Лидерство: теории и типология
Лидерство: общие понятия
Определение 1Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.
Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.
Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.
Определение 2Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.
Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя. Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе. Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей.
Замечание 1Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.
Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки.
«Руками группы» является деловой лидер. Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом. Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.Теории лидерства
Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:
- Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
- Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
- Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.
Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.
- Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
- Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
- Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
- Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
- Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
- Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
- Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
- Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).
Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:
- если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
- если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
- восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
- у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.
Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.
Типы лидерства
Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:
- «Патриархальный повелитель», еще его называют «соверен». Этот тип подразумевает лидера, который находится в образе строгого, но любимого отца. Такой лидер может внушить человеку уверенность в себе и исключить негативные эмоции. «Патриархальным повелителем» становятся на основе почтения и любви.
- «Вожак» — это тип лидера, в котором группа людей видит выражение и концентрацию своих желаний, которые соответствуют определенному групповому стандарту. И данный лидер включает в себя все эти стандарты. «Вожак» вызывает подражание в группе.
- «Тиран» — это тип лидера, внушающий группе безотчетный страх. Такой тип лидера воспринимается в группе как самый сильный. Лидеры-тираны, как правило, доминирующие, авторитарные личности. Группе, имеющей такого лидера, свойственно смиренное подчинение и страх.
- «Организатор» — это тип лидера, который для группы предстает в виде силы для подражания «Я-концепции». Такой тип лидера удовлетворяет потребность каждого, убирает чувство вины и тревоги. «Организатор» пользуется уважением в группе.
- «Соблазнитель» — это такой тип лидера, который играет на слабостях других. Такой лидер предстает как «магическая сила», он дает выход подавленным эмоциям членов группы, сглаживает конфликтные ситуации, снимает напряжение. «Соблазнитель» пользуется любовью и обожанием в группе. Недостатки такого лидера, как правило, вовсе не замечают.
- «Герой» — это тип лидера, который способен пожертвовать собой ради других. Данный лидер ярко проявляет себя в ситуациях группового протеста. Ориентируясь на его храбрость, члены группы следуют за ним. Группа видит в «герое» эталон справедливости.
- «Дурной пример» — это тип лидера, который выступает в качестве источника заразительности для бесконфликтной личности. Такой лидер способен эмоционально заряжать группу.
- «Кумир» — это такой тип лидера, который способен повести за собой группу. Притягательный, положительно заражающий группу – «кумира» любят, идеализируют и боготворят.
- «Изгой».
- «Козел отпущения»
Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.
Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:
- Лидер-организатор – это вид лидера, который считает желания группы своими собственными. Такой тип лидера склонен к активным действиям, он уверен в себе и оптимистичен. За лидером-организатором следуют, зная, что он не будет предлагать не действенные варианты. Он может убедить, поощрить. В случаях, когда лидер недоволен каким-либо членом группы, негодование свое он высказывает, не задевая чужого достоинства. А это, в свою очередь, мотивирует людей на лучшую работу.
- Лидер-творец – это вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем. Данный тип лидера не склонен командовать, принятие решений происходит при помощи обсуждения. Лидер-творец ставит задачи таким образом, чтобы они заинтересовали и привлекли исполнителей.
- Лидер-борец – это такой вид лидера, который уверен в своих силах. Он первым пойдет навстречу опасности и неизвестности, в любой момент готов вступить в борьбу. Лидеры-борцы отстаивают то, во что верят, не склонны к уступкам. Но минус такого типа лидера заключается в нехватке времени на обдумывание своих действий.
- Лидер-дипломат – это вид лидера, который опирается на отличное знание ситуации и ее невидимых деталей. Он всегда в курсе всех сплетен, поэтому хорошо осведомлен в том, как и на кого можно повлиять.
- Лидер-утешитель – это вид лидера, который может поддержать в сложные жизненные ситуации. Он склонен к уважению людей, доброжелательному отношению.
Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:
- Беспрекословный лидер – это такой лидер, указания которого исполняются даже в тех случаях, когда они не отвечают интересам группы.
- Небеспрекословный лидер – это такой тип лидера, подчинение которому возможно до момента, когда возникают противоречия между собственными интересами лидера и желаниями членов группы.
Лидерство бывает:
- конструктивным, то есть помогает достижению целей организации;
- деструктивным, создается на основе стремлений, которые наносят ущерб организации;
- нейтральным, никак не влияет на эффективность деятельности.
Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности
Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку.
Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:
Рисунок 1. Специфика лидерства
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Читать онлайн «Личность лидера» — Трейси Брайан — RuLit
Брайан Трейси — Личность лидера
Предисловие
Сердечно приветствуем всех, кто решил прочесть книгу «Личность лидера».
В семинарах, носящих такое же название, уже приняли участие свыше миллиона человек из самых разных стран. Я и сам на протяжении десяти лет использую знания, содержащиеся в данной книге, а также передал их тысячам бухгалтеров, предпринимателей, специалистов по продажам — словом, тысячам участников моих собственных семинаров. Широкий резонанс и достигнутые результаты говорят сами за себя.
Чтобы идти в ногу с требованиями XXI века, недостаточно одной квалификации и эффективных методов труда в сочетании с опробованными стратегиями успеха. Новый век требует и нового уровня компетентности.
Мы стоим на пороге золотой эры. Никогда ранее у нас не было столь крупных шансов. Однако достижения 80% преуспевающих людей базируются на силе их собственного разума. Вы станете в жизни тем, кем сами себя сделаете.
Эта книга снабдит вас ценными и апробированными
методами, благодаря которым вы и в частной, и в профессиональной жизни станете подлинным авторитетом — человеком, который несет ответственность за себя и других. Вы увидите себя в качестве самостоятельного предпринимателя, даже если до сих пор и работали на других людей. Вы научитесь превращать перспективные мечты в жизненные цели, сознательно устремляться к ним и достигать их.
Вы получите ключи к максимальным достижениям. Личность лидера сделает вас выдающимся, неординарным сотрудником в профессиональной сфере, а как человек вы станете авторитетом для других. А посему возьмите жизнь в собственные руки, запланируйте свою карьеру, соберите вокруг себя отличные коллективы сотрудников, углубляйте компетентность в сфере отношений между людьми, стройте прочные связи с клиентами, которые станут в итоге, недоступными для ваших конкурентов, и т. д. Тем самым вы станете человеком успеха и приобретете то равновесие между важными областями собственной жизни, которое необходимо для счастья.
Вместе с Брайаном Трейси мы собрали здесь воедино самые важные открытия и выводы, взятые из различных работ на данную тему. Постарайтесь, чтобы эта книга стала вашим личным тренером!
А теперь примите мои поздравления по случаю очередного шага на пути к личным достижениям и успехам!
Ваш Франк М. Шеелен (создатель Колледжа Трейси, директор института Шеелена® в Германии)
Много лет назад, в двадцатилетнем возрасте, будучи молодым парнем по имени Брайан Трейси, я начал «вечные» поиски. Мне хотелось узнать, почему некоторые люди добиваются более значительных успехов, чем другие. Существует один психологический принцип, в соответствии с которым мы, став взрослыми людьми, стремимся к тому, что, по нашему мнению, обошло нас в детстве. У моих родителей было мало денег, и поэтому я не мог мечтать об учебе и получении хорошего образования. Я не сдал экзамены, не имел работы и был убежден, что представляю из себя полнейший ноль. Имея за плечами 20 лет, я начал путешествовать. С того времени посетил свыше 80 стран. Сейчас говорю на четырех иностранных языках. Вначале я прочитал десятки, потом сотни и даже тысячи книг. В 30-летнем возрасте приступил к изучению экономики. Бесчисленное количество времени я посвятил страшно интриговавшей меня проблеме: как это получается, что некоторые люди живут дольше, зарабатывают больше, имеют более красивый дом и более удачную семейную жизнь? Полагаю, что несколько ответов на указанные вопросы мне удалось найти.
Сначала я обратился к истории, затем — к психологии, философии, экономике, народному хозяйству, религии и метафизике. Собранные мною материалы, охватывающие времена вплоть до третьего тысячелетия до рождества Христова, принесли следующие открытия: во все эпохи умные люди размышляли о том, почему некоторые индивиды счастливее и здоровее остальных. Соответствующие исследования особенно усилились на протяжении последних 100 лет. Проявлялся повсеместный интерес к тому, почему на протяжении истории одни люди добивались успехов, а другие нет. Книги на данную тему составили бы огромную библиотеку. Миллионы долларов были потрачены на попытки найти тот фактор, который предрасполагает к успехам в торговле, управлении, медицине, при исполнении роли родителей либо на руководящих постах. Указанные исследования предпринимались с целью сэкономить средства, расходуемые на обучение молодых и должным образом отобранных кадров специалистов.
Многие тысячи часов, да-да, не одна человеческая жизнь была потрачена на поиски признаков и указаний, почему некоторые люди, действуя каким-то своим, индивидуальным образом добиваются успехов быстрее, нежели остальные. Сегодня мы уже знаем причину, и, по правде говоря, она немного обидна и даже вызывает легкое раздражение. Именно из-за нее мы никогда в истории человечества не переживали времен, в большей мере способствующих стрессу, нежели нынешние. Ведь если мы уже знаем, благодаря чему другие люди достигают успехов в интересующей нас сфере и делаем то же самое, что и они, то должны добиваться таких же позитивных результатов. Я называю эту комбинацию аналогией жизни. Если я скажу, что кто-то дал вам ящик с сокровищами, которыми вам очень хотелось бы обладать, и он закрыт на замок с цифровым кодом, то какой вопрос вы бы мне задали • первую очередь? Ну конечно, — про заветную цифровую комбинацию. Если я просто перечислю вам нужные цифры, то вы наверняка захотите узнать их очередность. Вое это происходит потому, что существует лишь один разумный путь к достижению волнующей вас цели, о чем вы прекрасно знаете. А когда все данные станут известными, даже ребенок сумеет открыть ящик со столь желанными сокровищами.
Если вы узнаете, как действуют благополучные и преуспевающие люди в различных сферах жизни, а затем постараетесь воспроизводить их действия, то тем самым предоставите себе возможность достичь тех же самых целей и результатов. Много лет назад я качал излагать указанные идеи и подходы на специальных учебных курсах, и уже первая группа участников подумала, что получила незаполненный чек с открытой суммой на счастливое будущее. Они словно начинали жизнь заново. Вначале слушателей было немного, потом ко мне начало приходить всё больше людей, которые жадно впитывали указанные идеи, а затем распространяли их по всему миру. Именно они добивались успеха в своих магазинах, на предприятиях различных отраслей и в других сферах деятельности. Сейчас и вы можете черпать идеи из этого золотого источника. Позвольте мне начать с определения понятия «успех».
От разных людей часто доводится слышать, что успех означает обладание большими деньгами. Я решительно отвечаю: «Нет!» Вы спросите почему? Попробуем дать определение, что именно понимали под успехом знаменитые философы древности: Сократ, Платон и Аристотель. Аристотель воспринимал людей как индивидуумов и много размышлял над целью человеческого бытия. Он пришел к выводу, что такой целью является достижение счастья. Как у вас, так и у меня есть общая цель; мы хотим быть счастливыми. И вот Аристотель начал поиск источников этого стремления к счастью. Мы уже две с лишним тысячи лет пользуемся его фундаментальными открытиями. Любой из нас стремится к счастью. Все мы хотим быть довольными и счастливыми. Каждый из нас хочет обладать хорошим самочувствием, мечтает о простой и ясной жизни, лишенной проблем. Фундаментальной целью всякой религии и философии, а также важнейшей задачей психологии является оснащение человека инструментарием, который позволит ему достичь как можно большего удовлетворения. Мы хотим жить без страха, гнева и прочих негативных чувств, переживая только радости жизни. Однако всё это — далеко не полное определение успеха.
Очередным основополагающим элементом успеха является наше здоровье. Нам хочется чувствовать себя сильными и полными энергии. Избегать боли, различных недомоганий и болезней. Мы жаждем жить как можно дольше. Хотим начинать каждый день в хорошей форме. Сегодня нам уже известно, что почти все болезненные проявления являются следствием нашего собственного небрежения в сфере здоровья. Но мы знаем также, что достаточно воспроизводить поведение здоровых людей, установив для себя надлежащую дисциплину, и в конечном итоге мы станем более здоровыми и энергичными, чем прежде.
Третьей составной частью успеха являются хорошие отношения с окружающими. Пожалуй, самым трагическим литературным персонажем является Скрудж из повести Чарльза Диккенса. Он обладал всеми деньгами мира, но друзей у него не было. Иметь вокруг себя людей, которые тебя любят, принимают и заботятся о тебе, — это и есть хорошие отношения с окружающими.
Одновременно они знают, что вы тоже любите и уважаете их, а также готовы проявить о них заботу.
Отрезать лид?
Когда руководители выявляют замечательных лидеров, они часто недооценивают свою борьбу с определенными элементами своей личности. По правде говоря, большинству эффективных лидеров, даже «прирожденных», таких как Ричард Брэнсон или Индра Нуйи из PepsiCo, приходилось много работать, чтобы управлять своими личностными качествами, чтобы добиться того, что они имеют сегодня.
Существует бесчисленное множество личностных черт, которые отличают нас друг от друга, некоторые из них передаются по наследству, а другие приобретаются. Но недавние исследования сошлись на пяти широких измерениях, каждое из которых включает группу признаков, получивших название «Большая пятерка». К сожалению, черты, которые хорошо помогают руководителям на одной руководящей должности, не всегда помогают на другой. При продвижении вверх по иерархии к новым ролям или условиям руководителям может потребоваться либо подыграть, либо обуздать различные аспекты своей личности.
«Большая пятерка»: насколько много?
Лидеры всех уровней находятся под сильным давлением, чтобы они действовали сильнее и двигались быстрее. Чем выше они поднимаются, тем больше их влияние и тем больше они подвергаются тщательному изучению, поэтому самоуправление личностными чертами становится необходимым для их успеха. Ниже мы обрисовываем подводные камни лидерства, о которых должен знать каждый руководитель в отношении личностных характеристик «большой пятерки».
1. Потребность в стабильности
Эмоциональная стабильность может быть ценным активом для руководителей, помогая им справляться со стрессом, неудачами и неуверенностью. Спокойствие может свидетельствовать о профессионализме, но быть слишком сдержанный может определить руководителя как эмоционально плоского, чрезмерно уверенного в себе или лишенного чувства безотлагательности.
Однако излишняя вспыльчивость или нетерпеливость могут привести к противоположному результату. Самый простой способ избежать чрезмерной реакции — вербализовать негативные эмоции другим. Иногда руководители опасаются, что словесное выражение эмоций выставит их слабыми, тогда как на самом деле это говорит об уверенности.
2. Экстраверсия
Экстраверсия может быть полезной в лидерстве, но может иметь и отрицательные последствия. Высокие баллы по параметру экстраверсии могут вызвать ощущение, что руководитель слишком властный или что он или она плохо слушает. Точно так же руководители с высоким уровнем энергии могут поднимать энергию других и вдохновлять их, но это также может оказаться утомительным для интровертов. Лидеры с экстравертными наклонностями должны знать, что их характер может создать напряженность в отношениях с их коллегами-интровертами, которые часто находят экстравертов истощающими.
И наоборот, высоко интровертным руководителям часто необходимо научиться вести себя как экстраверты, если они стремятся занять руководящие должности. Кэрол Барц, бывший генеральный директор Yahoo, хотя и очень уверена в себе, признает, что она тайный интроверт. Чтобы компенсировать это, ей пришлось научиться принимать более экстравертные тенденции, все еще «подзаряжая свои батареи» как естественный интроверт. [i]
3. Открытость
Открытый руководитель проявляет интеллектуальную любознательность и ориентацию на общую картину. Хотя эти качества важны для лидера, они не обязательно помогают лидеру эффективно взаимодействовать с другими. [ii] Например, излишняя изобретательность может расстроить коллег, которым нужна ясность и последовательность. Лидер с такой ориентацией может нуждаться в том, чтобы кто-то периодически подталкивал его или ее. Точно так же руководители с очень высокими показателями креативности могут ошеломить других сложностью того, что они пытаются донести, что приведет к замешательству, а не к просветлению. Эти руководители должны научиться упрощать свои сообщения, чтобы другие могли лучше понять их.
С другой стороны, некоторые лидеры рискуют показаться невосприимчивыми к новым идеям или чрезмерно осторожными, требующими огромного количества данных, прежде чем они осмелятся попробовать что-то новое. Лидеры с этой тенденцией должны работать над тем, чтобы быть более открытыми и выходить из своей зоны комфорта.
4. Доброжелательность
В то время как наиболее эффективные руководители группируются на одном конце спектра в предыдущих четырех измерениях, с доброжелательностью такой модели не наблюдается. [iii] Низкие показатели обычно дают хорошие результаты, что бесценно для бизнеса. Однако слишком мало приятности приводит к неэффективности. Твердые и прямолинейные руководители, как правило, непоколебимы перед лицом конфликта или при решении сложных вопросов. Для этих руководителей крайне важно то, как они сообщают комментарии или отзывы, поскольку они стараются критиковать идею, а не человека. Это может привести к установлению соответствующих связей и доверия между коллегами и подчиненными.
С другой стороны, очень внимательные руководители, скорее всего, будут способствовать сотрудничеству и будут внимательны к мнению и благополучию других. Однако руководители, которые слишком слишком тактичны, могут испытывать трудности с предоставлением отрицательной обратной связи или принятием решений, которые рискуют расстроить других, потому что они хотят угодить всем. Эти лидеры должны изучить, что движет их потребностью нравиться своим коллегам и подчиненным.
5. Добросовестность
Целеустремленность и настойчивость — важные качества лидера, но они могут оказаться бесполезными, если их не направить должным образом. Один из рисков для добросовестных лидеров состоит в том, что их перфекционизм может привести к тому, что они упустят из виду общую картину. Еще одним элементом чрезмерной добросовестности является риск стать трудоголиком, что увеличивает риск эмоционального выгорания. Нездоровая приверженность работе — это не то, что руководители могут изменить за одну ночь, но один из подходов — сокращать свой рабочий день на пятнадцать минут каждую неделю.
Напротив, руководители, склонные к спонтанности и гибкости, рискуют принимать поспешные решения, что может привести к большим неприятностям по мере их продвижения по иерархической лестнице и увеличения ставок. Чтобы принимать более обдуманные решения, руководителям с низким уровнем осторожности полезно назначить кого-то из команды в качестве адвоката дьявола.
Учимся управлять собой
Отправной точкой на пути к балансу личностных качеств является обучение тому, как управлять собой посредством повышения самосознания. Без этого руководителям будет очень трудно развиваться или находить стратегии выживания. Успех в нескольких ролях или в течение длительного периода времени маловероятен, если лидер не сможет принять и преодолеть такие белые пятна.
Тем не менее, самоуправление не требует трансформации личности. Самоуправление по-прежнему позволяет вам быть самим собой, просто с навыком больше . [iv] Проще говоря, чтобы расти как лидер, вы должны совершенствовать свою способность распознавать и управлять своими сильными наклонностями, а также быть готовыми признавать и компенсировать свои слабости.
Гинка Тоегель — профессор организационного поведения и лидерства в IMD, где она преподает программу «Организация успешных результатов» и руководит программой «Мобилизация людей», которая помогает опытным менеджерам вывести свои лидерские навыки на новый уровень, исследуя сущность лидерства и как мобилизовать людей для достижения ключевых бизнес-целей.
Жан-Луи Барсу — научный сотрудник IMD.
Эта статья основана на более длинном материале, впервые опубликованном в весеннем выпуске журнала Sloan Management Review за 2012 год.
[i] К. Хоу, «Под записью: Кэрол Барц», The San Francisco Chronicle, 15 февраля 2004 г.: I1.
[ii] Т. А. Джадж, Р. Илиес, Дж. Э. Боно и М. В. Герхардт, «Личность и лидерство», Журнал прикладной психологии 87, вып. 4 (2002): 765-780.
[iii] Т. А. Джадж, Р. Илиес, Дж. Э. Боно и М. В. Герхардт, «Личность и лидерство», Журнал прикладной психологии 87, вып. 4 (2002): 765-780.
[iv] Р. Гоффи и Дж. Джонс, «Почему вы должны вести кого угодно?» Гарвардский деловой обзор 78, № 5 (2000): 62-70.
Лидерство с большой пятеркой личностных качеств
Что делает человека настоящим лидером? Это не та роль, которая назначается или даже определяется только интеллектом, а вместо этого лидерство представляет собой объединение некоторых ключевых черт личности и того, как они влияют на других. При рассмотрении пятифакторной модели личности (Грайс, 2019 г.), личность каждого человека может быть определена в соответствии с 5 спектрами: добросовестность, доброжелательность, невротизм, открытость опыту и экстраверсия. Известно, что успех лидерства коррелирует с высоким уровнем открытости и добросовестности. Точно так же экстраверсия доказала свою сильную прогностическую достоверность лидерства на должности после собеседования при приеме на работу (Salgado, 1997).
Работая в свадебной индустрии, я обнаружил, что сильные лидеры — это то, что действительно делает мероприятие успешным. Как координатор свадьбы и координатор места проведения, я обнаружил, что для каждой части свадьбы требуется свой ведущий, будь то установка места, украшения, питание и все, что между ними. Для каждого аспекта необходимо иметь по крайней мере одного человека, подготовленного со всеми деталями и отвечающего на любые вопросы, которые могут возникнуть, обеспечивая руководство и реализуя видение. Я обнаружил несколько универсальных черт, которым помогает каждый руководитель группы: ответственность за выполнение задачи по отношению к цели (ключевая часть добросовестности), решение проблем и критическое мышление (или открытость новым идеям, когда что-то может пойти не так), и экстраверсия с уверенностью и небольшой неуверенностью в себе (Northouse, 2016). Одним словом, свадебные операции определенно подпитываются личными обязанностями, творческим мышлением и общением!
Добросовестность, или самодисциплина, является одним из наиболее важных факторов лидера, особенно в стрессовых ситуациях, когда важны ответственность и надежность. При добросовестном лидере отдельные задачи делегируются и выполняются, последствия решений направляются в сторону одного субъекта, а внутригрупповые социальные вопросы получают направленный вариант решения. Быть надежным человеком также тесно связано с интеллектом по данному вопросу. Хотя может быть много других форм интеллекта, которых может не хватать человеку, ключевое значение имеет знание соответствующей ситуации. С флористами, кейтерингом и ресторанами, работающими с самыми разными мероприятиями, я часто являюсь информационным центром о самой свадьбе в качестве координатора. Проверяя каждую деталь и сохраняя в голове общее видение, я понимаю, что обязан убедиться, что все выполнено идеально, даже если у членов команды могут быть разные цели.
Открытость к опыту важна для руководства командой, поскольку ситуация постоянно меняется. Когда возникает проблема, и кто-то забывает принести стяжки, чтобы закрепить цветы на арке для церемонии, должен быть кто-то, кто принял бы исполнительное решение попросить кухню вместо кулинарного шпагата. Даже с упаковочными листами с подробным описанием всех предметов снабжения чаще всего что-то остается. При самых незначительных проблемах творческое мышление и проба новых методов могут вывести любую команду из затруднительного положения. Эта гибкость помогает рассеять разочарование и показывает, насколько креативным, любопытным и находчивым должен быть лидер, когда происходит что-то неожиданное. Третий по значимости личностный фактор «Большой пятерки» с точки зрения лидерства (Northouse, 2016): люди с высокими баллами по открытости опыту — это непредубежденные и творческие лидеры, которые с энтузиазмом усваивают информацию и быстро решают проблемы.
Экстраверсия известна как самая необходимая черта характера для лидера группы. Точнее, уверенность в себе, решительность и целеустремленность человека сильно влияют на каждого члена группы. Как многие говорят, «уверенность заразительна». Так и неуверенность в себе. Если у лидера нет твердой веры в себя, группа также будет сомневаться в себе и в команде. Принятие решений, смешанное с уверенностью, создает множество решений и дает направление членам группы с более низкой уверенностью в себе, что они работают в правильном направлении. Когда персонал помогает украсить зал, они часто сомневаются в том, что делают это правильно и соответствует ли это видению свадьбы. Когда руководитель убеждает сотрудников, что да, они все делают правильно, больше задач выполняется своевременно. Без уверенности конкретный стол может быть украшен и обновлен несколько раз, прежде чем будет даже накрыт следующий стол. Экстраверсия помогает руководителю команды влиять на группу даже с помощью базовых социальных взаимодействий, поскольку она говорит команде: «Мы все делаем правильно. Продолжать идти.