Философия жизни основные идеи и представители: Глава I Части четвертой. «Переход от классической философии к неклассической» — Департамент философии

Содержание

общая характеристика и основные положения


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

1 Философия жизни: общая характеристика и основные положения…..

2 Философские аспекты психоанализа……………………………………
3 Характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда..

4 Заключение……………………………………………………………….

5 Список литературы………………………………………………………

Введение

Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку даёт ответ на вопрос как жить.

В теоретическом плане философия обеспечивает целостное представление о мире и человеке, в практическом – умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных проблемах бытия и человеческого существования.

В современном мире философии явно недостает престижности, чтобы ее изучение изменило поведение большинства людей.

« Но в род богов не позволено войти никому, кто не был философом и не очистился до конца» — Платон.

Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.

Рассмотрим в контрольной работе «философию жизни», а также философию фрейдизма и неофрейдизма.

Задачи работы:


  • Во-первых, следует дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность.

  • Во-вторых, рассмотреть философские аспекты психоанализа;

  • В-третьих, выписать наиболее характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда, и объяснить их.

Философия жизни: общая характеристика и основные положения
«Философия жизни» — направление в философии, сложившееся на рубеже XIX-XX вв. в Германии ( Ф.Ницше, В.Дильтей (1833-1911), Г.Зиммель (1858-1918), Л.Клагес ( 1872-1956), О.Шпенглер ( 1880-1936)) и Франции ( А.Бергсон)


  • Онтологическая сущность «философии жизни».

«Философия жизни» критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Её представители сходятся прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не
рациональное
основание, а иррациональное реальность – « жизнь» как «творческая эволюция», целостный ,органический «поток», в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, к которому в полной мере приемлемы слова Гераклита « panta rei » (всё течёт), необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью», которая не поддаётся научному анализу. Жизнь в таком её понимании и составляет содержание и сущность бытия. Собственно жизнь – это и есть бытиё. Такова онтологическая сущность «философии жизни».

  • В гносеологическом аспекте

Главная идея «Философии жизни» состоит в том, что на смену, опирающийся на разум классической философии должна придти философия, «вытекающая из полноты переживания жизни». На место логики и рационального познания заступает «вчувствование» в жизнь, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни – не материя, а дух, который выражает «подлинную эволюцию» мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не « науки о природе», а « науки о духе», которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и.т.д. Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и «эстетическая интуиция». В силу этих обстоятельств философия жизни оказалась тесно связана с культурой, литературой и искусством.

Основными представителями «философии жизни»: Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер, Л. Клагес и др. Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется тем, что само понимание жизни является достаточно неопределенным и разные авторы вкладывали в него различные содержание.

Для Ницше «жизнь» есть «воля к власти», Бергсон понимает «жизнь» как космический «жизненный порыв», Дильтей и Зиммель рассматривают «жизнь» как культурно — исторически обусловленный поток переживаний.

В теории познания «философии жизни» придерживается позиции антисциентизма, иррационализма и интуитивизма. Наука, опирающаяся на рассудочно-механическое познание, может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Жизнь невозможно понять с помощью разума, она доступна лишь переживанию постигается внеинтеллектуально, интуитивно. Общество, как биологический культурный организм, не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и несводим к другому, развивается циклично.

Многие представители «философии жизни» были среди тех, кто подметил отрицательные стороны промышленного переворота, те негативные явления, которые возникли вместе с появлением капиталистических отношений и научно-техническим прогрессом, а вместе с этим кризисные процессы в области культуры. Различно объясняя причины этого кризиса, сторонники «философии жизни» часто выступали в защиту « аристократической», «элитарной» культуры.

Значительное влияние «философии жизни» на духовную жизнь западного общества сохранилось вплоть до 20-х гг. XX столетия. На смену ей пришли «философская антропология», экзистенциализм, персонализм и др. опирающиеся на основные положения «философии жизни», но существенно их преобразовавшие.

Ф. Ницше, один из наиболее ярких представителей «философии жизни», вошёл в историю с дерзкой идеей – «взглянуть на науку под углом зрения художника». Он говорил о себе как об «артисте со склонностью к исторической науке» [2,178]. Его художественной натуре был близок романтизм И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода). Ницше с самого начала обратился к истории духа, в котором видел всегда по-новому индивидуализирующую себя жизнь, движущую силу становления, всплывающую из «бессознательного» и никогда не исчерпывающую себя в рациональных процессах и целеполагании.


  • Ницшеанская философия духа – это прежде всего идея жизни, обоготворяющая бессознательную творческую силу и потому презирающая всякую экономику и «человеческие массы».
    Другими словами, это непреклонный и последовательный аристократизм. Ницше был убеждён, что над массами господствуют низкие потребности и рабское стремление к подчинению и силе.

Философские аспекты психоанализа
Основатель психоанализа – австрийский врач, психолог, Зигмунд Фрейд (1856-1939). Разработанный им в конце XIX- начале XXв. психоанализ, с одной стороны, представлял собой метод лечения психических заболеваний, а с другой – теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры ( фрейдизм).

Большое влияние на идеи З.Фрейда оказала философия жизни, и прежде всего философия Ф.Ницше. Подобно ей, возникновение психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистического и механистического объяснения человека, его поведения и деятельности.

В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. При этом его сознание – это лишь «вершина айсберга», «прихожая», а все остальное занимает бессознательное и предсознание.

В формировании концепции Фрейда различают два этапа. Первый — конец XIX в. – 1920г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка. Например, на такие, как политика, общественная деятельность.

Второй этап творчества начинается после 1920г. и связан с формулировкой динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно, Я и Сверх-Я. Здесь оно – бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я – (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я, которое является также и совестью.

Раскрыв неразрывную связь сознательных и бессознательных процессов в психике человека, и отдав первенство последним, Фрейд не только утвердил иррационализм как основной принцип поведения личности, но и показал её экзистенциональную противоречивость. Оказалось, что само человеческое существование – это постоянная и непримиримая борьба между «принципом удовольствия» и «принципом реальности», между влечениями и культурой. Другой вид вечного противоречия бытия личности состоит в том, что она является полем битвы между «влечением к жизни» и «влечением к смерти». И от этого единства и борьбы противоположностей человеку тоже никуда не деться.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма – нового направления в психоанализе. Основатели неофрейдизма К. Корни, А. Кардинер, Г. Салливан начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они всё более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положения теории Фрейда.

Главой неофрейдизма по праву считают Э. Фромма (1900-1980), одной из важнейших тем философских размышлений Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально- экономических факторов в процессе общественного развития. Социальная программа Фромма сводится к отрицанию общества, которое вступило в противоречие с фундаментальными потребностями человеческого бытия.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г. Юнг (1875-1961). Фрейд признавал, что Юнг внёс много нового и полезного в психоанализ. Юнг, также как и Фромм, считал преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга тоже интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно использовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввёл в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах – бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности исторического психоанализа.



  • Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзистенциальный психоанализ» (Ж.П. Стартр, Э. Фромм), «Психоаналитическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю.Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в современных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.

Характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда
По Ницше:

1 «Наказание» — именно так называет само себя мщение: с помощью лживого слова оно притворяется чистой совестью». [2,354]

Раньше люди думали, да и до сих пор некоторые рассуждают так, что где есть страдание, там обязательно должно быть и наказание. Страдание, имеется в виду, причинённое одним человеком другому. А наказание в таком случае и есть месть. Зачастую жестокая и непреклонная. Ведь закон одного древнего государства гласил, что за отрубленный палец виновному нужно отрубить целую руку, и так далее. Но месть не лучший выход. Иисус говорил о том, что нужно подставить вторую щёку, получив удар по первой. Что тоже во все времена было не совсем верным, да и не соблюдалось вовсе. Мщение присутствовало всегда, и не искоренят его мудрецы всего мира, ибо народ сильнее, будь он в стократ более необразованным и убогим, чем эти добродетели.

2 «Поистине, уж лучше жить среди отшельников и козопасов, чем среди нашей раззолоченной, лживой, нарумяненной черни, — хотя бы она и называла себя «хорошим обществом». [2,678]
Ницше разрабатывал идею «сверхчеловека». И по его словам, та аристократия, те высшие слои общества, которые находились у власти в его времена, не могли претендовать на это звание, так как вся их якобы образованность, вычурность, красивые речи на самом деле искусно сделанная маска, за которой скрываются люди совсем не голубых кровей, абсолютно диких и неразумных. Нужно искать такого человека, что даже будучи он козопасом, крестьянином смог обладать такими качествами, чтобы прослыть великим немедля, чтобы не звание сделало выше его надо всеми, а сверхкачества и сверхпонимание и осознание нашего мира.

По Фрейду:

1 «Человек есть животное стадное, он скорее животное орды, особь предводительствуемой главарём орды». [4,146]
То, что человек — существо стадное, несомненно. Если он вдруг окажется в толпе, оттуда ему не выбраться. Куда большинство – туда и он. Главное, нужен хороший громогласный предводитель и несколько необразованное общество, тогда и управлять легче, да и народу не так обидно будет, если что вдруг сложится не так. Стадному чувству хорошо располагает отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы. Масса, в отличие от одного человека, очень ослаблена интеллектуально, склонна к бурному, будь то гнев или радость, она выплёскивает свою эмоциональную энергию через действия. Это и многое другое является переходом на более низшую психологическую ступень, на какой находятся дикари.

2 «В рамках влюблённости прежде всего бросается в глаза феномен сексуального повышения оценки, тот факт, что любимый объект в известной мере освобождается от критики, что все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых лиц, или чем в то время, когда это лицо ещё не было любимо [4, 231]
Человек, влюбившись в кого-то, теряет голову. Он не видит ничего, кроме своего объекта обожания, в том числе и его недостатков и изъянов. А следовательно, если чувства неприязни, осуждения вытесняются, появляется ощущение, что объект любим именно за это самое своё совершенство. Человек любим, словно собственное «Я». Тот, кто любит, ищет в объекте своей любви свой идеал, совершенство, может быть то, чего сам он в жизни достичь не смог. Появляется зависимость от этой влюблённости, личность человека, его собственное «Я» полностью поглощены влюблённостью, отсюда самопожертвование, смирение, уступчивость, в некоторых случаях даже нанесение вреда себе.

Заключение
Иррационализм – обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Иррационализм стремится показать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, его культуры.

В «философии жизни» на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане.

Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.

Список литературы
1 Хрестоматия по западной философии / Под ред. Фокина Н.И. – М. 2006г.
2 Философия истории: Учебное пособие. / Под ред. Панарина А.С. – М. 1999г.

3 Основы философии / Под ред. Горелов А.А. – М. 2007г.
4 Философия: Учебник/ А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М. 2004г.
Собранные сочинения авторов
5 Ницше Ф. «Сочинения» / По ту сторону добра и зла. – Т.2. 1990г.

Так говорил Заратустра.


6 Фрейд З. « Массовая психология и анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». Труды разных лет. Т. 1. Тбилиси, 1991.)

Каталог: data -> rus -> Drygoe
Drygoe -> Общественное сознание главный элемент духовной сферы общества
Drygoe -> Основные права и обязанности обвиняемого
Drygoe -> Методы научного исследования
Drygoe -> Жизнь и творчество н. Н. Носова
Drygoe -> Деловое общение как особый вид общения
Drygoe -> Гиперицин (зверобой) в лечении больных с симптомами депрессии и тревоги
Drygoe -> Стресс и его природа
Drygoe -> Введение понятие стресса и его открытие
Drygoe -> В. И. Вернадский как историк науки
Drygoe -> Тип хордовые. Ланцетник


Скачать 121,42 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Философия жизни — основные идеи и понятие жизни в философии

Последователи

Философия жизни Фридриха Ницше была изложена в сумбурных, беспокойных писаниях. Но второе дыхание она получила, как это ни странно, в систематизированных логических рассуждениях и четких выводах Вильгельма Дильтея. Именно он поставил философию жизни, основанную Ницше, в один ряд с академическими школами и заставил считаться с нею ведущих ученых. Он привел все эти сумбурные идеи в систему. Переосмыслив теории Шопенгауэра, Ницше и Шлейермахера, Дильтей соединил философию жизни с герменевтикой. Он добавляет новые значения и интерпретации, выработанные немецким трагическим гением теории. Дильтей и Бергсон использовали философию жизни для создания альтернативной рационализму картины мира. А его идеи об индивидуальном преодолении ценностей, структур и контекста имели сильное воздействие на мыслителей конца двадцатого и начала XXI века, которые использовали его концепции в качестве отправной точки для собственных теорий.

Сущность и предмет философии

Определение

Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философия — понятие неоднозначное. Одни относят ее к науке, а другие к способу познания мира. В последнее время за термином закрепилось определение наука. Противники этого в доказательство своего мнения приводят доводы о том, что философия при многовековом существовании не имеет конкретных выводов, доказательств и формул. И это не удивительно, поскольку объектом исследования в данном случае являются абстрактные понятия:

  • душа;
  • жизнь;
  • социум.

В качестве субъекта исследования выступает человек.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Еще в доисторические времена человек стремился постичь сущность бытия. Изначально только представление о действительности составляло основу философии. Но с течением времени многие открытия составили основу других наук. А философия стала базироваться на сущности самого человека и на составляющих его жизни. При этом исследуемые объекты не рассматриваются разрозненно. Это стало основной причиной того, что философию начали отождествлять с мировоззрением. Эти понятия имеют существенное различие, несмотря на очевидную взаимосвязь.

В основу мировоззрения отдельного человека или группы лиц заложена определенная философия. Она может быть религиозной, светской, политической и так далее. На основе придерживаемой человеком философии формируется его мировоззрение.

Таким образом, получается, что философия — это более узкое понятие, мировоззрение широкое.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний». Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха». Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение». Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Жизненная философия как есть, ее идеи

Философия жизни несет в себе главное знание о том, что человек непохож на остальные живые существа в силу постоянной неудовлетворенности своей нереализованностью. Если животное приходит в земной мир, чтобы пополнить биологический вид новой особью, затем расширить его потомством и принимает естественный конец, даже не задумываясь о нем, то мировоззрение представителя рода людского толкает его сделать большее: улучшить качество бытия — успешно заниматься творческой деятельностью, обогатить свой внутренний мир, стать всесторонне развитой личностью, оставить после себя духовное наследие.

На первый взгляд может показаться, что достижение одного не влияет на ход мировой истории, оставаясь только родовым наследством. Однако, при детальном рассмотрении, анализе существования человеческой расы мы видим, как из-за отдельного индивидуума способен измениться весь мир, примером этому служат Наполеон, Гитлер, Ленин. Только в последние десятилетия мы наблюдаем, как стремительно меняются внешние взаимоотношения: открываются границы, создаются международные союзы, нарастает гонка достижений технического прогресса. Все это является результатом недовольства своим развитием. Только в ХХ веке произошло столько научных открытий, сколько человечество не знало за всю историю. Речь идет уже не о выживании, а о стремлении доминировать во всем.

Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски

Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?

Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.

Философия жизни

Философия жизни является иррационалистическим направлением европейской философии, зародившейся в конце XIX века и изучающим «жизнь из неё самой». Основателем этого направления является Ф. Ницше, а в последствии её развили Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей и Освальд Шпенглер и Шопенгауэр.

Философия жизни противостояла эпохи романтизма того времени и рационализма. Сочетая буддийские и кантианские идеи, Шопенгауэр заявил, что самым главным является мировая воля.

При этом философия жизни не является учением о жизни, а способом философствования, рассуждения, который стремится понять жизнь, минуя абстрактные метафизические понятия, беря за основу целостность и ценность жизни.

Ницше отвергал в философствовании использование разума и рационализма, так как это могло убить саму жизнь. В качестве познания предлагалось опираться на интуицию, чувства

Таким образом, Ницше решил одну из главных проблем философии — отношения разума (мышления) и жизни, разделив их, чем привлёк внимание множества других философов

Введя понятие «жизни», он заявил, что именно жизнь является источником всего и что всё исходит именно из неё: живые существа, материя, сознание и прочее. По его мнению, жизнь не исчезает в абсолюте, поскольку она присуща нам самим.

В связи с этим появляется возможность преодолеть дуализм объекта и субъекта, а раз всё присуще жизни, то я и есть жизнь. Сознание в данном случае является одним из феноменов жизни и не может познать мир. Более того, сознание отделяется от мира, подобно болезни на теле человека, пытающейся отделиться от него. Поэтому сознание, дух чужды миру, и являются средствами на службе у жизни. Истинный человек — это человек, который облает мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором присутствует хаотичное, страстное начало. Интеллект превращает человека в животное, которое существует по законам рабской морали и искусственным законам науки.

Фридрих Ницше также ввёл понятие «воли к власти», которая является основной движущей силой, стимулом эволюции, пронизывающей всё наше существование.

Философия Ницше была несколько экстравагантной, имела больше символическую ненаучную форму. Этот недостаток устранили Вильгельм Дильтей и Анри Бергсон, развив идею Ницше дальше и придав ей такое обличие, чтобы она стала близка и понятна разным людям: атеистам, интеллектуалам, католическим интеллигентам.

Анри Бергсон развил тему «воли к власти«, назвав её «жизненным прорывом», который никогда не воплощается полностью ни в каких делах, обладает постоянной изменчивостью и чистой длительностью, которая проявлена в человеке, как внутренние переживания жизни.

Дильтей завил о том, что метафизика есть лишь проекция тотальности жизни на существование. Душевная связь — переживания души, психики, которые легли в основу литературы, искусства, мифологии, исторических событий. Объясняя, мы опираемся на интеллект, но понимаем происходящее через переживания нашей души. Именно поэтому человек всегда больше понимает, чем знает, а переживает больше, чем понимает.

Шленглер раскрыл тему противоположности судьбы и причинности в истории, как о противоположности органической логики, логики неорганического, застывшего и логики жизни. Они относятся друг к другу, как пространство и время. Он рассматривал различные культуры, как некий организм, который проходит стадии рождения и умирания. Когда жизненные силы исчерпаны, культура превращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное.

Философия жизни положила начало для развития таких направлений, как экзистенционализм, герменевтики, феноменологии. Элементы философии были заимствованы некоторыми представителями гуманитарных наук.

Примечания

  1. Румянцева Т. Г. Философия жизни как проект тотальной критики разума
  2. Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше // Злыгостев А. С. Материал для подготовки к экзамену по философии
  3. Пономарева Г. М. Ф. Ницше — А. Бергсон — В. Дильтей — Г. Зиммель // Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 288 с. ISBN 5-7646-0013-8
  4. Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера // Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской
  5. Основные идеи философии Дильтея // История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в). — М.: Греко-латинский кабинет, 1999. — 448 с.
  6. Философия жизни

Существование в философии

Чтобы дать понятие жизни в философии на помощь приходят следующие науки: биология (как вид существования материи), психология (как вид существования сознания), история (как вид существования человечества). В науке о природе идея основывается на определении «живое, неживое». Живое творение имеет разум, в результате развития, человек приобрел мысль. Жизнь определяется, как высочайший дар, полученный безвозмездно, в результате стечения сотней миллионов обстоятельств. По сей день остается загадкой причина ее возникновения, но тот факт, что жизнь представляет собой уникальное природное явление — неоспорим. Примечательно, что со стороны биологии, имея материальные блага, социальное общение, человек живет более богато по сравнению с другими биологическими видами.

Позже на основе учения о психологии, исторических сведениях обществом формируется принцип высочайшей ценности жизни. Он предусматривает ответственность каждого члена социума перед остальными и самим собой. Людям приходит понимание — если к полученному дару относиться безответственно, небрежно, то человечеству грозит вымирание.

Не бояться сложностей

Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:

Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.

По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:

Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура — это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества — это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека — мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология — это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Философия смысла жизни и человеческого бытия

Смысл всего человеческого существования заключён в том, чтобы реализоваться посредством своих же поступков. Каждый из нас определяет для себя свои ценности, картину мира и воззрения. Но не редко так случается, что картина мира в представлении конкретного человека имеет некий мифологический подтекст. Это происходит ввиду того, что картина мира формируется под воздействием прошлого, которое основано было предыдущими поколениями, которые жили на этом месте до нас, и будут жить после нас.

Как правило, эта картина мира представлена различными лозунгами, овеяна всевозможными мифами и стереотипами, но не предками, а современниками о предках. Очень сложно рассуждать о смысле жизни и о том, насколько он осознанный, ведь каждый человек строит свою систему ценностей, основываясь на каких-то конкретных примерах из истории. Чаще всего проповедует господствующую политическую идеологию или религию.

Испокон веков мыслители разных стран задумываются над вопросами: «В чём смысл бытия? Для чего живёт человек? Какова его цель в этом мире?» Более того, многие философы тратили свою жизнь, чтобы ответить на этот вопрос, посвящали свои труды этой теме.

Для простого обывателя всё сводится к приземлённым целям и выглядит список примерно так:

  • Обретение семейного счастья. Создать семью, завести детей дать им достойное образование и прожить жизнь мирно и тихо.
  • Обретение материальных благ и возможность ими распоряжаться. Многие считают, что за деньги можно купить всё, поэтому стремятся к зарабатыванию денег.
  • Посвятить свою жизнь науке и научным открытиям. Учёные стремятся познать мир посредством науки и своих исследований.
  • Нет смысла в нашем существовании. Всё суета сует.
  • Поиск ответа в духовных проявлениях. Некоторые реализуют себя в религиозной среде.
  • Участие в социальной борьбе. Участие в революционных движениях и противоборствующих организациях.
  • Страдание. Некоторые люди считают, что страдание и есть самое человеческое в нём. Они растут, обретают зрелость, перерастают самих себя и в момент своего беспомощного состояния, когда надежды уже ни на что нет, чувствуют непреодолимое желание измениться.

Пример 1

С. Л. Франк в своей книге «Смысл жизни» писал:» Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?.. Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь, есть ли для этого какая-либо твёрдая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения всё той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?»

Вопрос о смысле жизни не только интернационален, но и стоит гораздо выше проблем расовой принадлежности, пола или возраста. Трудность понимания и осознания смысла жизни заключается в том, что каждый человек индивидуален и может представлять собой своеобразие взглядов и воззрений, которые являются неотъемлемой частью его бытия.

Собственно философия жизни Ницше

Кратко эти идеи можно изложить следующим образом. Центральное понятие всех его теорий – это стихийно становящееся Бытие. Его сущностью является «воля к власти», представляющая собой космическое начало, не зависящее от субъекта, игра сил, энергий и страстей. Все это возникло из небытия. Но эта игра никуда не ведет, она бессодержательна, лишена смысла. Человек как существо социальное ищет закрепления присущей ему «воли к власти», постоянства, верит в то, что это возможно. Но это беспочвенные надежды. Ничего постоянного ни в природе, ни в обществе нет. Сам наш мир – это ложь, которая все время изменяется. Это трагическое противоречие и раскрывает Ницше. Философия жизни основана также и на том, что людям нужна иллюзия. Слабым, для того чтобы выжить, а сильным – чтобы властвовать. Философ часто подчеркивает этот момент. Жизнь это не просто существование. Это рост, наращивание сил, укрепление. Если воля к власти отсутствует, любое живое существо деградирует.

Что такое психология.

А теперь давайте зайдем с другой стороны и зададим себе вопрос, который может показаться нам более актуальным —о чем вообще психология и в чем ее основная проблематика? И здесь очень легко запутаться прямо в самом начале.

Давайте начнем с того, что обратимся за помощью к Википедии. И вот как она отвечает на вопрос «определение психология»:

Психоло́гия (от древне греческого. ψυχή — «дума»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

И вот определение получено, но, как и все, что касается предмета психологии звучит несколько туманно.

Психология не математика и, хотя и претендует на звание науки, с формальной точки зрения наукой не является.Но что сразу обращает на себя внимание, так это этимология самого термина, которая говорит о данном определении, возможно больше, чем весь последующий текст. Итак — наука о душе. Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?

Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?

Итак — наука о душе. Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?

На этот вопрос, и толишь отчасти, дает ответ религия.

Тем не менее, если не особо аппелировать к терминам, мы можем сказать, что имеется здесь ввиду на самом деле.

Некоторые вещи нам очевидны. Конечно же естьиндивидуальное нечто, что имеет множество названий — Я, Самость, Личность, Эго, Сознание и т. п. Все перечисленные термины имеют весьма расплывчатые определения и, в зависимости от ракурса их рассмотрения могут быть очень похожи друг на друга (почти синонимами), а могут и весьма сильно отличаться.

Например Эго можно вполне ассоциировать с личностью, но, например у Фрейда, это лишь только часть личности. Получается, что личность требует своего, отдельного определения. Но как дать определение тому, что есть мы? И это также на проверку оказывается весьма непростым вопросом.

Можно сказать лишь общими словами, что психология это именно предмет о том, что можно назвать индивидуальным сознанием,индивидуальной психической реальностью, полем сознания и т.п. Точно также можно сказать и то, что психология это подход (набор методов) с помощью которого человек пытается изучать сознание (психику) — выявлять и понимать закономерности его функционирования и развития, чаще всего в контексте взаимодействия с другими индивидуальными сознаниями.

Такой контекст весьма важен именно для психологии, поскольку из всех трех предметов именно психология носит наиболее ярко выраженный социальный характер. И это довольно очевидно, ведь психология как наука, в отличие, например от философии, возникла именно вследствие попытки не сколько объяснить законы работы человеческого сознания, сколько как ответ на множественные личностные проблемы людей, возникающие вследствие их жизни в обществе (социуме) и соответствующую попытку выработать механизмы решения этих проблем.

Но именно, исходя из этой весьма прикладной проблемы, возникла необходимость в понимании того, как именно работает сознание, а многочисленные теории личности, по-разному отвечающие на этот вопрос, в свою очередь породили методы работы с людьми с целью трансформации их психического состояния. И здесь опять возникает закономерный вопрос — зачем.

Как ни странно, психологи могут ответить на этот, в общем то достаточно краеугольный вопрос психологии, весьма по разному, в соответствии с собственным пониманием ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ деятельности психолога.

Критика культуры

Философ очень тосковал по мифическим временам, когда действовали боги и герои, и поэтому начал развивать свои идеи с анализа античной трагедии. В ней он различал два начала, которые назвал дионисийским и аполлоновским. Эти термины очень важны для Ницше. Основные идеи его в области культуры связаны именно с этими понятиями. Дионисийское начало – это необузданное, страстное, иррациональное, не слушающееся никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни. Аполлоновское – это желание измерить, придать всему форму и гармонию, упорядочить хаос. Идеальной культурой, как полагал философ, является та, в которой эти тенденции находятся между собой в гармоничном взаимодействии, когда существует своего рода равновесие. Таким образцом, согласно мысли Ницше, является досократовская Греция. Затем настала диктатура разума, аполлоновское начало затмило все и сделалось рассудочно-логичным, а дионисийское вообще было изгнано вон. С тех пор культура идет семимильными шагами к гибели, цивилизация загнивает, духовные ценности не имеют смысла, а все идеи утратили свое значение.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний» . Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха» . Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея» . Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра» . Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение» . Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Цель жизни Аристотеля | Великий Разговор

Аристотелевская цель жизни

В первой книге Аристотеля Этики он рассматривает, пожалуй, самый неприятный вопрос, с которым сталкивается человечество: в чем цель жизни? Аристотель утверждает, что все имеет цель или цель, и что цель всегда состоит в том, чтобы достичь чего-то хорошего. «Главное благо» для человечества – это та цель, ради которой совершаются все человеческие действия. Аристотель считает, что Главное Благо для человека — это Эвдемония (часто переводимая как «счастье»). Однако «Эвдемония» Аристотеля — это не то чувство или опыт, которые большинство современных людей связывают со словом «счастье». В этом посте будет описано, как Аристотель пришел к выводу, что цель человеческой жизни — достичь счастья, а также определение аристотелевской эвдемонии.

Функция человека есть то, что отличает его от всех других существ, и, таким образом, функция человека есть деятельность разумной души в соответствии с лучшей и наиболее полной добродетелью.

Начиная с утверждения, что все имеет цель, Аристотель утверждает, что конечной целью для людей будет то, чего мы желаем ради самого себя, а не ради чего-то еще. Например, представьте себе любопытного подростка, который без конца спрашивает «почему» на каждый ваш ответ. Почему ты идешь в школу? Чтобы получить степень. Зачем тебе степень? Мне нужна степень, чтобы получить работу. Почему вам нужна работа? Мне нужна работа, чтобы я мог зарабатывать деньги, чтобы покупать то, что мне нужно, например, дом, одежду, еду и т. д. Зачем тебе все это? Эти вещи сделают меня счастливым. Почему вы хотите быть счастливым? В этот момент вы понимаете, что другого ответа нет. Вы хотите быть счастливыми ради того, чтобы быть счастливыми, а не ради чего-то еще.

Как на Олимпийских играх венчают не самых красивых и сильных, а тех, кто соревнуется, так и те, кто поступает правильно, выигрывают в жизни благородные и добрые дела.

Полагая, что он нашел нечто желаемое ради самого себя, Аристотель приступает к определению того, что значит быть счастливым. Во-первых, он рассматривает некоторые из предложенных общих определений счастья. Некоторые считают, что счастье состоит в удовлетворении телесных страстей. Но Аристотель отвергает это определение как жизнь, «подобающую животному». Человечество отличается от животных, которые действуют в соответствии со своими желаниями и инстинктами. Как говорит Яго, «у нас есть причина остудить наши буйные движения, наши плотские жала, наши безудержные похоти».

Два чуть более утонченных определения счастья — это обладание честью или добродетелью. Аристотель опровергает тех, кто отождествляет обладание честью со счастьем, показывая, что честь зависит от мнения других. Аристотель считал, что счастье не может быть чем-то, что легко дается или дается. Что касается тех, кто отождествляет счастье с обладанием добродетелью, Аристотель утверждает, что человек может быть добродетельным, но при этом терпеть огромные неудачи. Это, конечно, не может быть целью, ради которой направлены все наши действия.

Наконец, после долгих интеллектуальных размышлений, Аристотель приступает к своему определению счастья, или Эвдемонии. Все, включая человека, имеет функцию или особую деятельность, для которой оно подходит. Совершенство и, следовательно, счастье состоит в том, чтобы хорошо выполнять свою функцию. Мы говорим, что флейтист является хорошим флейтистом, когда он хорошо выполняет свою функцию, играя на флейте. Функция человека — это то, что отличает его от всех других существ, и этот атрибут — его разумная способность. Таким образом, счастье — это хорошо рассуждать или действовать разумно в соответствии с добродетелью. Человек должен разумно поступать по добродетели всю свою жизнь, потому что один день не делает человека счастливым. Это определение включает в себя все атрибуты, традиционно отождествляемые со счастьем; то есть добродетель, практическая мудрость, философская мудрость, удовольствие, внешнее благополучие.

Человек, когда он совершенен, является лучшим из животных, но когда он отделен от закона и справедливости, он становится худшим из всех. Если у него нет добродетели, то он самое нечестивое и самое свирепое из животных, самое полное похоти и чревоугодия.

Для тех, кто хочет немного лучше понять концепцию Eudaimonia, я предоставил свои заметки по теме в следующих абзацах. Пожалуйста, извините за отсутствие организации; это разрозненные мысли, пересказы и цитаты, составленные во время чтения трактата.

Очень важной частью этого определения является активный компонент. Человек должен не только обладать добродетелью, но и действовать согласно ей. Простое обладание добродетелью не принесет хороших результатов, но человек, который действует добродетельно, по праву добьется хороших и благородных вещей в жизни. Как и на Олимпиаде, побеждает не самый сильный и быстрый, а тот, кто соревнуется.

Добродетельная жизнь тоже полна удовольствия; ибо человек любит приятное, и любящий добродетель, поступающий добродетельно, получит от жизни много удовольствия. Он будет наслаждаться добродетельными поступками и не будет требовать низменных удовольствий, которым порабощена масса человечества.

Мужчина также должен обладать внешним благополучием; ибо несчастье и страдание могут до некоторой степени уменьшить счастье.

Нам не нужно ждать, пока человек умрет, прежде чем мы сможем назвать его счастливым. Мы не должны следить за изменением колеса фортуны, иначе мы назвали бы человека счастливым, затем несчастным, а затем счастливым много раз. Счастье не зависит от случая или удачи. Ни одна функция человека не имеет такого постоянства, как добродетельная деятельность. Счастливый человек, занимающийся добродетельной деятельностью и созерцанием, останется счастливым и благородно перенесет несчастья. Счастливый человек никогда не может быть несчастным, хотя он может и не достичь блаженства, если встретится со страданиями, подобными страданиям Приама.

Благополучие потомков и друзей мало повлияет на счастье покойника. Судьба потомства не сделает ни счастливого человека несчастным, ни несчастного счастливым.

Конец политики должен быть главным благом, потому что искусство политики использует самые почитаемые искусства (риторика, стратегия, экономика и т. д.) и предписывает, что мы должны делать и от чего воздерживаться. Цель политической науки состоит в том, чтобы сделать граждан хорошими и способными на благородные поступки. Поэтому изучающий политику должен знать факты души.

Душа делится на иррациональный элемент и разумный элемент. Иррациональный элемент содержит вегетативную часть, связанную с питанием и ростом. Вегетативная часть является общей для всех живых существ. Так как эта часть души не имеет отношения к нравственности, мы не будем исследовать ее дальше. Неразумный элемент души также содержит вожделение. Эта часть связана с импульсами. Аппетитная часть подчиняется велениям разумного элемента в душе добродетельного человека, но не подчиняется разумному элементу в душе невоздержанного человека.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Как смерть формирует жизнь, согласно философу из Гарварда – Harvard Gazette

В то время как глобальное число жертв COVID достигает 5 миллионов, гарвардский философ размышляет о сокровенном, универсальном опыте знания о том, что конец придет, но не знает, когда

By Colleen Walsh Гарвардский штатный писатель

Дата

Влияет ли понимание того, что наш последний вздох может прийти завтра, на наш выбор жизни? И как нам понять жизнь, оборвавшуюся в результате случайного происшествия, или коллективное существование, в котором потеря 5 миллионов жизней из-за пандемии часто кажется затмеваемой другими заголовками? За ответами The Gazette обратилась к Сюзанне Сигел, профессору философии Эдгара Пирса из Гарварда. Интервью было отредактировано для увеличения длины и ясности.

ГАЗЕТА: Как мы проживаем день, когда нас окружает смерть?

SIEGEL: Этот вопрос возникает, потому что мы можем чувствовать себя неловко, отвлекаться или сходить с ума из-за смерти в любой форме: массовая смерть или перспектива нашей собственной; смерти неизвестных нам людей, о которых мы только слышим или читаем; или смерти людей, которые рвут ткань нашей жизни, когда уходят. И в политике, и в повседневной жизни самое худшее, что мы можем сделать, — это привыкнуть к смерти, относиться к ней как к ничему не примечательному или как к чему-то другому, кроме потери. Этот факт имеет глубокие последствия для каждого аспекта жизни: политики и управления, межличностных отношений и всех форм человеческого сознания.

Когда дела идут хорошо, смерть остается на заднем плане, и оттуда, тайно, она формирует наше осознание всего остального. Даже когда мы легко проживаем день, перспектива смерти все еще так или иначе окружает нас.

ГАЗЕТА:  Может ли философия помочь понять, как смерть влияет на сознание?

ЗИГЕЛЬ: Философы Серен Кьеркегор и Мартин Хайдеггер каждый по-своему рассматривают смерть как горизонт, который неявно формирует наше сознание. Это то, что дает будущим временам то давление, которое они оказывают на нас. Горизонт — это то, что обычно находится на заднем плане — что-то, что ограничивает, частично определяет и создает основу для того, на чем вы фокусируетесь. Эти два философа помогают нам увидеть, каким образом смерть занимает фон сознания — и что фон находится там, где ей место.

«Как в политике, так и в повседневной жизни самое худшее, что мы можем сделать, — это привыкнуть к смерти, относиться к ней как к ничему не примечательному или как к чему-то другому, кроме потери», — говорит Сюзанна Сигел, профессор философии Эдгара Пирса из Гарварда.

Стефани Митчелл/штатный фотограф Гарварда

Эти философские прозрения ярко выражены в короткой и потрясающей поэме Райнера Мари Рильке «Der Tod» («Смерть»). В переводе Бертона Пайка с немецкого стихотворение начинается так: «Стоит смерть, голубоватое варево / в чашке без блюдца». Это открытие заводит меня каждый раз. Смерть стоит. Он стоит так же, как жидкость стоит в контейнере. Иногда инструкции по приготовлению говорят вам кипятить смесь, а затем дать ей постоять, пока вы выполняете другую часть рецепта. Вот как смерть в стихотворении: стоит, ожидая, когда вы продвинетесь дальше, чем бы вы ни занимались. Он будет там, пока вы работаете, он будет там, когда вы закончите, и в некотором роде он является фоновой частью этих других задач.

Через несколько строк в стихотворении предполагается, что кто-то давным-давно, «за дальним завтраком», увидел пыльную, треснувшую чашку — ту чашку, в которой стояла синеватая смесь, — и этот человек прочитал слово «надежда». написано блеклыми буквами на боку кружки. Надежда — это чувство, направленное в будущее, и в стихотворении это слово написано на поверхности, под которой находится смерть. В нынешнем виде смерть формирует горизонт жизни.

GAZETTE: Каковы этические последствия этих философских взглядов?

SIEGEL: Мы знаем, как привлечение внимания к смерти может нервировать, парализовать или вывести человека из строя. Крайний пример показывают люди с синдромом Котара, которые сообщают об ощущении, что они уже умерли. Это считается «монотематическим» бредом, потому что эта странная реакция ограничивается другими убеждениями больных. Они открыто признают, как странно быть одновременно мертвыми и при этом докладывать об этом. Они обычно находятся в глубокой депрессии, обремененные ощущением, что все возможности для действия просто закрыты, закрыты, недоступны. Лишенные чувства будущего, казалось бы, лишенные возможностей для действия, людям в этом состоянии кажется естественным описывать его как состояние уже мертвого.

Синдром Котара — крайний случай, который иллюстрирует, как вынесение смерти на передний план сознания может казаться совершенно беспомощным. Это наблюдение имеет политические последствия, которые очевидны в культуре, которая относится к любому виду насилия со смертельным исходом как к чему-то, что мы должны ожидать и планировать. Ярким примером может служить насилие с применением огнестрельного оружия с его тренировками по изоляции детей, его постоянным потоком одних и тех же событий, снова и снова — как будто эти смерти можно встретить только с пожатием плеч и вздохом, потому что они просто часть стоимость других людей, осуществляющих свою свободу.

Выводить смерть на передний план сознания, создавая атмосферу насилия, не только угнетающе, но и опасно. Любое политическое устройство, которое позволяет массам людей умирать, тематизирует смерть, делая насилие со смертельным исходом ощутимым, частым, бросающимся в глаза, обсуждаемым и терпимым. Привлечение внимания к смерти таким образом может создать, а затем усилить чувство экзистенциальной неустойчивости, которое, в свою очередь, эмоционально вооружает людей в массовом, общенациональном масштабе, чтобы терпеть насилие как инструмент для получения политической власти. Теперь стало обычным явлением врезаться в протестующих на транспортных средствах, запугивать избирателей и работников избирательных участков и готовиться к нападению на правительственные здания и людей внутри. Эта атмосфера принижает жизнь, а затем обещает насилие как защиту от такого удешевления и средство контроля.

GAZETTE: Когда мы читаем в газете о смерти от несчастного случая, это может действительно нервировать, даже если жертва незнакомец. И мы слышим о постоянном потоке смертей от COVID-19 в течение почти двух лет, до такой степени, что подсчет смертей является лишь частью ежедневных новостей. Почему важно думать об этих потерях?

ЗИГЕЛ: Может показаться, что это не имеет прямого отношения к политике, но когда вы реагируете на оборвавшуюся жизнь, думая: «Если это ужасное может случиться с ними, то это может случиться и со мной», эта реакция является основной формой гражданское отношение. Он хрупок и очень чувствителен к тому, как сообщают о смертях и изображают их публично. Проходящий момент беспокойства может показаться незначительным, но его вытесняет нечто гораздо худшее, когда смерти изображаются таким образом, что это может вызвать такие вопросы, как «Что они сделали, чтобы попасть в беду?» или такие подозрения, как «Вероятно, они это сделали», или такие бессердечные смирения, как «Они все равно собирались умереть».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts