Понятие о чувствах. Виды чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.
Функции чувств:
- мотивационная – чувства мотивируют поведение;
- сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
- оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
- функция синтезирующая основы образа — отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
- экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.
Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.
Принято выделять низшие и высшие чувства:
- Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
- Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.
Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.
Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.
Основные функции чувств
Основные функции чувств
Одной из центральных проблем психологической науки является выяснение всех факторов и детерминант, побуждающих, направляющих и поддерживающих поведение живого существа. Ориентирующийся и действующий субъект всю сложную совокупность факторов, детерминирующих его поведение, непосредственно не отражает. С другой стороны, субъектом отчетливо переживаются возникающие у него чувства, причем именно ими он реально руководствуется в жизни. Этот факт и лежит в основании концепций, что чувства мотивируют поведение ( Л. И. Петражицкий, Р. У. Липер ).
Эмоции и чувства единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Способность чувств производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновении в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Чувства являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребности значимости происходящего.
Одно из функциональных проявлений чувств заключается в том, что они навязывают субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ аварийного разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и др.
Известно, что такие чувства как возмущение, гордость, обида, ревность «навязывают » человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны. ( Т. Дембо, Ж.П. Сартр ).В психологии особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые по отношению к определенным психическим процессам, В исследованиях выявлено влияние чувств на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепленияторможения (П. К. Анохин), следообразования (А. Н. Леонтьев, Я. М. Калашник, А. Р. Лурия), подкрепления (П. В. Симонов).; другая функция предвосхищающая (А. В. Запорожец), эвристическая (О. К. Тихомиров).
Большой теоретический интерес представляет функция чувственных переживаний как синтезирующей основы образа, обеспечивающей возможность целого и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражителей. (В. Вундт, А. Н. Леонтьев, К. Г. Юнг, А. Р. Лурия, Ф. Крюгер).
Отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. В эволюции эти реакции развивались и закреплялись как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. ( Ч. Дарвин). Экспрессивная функция чувств не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией членораздельная речь. Чувственная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих невербальную коммуникацию.
В психологии наряду с общими функциями чувств выделены специфические характеристики отдельных эмоциональных состояний. Специфические особенности таких чувств как смех, стыд, печаль, горе освещены в работах А. Бергсона, П. Жане, З. Фрейда, Э. Линдеманна.
источник неизвестен
Сигнальная и регулирующая функции чувств
Человеческие эмоции, преобразованные социальными условиями существования, выполняют важнейшие функции — сигнальную и регулирующую.
- Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
- Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.
Положительное эмоциональное отношение человека вызывают те объекты и явления, которые способны удовлетворить пробудившуюся потребность. Отрицательное эмоциональное отношение вызывают те факторы, которые препятствуют удовлетворению потребности.
Высшие чувства.
В зависимости от направленности чувства делятся на:
- моральные — переживания человеком его отношений к другим людям, обществу;
- интеллектуальные — чувства, связанные с познавательной деятельностью;
- эстетические;
- практические — чувства, связанные с деятельностью человека.
Чувства подвержены динамике. Чем более содержательным является переживаемое личностью чувство, тем богаче становятся те реальные связи и отношения, которые находят в нем отражение, и тем больше основания рассчитывать, что чувство будет усиливаться, приобретать все большую глубину. И, наоборот, в ряде случаев может наступать эмоциональная адаптация и эмоциональное пресыщение.
Выразительность чувств. Выражение чувств, проявляющееся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего это — слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д.
У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние: радость, скорбь, гнев. — происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике (мимике, пантомимике, голосовой мимике), Выразительные движения и переживания проникают друг в друга, образуя подлинное единство.
Проявление эмоциональных переживаний. В жизни наблюдаются самые разнообразные проявления эмоциональных переживаний. Некоторые из них отличаются особым своеобразием, протекая и влияя на поведение и деятельность человека. Это — Настроения, аффекты, страсти.
- Настроение — устойчивое переживание каких-либо эмоций. Настроение отражается на поведении, определяя ожидания. организуя или дезорганизуя деятельность. Настроения отличаются разной степенью продолжительности и бывают преходящими и устойчивыми, Они всегда имеют причину, которая зачастую не осознается.
- Аффект — психологическое состояние. В основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Аффект быстро овладевает человеком, бурно протекает и характеризуется изменением сознания, с нарушением волевого контроля.
- Страсть — устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека. Страсть определяет особенности восприятия человеком волнующего его предмета, переживания им сменяющих друг друга эмоций, аффектов, настроений.
15. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей.
Выделяют три основных вида высших чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они находят отражение: 1) Нравственные чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к своему поведению и поведению других людей в зависимости от соответствия или несоответствия социальным нормам. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы – это требования общества к поведению личности. Нравственные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, негодование по поводу тех или иных поступков), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, любовь), и общественные переживания (патриотизм, коллективизм и др. ). Отрицательные нравственные качества человека (жестокость, зависть, стяжательство, властолюбие) могут явиться основой не только безнравственного, но и преступного поведения. 2) Эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. 3) Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности обусловлены особыми психическими состояниями познавательной направленности. Существование интеллектуальных чувств – удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т. д. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении. В определении этих чувств как высших подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям.
16. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога
Эмоции – это интегральная реакция организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения.
Функции эмоций: 1) Приспособительная – дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям 2) Сигнальная – выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека 3) Побудительная – определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи 4) Подкрепляющая – выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти 5) Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность 6) Коммуникативная – заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Виды эмоций и чувств: 1) в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность 2) в зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства 3) в зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы 4) по содержательному своеобразию эмоции выделяют следующие виды эмоций.
Эмоциональные состояния: 1) Эмоциональный отклик – это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде; 2) Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени; 3) Аффект – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций. Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения; 4) Страсть – это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти; 5) Страх – безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма; 6) Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.
18. Функции эмоций. Общая психология
18. Функции эмоций
Эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.
Эмоции обладают рядом функций.
1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. Ощущение дискомфорта или удовольствия вызывает у человека определенные эмоции. Эти эмоции служат сигналом к действиям по устранению дискомфорта или сигналом к фиксации источника удовольствия. Например, находясь в малознакомой компании, человек испытывает неловкость. Это служит сигналом предпринять какие-либо действия: найти знакомого, либо проявить инициативу в знакомстве с членами компании, либо просто уйти. Пример положительного сигнала – человек получает эстетическое наслаждение от рассматривания картины на выставке. Эмоции, возникшие при этом, служат сигналом зафиксировать в сознании название картины, ее автора, название выставочного зала, чтобы при желании посетить его еще раз и снова испытать те же эмоции.
Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мимике, движениях. Человек может без слов выразить свое отношение к объекту. «Как тебе это нравится?», – в ответ – одобрительный кивок либо кислая мина. С другой стороны, по внешним проявлениям можно судить об эмоциях человека. Улыбка – проявление радости, доброжелательности, нахмуренный вид – человек сосредоточен или опечален и т. п. Точно также по позе, по жестам можно распознать психоэмоциональное состояние человека. Психологами выявлен целый «язык» тела, позволяющий судить как о сиюминутных эмоциях, так и об особенностях эмоциональной сферы личности в целом (например, степень тревожности, уверенности, открытости, правдивости и т. п.). Только очень хорошо натренированные люди могут полностью контролировать мимику и движения, чтобы не выдавать своих истинных чувств (например, разведчики).
2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.
3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесФункции эмоций и чувств Синтез Способы мышления — Шпоры по психологии и педагогике
■Я 13г стные моменты. 4 Глубина — умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, 4 Самостоятельность — возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами. < Критичность — умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки. 4 Гибкость — способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления. 4 Последовательность — умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений. 4 быстрота — принятие обоснованного решения и его реализация в условиях дефицита времени. Этапы решения мыслительных задач. Осознание проблемной ситуации. Постановка задачи. Ограничение зоны поиска. Построение гипотезы. Проверка гипотезы. Оценка действий и результатов. х- мер, страх, как эмоция, проявляется в ситуациях, связанных с опасностью для жизни. Страх, как чувство, может проявить 1 50 себя а социальных отношениях, например, как боязнь потерять чувство уважения. Функции эмоций и чувств 4 Подкрепляющая — значимое событие, вызывающее бурные эмоциональные переживания, быстрее и надолго эапечатляется е памяти. 4 Коммуникативная- проявляется через мимику, взгляды, позы, жесты и т. д., информирует человека об отношениях к нему в процессе общения и показывает актуальные эмоциональные переживания собеседникам. * Побудительная — определяет направление поиска, способное удовлетворить решению задачи. Эмоциональные переживания содержат образ предмета удовлетворения потребности и своё пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действиям. « Отражательная — как обобщающая оценка событий. Благо* даря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и побуждают реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие. 4 Приспособительная — эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Особенности эмоций и чувств 4 Эмоции и чувства человека, связанные с жизнедеятельностью организма. Под их влиянием изменяется деятельность внутренних органов (органы кровообращения, дыхания, пищеварения, желёз секреции и др.). Причём излишняя активность и длительность эмоциональных переживаний вызывает нарушения в организме 4 Чувства исторически и социально обусловлены, они по-разному проявляются у разных народов и в различные исторические периоды. Похожие события вызывают различные отношения людей, живущих в разные эпохи. 4 Протекание чувств характеризуется определённой динамикой. Кратковременные переживания имеют выраженные этапы: возникновение, нарастание, кульминация, угасание. А на фоне длительных переживаний возникают отдельные эмоции. 4 Эмоции и чувства связаны с действительностью и поведением человека. То, что приводит к успеху, содействует достижению поставленной цели, вызывает положительные чувства, и наоборот. « Интегральность эмоциональных переживаний проявляется в 136 | 2. Синтез — мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое. Обобщение — мысленное соотнесение и выде ление общего в двух или нескольких различных предметах, явления, ситуациях. Сравнение — мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Абстрагирование — отвлечение существенных при знаков предметов и явлений от несущественных. Формы мышления: Понятие — это отражение в сознании Человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития челове- | ческого Общества. Вместе с тем уже готовые, выработан- • ные понятия усваиваются человеком в процессе индивиду- | ального развития. Усвоить понятие — осознать его содер- | жание л уметь использовать в познавательной и практичес- | кой деятельности. ■ Суждение — это форма мышления, в которой утаерж- I даются или отрицаются какие-либо отношения между пред- | метами или явлениями. I Умозаключение — это выделение из двух или несколь- I ких суждений нового суждения. — ‘ Аналогия — это такое умозаключение, в котором вы- I вод делается на основании частичного сходства между пред- ‘ метами без достаточного рассмотрения всех условий. I Способы мышления: 4 Индукция — способ мышления, при котором умозак- | лючение движется от единичного к общему выводу. . 4 Дедукция — способ мышления, осуществляемый от | общего вывода к частному. ■ Виды мышления: I Мышление человека включает в себя не только опера- | ции, способы и формы, но и протекает на различных уров- I нях. Это виды мышления. | 1. По степени развернутости разделяют: ‘ 146 X Виды речи * Внутренняя речь — не выполняет функцию общения, а обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Внутренняя речь направлена на себя, носит сокращенный свернутый характер. < Устная речь — включена в общение между людьми посредством произношения слов вслух с одной стороны и восприятие их на слух с другой стороны. Протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией. 4 Письменная речь — осуществляется с помощью письменных знаков. Общение опосредовано текстом. В отличие от устной речи, письменная более содержательна и концентрирована, имеет четкий замысел и сложную грамматическую конструкцию. 4 Монолог — речь одного человека в течение длительного времени, излагающего свои мысли. Это развернутая, подготовленная и завершенная речь, которая имеет композицию и строгую логику Требует тщательного отбора слов и оборотов. 4 Диалог — разговор, в котором активно участвуют не менее двух собеседников. Эта речь поддерживается взаимными репликами и не полностью развернутая. Часто эта речь возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. I 10
ФУНКЦИИ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВ — ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
1. Коммуникативную,
2. Регулятивную,
3. Отражательную,
4. Побудительную,
5. Подкрепляющую,
6. Переключательную,
7. Приспособительную.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Коммуникативная или сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:
Ø Мимическими (движения мышц лица)
Ø Пантомимическими (движения мышц тела, жесты)
Ø Изменениями голоса,
Ø Вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи).
Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Они же позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха – неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
7. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
В нашей психической жизни чувства занимают особое место:
Ø Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти, мышления и др.
Ø Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее.
Ø Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость.
Ø Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами.
Ø Чувства обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьЗнаете ли вы функции эмоций?
Джонмаршал Рив — автор, который в последние десятилетия внес свой вклад в исследования мотивации и эмоций. Рив считает, что у есть три основные функции эмоций: адаптивная, социальная и мотивационная. Давайте посмотрим на каждый из них, из чего они состоят и как иногда может быть полезно подавление эмоциональной реакции.
Гордость, страх, радость, гнев или стыд — это эмоции, оказывающие на людей тройное воздействие. С одной стороны, они вызывают субъективные последствия, которые мы часто выражаем в виде чувств или эмоциональных состояний. С другой стороны, есть еще и физиологические эффекты. Они относятся к изменениям, которые эти эмоции вызывают в наших клетках, тканях, органах и теле в целом. Наконец, эти эмоции также могут мотивировать поведение.
Адаптивная функция
Одна из важнейших функций эмоций — подготовка тела к действию . В этом смысле каждая эмоция, независимо от ее положительных или отрицательных коннотаций, полезна по-своему.
Благодаря адаптивным функциям эмоций мы можем эффективно действовать, когда это необходимо. Эти эмоции позволяют нам мобилизоваться и получить достаточно энергии, чтобы выполнить задание или убежать, когда это необходимо. Например, когда мы видим, что кто-то плачет поблизости, у нас возникает естественная эмоциональная реакция, которая заставляет нас подойти к этому человеку и заинтересоваться, почему он расстроен.
Сам Чарльз Дарвин указывал на важность эмоций как адаптивного механизма. Дарвин рассматривал эмоции как способствующие правильному поведению. Для более подробного изучения адаптивных функций эмоций, вот функции каждой первичной эмоции (П. Экман):
Первичные эмоции | Адаптивная функция (использование) |
Счастье | Чувство близости к другим |
Отвращение | Отказ |
Гнев | Самозащита |
Страх | Защита |
Сюрприз | Исследование |
Печаль | Реинтеграция |
Социальная функция
«Мне стыдно.«Я безмерно счастлив». «Это заставляет меня нервничать». Все эти фразы относятся к эмоциональным состояниям. Эмоции передают наше эмоциональное состояние и выражают то, что происходит внутри. Кроме того, они также способствуют социальному взаимодействию. Эмоции помогают окружающим людям предсказывать наше поведение и позволяют нам попытаться предсказать их поведение. Благодаря этому эмоции очень полезны и необходимы в межличностных отношениях.
Иногда нам сложно определить эмоции вербально. Важно помнить, что мы не только выражаем эмоции устно.Есть и другие способы понаблюдать за тем, что кто-то чувствует, помимо того, чтобы спросить его, поскольку человеку может быть трудно точно выразить, что он чувствует. Наблюдая за позой тела или выражением лица, мы иногда можем более ясно увидеть, что кто-то чувствует, чем задавая вопросы. Часто определенная поза или выражение лица более информативны, чем «Мне грустно».
«Почти каждый думает, что знает, что такое эмоция, пока не попытается дать ей определение. В то время практически никто не может выразить это словами.”
-Wegner, Jones & Jones-
Однако даже отказ от выражения эмоций или отказ от выражения определенных эмоций иногда может играть социальную функцию. Это особенно верно в тех случаях, когда , скрывая эмоции или не показывая, что мы на самом деле чувствуем, помогает сохранить дружбу. В этих случаях «лекарство хуже болезни». Иногда лучше скрыть то, что мы на самом деле чувствуем, чтобы не обидеть и не расстроить другого человека.
Как правило, подавление эмоций вызывает недопонимание и значительную физиологическую нагрузку. Помимо того, что этого можно полностью избежать, это также может быть очень вредным. С другой стороны, полезно выражать эмоции и демонстрировать свои чувства здоровым и контролируемым образом. Выражение эмоций также помогает укрепить нашу сеть социальной поддержки.
Социальное заражение
Концепция социального заражения может быть одной из причин, почему нас больше привлекают положительные люди, чем отрицательные.Социальное заражение относится к идее о том, что эмоции могут передаваться от человека к человеку. Люди генетически предрасположены к социальному заражению. Мы позволяем эмоциям других увлекаться. Однако есть люди, которые более способны передавать и улавливать эмоции других.
Мотивационная функция
Эмоции также имеют мотивационную функцию. Связь между мотивацией и эмоциями двунаправленная. Между эмоциями и мотивацией существует постоянная обратная связь, и наоборот.
С одной стороны, любое мотивирующее поведение вызывает эмоциональную реакцию. С другой стороны, эмоций подпитывают мотивацию . Мотивация часто влияет на то, как мы проявляем свои эмоции, с какой интенсивностью и как мы позволяем им направлять наше поведение в том или ином направлении.
Например, если мы чувствуем себя счастливыми и получаем удовольствие от чашечки кофе с кем-то, у нас будет больше мотивации снова провести время с этим человеком . Напротив, плохой опыт с кем-то вызовет негативную эмоциональную реакцию, которая заставит нас дважды подумать, прежде чем согласиться увидеть этого человека снова.
Эмоции — основная система мотивации человеческого поведения. По сути, они являются катализатором создания мотивированного поведения. Это также верно для процессов восприятия, рассуждения и побуждения к действию.
Теперь мы знаем об основных функциях эмоций. Как только вы их осознаете, вам будет легче осознавать физиологические изменения, которые мы испытываем в течение дня. Сколько эмоций вы испытываете за 24 часа? Только представьте себе количество изменений, которые ежедневно происходят в нашем теле в результате наших эмоций!
7 странных эмоций, которые мы все иногда испытываемЕсть некоторые общие странные эмоции, которые испытывали все мы.Страх, когда что-то нам угрожает. Подробнее читайте здесь! Читать далее »
Пять жизненно важных функций наших эмоций
Октябрь — месяц эмоциональной осведомленности. Вот почему это важно.
Эмоции дают нам пять сильных сторон, которые помогают нам общаться с другими и получать то, что нам нужно в жизни. В следующий раз, когда вы испытаете неприятные эмоции, вы, вероятно, сможете лучше справиться с ними, если поймете их ценность.
Цель эмоций
Как наши чувства помогают нам выжить и процветатьЭмоции могут играть важную роль в том, как мы думаем и ведем себя. Эмоции, которые мы испытываем каждый день, могут побудить нас действовать и повлиять на решения, которые мы принимаем в отношении нашей жизни, как больших, так и малых. Чтобы по-настоящему понять эмоции, важно понимать три важнейших компонента эмоции.
Наши эмоции состоят из субъективного компонента (как мы переживаем эмоцию), физиологического компонента (как наши тела реагируют на эмоцию) и выразительного компонента (как мы ведем себя в ответ на эмоцию).Эти различные элементы могут играть роль в функции и цели наших эмоциональных реакций.
Наши эмоции могут быть кратковременными, например, вспышка раздражения на коллегу, или продолжительными, например, стойкой грустью из-за потери отношений. Но почему именно мы испытываем эмоции? Какую роль они выполняют?
Эмоции могут побудить нас к действию
Столкнувшись с нервным экзаменом, вы можете сильно беспокоиться о том, хорошо ли вы сдадите и как тест повлияет на вашу итоговую оценку.Из-за этих эмоциональных реакций у вас будет больше шансов учиться. Поскольку вы испытали определенную эмоцию, у вас была мотивация действовать и делать что-то позитивное, чтобы повысить свои шансы на получение хорошей оценки.
Мы также склонны предпринимать определенные действия, чтобы испытать положительные эмоции и минимизировать вероятность возникновения отрицательных эмоций. Например, вы можете искать общественные занятия или хобби, которые дадут вам чувство счастья, удовлетворенности и волнения.С другой стороны, вы, вероятно, избежите ситуаций, которые потенциально могут привести к скуке, грусти или беспокойству.
Эмоции помогают нам выживать, процветать и избегать опасностей
Натуралист Чарльз Дарвин считал, что эмоции — это приспособления, которые позволяют людям и животным выживать и воспроизводиться. Когда мы злимся, мы, вероятно, столкнемся с источником нашего раздражения. Когда мы испытываем страх, у нас больше шансов избежать угрозы.Когда мы чувствуем любовь, мы можем искать себе пару и воспроизводить потомство.
Эмоции играют адаптивную роль в нашей жизни, мотивируя нас действовать быстро и предпринимать действия, которые увеличивают наши шансы на выживание и успех.
Эмоции помогают нам принимать решения
Наши эмоции имеют большое влияние на решения, которые мы принимаем, от того, что мы решаем съесть на завтрак, до того, за каких кандидатов мы выбираем голосовать на политических выборах.
Исследователи также обнаружили, что люди с определенными типами повреждений мозга, влияющими на их способность испытывать эмоции, также имеют пониженную способность принимать правильные решения.
Даже в ситуациях, когда мы считаем, что наши решения руководствуются исключительно логикой и рациональностью, эмоции играют ключевую роль. Было показано, что эмоциональный интеллект или наша способность понимать эмоции и управлять ими играет важную роль в принятии решений.
Эмоции позволяют другим людям понять нас
Когда мы взаимодействуем с другими людьми, важно давать им сигналы, чтобы помочь им понять, что мы чувствуем.Эти сигналы могут включать эмоциональное выражение посредством языка тела, например, различные выражения лица, связанные с конкретными эмоциями, которые мы испытываем.
В других случаях это может включать прямое указание того, что мы чувствуем. Когда мы говорим друзьям или членам семьи, что чувствуем себя счастливыми, грустными, взволнованными или напуганными, мы даем им важную информацию, которую они затем могут использовать для принятия мер.
Эмоции позволяют нам понимать других
Так же, как наши собственные эмоции предоставляют ценную информацию другим, эмоциональные выражения окружающих нас людей дают нам огромное количество социальной информации.Социальное общение — важная часть нашей повседневной жизни и отношений, и очень важно уметь интерпретировать эмоции других людей и реагировать на них. Это позволяет нам правильно реагировать и строить более глубокие и значимые отношения с нашими друзьями, семьей и близкими. Это также позволяет нам эффективно общаться в различных социальных ситуациях, от работы с разгневанным клиентом до управления вспыльчивым сотрудником.
Чарльз Дарвин был одним из первых исследователей, занимавшихся научным изучением эмоций.Он предположил, что эмоциональные проявления также могут играть важную роль в безопасности и выживании. Если вы столкнулись с шипящим или плюющимся животным, это явно указывало бы на то, что существо злилось и защищалось, что заставляло вас отступать и избегать возможной опасности. Точно так же понимание эмоциональных проявлений других дает нам четкую информацию о том, как нам, возможно, придется реагировать в той или иной ситуации.
Последние мысли
Как вы уже знаете, наши эмоции служат самым разным целям.Эмоции могут быть мимолетными, стойкими, сильными, сложными и даже изменяющими жизнь. Они могут побудить нас действовать определенным образом и дать нам инструменты и ресурсы, необходимые для значимого взаимодействия в наших социальных мирах.
Источник: www.verywell.com | Кендра Черри | обновлено 13 июля 2016 г.
Вот вам жизнь…
Чтобы получить доступ к услугам AWP EAP, позвоните по телефону 1-800-343-3822. Ваш EAP готов помочь с семьей, работой, здоровьем и юридическими вопросами. Услуги EAP предоставляются бесплатно и на 100% конфиденциальны.
Alliance Work Partners — это профессиональная служба Workers Assistance Program, Inc.
Copyright © 2016 Workers Assistance Program, Inc
(PDF) Что такое эмоции? Структура и функции эмоций
43
17. LeDoux, J.Эмоциональный мозг. Simon and Schuster: New York, 1996. (цитата по польскому изданию
): J. LeDoux, Mózg emocjonalny. Tajemnicze podstawy ycia emocjonalnego, Пер.
А. Янковски, Медиа Родзина: Познань, 2000.
18. Лутц, К. А. Неестественные эмоции. Повседневные настроения на микронезийском атолле и их вызовы
западной теории. University of Chicago Press: London, 1988.
19. osiak, W. Psychologia emocji. Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne: Warszawa, 2007.
20. Марушевский Т. [in:] Namiętności, Smak słowa: Sopot, 2011, p. 25.
21. Оутли, К., Келтнер, Д., Дженкинс, Дж. М. Понимание эмоций. Второе издание. Wiley-
Blackwell: Oxford, 2006, (По данным): W. Лукашевский, A. Kolańczyk, T. Maruszewski, A.
Strużyńska-Kujałowicz, T. Zaleśkiewicz, Namiętności, Smak Słowa:
:
, Sopotności, Smak Słowa, 2011. 22. Пайлар Дж., Мишель Ф., Стельмах Г. Локализация без содержания — тактильный аналог слепого зрения.
Archives of Neurology, 40, 1983.
23. Панксепп, Дж., Бургдорф, Дж. Смеющиеся крысы и эволюционные предпосылки человеческой радости?
Физиология и поведение, 79, 2003, стр. 533-547.
24. Пинкер С. Как работает разум. W. W. Norton & Company: New York, London, 1997. Polish
edition: S. Pinker, Jak działa umysł, Transl. М. Корашевская, KiW: Warszawa, 2002.
25. Ярош М. (ред.) Подставы психиатрии. Państwowy Zakład Wydawnictw Lekarskich: Warszawa,
1988.
26. Ребер, А. С. Неявное обучение и неявное знание: эссе о когнитивном бессознательном.
Clarendon Press: Oxford, 1993.
27. Рорти, Р. Философия и зеркало природы. Princeton University Press: Princeton, NJ 1979.
Польское издание: R. Rorty, Filozofia a zwierciadło natury, Пер. М. Щубялка, Spacja:
Warszawa 1994.
28. Шерер К. Р. «К концепции модальных эмоций. В.Природа эмоций:
Фундаментальные вопросы, Oxford University Press: New York, Oxford, 1994.
29. Stępień, A. B. Zagadnienie poznawczej roli sfery emocjonalnej, Zeszyty naukowe KUL, 31,
1988, Vol. 3 (123), стр. 3-9.
30. Stępień, A. B. Ingardenowska teoria poznania. Roczniki Filozoficzne, T.XII, z. 1, 1964, pp. 77-
92.
31. Sterlau, J, Doliński, D. (eds.) Psychologia. Podręcznik akademicki. Gdańskie Wydawnictwo
Psychologiczne: Гданьск, 2008.
32.Tomasz z Akwinu. Suma teologiczna. Vol. 10, Uczucia. Пер. Автор: J. Bardan, Katolicki Ośrodek
Wydawniczy Veritas: London, 1967.
33. Weiner, D. Antycypacja a processy emocjonalne. Kognitywistyczne ujęcie systemów
emocjonalnych. Wydawnictwo Naukowe UAM: Познань, 2009.
34. Вежбицка, А. Чтение человеческих лиц: компоненты эмоций и универсальная семантика.
Прагматика и познание, 1993, 1 (1), стр. 1-23.
35. Уилсон, Т. Д. Незнакомцы для себя. Обнаружение адаптивного бессознательного.
Гарвард
University Press
:
Кембридж, Массачусетс, 2002.
36. Витгенштейн, Л. Цеттель, (ред.), GEM Anscombe, GH von Wright, Oxford: Blackwell 1967.
Польское издание: L Витгенштейн, Картки, Пер. С. Лисицка, Wydawnictwo KR: Warszawa, 1999.
37. Woleński, J. Epistemologia. Vol. 2, Aureus, Краков 2001.
38. Янг П. Т. Чувства и эмоции. В. Справочник по общей психологии, Б. Б. Вулман, (редактор),
Прентис Холл: Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 1973.
39. Зайонц, Р. Чувство и мышление: предпочтения не требуют выводов. Американский психолог, 35,
1980, стр. 151-175.
40. http://www.merriam-webster.com/dictionary/emotion [30.09.2016].
Примечания
1. Понятие «страсть» использовалось в психологической литературе в контексте любви и связанных с любовью эмоций,
таких как желание или зависть.Обычно это выражение используется для описания начальной фазы любви или увлечения, особой формы психоза
(Bilikiewicz 1989). В историческом контексте страсть также означала жажда власти, азарта, жадности.
Без аутентификации
Дата загрузки | 23.11.16 14:50
Feeling Our Emotions — Scientific American
НА ВЕКА , мимолетный и в высшей степени субъективный мир чувств был сферой деятельности философов. Но за последние 30 лет Антонио Р.Дамасио стремился показать, что чувства — это то, что возникает, когда мозг интерпретирует эмоции, которые сами по себе являются чисто физическими сигналами реакции тела на внешние раздражители.
Дамасио родился в 1944 году в Лиссабоне, Португалия, и с 1986 года возглавляет кафедру неврологии Университета Айовы. Он и его жена, невролог Ханна Дамасио, создали одну из крупнейших в мире баз данных травм головного мозга, включающую сотни исследований поражений головного мозга. и диагностические изображения. Каким бы серьезным ни был ущерб, нанесенный пациентам Антонио Дамасио, все это дает ему представление о том, как возникают эмоции и чувства и как они могут повлиять на психическое заболевание.
В последние годы Дамасио все больше интересуется той ролью, которую эмоции играют в наших процессах принятия решений и в нашем представлении о себе. В нескольких широко популярных книгах он показал, что определенные чувства являются краеугольным камнем нашего выживания. И сегодня он утверждает, что наши внутренние эмоциональные регулирующие процессы не только сохраняют нашу жизнь, но и фактически формируют наши величайшие культурные достижения.
& mdash; Интервью Мануэлы Ленцен
РАЗУМ : Профессор Дамасио, почему вы так очарованы природой человеческих эмоций?
Антонио Р.Дамасио : Сначала меня интересовали все типы неврологических травм. Если одна область мозга потеряет способность функционировать, поведение пациента может измениться либо резко, либо незначительно. Однажды я спросил себя: чего не хватает человеку, который может блестяще пройти тест на интеллект, но не может даже организовать свою жизнь? Такие пациенты могут придерживаться совершенно рациональных аргументов, но не могут, например, избежать ситуации, сопряженной с ненужным риском. Подобные проблемы возникают в основном после травмы переднего мозга.Как показывают наши тесты, результат — отсутствие нормальных эмоциональных реакций. Меня по-прежнему очаровывает тот факт, что чувства — это не только темная сторона разума, но и то, что они помогают нам принимать решения.
РАЗУМ : Вы различаете чувства и эмоции. Как так?
Дамасио : В повседневном языке мы часто используем эти термины как синонимы. Это показывает, насколько тесно эмоции связаны с чувствами. Но для нейробиологии эмоции — это более или менее сложные реакции организма на определенные раздражители.Когда мы чего-то боимся, наши сердца начинают биться чаще, во рту пересыхает, кожа бледнеет, а мышцы сокращаются. Эта эмоциональная реакция происходит автоматически и бессознательно. Чувства возникают после того, как мы осознаем в своем мозгу такие физические изменения; только тогда мы испытываем чувство страха.
РАЗУМ : Значит, чувства формируются из эмоций?
Дамасио : Да. Мозг постоянно получает сигналы от тела, регистрируя то, что происходит внутри нас.Затем он обрабатывает сигналы в нейронных картах, которые затем компилирует в так называемых соматосенсорных центрах. Чувства возникают, когда карты читаются, и становится очевидным, что эмоциональные изменения были записаны — как снимки нашего физического состояния, так сказать.
РАЗУМ : Согласно вашему определению, все чувства берут свое начало в физическом. Так ли это на самом деле?
Дамасио : Интересно, что не все чувства возникают в результате реакции тела на внешние раздражители.Иногда изменения просто моделируются в картах мозга. Например, когда мы сочувствуем больному человеку, мы в определенной степени внутренне воссоздаем его боль. Кроме того, отображение нашего физического состояния никогда не бывает полностью точным. Можно не обращать внимания на экстремальный стресс или крайний страх и даже физическую боль; мозг игнорирует физические сигналы, передающие болевой раздражитель.
РАЗУМ : Различие между эмоциями и чувствами напоминает идею дуализма философа 17-го века Рена Декарта, согласно которому тело и разум представляют собой автономные системы.Но вы отвергаете эту идею, как вы объясняете в своей книге Ошибка Декарта . Как мы должны видеть взаимосвязь между разумом и телом?
Дамасио : Для меня тело и разум — это разные аспекты определенных биологических процессов. Философ Барух Спиноза поддержал сходные с моей взгляды по вопросу о теле и душе вскоре после Декарта. В своей «Этике » он писал: «Объект идеи, из которой состоит человеческий разум, — это тело». Таким образом, Спиноза предвосхитил открытия современной нейробиологии.
РАЗУМ : Действительно, в своей последней книге В поисках Спинозы вы описываете этого человека как «психического иммунолога, разрабатывающего вакцину, способную создавать антитела против страсти». Так разве хорошая жизнь — только жизнь, свободная от страстей?
Дамасио : Спиноза очаровывает меня не только потому, что он опередил свое время своими идеями по биологии, но и своими выводами, которые он сделал из этих идей о правильном образе жизни и создании общества.Спиноза был очень жизнеутверждающим мыслителем. Он рекомендовал, например, противопоставлять отрицательные эмоции, такие как печаль и страх, радости. Он понимал эту практику как способ достичь внутреннего покоя и стоической невозмутимости.
РАЗУМ : Какие еще функции имеют чувства, помимо помощи в принятии решений?
Дамасио : Сейчас мой интерес выходит за рамки вопроса о принятии решений. В нашей лаборатории мы более интенсивно работаем с такими социальными чувствами, как сочувствие, стыд или гордость — они составляют основу нравственности.Нейробиология помогает нам не только лучше понять человеческую природу, но и правила социального взаимодействия. Тем не менее, чтобы действительно понять это, нам нужен более широкий исследовательский подход: наряду с когнитивными и неврологическими науками, многие гуманитарные науки могли бы внести свой вклад, особенно антропология и социология.
РАЗУМ : Кажется, ваше исследование также распространяется на определение сознания. Какую роль играют эмоции? Какую роль играет тело?
Дамасио : Сознание, как и наши чувства, основано на представлении тела и его изменений при реагировании на определенные раздражители.Представление о себе было бы немыслимо без этого представления. Я думаю, что люди сформировали представление о себе в основном для того, чтобы создать гомеостатический организм. Мозгу постоянно нужна актуальная информация о состоянии тела, чтобы регулировать все процессы, поддерживающие его жизнедеятельность. Это единственный способ выжить в постоянно меняющейся окружающей среде. Одних эмоций — без сознательных чувств — было бы недостаточно. Взрослые будут беспомощны, как младенцы, если вдруг потеряют самооценку.
РАЗУМ : Значит, животные тоже должны обладать сознанием?
Дамасио : Я действительно верю, что животные развивают очень базовую самооценку — то, что я называю «стержневым я».«Но для того, чтобы иметь более широкое« я », как у нас, требуется автобиографическая память.
РАЗУМ : Вы верите, что когда-нибудь мы сможем создавать искусственное сознание и чувства?
Дамасио : Организм может обладать чувствами только тогда, когда он может создать представление о функциях тела и связанных с ними изменениях, которые происходят в головном мозге. Таким образом организм может их воспринимать. Без этого механизма не было бы сознания.Неясно, может ли это когда-либо развиться в машине или действительно ли нам нужны машины с чувствами.
РАЗУМ : Помогут ли исследования эмоций привести к лучшим формам терапии психических заболеваний?
Дамасио : Без вопросов. Эмоциональные расстройства составляют основу большинства психологических заболеваний — хорошим примером этого является депрессия. В будущем будут разработаны специальные методы лечения, такие как новые виды лекарств, нацеленные на отдельные клеточные и молекулярные системы.Несомненно, принесут пользу и другие формы терапии, от традиционной психотерапии до социального вмешательства.
Путеводитель по эмоциям | Инструменты психологии
sonder
son-der сущ .
Осознание того, что каждый случайный прохожий живет такой же яркой и сложной жизнью, как и ваша собственная — наполненной своими амбициями, друзьями, рутиной, заботами и унаследованным безумием — эпическая история, которая незримо продолжается вокруг вас, как муравейник, раскинувшийся глубоко под землей. с тщательно продуманными проходами к тысячам других жизней, о существовании которых вы никогда не узнаете, в которых вы можете появиться только один раз, как дополнительный потягивающий кофе на заднем плане, как размытое пятно движения на шоссе, как освещенное окно в сумерках.
Выписка из: Словарь непонятных скорбей [1].
Вы когда-нибудь просто наблюдали за людьми вокруг вас? Если да, то вы наверняка заметили тот факт, что у каждого есть богатый внутренний эмоциональный мир. Каждый находится в центре своей истории, со своими героями и злодеями, поворотами сюжета, борьбой и успехами. Все мы хотим жить счастливой жизнью, так почему же нам иногда бывает так трудно?
Одна популярная теория в психологии состоит в том, что человеческие существа не созданы для того, чтобы быть счастливыми, а «созданы» для выживания.Если это правда, то это немного меняет правила игры. Наша работа заключается в том, чтобы понять, как мы можем обитать в этих разумах и телах, которые созданы для выживания, а не для счастья, и жить лучшей жизнью, на которую мы способны. В этой главе мы узнаем, почему эмоции важны, и подумаем о том, как они могут влиять на нашу жизнь.
Цель эмоций
Q: Почему у нас возникают эмоции?
A: Эмоции мотивируют нас, они заставляют нас хотеть делать что-то
Давайте проведем небольшой мысленный эксперимент.Представьте, что вы однажды проснулись и не испытали никаких эмоций. Как бы вы решили, что делать в этот день? Как узнать, что важно, а что нет? Если бы у вас не было никаких эмоций, было бы «приятно» находиться в теплой удобной постели? Вы были бы рады пойти на работу? Или беспокоитесь о том, что будет, если вы не поедете? Что, если бы вам удалось встать и перейти дорогу — не потрудились бы вы поторопиться, если бы вам навстречу приближалась машина? Зачем вообще что-то делать?
Наши эмоции помогают нам принимать решения каждую минуту своей жизни.Окружающий мир (и мысли в нашей голове) постоянно вызывают эмоциональные реакции. Многое из того, что мы делаем, мотивируется желанием изменить или сохранить эмоциональное состояние — сохранить хорошие чувства или избежать плохих чувств.
Различные эмоции побуждают нас действовать по-разному
Было ли у вас когда-нибудь желание кричать на кого-то, кто приводил в бешенство? Или желание обнять кого-то, когда ему действительно грустно? Вы когда-нибудь действительно хотели взять последний кусок торта? Все эти побуждения вызваны нашими эмоциями.Эмоции заставляют нас хотеть действовать, а разные эмоции направляют нас к разным действиям. Нам не нужно действовать так, как подсказывают наши эмоции, но у каждого был опыт желания что-то сделать. На изображении ниже показано, к каким действиям могут нас подтолкнуть наши эмоции.
Рисунок 2.1: Наши эмоции мотивируют наши действия.
Как и все живое на Земле, люди произошли от других организмов. Большая часть нашего биологического «оборудования» очень похожа на то, что есть у других видов, даже если многое из нашего психологического «программного обеспечения» отличается.Если мы хотим понять наши эмоции, нам нужно подумать о том, откуда они взяли из и что они развили до .
Рисунок 2.2: Наше биологическое «оборудование» — продукт эволюции.
Откуда взялись наши эмоции?
С точки зрения эволюции, человеческий способ решения проблем, размышляя о них и сознательно взвешивая все «за» и «против», появился в мире совсем недавно. Животные не думают и рассуждают так же, как мы, но миллионы лет им приходилось решать сложные проблемы, такие как : «Стоит ли мне есть эту новую пищу, которую я нашел?» и «Это безопасное место для сна?» .Как они это делают? Ответ заключается в том, что эмоции и «состояния чувств» побуждают их принимать решения о том, как действовать в этом мире.
Как эмоции работают у других животных?
Проще говоря, эмоции и «состояния чувств» помогают животным принимать решения о том, какие вещи приближать к и избегать .
Избегание чего-либо может иметь огромные выгоды. Если животное испытывает страх при встрече с чем-то новым, оно будет осторожно или, возможно, полностью его избегнет.Если животное испытывает отвращение, когда ест новую пищу, оно будет избегать ее в будущем. Эти решения влияют на выживание животных: те, кто осторожны в отношении опасности, как правило, живут дольше, чем те, которые не опасны, а горькие на вкус вещи часто содержат токсины, поэтому животным полезно испытывать чувство отвращения, которое говорит «Эй, не ешь это! » . У животных, которые живут дольше, больше возможностей для воспроизводства и передачи своих генов — и поэтому вы (и ваши гены) являетесь потомками животных, которые хотя бы частично избегали их.
Эмоции «приближения» тоже влияют на выживание. За миллионы лет животные были запрограммированы на то, чтобы получать удовольствие и приближаться к тем вещам, которые помогали их предкам выжить и размножаться. Многие виды предпочитают тепло холоду, сухость мокрому и предпочитают вкусную пищу. Мы тоже животные — мы являемся продуктом миллионов лет эволюции — и у нас есть много того же программирования, которое заставляет нас хотеть приблизиться к тем вещам, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо.
Подойти и уклониться
Давайте подробнее рассмотрим идею приближения и избегания.
Эмоции, которые заставляют НАС ПОДХОДИТЬ | Эмоции, которые заставляют нас ИЗБЕГАТЬ |
---|---|
Почему они? В нашем далеком прошлом ситуации, которые вызывали эмоции «приближения», как правило, помогали нам жить лучше. Например, если еда была вкусной, скорее всего, она была питательной и полна энергии. Подумайте о голодном пещерном человеке, который нашел мясо или мед | Зачем они? В нашем прошлом ситуации, вызывающие реакцию «избегания», как правило, угрожали нашей жизни или благополучию. Представьте себе пещерного человека, наткнувшегося на саблезубого тигра в темноте |
К каким вещам мы запрограммированы подходить?
| Какие вещи могут вызвать угрозу> реакция избегания?
Короткий ответ — НИЧЕГО.Наши системы угроз чрезвычайно чувствительны и рассчитаны на быстрое обучение. Если вы когда-либо встречали кого-то со страхом или фобией, значит, вы видели результат сверхактивной системы угроз. |
Какие проблемы могут возникнуть, если эта система подхода выйдет из-под контроля? Мы можем в конечном итоге делать слишком много из того, что нам нравится:
| Какие проблемы связаны с чрезмерной активностью системы предотвращения?
|
В некотором смысле странно думать об эмоциях как о проблеме.В конце концов, чувствовать их — нормальный человеческий опыт, и они часто являются хорошим руководством к тому, что нам нужно делать. Чувство нервозности может заставить нас проявить осторожность, чувство вины может помочь нам исправить любой ущерб, который мы, возможно, нанесли, а чувство, что мы разлюбили, может помочь нам закончить несчастливые отношения. Эмоции могут заставить нас страдать , поэтому давайте подумаем, почему это должно быть так.
Проблема эмоций «пещерного человека» в 21 веке
Наши развитые эмоции и биологическое «оборудование» могли быть запрограммированы на то, чтобы помогать нам выжить в прошлом, но они должны справиться с тем, чтобы мы жили современной жизнью в 21 веке.Это делает нас уязвимыми для множества проблем.
Например, наше программирование означает, что мы наслаждаемся высококалорийной пищей. Жир, сахар и соль обычно заставляют нас чувствовать себя хорошо, и мы ищем больше этих продуктов. Это имело смысл в нашей развитой среде, где богатые калориями продукты были в дефиците (когда трудно достать угощения, хорошая стратегия — максимально использовать их, пока есть возможность). Но это стремление к пище, богатой солью и сахаром, вызывает проблемы теперь, когда они легко доступны. Мы должны научиться регулировать свои желания, а это не всегда легко.
Другой пример нашего «программирования» касается других людей. Исторически сложилось так, что люди жили относительно небольшими группами — вы, как правило, знаете большинство людей в своем племени. «Посторонние» часто были опасны, и имело смысл по умолчанию относиться к незнакомцам с подозрением. Правило не так хорошо работает в современном мире. Мы живем в городах с тысячами или миллионами других людей и не надеемся узнать их всех. Стоит ли удивляться, что некоторые из нас склонны к параноикам, подозрительности, осуждению или тревоге?
Если вы принесете домой одно сообщение об эволюции эмоций, оно действительно должно быть таким: эмоции эволюционировали, чтобы помочь животным выжить, а не сделать их счастливыми.Учитывая, что это так, наша работа сводится к тому, чтобы понять, как мы можем обитать в этих разумах и телах, которые созданы для выживания, а не для счастья, и чтобы прожить лучшую жизнь, на которую мы способны.
Когда эмоции становятся проблемой?
Некоторые люди предпочитают рассматривать эмоции как руководство, а не как проблему. Когда они чувствуют что-то сильное, они могут спросить «Что это чувство говорит мне делать?» Или «Что говорит мне мое сердце (или нутро)?» . При условии, что мы не говорим, что с эмоциями что-то «неправильно», у психологов есть некоторые «практические правила» относительно того, когда эмоции могут стать проблематичными:
Сильные чувства длятся слишком долго
Например, когда (нормальная) «детская хандра» после родов переходит в послеродовую депрессию.Или когда (нормальное) сильное чувство горя сохраняется в течение многих лет после потери любимого человека.
Они мешают нам жить своей жизнью
Например, мы чувствуем такую тревогу, что боимся выходить из дома или встречаться с людьми. Или мы чувствуем себя настолько грустными и лишенными мотивации, что нам вообще ничего не нужно делать. У всех нас есть цели (планы) и ценности (вещи, которые важны для нас лично), и стоит исследовать эмоции, когда они блокируют наше продвижение к ним.
Они непропорциональны тому, что большинство других людей чувствовали бы в этой ситуации
Например, определенная застенчивость является нормальным явлением, но некоторые люди испытывают такое парализующее беспокойство, когда они находятся рядом с другими людьми, что это называется «социальным тревожным расстройством» (и его можно успешно лечить). После травматического события часто возникает чувство «настороженности» и «настороженности», но некоторые люди, у которых развивается состояние, называемое посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), испытывают сильный страх, который может сохраняться в течение многих лет.
Мы боимся собственных телесных чувств
Многие люди пугаются чувств в собственном теле, и в особенности того, что значит испытывать эти телесные чувства. Например, когда Анна находилась в месте, где она чувствовала себя замкнутой, у нее возникала одышка и она ужасно боялась. Она думала, что, должно быть, теряет контроль над своим телом, и боялась, что потеряет сознание. На самом деле она просто замечала нормальные ощущения беспокойства и не могла потерять сознание.
Нужное количество эмоций
Другой способ размышления об эффектах эмоций — разделить их на проблемы «слишком много», «слишком мало» и «слишком сложно контролировать»:
Когда мы слишком много чувствуем
- Мы можем чувствовать себя слишком напуганными в определенных ситуациях или при столкновении с определенными вещами.Иногда это называют тревогой или фобией.
- Мы можем бояться того, что происходит в нашем собственном сознании, или того, что мы думаем, что можем сделать. Иногда это называют обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).
- Мы можем беспокоиться о том, что другие люди подумают о нас или как они отреагируют. Это можно назвать стыдом или социальной тревогой.
Когда мы чувствуем себя слишком маленькими
- Нам может быть трудно испытывать удовольствие, или мы можем чувствовать безнадежность и отсутствие мотивации что-либо делать.Депрессия может быть связана с чувством оцепенения или отсутствием нужного количества эмоций.
- Некоторые люди, пережившие серьезную травму, чувствуют себя «оцепеневшими» или «оторванными» от своих эмоций. Это частый симптом у переживших травму, которые борются с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
- Некоторые люди, которые чувствуют себя эмоционально оцепеневшими, могут действовать довольно импульсивно, пытаясь что-то почувствовать. Отсутствие эмоций может привести к проблемному (а иногда и опасному) поведению.
- Некоторые люди, у которых развивается психоз, могут испытывать симптомы «плоского аффекта» или чувствовать себя «эмоционально притупленными».
Когда мы не можем эффективно регулировать свои эмоции
- У некоторых людей есть настроения, которые колеблются между «пиками», когда они чувствуют себя на вершине мира (и что часто приводит к принятию иррациональных решений), и периодами «спада», когда они испытывают тяжелую депрессию. Этот паттерн часто наблюдается у людей, страдающих биполярным аффективным расстройством.
- Некоторые люди очень быстро переключаются с чувства онемения и отстраненности на сильные приливы эмоций.Иногда это называют проблемой регуляции эмоций.
- У некоторых людей появляются нездоровые способы управления своим эмоциональным состоянием. Примеры включают людей, у которых развились пищевые расстройства, такие как анорексия или булимия, или людей, которые причиняют себе вред или употребляют психоактивные вещества в качестве способов управления своими эмоциями.
Какие виды борьбы люди испытывают со своими эмоциями?
Сиан
У Сиан были проблемы с паникой. Она чувствовала, как ее сердце колотится в груди.Она боялась, что, если это будет продолжаться слишком долго, у нее случится сердечный приступ и она умрет. Она очень старалась избегать мест, где раньше паниковала, и беспокоилась, если ей придется ехать куда-нибудь еще. Сиан чувствовала слишком много страха, и это сказывалось на ее жизни.
Ее психолог поговорил с ней о том, как организм естественным образом реагирует на угрозу и о том, как наши привычки мышления могут вызвать сильные чувства. Постепенно она помогла Сиан проверить некоторые из ее представлений об опасности ее учащенного сердцебиения.Сиан стала меньше бояться своего тела и его реакций и смогла приблизиться к тому, что раньше заставляло ее бояться.
Дэвид
Дэвид никогда не чувствовал себя хорошо. В школе над ним издевались, и родители никогда не проявляли к нему особого интереса. У него сложилось очень низкое мнение о себе. Теперь он редко выходил на улицу и не находил в жизни особого удовлетворения. Дэвид часто оцепенел — он не чувствовал здоровой смеси эмоций, и это мешало его способности жить полноценной жизнью.
Терапевт Дэвида проводил с ним время, исследуя, как он так себя чувствовал. Они обнаружили, что у него были очень жесткие способы суждения о себе и некоторые правила, которые он не осмелился применить к другим людям. Со временем и с практикой Дэвид научился быть добрее к себе и начал находить здоровые способы выражения своих чувств.
Тара
Тара разозлилась. Ей причинили боль люди, которые должны были заботиться о ней, ей было стыдно за то, кем она была, и она так и не научилась успокаивать себя.Когда возникали трудности, Тара винила себя, злилась и часто набрасывалась на себя. Характер Тары означал, что люди часто держались от нее на расстоянии, в результате чего у нее не было никого, кто мог бы помочь ей управлять своими чувствами. Непреодолимые эмоции Тары мешали ей действовать в своей жизни.
Психолог Тары помог ей понять, почему она так злится. Они исследовали альтернативные способы реагирования Тары на ситуации, которые ее расстраивают, и Тара узнала новые способы управления эмоциями, которые она находила подавляющими.Самое главное, что Тара стала судить о себе более доброжелательно.
Клинические и консультационные психологи, терапевты и консультанты по всему миру практикуют множество различных форм психотерапии. В каждой школе терапии есть разные теории, техники и учения, но все они направлены на то, чтобы помочь людям управлять своей эмоциональной жизнью. Здесь описывается отношение к эмоциям двух популярных моделей терапии: когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и терапии принятия и приверженности (ACT).
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это хорошо зарекомендовавшая себя психологическая терапия. Его практикуют тысячи терапевтов по всему миру, и есть обширные исследования, демонстрирующие, что это эффективная форма лечения огромного множества проблем. «Способ понимания эмоций» говорит о том, что то, что мы чувствуем, является результатом того, что мы думаем и как действуем. Это говорит о том, что если наша цель — управлять своими чувствами, нам нужно будет изменить свое мышление и поведение.CBT имеет репертуар техник для изучения и изменения нашего образа мыслей и действий.
Терапия принятия и приверженности (ACT)
ACT — это более новая ветвь в «семействе» терапий КПТ, которая занимает иную позицию по отношению к эмоциям. Позиция ACT заключается в том, что проблемы возникают, когда наши эмоции или наши попытки контролировать их мешают нам жить в соответствии с нашими ценностями. «Ценная жизнь» — это та жизнь, которую мы находим лично значимой, но наша борьба с эмоциями часто означает, что мы «сбиваемся с курса».ACT делает другой акцент на том, что важно ( живет осмысленной жизнью, , а не , регулируя то, как я себя чувствую, ). В центре внимания работы ACT находится в «содействие людям в более ценной и личной жизни в контексте, в котором ранее мешающие неприятные эмоции больше не служат препятствиями» [2]. АКТ-терапевты часто используют метафоры, которые приглашают людей взять под контроль направление своей жизни, например, «управлять собственным автобусом» или «управлять собственным кораблем».
Если мы хотим управлять своими эмоциями (или жить с ними более комфортно), сначала мы должны понять, как они влияют на нашу жизнь. Найдите время, чтобы подумать о той роли, которую эмоции играют в вашей жизни в данный момент, задав себе вопросы, приведенные ниже. Вы можете заполнить свои ответы на листе Как эмоции влияют на вашу жизнь .
- Чего я слишком много чувствую?
- Чего я слишком мало чувствую?
- Что мои эмоции мешают мне делать?
- Какие эмоции заставляют меня делать слишком много?
- Где в своем теле я сильнее всего замечаю эмоции?
- Что для меня важно? (Каковы мои цели? Каковы мои ценности?)
- Если бы я жил своей жизнью так, как я действительно хотел, чем бы я занимался больше?
Если вы чувствуете себя подавленным, вы можете попробовать один (или несколько) из следующих способов помочь себе
Сдвинуть фокус внимания
- Измените свою среду.Иди гуляй, сходи куда-нибудь новый
- Посмотреть фильм, телешоу или смешное видео в Интернете
- Сделайте что-нибудь практичное. Можете ли вы найти что-нибудь, что нужно почистить, покрасить или починить? Сделай это сейчас
- Читать книгу
Проанализируйте свои чувства
- Расскажите кому-нибудь о своих чувствах
- Напишите о том, что вы чувствуете (вы можете написать это кому-нибудь в письме, вам не обязательно публиковать)
- Нарисуйте картинку, чтобы показать, как вы сейчас себя чувствуете
- Крик в подушку
Работайте своим телом
- Попробуйте расслабленное дыхательное упражнение
- Попробуйте прогрессивное расслабление мышц
- Сделайте физические упражнения.Совершите пробежку, плавание, быструю прогулку, займитесь йогой или растяжкой
Следующая глава посвящена мыслям в КПТ.
[1] Кениг Дж. Словарь безвестных печалей. Получено с http://www.dictionaryofobscuresorrows.com/.
[2] Блэкледж, Дж. Т., и Хейс, С. С. (2001). Регулирование эмоций в терапии принятия и приверженности. Журнал клинической психологии , 57 (2), 243–255.
Физиологические ощущения — ScienceDirect
Основные моменты
- •
Периферийные физиологические изменения могут быть восприняты как чувства посредством интероцепции.
- •
Воспринимаемая и невоспринимаемая интероцептивная информация способствует возникновению эмоций.
- •
Передний мозг может генерировать физиологические ощущения без реальных периферических событий.
- •
Взаимодействующие сети афферентных и эфферентных сигналов порождают физиологические ощущения.
- •
Физиологические ощущения способствуют выживанию, воспроизводству и регулированию эмоций.
Abstract
Роль периферической физиологии в переживании эмоций обсуждается с 19 века после основополагающего предложения Уильяма Джеймса о том, что соматические реакции на стимулы определяют субъективные эмоции. Последующие обзоры интегрировали способность переднего мозга инициировать, представлять и моделировать такие физиологические события. Современная аффективная нейробиология предполагает взаимодействие сети сигналов «снизу вверх» и «сверху вниз», в которой периферическая (ПНС) и центральная нервные системы получают и генерируют эмоции.«Чувства» служат термином для восприятия этих физических изменений, исходящих от реальных соматических событий или от их представления мозгом. «Интероцепция» стала представлять получение мозгом и представление этих фактических и «виртуальных» соматических изменений, которые могут или не могут входить в сознательное осознание, но, тем не менее, влиять на чувства. Такая информация может поступать из различных источников, включая эндокринную, иммунную и желудочно-кишечную системы, а также ПНС. Здесь мы исследуем физиологические ощущения с разных точек зрения, включая современные и исторические теории, эволюцию, нейроанатомию и физиологию, развитие, процессы регуляции, патологию и лингвистику.
Ключевые слова
Эмоции
Чувства
Интероцепция
Соматические маркеры
Регулировка эмоций
Автономная нервная система
Insula
Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)
Посмотреть аннотацию© 2019. Опубликовано Elsevier Ltd.
Рекомендуемые статьи
Цитирующие статьи
Юнгианское определение функции чувств — различия
Особенно важно различать «Функция ощущения» как психологическую функцию от многих других распространенных применений функции чувств. слово «чувствовать».Юнг признал возможную путаницу: мы говорим, что мы чувствуем себя счастливыми, грустными, злыми, опечаленными и так далее; у нас есть ощущение, что погода изменится или фондовый рынок упадет; шелк кажется на более гладким, чем мешковина, что-то не похоже на и т. д. Ясно, что мы используем слово чувство довольно свободно, поскольку в определенном контексте оно может относиться к чувственному восприятию, мыслям, интуиции или эмоциональной реакции.
Здесь речь идет о четком определении нашей терминологии.Мы можем измерять температуру в градусах Фаренгейта, Цельсия или Реомюра, расстояние в милях или км, вес в унциях или граммах, объем в чашках, бушелях или фунтах — при условии, что мы указываем, какую систему мы используем.
В модели Юнга термин чувство относится строго к тому, как мы субъективно оцениваем то, что что-то или кто-то имеет для нас ценность. В этом смысле рационально . Фактически, поскольку оно не окрашено эмоциями (то есть находящимися под влиянием активированного комплекса), чувство может быть довольно холодным.
Действительно, чувственную функцию как способ психологической ориентации не следует путать с эмоцией . Последний, более правильно называемый аффектом , неизменно является следствием активного комплекса .