Философская аксиология: Аксиология – Гуманитарный портал

Аксиология – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Аксиология — это философская наука, исследующая и осмысливающая истоки мировоззренческого и методологического отношения людей к бытию вещей, предметов и явлений, необходимых для их полнокровной жизни и активной деятельности. Аксиология рассматривает изучаемые вещи, предметы и явления в их реальной целостности, а значит — выявляет их целевое назначение, которое в этой целостности обеспечивает и обусловливает отбор и взаимоотношения всех необходимых для нормального взаимодействия структур.

Феномен ценности представляет собой довольно многомерное и весьма сложное образование, которое не сводится к какой-либо стороне предмета, вещи, явления, к тому или иному конкретному их проявлению. Это многостороннее единство ценностей может быть смоделировано только философской аксиологией. Философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности или собственно ценностной оценки, а целостного ценностного отношения, «полюсами» которого являются ценность и оценка. Подобное субъективное отношение образуется особой формой связи субъекта и объекта и потому не сводится ни к чистой объективности, ни к субъективности.

Ценностное отношение (как субъектно-объектное) есть сознательно оценивающее отношение субъекта к объекту. Иначе говоря, это особое (оценочное) отношение человека к тем вещам, предметам, явлениям, которые его окружают и по-разному воздействуют на его жизнь и деятельность. Ценностное отношение аксиологией рассматривается как философское осмысление субъектом оцениваемого объекта с последующим отнесением его к разряду ценностей. Так, природный ландшафт, превращенный человеком в культурный центр, обретает для него совершенно иной смысл, а значит, получает некую художественную, мемориальную, экономическую ценность. Это означает, что ценности не существуют для человека просто как факты, а порождаются его сознанием. Философский подход, при котором человек, его жизнь, деятельность и поведение рассматриваются в концептуальном пространстве субъективнообъективных отношений, обнаруживает смысл именно в пространстве ценностей. Речь идет о придании ценности, всему, что входит в пространство сознания человека из мира природы или из сферы культуры. Это идеалы, регулятивные идеи, образцы поведения и т.д., за которыми стоит опыт человечества, его устремления и потенции. К настоящему времени аксиология не только высветила важную роль ценностей в жизни и деятельности людей, но и показала их динамику и противоречия. Речь идет о противоречиях в природе ценностей. Они обусловлены особенностями культурно-исторического развития общества, типом цивилизации, религиозными традициями.

Философски осмысливая ценностную сферу, то есть рассматривая ее как форму субъектно-объектных отношений, необходимо исходить из отчетливого понимания содержания таких философских категорий, как субъект, объект, не подменяя при этом субъективный статус индивида в познании. Стоит отметить, что у человека отношение к истине и ценности всегда было двойственным. С одной стороны, традиционно лежащий в основе познания рационалистически-сциентистский тип мышления порождал высокомерно-пренебрежительное отношение ко всему, что выходило за границы точного знания (истины). А с другой стороны, особое отношение людей вызывало к себе все, что делало их жизнь человеческой — гуманной, красивой, добропорядочной. Только в конце XVII и начале XVIII веков возрос интерес к философскому осмыслению мира ценностей в культурном развитии современного мира.

В XIX веке философский релятивизм предопределил рождение теории ценностей. Философы предприняли попытку выйти за пределы традиционного онтологического и гносеологического конструирования мира. Рождение аксиологии становилось жизненной необходимостью. И в начале XX века аксиология утвердила свое место в философии как ее теоретическая дисциплина, кстати, самая молодая. Заметим, что она сразу же сравнялась по фактической роли и значению с теорией познания — гносеологией. Более того, сама теория познания уже требовала ценностного подхода для критического осмысления целого ряда научных открытий и технологических достижений, особенно в физике, химии, биологии и других естественных науках. Так, для работ А. Эйнштейна было характерно сочетание научных и ценностных подходов, более того, их синтез. Это органическое соединение истины и ценности в познании мира сделало ученого, обладающего великим умом и благородным сердцем, «совестью эпохи».

Еще более активно ценностный подход стал применяться в гуманитарных науках: психологии, этике, эстетике, культурологии, социологии, а также в медицине. Так, новое значение во всех этих дисциплинах приобрел феномен человеческой жизни. Ж.-П. Сартр (1905-1980) писал: «…Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл» [5]. Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее «Я», в мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование личности, достижение «добродетели и благой жизни» (Сократ). Ключевое значение этой проблемы объясняется тем, что, как показала история философской мысли, ценности со временем становятся предметом изучения широкого круга естественных и гуманитарных наук. Ее естественным образом стремятся включить в свое предметное поле познания и представители медицины, философски размышляя о проблемах жизни человека, его здоровья, здорового образа жизни.

Мы уже говорили о том, что как самостоятельная философская дисциплина аксиология сформировалась лишь в конце XIX века, пройдя долгий и трудный путь становления и развития. Аксиология стремится разрешать особо сложные философские вопросы, возникающие в сфере формирования отношения к миру вещей, предметов, явлений, с которыми человек постоянно сталкивается. Суждение о ценности впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека. Философ считал, что ценность не поддается научному исследованию, так как она не имеет собственного бытия. Действительно, сознанию даны только носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое. Поэтому ценности, по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления), становятся желанным человеку фактором в его жизни.

Ценность не столько постигается в интеллектуальном акте познания, сколько наделяется особым смыслом в эмоционально-чувственном восприятии. Она, кстати, как и истина, не будучи свойством материи, выражает отношение к материальной реальности. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек, как правило, осознает наличие связи между значимым для него объектом и собственными потребностями и интересами. Важно отметить, что ценности носят конкретно-исторический характер, то есть соответствуют тому или иному этапу развития общества. Кроме того, они отражаются в интересах и потребностях различных демографических групп — молодежи, старшего поколения, а также классовых, профессиональных, политических, религиозных и иных объединений. При этом они никоим образом не сводятся ни к фактам объективной реальности, ни, тем более, к области произвольных субъективных определений.

Отражая реальную связь человека с миром природных и социальных явлений, ценности не только выражают отношение к ним, но и придают им (если это возможно) положительную социальную значимость, отражают органическую связь действительных потребностей и интересов личности с ее внутренними целями и устремлениями, идеями и идеалами. Существенная особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение своего внутреннего состояния, прежде всего — эмоционально-чувственного переживания различных жизненных ситуаций. Не случайно одни философы объединяют теорию ценностей с этикой, другие — с эстетикой, третьи — с социологией и т.д. Огромный мир ценностей представляет собой некую самобытную структуру личностного бытия — аксиосферу.

Аксиология | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

АКСИОЛОГИЯ —  философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и  сущности, об их месте в реальности. Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на  взаимоотношения личности,  общества, государства и мира.  Впервые в истории европейской  философии Сократом был поставлен вопрос о том, что есть «Благо». В платоновско-гегелевской  традиции объективного идеализма ценности рассматривались как неотъемлемая составная часть бытия, т.е. как имеющие  объективный характер. Говоря  философским языком, аксиология  являлась здесь фрагментом  онтологии. Платон считает, что Идея, Истина и Благо суть одно.  Подобный подход характерен для  религиозной, в частности,  средневековой философии, где шкала ценностей не только находится в прямой зависимости от Бога, но и располагается в духовном  пространстве созданного им мира. Аксиология как автономное  философское исследование  возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действительность», «реальность»  расходятся; а во-вторых, происходит  размежевание понятий «ценность» и  «истина». В самом деле, как только  ценность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и  потребность ответить на новые  вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура  человеческих ценностей и др. Позже  возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу.

(Так, например, создание  водородной бомбы было крупным  научным открытием, а стало быть,  является научной ценностью, но с  гуманистической точки зрения  водородная бомба — анти-ценность, подлежащая уничтожению).  Различают несколько подходов к  проблемам ценностей. Для первого,  условно назовем его, направления  характерно утверждение о том, что  источник ценностей —  биопсихологические потребности человека. В то же время можно стандартизировать ценности определенным образом — с точки зрения их «полезности» (прагматизм Ч. Пирса и Дж. Дьюи). Получается, что ценности, имея субъективную природу, каким-то образом соотносятся и с миром  эмпирическим, с системой фактов. Второе направление связано с ба денской школой неокантианства (а именно В. Виндельбандом и Г.Рик кертом), которые полагали, что ценность — это идеальное бытие нормы, не соотносимое с  эмпирическим сознанием. Этот подход был развит в последующих  теориях культуры (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, М.  Вебер), выдвигавших тезис о  множественности равноправных  ценностных миров, о замкнутости и несводимости друг к другу  крупных культурно-исторических  систем, что исключало идеи  преемственности и  культурно-исторического прогресса.
Для того  чтобы понять некоторую  совокупность ценностных смыслов, в нее необходимо «вжиться». По  существу, отпадает проблема  «подлинных» ценностей, т.е. они  становятся относительными,  релятивными. Это выводит нас в  проблемное поле морального  сознания — а существуют ли вообще какие-то неизменные ценности?

  • Назад
  • Вперёд

аксиология | философия | Британика

Джон Дьюи

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Алексиус Мейнонг
Похожие темы:
философия различие между фактами и ценностями факт ценность

Посмотреть весь связанный контент →

аксиология , (от греческого axios, «достойный»; logos , «наука»), также называемая теорией ценности, философское исследование добра или ценности в самом широком смысле этих терминов. Его значение заключается (1) в том значительном расширении, которое оно дало смыслу термина стоимость, и (2) в унификации, которую он дал для изучения самых разных вопросов — экономических, нравственных, эстетических и даже логических.

— это часто рассматривалось в относительной изоляции.

Термин «стоимость» первоначально означал стоимость чего-либо, главным образом в экономическом смысле меновой стоимости, как в работах политического экономиста 18 века Адама Смита. Широкое распространение значения ценности на более широкие области философского интереса произошло в XIX в.под влиянием самых разных мыслителей и школ: неокантианцев Рудольфа Германа Лотце и Альбрехта Ричля; Фридрих Ницше, автор теории переоценки всех ценностей; Алексиус Мейнонг и Кристиан фон Эренфельс; и Эдуард фон Хартманн, философ бессознательного, чей

Grundriss der Axiologie (1909; «Очерк аксиологии») впервые использовал этот термин в названии. Хьюго Мюнстерберг, которого часто считают основателем прикладной психологии, и Уилбур Маршалл Урбан, чьи Оценка, ее природа и законы (1909 г.) был первым трактатом на эту тему на английском языке, познакомившим движение с Соединенными Штатами. Книгу Ральфа Бартона Перри « Общая теория стоимости » (1926) называют выдающимся произведением нового подхода. Он предположил, что ценность — это «любой объект, представляющий какой-либо интерес». Позже он исследовал восемь «сфер» ценностей: мораль, религию, искусство, науку, экономику, политику, право и обычаи.

Подробнее по этой теме

Кантианство: аксиологическое неокантианство

Поскольку оба основных представителя аксиологического толкования преподавали в Гейдельбергском университете, это отделение…

Обычно проводится различие между инструментальной и внутренней ценностью — между тем, что хорошо как средство, и тем, что хорошо как цель. Джон Дьюи в работах «Человеческая природа и поведение», (1922 г.) и «Теория оценки», (1939 г.) представил прагматическую интерпретацию и попытался разрушить это различие между средствами и целями, хотя последнее усилие, скорее, было способом подчеркнуть точка зрения, что многие действительные вещи в человеческой жизни, такие как здоровье, знание и добродетель, хороши в обоих смыслах. Другие философы, такие как К. И. Льюис, Георг Хенрик фон Райт и В.К. Франкена, умножили различия, проводя различия, например, между инструментальной ценностью (быть хорошим для какой-то цели) и технической ценностью (хорошо делать что-то) или между вспомогательной ценностью (быть хорошим как часть целого) и конечной ценностью (быть хорошим как часть целого). в целом хорошо).

На вопрос «Что такое добро по своей сути?» дается много разных ответов. Гедонисты говорят, что это удовольствие; Прагматики, удовлетворение, рост или приспособление; кантианцы — добрая воля; Гуманисты, гармоничная самореализация; Христиане, любовь Божья. Плюралисты, такие как Г.Е. Мур, У. Д. Росс, Макс Шелер и Ральф Бартон Перри утверждают, что существует множество внутренне хороших вещей. Мур, один из основателей аналитической философии, разработал теорию органических целых, утверждая, что ценность совокупности вещей зависит от того, как они объединены.

Поскольку «факт» символизирует объективность, а «ценность» предполагает субъективность, отношение ценности к факту имеет фундаментальное значение при разработке любой теории объективности ценности и оценочных суждений.

В то время как такие описательные науки, как социология, психология, антропология и сравнительное религиоведение, все пытаются дать фактическое описание того, что действительно оценивается, а также причинно-следственные объяснения сходств и различий между оценками, задачей философа остается вопрос об их объективной цели. срок действия. Философ задается вопросом, имеет ли что-то ценность, потому что оно желательно, как считают такие субъективисты, как Перри, или оно желательно, потому что оно имеет ценность, как утверждают такие объективисты, как Мур и Николай Хартманн. В обоих подходах предполагается, что оценочные суждения имеют когнитивный статус, и подходы различаются только тем, существует ли ценность как свойство чего-либо независимо от человеческого интереса к этому или желания иметь его. Нонкогнитивисты, с другой стороны, отрицают когнитивный статус оценочных суждений, считая, что их основная функция либо эмоциональна, как выразился позитивист А.Дж. Айер поддерживает или предписывает, как аналитик Р.
М. Заяц держит. Экзистенциалисты, такие как Жан-Поль Сартр, подчеркивающие свободу, решение и выбор своих ценностей, также, по-видимому, отвергают любую логическую или онтологическую связь между ценностью и фактом.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Аксиология в философии — HiSoUR История культуры — Hi So You Are

Аксиология — это философское исследование ценности. Как философское направление она была создана только в 19 веке. Ваши представители – например. Как Оскар Краус – находит свой вопрос уже в этике блага греческих философов, хотя один из самых влиятельных представителей философии ценности, Макс Шелер, развивал свою теорию в противовес этике блага. Это либо собирательный термин для этики и эстетики, философских областей, которые в решающей степени зависят от представлений о ценности, либо основа для этих областей, и, таким образом, похожая на теорию ценностей и метаэтику. Термин был впервые использован Полом Лапи в 19 г.

02, и Эдуард фон Хартманн в 1908 году.

Аксиология изучает в основном два вида ценностей: этику и эстетику. Этика исследует понятия «правильно» и «хорошо» в индивидуальном и общественном поведении. Эстетика изучает понятия «красота» и «гармония». Примером формальной аксиологии, попытки изложить принципы ценности с математической строгостью, является наука о ценности Роберта С. Хартмана.

Термины
Если две ценности находятся в конфликте и не могут быть реализованы, не подвергая опасности друг друга, то аксиология говорит о ценностной антиномии. Сегодняшнее повседневное и нефилософское использование технического языка (юридического, социологического…) понятия стоимости, которое не соответствует ни одной философски разработанной современной теории стоимости, привело к многочисленным сочинениям: ), потеря стоимости (Руперт Лей) или результат синтеза стоимости (Хельмут Клагес) (см. также изменение стоимости). Ценностная слепота относится к отсутствию чувства определенных ценностей.

История
Между 5-м и 6-м веками до нашей эры в Греции было важно обладать знаниями, чтобы добиться успеха. Философы начали признавать существование различий между законами и моралью общества. Сократ считал, что знание имеет жизненно важную связь с добродетелью, тесно переплетая мораль и демократию. Платон, ученик Сократа, укрепил эту веру, установив добродетели, которым должны следовать все. С падением правительства ценности стали индивидуальными, что привело к процветанию скептических школ мысли, что в конечном итоге сформировало языческую философию, которая, как считается, повлияла на христианство и сформировала его. В средневековый период Фома Аквинский проводил различие между естественными и сверхъестественными (теологическими) добродетелями. Эта концепция побудила философов провести различие между суждениями, основанными на фактах, и суждениями, основанными на ценностях, что привело к разделению науки и философии.

Исторически философия стоимости восходит к принятию концепции стоимости народного хозяйства; у Иммануила Канта, например, разговор об «абсолютной ценности» доброй воли представляет собой такое метафорическое принятие концепции экономической ценности. Концепция ценности уже играет важную роль в этике Якоба Фридриха Фрайса, но Лотце был точкой отсчета более поздних философий ценностей. распространено и играло важную роль в позднеморальном творчестве Джона Дьюи, так что для выражения value в англоязычных странах придавалось такое же повседневное употребление, как и в немецкоязычных районах.

Лотце принял объективную философию ценности и приписал ценности собственному способу: «действительности». Субъективные теории ценности, напротив, исходят из оценочного суждения как основы ценности: оценочный человек устанавливает отношение между своей шкалой и предметом, представляющим ценность вещи.

Если в основе меры стоимости лежит чувство удовольствия через удовлетворение потребностей, то возникает психологическая теория ценности. Если ценностям придается только относительная важность и значимость, это приводит к ценностному релятивизму как особой форме релятивизма.

Наиболее выдающимися ценностными теориями 19-го и 20-го веков были:

Неокантианство Badische Schule Генриха Риккерта и Вильгельма Виндельбанда, которые приписывают ценностям трансцендентный статус и приписывают им способ проверки, который следует отличать от способа (эмпирического) бытия. Ценности образуют свое собственное царство и имеют абсолютную значимость, существуют, но не в модусе бытия.
жизненная философия Фридриха Ницше, который определяет мировоззрение как результат уважения как «физиологических требований к сохранению определенного вида жизни» и ценностей. Эта признательность выражается в воле к власти. Поэтому он требует переоценки всех ценностей.
австрийская философия ценности Франца Брентано и его учеников Кристиана фон Эренфельса, Эдмунда Гуссерля и Алексиуса Мейнонга
неовитализм Эдуарда фон Гартмана
британский интуиционизм Джорджа Эдварда Мура, Гастингса Рашдалла (1858-1924) и Уильяма Дэвида Росса
прагматизм Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и Кларенса Ирвинга Льюиса
Wertphilosophie ценностной феноменологии Макса Шелера и Николая Хартмана, которая следует ранней феноменологии Гуссерля. Шелер обращается к чувству ценности: оно проявляется в интуитивной любви (как выражение ценного) или ненависти (как выражении незаконного) к вещи до того, как их значение было рационализировано. Сами ценности образуют независимую от бытия империю материальных качеств (Шелер).
, а также нейрореализм Ральфа Бартона Перри (1876-1957).

Виндельбанд объяснил философию ценности критической науке об общих ценностях. Этим она отличается от точных наук, изучающих и систематизирующих законы природы и частные явления. Философия ценности образует подлинный центр философии.

Математически точная наука о стоимости была в центре работы Роберта С. Хартмана. Благодаря разработанной им аксиоме науки о ценностях стало возможным построить точную науку о ценностях независимо от различных этических моральных ценностей.

Теория ценностей как всеобъемлющий философский подход, как она была подготовлена ​​Лотце, Гартманом и юго-западным немецким неокантианством, u. а. подвергся резкой критике со стороны Мартина Хайдеггера. Сегодня она уже не представлена ​​как философская теория, хотя все еще имеет сторонников в юриспруденции (например, во влиятельной школе Рудольфа Сменда), и даже анализ оценочного суждения представляет собой совершенно особую тему аналитической философии. Некоторыми представителями философии ценности была философия ценности XIX в.го и начала 20 века, однако, в качестве основы других философских дисциплин, поскольку они претендовали в качестве основы для других областей, таких как логика, этика, эпистемология, философия права, философия культуры, философия религии, социальная философия, политическая философия, экономика и эстетика на службе.

Контекст
Однако явное размышление о ценностях предшествует понятию аксиологии и восходит к Дэвиду Юму, который прежде всего занимается моральными и эстетическими ценностями и развивает антиметафизическую и номиналистическую теорию ценностей. Однако теория Юма определяет ценности как принципы моральных и эстетических суждений, взгляд, который подвергнется критике со стороны Фридриха Ницше и его генеалогической концепции ценностей, согласно которой от ценностей зависят не только эстетические и моральные суждения, но даже научные истины и обыденные истины. наблюдения реагируют на определенные ценности и способы оценки (добровольный иррационализм, близкий Артуру Шопенгауэру и противоречащий Просвещению, продвигаемому Иммануилом Кантом).

Перед ними в порядке важности должна была бы стоять кантовская философия, которая поместила бы возможность Этики в основу Субъекта и Субстанционального Разума (а не в простую инструментальную рациональность утилитаризма Джереми Бентама). Для Канта этика может быть только в том случае, если есть Свобода, условие необходимой Автономии, противостоящей навязанной Гетерономии.

Итак, для Канта, – против консервативного Юма, – Мир Необходимости есть Мир Физики, то есть Мир Механики Ньютона (Кант был скорее физиком, чем профессором философии). Кант, критически читающий Юма, спасает ньютоновскую физику, но разрабатывает предметную теорию как окончательное основание своей философской системы («Gründ», по-немецки), идею, развитую позже Г. Фихте, а затем Г.Ф.В. Гегелем. Для целей Этики Канту нужна здесь не его любимая ньютоновская физика, а регулирующие идеи разума (субстанциального), использующего Понимание (категории инструментального разума для построения научного знания) и Чувствительность (эмпирическое, чувственный опыт). Таким образом, Кант примиряет научный и философский Разум с возможностью практической эмансипации (политической и этической). Великие ценности Канта больше не будут окаменевать в старой, вдохновленной религией Метафизике,

С другой стороны и из другой дискурсивной матрицы Маркс от критики к политической экономии развивает критику стоимости, которая выходит за рамки критики обычной мистификации между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Таким образом, Маркс развивает критику экономической концепции стоимости, которая в значительной степени основывает его критику и социально-экономический анализ. Конечно, цена не есть ценность, но прочтение этой социальной критики не религиозное, не моралистическое, не метафизическое, а с научно-социальными претензиями. Конечно, марксистская критика, хотя и входит в состав философских элементов, выходит за их пределы, потому что находится из социально-исторических элементов, допускающих ее. Маркс, а затем марксизм (в его различных дискурсивных проявлениях) предлагает (n) теорию и практику, ту часть своей теории истории (обычно известную как исторический материализм в его различных вариантах), а также из своей социологической концепции, которая частью современной теории «классовой борьбы», для объяснения различных гегемоний и форм господства в различных конкретно-исторических формациях и в самых общих способах производства. (Например: рабовладельческий способ производства, феодальный способ производства, азиатский способ производства, способ деспотического налогового производства, способ капиталистического производства, бюрократический способ, социалистический способ производства и т. д. Фундаментальным дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения подавляющее большинство населения земного шара при капиталистической мир-системе.Таким образом возникает «товарный фетишизм»,

Раньше и с тех пор, как существовал экономический избыток людей, существовали и коммерческие отношения. Но именно при капитализме как господствующем способе производства, особенно при промышленном капитализме и, конечно, при нынешнем финансовом капитализме человеческие отношения обычно обусловлены товарной формой. Это означает, что подавляющее большинство нынешних социальных ценностей имеет меркантилистское происхождение. Таким образом, человеческое существо, чей труд является общественным источником всякого богатства, отщепляется от этой генеалогии, от этого социального генезиса и в итоге оказывается менее ценным, чем его продукция, то есть товар. Эти коллективные культурные операции иногда осуществляются очень тонко и с использованием элементов коллективного бессознательного (см. Фрейда и вклад психоанализа здесь), потому что человек посвящен воспроизведению своей непосредственной жизни посредством своей отчужденной работы, поэтому он не может знать структурное происхождение его коллективного отчуждения. Таким образом, решение будет не только этическим и дискурсивным, но и теоретическим и политическим практическим, так что вы сможете трансформировать ваше нынешнее отчужденное социальное состояние.)

Современная аксиология
Современная аксиология занимается не только рассмотрением положительных ценностей, но и отрицательных (или антиценностей), анализом принципов, позволяющих нам считать что-то ценным или нет, и рассмотрением оснований такого суждения. Исследование теории ценностей нашло особое применение в этике и эстетике, областях, где понятие ценности имеет особое значение. Некоторые философы, такие как немцы Генрих Риккерт или Макс Шелер, вносили различные предложения по разработке соответствующей иерархии ценностей. В этом смысле можно говорить об «аксиологической этике», которую разрабатывали, главным образом, Шелер и сам Николай Гартман. С этической точки зрения аксиология является одним из двух основных оснований этики наряду с этикой.

Ценности
Согласно традиционной концепции ценности могут быть объективными или субъективными. Примеры объективных ценностей включают добро, истину или красоту, которые сами по себе являются целями. Субъективные ценности считаются, однако, когда они представляют собой средство для достижения цели (в большинстве случаев характеризующееся личным желанием).

Кроме того, значения могут быть фиксированными (постоянными) или динамическими (изменяющимися). Ценности также могут быть дифференцированы в зависимости от их важности и могут быть концептуализированы в терминах иерархии, и в этом случае одни будут занимать более высокое положение, чем другие.

Фундаментальная проблема, которая развивается с самого начала аксиологии, к концу 19-го века, это проблема объективности или субъективности всех ценностей. Макс Шелер займет первое из двух мест. Субъективизм с самого начала будет противостоять такому подходу. И он поймет — по-старому Протагору, — что строго человеческое есть мера всех вещей, того, что стоит и что не стоит, и того же масштаба ценностей, не имеющего поддержки во внешней реальности. Альфред Жюль Вчера, в отношении языка, истины и логики, его ранние работы оставят оценочные суждения вне рассмотрения, потому что они не соответствуют принципу эмпирической проверки. Таким образом, этическое и эстетическое есть не что иное, как «выражение» духовной жизни субъекта. Не поддающееся проверке поглощение внешнего мира.

Однако с точки зрения Ницше нет существенной разницы между тем, что традиционная концепция называет «ценностными суждениями» и научными суждениями, поскольку и те, и другие основаны на исторически сформировавшихся и конституирующих себя оценках. такие же специфические способы интерпретации и жизни. Точно так же нет существенной разницы между суждением и действием, поскольку и то, и другое состоит в развертывании определенных сил, которые по определению являются ценными силами и движение которых также зависит от предыдущих оценок.

В философском мышлении есть центральный пункт: какими мы хотим стать в будущем, в лучшем состоянии. Чтобы перейти от текущего состояния к лучшему, необходимо сначала понять, что для внесения улучшений мы должны основывать их на определенных ключевых моментах. В мыслях мы всегда называли их философской или экзистенциальной аксиологией, то есть ценностями, основанными на действии, которое завтра может привести нас к лучшему состоянию; Это потому, что ценности придают смысл и согласованность нашим действиям.

Природа ценности вызывает споры среди ученых разных дисциплин. Это сложная проблема, требующая философской конкретизации. Аксиология – это наука, изучающая ценности, и они имеют философский оттенок. В статье кратко представлена ​​история аксиологии и представлены различные трактовки понятия стоимости, анализируя их с позиций марксистской философии. Выделен диалектико-материалистический ответ в отношении ценности, утверждающий, что это социальное явление, имеющее значение в контексте субъектно-объектных отношений и выражающее потребности и интересы человека или всей природы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts