Формы восприятие: Восприятие формы

Содержание

Восприятие формы

   Восприятие формы — одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:

— восприятие плоскостной формы,

— восприятие объемной формы.

Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

Восприятие как плоскостной формы, так и объемной подразумевает, что сознание человека получает не «фотографию текущего момента», а довольно постоянный, характерный для данного объекта образ (состоящий из формы, цвета, и других характерных особенностей). Воспринимая, например, лежащий на столе транспортир, мы видим постоянную форму этого транспортира, вне зависимости от расстояния до него или угла наклона. Эта особенность восприятия называется константностью формы.

Константность формы объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Однако это компенсируется действием перспективных сокращений.

Также большую роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. Идя по городским улицам, мы часто можем наблюдать крышки канализационных люков. В большинстве случаев мы их видим под углом, сбоку. Образ на сетчатке глаза имеет форму не круга, а эллипса. Однако прошлый опыт нам подсказывает, что все люки круглые, поэтому в сознание сразу поступает информация о наличии круглой формы люка, а не эллиптической.

В психологических экспериментах с восприятием иногда используют так называемый псевдоскоп. В это устройство испытуемый может смотреть как в бинокль. Однако в отличие от обычного бинокля образ, обычно предназначаемый для правого глаза, поступает в левый, а информация для левого поступает в правый.

Поэтому при использовании псевдоскопа происходит обратная перспектива: ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние — в ближние. Соответственно все вогнутые предметы должны были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые — как вогнутые. И действительно, экспонаты, формы которых не закреплены опытом, так и воспринимаются. Но человеческое лицо, например, никогда не воспринимается в обратной перспективе, оно всегда воспринимается нормально.

Эксперименты с псевдоскопом показали, что наше восприятие активно ищет хоть какой-либо смысл в воспринимаемой информации. Опора на прошлый опыт выступает своего рода обязательным фильтром для всей поступающей новой информации.

При восприятии объемной формы, таким образом, существенную роль играют глубинные ощущения. Этот вид восприятия поэтому несколько сложнее, чем восприятие плоскостных форм. Здесь тоже играет значение, хотя и меньшее, восприятие границ формы. Во многом восприятие объемной фигуры складывается из восприятия отдельных плоскостей этой фигуры.

В ряде случаев восприятие лицевой плоскости объемной фигуры является основой, базисом. Так, например, при восприятии трехмерного дома основу объемной фигуры может составлять видимый прямоугольник дома.

Роль глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняет ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше. Восприятие объектов, находящихся вдали, более плоскостно. И поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

В искусстве это обстоятельство известно довольно давно. Если на картине изображено много рельефных объектов, в том числе и человеческие тела, тем это изображение кажется меньше. Чем рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; если наоборот, то увеличение плоскостности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к зрителю.

В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). И наоборот — при отдалении от объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю. И наоборот — при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от зрителя.

Получается, что при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении — глубина изображенного увеличивается.

Интересно, что при восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе. Их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении — более глубокими.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Восприятие

  • Автономная сенсорная меридиональная реакция
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Антиципация
  • Апперцепция
  • Взаимоотношение целого и части в восприятии
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения и времени
  • Восприятие и его основные свойства
  • Восприятие пространства
  • Восприятие устной речи
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Восприятие формы. Основы общей психологии

Восприятие формы

Восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Оно зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т. е. от остроты зрения.

Константность формы по данным исследований объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Действие этого фактора компенсирует действие перспективных сокращений. С другой стороны, существенную роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. Роль прошлого опыта рельефно выявлялась в экспериментах с псевдоскопом, которым испытуемые пользовались как биноклем. 92 Псевдоскоп ставит восприятие в условия обратной перспективы: ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние — в ближние.

Поэтому все вогнутые предметы должны были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые — как вогнутые. И действительно, экспонаты, формы которых не закреплены опытом, так и воспринимаются. Но человеческое лицо, например, никогда не воспринимается в обратной перспективе. Когда испытуемый смотрит в псевдоскоп на вогнутую маску человеческого лица и на выпуклое его скульптурное изображение, вогнутое изображение выглядит в псевдоскопе выпуклым; выпуклое же, представляющее обычную форму человеческого лица, и в псевдоскопе таким же и воспринимается: действие центральных факторов корригируют данные периферических раздражений; фактическое восприятие предметов обусловливается не только наличными периферическими раздражениями, но и всем прошлым опытом.

При смотрении на окружающее в псевдоскоп предметы разделяются на две категории: все, что может быть сдвинуто без нарушения основных условий осмысленности нашего опыта, сдвигается согласно периферическому видению в обратной перспективе; все, что, будучи соответственно сдвинутым, оказалось бы в противоречии с основными «устоями» нашего опыта, остается не сдвинутым, как если бы оно было дано в прямой перспективе.

Эксперименты с псевдоскопом могут быть поэтому в дальнейшем использованы для определения меры прочности, с которой прошлым опытом закреплены у человека представления о форме и других свойствах различных предметов.

В восприятии глубинной, трехмерной формы, т. е. формы реальных предметов объективной действительности, существенную роль играют глубинные ощущения.

Этой ролью глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняется ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше.

93

Восприятие объектов, находящихся вдали, напротив, более плоскостно; поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

Аналогичные явления наблюдаются и в живописном изображении на плоскости: чем больше рельефности и телесности в изображении, тем оно кажется меньше. Обратно, — плоскостные, нерельефные изображения кажутся больше и ближе. Это же явление возникает и при восприятии барельефов: чем рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; обратно, — увеличение плоскостности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к зрителю.

Далее, чем ближе к зрителю расположены объемные формы, тем сильнее становятся глубинные ощущения и потому тем глубже кажутся воспринимаемые формы. Напротив, при отдалении этих форм от зрителя глубинные ощущения делаются слабее, и вследствие этого воспринимаемая форма кажется более плоской. Так, кубическая форма вблизи кажется вытянутой в глубину, а издали — несколько сплюснутой. Если посмотреть на какую-либо аллею сначала издали, а затем подойдя к ее выходу, то в первом случае она будет казаться короче, чем во втором.

При восприятии художественных живописныхизображений на плоскости возникает обратное явление. В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). Обратно, — при отдалении от объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю; обратно, — при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от зрителя. Другими словами, при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении — глубина изображенного увеличивается.

Указанное явление объясняется также и тем, что в реальной жизни чем ближе объект, тем сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе; их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении — более глубокими.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Формы рта

Формы рта Рот «дракона»Это большой, широкий рот с четкими уголками и полными, ровными губами. Такой рот символизирует богатство, почет, власть и хорошую пищу в течение всей жизни. Рот в форме лукаУголки губ такого рта приподняты. Сам же он напоминает лук. У идеального рта

4.3. Восприятие

4.3. Восприятие Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес

37. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ

37. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ Под восприятием понимается отражение в сознании человека каких-либо предметов или явлений вследствие непосредственного воздействия на органы чувств человека.В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы,

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

38.  ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание,

Восприятие

Восприятие В течение двадцати четырех столетий мы вкладывали все наши интеллектуальные силы в развитие логики рассуждений, а не логики восприятия. Однако в жизни человека восприятие занимает гораздо более важное место. Почему же мы допустили такую ошибку?Возможно, нам

Восприятие

Восприятие Пороги зрительных восприятий На расстоянии, хотя и не очень отчетливо, можно различить:колокольню, заводскую трубу, водонапорную башню15— 20 кммногоэтажный дом8— 10 кмодноэтажный дом5— 8 кмокно в доме4 кмтрубу на крыше дома3 кмотдельных людей2 кмкилометровые

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие является необычайно важной частью мышления. В массе своей мы игнорируем эту важную часть мыслительного процесса по ряду причин:1. Мы настолько зациклились на достоверности и правдивости, что отбросили восприятие как субъективный и неподдающийся

Восприятие

Восприятие Изучение восприятия по большей части ограничивается изучением ошибок, искажений, иллюзий и т. п. Вертхаймер назвал это исследованием психологической слепоты. Почему бы в это исследование не привнести вопросы интуиции, подсознательного, бессознательного и

Восприятие

Восприятие Формирование стереотипов как концепция применимо не только к социальной психологии предвзятости, но также к базовому процессу восприятия. Восприятие может не иметь ничего общего с регистрацией внутренней природы реального события.Чаще всего происходит

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие , как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества

Восприятие

Восприятие Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не

Три формы

Три формы Формы — это то, как мы будем расценивать конфликт и ответную реакцию на него, но формы — это не просто символы на карте или схемы. Три формы, с которыми мы будем разбираться, на самом деле содержат энергию, которая сопутствует действию или ответной реакции на

Восприятие

Восприятие Восприятие – это точка соприкосновения сознания с окружающим миром. В результате восприятия живой многогранный объект распадается на ряд отдельных образов, совокупно определяющих данный объект. Само по себе восприятие непрерывно. Но бо?льшую часть времени

Дух и формы

Дух и формы Эта жизнь, которая стремится к познанию себя, к расширению сознания, естественным образом подразумевает смерть человека. Ибо дух, застрявший в одном теле, остановился бы в своем органичном развитии. Дух как расширяющееся Сознание ищет новые формы своего

Что такое восприятие формы (FP)?

Последнее обновление: 26 мая 2019 г.

Что означает восприятие формы (FP)?

Восприятие формы относится к одной из нескольких различных характеристик, используемых для описания естественных и приобретенных способностей или способностей человека. Человек с сильными способностями к восприятию формы способен быстро воспринимать детали рисунков, предметов и изображений. Люди, которые преуспевают в восприятии формы, могут замечать тени и штриховки с большей готовностью, чем другие. Они способны различать небольшие различия в фигурах и формах. Люди, обладающие навыками восприятия формы, могут быть привлечены к работе в области декоративно-прикладного искусства, технологий или контроля качества.

Реклама

Тестирование на рабочем месте объясняет восприятие формы (FP)

Восприятие формы — это одна из девяти способностей, оцениваемых Профилировщиком способностей Службы занятости США. Профилировщик способностей оценивает навыки и способности человека, чтобы определить его или ее способности на рабочем месте. Тесты, помогающие людям определить свои способности на рабочем месте, широко используются в программах профессионального обучения и профессиональной подготовки. Сеть профессиональной информации Министерства труда США использует Профилировщик способностей, чтобы помочь соискателям определить свои личные сильные и слабые стороны. Один человек может быть квалифицирован в нескольких различных областях. Из-за этого тестирование способностей — это всего лишь один из способов, который можно использовать для оценки способностей человека.

Реклама

Поделись этим термином

Родственные термины
  • Тест когнитивных способностей
  • Профессиональный профиль
  • Канцелярское восприятие
  • Переходная занятость
  • Тестирование личности
  • Периферийное зрение
Связанное Чтение
  • 8 Признаки и симптомы дефицита магния
  • Кардиотренировки с низкой ударной нагрузкой: 7 эффективных тренировок для суставов
  • 5 растительных источников белка, которые следует включить в свой рацион
  • Что работодатели могут ожидать от расследования OSHA
  • 7 признаков того, что вам нужны новые шины
  • 7 лайфхаков, чтобы сохранять прохладу и хорошо спать жаркими летними ночами
Теги
Здоровье и безопасностьТестирование личностиТрудоустройство

Актуальные статьи

Подходит для работы

Тестирование пригодности к работе: что это такое и почему оно является критически важным элементом для создания прочной культуры здоровья и безопасности

Эргономика

10 эргономических опасностей на рабочем месте, на которые следует обратить внимание

Мониторинг здоровья работников

Urine FEME: чем он отличается от других анализов мочи и почему это важно

Тестирование на наркотики

Все, что вам нужно знать о газовой хроматографии-масс-спектрометрии

Определение восприятия и значение | Dictionary.

com
  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ per-sep-shuhn ]

/ pərˈsɛp ʃən /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: восприятия / восприятия на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

действие или способность восприятия или понимания посредством чувств или разума; познание; понимание.

немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств; в поле зрения; интуиция; проницательность: художник редкой проницательности.

результат или продукт восприятия в отличие от акта восприятия; восприятие

Психология. единое объединенное осознание, полученное из сенсорных процессов при наличии стимула.

Право. получение ренты, урожая, прибыли и т. д.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ восприятия

1 осознание, чувство, узнавание.

См. синонимы слова «восприятие» на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Следует ли вам пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

Происхождение восприятия

1350–1400; Среднеанглийское percepcioun (<старофранцузское percepcïon) <латинское perceptiōn- (корень perceptiō) понимание, буквально, принятие. ·восприятие, существительное·не·восприятие·ал, прилагательноеот ·восприятие·, существительное

самовосприятие, существительное·не·восприятие, прилагательное

Слова рядом с восприятием

процентиль, знак процента, процент, восприятие, воспринимаемый, восприятие, перцептивный, перцептивный, перцептивная защита, перцептивный отображение, Perceval

Dictionary. com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

Слова, относящиеся к восприятию

подход, внимание, отношение, осознание, концепция, сознание, чувство, образ, впечатление, суждение, знание, понятие, мнение, признание , смысл, вкус, мысль, точка зрения, проницательность, предчувствие

Как использовать восприятие в предложении

  • Бурла признал, что дата в конце октября, наступившая прямо перед выборами, создала ощущение политической причастности, что может подорвать доверие к вакцине.

    Альберт Бурла из Pfizer: усилия по вакцинации улучшают репутацию Большой Фармы|Алан Мюррей|10 сентября 2020 г.|Fortune

  • За последние три десятилетия общественное восприятие информационных технологий резко изменилось.

    Гонка за вакциной против COVID-19 демонстрирует силу «общественной разведки»|matthewheimer|9 сентября 2020|Fortune

  • Я думаю, однако, что люди в уличных организациях считают, что полиция не делают свою работу.

    Что могут сделать мэры, если полиция перестанет выполнять свою работу?|Алек МакГиллис|3 сентября 2020 г.|ProPublica на выборы.

    Председатель Республиканской партии, назвавший голосование по почте «чреватым опасностью» Голосование по почте 22 Straight Times|Эндрю Киттс|10 августа 2020 г.|Голос Сан-Диего общественное мнение о проблемах ЛГБТК.

    Слежка за гонщиком представляет угрозу конфиденциальности ЛГБТК|Кристофер Вуд|7 августа 2020 г.|Вашингтон Блэйд

  • Его герой, Брюс Спрингстин, миллиардер, но ему все еще удается производить впечатление обычного парня, так что восприятие — это реальность .

    Сожалеет ли Крис Кристи о своих ковбойских объятиях?|Мэтт Льюис|5 января 2015|DAILY BEAST

  • Клинтон ушел в прошлое, и существует мнение, что тогда все было радугой, солнцем и леденцами.

    Как кандидатура Джеба Буша навредит Крису Кристи и встряхнет Республиканскую партию 2016 года|Дэвид Фридлендер|16 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Такое восприятие ложно и часто отражает не только невежество, но также элитарность и расизм.

    Забудьте о детях, которые не могут попасть внутрь; А как насчет тех, кто даже не подает заявку?|Джона Эдельман|9 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Их интерес, как всегда, состоит в том, чтобы создать представление о том, что Вашингтон недееспособен.

    Внутри ужасного провала промежуточных выборов демократами|Майкл Томаски|5 ноября 2014|DAILY BEAST

  • Это было негативное и очень личное, и по большей части это было, вероятно, моим собственным восприятием вещей.

    Тайная попытка самоубийства Рона Перлмана|Уильям О’Коннор|28 октября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Здесь, как и во многих других детских любованиях, мы имеем дело не с чисто эстетическим восприятием.

    Children’s Ways|Джеймс Салли

  • Тем не менее, если внимательно присмотреться, сквозь пену и щегольство все еще просвечивает очарование и проницательность этого человека.

    Письмо мистера Сиббера мистеру Поупу|Колли Сибберу

  • У детей с более тонким восприятием переход к правильному виду в профиль может быть осуществлен гораздо дальше.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts