Фромма э: писатели и не только о том, что читают почему

Содержание

Эрих Фромм: пророк любви и свободы

В жизни нет иного смысла, кроме того,
какой человек сам придает ей.
                                                                Эрих Фромм

На его взгляды оказали влияние самые различные философские доктрины и течения, такие как иудаизм, психоанализ, марксизм и даже дзен-буддизм. Размышления Фромма на гуманистические, религиозные и социологические темы не только обсуждаются в узких профессиональных кругах, но и известны широкой публике. Его работы «Искусство любить» и «Иметь или быть» стали бестселлерами и остаются актуальными по сей день.

Эволюция взглядов: от ортодоксального иудаизма  к психоанализу

Эрих Фромм родился во Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных евреев. Прадедушка по отцовской линии был известным раввином, который написал несколько работ на религиозные темы. Отец Фромма хоть и занимался торговлей, но строго придерживался традиций и активно участвовал в жизни франкфуртской еврейской общины. Эрих Фромм так описывает свое детство в одном из интервью: «Я был единственным ребенком (что уже само по себе очень плохо) у двух очень невротичных и боязливых родителей, которые происходили из ортодоксальных еврейских семей с традицией раввинов». С детства он изучал Талмуд и воспитывался в атмосфере ортодоксального иудаизма, что, безусловно, повлияло на его становление как философа.

После окончания школы Фромм начал изучать право во Франкфуртском университете, но быстро понял, что карьера адвоката не его призвание  и через год перешел к изучению социологии, психологии и философии в Гейдельберге, где в 1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Альфреда Вебера.
Огромное влияние на взгляды будущего философа оказало знакомство с раввином Рабинковым, который давал уроки по теории иудаизма и еврейской философии. Рабинков познакомил Фромма с гуманистической интерпретацией иудейской традиции. Под его влиянием Фромм отошел от ортодоксального иудаизма и постепенно обратился к идеям Фрейда.

С психоанализом Фромм познакомился благодаря Фриде Райхман (впоследствии первая жена Фромма), которая была его терапевтом. В 1924 году он начал изучать психоанализ во Франкфуртском университете, а затем в Берлинском институте психоанализа. После завершения обучения он стал вести частную клиническую практику, которой впоследствии занимался на протяжении следующих 35 лет. С 1930 года он работал во Франкфуртском институте социальных исследований заведующим кафедрой социальной психологии.

Неофрейдизм и фрейдомарксизм

После прихода к власти националсоциалистов Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в США, где начал преподавать в Колумбийском университете Нью-Йорка. В это время он познакомился с представительницей неофрейдизма Карен Хорни, которая ставила под сомнение и пересматривала идеи Фрейда.

Постепенно Фромм стал отдаляться от фрейдистских принципов в своей практике и впоследствии стал одним из главных критиков фрейдизма. Он считал, что важной составляющей в формировании личности наряду с Эдиповым комплексом, инстинктом жизни и смерти является культурная среда и общество: «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность».

На формирование гуманистической концепции Фромма огромное влияние оказали работы Карла Маркса. С ними он познакомился еще во время Первой мировой войны, когда, глубоко ошеломленный происходившим вокруг безумием, начал искать ответы на вопросы об иррациональном поведении масс. В книге «Здоровое общество», вышедшей в 1955 году, четко прослеживается влияние ранних работ Маркса. Он полностью соглашался с Марксом в том, что социально-экономическая обстановка является определяющей для человеческого поведения, однако не видел решения ни в капиталистическом укладе, ни в коммунистическом строе Советского Союза. В итоге, переработав идеи Маркса он пришел к идее социалистического гуманизма, и связал воедино идеи марксизма и психоанализ: «Я хотел понять законы, которые управляют жизнью отдельного человека, и законы общества, то есть человека в его социальном существовании. Я пытался найти абсолютную истину в концепциях Фрейда, убрав те предположения, которые нуждались в пересмотре. Я пытался сделать то же самое с теорией Маркса и, наконец, пытался прийти к синтезу, объединив понимание и критику обоих мыслителей».

Философский гуманизм

Эрих Фромм считал концепцию свободы фундаментальной частью человеческой природы и психологического здоровья и утверждал, что многие проблемы возникают, когда человек пытается совершить «бегство от свободы» и соответствовать нормам общества. Авторитаризм он называл одним из способов этого бегства: принимая чужую власть, человек становится частью механизма и снимает с себя ответственность за принятие решений. С этой точки зрения он переосмыслил и библейскую историю об Адаме и Еве и интерпретировал ее не как первородный грех, а как первый акт принятия самостоятельного решения.

Фромм также поставил под сомнение активно тиражировавшийся в двадцатом веке образ романтической любви. В самой популярной из своих книг – «Искусство любить» – Фромм рассматривал любовь не как «сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости», а как навык, которому необходимо научиться. Фромм утверждал, что попытки любить обречены на неудачу, если человек не будет развиваться как личность и расти. По его мнению, истинная любовь включает четыре основных элемента: заботу, ответственность, уважение и знание.

Всю свою жизнь Эрих Фромм посвятил изучению эволюции интеллектуальных возможностей человека. Его работы наполнены подлинным философским гуманизмом и верой в людей.

Эрих Фромм умер в 1980 году в Швейцарии, не дожив несколько дней до своего 80-летия и выхода десятитомного издания работ.

Александра Полякова

7 лучших книг Эриха Фромма о философии и психологии

Немецкий психоаналитик и философ Эрих Фромм спорил со своим предшественником и учителем Зигмундом Фрейдом, потому что считал, что развитие личности главным образом зависит не от биологических факторов, а от среды. Проблемы культуры и общества занимали философа больше всего. А его идеи значительно повлияли на развитие социологии и психологии.

Фромм размышлял о том, почему люди охотно отбрасывают свободу, чтобы стать винтиками гигантской машины. Он рассуждал о последствиях гонки за успехом, культа денег и отрицал мистическое представление о любви. Самые известные работы Фромма — «Искусство любить», «Бегство от свободы» и «Человек для себя». Рассказываем о философе и его других интересных текстах.

Биография Эриха Фромма

Фромм родился в городе Франкфурт‑на‑Майне 23 марта 1900 года. Он проявил интерес к психологии еще в юности и начал изучать эту науку в университете. В 1922 году Фромм окончил Гейдельбергский университет, где защитил докторскую диссертацию по социологии. Потом продолжил обучение в Берлинском психоаналитическом институте. Получив образование, Фромм стал психоаналитиком. Он посвятил частной практике 35 лет.

В 1933 году Фромм бежал от нацистов в США, где до 1941-го работал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Там он вступил в контакт с новой школой социологов и аналитиков, включая Карен Хорни, известного немецкого психоаналитика. Также Фромм основал Институт психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта и читал лекции в Йельском университете, Новой школе социальных исследований и Американском институте психоанализа. С 1941 по 1950 год был преподавателем Беннингтонского колледжа.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где был профессором Национального автономного университета Мексики. С 1955-го по 1965-й возглавлял там кафедру психоанализа. За это время он также посетил Мичиганский и Нью-Йоркский университеты в качестве профессора. Позже преподавал в Мексиканском обществе психоанализа, а затем переехал в Швейцарию, где оставался до своей смерти в 1980 году.

«Бегство от свободы»

Если человечество не сможет принять опасности и ответственность, которые сопутствуют свободе, оно, вероятно, обратится к авторитаризму. Это главная мысль труда, вышедшего в разгар Второй мировой войны, в 1941 году. Идеи, которые Фромм рассматривает в нем, станут центральными в его философской концепции и будут развиваться во многих последующих произведениях.

В книге «Бегство от свободы» Фромм размышляет о том, почему общество, которое обеспечило себя всеми материальными благами и правами, все чаще испытывает соблазн отказаться от свободы в пользу политической диктатуры. В частности, он обсуждает психосоциальные причины, которые привели к расцвету фашизма. Могут ли ценности демократии, либерализма и технического прогресса не только освобождать людей, но и делать их одинокими и незащищенными?

«Человек для себя»

Эта книга во многом продолжает идеи, заложенные в «Бегстве от свободы». В совокупности оба этих труда изложили теорию Фромма о человеческом характере, которая была естественным продолжением его теории о человеческой природе. Она стала классикой философии XX века и внесла большой вклад в формирование убеждений современной психологии.

В произведении Фромм обсуждает основополагающие вопросы человеческого бытия. Что такое человек? Как он должен жить, чтобы реализовать потенциал? Философ не дает готовых советов, которые помогут обрести счастье или душевный покой. Вместо этого он пытается прояснить проблемы этики и психологии, а также побудить читателей задать себе важные вопросы.

Фромм в книге выдвигает мысль о том, что смысл жизни человека заключается в его способности стать человеком для себя, то есть осознавать свои чувства, желания и действовать в соответствии с ними.

Он предлагает своеобразный подход к самопостижению, основанный на анализе культурных источников, которые препятствуют самореализации.

«Здоровое общество»

Фромм выпустил книгу «Здоровое общество» в 1955 году. В ней он представил свое полное и систематизированное учение, получившее название гуманистического психоанализа. Главной проблемой современного общества философ назвал бегство в сверхконформизм, который приводит к деперсонализации людей.

Формулируя свою концепцию, Фромм оспаривает точки зрения Зигмунда Фрейда и Карла Макса на взаимоотношения человека и общества. Он настаивает на том, что личность может быть самостоятельной и уникальной, не теряя при этом ощущения принадлежности к обществу. Фромм отмечает, что основные источники проблем — потребительское отношение к жизни и ориентация на материальное благополучие и личную выгоду, которые приносят вред как индивидуумам, так и обществу в целом.

Также Фромм предлагает ряд практических рекомендаций для создания здорового общества, в котором люди чувствуют себя полезными и свободными.

Он пишет о необходимости развития социальной открытости, сотрудничества и этических ценностей, которые помогут создать гармонию и мир в социуме.

«Искусство любить»

Одна из самых популярных книг Фромма появилась в 1956 году. В ней психоаналитик продолжил развивать свое видение человеческой природы, обозначенное в «Бегстве от свободы» и «Человеке для себя».

Фромм отвергает мистическое представление о любви, согласно которому ее невозможно описать и объяснить. Вместо этого он предлагает воспринимать любовь как творческую деятельность. По его мнению, навыки, которые для нее необходимы, можно получить и развить.

Фромм рассуждает о том, как возникает любовь и что люди под ней понимают. Объясняет, почему большинство браков терпят крах и какие ошибки люди чаще допускают в отношениях.

«Искусство быть»

Опубликованная в 1989 году книга «Искусство быть» удивительно актуальна и сегодня. В ней Фромм исследует, насколько представления о себе, других и мире влияют на способность быть счастливыми и отношения в целом. Он приходит к выводу, что материальные блага могут создать только временное удовлетворение, но не приведут к долгосрочному счастью.

Фромм выстраивает свою теорию вокруг того, что счастье происходит тогда, когда мы находим баланс между потребностями и жизнью в сообществе с другими людьми. Он объясняет, что это связано с тем, что мы должны научиться быть настоящими собой и иметь глубокое понимание своих реальных нужд, чтобы найти тех, кто нас поддерживает и помогает нам развиваться. Противостоя различным психогуру, проповедующим короткие и простые пути к просветлению, Фромм предлагает другой путь к самосознанию — через медитацию, а не через материальную выгоду.

«Анатомия человеческой деструктивности»

Это исследование в области теории психоанализа Фромм посвятил причинам насилия. Книга поделена на три логические части. Первая рассказывает об инстинктах, бихевиоризме и психоанализе. Вторая выступает против тезисов первой. А третья подробно рассматривает различные типы агрессии и условия ее возникновения.

Автор утверждает, что деструктивное поведение — результат неудовлетворенности основных потребностей человека: любви, безопасности, свободы и самореализации. Он также обращает внимание на то, что деструктивность может проявляться как в индивидуальном поведении, так и в межличностных отношениях.

Чтобы написать этот труд, Фромм обобщил знания в различных областях науки, включая историю, антропологию, палеонтологию и нейрофизиологию. В качестве примеров ученый в том числе проанализировал деятельность Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина.

«Иметь или быть?»

«Человек подчинил себе природу, ядерную энергию, покорил космос. У него есть все: возможность построить шикарный дом, приобрести отличный автомобиль, полки магазинов ломятся от товаров на любой вкус. Но человек по‑прежнему несчастен…»

В этой книге Фромм продолжает рассуждать о кризисе современного социума, разговор о котором он завел в предыдущих работах «Здоровое общество» и «Революция надежды». Он представляет психологический и социологический анализы эгоизма и альтруизма как двух способов существования. Что все‑таки важнее: обладать богатствами материальной культуры или жить осмысленно, осознавая каждое мгновение и наслаждаясь им во всей его полноте?

07.05.2023 г. Книги

17.11.2022 г. Книги

Расскажите друзьям:

Отправьте новость
на email:

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Жизнь, теории и вклад в психологию

  • Эрих Фромм (1800-1980) был немецко-американским психоаналитиком, членом Франкфуртской школы, который подчеркивал роль, которую культура играет в развитии личности. Он выступал за психоанализ как инструмент для лечения культурных проблем и, таким образом, уменьшения психических заболеваний.
  • Фромм считал, что человеческий характер развился как способ удовлетворить свои потребности. В отличие от Фрейда, он не считал, что характер фиксирован.
  • Фромм выделил пять основных человеческих потребностей: родственность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и система ориентации. Их отсутствие, по словам Фромма, вызовет психические и социальные проблемы, такие как отчуждение.
  • Фромм представлял себе идеальные версии общества и религии, которые подчеркивали свободу и удовлетворение человеческих потребностей.
    При этом он стал одним из основоположников гуманистического социализма.

Содержание

Обзор Life

Эрих Фромм был американским психоаналитиком и социальным философом немецкого происхождения, который подчеркивал культурные детерминанты личности.

Его работы исследовали эмоциональные проблемы в свободных обществах и защищали психоанализ как лекарство от культурных болезней и как инструмент, помогающий развитию не-невротического общества.

Фромм родился во Франкфурте, получил образование в Гейдельберге и Мюнхене, прежде чем в 1925 году основал частную психотерапевтическую практику. Фромм начинал как ученик Зигмунда Фрейда, сочетая свои психологические теории с социальным принципом Карла Маркса.

Он использовал уникальный метод психоанализа, предполагающий конфронтацию с пациентом как с его терапевтом, так и с другим чутким человеком, подчеркивая, что у пациента нет ни одной черты или фактора, которых нет у всех остальных (Маккоби, 1980).

Спасаясь от нацистской Германии, Фромм переехал в Чикаго в 1933 году, чтобы читать лекции в Психоаналитическом институте. Он преподавал в нескольких американских университетах и ​​расширил свои взгляды, включив в них принципы дзен-буддизма.

В 19В 57 лет он стал соучредителем Национального комитета разумной ядерной политики. Фромм также написал ряд книг и статей как для ученых, так и для широкой публики (Maccoby, 1980).

Фромм впервые завоевал популярность у широкой публики благодаря своей книге «Побег от свободы », в которой объяснялся бессознательный страх человека перед свободой и привлекательность авторитарных политических систем.

Эта книга в значительной степени сформировала интеллектуальную мысль в Америке того времени и привела к тому, что Фромм был отнесен к категории неофрейдистов вместе с Карен Хорни и Гарри Стэком Салливаном.

Хотя эти три фигуры различаются, согласно Фромму, каждая из них разделяет акцент на социальных и культурных факторах и критическое отношение к теории Фрейда о примате полового инстинкта.

В 1951 году Фромм стал профессором Национального университета Мексики, где он основал Мексиканский институт психоаналитиков и регулярно ездил в Соединенные Штаты, прежде чем поселиться в Швейцарии в 1971 году (Маккоби, 1980).

Темы

Фромм разработал несколько ключевых тем, постепенно развивая и совершенствуя свои идеи. Эти категории носят социальный характер, что относит психоаналитическую теорию динамической мотивации к социально-экономическим факторам.

Вторая тема — пересмотр Фроммом психоанализа Фрейда, особенно его акцента на агрессии и деструктивности.

Третья тема связана с его критикой индустриального общества, а четвертая — его анализом религии и ее связи с человеческим развитием (Маккоби, 1980).

Социальный характер

Из построенных им теорий социального характера на концепции Фрейда, что черты характера динамичны. Он считал, что структура характера объясняет действия, мысли и идеи: что мотивирует людей и что они находят удовлетворительным или разочаровывающим.

Фромм принял клиническое описание ориентаций характера Фрейдом в своей психосексуальной теории развития характера. Двумя из них являются анальный и орально-рецептивный характеры.

Анальная или анально-сохраняющая личность скупа, навязчиво стремится к порядку и опрятности. Говорят, что люди с анальным ретентивом зациклены на анальной стадии развития, которая происходит в возрасте от 18 месяцев до трех лет.

Между тем, орально-ретентивная личность описывает людей, которые находятся на первой стадии психосексуального развития, происходящей от рождения до восемнадцатимесячного возраста.

Фрейд считал, что люди, зацикленные на оральной стадии развития, имеют саркастичную, садистскую личность и склонны к оральным заболеваниям, таким как курение, переедание и алкоголизм.

Хотя Фромм принял обе эти концепции, он отверг теорию либидо как объяснение развития характера (Маккоби, 1980).

Фромм считал, что, хотя физиологические потребности должны быть удовлетворены, они не являются основными внутренними силами, определяющими действия, чувства и мысли человека.

Фромм считал, что Характер является эквивалентом инстинктивного детерминизма животного, утраченного людьми. Это способ, которым люди могут направить свою энергию и создать структуру посредством ассимиляции и социализации.

Развитие Характера, согласно Фромму, позволяет людям удовлетворять свои потребности в физическом выживании, потребности в эмоциональной связи с другими для защиты, работы, материальных благ, сексуального удовлетворения, игр, воспитания молодежи и передача знаний (Маккоби, 1980).

Фромм считал, что социальный характер лежит в основе структуры характера и разделяется большинством членов культурной или социальной группы. Вместо того, чтобы быть статистическим показателем или чертами, разделяемыми большинством, социальный характер можно понимать с точки зрения социально-экономической структуры — кто владеет средствами для производства вещей.

Фромм утверждал, что социальный характер был предназначен для формирования энергии членов общества таким образом, чтобы поведение было не вопросом сознательного решения, следовать или нет социальной модели, а желанием действовать так, как они должны. действовать и в то же время находить удовлетворение в действиях в соответствии с требованиями культуры.

Конечной целью этого, по мнению Фромма, было позволить обществу функционировать непрерывно.

Одним из примеров социального характера была пересмотренная Фроммом (1951) концепция Фрейда об анальном характере, которая включает внутренние побуждения к упорядоченности, бережливости, пунктуальности и уважению к авторитетам. Фромм считал, что это отвечало экономическим потребностям среднего класса в девятнадцатом веке.

Однако в развитых капиталистических обществах двадцатого века социальный характер заменяется другим, ориентированным на потребление и вписывающимся в бюрократические структуры путем приспособления к их правилам и предписаниям (Маккоби, 19).80).

Фромм использовал социальный характер для описания социального конфликта, а также адаптации. По мере изменения условий социальный персонаж может больше не подходить. Негодование и разочарование, которые возникают в результате, превращают социальный цемент во взрывную силу.

Фромм также считал, что социальные потребности могут конфликтовать с потребностями, вытекающими из природы людей и их врожденной потребности в любви, солидарности с другими людьми, развитии разума и творческих талантов.

Общества, которые не удовлетворяют эти человеческие потребности, согласно Фромму, разовьют «социально обусловленный дефект» (Маккоби, 1980).

Пересмотр Фрейдистского психоанализа и психопатологии

Фромм имел, как считается, сложные отношения с Фрейдом и его работами (Maccoby, 1980). Фромм критиковал теорию Фрейда и его тенденцию требовать идеологической чистоты в психоанализе (1959).

Однако Фромм также стремился развить и сохранить то, что он считал существенными элементами открытий Фрейда: превращение бессознательного в сознательное и науку об иррациональном (Маккоби, 1980).

Фромм (1970) критиковал фрейдовскую модель человека за то, что она чрезмерно определяется его социальными взглядами, такими как вера в патриархат и вера в то, что люди по своей сути эгоцентричны.

Фромм утверждал, что, ограничивая свою критику социальных норм сексуальностью, Фрейд был не в состоянии развить полное значение своих открытий.

Например, Фромм утверждал, что в своем тематическом исследовании «Маленького Ганса» модель человека Фрейда заставила его неверно интерпретировать клинические данные и недооценить важность отношений ребенка с матерью до эдипальной стадии.

Фромм также считал, что зрелая любовь требует равенства между полами (Маккоби, 1980).

Фромм отверг теорию инстинктов Фрейда, вместо этого рассматривая психопатологию как коренящуюся в характере. В своей книге «Бегство от свободы» Фромм описывает садизм и мазохизм как результат базовой потребности в родстве.

Фромм считал, что неспособность человечества переносить чувство бессилия, неуверенности и обособленности ведет к психопатологии (Maccoby, 1980).

Фромм описывает три основные патологические силы психики (1964). Две из них, инцестуозная фиксация и нарцизм, основаны на концепциях Фрейда, а третья, некрофилия, является собственным открытием Фромма (Maccoby, 1980).

Критика индустриального общества

Фромм в значительной степени опирался на ранние работы Карла Маркса в своей книге Разумное общество , а позже опубликовал две книги по марксизму.

Общество здравомыслящих должно было стать продолжением его первой работы «Бегство от свободы», опубликованной 15 годами ранее (Тиллих, 19 лет).55), расширяясь между своим предыдущим психоанализом и социоанализом, чтобы разработать образ будущего общества, в котором здоровье целого поддерживает здоровье каждого человека.

В «Здоровом обществе» Фромм описывает «отчуждение» человека в условиях демократии середины двадцатого века (Fromm, 1955). Фромм считал это отчуждение необходимостью человеческого развития и, следовательно, чем-то, что может быть преодолено в ходе человеческого развития. Здравомыслящее общество Фромма побеждает отчуждение (Тиллих, 1955).

Одновременно Фромм стремился подчеркнуть идеал свободы способом, отсутствующим в современном советском марксизме.

В конце концов, Фромм заклеймил западный капитализм и советский коммунизм как дегуманизирующие и причинно-следственные факторы отчуждения. В конечном итоге Общество здравомыслящих сделало Фромма основателем социалистического гуманизма (Fromm, 2017).

Пять человеческих потребностей Фромма

Фромм постулировал, что существует пять основных человеческих потребностей: связанность, укорененность, трансцендентность, чувство идентичности и структура ориентации (Das, 1993).

Родственность

Фромм активно обсуждал проблему отчуждения в современном обществе. Он считал, что отчуждение было проблемой, возникающей, когда потребность людей в родстве не удовлетворялась.

Эта потребность была настолько важна для формирования, что он считал отчуждение «центральной проблемой психического здоровья». (Фромм, 2017).

Фромм развил идею Маркса о том, что людям нежелательно говорить об отчуждении. Он считал, что отчуждение ведет к скуке, которую Фромм считал огромной психологической и, следовательно, социальной проблемой.

Для Фромма родство было источником психологической энергии, радости, благополучия и идентичности, и его потеря рассеивала эту энергию.

Для Фромма это отсутствие активной связи с миром и нашими собственными чувствами, возникающее в результате социальных обстоятельств, которые мешают людям развивать подлинные, любящие, продуктивные отношения.

Укорененность и единство

Фромм считал потребность в укорененности и единстве вариациями потребности в родственности. Он считал, что люди стремятся к единству из-за экзистенциального раскола между человеческим и нечеловеческим миром.

Фромм считал, что это состояние было бы невыносимым», если бы люди не установили чувство единства внутри себя и с природным и человеческим миром снаружи.

Как и в случае с родством, Фромм считал, что люди могут развивать родство через развитие связей с другими.

Это помогает людям преодолеть свою обособленность от других в своем обществе и чувствовать себя менее одинокими.

Возбуждение и стимуляция

Фромм утверждал, что людям присуща врожденная потребность в возбуждении и стимуляции, и они проявляют склонность искать удовольствия и активно интересоваться людьми, вещами и идеями (Fromm, 2017).

Цитируя Карла Бюлера, Фромм считал, что люди находят неотъемлемое удовольствие в том, чтобы быть функциональными (Funktionslust) и заниматься деятельностью.

Эффективность

Однако, по мнению Фромма, эта деятельность сама по себе не удовлетворяет потребности человека. Вместо этого Фромм считал, что людям необходимо заниматься творческой работой, которая значимо влияет на мир.

Он считал, что у людей есть потребность воздействовать на что-то, потому что это воздействие утверждает, что кто-то не импотент, а живой и функционирующий человек (Фромм, 2000).

Чтобы проиллюстрировать необходимость эффективности, Фромм заимствовал у Маркса пример средневекового ремесленника.

Ремесленник, по мнению Фромма, был продуктивным и оригинальным человеком, получавшим удовольствие от процесса работы (Fromm, 2017).

Физический результат мастерства отвечал глубокой потребности не только в стимуляции или самой деятельности, но и в эффективности.

Чувство идентичности

Чувство идентичности Фромма также является производным и зависит от основных потребностей в родственности и эффективности.

Фромм считал, что, находясь в странном и подавляющем мире, человек может чувствовать себя некомпетентным. Чтобы компенсировать реальную возможность почувствовать себя пассивным — и потерять чувство воли — люди должны обрести чувство способности что-то делать.

Эта способность быть эффективной формой чьей-либо идентичности (Fromm, 2000).

Рамка ориентации

Другой потребностью, связанной с чувством идентичности, была потребность в системе ориентации.

Эта система ориентации принимает форму, согласно Фромму, как системы отсчета, так и объекта поклонения, вокруг которого кто-то может организовывать и направлять свои действия.

Эта система отсчета может предоставить связную карту мира, давая людям понимание мира и своего места в нем (Fromm, 2017)

Трансцендентность

Наконец, Фромм подчеркнул необходимость трансцендентности.

Эта потребность в трансцендентности, традиционно используемая в богословии, описывает склонность людей к необходимости выйти за пределы своего эгоцентричного и изолированного положения в мире и перейти к «отношению с другими, открытости миру, бегству от ада эгоизма». центрированность и, следовательно, самозаключение» (Fromm, 2000).

Фромм считал, что религия может удовлетворить эту потребность.

Анализ религии и ее отношения к человеческому развитию

Фромм считал, что жизнь есть борьба между тремя фундаментальными дихотомиями: свободой и детерминизмом, разделенностью и единством, знанием и невежеством.

Фромм был известен своей неофрейдистской критикой религии. Он считал, что религия — это бегство от ответственности, и что разум всегда лучше религии.

В то время как священники и психоаналитики имеют дело с душой, утверждал Фромм, только психоаналитик делает человека ответственным авторитетом (Тиллих, 1955).

Тем не менее, Фромм также считал, что у всех есть религиозные потребности. Людям, по мнению Фромма, нужен смысл жизни и более глубокий способ ориентации в мире, чем может дать только разум. В отличие от Фрейда, Фромм считал, что религия неизбежна.

В результате Фромм стремился различать хорошую и плохую религию.

Плохой, или «авторитарной религией», он считал ту, в которой людей неуместно подчиняют высшей силе и поэтому заставляют жертвовать своей целостностью (Тиллих, 1955).

Между тем, то, что Фромм называет «гуманистической религией», концентрируется на силе людей, а не на их бессилии, и предполагает, что то, что наполняет людей, есть добро. Целью гуманистической религии, по Фромму, была самореализация, а не послушание авторитету.

Ссылки

Das, A.K. (1993). Диалектический гуманизм Эриха Фромма. (2), 50-60.

Фромм, Э. (1951). Märchen, Mythen, Träume. Eine Einführung in das Verständnis einer vergessenen Sprache.

Фромм, Э. (1959). Психоанализ и дзен-буддизм. Психология, 2 (2), 79-99.

Фромм, Э. (1964). Творцы и разрушители. The Saturday Review, Нью-Йорк (4 января 1964 г.), стр. 22–25.

Фромм, Э. (2000). Искусство любить: столетнее издание. А&С черный.

Фромм, Э., и Андерсон, Л. А. (2017). Здравомыслящее общество. Рутледж.

Маккоби, М. (1980). Эрих Фромм. Биографическое приложение к Международной энциклопедии социальных наук, Нью-Йорк 1980. С. 215-220.

Тиллих, П. (1955). Эрих Фромм — здравомыслящее общество. Пастырская психология, 6( 6), 13-16.

Эрих Фромм — Энциклопедия Нового Света

Эрих Фромм

Эрих Фромм (23 марта 1900 — 18 марта 1980) был всемирно известным немецко-американским психологом и философом-гуманистом. Его психологические теории, хотя и восходящие к фрейдистскому психоанализу, сосредоточивались на себе как на социальном существе, используя способность разума и любви для продвижения за пределы инстинктивного поведения.

Фромм считал, что люди должны нести ответственность за свои собственные моральные решения, а не просто придерживаться норм, навязанных авторитарными системами. В этом аспекте своего мышления он находился под влиянием идей Карла Маркса, особенно ранней «гуманистической» мысли Маркса, и в своей философской работе он был связан с тем, что стало известно как Франкфуртская школа критических мыслителей. Фромм отвергал насилие, полагая, что благодаря сочувствию и состраданию люди могут подняться над инстинктивным поведением остальной природы; этот духовный аспект его мышления может быть наследием его еврейского происхождения и талмудического образования, хотя Фромм не верил в традиционного еврейского Бога.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Психологическая теория
  • 3 Политические идеи и деятельность
  • 4 Наследие
  • 5 Основные работы
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 кредитов

Основное влияние Фромма остается в области гуманистической психологии, даже несмотря на то, что он отмежевался от ее основателя Карла Роджерса. Его книга «Искусство любить » остается популярным бестселлером, поскольку люди стремятся понять значение «истинной любви», понятия настолько глубокого, что на его поверхности может скрываться все, что смогла раскрыть работа Фромма.

Жизнь

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, который в то время был частью Прусской империи. Эрих рос единственным ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Двое из его прадедов по отцовской линии и дед по отцовской линии были раввинами. Брат его матери был уважаемым знатоком Талмуда.

В возрасте 13 лет Фромм начал свое изучение Талмуда, которое продлилось четырнадцать лет, в течение которых он познакомился с социалистической, гуманистической и хасидской мыслью. Хотя его семья была искренне религиозной, она занималась торговлей, как и большинство еврейских семей во Франкфурте. Фромм описал свое детство как взросление в двух разных мирах: традиционном еврейском и современном коммерческом. К 26 годам он отверг религию, потому что чувствовал, что она вызывает разногласия.

Тем не менее, он сохранил свои ранние воспоминания, впечатленные посланиями Талмуда о сострадании, искуплении и мессианской надежде.

Два события в его ранней жизни серьезно повлияли на его взгляды на жизнь. Первым, в возрасте 12 лет, было самоубийство молодой женщины, которая была другом семьи. В ее жизни было много хороших качеств, но она не могла найти счастья. Второй, в возрасте 14 лет, было начало Первой мировой войны. Фромм был свидетелем того, как многие обычно мягкие люди стали ненавистными и смертоносными. Стремление понять причину самоубийств и воинственности лежит в основе большей части размышлений Фромма.

В 1918 году Эрих Фромм начал учебу в Германии, в Университете Иоганна Вольфганга Гёте во Франкфурте-на-Майне, начав с двух семестров юриспруденции. В летнем семестре 19В 19 лет Фромм учился в Гейдельбергском университете, где переключился на изучение социологии у Альфреда Вебера (брата Макса Вебера), Карла Ясперса и Генриха Риккерта. Фромм получил докторскую степень. получил степень доктора социологии в Гейдельберге в 1922 г. и завершил свое психоаналитическое обучение в 1930 г. в Психоаналитическом институте в Берлине. В том же году он начал свою собственную клиническую практику и присоединился к Франкфуртскому институту социальных исследований.

После прихода к власти в Германии нацистов Фромм переехал в Женеву, Швейцарию, и в 1934 года, в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Покинув Колумбию, он помог основать Нью-Йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии в 1943 году. В 1945 году он помог создать Институт психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта.

Фромм был трижды женат. Его первой женой была Фрида Райхманн, психоаналитик, получившая хорошую репутацию благодаря своей эффективной клинической работе с шизофрениками. Их брак закончился разводом в 1933 году, но Фромм признал, что многому у нее научился. В 43 года Фромм женился на Хенни Гурланд. Они переехали в Мехико в 1950 лет из-за проблем со здоровьем, но она умерла в 1952 году. Через год после ее смерти Фромм женился на Аннис Фриман.

Когда Фромм переехал в Мехико в 1950 году, он стал профессором Национального автономного университета Мексики (УНАМ) и основал психоаналитический сектор медицинской школы. Он преподавал в UNAM до выхода на пенсию в 1965 году. Фромм также был профессором психологии в Мичиганском государственном университете с 1957 по 1961 год и работал адъюнкт-профессором психологии в аспирантуре отделения искусств и наук Нью-Йоркского университета. В 19В 74 года он переехал в Муральто, Швейцария. Он умер в своем доме в 1980 году, за пять дней до своего восьмидесятилетия. На протяжении всей своей жизни Фромм поддерживал собственную клиническую практику и опубликовал серию книг, самой популярной из которых была « Искусство любить » (1956), получившая международный успех.

Психологическая теория

Начиная с его первой основополагающей работы «Бегство от свободы» (известной в Великобритании как «Страх свободы »), впервые опубликованной в 1941, сочинения Фромма были известны как своими социальными и политическими комментариями, так и их философскими и психологическими основами. Его вторая основополагающая работа, «Человек для себя: исследование психологии этики », впервые опубликованная в 1947 году, была продолжением « Побег от свободы» . В совокупности эти книги изложили теорию Фромма о человеческом характере, которая была естественным продолжением теории Фромма о человеческой природе. Самая популярная книга Фромма — «: Искусство любить».0256 , международный бестселлер, впервые опубликованный в 1956 году, который обобщил и дополнил теоретические принципы человеческой природы, обнаруженные в «Побег от свободы» и «Человек для себя », принципы, которые были пересмотрены во многих других крупных работах Фромма.

Центральное место в мировоззрении Фромма занимало его представление о себе как о социальном характере. Фромм видел, что основной человеческий характер проистекает из нашего экзистенциального разочарования в том, что мы являемся частью природы, в то время как нам необходимо подняться над природой благодаря нашим рассуждениям и способности любить. Свобода быть уникальными личностями пугает, поэтому люди склонны подчиняться авторитарным системам. Фромм превозносил достоинства людей, предпринимающих независимые действия и использующих разум для установления своих собственных моральных ценностей, а не придерживающихся авторитарных норм.

Человеческие существа превратились в существ, осознающих себя, свою смертность и свое бессилие перед силами природы и общества, и больше не объединены со вселенной, как это было в их инстинктивном, дочеловеческом существовании в виде животных. Согласно Фромму, осознание разобщенности человеческого существования является источником всей вины и стыда, и решение этой экзистенциальной дихотомии находится в развитии уникальных человеческих способностей любви и разума.

Фромм отличал свою концепцию любви от популярных представлений о любви до такой степени, что его ссылка на эту концепцию была практически парадоксальной. Фромм считал любовь межличностной, творческой способностью, а не эмоцией, и отличал эту творческую способность от того, что он считал различными формами нарциссических неврозов и садомазохистских тенденций, которые обычно выставляются в качестве доказательства «настоящей любви». Действительно, Фромм рассматривал опыт «влюбленности» как свидетельство неспособности человека понять истинную природу любви, которая, как он считал, всегда имела общие элементы любви.0255 забота , ответственность , уважение и знание . Фромм также утверждал, что мало кто в современном обществе уважает автономию своих собратьев, не говоря уже об объективном знании того, чего на самом деле хотят и в чем нуждаются другие люди.

Фромм часто ссылался на примеры из Талмуда для иллюстрации своих идей, но с интерпретациями, далекими от традиционных. Фромм использовал историю Адама и Евы как аллегорическое объяснение биологической эволюции человека и экзистенциальной тревоги, утверждая, что когда Адам и Ева вкусили от «Древа познания», они осознали себя отделенными от природы, оставаясь при этом Часть этого. Придавая этой истории марксистский оттенок, он интерпретировал непослушание Адама и Евы как оправданный бунт против авторитарного Бога. Решение человеческого состояния, согласно Фромму, не может включать никакого участия Всемогущего или любого другого сверхъестественного источника, а только нашими собственными усилиями взять на себя ответственность за свою жизнь. В другом примере Фромм указал на историю Ионы, который не хотел спасать жителей Ниневии от последствий их греха, как на демонстрацию его веры в то, что качества заботы и ответственности обычно отсутствуют в большинстве человеческих отношений.

В приложении к своей книге «Сердце человека: его гениальность во имя добра и зла » Фромм написал в рамках своего знаменитого гуманистического кредо:

Я верю, что человек, выбирающий прогресс, может обрести новое единство через развитие всех своих человеческих сил, которые производятся в трех направлениях. Они могут быть представлены по отдельности или вместе: (любовь к жизни), любовь к человечеству и природе, независимость и свобода. (ок. 1965 г.)

Политические идеи и деятельность

Кульминацией социальной и политической философии Фромма стала его книга Разумное общество , опубликованная в 1955 году, в которой приводились доводы в пользу гуманистического, демократического социализма. Опираясь главным образом на ранние работы Карла Маркса, Фромм стремился вновь подчеркнуть идеал личной свободы, отсутствующий в большей части советского марксизма и чаще встречающийся в трудах либертарианских социалистов и либеральных теоретиков. Марка социализма Фромма отвергала как западный капитализм, так и советский коммунизм, которые он считал бесчеловечными и бюрократическими социальными структурами, которые привели к практически универсальному современному феномену отчуждения. Он стал одним из основателей Социалистический гуманизм , продвигающий ранние работы Маркса и его гуманистические послания в США и Западной Европе. Так, в начале 1960-х годов Фромм опубликовал две книги, посвященные мысли Маркса ( «Концепция человека Маркса» и «По ту сторону цепей иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом» ). Работая над стимулированием западного и восточного сотрудничества между марксистами-гуманистами, Фромм опубликовал сборник статей под названием « Социалистический гуманизм: международный симпозиум 9». 0256 в 1965 году.

Периодически Фромм принимал активное участие в политике США. Он вступил в Социалистическую партию Америки в середине 1950-х годов и сделал все возможное, чтобы помочь им представить точку зрения, альтернативную преобладающему «маккартизму» того времени, точку зрения, которая лучше всего была выражена в его статье 1961 года «. Может ли человек победить?». Исследование фактов и вымыслов внешней политики . Однако, как соучредитель SANE, самый сильный политический интерес Фромма был в международном движении за мир, борьбе против гонки ядерных вооружений и участия США в войне во Вьетнаме. После поддержки проигравшей заявки Юджина Маккарти на 19После выдвижения кандидатом в президенты от Демократической партии Фромм более или менее ушел с американской политической сцены, хотя в 1974 году он написал статью под названием «Замечания о политике разрядки » для слушаний, проведенных комитетом Сената США по международным отношениям.

Наследие

Фромм как психолог не оставил значительного наследия. Его желание увидеть, как теория Фрейда опирается на большее количество эмпирических данных и методов, было лучше удовлетворено другими, такими как Эрик Эриксон и Анна Фрейд. Фромма иногда называют основателем неофрейдистов, но его влияние на них мало признается. Его идеи о психотерапии оказали влияние на гуманистические подходы, но он критиковал Карла Роджерса и других до такой степени, что изолировал себя от них. Его теория личности обычно не обсуждается в учебниках по теории личности.

Его социально-политическое влияние завершилось его современной деятельностью в американской политике 1960-х и начала 1970-х годов.

Тем не менее, его книги постоянно переоткрываются учеными, которые находятся под личным влиянием. Пятнадцать таких людей сформировали Международное общество Эриха Фромма в 1985 году. Это общество, насчитывающее более 650 членов, стремится поощрять научные работы и исследования, основанные на работах Фромма.

Основные работы

  • Фромм, Э. 1994 г. (оригинал 1941) Побег от свободы. (также известный как Страх свободы. ) Книги с совами. ISBN 0805031499
  • Фромм, Э. 1947. Человек для самого себя: исследование психологии этики.
  • Фромм, Э. 1950. Психоанализ и религия.
  • Фромм, Э. 1951. Забытый язык: понимание снов, сказок и мифов.
  • Фромм, Э. 1955. Нормальное общество.
  • Фромм, Э. 1956. Искусство любить.
  • Фромм, Э. 1959. Миссия Зигмунда Фрейда: анализ его личности и влияния.
  • Фромм, Э. 1960. Пусть победит человек: социалистический манифест и программа.
  • Фромм, Э. 1960. Дзен-буддизм и психоанализ, с Д. Т. Судзуки и Ричардом де Мартино.
  • Фромм, Э. 1961. Концепция человека Маркса.
  • Фромм, Э. 1961. Может ли человек победить? Исследование фактов и вымыслов внешней политики.
  • Фромм, Э. 1962. По ту сторону цепей иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом.
  • Фромм, Э. 1964. Сердце человека: его гений добра и зла.
  • Фромм, Э. 1966. Вы будете богами
  • Фромм, Э. 1968. Революция надежды: к гуманизированной технологии.
  • Фромм, Э. 1970. Социальный характер в мексиканской деревне.
  • Фромм, Э. 1970. Кризис психоанализа: Очерки Фрейда, Маркса и социальной психологии.
  • Фромм, Э. 1973. Анатомия человеческой деструктивности.
  • Фромм, Э. 1976. Иметь или быть.
  • Фромм, Э. 1984. Рабочий класс в Веймарской Германии. (психосоциальный анализ 1930-х гг.).
  • Фромм, Э. 1986. Ради любви к жизни.
  • Фромм, Э. 1989. Искусство быть.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 18 августа 2017 г.

  • Архив Эриха Фромма в Интернет-архиве Marxists.org
  • «Любовь и ее распад» Отрывок из книги Фромма «Искусство любить».
  • Комната Эриха Фромма Сборник статей

Авторы

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts