6.3. Формы проявления психологии больших групп
Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:
как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.
Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации.
Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ АЛЕКСЕЙ ТУЛИН МОСКВА 2009 Содержание. Введение. Часть 1 Становление социальной психологии. Предмет и задачи социальной психологии. История социальной психологии. Российская история социальной психологии. Становление зарубежной психологии. Механизмы социального познания. Структура социальной психологии. Понятие социальной перцепции. Структура персептивного процесса. Социальная рефлексия. Часть 2 Социальная агрессия. Агрессия как социально – психологический феномен. Становление человеческой агрессии. Уровни агрессии. Адаптация и дезодаптация личности в социуме. Часть 3 Социальная психология групп. Группа как функциональная единица. Малые группы. Большие социальные группы. Психология толпы. Массовое явление в больших диффузных группах. Влияние группы, огрупление мышления (на примере социально – религиозные группы свидетели Иеговы). Почему человек вступает в секту. Деструктивные группы, психологическое воздействие на личность. Секты. Влияние секты. Мнение специалиста. Часть 4. Мистическая личность и общество. Семья – важный канал формирования мистической личности. Воздействие мистической общины на индивида. Психологические последствия вовлечение индивида в мистическую общину. Психология мистического «обращения». Часть 5 Психология общения. Общение. Проблемы психологии общения. Общение как деятельность. Коммуникативная сторона общения.Общение как обмен информацией. Деловое общение. Социально – психологический климат коллектива. Социально – психологический климат первичного трудового коллектива. Часть 6 Психология конфликта Конфликт. Понятие конфликта. Причины конфликтов. Проявления гнева и угроз. Конфликт и способы его решения. Кодекс поведения в конфликте. Часть 7 Социальная психология лидерства. Лидерство. Лидерство и руководство. Руководство. Часть 8 Социальная психология личности. Социальная психология и личность. Альберт Бандура: социально – когнитивная теория личности. Социально – психологические особенности мистической личности. Литература Введение. Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества. Социальная психология — наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного закона повторяется в том или ином виде во всех фундаментальных трактовках целей и задач психологической науки. DiRenzo (1966) пишет, что “полное объяснение” в поведенческих науках — это такое объяснение, которое наделено статусом неизменного закона». Krech, Crutchfild и Ballachey (1962) подчеркивают, что «вне зависимости от того, интересует нас социальная психология как фундаментальная или прикладная наука, она основывается на определенном наборе научных принципов». Jones и Gerard (1967) вторят этой точке зрения: «Наука стремится понять факторы, которые определяют стабильные связи между явлениями». По выражению Миллса (Mills, 1969), «социальные психологи хотят раскрыть причинные связи с тем, чтобы установить основные принципы, который объяснят социально-психологические феномены»Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Часть 1. Становление социальной психологии Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов». Социальная психология — это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология — дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более — на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология — экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение. Посмотрим как интерпретируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой Г. М. «Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп». Листая учебник Андреевой Г. М. «Социальная психология» мы невольно сталкиваемся с очень конкретными названиями абзацев, такими как: «дискуссия о предмете социальной психологии», «задачи социальной психологии и проблемы общества», находим такие громкие фразы типа «сфера собственных интересов социальной психологии» просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. В свою очередь учебник Д. Майерса как бы не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные формулировки, и последовательность изложения материала переходит очень «плавно» от раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Майрс весьма справедливо сопоставил социальную психологию с фразой Артура Конан Дойля «Вы никогда не можете предсказать, что сделает любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число. Индивиды могут меняться, но процент остается постоянным». Социальная психология сталкивается с двумя противоречивыми критическими замечаниями. Во-первых она тривиальна, поскольку удостоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия могут быть использованы для манипулирования людьми. Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных источников, даже из политики, Д. Майерс не только заинтересовывает данной проблемой, но и заставляет задуматься. Способы изложения материала очень восприимчивы для запоминания, т. к. подкрепляются, как уже было сказано выше «убедительным числом убедительных примеров «. Большинство социально-психологических исследований относится либо к корреляционным, либо к экспериментальным. Корреляционные исследования, для проведения которых иногда используют метод систематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, такими, например, как уровень образования и доход. Ставя эксперименты социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают эмоции людей. В этом случае они обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать им любой временный обман. Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспериментов в теории. Лабораторные эксперименты позволяют проверить идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить принципы и результаты в реальном мире. Одной из важнейших опор этой науки является понятие о Я-концепции. “Кто Я?”, “Зачем Я?”, “С кем вместе живу Я?”. Как культура формирует наше чувство «Я»? Кто вы? Вы — уникальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложение «Я — . . . «. Элементы вашей Я — концепции, т. е. специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть — это ваши же Я — структуры. Структуры — это психические модели, с по- мощью которых мы организуем нашу жизнь. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Рассмотрим, как Я влияет на память, явление известное под названием «Эффект ссылки на себя». Когда информация применима к нашим Я — концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто берем ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль. Наша Я — концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать — наши возможные Я. Они заключают в себе то какими мы видим себя в наших мечтах, — богатый Я, худой Я, страстно любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которыми мы боимся стать, — безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели — к той жизни, к которой мы стремимся. Д. Майерс ставит вопрос «становится ли Я — концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с Западом». У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоуважение. У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, самоуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в Азии. Самоуважение — всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и способности. Самопознание, однако имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Люди различаются своими Я — концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию независимого Я. Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, — взаимозависимого Я. Эти противоположные идеи способствуют культуральным различиям в социальном поведении. Высокое самоуважение также приносит дивиденды. Дополнительные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности объединил Альберт Бандура в концепцию, названную концепцией самоэффективности. Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся. Хотя психологическое исследование и толкование самоэффективности является новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и реализацию своего потенциала не нов. Тема «Ты можешь сделать это», является бессмертной американской идеей. В процессе переработки информации, относящейся к нашему Я, вторгается предрасположение. Мы охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое завышенное мнение о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть опасность «задрать нос». Предрасположение в пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают себя с другими. История социальной психологии. Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок молодой науке удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое в поведении человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может предложить ответы на далеко не простые вопросы: что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помощи? Социальная психология углубляет наше представление о самих себе, делает нас более чуткими к социальным влияниям. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть включает в себя 2 вопроса. В первом рассматривается история становления зарубежной психологии. Во втором вопросе – рассказывается о российской истории социальной психологии. В заключении делается вывод о важности социальной психологии. Каталог: download Скачать 5,83 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Важность психологии больших групп
Психоанализ
- Сообщение от Катя
27
мая
Вамик Д. Волкан — отмеченный наградами и очень уважаемый психоаналитик, плодовитый автор, выдающийся советник правительств по всему миру и всемирно известный лектор, получивший мировое признание за свою работу с большими группами. и международные отношения. Он является почетным профессором психиатрии Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле, почетным аналитиком по обучению и супервизии в Вашингтонском психоаналитическом институте, Вашингтон, округ Колумбия, а также почетным президентом Инициативы международного диалога (IDI), которую он основал в 2007.
Его последняя книга, Психология больших групп: расизм, разделение общества, нарциссические лидеры и кто мы сейчас , уже вышла!
Восемьдесят семь лет жизненного опыта позволили мне стать свидетелем многих аспектов человеческого существования. С 1980-х годов как психоаналитик у меня было много возможностей работать с такими профессионалами, как психиатры, дипломаты, историки и социологи во многих частях нашего мира. Я исследовал, как этнические, национальные, религиозные и идеологические большие группы соотносятся друг с другом. Я встретился и провел время с несколькими политическими лидерами. Я отметил, что помимо видимых реалистичных факторов, таких как экономические, юридические и политические, нам необходимо расширить наши знания о психологии больших групп, чтобы понять расизм, социальные разногласия, терроризм и войны, а также найти пути мирного сосуществование.
Психология больших групп означает формулирование сознательного и бессознательного прошлого и настоящего исторического опыта и чувств, разделяемых тысячами или миллионами людей, большинство из которых никогда не увидят и даже не узнают друг о друге как о личностях. Создание таких формулировок расширяет наши знания о возникновении современных социально-политических и религиозных событий и отношений между лидером и последователем и позволяет нам глубже взглянуть на взаимодействие между противоборствующими большими группами. Это похоже на то, как психоаналитик формулирует истории развития своих анализандов, связанные с различными сознательными и бессознательными фантазиями, чтобы понять, что мотивирует определенные модели поведения, симптомы и привычные межличностные отношения 9.0003
За последние десятилетия мы стали свидетелями невероятных изменений в нашей повседневной жизни. Выдающиеся технологии связи и путешествий, расширение финансовых рынков за пределы национальных границ, кризисы беженцев, терроризм, тесты ДНК и использование твитов для пропаганды и дипломатии способствовали глобализации метафорического вопроса «Кто мы сейчас?» Это стало фактором появления политических лидеров с преувеличенным нарциссизмом, злонамеренной политической пропагандой, кибератаками, возведением стен и вмешательством в демократические процессы и вопросы прав человека. Теперь мы подвергаемся воздействию невидимого врага по всему миру, COVID-19..
Когда я собирал представителей врага для неофициальных дипломатических диалогов, у меня была фантазия о том, что марсиане прилетят на Землю и заставят всех людей объединиться против общего врага. COVID-19 пришел не с Марса. Эта угроза сразу же стала связана с психологией лидера и последователя и проблемами идентичности большой группы. Это инициировало необходимость защиты физических границ между странами и некоторыми местами в пределах одной страны. Поскольку каждая большая группа должна защищать себя, это было ожидаемым и реалистичным развитием событий. Интересно, что невероятные коммуникационные технологии начали создавать все больше психологических «дыр» в физических границах. Например, я начал получать сообщения по электронной почте от людей, которых я встречал во многих странах и которые в обычное время не поддерживали со мной контакт.
В своей последней книге я избегаю использования слишком большого количества технических психоаналитических терминов, чтобы обратиться к как можно более широкой аудитории. Изучение и развитие психологии больших групп необходимо для того, чтобы психоаналитики имели значительный голос в национальных и мировых делах, и я надеюсь, что больше психоаналитиков смогут выйти за пределы своих консультационных кабинетов, чтобы обратиться к мировой арене по вопросам, выходящим за рамки индивидуальных. Я также надеюсь вызвать серьезный интерес в официальном дипломатическом мире, чтобы рассмотреть преимущества вклада психологии больших групп в развитие более мирного мира. В то время, когда мы переживаем поистине глобальную пандемию, затрагивающую всех граждан, независимо от богатства, статуса или расы, важность этого становится как никогда более очевидной.
Вамик Д. Волкан
Групповая идентичность и ее формирование
Источник: Молли Кастелло
Новое понимание психологии больших групп и социальных регионы войн и беспорядков по всему миру.
Профессор Волкан, психиатр и психоаналитик, основывается на идеях Эрика Эриксона, который считал, что психический рост проходит через несколько фаз на протяжении всей жизни человека.
Одним из основных понятий Эриксона является «идентичность», и он описывает ее как ощущение того, кем ты являешься с течением времени. Как это ни парадоксально, идентичность включает в себя преемственность, но также рост и изменение. Потенциально человек находит и переживает себя заново. Идентичность личного характера затрагивает такие вопросы, как: Кто я? Каким человеком я хочу быть? Что мне в этом мешает? Как мне стать тем, кем у меня есть потенциал быть? Как мне стать более реальным и полностью живым для себя?
Волкан развил эриксоновское понятие идентичности, но для группы, и определил важную концепцию «большой групповой идентичности» с точки зрения нации, этнической принадлежности, расы, религии и политики: Мы американцы, мы христиане, мы Альт -Правильно, мы арабы, мы евреи.
Когда идентичность группы находится под угрозой, после нападения или потери власти — становится необходимым ее усиление. Волкан использует полезную метафору палатки. Когда брезент палатки клевещет или деградирует, люди сплачиваются вокруг лидера, который действует как шест палатки, стабилизирующий группу и содержащий ее «вторую кожу» групповой идентичности.
По словам Волкана, идентичность большой группы развивается из таких традиций, как общая еда, танцы, детские ритмы, но больше всего из истории — как из общей славы, так и из общих ран группы. Однако общие травмы гораздо более влиятельны, чем общая слава. Примерами таких травм являются поражение в войне, потеря земли или престижа, страдания от колонизации или от постоянного подчинения группы предрассудкам и враждебности. Идея состоит в том, что группа бессознательно использует образ этой травмы, чтобы представить себя, как маркер своей идентичности.
Другими словами, когда подавляющая травма группы не оплакивалась и не прорабатывалась, она становится частью большой групповой идентичности, часто ее краеугольным камнем. Членам этой группы может быть трудно увидеть прошлые старые раны, и они уязвимы для манипуляций со стороны деструктивного лидера.