Формы мышления в психологии: Формы мышления

Содержание

Формы мышления

Details
Просмотров: 73096
  • Предыдущая статья Виды мышления
  • Следующая статья Основные проблемы психологическое теории эмоций
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

К основным формам мышления относятся понятие, суждение и умо­заключение

.

Понятие – форма мышления, от­ражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явле­ний, выраженная словом или группой слов.

Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осозна­ние. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осо­знание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

Суждение – форма мышления, от­ражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отри­цание чего-либо.

В современной психологии понятия «суждение» и «понимание» не яв­ляются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Разъясняя смысл и суть понимания, А. А. Смирнов приводит следующий при­мер: «Мы не понимаем, как устроен мотор автомобиля, как он работает, как дви­жется им автомобиль. Чтобы понять это, мы узнаем, из каких частей он состоит, как они связаны друг с другом, как взаимодействуют между собой, какова связь их с частями автомобиля. Понимание конструкции мотора и его действия дости­гается, следовательно, путем осознания связи его отдельных частей, как между собой, так и с тем, что ими движется в автомобиле» (1). В свою очередь, дополняя высказывание А. А. Смирнова, можно утверждать, что когда мы осознаем причи­ны движения автомобиля, мы будем в состоянии высказывать суждения о том или ином автомобиле.

К суждениям мы приходим как непосредственно, ког­да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди­тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем – через умозаключения.

Умозаключение – форма мыш­ления, при которой на основе несколь­ких суждений делается определенный вывод. Иными сло­вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Различают два основных вида умозаключений – индук­тивное и дедуктивное.

Индуктивное умозаключение – это умозаключение от частных случаев к общему положению. Обобщая сходные признаки пред­метов и явлений, делают новый общий вывод, или заклю­чение, устанавливают общее правило или закон. Напри­мер, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить но­вое общее суждение: «Все металлы плавки».

Дедуктивное умозаключение

– такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Сле­довательно, воздух при нагревании расширяется».

Оба вида умозаключений тес­но связаны друг с другом. Сложные процессы рассужде­ний всегда представляют собой цепь умозаключений, в ко­торых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству­ют.

Умозаключение является высшей формой мышления. Как форма мышления, умозаключение опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мыш­ления.


1. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. / Под ред. Б. Ф. Ломова – М.: Педагогика, 1987. С. 146.

  • Предыдущая статья Виды мышления
  • Следующая статья Основные проблемы психологическое теории эмоций

Формы мышления: какие существуют, их характеристики

Содержание:

  • Что такое мышление
  • Основные формы
  • Понятие как форма мышления
  • Умозаключение
  • Суждение
  • Формы мышления в психологии, их описание
    • Наглядно-действенное
    • Образное
    • Индуктивное
    • Дедуктивное
    • Абстрактно-логическое
  • Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Содержание

  • Что такое мышление
  • Основные формы
  • Понятие как форма мышления
  • Умозаключение
  • Суждение
  • Формы мышления в психологии, их описание
    • Наглядно-действенное
    • Образное
    • Индуктивное
    • Дедуктивное
    • Абстрактно-логическое
  • Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Мышление – сложный психический процесс, присущий человеку, позволяющий организовать познавательную деятельность и управлять ей. Мышление может касаться различных сфер жизни и деятельности, а также иметь определенные формы.

Что такое мышление

Мышление – способность человеческой психики обрабатывать и фиксировать информацию, применять ее на практике и использовать по мере необходимости.

Мышление помогает человеку преодолевать препятствия, давать объективную оценку происходящим событиям, осознавать и изучать окружающий мир, видеть его свойства и закономерности. Мышление бывает прямое и косвенное. То, что человек может осмыслить, если почувствует, увидит, потрогает – относится к прямому виду. То, что человек осмысливает через ощущение и восприятие, является косвенным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Мышление способствует развитию сознания, формированию суждений и логических умозаключений. Мыслительные операции, влияющие на качество и образ жизни, из всех живых существ на планете может совершать только человек.  

Исследователи выделяют разные характеристики и направления мышления.

Основные формы

Самая популярная классификация мышления в психологии определена по форме. Под формой мышления понимают результат мыслительных операций, способствующих осознанию происходящих событий и окружающего мира, оценке взаимоотношений и обобщению информации.

Формы мышления взаимосвязаны и взаимодополняемы:

  • понятие;
  • умозаключение;
  • суждение.

Понятие как форма мышления

Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

Различают также непосредственное и

опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции. Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию.

Умозаключение

Умозаключение является одной из форм мышления, позволяющей сформировать новое знание на основе полученных или имеющихся представлений и понятий. Понятие умозаключения неразрывно связано с логическими рассуждениями.

Психологи выделяют демонстративные и недемонстративные умозаключения. При демонстративных вывод делается на основе первоначальных суждений, при недемонстративном вывод не имеет ничего общего с начальными суждениями.

Подвиды умозаключения:

  1. Индуктивный, при котором общее выводится из частного.
  2. Дедуктивный, при котором общее рассматривается как переход к частному.
  3. Аналогия, когда новый вывод строится на основе похожих, ранее известных фактов или суждений.
  4. Предположительный – вид умозаключения, которое не имеет доказательной базы.

Процесс умозаключения являет собой одну из высших мыслительных форм и способствует как поиску ранее неизвестных решений, так и формированию новых видов суждений.

Суждение

Суждение – отражение предметных связей, их свойств, признаков и отношений с окружающим миром. Суждение всегда однозначно выражает согласие или несогласие.

Примеры положительных суждений: «Студент готов к экзамену», «Материальная база предприятия устарела». Примеры отрицательных суждений «У него совсем не развита фантазия», «По этой улице не ездят».

Выделяют истинное и ложное суждение. Истинное суждение основано на неоспоримых фактах и не требует доказательств. Ложное суждение базируется исключительно на предположениях и гипотезах.

Существует понятие «формальное суждение». Оно подчеркивает взаимосвязь объектов либо понятий, но не конкретизирует их характер (ложное или истинное). Например, можно сказать: «нежное прикосновение».

Понятие «эмпирическое суждение» относится к явлениям как к итогу наблюдения с возможностью проверки подлинности. Например, можно выразиться так: «чувствуешь, какое нежно прикосновение?».

Помимо названных, существуют дополнительные подвиды суждения: единичные, частные, общие. Единичные касаются какого-то одного понятия, например, «Казань – столица Татарстана». Частные затрагивают некоторые аспекты: «Некоторые девочки умеют вязать». Общие суждения относятся ко всем явлениям и объектам, которые объединены единым понятием: «Во всех озерах вода стоячая». 

Суждение всегда работает на раскрытие понятий. Чтобы высказывать определенное суждение, человек должен получить представление о содержании того или иного понятия, то есть владеть достоверной информацией в обсуждаемой области. Например, когда человек говорит «характер зависит от темперамента», он должен обладать знаниями о типах темперамента и особенностях характера.

Принципы суждения могут стать основой как процесса, так и результата получения и фиксации обобщения информации. Сформированное мнение может строиться на критике, утверждении, отрицании, согласии, предположении. Принципы суждения всегда индивидуальны, формируются исключительно через получение личного опыта и комплексное рассмотрение ситуаций, предметов и явлений.

Формы мышления в психологии, их описание

За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность. Выделяют следующие формы мышления:

Наглядно-действенное

Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека. Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки. Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.   

Образное

Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.  

Индуктивное

Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.

Дедуктивное

Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.

Абстрактно-логическое

Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.

Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

Все виды мышления развиваются с раннего детства. Ребенок начинает познавать мир, получая информацию из разных источников. В возрасте 1-3 лет развивается наглядно-действенное мышление. Малыш трогает предметы, пробует их на вкус, твердость или мягкость. Ощущения, которые он получает, ложатся в основу его понимания и становятся базой для развития.

Игрушка мягкая, кубики твердые, шапка теплая, туфельки красивые. Далее дети учатся находить применение некоторым предметам: из кубиков строят дом, кукол кладут спать, кофту надевают.

Следующим этапом развивается образное мышление. Малыши делают выводы, основываясь на полученных образах, видах явлений. По мере развития психики и усложнения практической деятельности человек развивает и другие виды мышления. Причем взрослый вполне может пользоваться в практической деятельности разными типами мышления и успешно практиковать их совмещение.   

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.00 (Голосов: 5)

Поиск по содержимому

Система 1 и Система 2 Мышление

Основная идея

Теория встречается с практикой

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

По дороге на работу вы всегда знаете, какой маршрут выбрать, даже не задумываясь об этом. Вы автоматически идете к станции метро, ​​обычно выходите на той же остановке и идете в свой офис, пока ваши мысли блуждают. Это легко. Однако сегодня линия метро не работает.

В то время как ваш маршрут до станции метро был интуитивно понятен, теперь вы тратите некоторое время на анализ альтернативных маршрутов на работу, чтобы выбрать самый быстрый. Автобусы ходят? На улице слишком холодно, чтобы ходить? Сколько стоит райдшеринг?

Наши реакции на эти два сценария демонстрируют разницу между нашим более медленным мыслительным процессом и нашим мгновенным. Мышление Системы 1  – это почти мгновенный процесс; это происходит автоматически, интуитивно и без особых усилий. Это обусловлено инстинктом и нашим опытом. Система 2 думает  медленнее и требует больше усилий. Это осознанно и логично.

Однако, даже когда мы думаем, что принимаем рациональные решения, наши убеждения и предубеждения Системы 1 по-прежнему определяют многие из наших решений. Понимание взаимодействия этих двух систем в нашей повседневной жизни может помочь нам лучше осознать предвзятость в наших решениях и то, как мы можем ее избежать.

»

Автоматические операции Системы 1 генерируют удивительно сложные паттерны идей, но только более медленная Система 2 может конструировать мысли в упорядоченной последовательности шагов.


– Даниэль Канеман в Thinking, Fast and Slow

В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Система 1 Мышление:  Быстрый, автоматический, бессознательный и эмоциональный отклик нашего мозга на ситуации и раздражители. Это может быть рассеянное чтение текста на рекламном щите, знание того, как без задней мысли завязать шнурки, или инстинктивное перепрыгивание через лужу на тротуаре.

Система 2 Мышление:  Медленный, требующий усилий и логический режим, в котором работает наш мозг при решении более сложных задач. Например, мышление Системы 2 используется при поиске друга в толпе, парковке автомобиля в ограниченном пространстве или определении соотношения качества и стоимости вашего обеда на вынос.

Автоматическое мышление:  Бессознательный и инстинктивный процесс человеческого мышления. Этот термин можно использовать взаимозаменяемо с мышлением Системы 1.

Рассуждение: Сознательное использование существующей информации для логического принятия решения или заключения.

Модель двойного процесса: Теория в психологии, которая различает два мыслительных процесса у людей, описывая их как бессознательные и сознательные соответственно.

История

На протяжении многих веков философы и психологи умели различать инстинктивное мышление и сознательное мышление, начиная с 17-го века с дуализма разума и тела Декарта.

У истоков этой идеи в конце 19 века стоял американский психолог Уильям Джеймс. В своей книге « Принципы психологии » Джеймс считал, что ассоциативное и истинное рассуждение образуют два способа мышления. 1,2  Ассоциативное знание было получено только из прошлого опыта, в отличие от истинного рассуждения, используемого в новых, незнакомых сценариях, с которыми человек не знаком. Идеи Джеймса заложили основу для мышления Системы 1 и Системы 2.

В 1975 году психологи Майкл Познер и Чарльз Снайдер в своей книге «Внимание и когнитивный контроль » разработали двухпроцессную модель мозга. Модель двойного процесса представляла собой более совершенную версию идей Джеймса, в которой два способа мышления различались, описывая их как автоматический и контролируемый соответственно. 3

По мере развития теории автоматические процессы характеризовались четырьмя состояниями:

  1. Возникают непреднамеренно;
  2. Им требуется лишь небольшое количество когнитивных ресурсов;
  3. Их нельзя остановить добровольно; и
  4. Они происходят неосознанно.

Точно так же контролируемые процессы характеризовались четырьмя состояниями:

  1. Они вызваны намеренно;
  2. Они требуют значительного количества когнитивных ресурсов;
  3. Их можно остановить добровольно; и
  4. Они происходят сознательно.

Однако в 1992 году Джон Барг поставил под сомнение эти жесткие характеристики и предположил, что практически невозможно, чтобы какой-либо процесс удовлетворял всем четырем характеристикам. 4

Перенесемся в 2011 год, когда Дэниел Канеман опубликовал свой бестселлер « Думать быстро и медленно », популяризируя различие между автоматическими и сознательными мыслительными процессами. 5  В этой книге Канеман использовал термины «Система 1» и «Система 2» для описания двух процессов, впервые введенных психологами Китом Становичем и Ричардом Уэстом в 2000 году.0002 Известный психолог в области поведенческой экономики  , оказавший влияние на такие темы, как суждения и принятие решений. Книга Канемана 2011 года  Thinking, Fast and Slow популяризировала концепции Системы 1 и Системы 2. мысли в конце 19 века. Его работа оказала влияние на официальную литературу о модели двойного процесса в конце 20 века. В Гарвардском университете Джеймс был одним из первых преподавателей, предложивших курс психологии в Соединенных Штатах.7

Майкл Познер

Американский психолог, который вместе с Чарльзом Снайдером был одним из первых, кто официально представил модель двойного процесса. В книге Познера и Снайдера «Внимание и когнитивный контроль » эти две формы мышления описываются как автоматические и контролируемые соответственно.

Последствия

Случай 1: Маркетинг

Концепции Системы 1 и Системы 2 стали очень влиятельными в мире маркетинга. В мире, где у потребителей больше возможностей, чем когда-либо, бренды часто полагаются на автоматические, управляемые чувствами процессы Системы 1, чтобы продавать свою продукцию. Реклама стремится не просто сообщить информацию о товаре, но и создать вокруг него определенные эмоциональные ассоциации, которые закрепятся в головах покупателей и подтолкнут их к покупке без лишних раздумий.

Сила мышления Системы 1 означает, что пересмотренные и обновленные маркетинговые кампании могут оказаться не такими эффективными, как предполагалось изначально. Поскольку конкуренция в области маркетинга продолжает расти, многие бренды пытаются проводить смелые, радикально новые кампании. Тем не менее, пересмотренные кампании могут избавиться от ценных отличительных черт, которые формируют автоматическое восприятие потребителями образа бренда. 8  За счет использования отличительного имиджа бренда для увеличения его резонанса в мышлении потребителей в Системе 1 можно добиться большей отдачи от инвестиций в краткосрочной и долгосрочной перспективе. 8

Это не означает, что Система 2 не играет важной роли в решениях потребителей. Что касается дорогих покупок, потребители, как правило, принимают решения, основанные на убеждениях Системы 1, в дополнение к более тщательному и рациональному мышлению, управляемому Системой 2. 8  Бренды могут использовать свои знания о Системе 2 для убедительного обоснования, подкрепляя потребителей Убеждения Системы 1 с деталями, фактами или статистикой. 8

Случай 2: Финансовое планирование

Правительства также могут воспользоваться преимуществами системного мышления для разработки эффективных поведенческих вмешательств. Признание того, что мышление Системы 1 автоматически предпочитает дефолт, привело к разработке эффективных вмешательств, направленных на решение таких проблем, как недостаточные пенсионные сбережения. 9

В Соединенных Штатах экономисты-бихевиористы признали, что даже когда работники получали прибавку к зарплате, лишь немногие действительно предпринимали действия по увеличению нормы своих сбережений. Они пришли к выводу, что бездействие было признаком чрезмерной зависимости от мышления Системы 1.

В этом случае параметр по умолчанию сохранил норму сбережений на прежнем уровне, если только рабочий не предпринял действия для ее увеличения. Чтобы решить эту проблему, поведенческие экономисты разработали интервенцию, которая автоматически увеличивала норму сбережений работника всякий раз, когда он получал повышение. Автоматическое увеличение позволило воспользоваться преимуществами Системы 1 рабочих, чтобы увеличить норму сбережений в США. 9

Споры

Понятия Системы 1 и Системы 2 стали общепринятыми в общепринятом мышлении. Переход от научных кругов к массовой культуре привел к тому, что первоначальная теория утратила часть своих нюансов и глубины, заменившись упрощениями человеческого мыслительного процесса. В популярной культуре возникли три распространенных заблуждения. 5

Во-первых, это идея о том, что мышление Системы 1 и Системы 2 буквально представляет структуру нашего мозга. Это неверно, и Канеман даже говорит, что «нет части мозга, которую ни одна из систем не назвала бы своим домом». 10

Во-вторых, идея заключается в том, что сначала возникает мышление Системы 1, а затем, если необходимо, мышление Системы 2. Канеман объясняет, что двухсистемный подход сочетает в себе обе формы рассуждений, поскольку почти все процессы представляют собой смесь обеих систем. Хотя сложные сценарии могут больше полагаться на Систему 2, обе системы работают вместе. Эмоции от наших бессознательных процессов Системы 1 влияют на наше логическое мышление Системы 2 и дополняют его, а наш мозг объединяет их, чтобы мы могли принимать целенаправленные решения. 5

Наконец, популярная культура имеет тенденцию ошибочно обозначать Систему 1 как источник предубеждений, а Систему 2 как логическую коррекцию указанных предубеждений. На самом деле обе системы подвержены предвзятости и ошибкам, таким как предвзятость подтверждения . 5  Например, мы можем замечать информацию, когда она поддерживает наши существующие убеждения Системы 1, в дополнение к использованию Системы 2 для анализа новой информации, чтобы оправдать наши существующие убеждения в результате предвзятости подтверждения. 5

Практический пример

В 1995 году популярность разноцветных шоколадных конфет M&M’s падала. Рекламное агентство BBDO было нанято в попытке оживить бренд. У тогдашнего креативного директора Сьюзан Кредл был небольшой бюджет для работы по сравнению с другими культовыми брендами, такими как Pepsi или Coke. Тем не менее, подход Кредл оказался очень успешным: она превратила каждый цвет конфет M&M в персонажа — «говорящую конфетку». 11  BBDO представила Red (саркастический), Yellow (веселый), Blue (крутой) и Green (соблазнительный).

Этот шаг привел к созданию розничных магазинов M&M и расширению нескольких линий M&M. 11  Персонажи стали настолько популярными, что, пытаясь не допустить потери интереса потребителей, BBDO экспериментировала, время от времени удаляя их из телевизионной рекламы. В ответ потребители спрашивали, куда пропали персонажи. 11  Со временем персонажи были переустановлены, и сегодня их легко идентифицировать.

Разработав запоминающихся персонажей, BBDO смогла успешно внедрить M&M в мышление потребителей, основанное на Системе 1. Это было достигнуто в устойчивом массовом масштабе за счет создания отличительных активов бренда. Это не только углубляет резонанс M&M в мышлении потребителей Системы 1, но и обеспечивает большую отдачу от инвестиций в краткосрочной и долгосрочной перспективе. 11

Связанный контент TDL

Автоматическое мышление

Лаборатория принятия решений внимательно изучает автоматическое мышление, рассматривая его историю, а также последствия и противоречия, с которыми оно связано.

Как защитить стареющий разум от финансового мошенничества

Хотя старение неизбежно, финансовое мошенничество в пожилом возрасте — нет. Пожилые люди только в США теряют около 3 миллиардов долларов в год из-за финансовых афер. Мышление Системы 1 может сыграть в этом свою роль, и исследование The Decision Lab дает представление о том, как можно избежать этой реальности.

Источники

  1. Модель с двумя процессами . (н.д.). Оксфордский справочник. https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095732808
  2. Модели с двумя процессами . (н.д.). Психология Вики. Получено 12 октября 2021 г. с https://psychology.wikia.org/wiki/Dual_process_models
  3. Gawronski, B., & Creighton, L.A. (2013). Теории двойных процессов. В D. E. Carlston (Ed.), Оксфордский справочник по социальному познанию  (стр. 282–312). Издательство Оксфордского университета.
  4. Барг, Дж. А. (1992). Экология автоматизма: к созданию условий, необходимых для создания эффектов автоматической обработки. The American Journal of Psychology , 105 (2), 181. https://doi.org/10.2307/1423027
  5. Система 1 и Система 2 Мышление . (н.д.). Маркетинговое общество. https://www.marketingsociety.com/think-piece/system-1-and-system-2-thinking#_ftn1
  6. Станович, К.Е., и Вест, Р.Ф. (2000). Индивидуальные различия в рассуждениях: последствия для дебатов о рациональности? Науки о поведении и мозге , 23 (5), 645-665. https://doi.org/10.1017/s0140525x00003435
  7. Уильям Джеймс . (н.д.). Кафедра психологии. https://psychology.fas.harvard.edu/people/william-james#:~:text=In%201875%20James%20taught%20one,Stanley%20Hall%20in%201878
  8. Что такое «Система 1» мышление — и зачем вам нужно этому учиться?  (17, 19 сентября). Наблюдатель. https://observer.com/2017/09/what-is-system-1-thinking-and-how-do-you-do-it/
  9. Чжэн, Дж. (2012, 22 февраля). Преимущества двух мыслей . Разговор. https://theconversation.com/the-benefits-of-being-in-two-minds-5388#
  10. Канеман, Д. (2011). Думать быстро и медленно . Даблдей Канада.
  11. О’Рейли, Л. (2016, 26 марта). Как 6 колоритных персонажей сделали M&M’s любимыми конфетами Америки . Инсайдер бизнеса. https://www.businessinsider.com/the-story-of-the-mms-characters-2016-3

Понимание конкретного мышления на разных этапах жизни Дэн Бреннан, доктор медицины, 25 октября 2021 г.

  • Конкретное мышление против абстрактного мышления
  • Как развивается конкретное мышление
  • Кто становится конкретным мыслителем?
  • Риски конкретного мышления
  • Преимущества конкретного мышления

Конкретное мышление — это более буквальная форма мышления, ориентированная на физический мир. Конкретные мыслители могут принимать информацию за чистую монету, не задумываясь и не обобщая информацию на другие значения или ситуации.

Несмотря на то, что необходимо конкретное мышление, опора исключительно или слишком сильно на этот стиль мышления может препятствовать обучению, эмпатии и способности общаться с другими.

Конкретное мышление против абстрактного мышления

Конкретное мышление фокусируется на фактах и ​​информации в непосредственном настоящем. Этот тип мышления необходимо освоить, чтобы впоследствии мы могли развивать более сложные формы мышления, такие как абстрактное мышление.

Абстрактное мышление идет глубже, чем физическая информация. Абстрактное мышление позволяет нам делать обобщения, обдумывать философские концепции и «мыслить нестандартно». Абстрактное мышление помогает нам понимать метафоры, эмоции и абстрактные идеи, такие как теоретическая математика. Также может быть важно шутить, говоря образно, анализируя информацию и рассматривая информацию в перспективе.

Например, если вы сказали, что хотите протянуть кому-то оливковую ветвь после разногласий, конкретный мыслитель сосредоточится на оливковой ветви как на части оливкового дерева. Более абстрактный мыслитель понял бы, что оливковая ветвь представляет собой мирную жертву.

Как развивается конкретное мышление

Стадии когнитивного развития, описанные психологом Жаном Пиаже, показывают, как развивается и эволюционирует конкретное мышление. Мы начинаем мыслить конкретно в младенчестве, когда используем свои чувства и двигательные навыки, чтобы познавать мир. Конкретное мышление также заметно используется в возрасте от 2 до 11 лет, хотя в это время также проявляются аспекты абстрактного мышления.

Например, дети начинают мыслить символически в возрасте от двух до семи лет, что считается основой абстрактного мышления. Затем дети начинают развивать аспекты логического мышления в возрасте от семи до 11 лет, хотя они все еще полагаются на конкретное мышление.

В конце концов, у большинства людей в подростковом возрасте развивается более абстрактное мышление. Их способность использовать более абстрактные рассуждения расширяется и укрепляется, позволяя им научиться понимать других, делать выводы, анализировать и обобщать информацию.

Кто становится конкретным мыслителем?

У большинства людей в детстве и во взрослой жизни развивается как конкретное, так и абстрактное мышление. Однако некоторые условия развития и внешние травмы могут привести к тому, что у людей появится более конкретный стиль мышления.

Состояния, которые могут предотвратить или задержать развитие абстрактного мышления, включают:

  • Деменция
  • Шизофрения
  • Черепно-мозговая травма
  • Расстройства аутистического спектра
  • Интеллектуальные нарушения

Степень влияния состояния на мыслительные способности человека может различаться, особенно в случае расстройств аутистического спектра.

Риски конкретного мышления

Когда люди слишком полагаются на конкретное мышление, им может быть сложно связать себя с определенными ситуациями или понять более сложные аспекты социальных взаимодействий. Например, высокофункциональные люди с аутизмом часто испытывают трудности в социальном обмене. Это может быть связано с трудностями в применении информации к ситуациям в их повседневной жизни.

Чрезмерная зависимость от конкретного стиля мышления также может повлиять на:

Эмпатию : Конкретные мыслители могут испытывать трудности с пониманием того, что чувствуют другие. У них могут возникнуть трудности с правильным пониманием социальных сигналов, включая выражение лица, тон голоса и язык тела.

Гибкость мышления : Конкретные мыслители могут испытывать трудности с применением информации новыми или новыми способами. Такой подход может привести к недоразумениям с другими, поскольку конкретный мыслитель не может выйти за пределы жесткой или буквальной интерпретации.

Креативность : Конкретные мыслители могут с трудом использовать свое воображение.

Конкретные мыслители также могут неправильно понимать или неправильно истолковывать определенные стили общения. Например, сарказм и шутки могут сбивать с толку, поскольку они основаны на понимании и применении абстрактных идей или игре слов. Метафоры и аналогии также могут привести к проблемам, поскольку конкретные мыслители могут интерпретировать выражения буквально и не понимать их.

Преимущества конкретного мышления

Большинству людей необходимо сочетание конкретного и абстрактного мышления, чтобы успешно функционировать в повседневной жизни. Кроме того, бывают ситуации, когда может быть полезен более конкретный стиль мышления.

Например, люди, обученные использовать конкретный подход при обработке травматических видеоклипов, с меньшей вероятностью будут испытывать навязчивые воспоминания.

Это говорит о том, что людям, которые имеют работу, которая регулярно подвергает их травмам, может быть полезно использовать более конкретный метод обработки информации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts