Эффективная игротерапия для взрослых. Статья. Игротерапия. Самопознание.ру
Любой взрослый человек прекрасно помнит своё детство. Особенно хорошо вспоминаются многочисленные игры, в которых мы так просто и непринуждённо находили правильные решения. Яркие споры с ровесниками могли переходить в нешуточные баталии. Мы совершенно не боялись показаться смешными или принимать нестандартные на тот момент решения. Игры, как простейшая модель взрослой жизни, давала нам первый, и самый важный опыт в самых разных сферах. Не только находить общий язык с малознакомыми и друзьями, но и создавать сложную иерархическую модель со сверстниками.
С точки зрения психологии
Постепенно дети взрослеют, но не перестают играть в игры. Только в случае с повседневностью, в зависимости от социальной роли, правила будут более сложными. Игротерапия для взрослых призвана на время вырваться из привычного окружения и совершенно под другим углом взглянуть на свою жизнь. Как бы странно на первый взгляд не прозвучала фраза, но детские игры могут помочь решить недетские проблемы. Вырваться из череды неудач и, наконец, позволить себе двигаться в нужном направлении.
Современные психологи используют игротерапию как дополнительный приём. Он позволяет лучше всего воздействовать на психику взрослого человека. Разрешая ему на время отказаться от условностей поведения во взрослом мире и побыть некоторое время в состоянии ребёнка.
Что такое игротерапия для взрослых?
В современном обществе слишком много взрослых людей, которые страдают эмоциональными расстройствами разной степени, постоянными неврозами и навязчивыми страхами. Терапия игрой позволяет эффективно воздействовать как на индивидуума, так и на группу людей, с целью вовлечения его в одну из игровых ситуаций. Если всё правильно подготовить, игротерапия прекрасно справляется с медицинской и психологической составляющей. Возвращая человеку уверенность в собственных силах.
Ещё на заре психотерапии Фрейдом, Хагом и Клейном были заложены основы игротерапии. А впоследствии их последователи довели метод до вполне рабочей модели лечебной терапии. Благодаря игре взрослые люди учатся преодолевать личностные конфликтные ситуации. Самые разные неурядицы в рабочей среде. Приём пользуется особой популярностью в группах, но и в индивидуальном лечении тоже может дать положительный результат. Главное — правильно подобрать игру, чтобы рассчитывать на следующие положительные моменты:
- Проблема упрощается до состояния игры, в этот момент человек может самостоятельно найти выход из сложной ситуации.
- Проигрывая упрощённый конфликт в группе, каждый участник может дать свой метод решения возникшей ситуации.
- Эмоции по-прежнему остаются в людях, но при этом они не боятся высказываться и самостоятельно искать пути к решению.
Эффективность игротерапии, как метода решения проблем, напрямую зависит от психологического состояния индивидуума. Если ему удастся раскрыться перед психологом и группой, решение обязательно будет найдено. Как правило, сразу несколько вероятных решений, которые впоследствии необходимо будет применить на практике в реальной жизни.
Что даст терапия игрой?
Игротерапия для взрослых хорошо исследованная область психологии, способная дать мощный эффект. Правильно разыгранная, терапия способна подарить сразу несколько полезных функций, как для психолога, так и для людей:
- Диагностическая функция покажет психологу, с каким типом личности он имеет дело, чтобы найти индивидуальный подход к человеку нуждающемуся в помощи.
- Обучающая — самая важная для «игрока», позволяет проиграть модель поведения и предугадать будущие реакции со стороны других людей. Получить бесценный опыт, без необходимости набивать шишки и портить отношения в своём коллективе или семье.
- Терапевтическая функция помогает устранить все внутренние ограничения, тормозящие нормальную реакцию на раздражитель. В процессе игры никто не ограничивает себя как личность, так как это не настоящая жизнь.
Существует множество техник, объединённых под одним термином — «игротерапия». Для каждой группы людей есть свои наработанные игры, которые применяет психолог. Стать отшельником, отгораживающимся от общества, может каждый. Не стоит за это судить себя и окружающих. Это не даст положительного результата. Наоборот, игротерапия для взрослых способна показать правильный выход из ситуации, и навсегда оставить прошлое позади себя.
Простые выводы
Проблему очень сложно решить в одиночку. От внутренних страхов практически бесполезно убегать, они находятся внутри индивидуума. Чтобы избавиться от страхов, нужны понимающие близкие люди и специалисты в области психологии и игротерапии.
Обращение к психологу — первый и самый главный шаг на пути к исцелению. В этот момент человек осознаёт, что у него есть проблема, и он перестал её отрицать. А это весомый шаг вперёд. Старые стереотипы здесь не помогут. Психолог — такой же специалист, как и любой другой в бытовой или медицинской сфере.
Даже уверенные в себе люди, крепко стоящие на ногах, могут на время потерять уверенность в себе. Игротерапия позволит в самой лёгкой, иногда в комической форме посмотреть на свою жизнь. И, как показывает практика, решение всегда находится. Специалист покажет, как посмотреть на ситуацию с другой стороны. Быть может, решение потребует времени, но, преодолевая преграды, всегда можно оставить позади сложности возникшие в жизни в этот момент.
Статьи автора
Любой взрослый человек прекрасно помнит своё детство. Особенно хорошо вспоминаются многочисленные игры, в которых мы так просто и непринуждённо находили правильные решения. Яркие споры с ровесниками могли переходить в нешуточные баталии. Мы совершенно не боялись показаться смешными или принимать нестандартные… Читать дальше | Любую информацию к человеческому сознанию можно донести несколькими способами. Классическое обучение имеет настолько низкий уровень усвоения, что его всё реже применяют в современных методиках. Не так давно тренинги были очень популярны. Они соединяли в себе два очевидных достоинства. Классическая… Читать дальше |
На сегодняшний день практически все хоть раз сталкивались с китайской Правила гадания
| Многочисленные игры для взрослых преследуют единственную цель — вызвать у человека азарт и развлечь его от монотонной и повседневной жизни. К сожалению, многие из нас банально забыли, как в детстве игры позволяли получать новые знания. При помощи их маленькие дети учились взаимодействовать друг с другом… Читать дальше |
Другие статьи автора
Читайте также
Отрывок из статьи Мэри Инглис «Играя в Игру Жизни» («Игра Жизни» — одно из первых названий трансформационной игры).«Игра Жизни» — это настольная игра, созданная Джой Дрейк в общине Финдхорн. Работа над игрой началась примерно десять лет назад (в 1976 году). «Я хотела воссоздать опыт, полученный… Читать дальше | О том, что это такое, рассказывает одна из создателей игры Мэри Инглис— Трансформационная игра была создана в Финдхорне, духовной общине в Северной Шотландии, куда люди приезжают, чтобы самосовершенствоваться, найти свои цели в жизни. На одной из конференций, проходящих в Финдхорне, рассказывали об игре… Читать дальше |
Ну что ж настала пора разоблачить тайну, сорвать покровы, ладно ответить на вопросы про игру. Но коротко не получилось как всегда. Почти всех, кто не знаком с трансформационными играми, волнуют вопросы:
Ну и…
В чём смысл игры? Вообще… Читать дальше | Мой принцип — ничего не предлагать другим, что я не испытала на своём опыте, и что не дало результат. Из всех методов, которые я осваивала, к данному моменту выжили далеко не все. Английская методика — одна из тех, в которой я не разочаровалась до сих пор. Она обладает невероятной силой поддержки… Читать дальше |
- ВКонтакте
Игротерапия (игровая терапия), что такое игра в психологии
Сегодня на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ, Вы узнаете, что такое игра в психологии
и психотерапии. И как проводится игротерапия (игровая терапия) в кабинете психолога и в домашних условиях.(не путайте конструктивные психотерапевтические игры с деструктивными психологическими играми в реальной жизни)
Изначально, понятие игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 3-7 лет они начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения».
— Платон (427 − 347 до н. э.)
Почему-то уже в школьном возрасте этот один из самых эффективных методов обучения забывается, и человек практически не возвращается к нему больше никогда.
В чем обучающий и терапевтический эффект игры (игротерапии)? В том, что действие происходит «понарошку», можно отбросить довлеющие социальные роли и побыть самим собой.
Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто учасвствует в игре, взрослым или детям, прожить жизнь и познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, целям, здоровью, финансам…
Игровая терапия выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета — ситуации, формат которой задается самой игрой.
В психотерапевтических играх задача человека (взрослого или ребенка) прожить жизнь, но не просто прожить, а достичь определенной цели, то есть «осветить» свою жизнь высшим смыслом.
Виктор Франкл в свое работе «Человек в поисках смысла» утверждает: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.»
Нельзя не согласиться с великим психологом и психиатром, прошедшим ад концентрационных лагерей. Потеря человеком смысла жизни, является чуть ли не главной потерей в жизни.
В наше время забота государства, развитие цивилизации отодвинуло такие важные в прошлом задачи, как выживание, добыча пропитания, крыши над головой, забота о сохранении потомства на второй план. Современный уровень развития здравоохранения, социальной поддержки позволяет не концентрироваться на нижних уровнях пирамиды А. Маслоу. И перед человеком встает проблема, а ради чего собственно жить? Что является движущей силой в жизни.
Игротерапия дает каждому шанс задуматься о смысле жизни, о том, для кого, для чего человек живет и зачем.
Кроме этого в игровой терапии человек решает множество задач, коррелирующих с реальностью жизни, отношение к семье, к работе, к духовному развитию и так далее.
Игровая терапия (игротерапия)
Всем нам хочется в этой жизни стать счастливыми, но у каждого понятие «счастье» свое и состоит из многих частей и сфер жизни: семья, работа, здоровье, саморазвитие, любимые дела, хозяйство, материальные блага и прочие сферы.
В каждой из этих сфер есть цели – то что мы пока не имеем, но хотим иметь в будущем. Все цели объединены общей целью – того, ради чего стоит жить, того, что дает радость жизни. И конечно, желаемое хочется иметь уже в ближайшем будущем. И хочется, чтобы сам путь достижения целей был приятным, чтобы нам сопутствовала удача и везение.
Но иногда, мы делаем много действий, тратим много сил и времени на работу, реализацию желаемого, а ОНО не приближается или что самое печальное может стать еще хуже.
Хочется в эти моменты совершить переход на качественно новый уровень жизни, перелететь из текущей реальности в новую желаемую. А для этого необходимо совершить трансформацию сознания, переключиться на новые ритмы жизни, подготовить себя к новому.
С помощью игровой терапии можно построить свое будущее, проанализировать, отрепетировать, отыграть, тем самым стать готовым к изменениям, открыть двери своего потенциала.
Отыгрывание своего будущего напоминает подготовку спортсменов, актеров, танцоров перед выступлениями. Чем качественнее репетиции и тренировки, тем лучше результат.
Везение – чаще всего это результат эффективного использования всех ресурсов человека: интеллектуальных, энергетических, талантов, интуиции, связей, времени за счет натренированности.
Кроме этого игротерапия дает богатую пищу для ума ведущему-психологу, в игре человек проявляет свои ведущие паттерны поведения. Правильно подготовленный ведущий может видеть стереотипы человека, мешающие быть успешным, добиваться своих целей, в том, числе таких важных, как найти работу, завести семью и так далее, то есть увидеть градиент развития человека, помочь сформулировать насущные задачи текущего момента.
Игротерапия, психотерапевтическая игра, как и сказкотерапия и другие арт-терапии, — это динамическая проективная методика, и как любая проективная методика она требует осторожного подхода к интерпретации увиденного, высокого профессионализма ведущего-психолога.
Конструктивные психотерапевтические игры и игротерапия в целом, и какая-либо конкретная игра в частности – новый, инструмент психодиагностики и психокоррекции личности человека. Это безусловно перспективный и эффективный инструмент обучения различным ролевым моделям поведения, адаптации к быстро меняющейся среде социума.
Развивающие игротехнологии представляют собой пример ролевой игры, которая обладает развивающим эффектом, обеспечивает эмоционально насыщенное общение.
Среди целей многих терапевтических игр можно выделить: формирование навыка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке; быстроты адаптации к постоянно изменяющимся условиям; мобильности в процессе принятия решений; умения анализировать ситуацию; развитие коммуникативных навыков и т. д. Жестко заданного сценария у игр, как правило нет, каждый игрок выбирает свой вариант развития событий.
Игра разворачивается в виртуальном, игровом пространстве. Все это требует от игроков конструктивности, применения логического мышления, фантазии, быстроты реакции.
Игра (игротерапия) выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета – текущей жизненной, например проблемной ситуации человека.
В процессе игровой терапии участники-игроки осуществляют поэтапный поиск решения, приходят к нему, учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует не только сплочению группы, но и формированию необходимых навыков общения, адекватных для социализации в обществе.
Игровая терапия позволяет применить тот или иной способ реагирования, совершить то или иное действие, осознать его значение для себя и других, выявить и сформировать необходимые навыки для адаптации к обществу.
Игротерапия поможет предотвратить, своевременно выявить и скорректировать проблемное поведение — отреагировать, пережить и «отпустить» нежелательные формы поведения, сформировать у человека новые ценности и идеалы, задуматься о смысле своего существования.
Читайте психологический журнал и другие статьи по теме психологии игр:
- Как избавиться от панических атак самостоятельно навсегда
- Логотерапия Франкла — экзистенциальный анализ (дерефлексия, логоанализ)
- Парадоксальная интенция Франкла — метод быстрой терапии страхов, фобий, навязчивости (ОКР)
- Имплозивная терапия, «Флудинг» — техника «Наводнение» для лечения Страхов, Фобий, ПА, ВСД, Вегетоневрозов
- Телесно-ориентированная психо-терапия Райха — упражнения, обучение
Игровая терапия со взрослыми | ThePlayTherapist.com
Достижение внутреннего ребенка в каждом взрослом
«Это совершенно замечательная работа, потому что она привносит огромную глубину в процесс. Часто во время разговора мы видим только «сейчас», а слышим о «тогда». Однако, если мы поглощены игрой, «тогда» полностью входит в комнату. Посмотрите в глаза человека, разбивающего глину, и вы увидите момент и правду боли, а не только воспоминание. Это превосходно.» – Чарльз Шефер (Игровая терапия со взрослыми)
В этой статье:
- Преимущества игровой терапии со взрослыми
- Игровая терапия и травмы взрослых
- Ролевые игры со взрослыми.
- Игра с песком со взрослыми.
- Игры в групповой терапии для взрослых.
- Игровая терапия со взрослыми, у которых диагностировано диссоциативное расстройство личности (ранее — множественное расстройство личности).
- Другие причины для использования игровой терапии со взрослыми
- Роль игрового терапевта и игровая комната
Обычно, говоря об игровой терапии, можно с уверенностью предположить, что клиент — ребенок. Однако, по словам Чарльза Шефера (американский психолог, которого считают «отцом игровой терапии»), игровую терапию можно использовать и со взрослыми!
Конечно, убедить взрослых участвовать в творческой игре сложнее, но результаты показали, что игра полезна для всех!
К тому же, взрослые уже игриво ведут себя, даже не осознавая этого! Подумайте о взрослых, которые наряжаются на Хэллоуин или громко поют в машине, занимаются спортом или ходят в казино. Все это может быть формой игры!
Ни для кого не секрет, что игра способствует множеству адаптивных форм поведения, таких как творчество, репетиция ролей и интеграция сознания и тела.
Игра также повышает самооценку и снижает уровень стресса.
Именно в игре, и только в игре, отдельный ребенок или взрослый способен быть творческим и использовать всю личность, и только в творчестве индивидуум открывает себя» (Winnicott, 19).71).
- Стресс повышает уровень кортизола.
- Кортизол влияет на скорость, с которой нейроны добавляются или удаляются из гиппокампа.
- Гиппокамп (расположенный в среднем мозге) является центральным органом обучения и может уменьшаться в размерах при потере нейронов.
Это означает, что продолжительность стресса или травмы напрямую влияет на способность человека учиться и сохранять информацию.
Другая часть мозга, миндалина, важна для обсуждения и понимания, так как она участвует в обработке страха.
Миндалевидное тело развивается медленнее всего и фактически увеличивается в объеме при травмах и стрессах. Стресс может привести к изменению направления развития мозга.
Если взрослый клиент пережил травму в детстве, последствия измененного развития мозга могут не проявляться в течение многих лет, пока синаптическая организация мозга не будет завершена (Gross, 2013).
Это означает, что у взрослых могут проявляться скрытые последствия детской травмы.
Игра помогает восстановить химический состав мозга и заставляет весь мозг работать более эффективно.
Физическое движение также способствует снятию стресса/напряжения.
Некоторые психотерапевтические методы уже используют части игровой терапии.
Подумайте о пустом стуле, ролевой игре, работе с метафорами, психодраматическом вмешательстве или арт-терапии.
Акт ролевой игры обеспечивает дистанцию, на которой клиенты могут безопасно рассказывать свои истории или решать проблемы, которые кажутся непреодолимыми.
Психодрама может использоваться со взрослыми клиентами (индивидуально или в группах) в связи с тяжелой утратой, незаконченными делами, генограммами или для смены ролей.
Психодрама также может использоваться с другими терапевтами для воспроизведения ситуации клиента, чтобы способствовать более глубокому феноменологическому пониманию клиента.
Вера Sandplay состоит в том, что психика обладает естественной способностью исцелять себя при соответствующих условиях.
Игра с песком используется для активации целительных энергий на самом глубоком уровне психики с помощью миниатюр и лотка с песком, отражающих внутренний мир клиента.
В процессе игривого творчества и размышлений о песочных лотках клиенты часто возвращаются к утраченным воспоминаниям, переживаниям раннего детства и материалам, которые трудно выразить словами.
Для получения дополнительной информации о песочных играх, использовании песочницы в терапии или организации комнаты с песочницей, пожалуйста, смотрите мой блог «Как организовать комнату для песочницы».
Так чем отличается Sandplay при использовании для взрослых клиентов вместо детей?
Взрослые могут использовать преимущественно вербальную терапию с некоторыми подносами в качестве указаний.
Взрослые обычно используют большую площадь лотка.
По словам Чарльза Шефера, чтобы выразить проблемы контроля, взрослые используют топографические объекты (например, горы и реки, изображенные выше), а не буквальные структуры контроля, как дети (например, заборы). Когда взрослые подносы кажутся более детскими, это может свидетельствовать о детской травме.
Игры требуют от групп людей социального взаимодействия, соблюдения правил и переживания побед и поражений. Игры также требуют сотрудничества, командных переговоров и индивидуального сотрудничества с другими участниками игры.
Игры также требуют большего эмоционального контроля, интеллекта и социальных навыков.
Ниже приведена книга, которая поможет вам превратить обычные игры (такие как «яблоки с яблоками», «Монополия» и «Дженга») в занятия, которые развивают коммуникативные навыки, навыки преодоления трудностей и самооценку.
Преобладание детских альтер (состояний личности) у лиц с диагнозом ДРИ, как правило, является обычным явлением, потому что большинство людей, которые диссоциируют, начинают делать это в молодом возрасте.
Обращая внимание на каждое изменение, клиент и терапевт получают представление о том, почему было создано изменение и что еще не разрешено.
Игрушки и запахи в игровой терапии могут пробудить детские воспоминания у альтер-ребенка, и как альтер-ребенок, так и личность хозяина могут иметь реакцию.
Есть ресурсы по вопросам, касающимся дочернего альтер.
Согласно Goodtherapy.org, игровая терапия может использоваться для лечения горя и потери, посттравматического стрессового расстройства, проблем с настроением и развития.
Чтобы просмотреть список, нажмите здесь.
Как пишет Чарльз Шефер в своей книге «Игровая терапия со взрослыми», , «мы должны быть игривыми, потому что мы не можем ожидать, что наши клиенты будут идти туда, куда не пойдем мы».
Не каждый взрослый клиент будет игривым.
Шефер продолжает объяснять, что игровой терапевт, рассматривающий возможность работы со взрослыми, должен уметь обращаться с метафорами, молчанием, вербализацией, а также быть смелым.
Schaefer рекомендует быть игривым, но уважительным и не ребячливым при проведении игровой терапии со взрослыми. Выделите уголок своей игровой комнаты зоной для взрослых, например небольшим диваном или удобными стульями. Убедитесь, что ваша игровая комната звуконепроницаема, так как это может помочь взрослому чувствовать себя в большей безопасности во время игры.
Помните, что, как и в случае с детьми, игра естественна и исцеляет разум и дух.
Ресурсы:
DID Research, Alter Ages: http://did-research.org/did/alters/ages.html
Чарльз Шефер, Игровая терапия со взрослыми: https://www.amazon. com/Play-Therapy-with-Adults/dp/B000O79CNA
Хорошая терапия игровая терапия со взрослыми: https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/play-therapy
Доктор Гросс объясняет эффекты Стресс на гиппокамп: http://drgailgross.com/academia/effects-of-stress-on-the-hippocampus/
Что такое игровая терапия? Пособия для детей и взрослых
Игровая терапия — это форма психологического лечения, которая может включать игры с игрушками, ролевые игры и игры. Терапевты наблюдают за кем-то во время игры, чтобы понять его поведение.
Игровая терапия может быть полезна для лечения психических заболеваний или поведенческих расстройств. Это также может быть инструментом поддержки для людей с особенностями развития, такими как аутизм и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Хотя игровые терапевты в основном работают с детьми, они иногда используют этот метод лечения и для подростков, и для взрослых.
Различные лицензированные специалисты практикуют игровую терапию. Это могут быть социальные работники, консультанты и психологи. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о преимуществах игровой терапии для детей и взрослых.
Игровая терапия — это инструмент, изначально пришедший из области психотерапии или разговорной терапии. Он предполагает, что обученный терапевт наблюдает за клиентом, пока он играет, и следует его примеру, когда он это делает.
Подход основан на идее, что дети бессознательно общаются через игру. Это означает, что они раскрывают информацию о себе, не осознавая, что делают это.
Играя, дети учатся взаимодействовать с миром и развивают навыки. Для них это естественное средство самовыражения.
Во время игры ребенок может напрямую или символически выражать свои чувства, что позволяет терапевту понять их эмоциональное состояние. Совместная игра обеспечивает безопасную среду для этого, позволяя людям выражать то, что в противном случае им было бы трудно.
Участие в совместной деятельности также укрепляет доверие между терапевтом и клиентом, создавая терапевтические отношения. Это может быть особенно полезно для детей, которые могут испытывать недоверие к незнакомцам.
Международная игровая терапия (PTI) сообщает, что до 71% детей, прошедших игровую терапию, получают положительные результаты. Обычно сеанс длится 30–45 минут.
Терапевты чаще всего используют игровую терапию для детей, но в некоторых случаях она может помочь и взрослым. Ассоциация игровой терапии (APT) заявляет, что практикующие психиатры могут использовать ее для лечения ряда состояний, таких как:
- тревожность
- депрессия
- поведенческие расстройства, такие как расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)
Это также может помочь с новыми поведенческими проблемами, которые возникают из-за жизненных событий, таких как тяжелая утрата, развод или травматическое опыт.
Игровая терапия также может быть вспомогательным вмешательством для людей с отклонениями в развитии нервной системы. Это могут быть люди с:
- аутизмом
- СДВГ
- нарушения обучаемости
Игровая терапия не «лечит» эти состояния, а вместо этого оказывает эмоциональную поддержку и обучает навыкам, которые помогают детям учиться и общаться.
Исследования показывают, что игровая терапия может:
Помочь аутичным детям освоить навыки
В небольшом исследовании 2018 года изучалось влияние игровой терапии на 20 детей с аутизмом. Через 2 года дети значительно улучшили свои поведенческие и развивающие навыки.
Авторы предполагают, что игровая терапия может помочь аутичным детям в социальных взаимодействиях. Однако необходимы исследования на большей группе детей, чтобы подтвердить эффективность игровой терапии.
Сокращение перерывов в обучении при СДВГ
Небольшое исследование, проведенное в 2017 году с участием трех первоклассников, показало, что игровая терапия, ориентированная на ребенка, помогла уменьшить симптомы СДВГ, включая трудности с концентрацией внимания, навязчивое поведение и оппозиционное поведение.
Дети участвовали в трех занятиях в неделю в течение 6 недель. Терапия помогла в разной степени, от небольших до значительных улучшений.
Однако это было очень небольшое исследование, посвященное трем конкретным случаям. Это может не отражать, насколько эффективна игровая терапия в большей популяции.
Уменьшение симптомов ОВР
ОВР — это состояние, при котором ребенок постоянно враждебен и отказывается сотрудничать со сверстниками и авторитетными лицами. Клиническое исследование 2019 года с участием 45 детей с ОВР показало, что по сравнению с отсутствием лечения как индивидуальная, так и групповая игровая терапия улучшили симптомы ОВР.
Дети, проходящие игровую терапию, получали один сеанс в неделю в течение 8 недель. В конце исследования родители, опекуны и учителя сообщили об уменьшении поведения, связанного с ОВР. Эти улучшения продолжались не менее 2 месяцев, что позволяет предположить, что игровая терапия может привести к долгосрочным изменениям. Однако для подтверждения этого необходимы дополнительные исследования.
Существует не так много исследований о пользе игровой терапии для взрослых. Более ранние исследования показывают, что это может:
Улучшить психическое здоровье в пожилом возрасте
Эксперимент, проведенный в 2001 году, показал, как игровая терапия воздействовала на небольшую группу пожилых людей в доме престарелых. Они прошли игровую терапию, включающую творческое письмо, музыку, искусство, игры и терапию с песочницей. После участия в одной-двух сессиях в неделю в течение 6–10 недель участники:
- больше общались с другими
- показало лучшую самооценку
- показало более низкий уровень депрессии
- проявлял интерес к решению проблем, таких как чувство одиночества
Однако это основано на наблюдениях, а не на данных.
Способствовать преодолению травмы
Игровая терапия преодолевает настороженность взрослых и создает расслабляющую атмосферу, поясняется в более старой статье Американской ассоциации консультирования, опубликованной в 2010 году. Это позволяет взрослым безопасно исследовать свои чувства и подходить к угрожающим темам.
Например, в статье упоминается упражнение, которое помогло пострадавшим от домашнего насилия выразить свое отношение к жестоким отношениям.
Способствовать общению при нарушениях развития
Взрослые с нарушениями развития могут иметь мало возможностей для самоутверждения и эмоционального выражения, отмечается в более старой журнальной статье 2003 года. Авторы процитировали два тематических исследования, которые показали, что игровая терапия может оказывать положительное влияние на различные аспекты психологического здоровья, включая эмоциональное благополучие.
Ниже приведены техники игровой терапии с примерами их использования.
Общие игры с игрушками
В более ранней обзорной статье 2010 года показано, что игровая терапия может включать в себя предоставление ребенку возможности играть с игрушками одной из трех категорий:
- Игрушки из реальной жизни: интровертные дети. Среди них:
- куклы
- лодки
- игровые деньги
- Агрессивные игрушки: Они способствуют высвобождению гнева и враждебности. Среди них:
- веревки
- игрушечные пистолеты
- фигурки супергероев
- Креативные игрушки: Они дают возможность выразить широкий спектр эмоций. Среди них:
- мелки
- Play-Doh
- игрушки Lego
Пока ребенок играет, терапевт пытается интерпретировать его чувства. Эти интерпретации направляют игру, позволяя терапевту проверить, верна ли его теория. Реакция ребенка либо подкрепит, либо отвергнет их интерпретацию.
Как только терапевт поймет, что означает игра, он направит ее, чтобы помочь ребенку различными способами. Например, они могут помочь им научиться решать проблемы или работать с эмоциями.
Игры
Игры — это техника, которую терапевты могут использовать с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми. В более старой обзорной статье 2008 года сообщается, что соблюдение правил может помочь отвлекающемуся человеку сосредоточить внимание. Игры также являются инструментом социализации, обучая людей тому, как по очереди быть грациозным проигравшим или победителем.
Ролевые игры
Ролевые игры могут помочь ребенку, пережившему травматическое событие, отмечается в более ранней обзорной статье 2008 года. Вместо того, чтобы заново переживать событие, ребенок символически имеет с ним дело через персонажей разыгрываемого повествования. Эта игра может помочь им двигаться к внутреннему решению.
Рассказы
Прослушивание или чтение рассказа позволяет детям увидеть, как другие преодолевают проблемы, похожие на их собственные. Более раннее тематическое исследование журнала 1999 года предполагает, что они могут затем применить то, что они узнали, к своей собственной реальной жизненной ситуации.
Поднос с песком
В игре с подносом с песком терапевт дает ребенку поднос, песок и миниатюрные игрушки для создания сцены или игрового мира. Исследование, проведенное в 2017 году с участием семи детей в возрасте от 7 до 10 лет, показало, что этот метод может помочь людям, подвергшимся сексуальному насилию.
В исследовании детская игра затрагивала тему насилия и выражала потребность в защите. Это также поощряло создание ситуаций с положительными результатами.
Игровой терапевт может иметь степень магистра или выше, а также лицензию в области психического здоровья, например:
- социальная работа
- консультирование
- психология
Получив квалификацию, человек регистрируется в качестве игрового терапевта. Это указывает на то, что они прошли дополнительную курсовую работу и клиническое наблюдение по игровой терапии. APT предлагает программу обучения, которая дает людям статус «Зарегистрированный игровой терапевт».
Игровая терапия — это форма психологического лечения, при которой игра позволяет людям выражать бессознательные чувства или то, что им трудно выразить словами.