Физиологические основы мышления в психологии: 19. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления.

19. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т.д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет.

Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается — сначала в простейших формах — отвлеченное мышление, т.е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое  функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического  формируются и функционируют различные виды обобщений.

 

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.                              

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность  — у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.     

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

02.04.2020 Андрей 0

Стандартный

(0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Загрузка…

Мыслительная и речевая деятельность людей характеризуется большой сложностью. В процессе мышления человек анализирует окружающую его действительность, синтезирует, объединяет ее, сравнивает одно явление с другим, выделяет какой-либо один признак, свойственный множеству различных предметов, и т. п.

Физиологической основой мыслительного процесса . является деятельность коры полушарий головного мозга, осуществляемая во взаимодействии двух сигнальных систем — первой и второй. В единстве первой и второй сигнальных систем лежит возможность перехода от ощущения к мысли.

Физиологические механизмы, лежащие в основе мышления и речи, до сих пор не нашли еще полного своего раскрытия. Установленным можно считать лишь то, что вторая сигнальная система неразрывно связана в своей деятельности с первой и подчиняется тем же законам, какие лежат в основе деятельности первой сигнальной системы. Но две эти системы в мыслительных процессах не являются равноправными: приоритет принадлежит второй сигнальной системе, которая, по выражению И. П. Павлова, держит «под сурдинкой» первую сигнальную систему. Новое, что вносится второй сигнальной системой в деятельность мозга, это возможность отвлечения и обобщения.

Несомненным является также и то, что в основе речевой, а следовательно, и мыслительной деятельности людей лежит работа всех анализаторов коры мозга в целом. Однако двигательный анализатор, расположенный в лобной доле мозга, по мысли И. П. Павлова, играет наибольшую роль в мыслительных и речевых процессах. Как показывают исследования, даже собака, лишенная лобных долей, начинает вести себя бессмысленно, нецелесообразно. Нарушение же деятельности лобных долей мозга человека делает его глубоким инвалидом мысли. Такой больной не может подчинить своих действий определенному плану. Самопроизвольное письмо и даже письменный пересказ более или менее сложного текста для такого больного становятся невозможным. Самостоятельное решение задач оказывается недоступным. Отдельные мыслительные операции у таких больных, правда, сохраняются. Лобные больные не теряют способности к речевому общению с людьми, уверенно и правильно совершают такие привычные действия, как списывание, простейшие арифметические вычисления разного рода. Но отсутствие собранности мысли делает этих больных нецеленаправленными в их действиях.

Согласно учению И. П. Павлова в основе мыслительной деятельности лежат временные связи, ассоциации. «…Мышление, — говорил И. П. Павлов, — до известного пункта ничего другого не представляет как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация это есть момент рождения мысли» (Павловские среды. Изд. Академии наук СССР, 1949, т.

II, стр. 585.).

Основ психологической мысли | Sage Publications Inc

Часть 1: Разум и тело

Страсти души (1649)

1.1 Рене Декарт (1596–1650)

Психология (1892)

1.2 Уильям Джеймс (1842–1910 )

Очерки психологии (1897)

1.3 Вильгельм Вундт (1832–1920)

Вычислительные машины и интеллект (1950)

1.4 Алан Тьюринг (1912–1954)

284)

1,5 Джон Сирл (р. 1932)

Часть 2: восприятие

Эссе для новой теории видения (1709)

2,1 Джордж Беркли (1685–1753)

Эссе об интеллекте человека (1785)

2.2 Томас Рид (1710–1796)

Трактат о физиологической оптике (1867)

2.3 Герман фон Гельмгольц (1821–1894)

J.009 9.4 09 9.023 9.4 023 9.023 Гибсон (1904–1979)

Обработка визуальной информации: структура и создание визуальных представлений (1980)

2.5 Дэвид Марр (1945–1980)

 

ЧАСТЬ 3: ОТКРЫТИЕ ЧЕРНОГО ЯЩИКА

О скорости мыслительных процессов (1868–180693)

3. 1 F. C. Donders (1818–1889)

Набросок психологии (1896)

3.2 E. B. Titchener (1867–1927)

Психопатология повседневной жизни (1901)

3.3 Sigmund Freud (1856–1939)

3.3 Sigmund Freud (1856–1939)

3.3 Sigmund Freud (1856–1939)

3.3 Sigmund Freud (1856–1939)

3,3. Приобретение концепций последовательных паттернов (1963)

3.4 Герберт Саймон (1916–2001) и Кеннет Котовский (р. 1939)

О бихевиоризме (1974)

3.5 Б. Ф. Скиннер (1904–1990)

Локализация когнитивных операций человека (18)

3.6 Майкл И. Познер (1936 г.р.), Стивен Ф. Петерсен (1952 г.р.), Питер Т. Фокс (1951 г.р.) и Маркус Э. Райхл (1937 г.р.)

 

ЧАСТЬ 4: НАТИВИЗМ И ЭМПИРИЗМ, также известный как НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Заметки, направленные против определенной программы (1648)

4.1 René Decartes (1596–1650)

Эссе, касающееся человеческого понимания (1690)

4. 2 Джон Локк (1632–1704)

Происхождение видов (1859)

4.3 Чарльз Дарвин (1809–1882)

4.3.

Факты восприятия (1878)

4.4 Герман фон Гельмгольц (1821–1894)

Инстинкты и их превратности (1915)

4.5 Зигмунд Фрейд (1856–1939)

)

4,6 Джон Ватсон (1878–1819 гг.)58)

ВОЗВРАЩЕНИЕ Организмов (1961)

4.7 Келлер Бреланд (1915–1965) и Мариан Бреланд (1920–2001)

Язык и разум (1968)

4,8 Ноам Хомски (б. 1928)

ЧАСТЬ 5: УРОВНИ ОБЪЯСНЕНИЯ

Законы организации форм восприятия (1923)

5.1 Макс Вертхаймер (1880–1943)

Условные рефлексы: исследование физиологической деятельности коры головного мозга (1927) 5.202 Иван 5.202

Петрович Павлов (1849 г.–1936)

Эксперименты в социальном пространстве (1939)

5.3 Курт Левин (1890–1947)

Когнитивные карты у крыс и людей (1948)

5.4 Эдвард Чейс Бевиор Толмен (1886–1953: Организация

)

2 Нейропсихологическая теория (1949)

5,5 Дональд Хебб (1904–1985)

Когнитивная нейронаука и изучение памяти (1998)

5,6 Бренда Милнер (1918 г. р.), Ларри Р. Сквайр (1941 г.р.) и Эрик Р. Кандел (р. 1929)

 

ЧАСТЬ 6: НОРМАЛЬНОЕ И НЕНОРМАЛЬНОЕ

Медицинские исследования и наблюдения за психическими заболеваниями (1812)

6.1 Бенджамин Раш (1746–1813)

Критика культурных и статистических концепций аномалий (1939)

6.2 Генри Дж. Вегроцки (1690 )

Невроз и человеческий рост (1950)

6.3 Карен Хорни (1885–1952)

Приспособление к открытому мужскому гомосексуализму (1957)

6.4 Эвелин Хукер (1907–1996)

3 Ментальная болезнь (

) 1960)

6.5 Томас С. Сас (р. 1920)

Биологическая психиатрия: существуют ли другие виды? (1989)

6.6 Сэмюэл Б. Гьюз (1923–2000)

Континуум психического здоровья: от чахлости к процветанию в жизни (2002)

6.7 Кори Л. М. Киз (р. 1962)

Собираем вместе: Психологические основы

Цели обучения

В этом модуле вы научились

  • описывать эволюцию психологии и основных пионеров в этой области
  • определить различные подходы, области и подобласти психологии, а также их основные понятия и важные цифры
  • опишите ценность психологии и возможные карьерные пути для тех, кто изучает психологию

Психология — быстрорастущая и постоянно развивающаяся область исследований. В этом модуле вы узнали о его корнях в ранней философии и о развитии психологии как отдельной области исследования в конце 1800-х годов. С тех пор в разное время на сцене доминировали различные школы психологии, от структурализма и функционализма до психодинамической теории Фрейда, бихевиоризма, гуманизма и когнитивной революции. В современной психологии исследователи и практики рассматривают некоторые из этих исторических подходов, но также подходят к изучению разума и поведения через множество линз, включая биологические, когнитивные, связанные с развитием, социальные и медицинские перспективы.

Смотреть

Посмотрите следующий видеоролик «Ускоренный курс психологии», чтобы получить представление о темах, рассматриваемых в этом модуле: новое окно).

Рассмотрим увлекательный пример психологического исследования, проведенного доцентом кафедры когнитивной психологии Оберлинского колледжа Полом Тибодо. Его внимание сосредоточено на языке, в частности на том, как люди используют метафоры и аналогии, но он провел одно исследование отвращения к словам, которое объясняет своими словами в следующем примере. Когда вы читаете его, подумайте о широте охвата, который охватывают психологи, а также о важности научного метода и исследований в процессе расследования. Мы узнаем больше об экспериментах и ​​психологических исследованиях в следующем модуле, но если бы вы могли разработать психологическое исследование, основанное на темах, которые вызвали у вас интерес к этому тексту, что бы это было? В чем заключаются ваши интересы? Помните, что в обширной области психологии есть почти безграничные возможности для исследований, и изучение предмета пойдет вам на пользу, независимо от выбранной вами области или карьеры.

Word Aversion

Если бы вам нужно было выбрать самое неприятное слово в английском языке, что бы вы выбрали? Многие люди сообщают, что такие слова, как «влажный», «щель», «брюки» и «багаж», вызывают у них резкое отвращение, поэтому, возможно, вы выберете одно из них. Например, журнал People Magazine  недавно назвал слово «влажный» «самым неприятным словом» в американском английском и предложил своим «самым сексуальным мужчинам из ныне живущих» попытаться заставить его звучать «горячо» (см. видео с влажным воздухом здесь).

Один писатель в ответ назвал видео «…чистым садизмом. Это пытка, это грубо и ужасно…» и утверждал, что единственный способ преодолеть этот опыт — это «стать эдипальным и выколоть себе глаза». Действительно, читатели, которые находят слово «влажный» неприятным, могут испытать некоторые неприятные ощущения при чтении этой статьи.

Исследователь Пол Х. Тибодо пытался понять, насколько широко распространено отвращение к слову «влажный» и что делает его таким непривлекательным. Он провел пять экспериментов с более чем 2500 участниками и обнаружил, что около 18% участников считают это слово неприятным. Сначала он выдвинул гипотезу, почему люди могут найти это слово неприятным — это звук? Или коннотация и смысл? Или это связано с социальными ожиданиями и социальной передачей?

Эксперименты показывают, что отвращение, скорее всего, было вызвано как социальными причинами, так и его коннотацией, поскольку оно может быть связано с телесными функциями. Исследование показало, что люди, которые набрали самые высокие баллы по уровню отвращения к функциям организма, также получили высокие баллы по своей неприязни к слову «влажный». Те же люди находили такие слова, как рвота и мокрота, вызывающими отвращение, но на них меньше воздействовали слова с похожим звучанием («подъемник») или слова, связанные с сексом.

Рисунок 1 . На этом графике показаны рейтинги участников, которые охарактеризовали себя как не переносящих влагу, и уровни их неприязни к словам из шести различных лексических категорий — словам с похожим значением, словам с похожим звучанием, словам, относящимся к телу, словам, связанным с полом, и словам с любым из них. негативные или позитивные ассоциации. Звездочки указывают на статистически значимые различия на уровне p < 0,05.

Часто, когда людей просили описать, почему они испытывают отвращение к этому слову, они говорили, что им не нравится, как оно звучит. Данные показывают, однако, что люди не прочь фонетически похожие слова. Интересно, что другие люди предположили, что люди испытывают отвращение к влажному из-за его связи с сексом, но данные также показывают, что связь этого слова с сексом не делает его вызывающим раздражение. Здесь важно отметить, что одна из причин, по которой исследования настолько ценны, заключается в том, что они противоречат представлениям здравого смысла и помогают нам лучше понять поведение человека.

Другим доказательством, подтверждающим социальную передачу слова «отвращение», является то, что в ходе исследования некоторые участники сначала смотрели видео из журнала People, в котором знаменитости говорят «влажный», в то время как другие смотрели контрольное видео. Те, кто смотрел видео, сочли это слово более неприятным и негативным, чем те, кто этого не сделал. Доктор Тибодо резюмирует уроки, извлеченные из исследования, следующим образом: [1]

Из этих исследований можно извлечь несколько важных уроков. Два из них довольно очевидны: теперь мы лучше понимаем, что делает слово «влажный» неприятным, и еще одно доказательство того, что мы не особенно хорошо размышляем о том, почему мы думаем то, что думаем.

В большей степени относящаяся к более широким теориям в психологии, работа имеет значение для теорий языковой обработки и психологии отвращения. Эмоциональный язык обрабатывается иначе, чем «нейтральный» язык: он привлекает наше внимание, задействует разные части мозга и с большей вероятностью запоминается. Это может быть хорошо или плохо: смеси для тортов, которые рекламируются как «влажные», могут повысить вероятность того, что некоторые люди купят их, потому что они привлекут наше внимание, но они могут снизить вероятность того, что мы купим их из-за ассоциации этого слова с отвратительной функцией организма. (открытый вопрос).

Отвращение адаптивно. Если бы у нас не было инстинкта убегать от рвоты и диареи, болезнь распространялась бы легче. Но является ли этот инстинкт биологическим или мы ему учимся? Формирует ли наша культура то, что мы находим отвратительным? Это сложный и многогранный вопрос. Необходима значительная работа, чтобы дать на него окончательный ответ.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts