Одаренность в психологии это: ОДАРЕННОСТЬ это

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ОДАРЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ Проблема одаренности

ОДАРЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ Проблема одаренности — это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос — это вопрос о том, каковы способности человека, к чему у него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект. Исследования различных видов специальной одаренности проводились по большей части в связи с профессиональной ориентацией и выявлением профессиональной пригодности. Таковы, например, работы по одаренности технической (Е. Кокса и др. ), художественной, изобразительной (Р. Эйлера), музыкальной (Г. Ревеша, К. Сишора). В советской психологии вопросу о музыкальных способностях посвящено большое исследование Б. М. Теплова. Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т. е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться. В житейском обиходе, когда говорят, например, об одаренных детях, то разумеют по большей части высокий уровень способностей; в психологической литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т. п. Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что — то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан Теплое Б. М. Способности и одаренность // Ученые записки Гос. науч. — исслед. ин — та психологии. М. , 1941. Т. II. с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.

В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая — то сторона доминирует, какие — то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества. Означая уровень способностей личности к обучению и производительному труду, которые формируются в ходе обучения и трудовой деятельности, одаренность лишь по ходу учебной и трудовой деятельности и может быть определена. Наиболее убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества. Но этот показатель при всей его очевидности не дает возможности распознать и должным образом оценить способности человека в процессе их становления.
Существенным показателем значительности способностей в процессе их развития могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения. Еще более непосредственным выражением и доказательством способностей, чем быстрота и успешность овладения знаниями, мы бы считали то, какой сдвиг в умении мыслить и т. п. дает овладение определенным кругом знаний. У разных людей освоение одного и того же круга знаний дает различное продвижение в мышлении, в умственном развитии. Говоря языком американской педагогической психологии, можно сказать, что показателем одаренности может служить широта переноса, которая достигается различными индивидами в процессе обучения. Показателями одаренности может служить и время проявления способностей: раннее их проявление — при прочих равных условиях — служит одним из симптомов значительности дарований. Однако обратное заключение не обосновано: из того, что в раннем возрасте способности не выявились сколько — нибудь ярко, никак нельзя делать отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего их развития.
История науки и искусства знает немало случаев, когда люди, ставшие крупнейшими учеными, писателями, художниками, в раннем возрасте не проявляли исключительных способностей. Бывает также, что, рано появившись, дарование затем не развивается так, как этого можно было бы ожидать: есть люди, которые обещают в молодости больше, чем они дают в зрелости. Это нередко случается с вундеркиндами. Таким образом, раннее проявление способностей не служит универсальным критерием одаренности. Оно может быть учтено лишь как один более или менее существенный момент в общей совокупности конкретных условий развития человека. Вообще, когда пользуются любым из вышеперечисленных показателей для суждения об одаренности, будь то значительность достижений или темпы продвижения, необходимо брать не голый результат развития сам по себе; для того чтобы судить об одаренности, необходимо оценивать результаты или быстроту развития в соотношении с его условиями, потому что одинаковые достижения в учении или работе при различных условиях могут свидетельствовать о неодинаковых способностях и разные достижения при разных условиях могут свидетельствовать об одинаковых способностях.
Умение добиться больших достижений при внешне трудных условиях свидетельствует, конечно, об особенно больших способностях. Так, нужно, конечно, иметь совершенно исключительное дарование, чтобы, начав жизнь в тех условиях, в каких ее начинали, например, М. В. Ломоносов или А. М. Горький, овладеть теми вершинами культуры и творчества, какими овладели они. Нужно, однако, учесть, что сила сопротивляемости неблагоприятным условиям и способность пробиться сквозь них зависит не только от способностей, но и от волевых качеств личности. Не подлежит сомнению, что некоторые люди, которые при благоприятных условиях могли бы широко развернуть свои способности и очень многое создать, оказываются не в силах преодолеть те внешние препятствия, которые создают неблагоприятные условия для их развития. Поэтому развитие способностей существенно зависит от общественных условий.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     azps@azps.
ru 

Виды одаренности

То, как дано определение понятия одаренности, определяет и ее виды, саму классификацию одаренности. Соответственно в «Рабочей концепции одаренности» обоснованы критерии их выделения и систематизации. Таких критериев выделено пять. Это, в первую очередь, «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики». По этому критерию виды одаренности выделяются на пересечении традиционных пяти видов деятельности: практической, теоретической (познавательной деятельности), художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной. По отношению к последней трудно говорить как об отдельном виде одаренности. Это в первую очередь — способность влиять на людей в духовно-нравственном отношении.

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

При этом деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Следующие критерии связаны со степенью сформированности и формами проявления одаренности.

По критерию «степень сформированности одаренности» дифференцируется:

  • актуальная одаренность;
  • потенциальная одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае, речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — в пользу выделения потенциальной одаренности следует рассматривать тот момент в определении одаренности, который предусматривает ее формирование на протяжении всей жизни. Следовательно, на определенном отрезке жизни человека можно говорить об этапе ее становления.
Кроме того, путем выделения потенциальной одаренности снимается постоянная альтернатива: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Она присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует только часть детей.

При понимании всей теоретической сложности, неясности природы этой формы, доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Поэтому выделение потенциальной одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности;
  • скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».

Скрытая одаренность — выделение этой формы можно объяснить теми же причинами, что и выделение потенциальной одаренности, ведь нередко «в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов».

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность — проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и саморегуляция — ее основополагающие предпосылки. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.

Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т. д.), В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте.

Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов (Н. С. Лейтес). Наиболее известный в этом смысле вариант — ускоренный. Многие вундеркинды — это дети именно с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.

Предсказать, во что выльется то или иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза уже имеются. В любом случае учитель должен всегда понимать относительность самого явления яркой одаренности, его условности и во многих случаях только возрастного временного характера.

Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально — чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2— 3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет книгу о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.). Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. п.).

И, наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается ускорением, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается замедленное развитие. Так, Эйнштейн заговорил позднее, чем другие дети.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т. п., происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

В. С. Юркевич выделяет еще одну форму одаренности по критерию различия по уровню одаренности.

По ее мнению, термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным, по своим способностям, детям. Несколько упрощая эти различия, она выделяет по уровню одаренности два основных типа.

Особая, исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. У этих детей три особенности ярко бросаются в глаза:

  1. Исключительная захваченность сложной интеллектуальной деятельностью.
  2. Легкость понимания и усвоения сложных познавательных текстов.
  3. Повышенная критичность, нежелание принимать любую информацию «на веру» Эта особенность встречается примерно у 80% детей особо одаренных детей и взрослых.

Другая группа — так называемые «нормально» одаренные дети, которых иногда называют — «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется более нормальный, обычный характер. Это те дети, которым повезло с самого начала — нормальные роды, хорошая семья, внимательные, заинтересованные учителя. От обычных, средних детей, с обычными, среднестатистическими способностями их отличает высокая, оптимально проявляющаяся познавательная потребность. Если у особо одаренных детей познавательная потребность как бы «забивает» все остальные, даже потребность в общении, то у детей этого уровня одаренности она не мешает, а даже помогает развитию способов общения, делая ее своего рода менее стихийной, более направленной на единство интересов, в первую очередь познавательных.

По поводу выделяемых Юркевич групп одаренных детей, мы хотим оговорить, что в силу необычно высоких достижений, а также значения термина «особый» в русском языке, понятие «особо одаренный» трактуется лишь как выдающийся, хотя в английском языке, откуда пришло понятие особой одаренности, кроме outstanding — выдающийся, знаменитый оно имеет и другое толкование: special — особый как отличительный, специальный, индивидуальный. Это необходимо иметь в виду при анализе «особо одаренных». И поэтому коллектив разработчиков «Рабочей концепции одаренности» пошел по пути дифференциации этих групп по принципу типа развития — гармоничного и дисгармоничного.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело — одаренные дети с дисгармоничной типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежит другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Одаренность

Одаренность означает, что человек, обычно ребенок, обладает способностями, значительно более развитыми, чем у его сверстников. Например, одаренный четырехлетний ребенок может читать или писать. Одаренный семилетний ребенок может сочинять простые мелодии, а одаренный пятнадцатилетний может написать свою первую симфонию.

Одаренность может открыть новые двери. Одаренный ребенок может перескакивать через классы, быть принятым в престижную программу или совершенствовать навыки, которые его родители не считали возможными. Тем не менее одаренность может также создавать проблемы для родителей, детей и педагогов. Одаренный ребенок может иметь социальные трудности или нуждаться в специальном образовании.

Несмотря на то, что одаренность не является диагнозом психического здоровья, семьям с одаренными детьми может быть полезна терапия. Терапевт может поддержать одаренных детей и помочь родителям удовлетворить потребности своего ребенка.

Что такое одаренность?

Образовательные учреждения часто используют разные определения одаренности. В некоторых школах учащиеся считаются одаренными только в том случае, если они набирают высокие баллы на стандартных тестах. Другие измеряют одаренность на основе успеваемости учащегося в классе.

Такие организации, как Американская психологическая ассоциация (APA) или Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC), часто сосредотачиваются на предметных областях, а не на оценках или результатах тестов. Домен — это любая структурированная деятельность или набор навыков, которые ценятся культурой, например, искусство или наука. NAGC определяет одаренность как производительность или достижение в 10% лучших или выше в одной или нескольких областях. И APA, и NAGC подчеркивают, что одаренность включает в себя таланты во многих областях, а не только академические таланты.

Ни одно определение одаренности не применимо ко всем одаренным людям. Некоторые исследователи ставят под сомнение само понятие одаренности, утверждая, что это продукт социальных привилегий или практики, а не врожденный талант. Согласно этой теории, каждый ребенок может быть одаренным по крайней мере в некоторых областях при правильной поддержке.

Мифы об одаренности

Популярная культура часто изображает одаренность как золотой билет к успеху на всю жизнь. Однако реальность имеет тенденцию быть более сложной.

  • Миф: Одаренный ребенок будет талантлив во всем, к чему он стремится.
    • Правда: Человек может быть одарен в одной области и иметь типичные или посредственные навыки в другой области. Например, блестящему писателю может быть трудно сдать экзамен по естествознанию.
  • Миф: Одаренные дети всегда хорошо учатся в школе.
    • Правда: Одаренные дети по-разному относятся к школе. Некоторые дети расставляют приоритеты в своих оценках и преуспевают. Другим не хватает мотивации, потому что школьный материал утомляет их или они отвлекаются на более увлекательные занятия. Третьи учащиеся хотят хорошо учиться, но их страх неудачи саботирует их.
  • Миф: Одаренные дети более серьезные и зрелые, чем другие дети.
    • Правда: У одаренных детей разные характеры. Они могут быть глупыми, тихими, импульсивными, тревожными и так далее. Кроме того, наличие продвинутых навыков не означает, что ребенок эмоционально или в развитии старше. Восьмилетнему ребенку, умеющему считать, скорее всего, все равно понадобятся напоминания, чтобы он выполнял свою работу по дому.
  • Миф: После того, как ребенок был отмечен как одаренный или бездарный, это определение становится постоянным.
    • Правда: Одаренность может меняться или развиваться со временем. Ребенок, который очень рано читает, не обязательно во взрослом возрасте будет иметь литературные способности. Между тем, ребенок, который борется в дошкольном возрасте, может вырасти в одаренного ученика средней школы. Кроме того, поскольку определений одаренности очень много, ребенок, который подходит для одной программы, может не быть принят в другую.

Дискриминация в программах для одаренных 

Институциональные барьеры могут привести к тому, что маргинализированные дети останутся незамеченными. Например, ребенок, выросший в бедном районе, может посещать школу, в которой практически нет ресурсов для выявления одаренности. У некоторых родителей может не быть времени или знаний, чтобы отстаивать потребности своего ребенка. Если у ребенка есть инвалидность или проблемы с поведением, у него может быть еще меньше шансов быть принятым в программу.

Когда программы для одаренных требуют номинации от родителей или учителей, на прием ребенка также могут повлиять предубеждения. Согласно исследованию, проведенному Национальным бюро экономических исследований, детей с меньшей вероятностью направляли в программу для одаренных детей, если они были:

  • чернокожими или латиноамериканцами
  • Женский
  • Изучающие английский язык
  • Участники программы бесплатных или льготных обедов

В том же исследовании проводился мониторинг школьного округа, когда была введена в действие программа всеобщего скрининга на одаренность. Когда всех детей протестировали, общий процент детей, признанных одаренными, вырос с 3% до 5%. Рост был еще более резким среди расовых и этнических меньшинств. Количество квалифицированных чернокожих студентов выросло на 80%, а количество квалифицированных латиноамериканских студентов выросло на 130%. Стандарты для теста были такими же, как когда учителя выступали в качестве привратников — все, что изменилось, это то, кто должен сдавать тест.

Дважды одаренные дети 

Некоторые одаренные дети также имеют трудности с обучением. Эти «дважды исключительные» дети могут нуждаться в значительной поддержке, чтобы справиться с их различными потребностями. Однако часто таких детей неправильно идентифицируют.

Некоторым одаренным детям с трудностями в обучении может быть ошибочно присвоен только их диагноз. Например, ребенок с СДВГ может быть крайне разрушительным в классе, отвлекая внимание от своего искусного владения музыкой или искусством. Для родителей и педагогов важно не полагать, что ребенок с ограниченными возможностями обучения не может быть одаренным.

Другие дважды исключительные дети могут быть идентифицированы только как одаренные. Эти дети могут быть в состоянии скрыть свои трудности в обучении, используя свои таланты для компенсации. Таким образом, они не могут быть диагностированы до подросткового возраста или позже. Без диагноза эти одаренные дети могут не получить поддержки, необходимой для полного раскрытия их потенциала.

Иногда трудности в обучении и одаренность взаимодействуют друг с другом таким образом, что ребенок может чувствовать себя подавленным. Одаренные дети быстро учатся, и им легко становится скучно. Нарушения обучения могут затруднить им концентрацию внимания в классе или управление своими эмоциями. Ребенок может разочароваться, когда одни действия кажутся ему намного труднее других. Другие могут ошибочно назвать ребенка «ленивым», если его успеваемость непостоянна.

Дважды исключительные дети, как и все дети с ограниченными возможностями обучения и другими особыми потребностями, имеют право на индивидуальный план обучения (IEP). Родители и педагоги составляют этот план вместе, а затем пересматривают его не реже одного раза в год. IEP должен учитывать все уникальные потребности ребенка. Например, аутичный ребенок с музыкальными способностями может посещать уроки музыки высокого уровня, а также сдавать тесты в отдельном классе, чтобы меньше отвлекаться.

Исследователи, специализирующиеся на дважды исключительных детях, часто не рекомендуют думать о таких детях как о «группах риска». Этот ярлык может быть стигматизирующим и часто слишком много внимания уделяет проблемам ребенка. Это также может быть источником беспокойства для детей. Взгляд на этих детей через призму обещаний может побудить родителей и педагогов развивать стратегии обучения, которые помогут ребенку реализовать свой потенциал.

Проблемы одаренности 

У одаренности есть свои проблемы. Для детей общие проблемы включают:

  • Скука. Одаренным детям может быть очень скучно в традиционной академической среде. Скука может казаться детям невыносимой, особенно если у них есть другие проблемы, такие как СДВГ или тревога.
  • Деструктивное поведение. Одаренные дети, которые чувствуют себя оторванными от занятий в классе, могут стать нетерпеливыми, раздражительными или агрессивными. Когда детям не хватает продуктивного выхода для своих талантов, они могут использовать свои дары, чтобы плохо себя вести.
  • Перфекционизм: Одаренные дети могут предъявлять к себе слишком высокие требования. Они могут испытывать крайнюю неуверенность в себе или стыд, когда они не «лучшие» в какой-либо деятельности.
  • Социальные трудности . Некоторые одаренные дети изо всех сил пытаются соответствовать детям своего возраста. Ребенок, одержимо интересующийся физикой, может не понимать, почему его сверстники не хотят проводить с ним научные эксперименты.

Родители одаренных детей могут столкнуться с такими трудностями, как:  

  • Признание одаренности . Единой меры одаренности не существует. У некоторых детей одаренность проявляется рано и остается явной. Другие борются годами, прежде чем кто-то заметит их талант.
  • Требуется защита . Родители одаренных детей должны сначала определить потребности своего ребенка, а затем найти способы удовлетворить эти потребности. Защита интересов одаренного ребенка может быть утомительным проектом. Иногда на поиск подходящей образовательной программы уходит несколько лет.
  • Безопасность . Некоторые одаренные дети стремятся реализовать свои таланты любой ценой. Это может привести к опасному или деструктивному поведению. Ребенок, который любит науку, может экспериментировать с электричеством. Талантливый спортсмен может попытаться взобраться на стену или спрыгнуть с крыши. Присмотр за одаренными детьми может быть утомительным для родителей.

При правильном воспитании одаренность может открыть путь к достойной жизни. Однако для некоторых семей управление одаренностью может быть запутанной и непосильной задачей. Правильный терапевт может помочь семьям определить стратегии поддержки одаренных детей и работы с педагогами. С профессиональной помощью семьи могут оптимизировать счастье и потенциал своего ребенка.

Ссылки:

  1. Баумель, Дж. (2016, 19 декабря). Что такое ИЭП? Получено с https://www.greatschools.org/gk/articles/what-is-an-iep
  2. .
  3. Леви, Х. О. (2017, 4 января). Дискриминация в сфере образования для одаренных должна быть прекращена. Неделя образования. Получено с https://www.edweek.org/ew/articles/2017/01/04/dismission-in-gifted-education-must-end.html
  4. Маас, С. (2015). Кто попадает в программы для одаренных и талантливых? Дайджест Национального бюро экономических исследований . Получено с https://www.nber.org/digest/nov15/w21519.html
  5. Нильсен, Массачусетс (2002). Одаренные учащиеся с ограниченными возможностями обучения: рекомендации по выявлению и программированию. Исключительность, 10 (2), 93-111. Получено с https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/S15327035EX1002_4
  6. Осборн, Дж. (2001). Проблемы воспитания особо одаренных учащихся. Получено с https://www.davidsongifted.org/Search-Database/entry/A10208
  7. Новое определение одаренности для нового века: изменение парадигмы [PDF]. (2010). Национальная ассоциация одаренных детей. Получено с http://www.nagc.org/sites/default/files/Position%20Statement/Redefining%20Giftedness%20for%20a%20New%20Century.pdf
  8. Суботник, Р. Ф., Ольшевски-Кубилиус, П., и Уоррелл, Ф. К. (2011). Переосмысление одаренности и одаренного образования: предлагаемое направление вперед, основанное на психологической науке. Психологическая наука в интересах общества, 12 (1), 3-54. Получено с https://www.apa.org/ed/schools/gifted/rethinking-giftedness.pdf
  9. Дважды отличники. (nd) Получено с https://www.nagc.org/twice-exceptional-students

Одна черта характера отличает одаренных людей

Мы очарованы одаренными людьми, от людей с необычными и специфическими талантами, которые в остальном являются обычными или даже вызывающими вызов, до тех, кто выглядит почти как мифические существа, способные овладеть многими дисциплинами и добиваться невероятных успехов.

Плюсы и минусы одаренности

Непонятые одаренные люди сталкиваются с трудной борьбой, часто вступая в свои права только в более позднем возрасте, хотя все чаще работа с «глубоко одаренными» (PG) детьми освобождает им место для преуспевания ранее в традиционных образовательных учреждениях. Одаренных детей часто стигматизируют, считают странными или асоциальными, и они чаще подвергаются издевательствам или исключению.

Поскольку одаренность плохо изучена, образовательные, социальные и профессиональные условия могут способствовать возникновению социальных проблем, не предоставляя таким людям дом. Кроме того, в отличие от людей с традиционными различиями в обучении, труднее увидеть, где одаренность может создать проблемы, когда есть так много положительных моментов.

По данным Института Дэвидсона, люди PG демонстрируют следующие тенденции: быстрое понимание, интуитивное понимание основ, склонность к сложности, потребность в точности, завышенные ожидания, расходящиеся интересы и причудливое чувство юмора. Обычно они демонстрируют «асинхронное развитие», заметно опережая в некоторых областях, но в то же время отставая в других областях. внешний вид противоречит продвинутым способностям, из-за чего некоторым учителям становится труднее реагировать на запросы9.0005

Существует ли одаренный тип личности?

Хотя одаренности способствуют многие факторы, в том числе различные типы интеллекта, генетические факторы и воспитание, одной из ключевых областей интереса является личность. Отличаются ли одаренные люди с точки зрения личности по сравнению с «неодаренными» 1 людьми? В журнале «Исследования высоких способностей » исследователи Огурлу и Озбей (2021) проводят метаанализ литературы по личности и одаренности, чтобы увидеть, как подходят такие черты личности Большой пятерки, как экстраверсия, добросовестность, открытость опыту, невротизм и доброжелательность. в.

Они просмотрели несколько баз данных, чтобы найти исследовательские статьи, отвечающие строгим критериям, для включения в их объединенный анализ, сократив 103 цитирования до окончательной группы из 13 высококачественных исследований для обзора. Они определили 83 фактора, связанных с одаренностью, возрастом, полом и личностью в окончательной объединенной выборке из почти 8000 человек, включая 3244 одаренных человека.

Используя сложные статистические методы, они сравнили показатели личности между одаренными и неодаренными группами, чтобы увидеть, какие черты личности значительно коррелируют с одаренностью. Не было выявлено существенных различий между одаренными и неодаренными группами по доброжелательности, экстраверсии, добросовестности или невротизму. Однако открытость опыту более сильно коррелировала с одаренностью с умеренно сильным эффектом. Кроме того, они обнаружили, что другие факторы, включая возраст, пол, индивидуальную выборку исследования и географическое положение, не учитывали одаренность или взаимосвязь между открытостью и одаренностью.

Дар одаренности

Открытость к опыту — ключевой компонент интеллекта, способствующий творчеству и способности рассматривать различные варианты и точки зрения при подходе к жизни, решении проблем и понимании сложных ситуаций. Открытость согласуется с наблюдаемой склонностью одаренных людей к сложности и дивергентному мышлению, а также с замечательной, а иногда и поразительной способностью одаренных людей видеть вещи, которые другие никогда не заметят и даже не вообразят. Не говоря уже о причудливом чувстве юмора, которое может быть палкой о двух концах.

Другим важным следствием этого исследования является то, что, хотя одаренные люди иногда воспринимаются как неуклюжие или неадекватные личности, менее социальные черты, включая более низкую экстраверсию, более низкую доброжелательность и более высокий невротизм, не коррелировали с одаренностью. Интересно, что добросовестность не была связана с одаренностью, хотя она независимо связана с эффективностью в работе и академической среде. Одаренность не гарантирует успеха, но она способствует правильному использованию.

Хотя корреляция не является причинно-следственной связью, возникает соблазн задаться вопросом, можно ли увеличить Открытость. Исследования показывают, что можно изменить личность в желаемом направлении. Многие обогащенные образовательные подходы включают педагогику, предназначенную для развития воображения, творчества и нестандартного мышления. Могут ли взрослые решить расширить свой кругозор или предпочесть придерживаться узкого взгляда, или сам этот выбор в первую очередь является функцией Открытости? Внешние мотивы для повышения открытости, такие как свидание с кем-то более непредубежденным или желание развиваться в профессиональном плане, могут побуждать людей пробовать что-то новое больше, чем если бы они были предоставлены сами себе.

Будущие исследования могут рассмотреть вмешательства, чтобы понять, можно ли приобрести непредубежденность, если это необходимо. Исследования в области одаренности важны для того, чтобы развеять мифы и стигматизацию, которые мешают одаренным людям процветать на протяжении всей жизни, а также помочь развить и предоставить ресурсы, необходимые обществу, чтобы извлечь максимальную пользу из этих людей, путем информирования политики и практики в области образования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts