «Право на путь». Основное положение закона Allemannsretten позволяет туристам проходить по частным территориям, заранее при этом согласовав свой маршрут, и даже встать на ночлег на чужой территории не более чем на 2 дня (при условии, что вы будете вежливы и будете держаться на расстоянии не мене 150 метров от жилых зданий).

Норвежский закон «Право пути» имеет очень большие сходства с американской культурой Freedom to Roam (свобода передвижения). Эта культура долгое время служила одним из призывов всем путешественникам от американской компании Patagonia, которая славится своими экологическими лозунгами, а с недавних пор ещё и смело обличающими разрушительные для экологии действия политиков.

Налицо лишь языковые барьеры одного и того же культурного движения, развитие которого началось в те времена, которое часто называют революцией хиппи, — счастливые 60-е, человек идёт навстречу природе. 60-е стали не только датой рождения большинства всемирно известных американских аутдор-брендов и появлением новых школ скалолазания (Big wall climbing), но и зарождением экологического движения одновременно на двух континентах планеты.

В Америке этим местом стала долина Йосемити в Калифорнии, откуда берут своё начало легендарные истории Ивона Шуинара (Yvon Chouinard, основатель Patagonia) и Дугласа Томпкинса (Douglas Tompkins, основатель The North Face).

В Скандинавии таким местом стала гора Стетинд (Stetind), расположенная в малонаселённом пункте Тюсфьорд (норв. Tysfjord) в Северной Норвегии. Несмотря на высоту всего 1392 метра, этот гранит славится непростыми маршрутами, а норвежцы называют Стетинд Gudenes ambolt, что в переводе означает «наковальня богов».

Весной 1966 года молодые альпинисты из Тронхейма, услышав о достижениях скалолазов из Йосемити, решили сделать «невозможное» и подняться по западной стене горы Стетинд. В начале июля группа из шести человек, в составе которой были норвежский философ Арне Нэсс (Arne Dekke Eide Næss) и будущая звезда норвежского альпинизма, а пока что инженер Нильс Фаарлунд (Nils Faarlund), разбила базовый лагерь у подножия западной стены. В течение двух недель группа совершила несколько первопроходов, которые открыли западную стену от лагеря до вершины Вествегген (Vestveggen).

Арне Наээсс.

Однако самое интересное происходило не только на горе, но и в базовом лагере, у костра, в беседах о философии, науке и природе. В то время молодые альпинисты были обеспокоены двумя вопросами. Во-первых, как бы они могли объяснить людям тот факт, что риск и опасные для жизни восхождения, в которых они проводят своё время, могут быть полезнее монотонной работы в центре Норвегии. А во-вторых, во время походов по горным хребтам они увидели, как новые дороги и строительство гидроэлектростанций разрушили множество красивых мест в Скандинавии.

В результате жарких дискуссий у них родилась идея сохранения дикой природы, без которой невозможно сохранение самой жизни, и желание самим стать частью этого движения. Из этих мыслей родились основные положения Фрилуфтслива:

Фрилуфтслив — это способ воплощения в жизнь ценностей экологической философии. Быть на природе, ощущать гармонию с природой — это может доставлять человеку истинное наслаждение. Это свойство, с которым мы, люди, приходим в этот мир. Именно благодаря ему мы выжили как вид — познавая окружающую нас среду и находя взаимопонимание с ней. А наградой за этот процесс познания становится та радость, которую человек способен испытывать от нахождения на природе.

Их обсуждения в базовом лагере легли в основу новой прикладной теории под названием «Глубинная экология», которую начал создавать молодой, 24-летний профессор философии Арне Нэсс. Нильс Фаарлунд после восхождения оставил свою инженерную карьеру и открыл школу гидов.

Спустя 20 лет с философскими идеями Арне Нэсса знакомится Дуглас Томпкинс. Эти мысли так сильно откликнулись в нём, что он принимает решение продать свой бренд Esprit и часть акций The North Face и купить несколько тысяч гектар земли в Южной Америке, чтобы создавать там национальные парки, где идеи Арне Нэсса о сохранении дикой природы будут реализованы на практике.

Кристина Томпкинс и Арне Нэсс.

Так что же такое Фрилуфтслив сегодня? Это скандинавская традиция активного отдыха под открытым небом, подразумевающая бережное отношение к природе и непричинение вреда окружающему миру. При этом такой досуг полностью исключает любые моторизованные средства передвижения. Хотя на этот счёт существуют разные мнения, к примеру, почему бы не считать поездки на снегоходах частью Фрилуфтслива?

Сейчас философию «наружной жизни» поддерживают все Скандинавские страны, жители которых проводят свой отдых в лесах и горах, они просто покидают крупные города, чтобы насладиться природой. Более того, Фрилуфтслив — одна из действующих концепций управления туризма в Норвегии.

Нильс Фаарлунд — норвежский тренд туризма

В 1966 году Нильс Фаарлунд принял решение уйти от своей инженерной карьеры, чтобы стать горным гидом и полностью посвятить себя природе. Благодаря такому повороту судьбы он известен тем, что основал первую школу Норвегии по альпинизму (Høgfjellskolen), которой руководит вот уже 48 лет, и преподавательский курс о культуре Фрилуфтслива в Норвежской школе спортивных наук. Он также стал автором нескольких книг, одна из которых «Friluftsliv — En dannelsesreise».

Нильс Фаарлунд.

«Я вырос в 1940-х годах, когда в лесах было органическое земледелие и скотоводство», — говорит Нильс. — «В то время игры и прогулки по лесу были частью нашего образа жизни в норвежской сельской местности». Нильс использует норвежское слово friluftsliv на английском языке, утверждая, что его невозможно перевести, это слово глубоко укоренилось в норвежской культуре и является одним из самых любимых слов в Норвегии.

Суть альпинизма, как я это вижу, не в том, чтобы добраться до вершины. А в том, чтобы полностью погрузиться в происходящее и за счёт этого полностью погрузиться в природу. И испытать глубокую, истинную радость. Именно в этот момент вы тоже захотите защищать природу.

Нильс также щедро делится своим опытом с норвежскими производителями туристического снаряжения и участвует в разработке новых моделей рюкзаков и палаток для альпинизма, например, для Bergans. На протяжении полувека он по-прежнему пропагандирует истинно норвежский стиль, где используются только натуральные материалы, как шерсть и хлопок, и особенно любит свою австрийскую шерстяную рубашку.

Американский Outdoor vs. Норвежский Friluftslif

А теперь самое интересное. В заключение, на примере лыжников посмотрим, каким критериям в туристической одежде придерживается Friluftslif и прочитаем комментарии по этому поводу от самого Нильса Фаарлунда. А выводы и выбор, конечно, за вами 🙂

Иллюстрация: Пол X. Джонсон.

Норвежский стиль

Натуральные ткани и дань традиции

  1. KART I KARTMAPPE («Карта в карте») — Карта всегда под рукой, поэтому ей просто нужна хорошая защита.
  2. ULL INNERST — Шерстяное бельё всегда было настоящим норвежским достоянием, потому что оно всегда дышит и греет ровно столько, сколько нужно.
  3. BOMULLSANORAKK (хлопковый анорак) — Штормовая куртка необязательно должна быть пропитана, в первую очередь должна быть ветронепроницаемой и дышащей и обязательно должна состоять из нескольких слоев.
  4. NIKKERS — Брюки, предпочтительно, должны состоять из натуральных материалов, как шерсть или прочный хлопок. Важный момент, что низ брюк не должен намокать, поэтому должна быть возможность укорачивать брюки.
  5. ULLSTRØMPER («Шерстяной») — Длинные шерстяные носки, которые в этом стиле играют очень важную роль, поскольку при больших переходах дают ногам возможность дышать, но при этом согревают.
  6. GAMASJER — Короткая гетра препятствует попаданию снега и влаги во внутрь ботинка.
  7. STØVLER («Ботинки») — Три скандинавских правила про ботинки: водонепроницаемые, дышащие, прочные.

.

Американский стиль

Мода и технологичные синтетические материалы

  1. GPS — Снижает навыки человека ориентироваться и постоянно отвлекает мыслями о заряде батареи.
  2. SYNTETISK INNERST — По мнению Нильса, синтетическое волокно переносит влагу и вы потеете, потому что волокна не дышат. Более того, реклама запущенная в Норвегии в 1960 году благодаря компании Helly Hansen под лозунгом «Синтетика тёплая, как шерсть, и отводит влагу» была признана недействительной благодаря доказательствам, которые Нильс приводил в своей работе.
  3. GØRR-TEX
  4. OLJEPELS («Нефтянная кожа») — Нильс противник одежды из Gore-Tex. По его мнению, она ненатуральная, вредит окружающей среде и в будущем становится водопроницаемой.

.

Post scriptum

В альпинизме очень мощный диалог с природой. Ты прикасаешься к горам, и в это же время горы навсегда оставляют свой след в тебе. И в этом диалоге ты глубоко осознаёшь самого себя.

На сегодняшний день, если вы спросите норвежцев о Фрилуфтсливе, то девять из десяти ответят, что они большие приверженцы этого стиля и очень любят отдыхать на природе. Сегодня это определение используется не только норвежцами, но и шведами и датчанами, причём применимо практически ко всем вариациям активного отдыха на природе, начиная обеденными перерывами в лесу и поездками на велосипеде.


Скандинавские бренды в АльпИндустрии


Список первоисточников


Андрей Маслов

Почти 6 лет был сотрудником АльпИндустрии, успешно совмещая работу в компании с путешествиями по разным уголкам планеты: паломничество в Тибет, альпинистские сборы в Уллу-Тау, сплавы по рекам Севера и другие странствия. Всё это привело к экологической осознанности, к которой приходят многие любители активного отдыха на природе. Был участником множества волонтёрских проектов в заповедниках России. В данный момент работает в сфере экологического просвещения и туризма.

Что такое жизнь?

Жизнь — способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных).

В жизни есть свои минимумы и максимумы. Минимальная жизнь — это наличие двух фаз жизненного цикла: обмена веществ (метаболизма у одноклеточных организмов) и размножения (митотического деления у них же).

Своего максимума жизнь достигает с появлением человека. Над двумя фазами жизненного цикла надстраиваются психика (то, что досталось человеку от животных) и культура.

У живых организмов и существ жизнь — биологическая форма деятельности, у человека — биосоциальная форма.

Для человека жизнь — деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

  1. Растительная жизнь — это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.
  2. Животная жизнь — это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.
  3. Культурная жизнь или жизнь в культуре — это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

Такое деление жизни намечалось уже у Аристотеля. Эти три жизни относительно самостоятельны, одинаково важны для человека, взаимодействуют, взаимовлияют и опосредуют друг друга. В итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь.

Наличие третьего уровня жизни у человека делает его жизнь принципиально отличной от жизни растения или животного и это отличие увеличивается с каждым шагом по пути прогресса культуры.

На основе сказанного можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Осенняя школа, которую провел факультет гуманитарных наук при поддержке Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, дала старшеклассникам из регионов России возможность на некоторое время почувствовать себя столичными студентами. Программа школы включала не только лекции и практические занятия на факультете гуманитарных наук с лучшими преподавателями Школы философии, но и знакомство с московскими достопримечательностями и стилем жизни и даже экскурсию в общежитие ВШЭ.

Из ста человек, подавших заявки на участие в школе, были отобраны 22, причем среди них были как активные участники и победители олимпиад, всерьез интересующиеся философией, так и ребята, которые испытывают сложности с самоопределением, не знают, какое гуманитарное направление выбрать.

«Работая со школьниками, мы постоянно сталкиваемся с мнением, что философия — это что-то непонятное, бесполезное, но в то же время звучащее по-умному, — рассказывает заместитель руководителя Школы философии ВШЭ Тарас Пащенко. — Многие старшеклассники сталкивались с философией только в рамках школьного обществознания, где философские идеи представлены крайне избирательно и фрагментарно. Читая присланные заявки, мы поняли, что многим хочется разобраться прежде всего для себя, что же такое философия. Наша задача состояла главным образом в демонстрации участникам, чем могут заниматься современные философы. Мы старались показать ребятам, что философия — это не страшно и бесполезно, но интересно и применимо».

Вместе с лучшими преподавателями Вышки участники отвечали на вопросы о том, что такое справедливость, зачем нужно государство, что такое счастье, рассуждали о сериальных трендах, путешествиях во времени, философии в видеоиграх, учились проводить мысленные эксперименты, решать задачи, не имеющие решения, анализировать философские и литературные тексты.

У меня было представление, что философы — это такие угрюмые, грустные, поражающие насмерть своим взглядом дяденьки

«Участники школы поразили меня двумя особенностями, которые я редко обнаруживаю у абитуриентов даже по отдельности и еще реже — вместе, — рассказывает старший преподаватель Школы философии ВШЭ Виктор Горбатов. — Во-первых, они демонстрируют, помимо довольно неплохих знаний, еще и хорошее интуитивное понимание того, зачем нужны гуманитарные науки. С этой интуицией, конечно, нужно много работать, чтобы превратить ее в ясное и четкое понимание, но то, что она есть у ребят уже сейчас, очень важно. Во-вторых, участники этой школы отличаются, как мне показалось, какой-то особой открытостью, непринужденностью в общении. Они довольно быстро нашли общий язык между собой и, похоже, сдружились. Но гораздо важнее, что и с преподавателями они готовы поддерживать живой и искренний диалог. Мне было бы очень приятно увидеть всех этих ребят в числе наших студентов в следующем году».

После занятий в аудиториях Вышки ребята ходили на экскурсии в музей Булгакова и по городу, гуляли по центру современного искусства «Винзавод», были на показе фильма «О, Интернет! Грезы цифрового мира» в рамках Международного фестиваля кино о науке и технологиях «360°», посетили студенческий городок НИУ ВШЭ «Дубки». А по вечерам, вместе со студентами программы «Философия» играли в философскую «Мафию», читали Декарта, обсуждали современное кино.

«Такого рода проекты объясняют, как должны работать гуманитарные факультеты сегодня, — считает доцент Школы философии ВШЭ Кирилл Мартынов. — Рекрутинг талантливых, неслучайных и мотивированных людей должен вестись на творческой основе задолго до ЕГЭ – так, чтобы первокурсник-философ понимал, зачем и куда он пришел. В этом я вижу залог того, что студенты и на факультете будут создавать больше современных творческих проектов, таких как Философский дискуссионный клуб. А это, в свою очередь, гарантия того, что Школа будет иметь интеллектуальные ресурсы для развития собственных научных исследований. Ну и конечно, на меня большое впечатление произвела дискуссия со старшеклассниками о наследии стоиков, в ходе которой они исправляли мои неточные цитаты из Марка Аврелия».

А вот что рассказали об осенней школе сами старшеклассники.

 

Тамара Шекунова, 11 класс, Набережные Челны

Наверное, главное, почему я решила поехать на школу, — это желание увидеть вживую лекторов, которые там были. С половиной из них я была заочно знакома, они со мной, конечно, нет. Чьи-то статьи я читала, кого-то видела на «ПостНауке». А вторая причина — мне хотелось познакомиться с теми, кто тоже, может быть, будет поступать на философию. Мне очень хотелось увидеть Вышку, потому что для меня это приоритетный вуз.

Зачем изучать философию? Повторю то, что нам на занятиях говорил Кирилл Мартынов: это структурирует мысли, учит анализу огромных объемов текстов и вообще информации, поступающей нам. И просто повышает общий уровень эрудиции. Все равно, когда ты видишь человека с философского или кого-то проходившего рядом — с ним намного приятнее общаться. Я знаю очень много технарей, которые изучают философию для интереса.

С чего начать изучение философии? Опять пойду следом за моим любимым Мартыновым и укажу три пути. Прежде всего, можно взять что-то из практической философии, что-то из стоиков, потому что это действительно может заинтересовать любого человека. Второй путь — выбрать что-то научно-популярное вроде Ричарда Докинза. «Бог как иллюзия» или что-то подобное, связанное с эволюцией, модернизацией, индустриализацией общества. И третий путь — это двадцатый век, искусство, связанное с философией. Например, Мишель Фуко, а еще Жиль Делез.

 

Эмиль Тулиганов, 11 класс, Уфа

Трудно сказать, когда я впервые столкнулся с философией, потому что с философией мы все живем, ну по крайней мере те люди, которые задумываются о своей жизни. Если упрощать, то, наверное, самый первый раз это было лет в шесть-семь на даче — мне было грустно, я пошел на берег реки, сидел там и думал о жизни. Но философия именно как наука появилась в моей жизни вместе с олимпиадами по обществознанию, когда в это же время в школе на уроках начали проходить всякие философские концепции.

Раньше я иронизировал, что философы — это какие-то алкоголики, которые за столом рассуждают о жизни. А если серьезно, у меня было представление, что философы — это такие угрюмые, грустные, поражающие насмерть своим взглядом дяденьки. Теперь я понял, что люди, изучающие философию, имеют большой — как словесный, так и интеллектуальный — багаж, с ними очень интересно поговорить, их очень интересно послушать. Очень радует, что преподаватели на школе старались не дистанцироваться от учеников, а как-то ближе к нам находиться.

Школа Вышки — это класс, это топ, это круто, это интересно, это какие-то новые перспективные идеи, которые хочется развивать. Например, нам с другом захотелось провести что-то подобное в Уфе — думаю, получится. Словом, это знакомства, вдохновение, и веселье, конечно же.

 


Максим Фетисов, 10 класс, Ростов-на-Дону

Имена таких философов, как Платон и Аристотель, преследовали меня почти всю сознательную жизнь — кто-то где-то их упоминал, они возникали, чем бы я ни занимался. Я думаю, что разбираться в базовых философских теориях и концепциях нужно для того, чтобы разбираться непосредственно в жизни. Достаточно сложно осознать, для чего ты живешь, как жить правильно. Лично мне изучение философии, хотя бы в рамках осенней школы, помогло немного разобраться в собственной жизни.

Я бы хотел поступить в Вышку, МГУ или МГИМО. Не могу сказать, что направлю свою деятельность конкретно на философию — скорее буду заниматься больше политологией, но в этой области тоже много от философии. Вообще философия — это то, что проникает практически во все сферы науки и жизни, поэтому полученные знания в любом случае мне пригодятся.

 

Алиса Ракитина, 10 класс, Омск

Я обыкновенный подросток. Люблю делать оригами, слушать старые радиопередачи, заниматься лепидоптерологией, играть в видеоигры. Впервые с философией мне пришлось столкнуться в начале этого учебного года. Хотя к тому моменту я имела представление об основополагающих теориях и концепциях, большое количество нового материала вызвало серьезные затруднения. Это не могло не расстраивать, но интерес к философии все равно продолжал расти. И вдруг осенью на мой электронный адрес пришло уведомление о проведении осенней школы. Было бы глупо не воспользоваться такой отличной возможностью.

Наиболее значимым философом я считаю Никколо Макиавелли, поскольку разделяю его идеи отделения морали от политики и необходимости в сильной государственной власти. Зачем современному человеку изучать философию? Задавая вопросы, не имеющие ответа, человек расширяет рамки собственного сознания, избавляется от пыльных стереотипов. Я думаю, что философия предназначена абсолютно для всех с той лишь оговоркой, что серьезное ее изучение требует соответствующего образования.

Смысл жизни согласно различным философиям

Можно ли одним словом передать смысл жизни? Возможно, это наивно, но нет ничего плохого в том, чтобы получить простой ответ на, казалось бы, простой вопрос: зачем жить? Здесь мы визуализировали наиболее известные философии, которые занимались этим вопросом за последние 5000 лет.