Лэпбук для детей дошкольного возраста: Лэпбуки для дошкольников: значение, применение, способы изготовления

Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    6

1.1.    Психолого–педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста    6

1.2.    Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста    15

1.3.    Средства развития речи детей старшего дошкольного возраста    19

Выводы по 1 главе    26

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    27

2.1. Выявление уровня сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста    27

2.2. Содержание работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбуков    36

2.3. Анализ результатов исследования    39

Выводы по 2 главе    47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    50

ПРИЛОЖЕНИЯ    55

Приложение 2.    57

Приложение 3.    58

Приложение 4.     58

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, поскольку от уровня развития речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, сверстниками и общее интеллектуальное развитие. 

Законы развития речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях О.С. Ушаковой, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирновой, В.П. Глухова и других. Они показали, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования данных форм протекает параллельно. 

Развитие речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, а также другие авторы считают, что формирование грамматически правильной, логической, сознательной, последовательной речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием для развития речи и подготовки детей к школе.

 

Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможность развития речи, обусловлена возникновением регуляторных, планировочных функций речи в старшем дошкольном возрасте. 

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования 36 направляет нас на формирование личности ребенка через различные виды деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения программы в виде целевых показателей дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования, включая показатели развития речи детей дошкольного возраста. Учитывая особенности возраста детей, вовлечение их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. 

В психологии и дидактике описано множество приемов, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, основанных на ведущей деятельности этого чувствительного периода – игре. В последнее время педагоги дошкольных учреждений стали использовать новый дидактический инструмент для развития речи – лэпбук. Одной из инновационных форм работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является создание лэпбуков различной тематики. 

Проблема исследования: каковы возможности лэпбука как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста? 

Цель исследования: выявить возможности использования лэпбука в речевом развитии старших дошкольников. 

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. 

Предмет исследования: лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. 

Гипотеза исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбука будет эффективен, если: 

  • −    Систематически использовать дидактическое средство во время и вне занятий с детьми;
  • −    конкретизировано содержание каждого лэпбука.  

Задачи исследования

  1. 1.    Провести анализ учебно – методической литературы по теме исследования.
  2. 2.    Изучить особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. 
  3. 3.    Разработать и апробировать содержание работы по развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбуков и определить ее эффективность. 

Методы исследования

  1. 1.    Теоретические: анализ научно – методической литературы, синтез полученных данных.
  2. 2.    Практические: наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования: полученные в процессе исследования теоретические данные могут быть использованы для написания научных статей на студенческие конференции.

Практическая значимость исследования: созданные лэпбуки могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций.  

База исследования: МАДОУ «ЦРР – Детский сад 21»

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Лэпбук как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста

Составили: Прокопьева А. А., Грогуль С.П.

г. Усолье- Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 17»

Лэпбук как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста

«Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Актуальность

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. 

В законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе,  дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Новая форма организации- лэпбук

Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая решает все данные проблемы является лэпбук

Лэпбук– в дословном переводе с английского значит «наколенная папка». Это такая небольшая самодельная книга- игрушка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками (гармошками), которые ребенок может достaвать, перекладывать, складывать, играть по своему усмотрению. В нем собирается материал по какой-то определенной теме.

Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного процесса у детей дошкольного возраста.Рассматривание такой папки в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из их потребностей и интересов.

Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта в процессе, которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Само создание лэпбука поможет им закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание лэпбука в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В процессе такого творчества ребенок становиться не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги, журнала, раздаточного и наглядного материала, который направлен на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в рамках заданной темы.

Требования к оформлению лэпбука

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  1. доступен: например, лэпбук имеет свободный доступ, находится на уровне глаз детей. Его можно использовать как индивидуально с одним ребенком, так и с подгруппой детей.

  2. безопасен: например, выполнен из картона, бумаги, довольно легкий и небольшого размера;

  3. обладает дидактическими свойствами: например, ребенок знакомиться с цветом, формой, величиной, признаками предмета. Проводит классификацию предметов по одному признаку, закрепляет счет, монологическую речь, находит лишнее, и т.д.

  4. является средством художественно-эстетического развития ребенка: например, знакомится с художниками с их репродукциями, приобщается к миру природы, знакомится с художественными произведениями: стихами, загадками и т.п.

  5. вариативен: например, использование разрезных картинок, как для сложения, так и для составления рассказа по ним, также идет закрепление пройденного материала.

  6. обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников: например, задания могут содержать ребусы, кроссворды, «ходилки». Дети проявляют творческую активность при изготовлении лэпбука: придумывают название «кармашкам», оформляют, украшают его и т.д.

Лэпбук, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, дает возможность педагогу построить деятельность ребенка на основе индивидуальных его особенностей, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Преимущества лэпбука

Работая с лэпбуком, мы выделили некоторые его преимущества:

  • лэпбук для детей –книжка-игрушка, папка-сюрприз, побуждающая к активному взаимодействию со взрослым и сверстниками. Например, ребенок раскрывает для себя мирприроды находит взаимосвязи, использует эти знания в самостоятельной, трудовой деятельности, в игре.

  • лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную познавательную деятельность воспитанников, осуществляя индивидуальную работу; отличный способ закрепления материала, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности. Нaпример, при создании совместного лэпбука о зимующих птицах мы выявили интересы некоторых детей, увидели их возможности, способности к собственной деятельности, которую они проявляли.

  • лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал собственного ребенка, проявить свое творчество, принять участие в жизни группы, детского сада.

  • лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития самого педагога, средство повышения компетентности родителей и педагога. Лэпбуки значительно пополнили нашу предметно-развивающую среду в группе, тематика их разнообразна: «Правила дорожного движения», «Зимующие птицы», «Усолье-Сибирское» Каждый лэпбук тесно переплетается с темами ДОУ. Посещая нашу группу, можно сразу определить какая тема у нас.

Лэпбук универсальное пособие, так как может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Он включает в себя познавательные, коммуникативные, развивающие и игровые функции. Используется как на занятии, так и в самостоятельной деятельности.

Лэпбук раскрывает коммуникативный потенциал ребенка. Чтобы его заполнить, детям необходимо выполнить определенные задания, отгадать загадки, выучить стихотворения, пословицы, скороговорки, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения: за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе.

Используя познавательную функцию в лэпбуке, мы даем возможность детям проявить любознательность,самостоятельность, расширить их кругозор.

Больше всего детей привлекает наличие игровой функции в лэпбуке, где проявляется увлеченность, активность, удовольствие от полученного результата. Например, выложенные самостоятельно ребенком мини-пазлы в целую картину радуют его искренне, он доволен своим результатом, улыбается, смеется, рассказывает всем как он это сделал. Игровые действия помогают детям развивать мышление, воображение, самостоятельность и многое другое.

Этапы изготовления лэпбука

Исходя из своего опыта, мы определили несколько этапов изготовления лэпбука:

1 этап – определение темы. Она может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего получаются лэпбуки на частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Птицы». Но он получится очень обзорным – вряд ли мы сумеем полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У нас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять конкретную профессию, например врач и в лэпбуке дать подробную информацию о ней – то это будет гораздо продуктивнее. Названия для наших лэпбуков выбирали в основном дети, если были разногласия, проводили голосование.

2 этап – планирование. После того, как мы выбрали тему, мы пишем план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому продумываем, что он должен включать в себя, какие задания, чтобы полностью раскрыть тему. Помощь детей здесь тоже важна, иногда они наталкивают на интересные моменты, которые сам не замечаешь.

3 этап – это сбор информации. Это могут быть пословицы, поговорки, загадки, игры по теме, стихи, рассказы, игровые упражнения, кроссворды, головоломки, «ходилки», раскраски и другая информация. Вот на этом этапе мы подключаем родителей, как участников образовательных отношений. Даем им домашнее задание, рассказываем, как и каким образом лучше предоставить материал детям. Какой использовать формат текста, цветовую гамму, рекомендуем искать информацию не только в Интернете, а больше использовать книги, журналы, газеты, фотографии и т.д.

4 этап – создание макета. Это самый интересный этап. Придумываем, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть рисуем макет. Здесь фантазия безгранична. Формы представления могут быть любые: от самого простого – текстового, до игр и развивающих заданий. И все это помещаем на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Потом все это зарисовываем на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так нам было легче понять, как расположить все элементы. Моим детям больше всего нравятся кармашки необычной формы, например, в форме яблока, листочка, палитры, чайничка и т. п.

5 этап – создание, оформление лэпбука. В соответствии с нашим макетом мы делаем шаблон папки в натуральную величину. Используем для этого готовую картонную папку, обклеиваем ее цветной бумагой для принтера или самоклеящейся пленкой (можно использовать обои), края папки украшаем цветным скотчем или декоративной лентой; всевозможные кармашки в основном делаем из цветной плотной бумаги или картона. Все задания, карточки в лэпбуке ламинируем скотчем или прозрачным файлом для сохранности и долгого использования их.

6 этап – декорирование лэпбука. Здесь играет наша с детьми фантазия. Мы используем различные ленточки, ажурные салфетки, гелевые ручки, фломастеры, стикеры, фигурные дыроколы и т.п. Дети с удовольствием украшают лэпбук, применяя декораторские способности.

Вывод

Таким образом, можно предположить, что лэпбук – это мобильное средство обогащения развивающей среды группы, помогающее закрепить и отработать полученные знания детей на игровых занятиях, это полет фантазии, которая может дать непредсказуемый результат, который однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. А еще лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования, где развиваются доверительные взаимоотношения с семьей, раскрываются интересы и потенциал дошкольника.

Библиографический список

  1. Алябьева, Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях (Библиотека современного детского сада) / Е.А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 38 с.

  2. Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/26230.html

  3. Пироженко, Т. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс] / Т. Пироженко // Режим доступа: http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk-2018

  4. Пуляевская, А. Технология «Лэпбук» и ее применение [Электронный ресурс] / А. Пуляевская // Режим доступа: http://nitforyou.com/lepbuk/-2017-03

 

лэпбуков для дошкольников на Up — проект, которым дети могут гордиться!

Давненько мы не выпускали лэпбуков.

Я увидела этот бесплатный лэпбук о малиновках в Dynamic 2 Moms и спросила девочек, не хотят ли они сделать такой лэпбук о малиновках. ЭД и ДД оба сказали: «Да!» Итак, я все распечатала и девочки принялись за работу.

Если вы никогда не слышали о лэпбуках, это симпатичный способ демонстрации небольших сложенных мини-книг, клапанов, всплывающих книг и/или сложенных материалов для демонстрации. В лэпбуке могут быть фотографии, рисунки или что-либо еще, что поможет им лучше изучить обсуждаемую тему. Дети могут добавлять свою собственную информацию, включать вопросы для самопроверки или другие интерактивные действия. Готовые работы они склеивают в папку с файлами (см. второе фото ниже).

Что мне нравится в лэпбуках, так это то, что дети возвращаются к ним снова и снова, хвастаясь ими перед семьей и друзьями… даже вытаскивая их, чтобы полюбоваться своей работой и повторить действия.

Вот фотография ЭД, когда она вносила последние штрихи… она приклеила несколько дополнительных фотографий малиновок.

Вот изображение лицевой стороны, чтобы вы могли видеть, как была сложена папка с файлами (передняя и задняя части папки были сложены так, чтобы они встретились посередине). Должен сказать, что ЭД пришел в ужас, когда я начал резать ее рисунок пополам, но быстро понял, зачем я это делаю! Уф… катастрофа предотвращена!

Кстати, ЭД все подписывает: «МакКенна…» Ее одержимость куклой American Girl остается такой же сильной, как и прежде!! 🙂

В этом конкретном лэпбуке девочки узнали чем питаются малиновки, какие хищники едят малиновок, где обитают малиновки в разные времена года, части птицы и жизненный цикл малиновки. Если вы присмотритесь, то увидите, как разворачиваются некоторые части… это то, что делает лэпбуки такими привлекательными и интерактивными!

 

ЭД несколько раз доставал лэпбук (чтобы показать папе и просмотреть ее работы). Я люблю это! Здесь она читает слова (яйцо, молодь, взрослый) и сопоставляет их с картинками:

 

На картинке ниже ЭД объясняет мне, что означают цвета на карте. Лэпбуки — отличный способ закрепить материал и сделать его увлекательным!

 

Вот еще один лэпбук о медведях, который я сделал с DD, когда ей было 3 или 4 года:

Как видите, он был довольно интерактивным. Внизу она кормит медведя (рот открыт, чтобы она могла сунуть ему в рот ягоды, рыбу или что-то еще)

В этом лэпбуке я приклеила еще одну страницу посередине, чтобы добавить еще несколько действий, таких как задание по подбору цветов ниже (очевидно, она раскрасила медведей!):

Последний пример — это альбом с летучими мышами, который LD сделал, когда он был в дошкольном возрасте:

Он был так заинтригован летучими мышами! Точно не помню, где брал детали для этого лэпбука. Возможно, это из «Руки ребенка». Пользовался им пару лет совсем немного. У них есть бесплатный лэпбук, который вы можете скачать на Metals.

Вот проблеск внутри лэпбуков с бабочками, которые сделал DD. Вы можете увидеть больше наших лэпбуков здесь:

Где найти бесплатные лэпбуки:

Я абсолютно обожаю все бесплатные лэпбуки, которыми поделились Dynamic 2 Moms (Большое спасибо, Келли и Тина!). Это одно из первых мест, куда я направляюсь, если нам не терпится сделать лэпбук. Мне особенно нравятся все их бесплатные лэпбуки по истории.

Еще один замечательный ресурс бесплатных лэпбуков — Homeschool Share. Бьюсь об заклад, там есть двести или триста разных лэпбуков на выбор!

В Yee Shall Know можно найти несколько бесплатных научных лэпбуков по мотивам серии «Волшебный школьный автобус».

Просто спросите ребенка, что ему интересно узнать, и попробуйте!

Еще одна вещь, прежде чем я уйду, в наши дни мы все еще используем много этих клапанов, складных и маленьких конвертов, но мы часто включаем их в наши тетради по естествознанию или истории, но сами лэпбуки, похоже, имеют фактор удовлетворения, который просто невозможно победить. Это готовый продукт, который дети могут хвастаться и пересматривать снова и снова. Вот почему мы делали так много, когда детям было 3-7 или около того.

Другие сообщения из этой серии:

  • Дошкольное учреждение дома: занятия, которыми можно заниматься с детьми от 2 до 4 лет, развитие мелкой моторики
  • Дошкольное учреждение дома: изучение букв
  • Дошкольное учреждение дома: несколько математических идей для детей от 2,5 до 3 лет
  • Дошкольное учреждение дома: почерк
  • Дошкольное учреждение дома: лэпбуки
  • Вас также может заинтересовать пост: Обзор года дошкольного обучения на дому , в котором кратко излагались многие из наших дошкольных мероприятий за последний год.
  • Если ваш ребенок знает, как звучит его буква, возможно, он готов научиться читать. Посетите этот пост «Научите ребенка читать», чтобы узнать интересные идеи, которые помогут вашему ребенку научиться читать! И не пропустите наше бесплатное руководство в формате pdf — Ресурсы для обучения вашего ребенка чтению

Категории, которые вы, возможно, захотите посетить (в которых есть сообщения, связанные с этими темами):

  • Дошкольный возраст 4 года
  • Занятия для дошкольников и малышей
  • Дошкольный возраст 3 1/2
  • Научные эксперименты

Если вы нашли это полезным, я хотел бы услышать от вас здесь или на моей странице Homeschool Den Facebook. Я храню там список своих постов, так что это быстрый и простой способ просмотреть старые посты, которые вы, возможно, пропустили.

20 лэпбуков и игр с папками для дошкольников

By Sarah Shelton on

Возможно, в этом посте использовались партнерские ссылки. БЕСПЛАТНЫЕ предложения часто зависят от времени и могут быть ограничены только по времени.

Лапбуки и игры с папками с файлами очень интересны для дошкольников!

Я люблю играть в развивающие игры со своими малышами. Они не осознают, что на самом деле учатся со всем этим весельем! Лэпбуки и игры с папками — отличные способы сделать это.

Вот 20 моих любимых лэпбуков и игр-папок для дошкольников:

В Christian Preschool Printables есть множество БЕСПЛАТНЫХ игр-папок с Библией

Детский сад В детском саду есть несколько очаровательных игр с папками, например:0127 Jungle Fun Letter Sort File Folder Game
Robot Lab Alphabet Matching File Folder Game
Flower Garden File Folder Game
Bug Sort File Folder Game
Watermelon Picnic Counting File Folder Game
Mr. и инструкции.
В блоге для детей есть симпатичная игра Caterpillar File Folder, а также множество инструкций и идей по созданию собственных игр.

[adrotate banner=”252″]

В Little Family Fun есть очень креативные игры с папками:
Игры с папками с файлами, сделанные из оберточной бумаги
Игры с папками с файлами, сделанные с помощью карточек
Игры с папками с файлами, сделанные с наклейками
Игры с папками с файлами, сделанные с бумагой для вырезок Игра
Cookie Colors
Confessions of a Homeschooler весело проводит время Chicka Chicka Boom Boom Lapbook Folder Game

Homeschool Share имеет эту действительно милую игру To the Zoo Matching Lapbook Game

У The Mommy Talks есть этот забавный ноутбук с алфавитом и игрой

У Homeschool Creations есть несколько забавных ноутбуков с игровыми досками. Вот один из любимых: Пиратский лэпбук с игровой доской на обороте

1+1+1=1 содержит ОГРОМНЫЙ список БЕСПЛАТНЫХ книг/наборов для малышей на самые разные темы. Из них можно сделать очаровательные мини-лэпбуки и игры-папки подходящего размера для малышей.

Если вы хотите сэкономить время и чернила, вы можете приобрести эти действительно крутые игры с папками, где все делается за вас, вы просто вырезаете или выдвигаете фигурки и собираете:


Мгновенные игры в папки с файлами для чтения

Файл-папка Игры в цвете: Алфавит

Красочные игры с папками

Наслаждайтесь игрой и обучением со своими малышами!

Электронная почта*

Мы ценим вашу конфиденциальность и обещаем никогда не рассылать вам спам; Вы можете отписаться в любое время.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts