Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников
Определение 1
Самостоятельность – это обобщенное свойство личности человека, которое проявляется в виде адекватной самооценки, самокритичности и чувстве личной ответственности за свое поведение, поступки и деятельность.
Определение 2
Ответственность – это особое отношение между поступками человека, его намерениями и оценкой данных действий окружающими людьми и обществом.
Необходимость воспитания самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста
Успешность ребенка, продвижение его по «лестнице успеха», во многом зависят от сформированности таких личностных качеств как самостоятельность и ответственность.
Ответственность представляет собой сложное качество, связанное с волевой сферой ребенка. Данное качество необходимо начинать воспитывать у каждого ребенка с самого раннего возраста. Однако особое внимание к воспитанию ответственности педагоги уделяют в период поступления ребенка в начальную школу. Это связано с тем, что в это время ребенок приобретает новый социальный статус, который содержит в себе множество обязанностей. Если в период дошкольного детства за ребенком осуществлялся постоянный контроль со стороны воспитателей и родителей, то в период обучения в начальной школе данный контроль несколько снижается, ребенку приходится нести самостоятельно ответственность за свои действия и поступки. Кроме того, необходимо ежедневно выполнять поручения и требования учителя, делать домашнее задание. Все это связано с преодолением трудностей и формирование волевой сферы ребенка младшего школьного возраста.
Замечание 1
Воспитание ответственности и самостоятельности у детей младшего школьного возраста тесно связано с эмоциональной стороной личности, с мировоззренческой и нравственной позицией ребенка.
К младшему школьному возрасту у ребенка постепенно выстраивается система мотивов, которые и определяют направленности поведения ребенка. Он уже способен управлять своими желаниями и стремлениями, корректируя под них линию своего поведения. То есть, произвольность и управляемость поведения свидетельствуют о том, что у ребенка сформирована ответственность и самостоятельность.
Однако, несмотря на то, что ребенок младшего школьного возраста уже пытается планировать свое поведения, это еще не значит, что его ответственность и самостоятельности достигли должного уровня. Одной из задач педагога является продолжать воспитывать и совершенствовать данные волевые качества ребенка младшего школьного возраста.
Направления и этапы формирования и развития самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста
Воспитание ответственности и самостоятельности характеризуется переходом от импульсивного и нерегулируемого поведения к регулируемому поведению, и развитию воли.
Осуществляется данный переход в несколько последовательных этапов, на каждом из которых педагог осуществляет определенную деятельность, способствующую воспитанию самостоятельности и ответственности у ребенка младшего школьного возраста:
Принятие цели волевого усилия – в том случае, если ребенку понятна цель волевого усилия, то он будет проявлять старание для ее выполнения. Кроме того, успешность данного процесса во многом зависит от того, какие перспективы достижения цели будут показаны педагогом ребенку. То есть, важно сформулировать цель так, чтобы ребенок четко себе представлял весь процесс проявления волевого усилия от начал и до конца.
Установление прочной взаимосвязи между волевым усилием и тем мотивом, который определяет данное усилие – система мотивов является важным фактором в формировании воли ребенка младшего школьного возраста и воспитания у него ответственности и самостоятельности. В начальных классах дети учатся подчинять свои желания значимому и главному мотиву. Особенностью данного этапа является то, что именно в этот период у ребенка происходит столкновение мотивов, то есть между тем, что нужно сделать и тем, что хочется делать в данный момент. Такое столкновение происходит, когда учитель дает ребенку задание, а у него нет жизненного опыта и умений, чтобы его выполнить. В таких ситуациях ребенок самостоятельно или при помощи педагога учится регулировать свое поведение, тем самым происходит формирование у него ответственности и самостоятельности.
Принятие речевых указаний педагога или родителей – большое значение в воспитании самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста имеет вербальное общение со взрослым. Особенность вербального взаимодействия ребенка со взрослым заключается в том, что взрослый (родитель или педагог) для ребенка младшего школьного возраста по-прежнему являются авторитетом и выполнение их устных поручений или требований, ему относительно просто, прилагаются небольшие волевые усилия.
Замечание 2
Таким образом, постепенное формирование у ребенка младшего школьного возраста волевых качеств, является неотъемлемой частью воспитания самостоятельности и ответственности. Без волевых усилий, ребенок не способен регулировать собственное поведение, отвечать за свои поступки и действия.
Особенности проявления ответственности и самостоятельности у детей младшего школьного возраста
У детей, поступивших в первый класс, ответственность еще недостаточно развита, однако уже отмечаются зачатки этого волевого качества. Уровень сформированности ответственности во многом зависит от индивидуальных и личностных особенностей ребенка.
Основные особенности проявления самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста:
- Стремление осознать важность тех поручений, которые дает педагог.
- Эмоциональное переживание за правильность и успешность выполнения порученного дела, так как ребенок не до конца уверен, что справится с заданием (поручением или просьбой).
- Удовлетворение от успешно выполненного поручения педагога.
- Попытки преодоления затруднений, которые встречаются на его пути.
- Осознание необходимости отвечать за выполнение порученного дела.
Для успешности и результативности в формировании качеств ответственности и самостоятельности полезно рассматривать их проявления в различных видах деятельности ребенка младшего школьного возраста.
Воспитание самостоятельности и ответственности у детей | Шаг за шагом — Психология эффективной жизни
Наверняка вы слышали в детстве от родителей и учителей слова о важности самостоятельности и ответственности и теперь хотите привить их своим детям. Но что это такое? Что именно вкладывать в эти понятия и чего ожидать от ребенка?
«Неудобная» самостоятельностьСамостоятельности не бывает без ответственности, ведь это способность принимать решения, реализовывать их и отвечать за последствия. Эти качества необходимы взрослому человеку как для личного счастья, так и для профессионального успеха, однако их наличие у ребенка может оказаться «неудобным» для взрослых.
Если вы хотите воспитать ребенка самостоятельным и ответственным, вам придется привыкнуть к тому, что ребенок не всегда будет вас слушаться, не всегда будет соглашаться с вашим мнением и порой будет совершать ошибки. Увы, люди лучше всего обучаются на своих ошибках, на личном опыте.
Когда начинать воспитывать самостоятельность у ребенка?Начинать воспитание самостоятельности лучше всего с трех лет. Это кризисный период, в который у ребенка формируется восприятие себя как отдельной личности, появляется способность принимать первые решения.
Заметить начало этого кризиса легко, ведь он называется «я сам». Ребенок будет пытаться самостоятельно завязать шнурки, одеться, захочет помогать родителям в домашних делах. Конечно, делать он это будет долго и неумело, но очень важно давать ему эту возможность. Например, правильнее будет начинать одеваться заранее и позволять ребенку собираться самому, чем опаздывать и делать все за него.
Мотивируйте ребенка помогать вам убираться, просите помочь вытереть пыль или разложить по местам игрушки. Даже если вам придется что-то переделывать — поощряйте желание помочь и хвалите за каждый маленький успех.
Как развивать ответственность у школьника?Дальнейшие несколько лет пролетят быстро, и вот уже ваш ребенок собирается в первый класс. Школа — это первая настоящая ответственность в его жизни, и важно к этому подготовиться. Расскажите, что в школе не всегда будет легко, но он уже взрослый и обязательно справится. Скажите, что вы всегда будете готовы ему помочь, но не делать за него, ведь он уже школьник, а значит, взрослый. Для детей очень важно почувствовать себя взрослым, это может стать лучшей похвалой и мотивацией.
Не стремитесь контролировать каждый шаг маленького школьника, ко второму полугодию первого класса он уже должен научиться сам собираться в школу. Как этого достичь? Делайте все вместе. Не должно быть ситуаций, когда ребенок смотрит мультики, а родители собирают ему портфель. Вместе откройте расписание, обсудите, какие завтра будут уроки, какие учебники и тетради надо сложить в сумку. В итоге довольно скоро будет достаточно просто спросить, собрал ли ребенок портфель на завтра, а необходимость проверки отпадет.
Не бойтесь, что он что-нибудь забудет. Да, такая ситуация обязательно случится, он получит замечание на уроке и столкнется с закономерным результатом собственной ошибки, а это и есть обучение ответственности.
При переходе в среднюю школу пора серьезно снижать контроль за выполнением домашних заданий. Конечно, вы должны быть в курсе успеваемости своего ребенка, но полученная двойка будет намного важнее для формирования личности, чем безупречно выполненное домашнее задание под контролем мамы.
Предлагайте свою помощь, но не навязывайте, позвольте ребенку самостоятельно решить, есть у него проблема с учебой или нет. Позвольте ему самому решить проблему, и только потом в случае неудачи обратиться к вам за помощью.
Также в этот период у ребенка должны появиться его личные домашние обязанности, а не только помощь родителям. Например, он уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за порядок в своей комнате и решать, где будут находиться его вещи. Даже если расположение вещей покажется вам странным и неудобным, не настаивайте на его изменении.
Как выстраивать доверительные отношения?С началом полового созревания, то есть примерно с 12 лет, вы начнете неизбежно терять контроль над своим ребенком, это связано с особенностями психики подростка. Ваш ребенок будет становиться все более скрытным, это достигнет пика в 14–16 лет.
До этого момента вам важно подготовить его к самостоятельному решению мелких бытовых вопросов, обучить разумной осторожности при общении с малознакомыми людьми, безопасному поведению на улице. Ведь вы никогда не будете точно знать, где находится ваш 14-летний ребенок, когда скажет, что пошел гулять с друзьями. Вы должны быть уверены, что он уже способен позаботиться о своей безопасности, а в случае серьезных проблем обратиться за помощью именно к вам. Поэтому в более раннем возрасте важно не ругать за ошибки, а объяснять их последствия и учить с ними справляться.
Например, если ребенок в 10–12 лет прогулял школу, надо не ругать, а вместе изучить пропущенную тему, а также выяснить, какие причины привели к прогулу. Может оказаться, что причиной являются конфликты с учителями или одноклассниками, а это очень серьезно для школьника.
Также стоит расспрашивать его про друзей, обсуждать вместе поведение одноклассников и других знакомых, совместно анализировать, какие поступки могут привести к каким последствиям и почему. Не стесняйтесь рассказывать и о своих прошлых ошибках, рассказывайте, с какими проблемами вы сталкивались в его возрасте и как их решали.
Если следовать этим рекомендациям, то к старшим классам ваш ребенок будет самостоятельно решать основные бытовые вопросы и сможет быть независимым от мнения сверстников. Это поможет ему как в выборе профессии, так и в принятии других серьезных решений.
Да, воспитанный таким образом ребенок будет порой непослушным, будет с вами спорить, вам придется отвечать на неудобные вопросы и начать говорить с ним на равных раньше, чем вы ожидали. Но, поверьте, ваши усилия окупятся, когда вы поймете, что ваш ребенок вырос по-настоящему самостоятельным и ответственным человеком.
От редакции
Самостоятельный ребенок и ребенок-командир — две разные вещи. Если ваш ребенок пытается вами управлять, стоит ли немедленно пресекать подобное поведение? Или это признак будущего лидера? Объясняет детский психолог Александр Орлов: https://psy.systems/post/rebenok-komandir.
На родителей возложена ответственность заложить базу для будущего успеха ребенка… или же его отсутствия. Юрий Карпенков рассказывает, как это работает: https://psy.systems/post/kak-roditeli-vliyaut-na-uspex-svoix-detej.
Отличный повод поговорить с ребенком об успехе — читать с ним книги, которые говорят о победах и поражениях. Популярные писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак делятся подборкой книг на эти темы: https://psy.systems/post/uspex-i-podrostki-istoriya-v-knigax.
Конспект урока для 4 класса «Самостоятельность и ответственность»
Тема : «Самостоятельность и ответственность». 4 класс
Цель урока: раскрыть учащимся содержание понятия «ответственность»; формировать у детей ответственность за свои мысли, поступки и действия; развивать понимание сути взрослого отношения к окружающей действительности.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, упражнение.
ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», картинка с изображением рыцаря в латах.
Круг радости
Учитель и дети выходят по очереди в центр круга и здороваются со всеми любым способом, не повторяя ранее использованные приемы. Класс повторяет каждое приветствие.
Минутка тишины
– Представьте себе, что вы стали взрослыми и самостоятельными людьми. Мысленно нарисуйте свой образ, портрет. Прислушайтесь, что он говорит вам: «Быть взрослым – это очень ответственно». Это значит, ты держишь свое слово, выполняешь данные тобой обещания, а главное – обдумываешь свои поступки, чтобы они не причиняли боль, обиды другим людям. И еще ты всегда заботишься о младших, о своей семье, поддерживаешь мир, чтобы никто не ссорился.
Взрослый – это умный, сильный, добрый человек. Он умеет учиться, трудиться, общаться с другими людьми, и делает это осознанно, целеустремленно, ответственно.
Побеседуем
– Общество людей делится на детей и взрослых. Взрослый человек может по своему выбору заниматься тем, чем он хочет и любит заниматься. Однако на него возложена очень большая ответственность – забота о людях, которые живут и работают рядом с ним. Каждый человек, который считает себя взрослым, должен поступать по-взрослому, то есть быть ответственным и не искать виновных в своих бедах среди других людей. Надо иметь мужество признавать свои ошибки и сразу их исправлять.
– Подумайте и скажите, являются ли следующие действия проявлением ответственности человека. Итак:
– все делать по совести;
– отвечать за свои поступки;
– всегда выполнять свои обязанности;
– не обещать того, что вам не под силу.
Что значит быть ответственным?
Является ли ответственность признаком взрослости? Почему?
Как вы полагаете, ответственны ли вы?
Заботитесь ли вы о ком-нибудь? Как вы это делаете?
Какие еще качества свойственны взрослым людям? Чем еще взрослые отличаются от детей?
Дети рассуждают.
Работа с хрестоматией
Перед чтением произведения учитель предлагает детям посмотреть на картину с изображением рыцаря в латах.
– Кто это?
Ответы детей.
– Конечно же, это рыцарь, закованный в латы. Рыцари жили очень давно. Любой человек мог обратиться к ним за помощью. Особенно внимательны были рыцари к женщинам и старикам, потому что они физически довольно слабы и им очень трудно постоять за себя. С тех давних пор рыцарем называют любого человека, который внимателен к слабым, защищает их, помогает преодолевать трудности.
Писатель В. Железников однажды увидел такого человека и написал о нем рассказ «Рыцарь».
Давайте прочитаем его.
В. Железников. «Рыцарь»
Саша вышел во двор и огляделся… Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубинке, ворота были открыты настежь. Ну, машины – это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей.
Саша подошёл к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Дальше идти без разрешения он боялся.
Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.
– Здравствуйте, дядя, – сказал Саша.
– Здравствуй, малый, если не шутишь, – ответил шофёр.
– Я не шучу. – Саше понравилось, что шофёр назвал его малым. Это для него звучало необычно, ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух.
– А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды, – сказал шофёр. – Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.
Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. И он, Саша, пошёл в глубь гаража.
В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнехонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжелым, он улыбнулся: «Ерунда, – мол, – не такие таскали». Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.
Шофер залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.
– Заходи, когда будет время, – сказал он.
Саша крепко пожал ему руку и ответил:
– Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.
Шофер уехал, а у Саши на руке осталась широкая темная полоса – это шофер вымазал его руку машинным маслом. Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шоферскую заметину. Так и ушел Саша домой, но шофера теперь считал лучшим своим другом.
Прошло несколько дней, и как-то этот шофер, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не увидела, что загородила дорогу машине.
– Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберешь.
Саша это все услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофер. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо:
– Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! – крикнул он тонким голоском.
Вот сейчас что-то должно было случиться.
– Ух, ты! – сказал шофёр. – Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь.– Он оглушительно рассмеялся.
Больше ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой, а тут впервые ему сказали такие слова. Еще кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имени.
А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые! Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. Тогда он сказал:
– Ну, прости, малый, виноват. Кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.
Он тронул машину и помахал Саше рукой.
А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки?
– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?
– Можно ли назвать героя этой истории «взрослым человеком»? А почему?
– Вам случалось совершать благородные поступки? Вы чувствовали себя в этот момент взрослым человеком? Опишите этот момент.
– Подумайте, всегда ли возраст говорит о взрослости человека? Может ли ребенок быть взрослым, а взрослый – ребенком? Приведите примеры.
Размышления детей.
Работа в тетради
– Выполните в тетради задание 1. Подумайте и запишите, чем похожи и чем отличаются друг от друга взрослые и дети.
Задание 2. Напишите 3-4 качества взрослого человека.
По завершении работы учитель предлагает детям по желанию и по выбору прочитать записи в тетради.
Упражнение-тренинг «Стань взрослым»
Класс делится на пары. Каждая пара получает задание с конкретным случаем, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем.
Предлагаемые ситуации:
1. Твой товарищ попросил у тебя списать. Как ты поступишь?
2. В школе разбили окно. Ты видел, кто это сделал. Как ты поступишь?
3. Одноклассник в твоем присутствии нагрубил женщине, моющей пол в коридоре школы, намусорил. Как ты поступишь? Почему?
4. Вы готовитесь к школьному празднику, репетируете сценку. Выясняется, что два человека хотят играть одну и ту же роль. Как разрешить эту ситуацию?
5. Мальчик принес в школу плеер. Его друг взял послушать и сломал его. Хозяин плеера страшно разозлился. Как можно разрешить эту ситуацию?
6. Твой товарищ решил пошутить и спрятал твою тетрадь. Скоро прозвенит звонок, а тетрадь он не отдает. Как ты поступишь?
7. Товарищ попросил у тебя почитать библиотечную книгу и не возвращает. Как можно разрешить эту ситуацию?
8. Учитель попросил вас разделиться для дальнейшей работы на группы. Твой друг решил работать не с тобой, а почему-то ушел в другую группу. Тебе это не понравилось. Как ты поступишь?
Презентация
Ситуации обсуждаются в кругу. Можно некоторые ситуации проинсценировать. Учителю желательно при помощи вопросов выяснить мотивы того или иного решения, принятого детьми, затем обсудить эти решения в группе, чтобы ученики увидели «плюсы» и «минусы» каждого решения и сделали соответствующие выводы.
– Быть ответственным – это значит добросовестно относиться к своим обязанностям. Не нужно думать, что только те люди, которые старше вас по возрасту, считаются взрослыми. Вы, дети, уже взрослеете! Потому что вы рассуждаете, чувствуете и поступаете ответственно, по-взрослому. А еще взрослым и ответственным человеком считают того, кто поступает по совести. Прислушайтесь к слову «совесть». Человек совершает поступок или действие, прислушиваясь к себе, к своему сердцу и разуму. Совесть – это мера, характерная черта ответственного человека.
Домашнее задание
– Прочитайте в хрестоматии рассказ М. Турежанова «Добрая память» и стихотворение У. Турманжанова «Стать бы пчелою».
Выполните в тетради задание 3. Ответьте на вопрос: «Как стать взрослым человеком?»
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…».
Завершается урок словами
Мир, мир, мир везде,
Мир в тебе, мир во мне!
Свет, свет, свет везде,
Свет в тебе, свет во мне!
Любовь, любовь, любовь везде,
Любовь в тебе, любовь во мне!
Программа
Исходы для детей ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ Введение Ответственность и независимость — два связанные качества, которые помогают нам добиться успеха во взрослой жизни. Ответственность можно определить как способность контролировать и управлять собственной жизнью. Независимость можно определить как способность брать на себя ответственность за свою жизнь без ненужной зависимости от помощи других. взрослые люди которые ответственно и независимо справляются со своей повседневной жизнью и сами планируют, выполнять задания аккуратно и в срок, признавать их роль в ошибках и работать над исправлением этих ошибок. Взрослые, которые не несут ответственности, наоборот, могут постоянно обращаться к кому-то еще принимать решения, забывать об обязательствах, срывать сроки или постоянно обвинять свои ошибки на других (Шаффер, 1999). Модель ответственности и независимости NCEO Развитие самостоятельности и ответственности процесс, продолжающийся в детстве, юности, и даже во взрослом возрасте. Наши ожидания ответственности и самостоятельности различаются в зависимости от возраста ребенка. Мочь управлять чековой книжкой и жить в квартире в одиночестве было бы разумным ожидание для 21-летнего, но не для 8-летнего. Мочь выполнение задания без помощи учителя или родителей может быть подходящим ожидание для 8-летнего (в зависимости от задачи), но не для 2-летнего (Берк, 1996). По этой причине обсуждение ответственности и независимость должна быть основана на ожиданиях, соответствующих возрасту. Основы независимости фактически начинаться в самом раннем младенчестве. В течение первых 18 мес жизни дети формируют тесные эмоциональные связи со своими родителями и другими постоянными опекуны. Младенцы, чьи опекуны теплые, чувствительные и отзывчивые узнать, что мир безопасен и взрослым можно доверять. Эти младенцы развивать положительную эмоциональную связь, известную как безопасная привязанность. В напротив, младенцы, чьи опекуны холодны, отвергают или непоследовательны может считать, что мир небезопасен и непредсказуем. Эти младенцы развивать ненадежную привязанность к своим опекунам. Тип привязанности, сформированный в младенчестве влияет на самостоятельность ребенка. Дети, которые надежно привязаны обычно готовы исследовать свой мир самостоятельно, в рамках определенных ограничения, потому что они знают, что могут вернуться к своим опекунам для поддержки, когда они чувствуют страх или угрозу. Дети, которые были надежно привязаны, поскольку младенцы с большей вероятностью проявят соответствующую возрасту независимость, любознательность и способность к творческому решению проблем в детстве и подростковый возраст (Франкель и Бейтс, 19 лет)90; Сроуф, Фокс и Панкейк, 1983). Ответственность, как и самостоятельность, развивается постепенно в детском и подростковом возрасте. Стиль воспитания имеет важные последствия для детей, развивающих способность брать на себя ответственность за их действия. Дети, чьи родители чрезмерно контролируют или чрезмерно снисходительные не учатся брать на себя ответственность за свои действия. Эти дети, как правило, становятся безответственными взрослыми, которые не могут управлять своей жизнью или брать на себя ответственность за свои ошибки. Дети, которым родители предоставляют некоторую свободу в рамках четко определенных и четко соблюдаемые рамки, напротив, постепенно учатся нести ответственность за свои действия и, как следствие, имеют больше шансов преуспеть в школе и в дальнейшей жизни (Берк, 1996; Шумоу, Ванделл и Познер, 1998 г.; Спенсер и др. др., 1996). По мере развития детей взрослые могут воспитывать их растущую независимость и ответственность через позитивное руководство. Позитивное руководство имеет два важных компонента: (1) предоставление детям с подходящими для развития возможностями делать выбор, и (2) позволяя им испытать последствия этого выбора. Участие в некоторых общественных
Было показано, что программы повышают ответственность детей. Дети
группы риска, которые участвовали в программе High/Scope Perry Preschool —
подходящая для развития программа, которая учит детей брать на себя ответственность
своей деятельности посредством структурированного планирования и анализа,
продемонстрировали большую ответственность, чем дети, которые не участвовали
(Вейкарт, 1998). Точно так же дети в программе взаимопомощи
в задачи которого входило обучение детей младшего возраста положительным качествам, таким
в качестве ответственности с большей вероятностью продемонстрируют свою ответственность
и другие положительные качества, чем одноклассники, которые не были помощниками сверстников
(Скарборо, 1997). Очевидно, предоставление возможностей для детей
практика ответственности побуждает их быть более ответственными. Компоненты результата Согласно концептуальной модели NCEO (Ysseldyke & Thurlow, 1993), адаптированный для общественных программ организацией Childrens Национальная рабочая группа по результатам, область ответственности по результатам включает три составляющих результата. Хотя изначально модель разрабатывалась для использования в государственных образовательных учреждениях, эти результаты в равной степени актуальны для укрепления государства и другие общественные программы, направленные на улучшить жизнь детей. Следующие исходы включены в ответственность и независимость: Демонстрирует соответствующий возрасту независимостьПредлагаемые индикаторы Ниже приведены некоторые соответствующие индикаторы. положительных результатов программы для детей в зоне ответственности и независимость, основанная на модели NCEO (Ysseldyke & Thurlow, 1993), как адаптировано для общественных программ Childrens Outcome Work Группа. Пригодность любого индикатора для вашей программы оценка зависит от возраста детей, которых вы обслуживаете, обстановки, а также цели и мероприятия вашей конкретной программы. В сфере ответственности и
независимости, особенно важно помнить, что определения
ответственности и независимости меняются по мере взросления детей.
Эти показатели должны быть скорректированы, если это необходимо, для отражения соответствующих возрасту
ожидания для детей в вашей общественной программе. Процент детей, которые инициируют и следуют
через деятельность Ответственность и независимость – качества которые развиваются в детстве и юности, частично основанные на качество взаимоотношений детей с родителями и другими взрослыми. Дети, у которых теплые, безопасные отношения и свобода выбора в пределах постепенно научитесь контролировать свою жизнь и брать на себя ответственность за их действия. Дети ответственные и самостоятельные имеют больше шансов преуспеть в школе, в карьере и в обществе отношения (Дюбоу, Хьюсманн и Эрон, 19 лет)87; Шаффер, 1999). Общественные проекты по укреплению государства могут играют важную роль в развитии у детей ответственности и независимость. Работая с младенцами, помните, что рано Отношения между родителями и детьми имеют решающее значение для развития самостоятельности. Помогите младенцам и маленьким детям установить надежную привязанность со своими родители. Поощряйте семьи проводить время со своими детьми, особенно когда они молоды. Научите их быть теплыми и отзывчивыми к их детские плачи. Помогите родителям установить соответствующие возрасту варианты выбора, ограничения, и последствия для их маленьких детей. Также могут помочь общественные программы
дети развивают ответственность и самостоятельность. Держите опекунов
последовательно, особенно для младенцев и малышей, так что маленькие дети
может установить безопасные отношения со взрослыми. Установите четкие правила и
ограничения, которые соответствуют возрасту детей, но обеспечивают им
возможности сделать выбор в этих пределах. Как дети получают
старше, позвольте им помочь установить и обеспечить соблюдение правил программы. Учить
детей взять на себя ответственность за свое образование, помогая им установить
процедуры для принесения домашних работ, выполнения и сдачи домашних заданий,
и подготовка к испытаниям. Каталожные номера Берк, Л. Е. (1996). Младенцы, дети, и подростки. (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон. Дубоу, Э. Ф., Хьюсманн, Л. Р., и Эрон, Л. Д. (1987). Детство коррелирует с развитием эго взрослых. Развитие ребенка, 58, 859–869. Франкель, К. А., и Бейтс, Дж. Э. (1990). Решение проблем матери и малыша: антецеденты в привязанности, домашнее поведение и темперамент. Развитие ребенка, 61, 810 — 819. Маккоби, Э. Э., и Мартин, Дж. А. (1983). Социализация в контексте семьи: Родитель-ребенок взаимодействие. В PH Mussen (Ed.), Справочник по детской психологии, Том IV (стр. 1 — 101). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. Скарборо, Дж. Л. (1997). Клуб SOS: практическая программа помощи сверстникам. Профессиональное школьное консультирование, 1, 25 — 28. Шаффер, Д. (1999). Развивающий психология: Детство и юность (5-е изд.). Пасифик Гроув, КА: Брукс/Коул. Шумов, Л., Ванделл, Д.Л., и Познер, Дж. К. (1998). Суровое, твердое и снисходительное воспитание детей с низким доходом семьи: отношения к академическим достижениям детей и поведенческим корректирование. Журнал семейных проблем, 19, 483–507. Спенсер М.Б., Дюпри Д., Суонсон Д. П. и Каннингем М. (1996). Родительский контроль и подростки чувство ответственности за собственное обучение: экзамен по сексу различия. Журнал негритянского образования, 65, 30–43. Sroufe, L.A., Fox, N.E., & Pancake, В. Р. (1983). Привязанность и зависимость в перспективе развития. Развитие ребенка, 54, 1615–1627. Weikart, DP (1998). изменение
развитие детей раннего возраста через образовательное вмешательство. профилактический
Медицина: Интернационал, посвященный практике и теории, 27, 233 —
237.
|
Поощрение большей ответственности и независимости у детей
Автор Simon Books
Делиться Твитнуть Делиться Делиться Делиться Электронная почта
У детей, которые чрезмерно зависят от других, в будущем возникают эмоциональные и социальные проблемы. Родители, позвольте своим детям взять на себя немного больше.
Большинство родителей согласятся с тем, что воспитание ответственных и независимых детей является одной из самых важных целей воспитания. Когда вы приводите детей в этот мир, вы должны понимать, что несете ответственность за то, чтобы они выросли самостоятельными людьми. У вас есть дети на пару лет, после чего вам придется выпустить их в мир, чтобы они жили своей собственной жизнью. Вы всегда будете родителем, но у вас есть ограниченное время, когда они маленькие, чтобы оказать реальное и долгосрочное влияние на их жизнь.
Ваши дети зависят от вас в раннем развитии. Будучи младенцами, они полагаются на вас, чтобы обеспечить их еду и другие потребности, такие как передвижение, укладывание их в постель и уборку. По мере взросления некоторые из их потребностей меняются, но они по-прежнему зависят от вашей защиты, любви, поддержки и руководства.
Когда они достигают подросткового возраста и раннего взросления, ваши дети становятся менее зависимыми от вас. Они меньше зависят от вас в удовлетворении большинства своих потребностей и обретают больше независимости во многих сферах своей жизни.
СВЯЗАННЫЙ: 5 шагов, чтобы помочь вашему малышу стать самостоятельным спящим
Воспитание независимых детей
Становление более независимым является естественным этапом взросления. Некоторые дети более зависимы, чем другие. Этим детям трудно сделать что-либо для себя, и они обращаются к другим, чтобы обеспечить все, что им нужно.
У детей, которые чрезмерно зависят от других, в будущем возникают эмоциональные и социальные проблемы. Очень важно поощрять самостоятельность детей. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы побудить детей старшего возраста брать на себя больше ответственности и независимости.
Фото Огюста де Ришелье: PexelsНаучите своих детей ответственности
Ответственности можно научить и чему можно научиться. Как родитель, очень важно научить своих детей быть ответственными. Расскажите своим детям об их обязанностях и дайте им знать, что от них ожидается. Большинство детей будут делать то, что от них ожидается, если они понимают, что это такое. Будет легко научить ваших детей самостоятельности, если они поймут правила.
Придумайте список задач или обязанностей, которые должны выполнять ваши дети. Позвольте им понять вашу роль как родителя и объяснить, каковы ваши обязанности. Ваши дети должны понимать последствия невыполнения своих обязанностей.
Не делайте для них ничего
Одна из самых больших ошибок, которую совершают многие родители, состоит в том, что они делают все за своих детей. В то время как делать это для ваших младенцев приемлемо, делать все для ваших старших детей — огромная ошибка. Вы не поможете им, если возьмете на себя управление вместо того, чтобы позволить им делать что-то самим.
Вы можете выполнить задачу быстрее и лучше, но когда вы постоянно берете на себя управление, вы лишаете их возможности развивать необходимые навыки. Позвольте детям делать что-то самим и берите на себя только тогда, когда они не могут что-то сделать. Вы можете контролировать и давать советы, но позвольте своим детям научиться некоторой ответственности.
Установить основные процедуры
Распорядок дня поможет вашим детям выработать хорошие привычки. Пусть ваши дети понимают не только, что делать, но и когда это делать. Установление распорядка и требование ответственности помогут обеспечить своевременное выполнение задач.
Детям помладше может понадобиться помощь для выполнения определенных задач, но дети постарше должны быть в состоянии выполнять задачи самостоятельно. Ваши дети должны понимать, что им нужно выполнить определенные задания, прежде чем они смогут уделить время игре. Если у них есть домашние дела, они должны быть завершены до того, как они пойдут гулять с друзьями.
Фото автора Nappy: PexelsПоощряйте независимое мышление
Поощряйте своих детей мыслить независимо. По мере того, как они становятся старше, позволяйте им формировать собственное мнение и думать о разных вещах, от текущих новостей до выдуманных историй. Говорите с ребенком и будьте готовы слушать.
Ваш ребенок должен знать, что вы цените его мнение и что его мысли и идеи верны. Большинство родителей совершают ошибку, полагая, что их дети соглашаются со всем, что они им говорят. Прислушивайтесь к их мнению, но не стесняйтесь поправлять их, если вам кажется, что они на неверном пути.
Поощряйте детей старшего возраста исследовать мир в безопасных пределах. По мере взросления дети должны знать, что за пределами их семьи существует целый мир. Поощряйте их проверять свои способности и выходить в «реальный мир». Это отличный способ для них стать независимыми и узнать, что им интересно. Поддержите своих детей, позволяя им двигаться к независимости с уверенностью.
СЛЕДУЮЩИЙ: 25 отцов, которые помогают своим дочерям стать сильными и независимыми женщинами
Источники: verywellfamily.com, psychologytoday.com, themogulmom.com.
Формула — Независимость равняется ответственности
Все мы когда-то были подростками. Больше всего в жизни мы хотели независимости. Мы хотели быть свободными от наших родителей (т. е. угнетения) , чтобы мы могли делать все, что пожелаем.
Как родители подростков, мы боимся за них и независимость, к которой они стремятся. Они не готовы. Они незрелые достаточно . Они недостаточно ответственны .
Не несу ответственности! Кого ты называешь безответственным?
На самом деле все мы безответственны. Мы ошибочно принимаем независимость за выполнение того, что хотим, независимо от стоимости или долгосрочных последствий. Мы часто забываем, что это сбалансированное уравнение.
Независимость = Ответственность
Между ними должна быть тесная, неразрывная связь. Если они не равны, что происходит?
Вот что происходит, когда независимость не равняется ответственности:
Ожирение: 8% женщин во всем мире страдали ожирением. К 2008 году этот показатель составлял почти 10% для мужчин и 14% для женщин.
Это означает, что 205 миллионов мужчин и 297 миллионов женщин страдают ожирением. По данным исследования ожирения, еще 1,5 миллиарда взрослых имели избыточный вес».
Хотя это всемирные цифры, в западных странах показатели выше, чем во многих других регионах.
В Соединенных Штатах мы обычно можем есть все, что хотим; закуски и напитки легко доступны, и у нас есть доход, чтобы покупать их. У нас есть определенная степень независимости в выборе того, что и когда мы едим, но почему мы проявляем сбалансированную ответственность, когда речь идет о еде и физических упражнениях?
Личный перерасход: Согласно Отчет Bloomberg :
«Потребительская задолженность выросла на 0,3 процента, или 33 миллиарда долларов, до 11,5 триллиона долларов на конец марта по сравнению с 31 декабря [2011 года], согласно опубликованному сегодня квартальному отчету о долгах и кредитах домохозяйств».
И,
«…10,5% непогашенного долга в той или иной стадии просрочки…»
Личный долг огромен. Мы переживаем экономический цикл, в котором все это настигло многих из нас. У нас была финансовая независимость, чтобы покупать наличными и в кредит, но d Демонстрируем ли мы уравновешивающую ответственность жить по средствам?
Перерасход правительства США: В статье US News Ричард ДеКасер, заместитель главного экономиста финансовой компании The Parthenon Group, сообщил следующую информацию:
«И цифры становятся только страшнее. Эта вкладка в размере 14 триллионов долларов растет ошеломляющими темпами, более чем на 58 000 долларов в секунду. «Это действительно огромно — мы говорим о 9, 10 процентах ВВП. Мы не видели ничего подобного в жизни большинства людей. Для большинства людей это беспрецедентно».
Нет никаких сомнений в том, что мы сможем выдержать такой уровень долга в нашей стране. Как граждане, мы позволяем нашему правительству тратить деньги свободно, но re мы демонстрируем уравновешивающую ответственность в определении приоритетов того, что мы тратим на какие программы?
Сойти с рук: Я не думаю, что мне нужно упоминать что-либо, кроме следующего списка: спасение банка, автоматическое спасение, Мэдофф, Энрон, AIG, и этот список можно продолжить. Вы можете добавить в этот список лиц, которые находятся в тюрьме или потеряли работу, потому что они думали, что они выше закона или надлежащего поведения.
Мы воспользовались независимостью от регулирования или надзора, но проявляли ли мы сбалансированную ответственность, будучи хорошими распорядителями и принимая жесткие решения, когда это необходимо?
Этот пост не о том:
- Добавлять или нет правительственные постановления
- Повышать ли налоги
- Следует ли регулировать пищевую промышленность
- Должны ли мы делать спасение
О том, как нам нужно:
- Понимать Независимость = Ответственность – должен быть баланс.