Физиологические основы и психологические теории эмоций: 12.3. Физиологические основы и психологические теории эмоций

Физиологические теории эмоций: Psychology OnLine.Net

Физиологические теории эмоций
Добавлено Psychology OnLine.Net
31.10.2006 (Правка 31.10.2006)

Всем нам знакомы физиологические изменения, которыми сопровождаются сильные эмоции — запекшиеся губы, колотящееся сердце, дрожащие ноги. Большинство этих физиологических изменений опосредуется нашим мозгом и может быть измерено и зафиксировано. «Детектор лжи» регистрирует как раз такие изменения в кровяном давлении, влажности кожи, частоте дыхания. Более умеренные эмоции — признательность, симпатия, раздражение — редко сопровождаются столь заметными изменениями, но в организме все-таки что-то происходит. Каждый раз, когда мы что-либо делаем, думаем, чувствуем или вспоминаем, в мозгу и во всей нервной системе происходят физиологические изменения. От нейрона к нейрону передаются импульсы, начинается выделение одних нейромедиаторов, прекращается выделение других.

Но перечисление всех известных клеточных и механических явлений на языке нейробиологии не может адекватно передать того, что мы чувствуем.

Не существует абсолютно точного соответствия между изменениями в нервной системе и теми состояниями, которые мы испытываем и описываем как «эмоции». И тем не менее мы чувствуем страх, восторг или грусть потому, что в динамических системах мозга происходят нервные процессы, регулирующие эмоции. Поэтому мы будем пользоваться общепонятным языком, описывая, что мы чувствуем, и будем обращаться к языку нейробиологии, когда нам понадобится объяснить, что при этом происходит в нашей нервной системе.

Что такое эмоции?

Хотя мы в состоянии обсуждать эмоции и можем быть абсолютно уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх, ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого определения эмоции — такого, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось к перечислению признаков. Поэтому вместо попыток дать определение мы будем в своих рассуждениях исходить из общего понимания того, что испытывают люди, когда говорят: «я очень зол», «мне грустно» или «я счастлив».

Американский психолог Уильям Джеймс — создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, — описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами:

Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нем ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, — все это чистый продукт созерцающей личности.

Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послужили фундаментом для современных исследований мозга и эмоций.

Теории эмоций

Всем известны висцеральные изменения, которые сопровождают эмоциональное возбуждение, — изменения в ритме сердца, дыхания, в моторике желудка и кишечника и т.п. Уже не меньше ста лет ученые хорошо знают, что всеми этими изменениями руководит мозг. Но каким образом мозг вызывает эти изменения и как они связаны с эмоциями, которые испытывает личность, было и остается предметом споров.

Ранние работы Фрейда в области неврологии

Зигмунд Фрейд обучался неврологии, и его ранние работы были посвящены нервной системе. Он не был согласен с господствовавшим в его время представлением о мозге как комплексе локальных специализированных областей (эти представления опирались на данные Поля Брока и Карла Вернике, открывших специфические «речевые центры»). В 1895 году в статье «Проект научной психологии» Фрейд высказал свои предположения о том, как действует нервная система.

Его гипотезы удивительно точно предвосхитили последующие открытия. Коротко говоря, он предполагал следующее:

1. Центральная нервная система состоит из двух главных отделов. Первый из них образуют длинные волокнистые тракты, передающие импульсы от отдаленных областей тела к высшим мозговым центрам, и сами эти центры, где каким-то образом представлена периферия тела. Второй отдел состоит из «ядерных» систем в глубине головного мозга, которые регулируют внутреннее состояние организма.

2. Элементы нервной системы вырабатывают вещества

, которые циркулируют в организме и могут возбуждать нервные клетки мозга, делая возможными петли положительной обратной связи.

3. Мозг функционирует благодаря электрической активности нервных элементов, которые, будучи достаточно возбуждены, могут разряжаться.

4. Нервные элементы отделены друг от друга «контактными барьерами» (представление о синапсах многими оспаривалось в то время, когда Фрейд писал свою статью), и один элемент может передать возбуждение другому только тогда, когда этот «контактный барьер» (синапс) будет преодолен.

5. Нервные элементы могут возбуждаться до такого уровня, который недостаточно высок, чтобы последовал разряд. Фрейд пытался объединить эти представления (которые, как оказалось, в большей своей части были вполне корректны) в теорию, объясняющую работу мозга и, в частности, роль эмоций в процессе мышления. Он полагал, что

низкий уровень возбуждения нервных элементов в глубине головного мозга вызывает (подсознательное) чувство дискомфорта. Переданное в кору, это чувство может возбуждать потребность во взаимодействии с внешним миром, как это происходит, например, при еде или половом акте. Это взаимодействие в свою очередь ведет к уменьшению первоначального дискомфорта, поэтому вызывает чувство удовольствия. Удовольствие имеет тенденцию усиливаться, т.е. уменьшать сопротивление «контактных барьеров» между нервными элементами при последующей передаче сигналов. Повторяющиеся разряды в одном и том же проводящем пути все больше облегчают такую передачу — иными словами, происходит научение.

Подобное научение, или опыт, как полагал Фрейд, изменяет структуру «сердцевины» (глубинной области) головного мозга. От того, какие пути в этой области окажутся наиболее проторенными, будет зависеть структура человеческого «я», или личности. Эффективные проводящие пути становятся «

мотивами». Когда кора воспринимает эти мотивы, они становятся «желаниями». «Эмоции», — говорил Фрейд, — это усиление или уменьшение чувства дискомфорта в глубине мозга. «Мысль» представляет собой результат сравнения «желаний» с «восприятиями»; другими словами, мысль — это продукт несоответствия между тем, каковы вещи в действительности, и тем, какими мы хотели бы их видеть. Поскольку методы исследования мозга во времена Фрейда были еще весьма грубыми, он отказался от попытки связать свою теорию личности с физиологией. Тем не менее в своей позднейшей теории психоанализа он выразил многое в форме метафорического описания физиологических процессов. За несколько лет до того, как была написана статья Фрейда, Уильям Джеймс, отталкиваясь от идей датского психолога Карла Ланге, сформулировал концепцию, которая сегодня известна как теория эмоций Джеймса-Ланге (рис.
99).

Теория Джеймса-Ланге

Рис. 99

Казалось бы, всякий, увидев перед собой раскрытую пасть льва, сначала осознает, что ему «страшно», и лишь потом ощутит вегетативное возбуждение, сопровождающее чувство страха. Но не случалось ли вам, сидя вечером у себя дома за книгой, вдруг почувствовать, как что-то движется возле вас? И хотя вы, вероятно, не вполне уверены в том, что именно вы видели и видели ли вообще что-нибудь, сердце ваше учащенно забьется, а во рту станет сухо. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его колотится и во рту пересохло, а уже затем делает вывод: «До чего же я испугался!» В сущности, теория эта предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме

. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим» (James, 1884).

Хотя эта теория, подобно более поздней теории Фрейда, пыталась найти физиологические основы эмоций, Джеймс не смог подкрепить ее фактическими данными. Как и Фрейд, Джеймс потерял интерес к физиологии. Позднее он оставил также и психологию, занявшись философией. Однако впоследствии были получены экспериментальные данные, в какой-то мере подтверждавшие его теорию..

Теория Кэннона-Барда

Рис. 100

В 1929 году физиолог Уолтер Кэннон пришел к поразительному выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно само исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Исследования Кэннона показали, что

одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Например, мурашки появляются у вас и тогда, когда вы слушаете прекрасную музыку, и тогда, когда наблюдаете вскрытие трупа. Таким образом, эмоция — это нечто большее, чем ощущение, связанное с вегетативной реакцией. Современные данные, пожалуй, свидетельствуют в пользу точки зрения Кэннона. Состояния возбуждения при сильных эмоциональных реакциях действительно кажутся одинаковыми, и они доходят до сознания сравнительно медленно.

Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, в сущности утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. 3атем возбуждение как бы

расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно (рис. 100).

Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.

Рис. 101. Многое из того, что ныне объединяют под названием лимбической системы, входило в «круг Папеса»

Круг Папеса

Теория Кэннона-Барда подчеркивала роль таламуса, как «центра» эмоций. Благодаря работам анатома Джеймса У. Папеса (1937) и его продолжателей мы сегодня знаем, что эмоции — это не функция специфических «центров» мозга, а результат активности сложной сети — «круга Папеса» (рис. 101), структуры, объединенные в круг Папеса, составляют большую часть того, что сегодня называют лимбической системой. Папес называл свою схему «потоком эмоций». Он также говорил о «потоке движения», который передает ощущения (т. е. сенсорные сигналы) через тала-мус к полосатому телу, и о «потоке мысли», который передает ощущения через таламус к главным отделам коры мозга. Папес утверждал, что при объединении этих потоков «сенсорные возбуждения… получают свою эмоциональную окраску». Вклад Папеса даже сегодня составляет основу того, что ученые знают о нейроанатомии эмоций.

Структуры мозга, участвующие в эмоциях

Многие структуры, ответственные за гомеостаз и физиологические ритмы (см. гл. 4 и 5), причастны также к эмоциям. И это неудивительно. Для того чтобы удовлетворить потребности своих внутренних систем, голодный хищник подкрадывается к животному меньшей величины и нападает на него (агрессия). В то же время он сам должен быть постоянно настороже, чтобы избегнуть нападения более крупного; хищника (страх). Наиболее важные из мозговых структур, имеющих отношение к эмоциям, в совокупности называют лимбической системой. Это важнейший «альянс» в нашей географической схеме. Система эта известна также как «животный мозг», поскольку ее части и функции, по-видимому, в основе своей сходны у всех млекопитающих. Лимбическая система находится выше ствола мозга, но ниже коры. Ряд структур ствола и некоторые части коры тоже участвуют в порождении эмоций. Все они связаны друг с другом нервными путями.

Рис. 102. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему. Можно видеть, что они располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы «окаймляют» их.

Лимбическая система

Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований (рис. 102). К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса , а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга — гипоталамус. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной нервной системы (и тем самым — на ритм сердца, дыхания и т.д.), по-видимому, сосредоточены в определенных областях гипоталамуса, а именно эти области контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих сильные эмоции. Глубоко в боковой части среднего мозга лежит миндалина (миндалевидное ядро) — клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты на животных показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. По соседству с миндалиной находится гиппокамп. Роль его в создании эмоций все еще не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Многие ученые полагают, что он играет определенную роль в интеграции различных форм сенсорной информации. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти — к неспособности запоминать новую информацию (см. гл. 7).

Гиппокамп и другие структуры лимбической системы окружает поясная извилина . Около нее расположен свод — система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с гипоталамусом. Еще одна структура — перегородка — получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в гипоталамус. Проследив ход нервных путей мозга, мы можем увидеть, почему все наши взаимодействия с окружающей средой имеют ту или иную эмоциональную окраску. Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур — миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры.

Ствол мозга

Рис. 103. Структуры ствола мозга, играющие роль в эмоциях. Дофаминовые волокна, идущие от черной субстанции, и норадреналиновые волокна, идущие от голубого пятна, иннервируют весь передний мозг. Обе эти группы нейронов, а также некоторые другие представляют собой части ретикулярной активирующей системы.

Важную роль в эмоциях играет ретикулярная формация — структура внутри моста и ствола головного мозга (рис. 103). Она получает сенсорные сигналы по различным путям и действует как своего рода фильтр, пропуская только ту информацию, которая является новой или необычной. Волокна от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших полушарий, некоторые — через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются «неспецифическими». Это означает, что в отличие от нейронов первичных сенсорных путей, например зрительных или слуховых (см. гл. 3), реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут реагировать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы от глаз, кожи, внутренних органов, а также других органов и структур лимбической системе и коре.

Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Таково, например, голубое пятно — плотное скопление тел нейронов, отростки которых образуют дивергентные сети с одним входом, использующие в качестве медиатора норадреналин. Как уже упоминалось в главе 4 в связи с БДГ-сном, некоторые нервные пути идут вверх от голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры. Другие направляются вниз к мозжечку и спинному мозгу. Медиатор этих специализированных нейронов — норадреналин (выделяемый также мозговым веществом надпочечников как гормон) — запускает эмоциональную реакцию. Было высказано предположение, что недостаток норадреналина в мозгу приводит к депрессии, а при длительном избыточном воздействии норадреналина возникают тяжелые стрессовые состояния. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Другой участок ретикулярной формации — «черная субстанция» — представляет собой скопление тел нейронов, опять-таки принадлежащих к дивергентным сетям с одним входом, но выделяющих медиатор дофамин. Помимо всего прочего дофамин, по-видимому, способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Известно, что он участвует в создании эйфории, ради которой наркоманы употребляют кокаин или амфетамины. У больных, страдающих паркинсонизмом, происходит дегенерация нейронов черной субстанции, что приводит к недостатку дофамина. -ДОФА-лекарственный препарат, который дают этим больным, — способствует образованию дофамина, но может в то же время вызывать симптомы, сходные с шизофренией. Это наводит на мысль, что какую-то роль в развитии шизофрении играет избыток дофамина (см. гл. 9). Кора больших полушарий

Области коры, играющие наибольшую роль в эмоциях, — это лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. Научные исследования показали, что лобные доли, очевидно из-за связей с таламусом, играют важную роль в эмоциях и их выражении. А поскольку мышление и эмоции не являются раздельными процессами, в создании эмоций, вероятно, участвуют и височные доли, хотя до сих пор мало что известно о механизме взаимодействия мысли и эмоции. Мы много знаем об анатомии лимбической системы, ствола мозга, корковых структур мозга и нервных путей, которые соединяют их между собой и с другими частями нервной системы. Но как они функционируют при эмоциях, в особенности у человека, — это все еще в значительной части остается предметом гипотез. Основанием для этих гипотез служат главным образом исследования на животных, которые и будут сейчас рассмотрены.

Физиологические основы эмоций

   Психологическая наука в течение длительного времени не могла решить вопрос с природой эмоций.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. И. Ф. Гербарт считал, например, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Например, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Другой известный психолог девятнадцатого века В. Вундт придерживался сходной позиции. По его мнению, эмоции — прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Как видно, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Психические процессы вызывают определенные органические изменения.

Однако в 1872 г. великий естествоиспытатель Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций. Было показано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных (а на самом деле и то, и другое рассматривается как часть биологического). Дарвин показал, что в манерах поведения животного и человека много общего.

Наблюдая за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (мимика, иные движения) есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Например, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Мимика удивления, включающая в себя приоткрытый рот, полезна и сейчас: тем самым выравнивается давление в среднем ухе по сравнению с окружающим воздухом, что способствует лучшему восприятию звуковой информации.

Если раньше господствовала теория, согласно которой эмоции — следствие интеллектуальных переживаний, то в конце девятнадцатого века «маятник качнулся в другую сторону». В 1884 г. появляется статья У. Джемса «Что такое эмоция?». Джемс (и независимо от него Г. Ланге) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания.

Широко известна фраза Джемса, что «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». То есть теперь именно органические изменения стали рассматриваться первопричиной эмоций (так называемая теория Джемса-Ланге). Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, телесное порождает эмоциональное переживание соответствующей модальности. Периферические органические изменения, которые ранее рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.

Появление теории Джемса-Ланге привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Ранее считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. По новой теории, надо было в первую очередь снять органические проявления горя или гнева (например перестать ходить из угла в угол).

Несколько иную точку зрения высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, как оказалось, представляют собой довольно малочувствительные и малодинамичные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, в то время как эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Кэннон даже провел эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Подытоживая свои изыскания, Кэннон сформулировал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе.

Позднее П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.

В опытах на животных X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

В целом представления о роли органического в формировании эмоций Джемса, Ланге, Кэннона, Барда стали называть психорганической теорией эмоций. В дальнейшем эта теория развивалась и развивается в основном с помощью электрофизиологических исследований мозга.

Так возникла еще одна, активационная теория Линдсея-Хебба, согласно которой эмоциональное состояние определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма и отдельных участков головного мозга. А эмоциональные проявления есть не что иное, как изменение уровня и структуры активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость. А эмоция — в отличие от эмоционального состояния — это нарушение или восстановление равновесия в структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Были подходы к исследованию эмоций несколько с иной стороны. Эмоции можно рассматривать не как результат каких-то изменений, а как причину тех или иных изменений в организме, поведении. Эмоции регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. В проводимых им исследованиях было установлено, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графически выражается в виде кривой нормального распределения.

Это был несколько неожиданный и вместе с тем очень важный результат. Оказалось, что для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении. Вместе с тем было обнаружено, что для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

Этот оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, например от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных особенностей человека (например силы нервной системы), который ее выполняет, и от многого другого.

Эмоции рассматриваются и через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. Л. Фестингер в своей теории когнитивного диссонанса показал, что есть такое эмоциональное состояние диссонанс, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Возникающее позитивное эмоциональное состояние называется консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Когнитивный диссонанс как негативное эмоциональное состояние вызывает общий дискомфорт, человек стремится избавиться от этого дискомфорта. Для этого у него есть два пути: или изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями.

Слишком часто в современной психологии теория когнитивного диссонанса используется в качестве универсальной концепции для объяснения поступков человека и его действий в самых различных ситуациях. В детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания. Часто забывают про то, что когнитивный диссонанс — это всего лишь одна из множества других эмоций, у нее есть собственные механизмы развития, и эти механизмы не надо распространять на все эмоции.

Все без исключения психические процессы так или иначе причастны к возникновению и развитию эмоций. С. Шехтера показал роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах (когнитивно-физиологическая теория). Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.

Во множестве опытов было показана роль словесных инструкций на способ восприятия ситуации и — как следствие — на формирование эмоций. Помимо словесных инструкций во время эксперимента большое значение имеет дополнительная информация, получаемая испытуемым. Во многих случаях экспериментаторам удавалось просто обмануть испытуемых. Тем давались таблетки, и сообщалось, что эти таблетки вызовут состояние эйфории. Состояние легкой эйфории на самом деле наступало, но таблетки были на самом деле пустышками (плацебо).

Отечественный психофизиолог П. В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку же этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. По этой теории, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты. Симонов предложил формулу:

Э = П x (Ин — Ис),

где:

Э — сила эмоции,

П — величина актуальной потребности,

Ин — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности,

Ис — существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Если П=0 (нет потребности), то и эмоции нет. Если потребность высокая, информации нужно много, но ее не хватает, то развивается сильная отрицательная эмоция. Если информации достаточно, и даже в избытке, то развивается положительная эмоция.

В регуляции эмоциональных состояний играет значение не только «подкорка» (старые в филогенетическом аспекте системы), но и кора больших полушарий. И.П. Павлов показал, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т. д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. д.

У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Смеясь, однако, эти больные чувствуют себя печальными, а, плача, могут испытывать веселье.

Павлов показал большое значение в формировании и развитии эмоций второй сигнальной системы. Практически любая эмоция может быть вызвана не только насущными событиями, но и воспоминаниями, рассказом. Самое лучше подтверждение этому — огромная популярность художественной литературы, в процессе чтения которой читатель не только (а где-то и не столько) узнает что-то новое, сколько сопереживает вымышленным персонажам. И что весьма характерно — страсть к художественным текстам возникает уже в первые годы жизни человека.

В настоящее время практически все исследователи эмоций сходятся на том, что эмоции имеют двойственную природу. Отчасти любая эмоция имеет спонтанный (идущий изнутри, из сознания человека, его ценностей) характер. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями человека, роднящими его с животным миром.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Эмоция

  • Базальные эмоции
  • Биологическая теория эмоций Анохина
  • Выражение эмоций
  • Двухкомпонентная теория эмоций С. Шехтера
  • Катарсис
  • Компоненты эмоций
  • Методы исследования эмоций
  • Надежда
  • Негативные эмоции
  • Обзор книги В.О. Леонтьева «Классификация эмоций»
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Введение в теории эмоций

Хотя эмоции, как известно, трудно определить, трудно отрицать, что они играют огромную роль в нашей жизни. Они часто управляют тем, как мы взаимодействуем с миром, искажают наше восприятие, когда мы сталкиваемся с новыми стимулами, а также формируют то, как мы обращаем внимание на стимулы[1].

Таким образом, эмоции могут существовать как информация, направляющая наше взаимодействие с миром, они могут ограничивать или расширять наше поведение в зависимости от ситуации (например, страх может заставить нас уйти в себя и стать избегающим [2], предположительно как механизм, чтобы избежать возможный негативный опыт).

Поскольку эмоции играют столь важную роль в том, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним , неудивительно, что психологи сформировали несколько теорий о том, как генерируются эмоции и как они влияют на наше мышление. Ниже мы обсудим несколько основных теорий эмоций, которые стали центральными в области исследования человеческого поведения.

Содержание:

  • Теория Джеймса
  • Двухфакторная теория
  • Теории оценки эмоций
  • Сетевые теории эмоций
  • Теория эмоций с обратной связью по лицу

Теория Джеймса

Это одна из самых ранних формальных теорий эмоций, созданная в 1884 и 1885 годах Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге (и поэтому иногда известная как теория Джеймса-Ланге). Теория утверждает, что эмоции отделимы от физиологических реакций на события.

Последовательность, которую они утверждают, начинается со стимула, который запускает телесную реакцию, и когда человек испытывает эти физиологические изменения, они также переживаются как эмоция.

Эмоции считались (и часто остаются) предшественниками физиологических реакций — эта теория сыграла ключевую роль в переворачивании этого с ног на голову и утверждении, что физиологические реакции могут быть триггером эмоциональных реакций.

Хотя теория была первым шагом в понимании эмоций за пределами поверхностного уровня, было несколько проблем, которые теория не в состоянии объяснить. Некоторые из самых сильных критических замечаний исходили от Уолтера Кэннона, который указал, что физиологические реакции не являются строго специфическими для определенных эмоций (например, гнев и страх могут оба увеличить частоту сердечных сокращений, но они очень разные как эмоции).

В дополнение к этому, было обнаружено, что инъекция адреналина, которая увеличивает частоту сердечных сокращений, приводит к определенным эмоциям только тогда, когда делаются когнитивные подсказки [4], которые не учитываются теорией Джеймса-Ланге.

Top of Page

Двухфакторная теория

Стэнли Шахтер и Джером Сингер провели вышеупомянутое исследование адреналина и, опираясь на него, сформировали двухфакторную теорию эмоций в 1964 году [4]. Теория утверждает, что эмоции переживаются в конце цепочки событий, начиная с физиологических изменений, за которыми следует когнитивная атрибуция источника этих изменений и, наконец, сама эмоция.

Эта теория основывается на теории Джеймса-Ланге и учитывает потенциальную неопределенность при переживании физиологических изменений (таких как учащение пульса и гнева или страха, как упоминалось выше). человек находится внутри, и эмоция приписывается на основе этого.

Критика этой теории исходила из исследований, показывающих, что эмоции можно модулировать, даже если человек не в состоянии сделать сознательное когнитивное приписывание стимула. Исследование Уильяма Кунст-Уилсона и Роберта Зайонца показало, что участники могут формировать аффективную дискриминацию стимулов, даже если они не могут угадать, что это за стимул, с большей вероятностью, чем случайность [5].

Это показало, что когнитивная атрибуция по-прежнему может формировать эмоционально нагруженную атрибуцию стимула, даже если контекст и окружающая среда сознательно не указывают, как следует делать эту атрибуцию.

К началу страницы

Теории оценки эмоций

Опираясь на сложность двухфакторной теории, появились теории множественной оценки эмоций (например, Smith and Ellsworth, 1985 или формулировка эмоций. Устраняя необходимость в сознательной когнитивной оценке, теории обеспечивают основу для возникновения таких явлений, как усиление положительных эмоций по отношению к неузнаваемым стимулам.

В отличие от вышеупомянутых моделей, теории оценки эмоций возникли из множества источников и приняли множество форм. Это означает, что ни одна отдельная теория оценки не стала окончательной в понимании эмоций, но существует множество конкурирующих теорий.

Несмотря на различия, есть, конечно, и общие черты. Теории оценки эмоций содержат бессознательную когнитивную атрибуцию, а также мотивационную информацию и физиологическую информацию. Каждый из них в совокупности обеспечивает эмоциональное состояние в ответ на стимул. То, как сочетаются эти компоненты, зависит от того, какая теория оценки рассматривается.

Один из основополагающих вкладов в теорию оценки эмоций внес Ричард Лазарус, который определил еще два аспекта эмоциональной оценки — оценку значимости события и оценку способности человека реагировать. Эти оценки формируют ценность, с помощью которой человек реагирует на стимулы, вызывающие эмоции.

К началу страницы

Сетевые теории эмоций

Более поздние теории эмоций использовали теории оценки эмоций и бихевиористские принципы в качестве отправной точки для более сложного и многогранного понимания эмоций. Бихевиоризм — это психологическая теория, формализованная и разработанная Беррусом Скиннером, в которой утверждается, что поведение можно модулировать в соответствии с валентностью стимулов (поведение можно подкреплять или наказывать, чтобы увеличить или уменьшить его частоту соответственно).

Сетевые теории предполагают, что поощрение и наказание поведения постепенно усложняет способ развития эмоций в ответ на стимулы. Создаются «узлы» памяти, которые содержат ряд информации, относящейся к валентности стимула — эти узлы могут быть уточнены по мере появления новой информации и появления новых стимулов, в конечном итоге развивая сеть ответов.

К началу страницы

Лицевая обратная связь Теория эмоций

Одним из способов создания сетей эмоций является обратная связь. Это может происходить разными способами, но одним из основных средств является выражение лица. Теория эмоций с обратной связью по лицу касается того, как наши собственные выражения лица влияют на наши собственные эмоциональные переживания.

Исследования показали, как выражения лица могут усиливать чувство счастья или юмора в соответствии с соответствующими движениями мышц. Исследование, проведенное Strack et al (1988) [6], показало, что участники, которых попросили заставить свои лицевые мышцы улыбнуться (под видом прикрытия, в котором не упоминались эмоциональные реакции), значительно чаще сообщали о более высоких уровнях веселья в ответ на мультфильм, чем контрольные группы.

Исследование Стрэка с тех пор страдало от сбоев репликации, но другие исследования также изучали ту же гипотезу. Участникам исследования, проведенного Hennenlotter et al (2009) [7], вводили ботокс в мышцы, вызывающие хмурый взгляд (надбровные мышцы, сморщивающие бровь). Было обнаружено, что у них относительно снижена активация областей мозга, связанных с обработкой эмоций, при попытке нахмуриться, что позволяет предположить, что движение лицевых мышц объясняет, по крайней мере, некоторые из обычно вызываемых эмоций.

Это показывает, какое значение выражения лица могут иметь в нашей эмоциональной жизни — от нашей интерпретации выражений лица других людей до нашего собственного опыта, они явно играют большую роль в определении того, что мы чувствуем.

Чтобы лучше понять, как создаются выражения лица и что мы можем сделать, чтобы их измерить (и, следовательно, понять эмоции), загрузите наше бесплатное подробное руководство по выражениям лица ниже.

К началу страницы

Ссылки:

[1] Zadra JR, Clore GL. Эмоции и восприятие: роль аффективной информации. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci . 2011;2(6):676-685. doi:10.1002/wcs.147

[2] Thierry Steimer (2002) Биология поведения, связанного со страхом и тревогой. Диалоги в клинической неврологии vol. 4,3 (2002): 231-49.

[3] STANLEY SCHACHTER & JEROME E. SINGER (1962) КОГНИТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. Психологический обзор VOL. 69, № 5

[4] Стэнли Шахтер (1964) Взаимодействие когнитивных и физиологических детерминант эмоционального состояния1. Достижения в экспериментальной социальной психологии
Том 1, 1964, страницы 49-80

[5] Уильям Рафт Кунст-Уилсон и Р. Б. Зайонц (1980) Аффективное различение стимулов, которые невозможно распознать. Наука, Новая серия, Том. 207, № 4430 (1 февраля 1980 г.), стр. 557-558

[6] Стрэк Ф., Мартин Л.Л., Степпер С. (1988). Ингибирующие и облегчающие условия человеческой улыбки: ненавязчивая проверка гипотезы лицевой обратной связи. J Pers Soc Psychol. 1988 май;54(5):768-77 . doi: 10.1037//0022-3514.54.5.768. PMID: 3379579.

[7] Хенненлоттер А., Дрезель С., Кастроп Ф., Цебаллос-Бауманн А.О., Вольшлегер А.М., Хаслингер Б. (2009) Связь между лицевой обратной связью и нервной активностью в центральных цепях эмоций – новое понимание ботулизма индуцированная токсинами денервация хмурых мышц. Кора головного мозга. 2009 г.19 марта (3): 537-42. doi: 10.1093/cercor/bhn104.

Теория Джеймса-Ланге. Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе

Глава 2. Классические теории эмоций

Уильям Джеймс
Notman Studios (фотограф) — [1] MS Am 1092 (1185), Серия II, 23, Библиотека Хоутона, Гарвардский университет
Уильям Джеймс (11 января 1842 — 26 августа 1910). MS Am 1092 (1185), Серия II, 23, Библиотека Хоутона, Гарвардский университет Питер Мост – Королевская библиотека, КопенгагенКарл Хенрик Ланге (1834-1919 гг.)00), датский врач и психолог
Питер Мост – Королевская библиотека, Копенгаген

Уильям Джеймс и Карл Ланге примерно в одно и то же время разработали две ранние теории эмоций. Джеймс родился в Нью-Йорке и получил медицинское образование, но никогда не занимался медициной. Вместо этого он начал преподавать университетские курсы психологии и сейчас считается одним из основателей психологии. Брат Джеймса, Генри Джеймс, был писателем и написал «Портрет дамы». Для получения дополнительной информации о Уильяме Джеймсе перейдите по этой ссылке. В 1884 году Джеймс опубликовал статью под названием «Что такое эмоция?» Карл Ланге был датским врачом (похожим на актера Джуда Лоу!). Его исследования были сосредоточены на неврологических осложнениях, и в конце концов в 1885 году он опубликовал книгу под названием «Об эмоциях: психофизиологическое исследование». Джеймс (1884) и Ланге (1885) предложили аналогичные теории о функции эмоции. В конце концов их идеи были объединены в одну всеобъемлющую теорию под названием «Теория Джеймса-Ланге».

В основе теории Джеймса-Ланге лежит эволюционная теория. Под влиянием Дарвина и Джеймс, и Ланге предположили, что эмоции развились для решения адаптивных проблем и, таким образом, эмоции способствуют выживанию наших генов. Теория Джеймса-Ланге предполагает, что эмоции — это, по сути, то, как наше физическое тело реагирует на вызывающее событие. Кроме того, ярлыки эмоций (например, страх, отвращение, гнев) — это ярлыки, которые мы используем для описания того, как меняется наше тело после того, как происходит вызывающее событие. В частности, Джеймс-Ланге утверждает, что мы сначала замечаем физиологические и поведенческие изменения и используем наше наблюдение за этими изменениями, чтобы обозначить наши эмоции. Согласно Джеймсу-Ланге, наши субъективные ощущения, а не наши когнитивные оценки, представляют собой восприятие поведения тела и физиологических изменений. Например, вы можете заметить увеличение частоты сердечных сокращений (физиологическое изменение) и увидеть, как вы атакуете (изменение поведения), и, следовательно, сделать вывод, что вы, должно быть, злитесь. Ощущение от наших мышц или наших внутренних органов является требованием для возникновения эмоции. На самом деле, Джеймс считал, что наши ощущения положительно коррелируют с чувством эмоций — так что по мере того, как наши телесные ощущения уменьшаются, в то же время уменьшается и наш эмоциональный опыт. Сегодня мы знаем, что это утверждение неверно. Некоторые положительные эмоции (например, удовлетворенность) и отрицательные эмоции (например, грусть) связаны с низким уровнем ощущений или возбуждения.

В следующем разделе мы будем использовать графическое представление на рисунке 1 для анализа теории Джеймса-Ланге. Обратите внимание на порядок компонентов эмоций, как предполагается этой теорией.

 

Рис. 1. 

Графическое представление теории Джеймса-Ланге (Джеймс, 1884; Ланге, 1885)

 

Как показано ниже, когда происходят вызывающие события (например, присутствие медведя), мозг быстро и автоматически воспринимает изменения в окружающей среде.

Часть графического изображения, объясняющего теорию Джеймса-Ланге.

 

Затем мозг запускает телесные и поведенческие изменения, как показано ниже. Джеймс и Ланге использовали термин «телесные изменения» для обозначения физиологических изменений, а не изменений в поведении, таких как выражение лица и движения приближения/избегания. Согласно этой теории, телесные изменения происходят в наших органах, таких как желудок и печень. Это правильно — сегодня мы бы концептуализировали эти внутренние изменения как изменения в наших симпатических и парасимпатических нервных системах. Кроме того, они предполагают, что изменения в поведении носят автоматический и рефлекторный характер — в этот момент эмоционального эпизода у нас нет времени сознательно подумать о том, как нам следует реагировать на медведя.

 

Часть графического изображения, объясняющего теорию Джеймса-Ланге.

 

На приведенном выше рисунке контуры обратной связи представлены пунктирными линиями. Эти петли обратной связи предполагают, что информация об автоматических телесных (физиологических) и поведенческих изменениях быстро и бессознательно передается обратно в мозг. Эта связь между нашим телом и мозгом происходит до того, как мы можем сознательно назвать эмоцию.

После того как мозг получает информацию о телесных изменениях и изменениях поведения, мы можем сознательно маркировать эмоции, как показано ниже. Для Джеймса-Ланге ярлык эмоции вызван нашим восприятием реакций нашего тела (как физиологических, так и поведенческих) на событие. Один из основных постулатов этой теории заключается в том, что эмоции — это ярлыки, которые мы даем тому, как тело (как физиологически, так и поведенчески) реагирует на определенные ситуации. Например, вы замечаете, что потеете и убегаете, и в конце концов сознательно думаете: «Я потею и убегаю, значит, моей эмоцией должен быть страх».

 

Часть графического изображения, объясняющего теорию Джеймса-Ланге.

 

На рисунке ниже приведен пример того, как Джеймс-Ланге описал бы присутствие медведя, вызывающего эмоцию страха. Итак, для Джеймса-Ланге, чтобы испытать эмоцию, необходимы телесные и поведенческие изменения. Вы могли заметить, что Джеймс-Ланге не обсуждал когнитивные оценки. Это было одним из критических замечаний к их теории. Во времена теорий люди указывали, что петли обратной связи звучали как быстрая бессознательная когнитивная оценка. Сегодня мы знаем, что когнитивная оценка может происходить как на автоматическом, так и на сознательном уровне9.0003

Хотя, возможно, определение восприятия телесных изменений и изменений поведения, данное Джеймсом и Ланге, на самом деле является комбинацией когнитивных оценок и субъективных ощущений. Таким образом, восприятие телесных изменений и изменений в поведении может представлять собой когнитивные оценки, тогда как ярлык конкретной эмоции представляет собой субъективные чувства. На самом деле, получив критику, Джеймс пересмотрел свою теорию, предположив, что после того, как мы сообщаем о своих субъективных чувствах, мы можем испытать медленную когнитивную оценку.

 

Вызывающее событие наблюдения медведя, объясненное с помощью теории Джеймса-Ланге

 

Очевидная сила в том, что Джеймс и Ланге были первыми людьми, которые рассмотрели причины наших эмоциональных ярлыков (хотя Дарвин уже обсуждал эмоции как адаптивные у животных). Кроме того, они впервые стали говорить о телесных и поведенческих изменениях как о отдельных причинах эмоции.

Основными критиками теории Джеймса-Ланге были Кэннон (1927) и Бард (1934). В то же время в истории они разрабатывали другую теорию эмоций. Одно из критических замечаний, которые они выдвинули, заключалось в том, что телесные изменения (помните, что это физиологические изменения!) происходят медленнее, чем сознательное ощущение эмоции. Кэннон и Бард считали, что физиологические и поведенческие изменения могут произойти после того, как у нас уже есть субъективное ощущение. Основываясь на этом предположении, Кэннон и Бард заявили, что телесные изменения в наших органах не могут определять ярлык эмоции. Вместо этого они считали, что наша интерпретация или восприятие вызывающего события является более сильным определением ярлыка эмоции. Кэннон и Бард были первыми, кто предположил, что наша когнитивная оценка — наша интерпретация вызывающего события — важна для понимания нашего эмоционального опыта. Кэннон и Бард также указали, что конкретные телесные изменения могут не соответствовать конкретным эмоциям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts