Физиологическая основа восприятия в психологии: 14.2. Физиологические основы восприятия

14.2. Физиологические основы восприятия

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Как показал И.П. Павлов, в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Всякое восприятие предполагает сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по формированию целостного образа. Физиологическая основа восприятия – комплексная деятельность системы анализаторов, их взаимодействие на уровне корковых отделов. Восприятие сложного раздражителя одной модальности предполагает активизацию нервных внутрианализаторных связей. Восприятие полимодального объекта на основе воздействия комплекса раздражителей осуществляется за счет нервных межанализаторных связей.

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные (кинестезические), обонятельные и вкусовые восприятия.

Основой другого типа классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, в свою очередь включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удаленности. Оно имеет особое значение в регуляции поведения человека в различных ситуациях, при нарушении человек испытывает огромные трудности, выполняя элементарные практические действия.

Восприятие времени, т.е. отражение длительности и временной последовательности явлений и событий, обеспечивается ритмическими процессами, происходящими в человеческом организме деление на временные промежутки задается ритмом сердечной деятельности, дыхания и пр. Восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться во временной реальности.

Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта и зависит от содержания деятельности человека.

Восприятие движения, т.е. отражение изменений положения объектов в пространстве, осуществляется, главным образом, за счет работы зрительного и кинестезического анализаторов. Оно включает в себя оценку динамического состояния объекта, скорости перемещения и ускорения. Важнейшую роль в формировании и функционировании этого восприятия играет двигательный анализатор.

Особую область психических феноменов образует восприятие человека человеком. В силу сложности и социальной обусловленности процессов восприятия другого человека (социальной перцепции), их неразрывной связи с процессами общения, они выделяются в самостоятельную сферу изучения – сферу познания.

Особую разновидность перцептивных эффектов составляют иллюзии восприятия, проявляющиеся в неадекватном отражении воспринимаемого предмета и его свойств. Чаще всего встречаются зрительные иллюзии.

В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели – что-то воспринять, заметить, обнаружить и т.д.

Все виды восприятия поддаются целенаправленному воздействию и все виды необходимы человеку.

  1. Память

Физиологическая основа восприятия в психологии

Восприятие – это синоним латинского термина «перцепция». Оно в буквальном смысле слова означает чувственное познание предметов окружающего мира и их последующее отражение. Его нередко отождествляют с термином «ощущение». И они действительно взаимосвязаны друг с другом. Но есть и различия. Впрочем, намного больше интереса представляет физиологическая основа восприятия. Вот о ней и хотелось бы поговорить.

Ощущения как структурный компонент

Итак, физиологическая основа восприятия – это совместная деятельность системы анализаторов, функционирующих в едином комплексе.

Как это работает? Сначала в окончаниях нервов, входящих в ЦНС, появляются сигналы. Причиной этого как раз является внешний раздражитель, которым может быть любой фактор внутренней и внешней среды, вызывающий повышенную чувствительность или возбуждение.

Так вот, этот сигнал поступает в кору головного мозга. «Транспортом» для него являются проводящие нервные пути. После этого сигнал поступает в сенсорные зоны коры. Это, можно сказать, центральная проекция нервных окончаний. И впоследствии уже формируется сенсорная информация. А её «содержание» зависит от того, с каким органом чувств связана та зона.

Завершается процесс передачей возбуждения в интегративные зоны. Там образы реального мира заканчивают формироваться. После чего мы получаем готовую информацию и ощущения. И всё это происходит в какие-то миллиардные доли секунды.

Двигательная активность

С ней физиологическая основа восприятия связана непосредственным образом. Соответственно, процесс обработки информации усложняется. Поскольку нервные возбуждения, возникновение которых спровоцировало воздействие внешнего раздражителя, переходят в центры, в которых они охватывают сразу несколько зон коры головного мозга. Как следствие — начало взаимодействия с другими импульсами.

Вот, например, глаза. Именно посредством зрения мы получаем порядка 90% всей информации! Но ведь глаза – это орган. И в нём есть мышцы, которые практически постоянно задействованы. Даже если человек сам проанализирует то, как работают его глаза, он поймёт – этот орган будто бы «ощупывает» предмет. Особенно если тот представляет какой-то интерес. Без естественных движений глаз нормально образ не выстроится, и это уже доказано многочисленными опытами. Есть очень интересные эксперименты на эту тему, и одни из самых занимательных проводились Н. Ю. Вергилесом и В. П. Зинченко, а ещё А. Н. Леонтьевым.

Рефлекторная составляющая

Её также содержит в себе физиологическая основа восприятия. Всем известно, что рефлекс – это устойчивая, неосознанная реакция на раздражитель, которая происходит с участием ЦНС. Если человек случайно прикоснётся к слишком горячей батарее, он отдёрнет руку тотчас. Это и есть рефлекс.

Так вот, с данным аспектом связаны физиологические основы восприятия в психологии. Впервые к этому пришёл Иван Петрович Павлов. Он доказал, что восприятие – это рефлекторный процесс. По мнению ученого, в его основе лежат временные нервные связи, которые образуются при воздействии на нервные рецепторы, оказываемом каким-либо явлением или предметом. Они бывают двух видов. Те, которые относятся к первому, образуются в пределах одного анализатора. То есть когда на организм воздействует единственный комплексный раздражитель. Музыкальный трек – это сложное сочетание отельных звуков и мелодий. Однако слуховой анализатор воспринимает его как один раздражитель.

Часто физиологической основой восприятия является межанализаторный рефлекс. Это второй тип временной нервной связи. Под ним подразумеваются связи, происходящие в пределах нескольких анализаторов. Вот, например, когда человек смотрит фильм, он обращает внимание на картинку, игру актёров и музыкальное сопровождение. Это и есть межанализаторная связь.

Мышление

Понятие о восприятии и его физиологическая основа включают в себя и данный аспект в обязательном порядке. Мышление является важнейшим психическим процессом. А также довольно сложным философским и медицинским понятием. Это процесс, задействующий память, эмоции, ощущения. В ходе мышления наблюдается активное отображение человеком реальности. И оно объективно лишь в том случае, если целостно. Чтобы образ получился именно таким, должно учитываться всё – вкус, вес, форма, цвет, звук и т. д. Взять, к примеру, людей, с рождения страдающих глухотой. Они видят птицу, и та кажется им красивой. Но они, к сожалению, не имеют возможности в полной мере осознать, насколько она прекрасна и удивительна, поскольку не могут услышать её пения. В этом случае и во всех остальных, подобных ему, образ является неполным.

Память

Рассматривая физиологические основы и виды восприятия, нельзя не отметить вниманием и эту тему. Память представляет собой комплекс высших психических функций и способностей по накоплению, сохранению и дальнейшему воспроизведению определенной информации и навыков.

Прежние знания о том или ином предмете очень важны. Если объект является знакомым для человека, то он автоматически «переносится» в определенную категорию. Это если говорить простым языком. На самом деле полное восприятие знакомых предметов является результатом сложнейшей аналитико-синтетической работы. Мало кто задумывается об этом до того момента, пока не узнает об амнезии. Или не столкнётся с ней. Человек просто забывает то, что в один момент с ним происходило (не без причин, конечно), и может больше никогда этого не вспомнить, не узнать людей, с которыми его связывала целая жизнь.

Также стоит отметить желание воспринимать определенный объект. Студент может прочитать конспект по неинтересному предмету от корки до корки, но ни слова не запомнить. Потому что у него в этот момент отсутствовало внимание и направленность.

Апперцепция

Ещё один процесс, который включает в себя физиологическая основа восприятия. Кратко говоря, апперцепция – это то, в результате чего элементы сознания приобретают отчётливость и ясность. Фундаментальное свойство человеческой психики. Человек, воспринимая предметы и явления, осознаёт их – пропускает через себя. И то, как он «расшифрует» для себя ту или иную информацию, зависит от его психической жизни, личной конституции.

К этому относятся умственные способности человека, его убеждения, ценности и взгляды на жизнь, миросозерцание и, конечно же, характер. И всё перечисленное у каждого из нас отличается. Поэтому у всех людей имеются как единомышленники, так и абсолютные противоположности. Поскольку что для одних является нормой, другие не приемлют.

Обоняние

Выше было немало внимания уделено информации в её традиционном понимании. Но ведь ароматы и запахи тоже ею являются. Только это информация несколько иного порядка. Однако и её необходимо отметить вниманием, рассказывая про физиологические основы восприятия в психологии.

Кратко выражаясь, обоняние – это способность человека определять запах, рассеянный в воздухе. Для этого у всех нас есть особый эпителий, находящийся в носовой полости. По обонятельным нервам импульсы поступают в подкорковые центры. Не сразу, конечно. А через обонятельные луковицы. Их «конечная» — это корковый центр обоняния мозга. То есть височный отдел, где обонятельная информация и обрабатывается. Причем у каждого по-разному. Предпочтения ароматов многие связывают с психологией.

Некоторые уверяют, например, что интроверты сильнее ощущают запахи, в отличие от экстравертов. Другие считают, что любители ярких цветов предпочитают фруктовые ароматы. Те, кому по душе насыщенные, тёмные тона, любят восточные, «тёплые» запахи. Впрочем, это уже другая тема.

Итог

Напоследок – пару слов в качестве заключения. Исходя из всего, что было сказано выше, можно сделать вывод: в основе восприятия лежат сложные психические и физиологические процессы. И, в частности, системы анализаторных связей, за счёт которых вся информация и усваивается наилучшим образом.

Бистабильное восприятие: нейронные основы и полезность в психологических исследованиях

Айдын С. , Странг Н. К. и Манахилов В. (2013). Возрастной дефицит контроля внимания за перцептивным соперничеством. Исследования зрения, 77, 32–40. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2012.11.010

Бейкер, Д. Х., и Граф, Э. В. (2010). Внешние факторы восприятия бистабильных стимулов движения. Vision Research, 50 (13), 1257–1265. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2010.04.016

Бейкер, Д. Х., Карапанайотидис, Т., Когган, Д. Д., Уэйлс-Ньюсон, К., и Смоллвуд, Дж. (2015). Мозговые сети, лежащие в основе бистабильного восприятия. НейроИзображение, 119, 229–234. doi: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2015.06.053

Balcetis, E., & Dale, R. (2007). Концептуальный набор как нисходящее ограничение на визуальную идентификацию объекта. Восприятие, 36 (4), 581–595. doi: https://doi.org/10.1068/p5678

Баррера, М., и Кальдерон, Л. (2013). Примечания для поддержки эпистемологической нейропсихологии: вклад с трех точек зрения. Международный журнал психологических исследований, 6 (2), 107–118.

Басар-Эроглу, К., Матес, Б., Халаидовски, К., Бранд, А., и Шмидт-Фер, К. (2016). Измененные альфа-колебания мозга при мультистабильном восприятии при шизофрении. Международный журнал психофизиологии, 103, 118–128. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2015.02.002

Белосток, Э., и Шаперо, Д. (2005). Неоднозначные преимущества: влияние двуязычия на обращение неоднозначных цифр. Наука о развитии, 8 (6), 595–604. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2005.00451.x

Борисюк Р., Чик Д. и Казанович Ю. (2009). Визуальное восприятие неоднозначных фигур: нейронные модели на основе синхронизации. Биологическая кибернетика, 100 (6), 491–504. doi: 10.1007/s00422-009-0301-1

Борисюк Р. и Хоппенстедт Ф. (2004). Теория эпинейронной памяти. Нейронные сети, 17 (10), 1427–1436. doi: https://doi.org/10.1016/j.neunet.2004.07.006

Brascamp, JW, Klink, PC, & Levelt, WJM (2015). «Законы» бинокулярного соперничества: 50 лет положений Левельта. Исследования зрения, 109, 20–37. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2015.02.019

Brouwer, GJ, & van Ee, R. (2006). Эндогенные влияния на бистабильность восприятия зависят от характеристик экзогенного стимула. Vision Research, 46 (20), 3393–3402. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2006.03.016

Кэрролл, С. Р., и Бресслофф, П. К. (2014). Волны бинокулярного соперничества в модели направленно-селективного нейронного поля. Physica D: нелинейные явления, 285, 8–17. doi: https://doi.org/10.1016/j.physd.2014.07.002

Каштелу-Бранко, М., и Кастельхано, Дж. (2015). Перцептивное принятие решений. В AW Toga (Ed.), Картирование мозга (стр. 401–408). Уолтем: Академическая пресса. doi: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-397025-1.00261-X

Чунг-Фат-Йим, А., Зорге, Г.Б., и Белосток, Э. (2017). Взаимосвязь между двуязычием и избирательным вниманием у молодых людей: данные задачи с неоднозначными фигурами. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 70 (3), 366–372. doi: https://doi.org/10.1080/17470218. 2016.1221435

Клеман Г. и Демель М. (2012). Перцептивное изменение бистабильных фигур в условиях микрогравитации и гипергравитации во время параболического полета. Письма по нейронауке, 507 (2), 143–146. doi: https://doi.org/10.1016/j.neulet.2011.12.006

Клеман, Г., и Эккардт, Дж. (2005). Влияние гравитационной вертикали на геометрические зрительные иллюзии. Acta Astronautica, 56 (9–12), 911–917. doi: https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2005.01.017

Камминг, Б.Г., и Паркер, А.Дж. (1997). Ответы первичных зрительных корковых нейронов на бинокулярное несоответствие без восприятия глубины. Nature, 389(6648), 280. doi: 10.1038/38487

Denham, S., Bendixen, A., Mill, R., Tóth, D., Wennekers, T., Coath, M., … Winkler, I (2012). Характеристика поведения переключения при перцептивной мультистабильности. Journal of Neuroscience Methods, 210(1), 79–92. doi: https://doi.org/10.1016/j.jneumeth.2012.04.004

de Weert, C.M.M., Snoeren, P.R., & Koning, A. ( 2005). Взаимодействие между бинокулярным соперничеством и формированием гештальта. Исследования зрения, 45 (19)), 2571–2579. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2005.04.005

Fagard, J., Sacco, S., Yvenou, C., Domellöf, E., Kieffer, V., Tordjman, S. , … Мамасян, П. (2008). Роль мозолистого тела в восприятии обратимых фигур у детей. Vision Research, 48 (23–24), 2451–2455. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2008.08.007

Feist, M.I., & Gentner, D. (2007). Пространственный язык влияет на запоминание пространственных сцен. Память и познание, 35 (2), 283–296. дои: 10.3758/BF03193449

Фукуда, Х., и Блейк, Р. (1992). Пространственные взаимодействия в бинокулярном соперничестве. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 18(2), 362. doi: http://dx.doi.org/10.1037/0096-1523.18.2.362

Гейл, А. Г., и Финдли, Дж. М. (1983). Паттерны движения глаз при просмотре неоднозначных фигур. Движения глаз и психологические функции: международные взгляды, 145–168.

Гарсия-Перес, Массачусетс (1989). Зрительная неоднородность и движения глаз при полистабильном восприятии. Внимание, восприятие и психофизика, 46 (4), 397–400. doi: https://link.springer.com/content/pdf/10.3758/BF03204995.pdf

Гарсия-Перес, Массачусетс (1992). Роль движений глаз в процессах восприятия. В Э. Чекалук и К. Ллевеллин (ред.), (Том 88, стр. 73–109). Амстердам-Лондон-Нью-Йорк-Токио: Северная Голландия: Elsevier. doi: https://doi.org/10.1016/S0166-4115(08)61743-4

Гулкасян П. и Вудберри К. (2010). Эффекты грунтовки с неоднозначными фигурами. Внимание, восприятие и психофизика, 72 (1), 168–178. doi: https://link.springer.com/article/10.3758/APP.72.1.168

Гори, С., Гиора, Э., и Педерсини, Р. (2008). Мультистабильность восприятия при сегрегации фигуры и фона с использованием стимулов движения. Acta Psychologica, 129(3), 399–409. doi: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2008.09.004

Гроссманн, Дж. К., и Доббинс, А. С. (2006). Конкуренция в бистабильном зрении зависит от атрибута. Исследования зрения, 46 (3), 285–292. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2005.06.002

Хэнкок С. и Эндрюс Т.Дж. (2007). Роль произвольного и непроизвольного внимания в выборе перцептивного доминирования во время бинокулярного соперничества. Восприятие, 36 (2), 288–29.8. doi: https://doi.org/10.1068/p5494

Heinrichs, R. W., & Zakzanis, K. K. (1998). Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении: количественный обзор доказательств. Neuropsychology, 12(3), 426. doi: 10.1037/0894-4105.12.3.426

Hsiao, J.-Y., Chen, Y.-C., Spence, C., & Yeh, S.-L. (2012). Оценка влияния аудиовизуальной семантической конгруэнтности на восприятие бистабильной фигуры. Сознание и познание, 21 (2), 775–787. doi: https://doi.org/10.1016/j.concog.2012.02.001

Интаите, М., Койвисто, М., и Каштелу-Бранко, М. (2014). Связанные с событием потенциальные реакции на инверсии восприятия модулируются загрузкой рабочей памяти. Нейропсихология, 56, 428–438. doi: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia. 2014.02.016

Интайте М., Койвисто М., Рукшенас О. и Ревонсуо А. (2010). Реверсивная негативность и бистабильные стимулы: внимание, осознание или что-то еще? Мозг и познание, 74 (1), 24–34. doi: https://doi.org/10.1016/j.bandc.2010.06.002

Интаите, М., Норейка, В., Шолюнас, А., и Фальтер, К.М. (2013). Взаимодействие восходящих и нисходящих процессов в восприятии неоднозначных фигур. Исследования зрения, 89, 24–31. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2013.06.011

Джексон С., Камминс Ф. и Брэди Н. (2008). Быстрое перцептивное переключение обратимой биологической фигуры. PloS один, 3(12), 1–15. doi: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0003982

Канаи Р., Кармель Д., Бахрами Б. и Рис Г. (2011). Структурно-функциональное разделение правой верхней теменной коры при бистабильном восприятии. Текущая биология, 21 (3), R106–R107. Дои: https://doi.org/10.1016/j.cub.2010.12.009

Кляйншмидт, А., Бюхель, К., Зеки, С., и Фраковяк, Р. SJ (1998). Деятельность мозга человека при спонтанно реверсивном восприятии неоднозначных фигур. Труды Лондонского королевского общества B: Biological Sciences, 265 (1413), 2427–2433. doi: 10.1098/rspb.1998.0594

Кого, Н., Херманс, Л., Стюер, Д., ван И, Р., и Вагеманс, Дж. (2015). Временная динамика различных случаев бистабильного восприятия фигуры и фона. Исследования зрения, 106, 7–19. Дои: https://doi.org/10.1016/j.visres.2014.10.029

Корнмайер, Дж., и Бах, М. (2005). Куб Неккера — неоднозначная фигура, устраненная при ранней визуальной обработке. Исследования зрения, 45 (8), 955–960. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2004.10.006

Корнмайер, Дж., и Бах, М. (2006). Бистабильное восприятие — по цепочке обработки от неоднозначного визуального ввода к стабильному восприятию. Международный журнал психофизиологии, 62 (2), 345–349. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2006.04.007

Корнмайер, Дж., Хайн, К.М., и Бах, М. (2009 г.). Мультистабильное восприятие: когда снизу вверх и сверху вниз совпадают. Мозг и познание, 69 (1), 138–147. doi: https://doi. org/10.1016/j.bandc.2008.06.005

Круг, К., Бранскилл, Э., Скарна, А., Гудвин, Г. М., и Паркер, А. Дж. (2008). Скорость переключения восприятия с неоднозначными фигурами структуры из движения при биполярном расстройстве. Труды Лондонского королевского общества B: Biological Sciences, 275 (1645), 1839–1848. doi: 10.1098/rspb.2008.0043

Лаланн, К., и Лоренсо, Дж. (2004). Кроссмодальная интеграция для восприятия и действия. Журнал физиологии-Париж, 98(1-3), 265–279. doi: https://doi.org/10.1016/j.jphysparis.2004.06.001

Лаукконен, Р. Э., и Танген, Дж. М. (2017). Может ли наблюдение за кубом Неккера сделать вас более проницательным? Сознание и познание, 48, 198–211. doi: https://doi.org/10.1016/j.concog.2016.11.011

Леопольд, Д. А., и Логотетис, Н. К. (1999). Мультистабильные явления: изменение взглядов в восприятии. Тенденции в когнитивных науках, 3(7), 254–264. doi: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(99)01332-7

Лю, К.-Х., Ценг, О.Дж.Л., Хунг, Д.Л., Ценг, П. , и Хуан, К.- ЧАС. (2012). Исследование бистабильного восприятия с помощью «вращателя силуэта»: сиди спокойно, крути танцора своей волей. Исследования зрения, 60, 34–39.. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2012.03.005

Лонг, Г. М., и Баттерман, Дж. М. (2012). Препарирование перцептивных процессов с помощью новой тристабильной обратимой фигуры. Восприятие, 41 (10), 1163–1185. doi: https://doi.org/10.1068/p7313

Лонг, Г. М., и Топпино, Т. С. (1981). Множественные представления одной и той же обратимой фигуры: последствия для когнитивных интерпретаций принятия решений. Восприятие, 10 (2), 231–234. doi: https://doi.org/10.1068/p100231

Лонг, Г. М., и Топпино, Т. С. (2004). Постоянный интерес к двусмысленности восприятия: чередующиеся взгляды на обратимые фигуры. Психологический бюллетень, 130(5), 748. doi: 10.1037/0033-2909.130.5.748

Мацумото Ю., Такахаши Х., Мураи Т. и Такахаши Х. (2015). Визуальная обработка и социальное познание при шизофрении: отношения между движениями глаз, биологическим восприятием движения и эмпатией. Неврологические исследования, 90, 95–100. doi: https://doi.org/10.1016/j.neures.2014.10.011

МакБейн, Р., Нортон, Д. Дж., Ким, Дж., и Чен, Ю. (2011). Снижение когнитивного контроля над визуально бистабильным изображением при шизофрении. Журнал Международного нейропсихологического общества, 17 (3), 551–556. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2015.02.002

Минан, Дж. П., и Миллер, Л. А. (1994). Перцептивная гибкость после лобной или височной лобэктомии. Нейропсихология, 32 (9), 1145–1149. doi: https://doi.org/10.1016/0028-3932(94)

-7

Мегуми Ф., Бахрами Б., Канаи Р. и Рис Г. (2015). Динамика активности мозга в теменных областях человека при спонтанных переключениях бистабильного восприятия. НейроИзображение, 107, 190–197. doi: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2014.12.018

Менг М. и Тонг Ф. (2004). Может ли внимание избирательно искажать бистабильное восприятие? Различия между бинокулярным соперничеством и неоднозначными фигурами. Журнал видения, 4 (7), 2–2. дои: 10.1167/4.7.2

Мезо, А.И., и Массон, Г.С. (2015). Динамическое разрешение неоднозначности при тристабильном восприятии движения. Исследования зрения, 107 , 113–123. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2014.12.015

Мишра, Дж., и Хиллъярд, С.А. (2009). Эндогенная селекция внимания при бинокулярном соперничестве на ранних стадиях зрительной обработки. Исследование зрения, 49 (10), 1073–1080. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2008.02.018

Морено-Ботэ, Р., Ринзель, Дж., и Рубин, Н. (2007). Вызванные шумом чередования в сетевой аттракторной модели перцептивной бистабильности. Журнал нейрофизиологии,98 (3), 1125–1139. doi: https://doi.org/10.1152/jn.00116.2007

Мудрик Л., Деуэлл Л.Ю. и Лами Д. (2011). Конгруэнтность сцены искажает бинокулярное соперничество. Сознание и познание, 20 (3), 756–767. doi: https://doi.org/10.1016/j.concog.2011.01.001

Мунар, Э., Росселло, Дж., Майче, А., Травьесо, Д., и Надаль, М. (2008). Руководство по нейропсихологии. В V. Editores (Ed.), (стр. 59–96). Барселона. doi: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=3423906

Манхолл, К.Г., Тен Хоув, М.В., Браммер, М., и Паре, М. (2009 г.). Аудиовизуальная интеграция речи в бистабильной иллюзии. Текущая биология, 19 (9), 735–739. doi: 10.1016/j.cub.2009.03.019

Набер М., Грюнхаге Г. и Эйнхойзер В. (2010). Тристабильные стимулы выявляют взаимодействие между последующими восприятиями: Соперничество обусловлено историей восприятия. Исследования зрения, 50 (8), 818–828. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2010.02.004

Нго, Т. Т., Лю, Г. Б., Тилли, А. Дж., Петтигрю, Дж. Д., и Миллер, С. М. (2008). Меняющееся лицо перцептивного соперничества. Бюллетень исследований мозга, 75 (5), 610–618. doi: https://doi.org/10.1016/j.brainresbull.2007.10.006

Окадзаки М., Канеко Ю., Юмото М. и Арима К. (2008). Изменение восприятия в ответ на бистабильную картину увеличивает активность нейромагнитного бета-диапазона. Неврологические исследования, 61(3), 319–328. doi: 10.1016/j.neures.2008.03.010

Пиантони, Г., Ромейн, Н., Гомес-Эрреро, Г., Верф, Ю. Д., и Сомерен, Э. Дж. В. (2017). Мощность альфа предсказывает постоянство бистабильного восприятия. Scientific Reports, 7 (1), 5208. doi: 10.1038/s41598-017-05610-8

Pressnitzer, D., & Hupé, J.-M. (2006). Временная динамика слуховой и зрительной бистабильности выявляет общие принципы перцептивной организации. Текущая биология, 16 (13), 1351–1357. doi: https://doi.org/10.1016/j.cub.2006.05.054

Цю, Дж., Вэй, Д., Ли, Х., Ю, К., Ван, Т., и Чжан, К. (2009). Иллюзия лица вазы, видимая мозгом: исследование потенциалов мозга, связанное с событием. Международный журнал психофизиологии, 74 (1), 69–73. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2009.07.006

Риччи, К., и Бландо, К. (1990). Восприятие неоднозначных фигур после очаговых поражений головного мозга. Нейропсихология, 28 (11), 1163–1173. doi: https://doi.org/10.1016/0028-3932(90)

-P

Рок И., Холл С. и Дэвис Дж. (1994). Почему неоднозначные фигуры меняются местами? Acta Psychologica, 87 (1), 33–59. doi: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7985524

Сандберг К., Барнс Г. Р., Бахрами Б., Канаи Р., Овергаард М. и Рис Г. (2014). Отчетливые МЭГ коррелируют с сознательным опытом, изменением восприятия и стабилизацией во время бинокулярного соперничества. Нейроизображение, 100, 161–175. doi: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2014.06.023

Сандберг К., Бличер Дж. У., Дель Пин С. Х., Андерсен Л. М., Рис Г. и Канаи Р. ( 2016). Улучшены оценки роли объема серого вещества и ГАМК в бистабильном восприятии. Кортекс, 83, 292–305. doi: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2016.08.006

Шауэр Г., Канай Р. и Браскэмп Дж. В. (2016). Теменная тета-вспышка TMS: функциональное дробление, наблюдаемое во время бистабильного восприятия, не проявляющееся в задачах на внимание. Сознание и познание, 40, 105–115. doi: https://doi.org/10.1016/j.concog.2016.01.002

Smith, E.L., Grabowecky, M., & Suzuki, S. (2007). Аудиально-визуальная кроссмодальная интеграция в восприятии пола лица. Текущая биология, 17 (19), 1680–1685. doi: https://doi.org/10.1016/j.cub.2007.08.043

Стерцер, П., Кляйншмидт, А., и Рис, Г. (2009). Нейронные основы мультистабильного восприятия. Тенденции в когнитивных науках, 13 (7), 310–318. doi: 10.1016/j.tics.2009.04.006

Стерцер П. и Рис Г. (2009). Бистабильное восприятие и сознание. Энциклопедия сознания, 93–106. doi: https://doi.org/10.1016/B978-012373873-8.00011-6

Стерцер П., Расс М. О., Прейбиш К. и Кляйншмидт А. (2002). Нейронные корреляты спонтанного изменения направления при неоднозначном видимом визуальном движении. Нейроимидж, 15(4), 908–916. doi: https://doi.org/10.1006/nimg.2001.1030

Такасе С., Юкумацу С. и Бингуши К. (2013). Перцептивное доминирование во время бинокулярного соперничества продлевается динамическим окружением. Исследования зрения, 92, 33–38. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2013.09.002

Uhlhaas, PJ, & Silverstein, S. M. (2005). Организация восприятия при расстройствах шизофренического спектра: эмпирические исследования и теоретические выводы. Психологический бюллетень, 131(4), 618. doi: 10.1037/0033-29.09.131.4.618

ван Дам, Л.С.Дж., и ван И, Р. (2006). Роль саккад в осуществлении произвольного контроля при перцептивном и бинокулярном соперничестве. Исследование зрения, 46 (6-7), 787–799. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2005.10.011

ван Лун, А. М., Кнапен, Т., Шольте, Х. С., Джон-Салтинк, Э. С., Доннер, Т. Х., и Ламме, В. А. Ф. ( 2013). ГАМК формирует динамику бистабильного восприятия. Текущая биология, 23 (9), 823–827. doi: https://doi.org/10.1016/j.cub.2013.03.067

Ватакис, А., и Спенс, К. (2007). Кроссмодальная привязка: оценка «предположения о единстве» с использованием аудиовизуальных речевых стимулов. Восприятие и психофизика, 69 (5), 744–756. doi: https://doi.org/10.3758/BF03193776

Верне, М., Брем, А.-К., Фарзан, Ф., и Паскуаль-Леоне, А. (2015). Синхронные и противоположные роли теменной и префронтальной коры в бистабильном восприятии: исследование ТМС-ЭЭГ с двойной катушкой. Кортекс, 64, 78–88. doi: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2014.09.021

Вайльнхаммер, В., Людвиг, К., Хессельманн, Г., и Стерцер, П. (2013). Лобно-теменная кора опосредует перцептивные переходы в бистабильном восприятии. Журнал неврологии, 33 (40), 16009–16015. doi: https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.1418-13.2013

Weilnhammer, V., Ludwig, K., Sterzer, P., & Hesselmann, G. (2014). Пересмотр фигуры Лиссажу как инструмента для изучения бистабильного восприятия. Исследования зрения, 98, 107–112. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2014.03.013

Weilnhammer, V., Stuke, H., Hesselmann, G., Sterzer, P., & Schmack, K. (2017). Прогностическое кодирование бистабильного восприятия — исследование фМРТ на основе модели. PLoS Computational Biology, 13(5), e1005536. doi: https://doi.org/10.1371/journal.pcbi.1005536

Сяоган В., На С., Лэй Х., Юн З., Тайюн Б. и Цзян К. (2017). Категориальная избирательность зрительной коры человека при восприятии иллюзии рубинового лица и вазы. Границы в психологии. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01543

Ямамото С. и Ямамото М. (2006). Влияние гравитационной вертикали на зрительное восприятие обратимых фигур. Исследования в области неврологии, 55 (2), 218–221. doi: https://doi.org/10.1016/j.neures.2006.02.014

Yeh, S.-L., Hsiao, J.-Y., Chen, Y.-C., & Spence, C. (2011). Взаимодействие мультисенсорной обработки, внимания и сознания, показанное бистабильными фигурами. i-Восприятие, 2(8), 910–910. doi: https://doi.org/10.1068/ic910

Раздел 3: Ощущение и восприятие

Задания

  Запросы из-за пределов моего округа будут отклонены .

  • Руководство для учащихся 3-го раздела

Презентации
  • Тема 3.1: Принципы восприятия
  • Тема 3.2: Принципы восприятия
  • Тема 3.3: Зрительная анатомия
  • Тема 3. 4: Зрительное восприятие
  • Тема 3.5: Слуховые ощущения и восприятие
  • Тема 3.6: Химические чувства
  • Тема 3.7: Телесные ощущения

Полезные ссылки
  • Раздел 3 Словарь

Видео

Раздел 3: Биологические основы поведения
Вес экзамена AP: 6-8%

Психологи изучают ощущения и восприятие, чтобы объяснить, как и почему полученные извне ощущения и восприятия влияют на поведение и психические процессы. Используя информацию от нескольких анатомических структур, ощущения, которые мы воспринимаем, обрабатывают и интерпретируют информацию об окружающей нас среде и нашем месте в ней. Это приводит к восприятию, которое влияет на то, как мы думаем и ведем себя. Таким образом, ощущение и восприятие обеспечивают мост между биологической и когнитивной точками зрения, предлагая аспекты обеих для объяснения того, как мы думаем и ведем себя.

Блок 3 строится на биологической основе психологии, заложенной в предыдущем блоке. Этот прогресс в понимании мозга, органов чувств и центральной нервной системы выдвигает на первый план физиологические процессы, участвующие в восприятии человеком своего окружения. Студенты должны уметь описывать примеры анатомических структур, физиологических процессов и психологических концепций, связанных с ощущением и восприятием. Понимание влияния ощущений и восприятия на поведение и психические процессы основано на том, что учащиеся узнали в Блоке 1 о психологических теориях и перспективах, особенно об их сильных и слабых сторонах. Учащиеся также улучшат свое понимание научных исследований, углубляя свое понимание физиологического процесса преобразования энергии в связи с химическими чувствами.

Подготовка к экзамену AP: 

Как и в разделе 2, содержание этого раздела требует от учащихся установления связи между физиологией и психологией. Например, учащихся могут попросить связать получение человеком информации в их окружении с его восприятием этой информации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts