Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками | Статья:
Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
Общение со взрослым
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения — личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете
выживание.
С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.
Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого,
благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени. В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера.
Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Она аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней — внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей.
Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.
Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.
Общение со сверстниками
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.
Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна в возрасте от двух до четырех лет. При такой форме общения ребенок прежде всего ждет от сверстника соучастия в своих играх и стремится к самовыражению. Для дошкольника достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его забавам и, действуя с ним, поддерживал и усиливал общее веселье. Любой участник такого эмоционально-практического общения стремится к привлечению внимания к себе и получению эмоционального отклика партнера. В сверстнике дети воспринимают только отношение к себе, а действия, желания, настроения партнера по общению чаще всего не замечают. Эмоционально-практическое общение по содержанию и средствам является ситуативным: оно полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия и от практических действий сверстника. Появление привлекательного предмета в ситуации общения младших дошкольников может нарушить взаимодействие детей: они переключают свое внимание на этот предмет, могут начать драться из-за него. Основными средствами такого общения являются локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет в общении дети все больше пользуются речью, однако она остается очень ситуативной и может являться средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.
Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. После четырех лет у дошкольников (особенно тех, кто ходит в детский сад) привлекательность сверстника как партнера по общению начинает превосходить привлекательность взрослого и выполнять все большую роль в их жизни. Наряду с этим сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер – детям больше нравится играть вместе, а не по одному. Общение с другими в сюжетно-ролевой игре осуществляется на двух уровнях: на уровне игровых взаимоотношений и на уровне реальных отношений, которые существуют за рамками игрового сюжета (дети договариваются о распределении игровых ролей, обсуждают условия игры, дают оценку и осуществляют контроль за действиями других и пр.). Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой.
Основным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста является деловое сотрудничество. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты общим делом, им необходимо согласовывать свои действия с другими партнерами и учитывать их активность для получения общего результата. Такое взаимодействие можно назвать сотрудничеством, потребность в котором становится очень значимой для общения детей. Помимо потребности в сотрудничестве также ярко проявляется потребность в признании и уважении сверстника. В общении дошкольников со сверстниками начинают проявляться элементы конкурентности и соревновательности. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства.
В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается внеситуативно-деловая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных контактов. На этом этапе можно выделить «чистое общение», не связанное с конкретными предметами и действиями с ними. Дошкольники могут на протяжении достаточно длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. Тем не менее, несмотря на усиливающуюся тенденцию к внеситуативности, общение детей в старшем дошкольном возрасте осуществляется на фоне совместной деятельности, т.е. общей игры, рисования, лепки и др. Конкурентность и соревновательность сохраняются во взаимоотношениях детей. Между старшими дошкольниками возникает умение видеть в партнере по общению не только его ситуативные характеристики, но и определенные внеситуативные, психологические аспекты его личности – желания, интересы, настроения.
К концу дошкольного возраста формируются устойчивые избирательные привязанности между детьми, возникают первые предпосылки дружеских отношений. Старшие дошкольники объединяются в небольшие группы (по два-три человека) и выражают отчетливое предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста возрастает дифференциация в детском коллективе: одни дошкольники становятся популярными, предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. На статус ребенка в группе сверстников влияет большое количество факторов, наиболее значимым из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.
Эмоционально-практическая форма общения
(второй — четвертый годы жизни)В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них.
Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым — родителям или воспитателю, чем сверстникам). Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.
Ситуативно-деловая форма общения
Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия.
В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.
«В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы».
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.
Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим для четырех-пятилетнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.
Внеситуативная форма общения
К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что
Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.
Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Остановимся на них подробнее.
Проблемные формы отношения к сверстникам
Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов. См. →
Разговорные и социальные навыки
Дети общаются с рождения, и социальное взаимодействие является ключевой целью изучения языка.
Большинство детей от природы общительны, креативны и мотивированы к обмену идеями, мыслями, вопросами и чувствами … [Они используют] жесты, движения, визуальные и невербальные сигналы, звуки, язык и вспомогательную коммуникацию для установления и развития отношений…
По мере развития дети используют вербальную и невербальную коммуникацию для различных целей, включая показывать, делиться, комментировать, задавать вопросы, запрашивать (и многое другое).
Благодаря возможности наблюдать и участвовать в социальных ситуациях дети узнают, как работает разговор (и социальное взаимодействие). Эти важные социальные правила и навыки позволяют детям более изощренно общаться с другими людьми.
Таким образом, развитие разговорных и социальных навыков зависит от возможностей для детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми как часть поддерживающего и обогащающего опыта.
Дети используют невербальное (включая взгляд, жесты) и вербальное общение (включая речь, словарный запас и грамматику) для участия в разговоре и социальном взаимодействии:
Благополучие детей, их индивидуальность, чувство свободы воли и способность заводить друзей связаны с развитием коммуникативных навыков и тесно связаны с их способностью выражать чувства и мысли и быть понятыми.
— VEYLDF (2016)
Планируя занятия с упором на общение и социальные навыки, преподаватели могут способствовать позитивному взаимодействию и общению. Это может помочь детям успешно сообщать о своих желаниях и потребностях и развивать содержательные отношения со сверстниками.
Следующие возрасты и этапы являются ориентиром, который отражает широкие нормы развития, но не ограничивает ожидания для каждого ребенка (см. Принцип практики VEYLDF: Большие ожидания для каждого ребенка). Всегда важно понимать развитие детей как континуум роста, независимо от их возраста.
Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев)
- общение в основном с помощью жестов, вокализации и мимики
- С 8 месяцев, начало использовать жесты/вокализации/взгляд на глаз для:
- с просьбой
- Отказ
-
- Коммуникативные игры (например, Peek-A-Boo)
- Призыв к обращению к этому.
Ранние пользователи языка (12–36 месяцев)
С 12 месяцев начните использовать слова, а также невербальную коммуникацию для:
- выражения чувств, например: «Смотрите! собачка!»
- просьбы типа «Вверх!» или «бутылка» (жестами)
- отказы типа «нет яблока!»
- комментарии типа «мяч!» или «большой мяч!» месяцы:
- запрос информации, например: «Что это?»
- ответы на вопросы, например: «Тебе нравится песок?» Ребенок: (кивает) «Да!»
С 24 месяцев:
- начать использовать «пожалуйста»
- начать оставаться на одной теме разговора
- делают несколько поворотов в разговоре
- просят повторения, если не понимают », когда этого ожидают взрослые
- начинают более четко сообщать о своих желаниях и потребностях (могут начать спрашивать разрешения)
- могут использовать язык для шуток или поддразнивания
- будут участвовать в более длительных разговорах (4-5 оборотов)
От 42 месяцев, начинаю использовать язык. мощное дополнение к их коммуникативному инструментарию. Когда дети могут сообщать о своих желаниях и потребностях, это облегчает их способность ладить с другими. Таким образом, социальные навыки тесно связаны с развитием речи детей. Они также связаны с благополучием, идентичностью и эмоциональным развитием детей (см. VEYLDF, 2016).
Некоторые ключевые социальные навыки, которые развивают дети, включают:
Приветствие и прощание
- начинается со зрительного контакта, улыбки и, наконец, жеста
- таких фраз, как: «Привет», «Привет», «Как дела?» «Я в порядке, спасибо» и «Пока», «До свидания», «Увидимся завтра!», «Хороших выходных!»
- важны для поддержания отношений и продуктивного начала/завершения взаимодействия.
жестикулирует и превращается в слова и фразы.
Фото: БрайанКомментарии
- начинается со зрительного контакта, указания пальцем, вокализации, а затем отдельных слов
- обеспечивает отправную точку для совместного внимания с такими фразами, как: «Посмотрите на…», «Мне нравится…», «Какой приятный…»
- перерастает в более изощренные комментарии, такие как «У меня дома есть такая кукла», «Шляпа, которую ты сегодня выбрала, очень яркая!»
- дает возможность начать и поддержать разговор
- можно использовать, чтобы остаться на теме разговора или сменить тему
- дети делятся своими интересами; и проявлять интерес к тому, что делают/говорят другие.
Просьба
- начинается со зрительного контакта, хватания/указания/жестов «вверх», вокализации, а затем отдельных слов
- просьбы могут быть о еде/напитке, «еще», «снова», запросе очереди
- перерастает в просьбу о помощи, а просьба о разрешении
- в конечном итоге включает использование слов «пожалуйста» и «спасибо», когда они подкрепляются.
Присоединение к игре
- знание того, когда и как присоединяться к группам/играм/разговорам
- первоначальное использование зрительного контакта, жестов, вокализации и отдельных слов для присоединения к игре ; или общие вводные, такие как «Что ты делаешь?»
Совместное использование
- совместное использование игрушек, пространства, поворотов и т. д.
- с точки зрения развития, совместное использование не должно быть легким для маленьких детей
- обеспечение моделирования и напоминаний о том, как делиться, важно
- предоставление детям свободы играть независимо (и не делиться) также иногда важно
- в конечном счете, совместное использование является важным социальным навыком, связанным с эмоциональными способностями, такими как эмпатия и принятие чужие перспективы.
Ведение переговоров
- Урегулирование разногласий и поиск решений>
- это включает в себя принятие точки зрения другого ребенка, что сложно для развития и обычно легче в более старшем возрасте <
- в основном формируется взрослыми в раннем детстве
- относится к представлениям о деятельности, идентичности и тому, как мы понимаем точку зрения других (эмпатия)
- у детей старшего возраста является важным социальным навыком, так что дети учатся самостоятельно находить компромиссы .
Комплименты
- развивается позже в раннем детстве, вовлекая детей в комментарии, которые оказывают положительное влияние на других
- моделируется и поддерживается воспитателями
- связан с эмпатией и социально-эмоциональной осведомленностью.
Темы
У каждого разговора есть тема. Самая популярная тема для разговоров взрослых – погода! Для детей темы обычно исходят из их опыта повседневного мира вокруг них (например, люди, еда, напитки, игрушки, домашние животные, игры, песок, транспорт, животные, краски и т. д.).
Важно знакомить детей всех возрастов с более абстрактными темами (например, эмоции, устойчивость, культура). Однако мы начинаем ожидать, что дети будут делиться идеями и активно участвовать в разговорах на более абстрактные темы, только когда дети станут старше (~ 3 или 4 года).
Педагоги могут использовать свои наблюдения за интересами и общением детей, чтобы помочь выбрать определенные темы для разговора. Эти разговоры также могут быть связаны с темами обучения (например, отношениями, окружающей средой, животными, семьей и т. д.).
Темы для детских разговоров начинаются с
каждый день и становитесь все более изощренными и
конспектируют по мере их роста и развития
языковых навыков. Фото: Ларс Плафманнповоротов
Разговоры похожи на игру в теннис — у одного говорящего есть очередь, затем у другого говорящего есть очередь. Таким образом, разговоры — это просто чередование говорящих туда и обратно, обычно на определенную тему.
Как и в теннисе, некоторые обороты могут быть длиннее других, например, когда говорящий говорит о чем-то, что он знает, в нескольких предложениях подряд. В хорошем разговоре все говорящие одинаково много говорят и слушают.
Повороты, которые делают дети, изначально очень короткие (жест, взгляд, вокализация или отдельное слово). Эти обороты превращаются во фразы, предложения и более длинные отрезки языка.
Игра таким образом, чтобы поощрять чередование детей (используя физическую или голосовую игру), — отличный способ подготовиться к чередованию в разговоре.Умение слушать и сопереживание
Быть хорошим собеседником — значит не только говорить, но и слушать. Умение слушать также тесно связано с развитием эмпатии, поскольку нам нужно слушать других, чтобы понять их точки зрения.
Мы можем поддерживать интерес детей и их концентрацию на идеях/разговорных оборотах других людей:
- путем демонстрации умения слушать, мы сами
- напоминаем детям о том, что говорили другие и каковы были их идеи
- играя в игры на слушание/запоминание
- хваля детей, когда они демонстрируют умение слушать и сопереживать.
развивает их эмпатию и способствует
значимых дружеских отношений. Фото: Нити АнандНевербальное общение
Общение — это не только слова, которые мы используем. Наш невербальный язык часто может сказать намного больше, чем наш фактический выбор слов! Ниже приведены некоторые важные типы невербальной коммуникации.
Просодия (громкость, высота тона и скорость речи)
- различная громкость и скорость речи подходят в зависимости от контекста
- например снаружи или внутри; время сна против времени рассказа против времени игры.
Мимика и зрительный контакт
- показывает эмоции и интересы
- может использоваться для интерпретации настроения людей
- важен для демонстрации того, что вы слушаете и заинтересованы.
Язык тела и жесты
- жесты (включая показ и просьбы) сообщают большую часть намерений детей
- то, как мы поворачиваемся лицом к другим или используем руки во время разговора, также может передавать наши мысли.
Поддержание разговоров
Поддержание темы — это способность детей удерживать определенную тему в течение нескольких ходов разговора. Это развивается постепенно в раннем детстве, при этом количество поворотов по заданной теме обычно увеличивается с возрастом (Paul, Norbury, Gosse, 2017):
- до 24 месяцев: обычно 1-2 поворота
- 24-42 месяца: примерно 2-3 оборота
- 42 месяца и старше: примерно 4-5 оборотов.
Педагоги могут поддержать детей в поддержании темы, организуя беседы на определенные темы (например, «Вау, посмотри на…», «Что вам больше всего понравилось, [имя ребенка]?», «Что вы думаете об этом?»
При взаимодействии с другими людьми существуют определенные социальные и разговорные правила и условности, характерные для определенных культур. Эти правила известны как прагматика и считаются компонентом «использования» устной речи (Bloom & Lahey, 1978).
Согласно Halliday (1975), дети мотивированы к развитию языка из-за различных функций, которые он выполняет для них (т. е. изучение языка — это обучение тому, как придавать смысл). Он выделил семь функций языка, которые помогают детям удовлетворять свои физические, эмоциональные и социальные потребности в раннем возрасте. Эти функции позволяют детям использовать язык для удовлетворения своих физических потребностей, регулировать поведение других, выражать чувства и взаимодействовать с другими. По мере того, как дети становятся старше, языковые функции становятся более абстрактными и позволяют взаимодействовать в среде ребенка.
Исследования показывают, что дети рождаются готовыми придавать смысл широкому диапазону звуков, но для развития их речи требуются разговоры с более знающими носителями языка, которые слушают и моделируют соответствующую речь.
Дети не изучают язык путем подражания. Они учатся говорить, разговаривая с людьми, которые разговаривают с ними; люди, которые прилагают усилия, чтобы понять, что они пытаются сказать.- Рабан, (2014, стр. 1)
Согласно социокультурным теориям языкового развития (Выготский, Брунер), дети учатся через взаимодействие с более знающими сверстниками. Разговорные и социальные навыки лучше всего поддерживаются через конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Дети учатся со своими сверстниками, делясь с другими своими чувствами и мыслями об обучении. Они начинают понимать, что слушание ответов других может помочь им понять и придать новый смысл переживаниям.
— VEYLDF 2016Когда вы выбираете разговорные и социальные навыки в качестве основного направления обучения, вы предоставляете детям возможность развивать конструктивные отношения со сверстниками, педагогами и семьями.
Позитивное взаимодействие взрослых с детьми способствует эмоциональной безопасности, детскому чувству принадлежности, культурному и концептуальному пониманию, языку и общению. Позитивное, уважительное отношение также учит детей формировать прочные связи и дружбу с другими людьми.
— VEYLDF 2016Способность детей успешно взаимодействовать с другими, управляя своими эмоциями и поведением, связана с прогрессом в ряде областей развития в раннем детстве (Mashburn et al. , 2008). Успех в социальных навыках тесно связан с появлением самоидентификации, чувства благополучия, а также с социальным/академическим прогрессом в начальной школе (например, Webster-Stratton & Reid, 2004).
Развитие разговорных и социальных навыков у детей лучше всего поддерживается при вовлечении в осмысленный, продолжительный и богатый языковой опыт. Исследования показывают, что социальные навыки детей лучше всего поддерживаются, когда воспитатели ориентируются на эмоциональные/социальные потребности детей (Mashburn et al., 2008)
- Викторианская программа обучения и развития детей младшего возраста (2016 г.)
- VEYLDF Иллюстративные карты
Результат 1: идентичность
Дети чувствуют себя в безопасности, в безопасности и получают поддержку
- выстраивают надежную привязанность к одному, а затем к нескольким знакомым воспитателям
- устанавливают и поддерживают уважительные, доверительные отношения с другими детьми и воспитателями
- открыто выражают их чувства и идеи в их взаимодействии с другими
- реагировать на идеи и предложения других
- инициировать взаимодействие и беседы с доверенными педагогами
- уверенно исследовать социальную и физическую среду и взаимодействовать с ней через отношения и игры.
Дети развивают свою зарождающуюся автономию, взаимозависимость, устойчивость и чувство свободы действий
- все больше сотрудничают и работают вместе с другими
- начинают инициировать переговоры и совместное поведение.
Дети учатся взаимодействовать по отношению к другим с заботой, сопереживанием и уважением
- проявлять интерес к другим детям и быть частью группы
- конструктивно выражать широкий спектр эмоций, мыслей и взглядов
- сопереживать и выражать забота о других
- размышлять о своих действиях и учитывать последствия для других.
Результат 2: сообщество
У детей развивается чувство принадлежности к группам и сообществам и понимание взаимных прав и обязанностей, необходимых для активного гражданского участия
- сотрудничать с другими и договариваться о ролях и отношениях в игровых эпизодах и групповых мероприятиях
- принимать меры, чтобы помочь другим детям участвовать в социальных группах
- опираться на свой собственный социальный опыт, чтобы исследовать другие способы бытия
- участвовать во взаимных отношениях
- постепенно учатся «читать» поведение других и реагировать соответствующим образом
- игривы и позитивно реагируют на других, ищут компанию и дружбу
- способствовать демократическому принятию решений по затрагивающим их вопросам.
Результат 3: благополучие
Дети становятся сильными в своем социальном, эмоциональном и духовном благополучии
- остаются доступными для других в моменты бедствия, замешательства и разочарования
- делятся юмором, радостью и удовлетворением
- все больше сотрудничают и работают вместе с другими
- демонстрируют растущую способность понимать, саморегулировать и управлять своими эмоциями таким образом, чтобы отражать чувства и потребности других.
Результат 4: обучение
Дети используют ресурсы для собственного обучения, общаясь с людьми, местами, технологиями, природными и обработанными материалами
- участвуют в учебных отношениях
- испытывают преимущества и удовольствия совместного обучения.
Результат 5: общение
Дети вербально и невербально взаимодействуют с другими в различных целях
- взаимодействуют с другими, выражают идеи и чувства, понимают и уважают точки зрения других
- исследовать идеи и концепции, прояснять и оспаривать мышление, вести переговоры и делиться новым пониманием
- выражать идеи и чувства, понимать и уважать точку зрения других.
Моделирование разговорных и социальных навыков
- использовать каждое взаимодействие с детьми как возможность продемонстрировать положительные разговорные и социальные навыки очередь во время строительства или кулинарии)
- чередование должно включать в себя многократные обмены мнениями
- помнить, что дети учатся общаться, наблюдая за взрослыми и сверстниками старшего возраста
- показывать, как можно поддерживать темы разговора и как выглядит умение слушать/сопереживать
Создание возможностей для социального взаимодействия
- организация мероприятий и пространств, поощряющих взаимодействие между небольшими группами детей и взрослыми
- см. следующие методы обучения для идей: игра, социально-драматическая игра, изобразительное искусство, исполнительское искусство, а также рассказывание историй, чтение/письмо с детьми и язык в повседневных ситуациях
- используйте каждый опыт и повседневную рутину как возможность для развития разговора и социальные навыки
- использовать увлекательные материалы, которые позволяют играть индивидуально и совместно
- играть в игры с детьми, которые включают в себя очередность, обмен опытом и командную работу
Планы опыта и видеоролики
Для возрастных групп (от рождения до 12 месяцев)
- Купание младенцев
- Развитие разговорных и социальных навыков
- Общение с другими
- Осмысление через игру
Ранние пользователи языка (12–36 месяцев)
- Купание младенцев
- Развитие разговорных и социальных навыков
- Общение с другими
- Осмысление через игру
- Гуляй и разговаривай
- Червячная ферма: обсуждение текстов
Изучающие язык и грамотность (от 30 до 60 месяцев)
- Общение с другими
- Путешествие в Хилсвилл: обучение через драму
- Печать в социодраматическом спектакле
- Червячная ферма: обсуждение текстов
Брунер, Дж. (1986). Актуальные умы, возможные миры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Холлидей, Массачусетс (1975). Обучение тому, как иметь в виду. Лондон: Эдвард Арнольд.Машберн, А. Дж., Пианта, Р. К., Хамре, Б. К., Даунер, Дж. Т., Барбарин, О. А., Брайант, Д., … Хоус, К. (2008). Показатели качества занятий в дошкольных учреждениях и развития у детей академических, языковых и социальных навыков. Развитие ребенка, 79 (3), 732–749.
Пол, Р., Норбери, К., Госсе, К. (2017) Речевые расстройства от младенчества до подросткового возраста: слушание, говорение, чтение, письмо и общение (5-е изд.). Мэриленд-Хайтс, Миссури: Мосби.
Рабан Б. (2014). Говорите, чтобы думать, учиться и учить (pdf — 1.14mb). Журнал восстановления чтения, весна 2014 г., стр. 1–11.
Государственный департамент штата Виктория по образованию и обучению (2016 г.) Викторианская система обучения и развития детей младшего возраста (VEYLDF). Дата обращения 3 марта 2018 г.
Викторианское управление учебной программы и оценки (2016 г.) Иллюстративные карты из VEYLDF в викторианскую учебную программу F–10. Проверено 3 марта 2018 г.
Webster-Stratton, C., & Reid, MJ (2004). Укрепление социальной и эмоциональной компетентности у маленьких детей. Основа для готовности к школе и успеха в раннем возрасте: невероятные годы обучения социальным навыкам в классе и программе решения проблем. Младенцы и маленькие дети, 17(2), 96–113.
Эффективное общение с детьми | Добавочный номер MU
Сара Трауб
Региональный специалист по развитию человеческого потенциала и семейным наукамДети основывают свое представление о себе и мире на своем повседневном опыте. Один из самых важных опытов, которые взрослые могут дать детям, — это говорить и слушать их. Через эти ежедневные взаимодействия дети и взрослые могут развивать отношения, которые помогают детям узнавать о себе и мире. Взрослые, которые заботятся о детях, несут ответственность за создание и поддержание позитивных и здоровых отношений с ними. Одним из наиболее практичных и взаимовыгодных способов достижения этой цели является позитивное общение.
Исследования показывают, что лучшие отношения между родителями и детьми характеризуются позитивным общением и взаимодействием. Родители и дети в здоровых отношениях регулярно общаются на самые разные темы, а не только во время конфликта. Исследователи считают, что, когда взрослые поддерживают контакт с детьми посредством внимания и разговоров, дети с меньшей вероятностью будут действовать или вести себя таким образом, который создает конфликт или требует дисциплины.
Общение с детьми разного возраста
Эффективное общение с детьми требует стиля и поведения, соответствующих возрасту ребенка. Поощрение взаимодействия с детьми требует понимания того, как дети разного возраста общаются и о чем им нравится говорить. Взрослые должны общаться таким образом, который соответствует возрасту и интересам ребенка.
Младенцы: от рождения до 12 месяцев
Младенцы общаются с помощью воркования, бульканья и мычания, мимики, плача, телодвижений, таких как объятия или выгибания спины, движений глаз, движений рук и ног. Распознавайте эти признаки и поощряйте попытки ребенка общаться:
- Быстро реагируйте на общение с младенцем (например, утешайте плачущего ребенка, улыбайтесь улыбающемуся младенцу, расслабляйтесь, если ребенок поворачивает голову в сторону).
- Придайте смысл коммуникативным усилиям младенцев (например, «Ты плачешь, поэтому я знаю, что пришло время твоей бутылочки». «Ты улыбаешься; тебе нравится, когда я щекочу тебе ноги!»).
- Использование напевного, высокого тона голоса, преувеличенного выражения лица и широко открытых глаз при общении с маленькими детьми. Эти типы поведения привлекают внимание младенцев и помогают им сосредоточиться на общении.
- Максимально используйте время, когда вы и младенец смотрите друг на друга (например, во время смены подгузников, кормления, приема пищи) и разговаривайте, пойте или нежно щекочите младенца. Младенцы очарованы лицами взрослых и любят смотреть на них, когда они находятся рядом.
- Обратите внимание на стиль выражения эмоций младенца, предпочитаемый уровень активности и склонность к общению. Некоторые младенцы тихие, наблюдательные и предпочитают нечастое общение со взрослыми. Другие младенцы эмоциональны, активны и ищут постоянного внимания и взаимодействия со стороны взрослых. Признание уникальной индивидуальности каждого младенца облегчит эффективную коммуникацию.
Малыши: от 12 до 36 месяцев
Малыши общаются с помощью комбинации жестов и мычания, предложений из одного и двух слов, положительных и отрицательных эмоциональных выражений и движений тела. Распознавайте эти знаки и поощряйте коммуникативные усилия малыша:
- Быстро и предсказуемо реагируйте на коммуникативные усилия малышей (например, «Вы показываете на холодильник, пора выпить сока?» «Ба-ба, это значит, что вы хочешь свое одеяло, не так ли?»).
- Расширьте общение малышей, состоящее из одного и двух слов, и стройте предложения вокруг их слов (например, «Горячо, верно, пицца горячая». «Синий, у тебя штаны синие с белыми полосками, не так ли? ?» «Ещё раз? Ладно, я ещё покачаю тебя на качелях»).
- Ведите дневник слов, в который записывайте новые слова малышей. Поделитесь дневником с другими взрослыми, чтобы они могли использовать слова в разговорах с малышом.
- Показывайте малышам одно направление за раз и предупредите перед переходом (например, «Мы собираемся уехать к бабушке через пять минут». Проходит пять минут. «Хорошо, пора собираться, иди за пальто из ванная комната.»).
- Назовите эмоции малышей (например, «Когда вы падаете и получаете травму, вам становится грустно», «Игра с кузиной Мэри делает вас счастливым!»).
- Воспользуйтесь повседневными делами и расскажите малышам о том, в какой последовательности они происходят (например, «Сначала мы наливаем в ванну теплую воду. Потом ты раздеваешься и садишься в нее!»).
- Во время игры с малышами следуйте их примеру и позвольте им создавать игру. Опишите малышам, что они делают во время игры, и дайте им взять на себя контроль (например, «О, ты ведешь машину по дивану, теперь она падает на пол! Вот идет грузовик, чтобы отвезти машину в гараж». ).
- Когда вы говорите старшим малышам, чего вы хотите, объясните им, почему вы хотите, чтобы что-то произошло (например, «Джейни, я сказал тебе, пожалуйста, подними кубики и убери их. Я не хочу, чтобы кто-нибудь споткнулся и упал их.»).
Дошкольники: от 3 до 6 лет
Дошкольники начинают говорить полными грамматически правильными предложениями. Маленьким дошкольникам может быть трудно рассказывать истории в правильном порядке, но упорядочивать события истории становится намного легче к 6 годам9.0003
Дошкольники любят рассказывать о своем прошлом опыте. Они экспериментируют с притворством и фантазиями, а иногда говорят о воображаемом опыте.
В этом возрасте дети начинают осознавать связь между устным и письменным словом. Они часто узнают дорожные знаки и вывески ресторанов, но им не говорят, что они означают буквально.
Дошкольники часто разговаривают сами с собой, когда играют и работают над такими задачами, как головоломки или художественные занятия. Распознавайте эти признаки и поощряйте попытки ребенка общаться:
- Задавайте дошкольникам вопросы о прошедших событиях; исследуйте детали и добавляйте новые слова, чтобы улучшить описание переживаний. (например, «С кем вы сегодня играли? Что вы делали вместе?»)
- Предложите дошкольникам рассказать о своих чувствах — как положительных, так и отрицательных — и обсудить возможные причины этих эмоций.
- Создайте возможности для дошкольников, чтобы они могли фантазировать и изображать игру в одиночку или с друзьями. (например, представьте, что вы купаете ребенка, ведете домашнее хозяйство или играете в космонавтов)
- Дайте возможность дошкольникам почувствовать связь между устным и письменным словом. (например, маркируйте знакомые части физического окружения, попросите детей рассказать вам истории и запишите их, позвольте детям написать свои собственные истории или записки с благодарностью, попросите детей собрать из окружающей среды предметы, содержащие слова, которые они могут прочитать)
- Когда дошкольники разговаривают сами с собой, позвольте им быть. Разговор с самим собой помогает дошкольникам сосредоточиться на том, что они делают.
Школьный возраст: от 6 до 12 лет
Дети школьного возраста говорят полными предложениями. Как и взрослые, они задают больше вопросов, подробно рассказывают о прошлом опыте и ищут больше информации и оправданий тому, как обстоят дела.
Они могут понимать точку зрения другого человека и говорить о ней, а также начинают понимать, какое влияние их поведение может оказывать на других. Дети школьного возраста могут обрабатывать больше информации одновременно и могут эффективно участвовать в постановке целей и решении проблем с помощью взрослых.
В этом возрасте дети больше общаются и играют со сверстниками и друзьями. Распознавайте эти признаки и поощряйте усилия ребенка в общении:
- Следите за действиями детей школьного возраста, их симпатиями, антипатиями и отношениями со сверстниками, разговаривая с ними. На этом этапе важны сверстники, и взрослые могут быть в курсе отношений своих детей, регулярно разговаривая с детьми.
- Помогайте детям школьного возраста ставить цели и решать проблемы («Если сегодня днем вам нужно пойти в школу девочек-скаутов, давайте поговорим о том, когда вы сможете сделать домашнее задание».). Найдите время, чтобы обсудить стратегии и решения, и пусть ребенок расскажет о возможных результатах.
- При исправлении поведения спокойно объясните свои предпочтения. Объяснение причины помогает детям понять последствия своего поведения для других (например, если ваш ребенок дразнит другого ребенка из-за того, что он носит очки, объясните, что ношение очков помогает ребенку лучше видеть, и напомните ему, что поддразнивание может обидеть других).
- Поощряйте детей говорить о своих чувствах и возможных причинах своих эмоций.
- Помогите детям научиться управлять конфликтами. Отношения со сверстниками становятся более важными в этом возрасте, поэтому конфликты между детьми, скорее всего, возникнут. Помогите детям научиться эффективно справляться с конфликтами, сохраняя при этом отношения со сверстниками. Разыгрывайте взаимодействие сверстников с детьми, чтобы показать, как можно разрешать конфликты в зависимости от того, как дети справляются с ситуацией.
Подростки: от 12 до 18 лет
Подростки хотят подробно рассказать о себе и своих отношениях с другими. Они хотят понять, кем они становятся и что другие думают и чувствуют о них. Дети в этом возрасте хотят говорить о том, чем они отличаются от своих родителей, и они начинают осознавать, что их родители — несовершенные люди.
Подростковый возраст — это время, когда дети, как правило, ведут себя более негативно и имеют больше конфликтов с родителями, проводят больше времени в одиночестве и с друзьями и меньше — со своими семьями. Распознавайте эти признаки и поощряйте усилия подростков в общении:
- Будьте чуткими и чутко реагируйте на подростковый опыт. Каждый подросток переживает серьезные социальные и физические изменения; потренируйтесь ставить себя на их место, когда вы обнаружите, что не согласны или проявляете нетерпение.
- Используйте беседу как возможность следить за действиями и отношениями подростков. Сохраняйте интерес, мягко задавайте вопросы и ищите объяснения их поведению.
- Несмотря на то, что подростки стремятся к независимости и отделению от семьи, вы можете наилучшим образом сохранить отношения, обеспечив баланс между ожиданием от них личной ответственности и предложением постоянной поддержки.
- Будьте гибкими. Сначала постарайтесь понять точку зрения подростка, прежде чем пытаться быть понятым самостоятельно. Поддержание отношений между взрослым и ребенком, пожалуй, самое полезное, что вы можете сделать, чтобы поддержать подростка в эти годы.
- Признайте, что они разрабатывают идеи, которые могут отличаться от ваших собственных. Если эти идеи не подвергают подростка опасности причинения вреда себе или другим, примите его убеждения как пример его развивающейся индивидуальности.
Сила письменного слова
Иногда мы настолько заняты повседневной жизнью, что забываем о более простых способах общения. В книге «Положи свое сердце на бумагу» Генриетта Клаузер призывает использовать письменное слово как способ оставаться на связи. Она говорит, что письмо может начать общение, которое может быть слишком сложным для разговорного слова, и может исцелить конфликты между взрослыми и детьми. Самое главное, чтобы эти записи стали частью истории отношений. Вот несколько идей, как использовать письменное слово в ваших отношениях:
- На небольшом листе бумаги сформулируйте простую просьбу, например: «Я хотел бы прогуляться с вами», и оставьте записку на видном месте.
- Если вам трудно понять ребенка или заставить себя понять себя, используйте письмо как возможность для объяснений.
- Используйте журнал, чтобы документировать историю отношений и записывать особые события и время, проведенное вместе.
- Оставляйте друг другу небольшие поздравления в неожиданных местах, например, на зеркале в ванной или в рюкзаке.
- Поделитесь журналом с кем-нибудь. Держите журнал в таком месте, где каждый человек может легко добраться до него и записывать чувства и переживания.
Получите максимум от общения
Немногие виды деятельности в жизни приносят такое большое вознаграждение, как эффективное общение друг с другом. Идеи, содержащиеся в этом руководстве, помогут вам развить здоровые и взаимовыгодные отношения между взрослыми и детьми. Мир может быть подавляющим для детей. Уделяя внимание детям и регулярно общаясь с ними, вы можете помочь им сформировать позитивный и здоровый взгляд на себя и мир.
Ссылки
- Бейтс Э., Б. О’Коннелл и К. Шор. 1987. Язык и общение в младенчестве. В Справочник по развитию младенцев, под редакцией Дж. Д. Ософски. Нью-Йорк: Уайли.
- Борнштейн, М. Х., редактор, 1995. Справочник по воспитанию детей: том 1, дети и воспитание. Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Готтман Дж. и Дж. ДеКлэр. 1997. Суть воспитания. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Клаузер, Х. А. 1995. Положи свое сердце на бумагу. Нью-Йорк: Бантам.
- Петтит, Г.
- запрос информации, например: «Что это?»
- с просьбой