Формы и виды мышления: Виды мышления: классификация, характеристики

Формы мышления в психологии — Блог Викиум

Под понятием мыслительного процесса подразумевается ряд правил и условий, от которых отталкивается индивид во время получения новых знаний или же воспроизведения старых. Каждая из форм мыслительного процесса дополняет другую и делится на виды, которые человек выбирает самостоятельно в зависимости от личного удобства.


Что такое мышление?

Определения мышления в разных источниках разнообразны. Одним из самых популярных определений является следующее: мышление — деятельность человека, направленная на изучение мира с помощью практических действий и познания. Под формами мышления подразумевается перечень мыслей, на которые личность опирается. Мышление нельзя отнести к отдельной функции, ведь с помощью него человек способен ориентироваться в окружающем мире.

Основные виды мышления

В основном у людей отмечается смешанное мышление, однако, один из видов чаще преобладает. Чтобы разобраться, какой тип мышления преобладает, необходимо знать, что представляет собой каждый вид.

Рациональное мышление

Рациональное мышление основано исключительно на фактах. Такие люди поверят услышанному лишь тогда, когда они увидят все собственными глазами. Главным отличием данного мышления является доказательная информация. Люди с рациональным мышлением отличаются благоразумностью, а также они могут без труда указать на выявленные ошибки относительно своих суждений.

Логическое мышление

Логическое мышление выражается в мыслительном процессе, когда индивид полностью отталкивается от доказательности мысли. В некоторой степени логическое мышление относится к философии. Главной целью данного мышления является умение доказать, что определенное суждение правильное. Логика в полной мере основывается на мыслях индивида о том, что происходит в действительности.

Абстрактное мышление

Люди, которые привыкли познавать мир с помощью собственного воображения, имеют абстрактное мышление. Такие личности способны мыслить гораздо шире, нежели люди с рациональным мышлением. Когда они хотят познать какой-то предмет, они полностью абстрагируются от происходящего.

Прагматическое мышление

В психологии также известна и прагматическая форма мышления. В данном случае личность рассчитывает исключительно на свои знания, а в случае необходимости всегда готова обучаться, но делает это исключительно в сжатые сроки. При общении с прагматиками многие думают, что они являются поверхностными людьми. Тем не менее, именно так прагматичные люди относятся к окружающему миру.

Идеалистическое мышление

Люди, которые интересуются абсолютно всем вокруг, склонны к идеалистическому мышлению. Такие личности всегда пытаются сгладить острые углы, а также любят находить схожесть в чем-либо. Идеалисты являются очень чувственными и эмоциональными особами.

Синтетическое мышление

Еще один вид мышления — синтетический. Основной характеристикой такого мышления является оригинальное умозаключение. Люди с таким типом мышления постоянно стремятся создать что-то новое.

Творческое мышление

Оно играет важную роль в научной деятельности. Не всегда к творческим людям относят музыкантов или поэтов. Научные работники с творческим мышлением способны сделать немало важных открытий.

Практическое мышление

Это отличный пример внимательности и наблюдательности. Люди с практическим мышлением обращают внимание даже на самые незначительные детали.

Формы реализации мыслительных процессов

Существует 3 формы мыслительных процессов:

  1. Понятийная форма способна представить действительность без ограничений. Данная форма познания характеризует общие свойства ситуаций и объектов. Эти ситуации, а также объекты и формы могут видоизменяться под влиянием извне или же оставаться неизменными.
  2. Форма суждений подразумевает процесс формирования мнения благодаря полученной обобщенной информации. В данном случае индивид может выражать критику, выдвигать предположения или же делать заявления. Основным в содержании суждения можно считать личный опыт из жизни или же отношение личности к определенному предмету или явлению.
    По форме суждения делятся на 2 типа — формальная и эмпирическая. В первом случае описывается факт, во втором — наблюдение.
  3. Форму умозаключений можно отнести к наивысшему уровню умственной работы. С помощью умозаключения личность способна анализировать суждения, а также создавать новые.

В психологии под формой мышления подразумевают совокупность структурированных мыслей. Так человек способен получать новую информацию, анализировать ее, воспроизводить собственное мнение, после чего приходить к умозаключению. Мышление необходимо постоянно развивать. У Викиум для этого есть интересный и полезный курс «Развитие мышления».

Общая психология — Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления

« Предыдущий вопрос

Состав памяти

Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Анализ – мыслительная опера

Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

Черты мышления:

1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

3) опосредованно отражает окружающий мир

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют;

б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например археологические раскопки

в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу чтобы узнать температуру воздуха;

4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации

5) расширяет границы познания;

6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения

По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).

В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое). По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий. Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений. Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием. Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные. Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д. Суждения подразделяются на общие, частные, единичные. Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»).

Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»). Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»). Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.

Шесть форм мышления

Мышление есть мышление… верно? Ну, подумай еще раз!

Возможно, мышление намного сложнее и многограннее, чем считалось ранее. Нам говорят перестать думать и успокоить ум, но у известного психолога доктора Эдварда де Боно есть интересная техника, которая помогает нам использовать более эффективное и продуктивное мышление, которое также может улучшить и укрепить наш интеллект.

Изобретатель, философ и врач де Боно был одним из пионеров тренировки мозга. Он придумал идею «латерального мышления» наряду с новыми интересными способами работы с творческим мышлением и укреплением наших когнитивных способностей. Широко известный как отец мышления и ведущий авторитет в области прямого обучения мышлению как навыку, де Боно написал 65 книг.

Многие высокоинтеллектуальные люди плохо соображают. Многие люди со средним интеллектом являются искусными мыслителями. Мощность автомобиля не зависит от того, как он управляется.

Де Боно описывает интеллект как врожденную способность, унаследованную или приобретенную в раннем детстве. Он говорит, что мышление расширяет знания и что хорошо развитые навыки мышления могут эффективно использовать ограниченные знания или способности.

Эта врожденная способность представляет собой потенциал, который должен быть выражен в операционном навыке (например, в мышлении), чтобы быть эффективным. Мышление связано с IQ, как вождение автомобиля связано с самой машиной. Ошибочно полагать, что более способным не нужно приобретать навыки мышления. Дискуссии и эссе, записанные на пленку, показывают, что более способные ученики действительно более красноречивы, но не особенно сильны в обычном мышлении. Кажется, что образование мало что может сделать с врожденными способностями, но образование может попытаться развить мыслительные способности. Развитие этого навыка может помочь компенсировать недостатки в двух других областях.

Хорошо развитый навык мышления может эффективно использовать ограниченные знания или способности.

Человеческий мозг мыслит несколькими различными способами, и Де Боно выделяет шесть четких направлений, в которых можно бросить вызов мозгу. В каждом из этих направлений мозг будет идентифицировать и доводить до сознания определенные аспекты рассматриваемых вопросов (например, интуиция, пессимистическое суждение, нейтральные факты). Де Боно утверждает, что эти шесть различных когнитивных режимов коренятся в шести различных видах мозговых процессов или областей мозга.

По словам де Боно, основная проблема мышления состоит в том, чтобы пытаться жонглировать слишком многими вещами одновременно. Его «Шесть шляп» позволяют нам систематически оттачивать различные аспекты ситуации или решения, чтобы мы становились более сосредоточенными, но при этом видели более полную картину. Каждая из Шести Мыслящих Шляп представляет особый стиль мышления. По сути, эта техника параллельного мышления включает в себя шесть различных направлений, каждому из которых присвоен свой цвет.

Метод мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно

1. Белая шляпа

Это для публикации фактов и цифр в нейтральной и объективной форме. Мы изучаем доступную информацию, а также выявляем пробелы в информации, чтобы мы могли их заполнить или просто принять во внимание. Здесь вы предоставляете справочную информацию, анализируете и экстраполируете исторические тенденции.

2. Красная шляпа  

Красная шляпа символизирует эмоциональную точку зрения. Он распознает и делает видимыми чувства, интуицию и внутреннюю реакцию как важную часть мышления. Красная шляпа позволяет мыслителю переключаться в свой режим чувств и выходить из него, а также приглашать других делиться своими чувствами без осуждения. Делая эмоции видимыми, мы можем наблюдать их влияние на мыслительный процесс.

3. Черная шляпа

Черная шляпа символизирует осторожность и то, что может пойти не так. Он указывает на то, что не подходит, что может не работать, что не так, и, следовательно, защищает нас от фатальных ошибок и напрасной траты ресурсов. Черная шляпа признает ценность осторожности и оценки риска; это делает наши планы более надежными.

Шесть мыслящих шляп доктора Эдварда де Боно.

4. Желтая шляпа

Желтая шляпа фокусируется на ценности, преимуществах и оптимизме. Это позитивно и конструктивно. Это помогает нам развить «чувствительность к ценности» и тратить время на поиск ценности.

5. Зеленая шляпа

Зеленая шляпа символизирует творчество, новые идеи и перемены. Это когда мы представляем альтернативные и новые идеи, возможности и модифицируем или улучшаем предложенные идеи. Речь идет о признании ценности творческих усилий и выделении на них времени.

6. Синяя шляпа

Синяя шляпа предназначена для управления процессами, а также для управления и организации мышления. Он играет стратегическую роль для составления общего плана, а также для оперативных инструкций. Это помогает организовать другие шляпы, оценить приоритеты, составить список ограничений и т. д.

Де Боно считает, что эти когнитивные режимы представляют собой обучаемые наборы навыков, которые можно улучшить с помощью соответствующей целенаправленной практики. Однако он подразумевает, что большинству людей удобнее пользоваться одними способами, чем другими. Речь идет о том, чтобы напрячься, чтобы развить новые когнитивные модели.

«Шесть шляп» также использовались в классе для улучшения методов обучения и поддержки людей с разными стилями обучения. Дамиан Гордон, Джеральд Крэддок и Барри Линч адаптировали «Шесть шляп» де Боно к шести стилям обучения, чтобы индивидуализировать и поддерживать различные способы обучения учащихся. Здесь они описывают различные стили обучения с точки зрения шести шляп:

6 Thinking Hat были адаптированы для поддержки людей с разными стилями обучения.

Белые учащиеся логичны и аналитичны, им нравятся факты, цифры и теории, и они склонны объективно относиться к идеям. В идеале им нравится проводить независимые исследования, читать книги и собирать факты и цифры. Обычно они лучше всего работают в одиночку и, как правило, очень сильны в академических предметах.

«Красная шляпа» — это эмоциональный подход, это измерение описывает людей, которые находятся в контакте со своими чувствами и с самими собой, как внутриличностный интеллект «множественного интеллекта» Говарда Гарднера. люблю спорить и обсуждать идеи. Они в контакте со своими чувствами и очень заботятся о своем собственном окружении. Они любят участвовать в лекциях, любят работать в группах и очень сильны в практических предметах.

Черные ученики осторожны и практичны, и они беспокоятся, что затраты перевесят преимущества их решений. Им нравится учиться на примерах из реального мира, и им нравится работать в группах, чтобы помочь им исследовать идеи. Им нравятся практические предметы и демонстрации.

Желтые ученики оптимистичны и оптимистичны и пытаются найти положительную сторону во всех ситуациях. Им нравится изучать примеры из реального мира, они ориентированы на группу и очень поддерживают других членов группы. Им нравятся практические предметы и демонстрации.

Учащиеся в зеленой шляпе креативны и изобретательны в своем подходе к обучению, им нравятся головоломки и упражнения по решению проблем. Им нравится мыслить «нестандартно» и они будут продолжать искать альтернативные решения проблем. Поэтому им следует бросать вызов практическим упражнениям, которые требуют множества точек зрения для полного решения.

Учащиеся Green Hat проявляют творческий и инновационный подход к обучению.

Учащиеся в синей шляпе целостны в своем подходе, могут быть очень эффективными лидерами, но им нужно много времени на размышления, чтобы убедиться, что они полностью все обдумали. Они предпочитают лекции или упражнения, где дается четкий обзор, могут иметь сильное визуальное предпочтение и, как правило, очень ориентированы на правила.

Преимущества использования этой техники мышления

Эта простая, но глубокая техника мышления имеет ряд уникальных преимуществ. Конечно, главное – стать хорошим и эффективным мыслителем. Этот метод устраняет эго, что прекрасно подходит для групповых ситуаций. Это просто и осознанно, так как вы сосредотачиваетесь на одной вещи за раз, и это облегчает навигацию по сложным задачам. Возможно, самым замечательным преимуществом является то, что, используя этот метод, вы полностью используете свои собственные мыслительные способности и расширяете возможности своего мозга. Это экономит время благодаря четкому пути, а конечный результат гораздо более удовлетворяющий и творческий. Параллельное мышление также предоставляет группам средства для детального и последовательного планирования мыслительных процессов, что позволяет им более эффективно мыслить вместе.

Мы тренируем свое тело, чтобы быть в форме, представьте, чего мы могли бы достичь, если бы также уделяли больше внимания тренировке ума. Наш разум — бесконечный источник вдохновения, и, используя творческую силу нашего мышления, мы расширяем свой интеллект и способность к более широкому мышлению.

Несомненно, креативность является самым важным человеческим ресурсом. Без творчества не было бы прогресса, и мы бы вечно повторяли одни и те же шаблоны. – Эдвард де Боно

Образцы мышления | Проект Ноль

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ

Исследование природы критического и творческого мышления

Обзор
Обзор
Обзор

Недавно завершенный проект Patterns of Thinking был рассчитан на несколько лет. Основное внимание в проекте уделяется пониманию, обучению и оценке мышления.

Традиционно хорошее мышление определяется как вопрос когнитивных способностей или навыков. Отсюда и термин «мыслительные навыки». Конечно, хорошие мыслители обладают навыками. Но у них есть и больше. Страсти, отношения, ценности и привычки ума — все это играет ключевую роль в мышлении, и в значительной степени именно эти элементы определяют, используют ли учащиеся свои мыслительные навыки, когда это необходимо. Короче говоря, хорошие мыслители имеют правильные «предрасположенности к мышлению».

В рамках проекта Patterns of Thinking было исследовано несколько ключевых склонностей мышления, которые поддерживают высокоуровневое мышление в предметных областях и между ними. Предрасположенность к мышлению — это склонность к определенному образцу интеллектуального поведения. Например, хорошие мыслители склонны выявлять и исследовать проблемы, исследовать предположения, искать причины и размышлять. Однако исследования показали, что часто учащиеся обладают мыслительными способностями в этих областях, но не склонны их использовать.

Проект определил три логически различных компонента, необходимых для диспозиционного поведения: способность, склонность и чувствительность. Способность касается базовой способности выполнять поведение. Склонность касается мотивации или импульса к поведению. Чувствительность касается вероятности замечать поводы для участия в поведении. В качестве примера рассмотрим открытость. Чтобы участвовать в эпизоде ​​непредубежденности, человек должен (а) обладать базовой способностью видеть ситуацию более чем с одной точки зрения, (б) чувствовать склонность вкладывать в это энергию и (в) осознавать подходящий случай, чтобы быть открытым для альтернативных точек зрения.

Исследования показали, что склонность и чувствительность вносят уникальный вклад в интеллектуальное поведение, который эмпирически отделим от вклада способностей. Интересно, что результаты показали, что вклад чувствительности больше, чем можно было бы предсказать, и что именно чувствительность, а не склонность, по-видимому, является главным узким местом в эффективной интеллектуальной деятельности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts