Форма головы человека: Что такое френология и стоит ли в неё верить

Что такое френология и стоит ли в неё верить

5 мая 2022 Ликбез Жизнь

Эта теория стала основой для действительно полезных идей.

Френология — это теория, которая связывает характер, интеллект человека с формой его черепа. «Высоколобый — значит умный» — если вы до сих пор верите подобным утверждениям, вероятно, френология пустила в вас свои корни.

Впрочем, это не удивительно. Отголоски этой теории можно найти во многих современных научных дисциплинах. Хотя сама по себе она глубоко антинаучна.

Откуда взялась френология и о чём она

С датой рождения теории исследователи путаются, но есть версия, что она возникла где‑то в 1790‑х. Именно тогда Франц Йозеф Галль, медик и анатом из Вены, выдвинул предположение, что форма головы может повторять форму мозга. То есть если где‑то на поверхности черепа есть выпуклость, значит, такая же имеется и на мозге. И наоборот: черепная впадина дублирует углубление на поверхности серого вещества.

Эта идея возникла у Галля после того, как однажды, ещё будучи подростком, он заметил странную закономерность. У его одноклассников, которые отличались хорошей памятью, были выпуклые, чуть навыкате, глаза. Начинающий учёный пришёл к мысли, что, возможно, расположенная за органами зрения область коры мозга связана со способностью к запоминанию. Эта область развита, увеличена — и как бы выталкивает глаза из черепной коробки.

Первоначально свои исследования на эту тему Галль назвал краниологией — «наукой о голове». Чуть позже термин сменился на органологию — «науку об органах мозга». Звучит странно, но лишь с современной точки зрения. Для учёного же конца XVIII — начала XIX веков всё выглядело логичным.

На тот момент считалось, что мозг похож на мышцу. Точнее, на их совокупность. Чем активнее вы используете тот или иной мускул, тем больше он становится. Или напротив: усыхает, если оказывается ненужным.

Френологическая карта черепа по Галлю. Иллюстрация: unorobus.gmail. com / Depositphotos

Мозг, как предположил Галль, делится на 27 сегментов (органов), каждый из которых отвечает за ту или иную черту характера, психическую или интеллектуальную функцию. Если функция у человека выражена явно, соответствующий сегмент увеличивается в размерах — и на черепе появляется бугор. Если она недоразвита, образуется впадина.

Согласно этой теории, осматривая или прощупывая форму головы, можно выяснить, умён человек или глуп. Смел или труслив. Жесток или добр. Музыкален или напрочь лишён слуха.

Один из последователей Галля, врач‑анатом Иоганн Спурцхейм, дал этой теории новое название — «наука о разуме» (френология). Настолько он впечатлился идеей о том, что по форме черепа можно полностью раскрыть характер, таланты и интеллект человека.

Можно ли верить френологии

Учёные категорически заявляют, что нет.

Френология считается классическим примером псевдонауки.

Ещё в середине XIX века критики обратили внимание, что Галль не совсем честно обращается со статистикой. Медик привлекал к участию в своих исследованиях добровольцев. Но публиковал результаты работы лишь в том случае, если они подтверждали его теорию. Если же у человека с определённой выпуклостью на черепе не оказывалось развитым качество, предполагаемое френологической схемой, врач попросту игнорировал это несовпадение и не сообщал о нём в публикациях.

Кроме того, учёные сомневались, можно ли делить мозг на отдельные «органы». Один из крупнейших противников френологии, французский физиолог Мари‑Жан‑Пьер Флоранс, настаивал на том, что мозг действует как единое целое и не может быть разбит на мелкие локальные части. Свою точку зрения Флоранс подтвердил многочисленными опытами на птицах и животных. Обнаружилось, что при удалении или повреждении части мозга её функции в большинстве случаев берёт на себя неповреждённое серое вещество.

Был и ещё один момент. Оппоненты вполне резонно напоминали Галлю, что череп — это, вообще‑то, кость, твёрдая и непластичная. Так, гарвардский профессор Оливер Уэнделл Холмс сравнивал череп с сейфом, в котором заключены «драгоценности» — мозг.

Сможете ли вы сказать, какая сумма и в каких купюрах лежит в сейфе, просто ощупывая его снаружи?

Из эссе Оливера Уэнделла Холмса

Возражения были приняты. В результате уже к ХХ веку френология окончательно стала называться лженаукой — такой же, как физиогномика или спиритизм.

Чем полезна френология

Несмотря на свою несостоятельность, френология всё же дала толчок науке в целом. Например, она заставила учёных глубже разобраться в функциях мозга. Таким образом удалось выяснить, что разные зоны органа действительно имеют некоторую собственную специализацию: повреждение одной области может лишить человека способности внятно говорить, другой — ухудшит координацию движений и так далее.

Френология помогла установить связи между психологией и неврологией. На этой теории построены многие современные исследования сознания.

Отдельная тема — криминалистика. Именно френология подтолкнула учёных к идее о том, что преступное поведение может быть вызвано особенностями строения мозга. И что преступников можно не уничтожать или изолировать, а успешно лечить.

В общем, лженаучная теория доктора Галля продолжает двигать науку. Пусть и без поиска выпуклостей и впадин на черепной коробке.

Читайте также 🧐☝️📖

  • Что такое нумерология и почему верить в неё стыдно
  • По гороскопу Лев, по жизни Овен: почему люди до сих пор верят в астрологию
  • Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
  • Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
  • «А мне помогает»: почему столько людей продолжают верить в гомеопатию

Портрет.

Техника изображения головы человека

Рисование головы человека- это непосредственный вдумчивый контакт с натурой. Изображая человека, мы выражаем своё ощущение от увиденного, передаём собственное восприятие портретируемого. В рисовании нельзя недооценивать элементы интуиции и случайности и нужно иногда следовать собственному мнению, а не общепринятым законам. Тем не менее, знание анатомии скорее освобождает, чем ограничивает наши возможности. При должном навыке, техническая сторона становится всё менее значимой и на первую роль выходит творческое создание изображения.

Самое главное в процессе обучения — переход от сковывающей жёсткой силуэтной линии к свободному полёту карандаша. Но, лишь обретя эту свободу, вы сможете отметить еле уловимые особенности и чёрточки лица. Художник свободен в подчёркивании характерных черт, когда умеет правильно изобразить базу.

В природе не существует каких-то усреднённых голов, а значит нельзя раз и навсегда усвоить правила и получать неизменно высокий результат. В основе успеха лежит знание анатомии в паре с обязательным вдумчивым наблюдением. Каждая голова — это новая задача. А также, её повороты и ракурсы настолько изменчивы, что и каждая точка зрения — это решение новой задачи.

Когда рисуете, помните, что необходимо сопоставлять две части лица. Хорошим приёмом самоконтроля может быть зеркало — проверьте правильность своего рисунка, отразив его зеркально. Таким же образом можно проверить работу, сделав фото на телефон.

Самое первое, что необходимо усвоить художнику — что такое череп. Это важнейшее знание, поскольку он — основа формы и параметров головы. На черепе можно выделить множество поверхностных опорных точек, на основании которых строится рисунок головы. Подвижные части черепа приводятся в движение его мышцами, которые определяют выражение лица и создают поверхностную форму головы.

Кости — это живая субстанция. У них есть нервы и кровяные сосуды. Кости определяют строение всего тела и головы в частности.
Общая форма черепа определяется уже к третьему месяцу внутриутробного развития. Процесс роста и окостенения завершается к двадцати пяти годам.

Кости мозгового черепа — это сложно изогнутые тонкие пластины. Они соединены между собой (после полного окостенения) посредством разнообразных швов. В лицевом черепе имеется один комбинированный сустав — нижнечелюстной. Это единственная отдельная кость черепа с подвижным сочленением.

Шейные позвонки — это кости шеи. В области шеи позвоночник в норме изогнут вперёд. Это довольно важно для художников, поскольку рисуя портрет нельзя забывать о резко выраженном изгибе всей шеи вперёд. Голова может вытягиваться вперёд и откидываться назад. Именно позвоночник устанавливает угол наклона головы. Этот угол просматривается во всех мягких тканях шеи.

Поверхность лба образуется лобной костью, которая также образует верхнюю часть глазницы, где размещается глаз и связанные с ним структуры. Лобная кость имеет округлые контуры или бугры с каждой стороны срединной линии. У разных людей лобные бугры имеют значительные отличия. Важно верно их определить, поскольку на них свет ложится рельефно.

Теменные кости — выпуклые пластины, формирующие свод мозгового черепа. У теменных костей есть выпуклости над ушами и позади них. Можно легко прощупать их на собственной голове. Это также самая широкая часть мозгового черепа.

Затылочная кость формирует нижнюю и заднюю части мозгового черепа. К ней, а точнее, к её шероховатой затылочной линии, пересекающей заднюю часть мозгового черепа, прикрепляются важные шейные мышцы. Внизу затылочной кости большое отверстие, через которое головной мозг переходит в спинной, проходящий по позвоночному каналу.

Височные кости формируют нижние боковые части мозгового черепа. Они соединяются со скуловыми костями небольшими прочными поперечными костями с каждой стороны, направленными горизонтально вперёд от уха.

Они называются скуловыми отростками височной кости. Начинают формироваться на второй год жизни ребёнка, у младенца их нет, об этом надо помнить, когда рисуете ребёнка.

Нижние стенки глазниц являются частью верхней челюсти и важными опорными точками. У нижнего края этого обода формируются мешки или ямы под глазами. В этом месте находится изменяющаяся плоскость, где заканчивается кость и начинаются мягкие ткани вокруг глаз.

Носовые кости небольшие, они соединяют лобную кость с нижней челюстью и создают форму верхней части носа. Можно почувствовать, где они кончаются и начинается хрящ. Именно в этой области может быть горбинка и расширение носа.

Скуловые кости соединены со скуловыми отростками височных костей. Вместе они называются скуловыми дугами и являются важными опорными точками. Можно прощупать их нижний край, который идёт от передней части уха и переходит в щёку.

Нижняя челюсть разветвляется на две половинки только на втором году жизни. Она имеет форму подковы, на ней расположены нижние зубы. Передняя часть называется телом. Сбоку находится плоская вертикальная область с углом, называемая ветвью. У ветви два отростка — венечный и суставной, который соединяется с височной костью.

Нижняя челюсть может быть разнообразных размеров и форм. Углы нижней челюсти часто выступают наружу у мужчин и направлены внутрь у женщин. Нижняя часть лица у мужчин выглядит массивнее, поскольку их нижняя челюсть крупнее.

Те клетки нашего тела, которые называются мышечными, специализируются только на одной функции — сокращении. При сокращении мышцы, один её конец остаётся неподвижным, в то время как кость, мышца или кожа, которые находятся на другом конце, тянутся к неподвижной точке. Для осуществления движения мышца должна быть закреплена с двух сторон. Форма мышц весьма разнообразна и зависит от того, как расположены мышечные волокна.

Сухожилия обычно бывают круглые, схожие с верёвкой или плоские, подобные лентам. Художнику важно знать, что сухожилие не может менять форму. Сухожилия могут менять направления, но их форма всегда остаётся одной и той же.

Как рисовать нос:
Ищите четыре части — костную, верхние и нижние хрящи и ноздри.
Посмотрите на ноздри и проследите их связь с глазами, проведя мысленно вертикальную линию между двумя глазами. При необходимости наметьте слабую линию между ними.
Художнику с маленьким опытом лучше начать строить формы вокруг кончика носа, а затем — ноздри. После надо сравнить верхнюю и две боковые плоскости носа.

Ухо, в большинстве случаев, можно намечать по отношению к нижней челюсти. Обычно оно слегка наклонено назад. Проверьте на натуре как верх уха относится к области глаза, а его мочка соотносится с областью рта. У разных людей уши сильно различаются по размеру и форме.

При построении формы губ, помните, что внутри верхней губы три объёма, а в нижней их два.

Глазное яблоко защищено веками и глазницей. Глаз человека находится в костяных конусах на передней плоскости лица. Глазное яблоко имеет диаметр примерно 2,5 см. Его белая часть называется склерой и составляет пять шестых всего яблока. Передняя одна шестая — прозрачная роговица, закрывающая небольшой купол глаза. За роговицей — плоский диск, называемый радужной оболочкой. Отверстие в ней — зрачок. Хрусталик помещается за радужной оболочкой, слегка подтягивая её. В пространстве за роговицей и хрусталиком находится жидкость.

В передней части глазницы лежит глазное яблоко, чуть выдвинутое вперёд. Глубина глазницы заполнена зрительным нервом, жиром, мышцами и сосудами.

Веки состоят из мягких тканей, которые принимают форму глазного яблока.

Работа преподавателя школы Bratec Lis

Рисование головы:

  • Определите угол наклона головы при помощи карандаша в вытянутой руке. Удостоверившись, что угол выбран правильно, опустите карандаш на лист бумаги, твёрдо держа под выбранным углом.Наметьте эту наклонную линию на листе
  • Вокруг этой линии очертите округлую линию в форме яйца
  • Наметьте три изменяющиеся плоскости: от передней части лица до верхней части головы, от передней части лица до боковой стороны головы, от верха головы до её бока. Это поможет ощутить весь объём.
  • Отметьте соотношение подбородка и уровня глаз.
  • Проверьте, одинаково ли расстояние от линии глаз до верха головы. Окончательно определить пропорции можно после того, как ясно под каким углом располагается нос.
  • Проверьте угол носа карандашом на вытянутой руке и перенесите на лист.
  • Ширина носа около ноздрей равна расстоянию от подбородка до ободка верхней губы. Линия, на которой строится рот параллельна линии глаз. Вертикальное расстояние от верхней губы до ноздрей равно горизонтальной длине глаза. Горизонтальная длина глаза примерно равна ширине носа на уровне ноздрей и ширине рта.


8.Представьте костный остов, скрытый под мышцами лица. Наметьте место скуловой кости на щеке. Проверьте, создаёт ли костная часть носа индивидуальную форму.

На занятиях курса «Портрет» школы Bratec LisНа занятиях курса «Портрет» школы Bratec LisНа занятиях курса «Портрет» школы Bratec LisНа занятиях курса «Портрет» школы Bratec LisНа занятиях курса «Портрет» школы Bratec LisНа занятиях курса «Портрет» школы Bratec Lis

 

Текст подготовила Валерия Ольховская

Форма вашей головы и форма вашего разума

Здоровье

Как архаичное исследование формы мозга и чтения головы — происхождение таких терминов, как «высоколобый» и «низколобый», «округлый» и «уменьшаться» — сформировало современную одержимость разумом. Одна из причин, по которой френология привлекла так много последователей, заключалась в том, что она, казалось, предоставляла набор инструментов для американской мечты. 6 января 2014 г. характер человека может быть тревожным. Но для миллионов американцев в 1920-го века френология давала утешение и понимание, способ узнать и понять поведение и личность с, казалось бы, научной точностью.

Почему мы так поступаем? Что определяет модели нашего поведения? Как мы можем стать лучше? Каждое поколение ищет ответы на эти вопросы, и в середине 19 века френология дала одно невероятно популярное и влиятельное объяснение.

Френологи считали, что люди могут укрепить свои положительные органы мозга.

г. Врач Франц Йозеф Галл впервые разработал свои теории анатомии и функции мозга в Вене 18-го века, где Зигмунд Фрейд позже развивал другую науку о разуме, психоанализ, начиная с конца 19-го века. Галл увлекся физической структурой тела, будучи студентом-медиком. Как врач, он стал опытным анатомом, который научился препарировать мозг, чтобы показать происхождение и пути черепных нервов.

Первый вопрос Галла возник из-за того, что он наблюдал в детстве: у одноклассников, которые преуспели в запоминании, также были большие выпуклые глаза. Теоретизируя эту связь, Галл предположил, что часть мозга, расположенная за глазами, должна быть связана со словесной памятью. Это анекдотическое наблюдение и его более поздняя анатомическая работа о структуре мозга привели Галла к формулировке его новой науки о разуме.

Галл рассматривал мозг не как единый орган, а как мозаику специализированных частей, каждая из которых управляет определенной умственной или эмоциональной функцией. Размер и развитие каждой области, которую Галл называл способностями, подразумевали большую или меньшую предрасположенность к этой черте. Эти способности включали все, от воспроизведения до привязанности, тщеславия и музыкальных способностей. В ходе своего исследования Галл пришел к выводу, что форма мозга соответствует форме черепа, который его заключает, поэтому изучение выпуклостей и углублений на черепе может выявить функцию и характер головного мозга под ним. Позже френологи пришли к выводу, что люди могут укреплять свои положительные органы мозга. Подобно тому, как тяжелая атлетика наращивает мышцы, мозг был органом, который нужно тренировать.

В то время как френология стала очень популярной в Европе, она нашла свою самую преданную аудиторию в Соединенных Штатах. Одна из причин, по которой френология привлекла так много последователей, заключалась в том, что она, казалось, предоставляла набор инструментов для американской мечты. Все классы общества находили во френологии много поводов для восхищения. Высшим классам это нравилось, потому что убеждало их в том, что социальная иерархия, ставящая их на первое место, «естественна»; зарождающемуся среднему классу и рабочему классу он понравился, потому что его меритократический посыл подтверждал их надежду на продвижение вперед посредством личных стремлений и самосовершенствования.

spratmackrel/flickr

Френология, казалось, давала то, чего не было в строгой кальвинистской религии пуританской Америки: способ улучшить то, что дал вам Бог, дать людям возможность помочь формировать свое собственное будущее и сделать человека хозяином своего собственного разума. Более того, френология также стала коммерциализированной в Соединенных Штатах, во многом благодаря усилиям семьи Фаулер.

Братья Фаулер, Лоренцо Найлз и Орсон Сквайр, превратили свой интерес к френологии в крупный бизнес, основанный в Нью-Йорке в 1830-х годах. Старший брат, Орсон Сквайр Фаулер, не собирался становиться френологом. Сын фермера и дьякона церкви из северной части штата Нью-Йорк, Орсон сначала занимался служением, но нашел свое истинное призвание во френологии. Он начал читать лекции на эту тему своим одноклассникам в Амхерст-колледже в Массачусетсе и предлагал чтение за два цента каждому. Его энтузиазм вскоре заразил его младшего брата Лоренцо вместе с остальными членами семьи, включая младшую сестру Шарлотту; ее муж Сэмюэл Уэллс; и жена Лоренцо, Лидия Фолгер. После окончания учебы братья отложили свои планы на жизнь в церкви ради другой миссионерской работы.

Фаулеры превратили френологию в доктрину перфекционизма, план создания совершенной социальной и моральной системы. Их версия френологии пыталась объединить все направления науки, способные улучшить разум или принести пользу человечеству, что, по их мнению, предвещало новый и лучший мир. И, как и все чистокровные американские предприниматели 19-го века, они также просто продали френологическое оборудование и аксессуары, необходимые для этого.

Френология, казалось, давала то, чего не было в религии пуританской Америки: способ дать людям возможность формировать свое собственное будущее.

После замужества с Лоренцо Фаулером в 1844 году Лидия Фолгер начала читать лекции по френологии, физиологии, анатомии и гигиене преимущественно женской аудитории. Наличие на борту женщины-френолога было огромным благом для бизнеса Фаулеров, поскольку многим женщинам было неудобно посещать лекции о здоровье, которые читали мужчины. В 1849 году, когда ей было всего 27 лет, Лидия поступила в недавно созданный Центральный медицинский колледж Сиракуз и Рочестера, штат Нью-Йорк.

Учебный план Центрального медицинского колледжа, «эклектичной» медицинской школы, состоял из растительных средств, диеты и гигиены. Год спустя Лидия получила степень доктора медицины, став второй женщиной в Соединенных Штатах, сделавшей это (первая, Элизабет Блэквелл, окончила Женевский медицинский колледж в Нью-Йорке в 1849 году). В 1850 году она стала руководителем «женского отделения» в своей альма-матер, став первой женщиной-профессором медицины в Соединенных Штатах. Она также открыла свою собственную медицинскую практику в Нью-Йорке, специализируясь на здоровье женщин и детей, продолжая писать и читать лекции по френологии со своим мужем.

Многие женщины занимались френологией, хотя менее признанных лидеров, как Лидия, становилось меньше, чем в других формах альтернативной медицины. Отчасти это произошло потому, что френологии не хватало организационной структуры и сплоченности. Френология была в значительной степени индивидуальным занятием. Не существовало национальной френологической ассоциации, и у большинства пациентов была разовая встреча с френологом, а не постоянные отношения. Большинство френологов поддерживали права женщин, принимая френологический взгляд на женщин как на полноценных людей, наделенных тем же человеческим потенциалом, что и мужчины.

Многие френологи использовали науку, чтобы аргументировать умственное равенство полов, в то время как другие обнаружили доказательства особой силы способностей, традиционно связанных с женщинами, таких как нравственность, доброжелательность и религиозность. Женщины-френологи, такие как Лидия и Шарлотта Фаулер, исследовали и читали лекции почти исключительно женской аудитории. То же самое было верно почти во всех областях медицины, обычных или альтернативных, поскольку скромность и социальная приличия, как правило, разделяли женщин и мужчин, особенно когда дело касалось человеческого тела. Но в то время как женщины-френологи редко давали показания по голове мужчине, женщины-пациенты могли и действительно получали показания от практикующих врачей любого пола.

В 1838 году Фаулеры начали издавать Американский френологический журнал , который быстро стал одним из самых читаемых журналов в стране и оставался в обращении до 1911 года. Они также опубликовали целую библиотеку недорогих книг по вопросам здравоохранения и реформ. . Эти публикации советовали читателям лучший ежедневный режим питания, работы и игр для правильного умственного функционирования. Другие, многие из которых были написаны Лидией, давали советы о браке, зачатии и воспитании детей.

Многие современные фразы восходят к френологии, в том числе «высоколобый» и «низколобый», «округлый» и «уменьшаться».

Национальная одержимость размерами и формой головы также отразилась на повседневных разговорах. Многие современные фразы уходят своими корнями во френологию, в том числе «высоколобый» и «низколобый», «скругленный» и «сжиматься» (например, «уменьшать» определенные нежелательные качества). «Обследование головы» также имеет френологические корни. Хотя сегодня это обычно считается оскорблением, в прошлом это было именно то, чего хотело большинство людей. К середине 19XX века публикации Фаулеров можно было найти по всей стране, а френологические идеи стали частью повседневного разговора.

Тем не менее, в этой области было много скептиков. С первых дней своего существования в Европе френология столкнулась с многочисленной критикой, в основном со стороны врачей, ученых, религиозных лидеров и политиков. В 1801 году австрийское правительство приказало Галлу прекратить читать лекции, опасаясь, что его выступления заставят людей «потерять голову» и стать материалистами, верящими только в истины, написанные на их черепах, а не в истины Бога. Вскоре Галл бежал из Вены во Францию, но и там столкнулся с негативной реакцией, угрожавшей его авторитету.

Французский ученый Мари-Жан-Пьер Флуранс стал одним из самых сильных противников Галла. Флуранс систематически проверял теории Галла на животных, удаляя части мозга собак, кроликов и птиц, чтобы изучить, как функционируют оставшиеся участки. Его эксперименты привели его к выводу, что Галл был неправ: что мозг действовал как единое целое, а не как отдельные части. Повреждение одной области заставляло другие части выполнять ту же функцию. Он опубликовал свои выводы в двух взрывоопасных разоблачениях.

В Вашингтоне, округ Колумбия, профессор Томас Сьюэлл также отверг френологию как метод понимания мозга. Он утверждал, что черепно-мозговые травмы редко влияют на функции организма так, как предсказывает френология. Более того, Сьюэлл утверждал, что мозг невозможно измерить только по черепу. Профессор Гарварда Оливер Венделл Холмс выступил с аналогичной критикой. Он сравнил череп с сейфом, в котором заключено непостижимое снаружи содержимое — мозг:

Стенки головы двойные, с большой воздушной камерой между ними, над мельчайшими и теснейшими «органами». Сможете ли вы сказать, сколько денег в сейфе, который тоже имеет толстые двойные стенки, разминая пальцами его ручки? Поэтому, когда человек возится с моим лбом и говорит об органах Индивидуальности, Размера и т. д., я доверяю ему настолько, насколько должен был бы, если бы он ощупал снаружи мой сейф и сказал мне, что там пятидолларовая или пятидолларовая монета. десятидолларовую купюру под ту или иную заклепку.

Многие из нас продолжают надеяться, что картирование мозга раскроет секреты человеческой природы.

Холмс не заявлял прямо, что френология ошибочна, а скорее утверждал, что не существует способа доказать ее правильность, что ставит под сомнение ее статус истинной науки.

К 20 веку френология в основном потеряла свой научный авторитет и большую часть своей популярности. Несколько упорных, среди них дети и внуки Фаулеров, все еще практиковали. Прогресс медицинской науки предложил новые и лучшие инструменты для понимания мозга. Многим американцам френология теперь казалась старомодной и нелепой.

Это не значит, что френологи что-то не поняли. Галл поместил мозг в центр всех когнитивных и эмоциональных функций в то время, когда некоторые врачи все еще локализовали некоторые «страсти» в другом месте, например, в сердце и печени. Из своих работ по сравнительной анатомии Галл знал, что нервная система многих низших животных состоит в основном из спинного мозга без большого количества головного мозга. Однако более сложные животные имели более крупный и развитый мозг, особенно кору головного мозга. На основании этих наблюдений Галл предположил, что кора головного мозга должна быть наиболее функциональной частью нервной системы и что у более сложных животных мозг крупнее. Этот взгляд на нервную систему был относительно новым в то время, поскольку большинство современных анатомов считали спинной мозг просто «хвостом» головного мозга.

Галл был также первым, кто убедительно обосновал возможность функции мозга, возникающей из пространственной организации. Хотя открытия Флуранса и клеветническая кампания способствовали маргинализации Галла в научных кругах, локализация снова и снова всплывала на поверхность на протяжении 19 века. В 1861 году французский хирург и антрополог Поль Брока показал, что повреждение одной области мозга может сделать человека неспособным связно говорить, не влияя на способность понимать другие. Его открытия, казалось, подтверждали идею локализации мозга, лежащую в основе френологии, но поскольку репутация френологии приобрела такую ​​дурную славу, Брока тщательно проводил различие между своей работой и работой Галла.

Позднее, в 19 веке, британский невролог Дэвид Ферриер создал карты моторных и сенсорных функций коры головного мозга, которые явно многим обязаны френологии. Совсем недавно, в 2002 г., ученые из отдела картирования мозга Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе объявили о создании «крупномасштабного вычислительного атласа мозга» для «визуализации» структуры и функций мозга, а также для хранения «информации об отдельных людях». вариации в структуре мозга и их наследуемость». Галл мог бы сделать аналогичное заявление двумя веками ранее, хотя и с гораздо более примитивными инструментами.

Увлечение мозгом в 19 веке не так уж далеко от нашей современной одержимости разумом. Мы снова подняли мозг до статуса культа, прославляя и, возможно, даже превознося его силу и предназначение формировать мир и нас самих. Многие из нас продолжают надеяться, как это делали френологи, что картирование мозга раскроет секреты человеческой природы, которые, будучи однажды раскрыты, позволят личностному совершенствованию и трансформации.

Популярная неврология, кажется, предполагает, что концентрированные усилия по улучшению мозга сделают нас умнее, быстрее и эффективнее и, возможно, даже приведут к совершенству. Заголовки и названия книг, такие как Super Brain Power , Brainfit , Используйте свой мозг , чтобы изменить свой возраст , коучин Жизнь — лучшая работа, лучшее здоровье, лучшая любовь, лучшие дети, лучшая внешность — это мозг, независимо от стремления к улучшению и независимо от того, как мало мы на самом деле знаем о том, как работает мозг. Это френология 21-го века, и сегодня американцы так же ненасытны ею, как и в 19-м.век.


Этот пост адаптирован из Marketplace of the Marvelous: The Strange Origin of Modern Medicine .

У вас есть ДНК неандертальца? Форма вашего черепа может рассказать.

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Одной из особенностей, отличающих современных людей (справа) от неандертальцев (слева), является шаровидная форма черепной коробки. (Изображение предоставлено Филиппом Гунцем (CC BY-NC-ND 4.0))

Форма вашего мозга может многое сказать о вашем неандертальце. Новое исследование показало, что современные люди, несущие определенные генетические фрагменты от наших ближайших вымерших родственников, могут иметь более продолговатый мозг и череп, чем другие люди.

Современные люди обладают уникальными относительно шаровидными черепами и мозгом. Напротив, ближайшие вымершие родственники современных людей, неандертальцы, имеют удлиненные черепа и мозг, типичные для большинства приматов.

Предыдущие исследования предполагали, что эти контрастные формы черепа могут отражать различия в размерах различных областей мозга у современных людей и неандертальцев, а также то, как эти области мозга связаны друг с другом. «Тем не менее, мозговая ткань не окаменевает, поэтому биология, лежащая в ее основе, остается неуловимой», — сказал Live Science соавтор исследования Филипп Гунц, палеоантрополог из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия. [3D-изображения: изучение человеческого мозга]

Чтобы помочь разгадать эту загадку, ученые сначала сделали компьютерную томографию (КТ) семи ископаемых черепов неандертальцев и 19 черепов современных людей. Они разработали отпечатки внутренностей мозговых оболочек черепов и измерили их округлость.

Затем исследователи проанализировали почти 4500 современных людей, для которых у них были как генетические данные, так и магнитно-резонансная томография (МРТ) сканирования их мозга.

«Мы пришли к выводу, что если бы мы могли идентифицировать специфические фрагменты ДНК неандертальца в достаточно большой выборке живых людей, мы смогли бы проверить, способствуют ли какие-либо из этих фрагментов мозгу менее шаровидной формы, что позволило бы нам увеличить гены, которые может быть важным для этой черты», — сказал Live Science старший автор исследования Саймон Фишер, нейрогенетик из Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды.

Предыдущая работа показала, что современные люди и неандертальцы испытали несколько эпизодов скрещивания, в результате чего ДНК неандертальца появилась в геноме современного человека.

В новом исследовании ученые обнаружили, что фрагменты ДНК неандертальца в хромосомах 1 и 18 современного человека связаны с менее круглым мозгом.

«Эффекты ношения этих редких неандертальских фрагментов незаметны», — сказал Фишер. «Эффекты вариантов гена неандертальца невелики, вы не сможете увидеть их в форме головы человека, когда встретите их».

Фрагменты ДНК неандертальца содержали два гена, которые, согласно предыдущим исследованиям, были связаны с развитием мозга. Один, UBR4, связан с образованием нейронов, а другой, PHLPP1, связан с развитием жировой изоляции вокруг нервных клеток.

Исследователи обнаружили, что эта ДНК неандертальца оказала сильнейшее влияние на структуры мозга, известные как скорлупа и мозжечок, которые являются ключевыми для подготовки, обучения и координации движений. Скорлупа образует внешнюю часть базальных ганглиев головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, планированием, обучением навыкам и, возможно, речью и языком.

Ученые отметили, что если у человека больше неандертальской ДНК, чем в среднем, это не обязательно означает, что его мозг более продолговатый. «Два человека, у которых общее количество неандертальской ДНК очень похоже — например, 1 процент их геномов — вполне могут нести совершенно разные фрагменты», — сказал Фишер.

Исследователи также отметили, что эти различия в черепах, вероятно, не отражали каких-либо различий во время рождения младенца: современные люди и неандертальцы имеют сходную форму черепа и черепа в то время, сказал Гунц. Он добавил, что после рождения различия в развитии мозга, вероятно, привели к выраженным различиям в форме черепа у взрослых представителей двух линий.

Будущие исследования могут найти больше ДНК неандертальца, связанного с мозгом современного человека, и определить, какие специфические эффекты могут иметь эти древние генетические варианты при выращивании мозговой ткани с ДНК неандертальца в лаборатории, сказал Фишер.

Ученые подробно рассказали о своих выводах онлайн 13 декабря в журнале Current Biology.

  • Галерея изображений: Наш ближайший человеческий предок
  • Homo Naledi в фотографиях: изображения человека с маленьким мозгом
  • 10 вещей, которые делают человека особенным

Первоначально опубликовано на Live Science .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts