Виды и формы воображения
Активное воображение
Репродуктивное воображение (воссоздающее)
Пассивное воображение
Продуктивное воображение (творческое)
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивномвоображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивноевоображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся:
сновидения,
галлюцинации
грезы
мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтойназывают форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
Активное воображение– характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей.
Продуктивное воображение– отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатамитворческого воображениямогут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
Репродуктивное воображение– при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.
Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Формы воображения
25.05.2011
Формы воображения подразделяются на: мысленные эксперименты, фантазии, мечты, грезы, сновидения.
Мыслительный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании пациента осуществляется опережающее отражение действительности. Мыслительный эксперимент использовался Карлом Марксом когда он пришел к выводу, что коммунизм сможет одержать победу лишь одновременно во всех странах мира.
Фантазии — это форма воображения, практически полностью оторванная от реальности, но в принципе не исключающая возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом — инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность. Она порождает творческую активность человека, приближает будущее. Яркий пример -научно-техническая фантастика Ж. Верна, предсказавшая появление телевидения и подводных лодок задолго до их изобретения.
Одна из гипотез представляет фантазию как «зеркало» своего бессознательного, которое образуется там за счет вытесненных из сознания переживаний. В рамках этой гипотезы считается, что появление фантазии обязательно сопровождается снижением интенсивности сознательного. Это и приводит к тому, что фантазия преодолевает свои границы, установленные сферой бессознательного.
Однако, как говорят белорусы, «што занадта, то дрэнна». Это метко подметил Ф. Достоевский: «Фантазия есть природная сила в человеке… Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно, — дашь ей развиться, именно чрезмерно (что и вредно)». Фантазия не должна полностью отрываться от правды жизни, ибо порождена реальностью. Для этого у фантазии есть противовес, «смирительная рубашка» — логика, мышление.
Фантазия в психологии может исполнять и чисто прагматическую роль. Так, «продукты» фантазии используются в диагностике личности. Например, в тесте проективного типа «Несуществующее животное» от испытуемого требуется придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему оригинальное имя. Анализ результатов выполненного теста позволяет выдвигать гипотезы о психических особенностях личности, ее творческой потенции, возможных нарушениях психических процессов и др.
Фантазия иногда используется как средство стимуляции мышечной активности, средство повышения физической и умственной работоспособности. Неоднократный чемпион мира по плаванию С. Холанд (Австралия) признался, что в процессе заплыва он воображает, что спасается от акулы-людоеда, которая гонится за ним. Известный хоккеист СССР А. Якушев также говорил о том, как мир фантазии объединял его в единый организм вместе со своей клюшкой и воротами противника, и тогда он становился трудно досягаемым для игроков чужой команды.
Мечта — одна из форм воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время. Между мечтой и ее воплощением в жизнь располагаются воля, решительность и целеустремленность. Эти личностные качества составляют подъемную силу мечты, дают ей крылья для полета. «Кто умеет летать в своих мыслях, у того вырастают крылья», — говорил 3. Бядуля.
Мечта, как и фантазия, способна преобразить мир и самого человека. Без мечты человек не использует даже половины своей жизни. Он становится скучным придатком того, к чему его «приспособила» жизнь (к ремеслу, стереотипному образу жизни). Мечта дает возможность человеку жить настоящим и будущим, жить за себя и за других людей, т.е. одновременно жить несколькими жизнями. Мечта определяет судьбу человека, его характер, его личность. Мальчишка, мечтающий стать знаменитым артистом или ученым с мировым именем, не станет растрачивать свои силы на «эксперименты» с наркотиками, не будет вовлечен в сомнительные компании. Л. Толстой тонко подметил: «В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого».
Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.
Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после- пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.
Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.
Последний фактор позволил 3игмундту Фрейду утверждать, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура. Во сне же эта цензура ослабляется, и в сознание человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования. Образы сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Свойства воображения … |
Воображение и личность Штейнмец А.Э., Общая психология |
Возрастные особенности воображения Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Воображение … |
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности Маклаков А. Г. — Общая психология |
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Воображение и творчество Маклаков А. Г. — Общая психология |
иап || Книга || Психология воображения.
Культурная психология. Редактор(ы): Брейди Вагонер, , Ольборгский университет, . Нандита Чаудхари, Делийский университет, . Пернилле Хвиид, Копенгагенский университет . Опубликовано в 2017 г.
Эта книга предлагает новый подход к воображению, который выдвигает на передний план его эмоциональные, социальные, культурные, контекстуальные и экзистенциальные характеристики. Фантазия и воображение понимаются как способность человека дистанцироваться от ситуации здесь и сейчас, чтобы вернуться к ней с новыми возможностями. Для этого мы используем социокультурные средства (например, язык, истории, искусство, изображения и т. д.), чтобы представить себе воображаемые сценарии, некоторые из которых могут стать реальными.
Воображение задействовано в каждой жизненной ситуации, хотя и в разной степени. Иногда этот процесс может привести к конкретным продуктам (например, художественным произведениям), которые могут быть подобраны и использованы другими для целей их воображения. Воображение рассматривается здесь не как изолированная познавательная способность, а как средство, с помощью которого люди предвосхищают неопределенное будущее и конструктивно движутся к нему. Именно в этом процессе жизни вперед с помощью воображения появляется новизна и становятся возможными социальные изменения.
Эта книга предлагает концептуальную историю воображения, набор теоретических подходов, использование воображения в психологическом мышлении и ряд новых областей исследований. Его цель состоит в том, чтобы предложить переосмысление концепции воображения и дисциплины психологии в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ЧАСТЬ I: ЛЕКЦИЯ НИЛЬС БОРА. От фантазии к воображению: история культуры и мораль психологии, Карлос Корнехо. ЧАСТЬ II: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Используйте свое воображение: история высшей психической функции, Лука Татео. Возрождение логики эстетики: поэзия и музыка в культурной психологии, Свен Хроар Клемпе и Ольга В. Леманн Оливерос. Кант и Гёте? Воображаемая связь между чувственностью и концепциями, Бо Кристенсен и Стин Брок. Sinnlichkeit панорамного опыта, Яан Валсинер. ЧАСТЬ III: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И РАЗРАБОТКИ. Руины и мемориалы: воображение прошлого через материальные формы, Зак Бекстед. Фантазия и воображение: от психоанализа к культурной психологии, Таня Зиттун. Надежда как фантазия: экзистенциальная феноменология надежды в свете родительской болезни, Дитте Александра Винтер-Линдквист. От фантазии и воображения к творчеству: к «Психологии с душой» и «Психологии с другими», Влад Главяну. ЧАСТЬ IV: НАУЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ. Динамика «необходимости», формирующей нашу воображаемую жизнь: предварительный концептуальный отчет о дискриминационном использовании слов, Джон Шоттер. Психология американских индейцев: культурная основа построения общих знаний, Данило Силва Гимарайнш. Пробелы в человеческом знании: выделение целого за пределами нашей концептуальной досягаемости, Лукас Мазур. Природа не оставляет пробелов: от научно расчлененных явлений обратно к целому, Майке Вацлавик. ЧАСТЬ V: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГОРИЗОНТЫ. «Мы не свободны, признайте это… но мы цепляемся за завтрашний день»: воображение как инструмент преодоления неприятных ситуаций, Сара Х. Авад. Чувство себя с природой: размышления о сборе цветов в Японии и Дании, Ребекка Май Экердал. Русское возрождение мифа о святом Георгии и его образов: исследование, основанное на реконструктивной интерпретации изображений и психоанализе, Стефан Хэмпл и Доминик Михалиц. ЧАСТЬ VI: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Заключение: новое очарование психологии, Карлос Корнехо.
Купить онлайн
Категории
- Культурная психология
Классификация
- PSY040000 — Психология: Экспериментальная психология
- PSYS031000 — Психология: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- PSYS031000 — Психология
- .
- PSYS031000 — Психология
- .
- PSYS031000 — Психология
- PSY031000. Культурная психология и ее будущее Дополнительность в новом ключе
- Интеграция опыта Тело и разум перемещаются между контекстами
- Память в дикой природе
- Настоящий разговор Содействие социальной справедливости в образовании и психологии через непростые диалоги
- Десять лет идиографической науки
- Путь к актуализированной демократии Психологическое исследование
- Где встречаются культура и разум Принципы динамической культурной психологии
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Как сделать заказ в IAP
- Скачать каталоги IAP
- Присоединяйтесь к нашему списку рассылки
Воображение Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Сопутствующее содержимое
- Примеры
- Британские
- Идиомы и фразы
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
[ ih-maj-uh-ney-shuhn ]
/ ɪˌmædʒ əˈneɪ ʃən /
Сохранить это слово!
См. синонимы слова «воображение» на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
сущ.
способность воображать или формировать мысленные образы или представления о том, чего в действительности нет в наших чувствах.
действие или процесс формирования таких образов или понятий.
Способность создавать идеальные произведения, соответствующие реальности, как в литературе, в отличие от способности создавать иллюстративные или декоративные образы. Сравните фантазии (определ. 9).
продукт воображаемой концепции или мысленного творчества, часто безосновательного или фантастического.
способность сталкиваться с трудностями и разрешать их; находчивость: работа, требующая воображения.
Психология. способность воспроизводить хранящиеся в памяти образы под внушением ассоциированных образов (репродуктивное воображение) или рекомбинировать прежние переживания в создание новых образов, направленных на определенную цель или помогающих в решении задач (творческое воображение).
(в кантовской эпистемологии) синтез данных из чувственного многообразия в объекты посредством категорий.
Архаичный. план, схема или сюжет.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ
5 изобретательность, предприимчивость, мысль.
См. синонимы слова «воображение» на сайте Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
ВЫ СПОКОЙТЕСЬ ИЛИ ОТВЕЧАЕТЕ НА ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение воображения
Впервые записано в 1300–1350 гг.; Среднеанглийский, среднефранцузский, от латинского imāginātiōn- (основа imāginātiō) «мысленный образ, фантазия», эквивалент imāgināt(us), причастие прошедшего времени глагола imāginārī воображать (imāgin-, основа imāgō image + -ātus -ate 1 ) + -iōn- -ion
синоним воображения
3. См. воображение.
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ ВООБРАЖЕНИЯ
воображаемый, прилагательное, невообразимый, прилагательноеСлова рядом с воображением
мнимая ось, мнимое число, мнимая часть , воображаемый бегун, воображаемая единица, воображение, воображаемый, воображаемый, воображающий, воображающий, визуализирующий
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Слова, относящиеся к воображению
артистизм, осознание, фантазия, фантазия, идея, образ, образность, изобретательность, проницательность, вдохновение, интеллект, изобретательность, оригинальность, находчивость , мысль, видение, остроумие, острота, химера, познание
Как использовать воображение в предложении
Он рассматривает нас как ограниченных существ и дает нам почти безграничные возможности для создания новых миров воображения.
Говорить — значит бросать друг в друга вымышленные миры — Выпуск 89: Темная сторона|Кевин Бергер|9 сентября 2020 г. |Наутилус
Процесс деколонизации воображения — это первый шаг к представлению будущего, в котором удовольствия будут более равномерными распространены, чем это было в нашем прошлом.
Solarpunk выращивает великолепный новый мир в трещинах старого|Carin Ism|6 сентября 2020 г.|Singularity Hub
Теперь, при наличии небольшого воображения, наступают дни, когда я могу принять его как New Age -й режим потоотделения среди рыскающих грызунов.
Возвышенная агония бега в жаркую погоду|Мартин Фриц Хубер|27 августа 2020 г.|Вне сети
Люди, по его словам, слишком ограничены собственным опытом и воображением.
Может ли ИИ хедж-фонд победил рынок?|Джереми Кан|25 августа 2020 г.|Fortune
У них мало воображения в отношении того, как участвовать в социальных изменениях, и еще меньше воображения в отношении альтернативного мира, который они построили бы, если бы могли.
Поколение Z «травмировано» изменением климата, и они являются ключом к борьбе с ним|matthewheimer|19 августа 2020 г. |Fortune
У каждого персонажа есть персонаж в реальной жизни, который вдохновил его, или они из ваше воображение?
Сумасшедшие тени Ника Кролла|Эбби Хэглейдж|15 декабря 2014|DAILY BEAST
Вместо этого она нашла проявление воображения, артистизма и, прежде всего, действительно счастливых людей — и быстро влюбилась.
Любовный роман за кулисами с Cirque du Soleil|Эллисон МакНирни|1 декабря 2014|DAILY BEAST
Этот маленький уголок — идеальное место для спокойного чтения или для того, чтобы дать волю своему воображению.
Путеводитель по праздничным подаркам 2014 года от The Daily Beast: для голубого плюща в вашей жизни | Эллисон МакНирни | 29 ноября, 2014|DAILY BEAST
После первого вдохновения мое воображение создало все остальное.
Аманда Нокс: одержимость матери|Нина Дарнтон|26 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Сегодня Турция в немецком воображении в основном связана с иммиграцией, ассимиляцией и членством в ЕС.
Диктатор 20-го века, которого больше всего боготворил Гитлер|Уильям О’Коннор|24 ноября 2014|DAILY BEAST
Расстояние, неопределенный свет и воображение увеличили его до высокой стены; высотой с Китайскую стену.
Великан Севера|Р.М. Баллантайн
Я мог бы поклясться, что услышал крик, и один из моих людей заговорил таким тоном, который убедил меня, что мое воображение не сыграло шутку.
Необработанное золото|Бертран В. Синклер
Именно тогда лицо и фигура великого трагика начали преследовать ее воображение и будоражить ее чувства.
Пробуждение и Избранные рассказы|Кейт Шопен
Сколько воображения, сколько интеллекта испаряется и теряется, пока мы пытаемся воплотить это в словах!
Pearls of Thought|Maturin M. Ballou
Когда она это услышала, в ее воображении возникла фигура человека, стоящего у пустынной скалы на берегу моря.
The Awakening and Selected рассказы | Kate Chopin
Британские словарь определения для воображения
Воображение
/ (ɪˌmædʒɪˈneɪʃən) /
Noun
.