Формирование самооценки дошкольников: Самооценка ребенка — формирование самооценки дошкольника

Содержание

Формирование самооценки старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 37.015.3

Дата публикации 24.10.2019

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Рожко Анастасия Валерьевна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыты основные функции самооценки (развития, регуляции, защиты, эмоциональная функция), а также виды самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). На основе проведения анализа научных источников по изучению самооценки дошкольников, схематически показана структура самооценки, разработаны критерии и показатели развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. В статье приведен анализ уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста – воспитанников муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 13 «Родничок» города Лермонтова Ставропольского края и программа мероприятий по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: Самооценка, сюжетно-ролевые игры, игровая деятельность, игровое общение, дети старшего дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения

The formation of self-esteem of senior preschoolers through role-playing games

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor, Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki,
Rozhko Anastasia Valerievna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki

Abstract: The article describes the main functions of self-esteem (development, regulation, protection, emotional function), as well as types of self-esteem (underestimated, adequate, overstated). Based on an analysis of scientific sources for the study of the self-esteem of preschool children, the structure of self-esteem is schematically shown, criteria and indicators for the development of self-esteem of elder preschool children are developed. The article provides an analysis of the level of development of self-esteem of children of senior preschool age — pupils of the municipal budgetary preschool educational institution «Kindergarten № 13 «Rodnichok» of the city of Lermontov, Stavropol Territory and a program of measures to formulate adequate self-esteem of children of senior preschool age in preschool educational institutions.
Keywords: Self-esteem, plot-role-playing games, game activities, game communication, elder preschool children, preschool educational institutions

Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности. К основным образованиям личности относится самооценка, в которой отражается то, что человек узнает о себе от других, его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

В структуре личности самооценке принадлежит особое место. Самооценка не дается человеку с рождения, ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Сформировавшись в детстве, самооценка практически не меняется [1, с. 54].

Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становления его самооценки признан старший дошкольный возраст, потому что именно он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.

В психолого-педагогической литературе (Б.Г. Ананьев, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, У. Джеймс, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьякова, К. Роджерс, В.В. Столин, Л.И. Уманец, Э. Эриксон) рассматриваются закономерности формирования самооценки в детском возрасте. В исследованиях вышеперечисленных ученых описывается сущность и особенности самооценки, динамика ее формирования, значение окружающих в формировании исследуемого феномена.

Методологическую базу исследования составили работы ученых, посвященные изучению самооценки детей, поиску оптимальных методов и средств формирования самооценки дошкольников, а также изучению своеобразия игры, ее роли и значения в формировании самооценки (Р. И. Жуковская, В.И. Истомин, Н.Я. Михайленко и др.).

Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, которая приписывается человеком себе как личности и собственным действиям. Она выполняет следующие основные функции (рисунок 1).

Рисунок 1. Функции самооценки

Функция развития стимулирует личность к развитию и совершенствованию, является своеобразным толчковый механизмом, направляющим индивида к личностному развитию; эмоциональная функция позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими внутренними качествами и характеристиками; функция регуляции обеспечивает принятие личностью задач и отвечает за выбор решений; функция защиты обеспечивает относительную стабильность личности и ее независимость.

Мы, считаем, что правильное формирование самооценки является одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также деятельности, в которую ребенок включен и собственной оценки ее результатов. В целях лучшего понимания структуры самооценки мы будем придерживаться следующего разграничения понятий (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура самооценки

Все три стержня в структуре самооценки покоятся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во-первых, как мощный фактор, влияющий на все три стержня, на которых покоится самооценка; во-вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой [2, с.25] .

В рамках настоящего исследования важно выделить виды самооценки (рисунок 3), среди которых выделяют адекватную и неадекватную самооценки, которые в свою очередь подразделяются на адекватную (высокую и низкую) и неадекватную (завышенную и заниженную).

Обозначенные на рисунке 3 виды самооценки являются самыми важными и определяющими, так как именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, действия.

Рисунок 3. Виды самооценки

Для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста педагогами используется множество средств. Сами по себе средства не предопределяют успех в работе: важны не только эффективные средства, но и мастерство педагогов по их применению. Одним из средств развития самооценки старших дошкольников являются сюжетно-ролевые игры.

Исследованием влияния сюжетно-ролевых игр на развитие самооценки занимались такие ученые как Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин. Ими отмечена ценность сюжетно-ролевых игр, указано их значение в формировании социального поведения, влияние на возможность прогнозирования поведения ребенка в ситуации общения [3, с. 20].

Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по замыслу, в ней дети уже самостоятельно могут распределять роли между собой. Именно в процессе игры детям прививается, закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел. В сюжетно-ролевых играх всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей [4, с. 94].

В рамках настоящего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая имела своей целью изучение уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 13 «Родничок» города Лермонтова Ставропольского края. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, группы «Березка», в количестве 26 человек.

Наша работа состояла из трех основных этапов:

— на первом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста;

— на втором этапе была разработана программа мероприятий по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях;

— на третьем этапе проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей.

Чтобы оценить уровень развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, нами были разработаны критерии и показатели самооценки старших дошкольников, которые мы отразили в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели самооценки старших дошкольников

№ п.п.

Наименование

Критерия

Показатели сформированности

1.

Наличие представлений ребенка о себе

— четкое адекватное осознание и способность легко и правильно охарактеризовать свои особенности:

— внешний вид;

— интересы;

— способности;

— особенности характера;

— желания и предпочтения;

— любимые виды занятий.

2.

Отношение к ребенку окружающих

— позитивное отношение сверстников к ребенку;

— принятие ребенка в общие игры;

— отношение сотрудничества и взаимопомощи в группе сверстников;

— наличие первых взаимных привязанностей;

— знание и соблюдение норм поведения в группе;

— понимание эмоционального состояния товарища;

— значимость ребенка в группе сверстников.

3.

Осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов

— проявление положительного эмоционального фона деятельности;

— адекватное реагирование на поощрение и порицание других.

Чтобы оценить уровень развития самооценки детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны показатели для:

— низкой самооценки;

— адекватной самооценки;

— завышенной самооценки.

Показателями низкой самооценки являются:

— повышенная тревожность;

— зависимость от мнения окружающих;

— нежелание контактировать со сверстниками.

Показателями адекватной самооценки являются:

— положительное отношение к себе;

— чувство собственного достоинства;

— удовлетворенность собой.

Показателями завышенной самооценки являются:

— отсутствие самокритичности;

— излишняя самоуверенность;

— переоценка собственных сил.

На основании данных показателей развития самооценки нами был осуществлен подбор диагностического инструментария. Его выбор был обусловлен:

— соответствием используемых методик выдвинутой гипотезе, цели и задачам исследования;

— эффективностью и надежностью применяемых методик.

Для оценки уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста мы подготовили и провели следующие диагностические процедуры (таблица 2).

Таблица 2. Диагностические процедуры, применяемые в ходе исследования

№ п.п.

Наименование

методики

Цель методики

1.

Диагностика самооценки личности Дембо-Рубинштейна

определить ценностные ориентации детей, выявить сформированность самооценки старших дошкольников.

2.

Проба Де Греефе

 

определить характер самооценки старших дошкольников.

3.

Методика «Лесенка»

В.Г. Щур

 

определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

4.

Методика социометрия для дошкольников «Два домика»

определить круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе сверстников и выявить симпатии к членам группы.

5.

Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан

определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика самооценки старших дошкольников проходила в естественных условиях, часть диагностических заданий проверялась в индивидуальной работе с каждым ребенком.

Обобщенные показатели по используемым методикам приведены на рисунке 4.

Рисунок 4. Обобщенные показатели по используемым методикам (на начало эксперимента)

Как видно из рисунка 4 по результатам диагностика самооценки личности Дембо-Рубинштейна 16% детей показали низкий уровень сформированности самооценки, 54% — средний уровень и 30% — высокий уровень сформированности самооценки.

Результаты проведения методики «Проба де Греефе» показали, что 45% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 49% детей оценили себя как «хороших» и 6% детей – как «самых хороших».

Результаты третьей методики («Лесенка» В.Г. Щур) подтвердили полученные данные по второй методики: 53% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 42% детей оценили себя как «хороших» и 5% детей – как «самых хороших».

В ходе проведения социометрической методики «Два домика» старшие дошкольники дали оценку себе и своим товарищам в рамках группы: 15% детей – это «неконтактные дети», 27% детей – «конфликтные», 48% — «принятые» и 10% детей – «звезды».

В целях диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста нами была использована пятая методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан: 41% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 49% детей оценили себя как «хороших» и 10% детей – как «самых хороших».

На основании вышеизложенных результатов диагностических процедур (обобщив все показатели самооценки старших дошкольников и проведя анализ результатов по каждой из методик) нами сделан вывод об уровне развития самооценки детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента (рисунок 5).

Рисунок 5. Уровень развития самооценки старших дошкольников на начало эксперимента

Таким образом, у большинства детей адекватная самооценка (48%), однако 40% детей имеют низкую самооценку, 12% — завышенную, поэтому, мы делаем вывод о необходимости разработки и реализации программы мероприятий по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель программы: формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи программы:

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2. Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

3. Способствовать сплочению детского коллектива.

4. Формировать положительное отношение к сверстнику.

5. Способствовать повышению уверенности детей в себе.

6. Развивать способность видеть в себе «хорошее».

Предполагаемый результат реализации программы: сформированная адекватная самооценка, уважение к себе и к окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям.

Мероприятия программы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Программа мероприятий по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Сроки реализации

Тематика занятий с детьми

Тематика занятий с родителями / совместных занятий с детьми

 

Тематика занятий с педагогами

Первая неделя сентября

«Дочки-матери»

«Я уверен на все 100!»

«Кто я?»

«Лепим воздушный шар»

Семинар-практикум: «Что такое самооценка»

Сообщение на педагогическом совете: «Самооценка и уверенность в собственных силах и способностях детей»

«Детский сад»

«Я очень хороший»

«Я и мои привычки»

«Цветной снег»

«Семья»

«Клеевой дождик»

«Я умный»

«Плохие привычки»

Вторая неделя сентября

«Супермаркет»

«Мышеловка»

«Я сильный»

«Хвастуны»

Тренинг «Я и мой ребенок»

Лекция «Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии самооценки»

 

 

 

 

 

«Строительство»

«Пастух»

«Я добрый»

«Скажи Мише добрые слова»

«Пираты»

«За что меня любит мама»

«Я и мои достижения»

«Рисуем левой рукой правой ногой»

Третья неделя сентября

«Цирк»

«Зайки-слоники»

«Я хороший»

«Заносчивые белки»

Совместный праздник детей и родителей «Семь – Я!»

 

 

 

Лекция «Методы диагностики самооценки дошкольников»

«Театр»

«Непослушные игрушки»

«Ладошки»

«Увернусь от мяча»

«Почта»

«Материк»

«Я хочу быть счастливым»

«Протяни другу руку»

Четвертая неделя сентября

«Пиццерия»

«Корабль»

«Счастливый сон»

«Возьми меня в игру»

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»

 

 

 

 

Деловая игра: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников»

 

 

 

«Подводная лодка»

«Ракета»

«Ромашка успеха»

«Царь горы»

«Телевидение»

«Прекрасные слова»

«Мостик дружбы»

Реализация мероприятий программы проходила в форме групповой работы.

Программа включала в себя 12 занятий с детьми по повышению их самооценки, которые проводились три раза в неделю, 4 занятия с родителями, а также 4 занятия с педагогами, проводимые один раз в неделю. Реализация мероприятий программы осуществлялась в течение сентября 2019 года.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми («Дочки-матери», «Детский сад», которые помогали сформировать представления о нравственности и нравственном поведении, учили детей анализировать свои действия, вызывали чувство радости и удовольствия от создания образа), для развития самооценки ребенка дошкольного возраста особую роль мы отводили и тематическим играм, например: «Кто я?», «Я и мои правила», «Какой я?», «Я умею», «Я и мои достижения» и др. Отождествляя себя с той или иной ролью, ребенок мог осознанно использовать умения позволяющие производить ситуации из личного опыта, а это в свою очередь содействовало тому, что дети с помощью игры могли скорректировать свое поведение в лучшую сторону, а так же, находили у себя ошибки и недостатки в своей деятельности и поведении.

Основным и важным фактором, влияющим на развитие самооценки через сюжетно-ролевую игру у детей старшего дошкольного возраста выступает общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому наряду с работой с детьми, мы проводили работу и с родителями и педагогами.

Так, в рамках реализации программы большое внимание уделялось наблюдению за особенностями взаимоотношений взрослого и ребѐнка. На основании таких наблюдений мы смогли определить степень эмоциональной привязанности между родителями и их детьми и культуры общения между ними. На основании того, о чем родители расспрашивали ребенка вечером, какие указания давали ему утром, делался вывод о том, как родитель относится к своему ребёнку.

Совместно с родителями мы организовывали конкурсы, праздники, — все это способствовало формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у родителей.

Также, использовались открытые занятия при участии родителей, как носителей интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для заинтересованности к изучаемому материалу, или для передачи своего умения и опыта.

При подготовки к праздникам (выступление в костюмах детей, изготовленных родителями) и при проведении праздничных встреч развивались положительные взаимоотношения у родителей со своими детьми, устанавливался позитивный эмоциональный контакт в связи, с чем повышался уровень самооценки детей.

Выставки, организованные детьми и их родителями, помогали детям приобретать новые знания, расширяли их кругозор, учили рассказывать о предметах выставки. Родители, помогая детям в организации выставки, учили их «раскрываться», быть увереннее в себе и если что-то не получалось, поддерживали их.

Кроме того, изготавливались информационные листки, памятки для родителей: «Как повысить самооценку ребѐнка», «Как повысить самооценку ребенку «с особенностями поведения», «Игра и ее влияние на личность вашего ребенка».

Для развития у старших дошкольников положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо было обеспечить ребенку дружеские отношения со взрослыми. Детям нужно было знать, быть уверенным, что его любят родители и воспитатели таким, какой он есть. И только тогда в дошкольнике появлялось уверенность, положительное отношение к себе, повышалась самооценка.

По окончании реализации программы нами были отмечены следующие положительные моменты: у детей снизилась тревожность, дети стали намного больше контактировать между собой. Нами было замечено, что многие дети стали чувствовать удовлетворенность от той деятельности, которой они занимаются, снизилась критичность детей по отношению к себе, дети стали с уважением и понимание относиться к чувствам своих товарищей. Кроме того, необходимо отметить, что благодаря реализации программы (совместным занятиям родителей с детьми) мы привлекли внимание родителей к особенностям личности их детей.

После реализации программы было проведено контрольное обследование с целью изучения динамики показателей по вышеописанным методикам.

Итоговые данные по окончанию эксперимента в части развития самооценки детей старшего дошкольного возраста представлены ниже на рисунке 6.

Рисунок 6. Обзор показателей по используемым методикам в ходе повторной диагностики

Как видно из рисунка 6 по всем диагностическим методикам по окончанию эксперимента мы имеем положительную динамику.

В ходе контрольного обследования, по результатам диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейна 6% детей показали низкий уровень сформированности самооценки, 61% — средний уровень и 31% — высокий уровень сформированности самооценки.

Результаты проведения методики «Проба де Греефе» показали, что 12% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 75% детей оценили себя как «хороших» и 13% детей – как «самых хороших».

Результаты третьей методики («Лесенка» В.Г. Щур) подтвердили полученные данные по второй методики: 19% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 73% детей оценили себя как «хороших» и 8% детей – как «самых хороших».

В ходе проведения социометрической методики «Два домика» старшие дошкольники дали оценку себе и своим товарищам в рамках группы: 8% детей – это «неконтактные дети», 9% детей – «конфликтные», 71% — «принятые» и 12% детей – «звезды».

В целях диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста нами была использована пятая методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан: 14% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 79% детей оценили себя как «хороших» и 7% детей – как «самых хороших».

Таким образом, обобщив результаты контрольного этапа эксперимента, мы приходим к выводу о том, что реализация программы мероприятий по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях способствовала повышению уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста (рисунок 7).

Рисунок 7. Сравнительные данные по самооценке старших дошкольников

На 25% снизилось количество детей, имеющих заниженную самооценку; на 24% увеличилось количество детей с адекватной самооценкой; на 2% увеличилось количество детей с завышенной самооценкой.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что самооценка является тем фундаментом, на котором происходит становление личности человека. От того, какова самооценка человека, зависит его жизненная позиция, то, как он относится к окружающим людям и к миру в целом, как решает свои проблемы.

Для формирования самооценки старшего дошкольника необходимо ставить задачи, которые будут связаны с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. В этой связи игра занимает достойное место [5, с.101] . Именно игры ставят ребенка в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе: оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Игра ведет за собой развитие личности ребенка – в игре развиваются самооценка и психика ребенка. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные качества и корректировать самооценку дошкольников.


Список литературы

1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. — 145 с.
2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 410 с.
3. Уманец Л.И. От самооценки в игре — к познанию себя // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 4. — С. 20 — 21.
4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 411 с.
5. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 222 с.

← Предыдущая статьяПсихолого-педагогические компетенции учителя в условиях инклюзивного образования

Следующая статья →Новые образовательные технологии в помощь преподавателю вуза. E-Learning

Расскажите о нас своим друзьям:

Статья Кротовой Е. В. Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Кротова Е.В.

Под развитием личности ребёнка дошкольного возраста в психологии понимают широкий спектр качественных изменений, которые впервые возникают в период развития личности ребёнка (1, с. 28). От рождения до трёх лет доминирует семья, и основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации.

Основной проблемой в развитии личности в дошкольном возрасте является проблема самосознания и развитие адекватной самооценки. Этот процесс в дошкольном возрасте считается важнейшим достижением в развитии личности. Ядром самосознания является самооценка и связанный с ней уровень притязаний.

Исследованием проблемы формирования самооценки занимались многие педагоги, психологи: В.С. Мухина, М. И. Лисина, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и т.д. Но экспериментально разные компоненты структуры самосознания изучены не одинаково и на первый план выдвигается проблема самооценки. Самооценка возникает на основе знаний и мыслей о себе и в этом смысле является как бы механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса.

Самосознание – свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от условий его жизни, воспитания и обучения (3, с.59). Таким образом, самооценка – это осознание ребёнком самого себя, оценка своих действий и поступков.

Изучая самосознание, в связи с мотивационной сферой дошкольников, выделяют 3 вида самооценки:

Общая самооценка – оценка личностных качеств ребёнка, которая формируется на основе общения ребёнка с окружающими людьми и возникает лишь в конце дошкольного возраста.

Конкретная самооценка – это оценка своих возможностей и умений в конкретной деятельности. Данный вид самооценки обычно является более адекватным и реалистичным, и формируется на основе познания ребёнком результатов своей деятельности.

Динамическая самооценка – представляет собой промежуточный этап между конкретной и общей самооценкой. Путь развития идёт от конкретной и общей, причём реалистичность самооценки тем меньше, чем больше степень её обобщённости.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивают взрослые и сверстники. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные – искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Оценивая себя, ребёнок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто целое для окружающих. Если взрослые и сверстники не замечают его положительные качества, то он наделяет себя вымышленными качествами.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается дошкольное общество. Умение ребёнка анализировать и оценивать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей, так происходит становление самооценки. Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнку необходимо общение не только с взрослыми, но со сверстниками, так как сверстники являются одним из факторов формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в процессе самосознания ребёнка. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям. Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстников. Сверстники – это мерка, позволяющая ребёнку оценить себя на уровне реальных возможностей.

В старшем возрасте ребёнок не только может сопоставлять собственные результаты с результатами других детей, но даже способен довольно точно определить пределы своих сил с помощью одного только сравнения других детей. В старшем возрасте умение сравнивать себя со своими сверстниками достигает очень высокого уровня. От взаимоотношений ребёнка с другими детьми зависит его отношение не только к коллективу, но и к самому себе.

Влияние группы сверстников на развитие личности на развитие личности ребёнка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям. Положение ребёнка в группе сверстников показывает, насколько принят ребёнок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.

От оценок сверстников и своих самооценок зависит положение ребёнка в группе. Сверстники по-разному оценивают друг друга, и поэтому существует различное положение детей в группе сверстников.

Каждый ребёнок занимает в группе детского сада определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Дети 6-7 лет активно ориентируется на мнение сверстников. Их объяснения, почему они повторяют за другими, то, чего нет на самом деле, однозначны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение ребёнка в группе сверстников оказывает большое влияние на формирование адекватной самооценки. В старшем дошкольном возрасте оценки сверстников имеют большое значение, так как под их влиянием формируется самооценка ребёнка.

Для того чтобы определить уровень влияния сверстников на формирование самооценки было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста. Для исследования самооценки были использованы следующие методики: методика “Лесенка” (В.

Г. Щур), методика “Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы” (Н.А. Репина). Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: 60% детей с завышенной самооценкой, 20% детей с заниженной самооценкой, 20% детей с адекватной самооценкой. Для исследования взаимоотношений в группе сверстников были использованы следующие методики: “Отношение к сверстникам” (В. Богомолов), методика “Социометрия”. Были получены следующие результаты: выявлено 35% детей “востребованных”, 20% “изолированных” и 45% детей, занимающих среднее положение.

Соотнося полученные данные, можно сделать вывод о том, что дети, имеющие заниженную самооценку – имеют чаще всего статус “изолированные” дети, а дети с завышенной самооценкой относятся к “востребованным”.

Исходя из полученных результатов эксперимента и учитывая большое влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки, следует, на наш взгляд, проводить с детьми систематическую работу, направленную на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Работа может включать в себя: циклы занятий, игры, релаксационные упражнения, беседы, консультации с родителями. Если работа будет проходить систематически, то заниженная самооценка станет адекватной.

Список литературы:

  1. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- Москва, 1999.
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева.- Москва, 2001.
  3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова.- Москва, 2000.
  4. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева.- Москва, 1995.
  5. Карелина Е.А. Психологические тесты / Е.А. Карелина.- Москва, 2002.

Строительные блоки для формирования здоровой самооценки у детей

Самооценка — это то, как мы воспринимаем себя. Он играет центральную роль в мотивации и достижениях ребенка в школе, социальных отношениях и его способности преодолевать неудачи (устойчивость).

Самооценка ребенка формируется его собственными мыслями и чувствами по поводу своей способности добиваться важных для него целей. Он также формируется восприятием и ожиданиями значимых людей в их жизни. Это включает в себя то, как о них думают и относятся к ним родители, учителя и друзья.

Чем ближе восприятие себя ребенком (как он себя видит) приближается к его идеальному я (каким он хотел бы быть), тем выше его самооценка.

12 качеств, которые необходимо развить вашему ребенку для здоровой самооценки

Вот некоторые из строительных блоков, которые способствуют здоровой самооценке:

1. Чувство безопасности


Ваш ребенок должен чувствовать себя в безопасности и их будущее. («Что со мной будет?»)

2. Чувство принадлежности

Ваш ребенок должен чувствовать, что другие его принимают и любят. Это начинается с их семьи, а затем распространяется на такие группы, как друзья, одноклассники, спортивные команды, молитвенный дом и даже район или сообщество. Без этого принятия или групповой идентичности они могут чувствовать себя отвергнутыми, одинокими и брошенными на произвол судьбы.

3. Целеустремленность

У вашего ребенка должны быть цели, которые определяют его цель и направление. Цель может предоставить путь для направления их энергии на достижение и самовыражение. Если им не хватает целеустремленности, они могут чувствовать скуку, бесцельность или возмущение тем, что вы или другие подталкиваете их в определенных направлениях.

4. Чувство личной компетентности и гордости

Ваш ребенок должен чувствовать уверенность в своей способности решать жизненные задачи. Чувство личной силы развивается, когда ваш ребенок имеет успешный опыт:

  • самостоятельного решения проблем и
  • творчества и получения результатов за свои усилия.

Установите соответствующие ожидания, не слишком низкие и не слишком высокие, для вашего ребенка. Это помогает им развивать компетентность и уверенность. Если вы чрезмерно их оберегаете, они слишком зависят от вас; если ожидания настолько высоки, что они никогда не добьются успеха, они могут чувствовать себя бессильными и неспособными.

5. Чувство доверия

Ваш ребенок должен чувствовать доверие к вам и к себе. Для достижения этой цели вы должны выполнять обещания, оказывать поддержку и давать ребенку возможность быть заслуживающим доверия. Это значит верить своему ребенку и относиться к нему как к честному человеку.

6. Чувство ответственности

Дайте ребенку возможность показать, на что он способен. Позвольте им брать на себя задачи, не проверяя их все время. Это показывает доверие с вашей стороны, своего рода «отпускание» с чувством веры.

7. Чувство причастности

Ваш ребенок должен развить в себе чувство важности и приверженности. Помогите им, предоставив возможность участвовать и внося значимый вклад в деятельность. Пусть они знают, что они действительно имеют значение.

8. Чувство реального выбора и принятия решений

Ваш ребенок будет лучше контролировать события, когда он сможет принимать или влиять на решения, которые он считает важными. Этот выбор и решения должны соответствовать их возрасту и способностям, а также ценностям вашей семьи.

9. Чувство самодисциплины и самоконтроля

По мере того, как ваш ребенок стремится стать более независимым, ему нужно и хочется чувствовать, что он может сделать это самостоятельно. Дайте им ожидания, рекомендации и возможности проверить себя. Это позволяет им размышлять, рассуждать, решать проблемы. Это также позволяет им учитывать последствия действий, которые они могут выбрать. Такое самосознание имеет решающее значение для их будущего роста.

10. Чувство ободрения, поддержки и вознаграждения

Помимо достижения целей, ваш ребенок также нуждается в положительной обратной связи и признании. Это посылает сообщение о том, что у них все хорошо, они радуют других и «делают это».

Поощряйте и хвалите ребенка не только за достижение поставленной цели, но и за его усилия. Обязательно замечайте даже небольшие изменения и улучшения. («Мне нравится, как вы ждали своей очереди», «Хорошая попытка — вы работаете усерднее», «Хорошая работа!») Дайте им обратную связь как можно скорее. Это укрепит их самооценку и поможет им связать ваши комментарии с соответствующей деятельностью.

11. Чувство принятия ошибок и неудач

Ваш ребенок должен чувствовать себя комфортно, а не побежденным, когда он совершает ошибки или терпит неудачу. Объясните, что эти неудачи — нормальная часть жизни и обучения, и что они могут извлечь из них уроки.

Предлагайте поддержку, конструктивную обратную связь и признание их усилий. Это может помочь подавить любое чувство неудачи, вины или стыда, которое они могут испытывать, давая им новую мотивацию и надежду. Используйте примеры из повседневной жизни, чтобы смоделировать эти навыки; если вы сами совершите ошибку, расскажите о том, что произошло, с вашим ребенком, чтобы он увидел, как вы преодолеваете это.

12. Чувство собственного достоинства семьи

Самоуважение вашего ребенка сначала формируется в семье. Таким образом, на него сильно влияют чувства и представления, которые семья имеет о себе. Имейте в виду, что гордость за семью необходима для самооценки. Подкармливать можно разными способами. Это включает в себя участие в общественной деятельности, поиск семейного наследия и предков или уход за членами расширенной семьи.

Семьи, которые живут лучше, фокусируются на сильных сторонах каждого члена. Они избегают чрезмерной критики и заступаются друг за друга вне семейной обстановки. Они верят и доверяют друг другу и уважают их индивидуальные различия. И они показывают свою привязанность друг к другу и находят время для того, чтобы быть вместе, будь то праздники, особые события или просто весело провести время.

Помните

Чтобы получить дополнительные советы о том, как поддерживать здоровое чувство собственного достоинства у вашего ребенка, поговорите со своим педиатром.

Дополнительная информация

  • Признаки низкой самооценки

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Как повысить самооценку вашего ребенка

Самоуважение — это то, как люди относятся к себе как внутри, так и снаружи. Люди с хорошей самооценкой обычно имеют позитивный взгляд на жизнь, принимают себя и чувствуют себя уверенно.

Хорошая самооценка не означает, что человек высокомерный или эгоцентричный. Это означает ценить собственную ценность и важность, брать на себя ответственность за свои действия и проявлять уважение и заботу о других.

В большинстве случаев дети с положительной самооценкой:

  • рады,
  • легко подружиться,
  • наслаждайтесь общественной деятельностью,
  • с энтузиазмом относятся к новым занятиям,
  • могут играть сами и с другими детьми,
  • любят быть креативными и иметь свои собственные идеи, а
  • спокойно разговаривать с другими без особого поощрения.

Дети с низкой самооценкой могут:

  • мало друзей,
  • легко разочароваться или разочароваться,
  • не желать пробовать новое,
  • имеют проблемы с соблюдением правил или хорошим поведением,
  • быть отозванным или подавленным, или
  • часто говорят «я не могу».

Если ваш ребенок не всегда хочет быть с другими, это не значит, что у него низкая самооценка. Проводить время в одиночестве — это хороший навык, важный для психического здоровья. Однако, если ваш ребенок всегда хочет быть один, вам следует обсудить это со своим врачом.

Почему важна самооценка?

Самооценка вашего ребенка влияет на то, насколько хорошо он справляется изо дня в день. Это влияет на их отношения с вами и другими людьми, а также на их поведение в школе и в социальных ситуациях. Позже в жизни это повлияет на то, как они работают на рабочем месте.

Позитивная самооценка помогает детям:

  • имейте мужество быть самим собой,
  • верить в собственные ценности,
  • принимать правильные решения под давлением,
  • взаимодействовать с другими,
  • справиться со стрессом и жизненными трудностями,
  • сделать более здоровый выбор, а
  • чувствуют себя уверенно, говоря «нет» опасным действиям.

Как развивается самооценка?

Позитивная самооценка начинается со здоровой привязанности вашего ребенка к вам. Она начинается уже с рождения и продолжается по мере роста и развития вашего ребенка.

Детям нужно чувствовать себя любимыми и принятыми, чтобы повысить самооценку. Когда вы хорошо заботитесь о своем ребенке, это помогает ему чувствовать себя любимым и ценным. Когда вы играете со своим ребенком и помогаете ему учиться, он становится более уверенным в себе и готов пробовать что-то новое. Когда ваш ребенок идет в школу и хорошо сдает тесты или занимается спортом, ваша похвала и поддержка помогут ему почувствовать гордость за то, что он сделал.

Когда ваш ребенок подрастет, правила и структура помогут ему чувствовать уверенность в том, что о нем заботятся. Постепенно давайте им возможность делать выбор самостоятельно и чувствовать себя более независимыми.

Что я могу сделать, чтобы повысить самооценку моего ребенка?

  • Самое главное  показать ребенку много любви и принятия . Проводите с ними время, обнимайте их и дарите им любовь.
  • Сосредоточьтесь на своем ребенке , играя с ними и слушая, когда они говорят. Проявляйте интерес к занятиям, проектам или проблемам вашего ребенка. Позвольте им руководить игрой и будьте готовы делать то, что они хотят.
  • Обеспечьте структуру и правила. Будьте последовательны . Определите и применяйте четкие правила и ограничения, соответствующие возрасту и стадии развития вашего ребенка. Расскажите им, чего вы ожидаете, и каковы будут последствия, если правила не будут соблюдаться. Это поможет вашему ребенку чувствовать себя в безопасности. Постепенно они станут более уверенными в принятии собственных решений.
  • Скажите своему ребенку, что вы счастливы, когда он сотрудничает или помогает вам , соблюдает правила или делает другие позитивные вещи. Объясните, что вам нравится в их поведении.
  • Помогите своему ребенку найти что-то, в чем он хорошо разбирается и что ему нравится.  Понимать и уважать тот факт, что они будут успешны в одних видах деятельности, а не в других. Никогда не унижайте и не унижайте своего ребенка за то, что он не добился успеха.
  • Поддержите своего ребенка и искренне похвалите его.  Поощряйте их пробовать что-то новое и скажите, что вы ими гордитесь. Хвалите усилия и навыки, но будьте конкретны в своих словах. Не хвалите за каждое достижение, потому что это только отнимет у них то, в чем они преуспели и для чего потребовались настоящие усилия. Напомните ребенку, что обучение новым навыкам требует времени и практики, и что никто не может овладеть всем. Вы также можете рассказать о своих успехах и неудачах и о том, чему вы научились.
  • Помогите ребенку учиться на своих ошибках. Поговорите о том, что можно сделать по-другому в следующий раз и как они могут контролировать свое поведение.
  • Предоставьте своему ребенку обязанности и возможности вносить свой вклад в дом. Например, поручить семейные дела или попросить помочь приготовить ужин. Это учит вашего ребенка тому, что он важен.
  • Будьте образцом для подражания.  Покажите ребенку, что значит любить себя, быть готовым делать и пробовать что-то новое, а также покажите, как вы справляетесь с неудачами или проблемами. Покажите ребенку награду за терпение, настойчивость и стремление делать все так хорошо, как вы можете.
  • Предложите выбор и возможность решить проблему в соответствии с возрастом и стадией развития вашего ребенка , чтобы ваш ребенок понял, что может контролировать свою жизнь.
  • Создайте безопасную и любящую домашнюю обстановку , где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно, защищенно и счастливо. Старайтесь не драться и не спорить с партнером в присутствии ребенка.

Когда следует вызвать врача?

Для детей нормально время от времени проявлять один или несколько симптомов низкой самооценки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts