Функции эмоций и чувств
18.06.2015
Еще Эдуард Клапаред (1928) писал, что для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять его функциональное значение в поведении индивида, ответить на вопрос: для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций и анализ психологических работ, посвященных данной проблеме, позволяют выделить несколько основных функций эмоций и чувств.
Подкрепляющая и закрепляющая функции. С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма».
Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности .
Активационно-мобилизационная функция эмоций проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизирует все психические процессы, мобилизует прошлый опыт.
Гиперкомпенсаторная функция проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. «По-видимому, – пишет П. В. Симонов, – эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме».
Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, П. В. Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что:
«эмоции высших животных и человека представляют специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им» (с. 88–89).
Э = f[П, (Ин–Ис)…], где:
- Э – эмоция, ее степень, качество и знак;
- П – сила и качество актуальной потребности;
- (Ин–Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта;
- И – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;
- И – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Помимо потребности и дефицита информации для организации деятельности по ее удовлетворению эмоция зависит и от других факторов: индивидуальных особенностей субъекта, фактора времени, качества потребности (биологических, интеллектуальных, нравственных).
При дефиците прагматической информации (Ин>Ис) возникают отрицательные эмоции, активно минимизируемые субъектом, при избытке информации (Ис>Ин) возникают положительные эмоции, максимизируемые субъектом.
Таким образом, мы видим, что эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. Эмоции могут приводить к другим принципам оценки сигналов, переводить построение поведения на ориентацию по генерализированным сигналам. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект. «Чем сильнее становится потребность, тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию», – пишет Ж. Ньюттен.
Интегральная функция эмоций. Характерной чертой эмоций является то, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма».
В заключение остановимся на двух взаимосвязанных функциях эмоций, которые практически не акцентируются в работах по психологии и физиологии эмоций. В качестве таковых мы выделяем функцию эмоций как механизма формирования сознания и функцию эмоций как механизма формирования внутренней реальной человеческой жизни.
Ключевые слова: Эмоции, Чувства
Источник: Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Материалы по теме |
---|
Физиологические основы чувств и эмоций Вербина Г.Г., Психология эмоций |
Эмоции и чувства в норме Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Выражение эмоций и чувств Максименко С.Д., Общая психология |
Эмоции (чувства) как инструмент сознания Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Чувства и эмоции … |
Высшие эмоции и чувства Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Классификация эмоций и чувств Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
Общие закономерности эмоций и чувств Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Функции эмоций в жизнедеятельности человека реферат по психологии | Сочинения Психология
Скачай Функции эмоций в жизнедеятельности человека реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! Функции эмоций в жизнедеятельности человека С О Д Е Р Ж А Н И Е : ВВЕДЕНИЕ 1. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Функция оценки. 1.2. Функция побуждения. 1.3. Дезорганизующая функция. 1.4. Регулирующая функция. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1. Эмоциональное возбуждение. 2.2. Знак эмоции. 2.3. Качество эмоции. 3. КАК ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА 3.1. Эмоции и тело. 3.2. Эмоции и восприятие. 3.3. Эмоции и познавательные процессы. 3.4. Эмоции и действия. 3.5. Эмоции и развитие личности. 3.6. Эмоции и секс. 3.7. Эмоции, супружество и родительские чувства. 3.8. Эмоции и сознание. 4. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ 4.1. Теория П.К. Анохина. 4.2. Теория П.В. Симонова. 4.2.1. Отражательно – оценочная функция эмоций. 4.2.2. Переключающая функция эмоций. 4.2.3. Подкрепляющая функция эмоций. 4.2.4. Компенсаторная (замещающая) функция эмоций. 4.3. Теория С.Л. Рубинштейна. 4.4. Другие теории. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ. Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем — то ему препятствуют. Стремясь всё более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так. Вплоть до настоящего времени люди были способны лишь констатировать расхождение между “голосом сердца и голосом разума”, но не могли его ни понять, ни устранить. Эмоции — не только действующее лицо больших драм; они — повседневный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его дела и мысли. Но, несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком хорошо знаем их “нравы” и редко можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно. А как часто в факторах эмоциональной природы мы видим причины затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой; о таких случаях говорят, что виной служат человеческая зависть, ревность, недостаток смелости, враждебность, недоброжелательство, равнодушие и т. п. Когда воспитатели или родители недовольны поведением своих детей, иногда также оказывается, что затруднения вызваны тем, что ребенок не научился контролировать свои эмоции (злобу, обиду, страх) или не способен испытывать те эмоции, которых от него ожидают (стыд, гордость, сочувствие). Анализируя причины своих неудач или ошибок, мы нередко приходим к выводу, что именно эмоции помешали нам справиться с задачей. В личной жизни эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был связан на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье. Во всех приведенных примерах непосредственные причины затруднений были не вне человека, а в нем самом и определялись не ограниченностью знаний, не недостатками физического или психического развития, или же отсутствием соответствующих способностей, а нежелательными, непонятными и не поддающимися контролю эмоциями. Чтобы преодолеть такого рода затруднения, необходимо познать те явления, которыми они обусловлены, установить законы их развития. Эти проблемы имеют большое практическое и социальное значение. Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человек к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием. Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. 2.1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ. Предполагается, что возникновение эмоционального процесса в принципе равнозначно появлению состояния возбуждения. Это возбуждение связано с повышением уровня активации центральной нервной системы. Можно различать состояние сильного эмоционального возбуждения — аффекта (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняются ориентация и контроль, и состояние крайнего возбуждения, описываемое такими словами, как “паника”, “ужас”, “бешенство”, “экстаз”, “полное отчаяние”, когда ориентация и контроль практически невозможны. Усиление эмоционального возбуждения может привести к двигательной активности, но может этих явлений и не вызвать; внешне человек может даже казаться равнодушным, неподвижным, тогда как увеличение возбуждения будет выражаться в форме значительного усиления ассоциативной активности — в том, что обычно описывается как “наплыв мыслей”, беспрерывный поток фантазий и грез, “хаос в голове”, ощущение сильного беспокойства, неодолимое желание что-то сделать и т.п. Повышение эмоционального возбуждения может привести не только к увеличению интенсивности внешних реакций, но и к усилению внутренней активности. В связи с этим различают стенические эмоции (приводящие к увеличению активности — к действию) и астенические (не побуждающие к действию). Эмоциональное возбуждение может принять также специфическую форму, обычно называемое “эмоциональным напряжением”. Эмоциональное напряжение возникает, как правило, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т. п. Оно характерно также для состояния конфликта. Его характерным признаком являются непроизвольные выразительные движения. Возможно, однако, что эмоциональное напряжение возникает и при других обстоятельствах. Так, оно является необходимым опосредующим звеном для развития некоторых эмоций. Это означает, что некоторые эмоции развиваются не плавно, а скачкообразно: возникновение возбуждения в одной системе приводит к внезапному включению другой системы. Таким образом, не исключено, что эмоциональное напряжение может возникнуть в фазе накопления возбуждения в некотором механизме и что соответствующий акт поведения возможен только после такого накопления. Это позволило бы объяснить взрывной характер некоторых эмоций и типичную последовательность их развития: напряжение — взрыв — разрешение. Так протекают гнев, отчаяние, обида и ряд других эмоций. 2.2. ЗНАК ЭМОЦИИ. Эмоциональный процесс имеет положительный и отрицательный знак. Регуляция поведения осуществляется благодаря формированию мозговых структур, функционирующих в определенном порядке. Дезорганизация этого порядка означает отрицательную эмоцию, а поддержание и развитие деятельности соответственно существующим структурам — сущность чувства удовольствия. Возникает вопрос, является ли отрицательная эмоция следствием дезорганизации регуляторных процессов или ее причиной. Можно ответить, что она является и тем, и другим: фактор дезорганизующий процесс, вызывает негативное эмоциональное состояние, а это состояние в свою очередь прекращает и дезорганизует действия, которые привели к столкновению с данным фактом. Отрицательная эмоция не только приводит к дезорганизации, но может также и способствовать организации определенных действий: под влиянием отрицательных эмоций формируются акты убегания, нападения или устранения негативного фактора. Таким образом, отрицательный процесс содержит в себе элементы как дезорганизации, так и организации. Но эмоции не всегда направлены на защиту главных интересов организма, особенно когда какой-либо ситуативный или случайный интерес находится в противоречии с другими интересами субъекта. Ведь не редко для удовлетворения одной потребности приходится отказываться от удовлетворения других. Эмоциональный процесс обычно не учитывает всех интересов субъекта — устойчивых и временных, общих и частных, настоящих и прошлых. Чаще всего его особенности определяются актуальной иерархией отношений в системе регуляции, то есть доминирующими в данный момент потребностями. Если личность хорошо интегрирована, то учет интересов доминирующей в данный момент структуры равнозначен учету интересов всей целостности; в случае отсутствия интеграции (как это бывает у инфантильных лиц, наркоманов или при психических заболеваниях) эмоциональные реакции, отвечая только одной, непропорционально выраженной потребности, могут оказаться в остром противоречии с главными интересами субъекта. Довольно часто в конкретной ситуации ни одна из потребностей не приобретает устойчивого преобладания; в таком случае возникают амбиволентные чувства и эмоциональный конфликт. 2.3. КАЧЕСТВО ЭМОЦИИ. Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции в зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. В последнем случае возникает напряжение или подавленность и отказ от действия. В результате многократно повторяющегося, но несбывающегося предвосхищения развивается безразличие, скука и даже неприязнь. Еще одним источником эмоций является протекание процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, навыки служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения, тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции агрессивного характера (гнев, раздражение, озлобление). Эмоциональная реакция зависит также и от времени, когда произошло то или иное значимое для субъекта, событие. Так, по утверждению Ханта, фрустрация, относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему — гнев, к будущему — печаль. Эмоциональные процессы, связанные с обеспечением биологического равновесия между организмом и средой, общие для человека и животных. Но человеку свойственны и высшие эмоции, называемые “чувствами”. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, связанные с отношениями между людьми. Качество высших эмоций, или чувств, зависит от того, каким психологическим образованиям соответствует действующий эмоциональный сигнал. По этому основанию можно выделить чувства, связанные с потребностью социального контакта (симпатия, доброжелательность, чувства товарищества, сочувствие) , с родительской потребностью (нежность, забота), с потребностью власти, доминирования (чувства превосходства, авторитета, высокомерия, силы) и т. п. 3. КАК ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА. Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, более того, она оказывает различное влияние на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы индивида, на субъект в целом. 3.1. ЭМОЦИИ И ТЕЛО. В мышцах лица во время эмоций происходят элекрофизиологические изменения. Изменения происходят в электрической активности мозга, в кровеносной и дыхательной системах. При сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40-60 ударов в минуту. Такие резкие изменения соматических функций во время сильной эмоции указывают на то, что при эмоциональных состояниях в большей или меньшей степени включаются все нейрофизиологические системы и подсистемы тела. Такие изменения неизбежно влияют на восприятие, мысли и действия субъекта. Эти телесные изменения могут также быть использованы при решении ряда вопросов как чисто медицинского плана, так и проблем психического здоровья. Эмоция активирует автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно- гуморальной систем. Разум и тело находятся в гармонии для осуществления действия. Если же соответствующие эмоциям знания и действия блокируются, то в результате могут появляться психосоматические симптомы.
Какую роль эмоции играют в обучении?
Эмоции и обучение неразделимы. Эмоции могут как улучшать, так и мешать обучению в зависимости от того, какие из них определяют или окрашивают опыт. Эмоции также могут быть заразными: сильные положительные или отрицательные эмоциональные состояния заражают других в учебной среде. Будь то очная или онлайновая среда, эмоциональные состояния учащихся и учителей могут влиять друг на друга. Когда преподаватели понимают роль эмоций в обучении и преподавании, а также то, как индивидуальные и общие эмоциональные состояния могут влиять на динамику учебной среды и опыта, они могут разрабатывать более эффективные методы обучения.
В этой третьей статье из нашей серии, посвященной семи принципам системы обучения в высшем образовании, мы подробно рассмотрим эмоции и обучение.
- Принцип 1: Обучение как становление: кем становятся студенты в результате получения высшего образования?
- Принцип 2. Контекстное обучение: связь обучения с реальным миром
- Принцип 4: Интерактивное обучение: больше, чем командная работа, воплощает мечту в реальность
Эмоции играют важную роль в том, как и почему учащиеся учатся.
Преподаватели и учащиеся должны признать неотъемлемую роль эмоций в обучении. Эмоции представляют собой воплощенный ответ на стимул (реальный или воспринимаемый, внешний или внутренний) и переживаются в континууме от положительного к отрицательному. В учебной среде эмоции могут играть важную роль в поддержке или подрыве обучения и преподавания. Эмоции неотъемлемо связаны с когнитивными навыками, такими как внимание, память, исполнительная функция, принятие решений, критическое мышление, решение проблем и регулирование, и влияют на них, которые играют ключевую роль в обучении.
Положительные эмоции обучения включают интерес, любопытство, удивление, страсть, творчество, вовлеченность и радость. Они активируют систему вознаграждения мозга, делают опыт желанным и помогают сосредоточиться и сосредоточиться. Положительные эмоциональные состояния могут позволить учащимся расширить свой кругозор, увидеть альтернативы, упорно преодолевать трудности и эффективно реагировать на критику и неудачи.
Положительные эмоции и состояния обучения, которые они вызывают, взаимно влияют на мотивацию учащегося. Мотивацию можно рассматривать как движущую силу и энергию обучения. Учащихся могут мотивировать как их внутренние цели обучения (цели мастерства), так и внешние факторы, такие как признание оценок (цели успеваемости). Цели мастерства часто обусловлены личным интересом, любопытством, актуальностью и эффективными процессами регулирования обучения. Было показано, что учащиеся, демонстрирующие мастерство ориентации на цель, имеют более продуктивную склонность к обучению, что приводит к более устойчивому опыту успеха в обучении.
С другой стороны, негативные эмоциональные состояния, такие как тревога, стресс, печаль, незаинтересованность, отстраненность, беспокойство и страх, могут препятствовать процессам обучения и мотивации к обучению, а также подавлять развитие эффективных склонностей к обучению. Если учащийся воспринимает угрозу, его внимание будет привлечено к этому, что помешает его способности учиться. В учебной среде угрозы могут быть в форме неудачи, неподготовленности или ощущения оторванности от других учащихся или учителя. Непродуктивные отрицательные эмоции могут привести к низкой мотивации или отчуждению, что может негативно повлиять на учебный процесс учащегося и создать для преподавателей сложную среду и динамику, с которыми они могут ориентироваться во время занятий.
Однако негативные эмоции, такие как замешательство, также могут быть мощным инструментом обучения.
Как мы можем реализовать эмоции и обучение в высшем образовании?
- Будьте в курсе индивидуальных и групповых эмоциональных состояний. На это может указывать тон, невербальные сигналы и язык, используемый для описания обучения. Используйте эту информацию для формирования учебных практик, включающих многочисленные и разнообразные действия, которые затрагивают эмоциональные состояния и предоставляют возможности для диалога. Задавайте открытые вопросы, представляющие альтернативные точки зрения или возможности, чтобы стимулировать любопытство, интерес и участие, а также поощрять диалог и дебаты.
- Поощряйте самоанализ и метапознание с помощью структурированных действий и оценок, которые связывают новые знания и навыки, задают вопросы и побуждают к самоанализу.
- Продвигайте приятную и поддерживающую культуру обучения на курсе. Учитесь вместе со своими учениками и у них, демонстрируйте ценность их вклада и поощряйте их голос в курсе и о нем.
- Предоставление учащимся возможности разрабатывать и практиковать стратегии, способствующие эмоциональному и учебному регулированию. Обсудите со студентами важность замешательства, любопытства, творческого мышления, риска и изучения новых возможностей и идей в их обучении, а также обучения на ошибках и неудачах. Расширьте использование формативной обратной связи, чтобы способствовать диалогу об обучении и предоставить учащимся возможность прояснить недопонимание.
- Дайте учащимся чувство свободы действий и контроля над своим обучением. Поддержите их в развитии эффективных навыков саморегулирования обучения и предоставьте им несколько способов продемонстрировать свое понимание, например, отправляя оценочные задания в разных форматах.
- Развивайте и развивайте чувство принадлежности к курсу. Смоделируйте и предоставьте учащимся возможности для установления позитивных отношений и связей. Способы создания знакомства и доверия включают структурированные совместные учебные мероприятия, онлайн-сессии или очные сеансы непосредственно перед или после занятий, вводные онлайн-дискуссионные форумы и возможности для случайных бесед.
Использование эмоций для информирования об учебном опыте
Высшее образование больше не должно сосредотачиваться на обучении как чисто когнитивном процессе; эмоции являются неотъемлемой и ценной частью обучения, и их можно использовать для повышения вовлеченности, мотивации и успехов учащихся. Признание роли эмоций в обучении может привести к более эффективному и увлекательному обучению и обучению.
Аннемари Кэрролл возглавляет учебную лабораторию Научно-исследовательского центра обучения; Стефани МакМахон — программный директор Learning Lab; Джейсон М. Лодж и Александра Осика возглавляют работу Learning Lab в сфере высшего образования. Учебная лаборатория Исследовательского центра науки об обучении в Школе образования Университета Квинсленда объединяет междисциплинарных исследователей и межпрофессиональных партнеров с целью преобразования обучения на протяжении всей жизни.
Если вы нашли это интересным и хотите, чтобы советы и мнения ученых и сотрудников университета доставлялись прямо на ваш почтовый ящик каждую неделю, подпишитесь на информационный бюллетень THE Campus .
Ваши чувства здесь не просто так — Rise Psychology
Автор Лорен Хелм, доктор философии.
Существует множество теорий о том, что такое эмоции и почему они у нас возникают. Независимо от того, полностью ли мы уверены в природе и назначении человеческих эмоций, они, без сомнения, постоянно окрашивают нашу повседневную жизнь, создавая богатую ткань переживаемых переживаний. Иногда они тускло присутствуют на заднем плане, а иногда сильно привлекают наше внимание, без них человеческий опыт, несомненно, был бы совершенно иным. Без них человек может не существовать.
Цель эмоций: эволюционный взгляд
Полезно думать об эмоциях как о сигналах , которые предупреждают нас (и других) о том, что нам может понадобиться в данный момент . Конечно, эмоции гораздо сложнее (например, психологи обычно понимают под эмоциями когнитивные, аффективные и физиологические изменения, а также поведенческие побуждения). Однако психологи-эволюционисты считают, что эмоции выполняют важную функцию или цель, которая помогает поддерживать жизнь людей: они помогают организовывать и мотивировать поведение, основанное на требованиях окружающей среды или ситуации. Эмоции действуют как сигналы, потому что они направляют наше внимание на важную информацию о состоянии нашей внутренней и внешней среды и автоматически создают импульс реагировать таким образом, который предназначен для удовлетворения наших основных потребностей выживания.
Цель удовольствия и боли
Как именно эмоции руководят нами? Чтобы лучше понять это, полезно подумать о том, как удовольствие и боль влияют на нас. Удовольствие и боль являются фундаментальными и неотъемлемыми аспектами жизни. Вообще говоря, удовольствие и боль могут быть как физическими, так и эмоциональными . Физическая и эмоциональная боль на самом деле во многом пересекаются из-за того, как работает мозг.
Обычно удовольствие и боль заставляют нас реагировать определенным образом, когда мы их чувствуем. Допустим, вы прикасаетесь к горячей плите и чувствуете жгучую боль от горячей плиты на кончике пальца. Физическая боль почти наверняка побудит вас как можно быстрее убрать палец с плиты, чтобы остановить или уменьшить боль. Как правило, когда что-то причиняет боль, мы сильно стремимся остановить или избавиться от боли, избегая того, что может ее вызвать. Обычно физическую боль вызывают физические повреждения или опасность для целостности организма. Как мы с вами хорошо знаем, физическая боль является мощным мотиватором для немедленного избегания или бегства от опасности. Без физической боли мы можем продолжать подвергать себя вредным или опасным для жизни ситуациям.
И наоборот, физическое удовольствие побуждает нас стремиться к тому, что является источником нашего удовольствия. Нас естественным образом подкрепляют определенные действия, которые доставляют нам физическое удовольствие и часто удовлетворяют важные базовые потребности выживания. Например, нас привлекают продукты, богатые высококалорийными сахарами и жирами, секс, ведущий к продолжению рода, а также умеренная и комфортная среда, нежная для нашего тела и богатая необходимыми ресурсами.
Поведение избегания и приближения
Во многих смыслах эмоциональное удовольствие и боль можно рассматривать как выполняющих ту же эволюционную функцию, что и физическое удовольствие и боль. Подобно физической боли или удовольствию, приятные и неприятные эмоции часто подталкивают нас к вариациям поведения «избегания» или «приближения», которые направляют нас к безопасности и от возможного вреда .
Другими словами, «негативные» или неприятные эмоции, как правило, естественным образом побуждают нас избегать или избегать того, что может их вызывать; если мы чувствуем эмоциональный дискомфорт, мы хотим избавиться от этого дискомфорта или избежать его повторения в будущем, и мы предпринимаем для этого действия. С эволюционной точки зрения это имеет смысл, потому что если в нас возникают «плохие» чувства, когда происходит что-то потенциально опасное или вредное, у нас будет естественная мотивация избавиться от этого вредного стимула.
Для наших первобытных предков события, которые заставляли их чувствовать себя эмоционально «плохими» или страдать, как правило, могли или в буквальном смысле ранили или убили их, если их не избежать или избежать. Представьте, каково было бы сражаться со львами, тиграми, змеями, медведями, волками или другими пугающими хищниками. Скорее всего, вы почувствуете смесь очень неприятных и сильных эмоций, таких как паника или страх, или, может быть, даже гнев, которые сразу же побудят вас бежать и убегать или агрессивно сопротивляться. Вам, вероятно, не пришлось бы дважды думать об этом — вы бы автоматически и немедленно включились в это поведение, направленное на избегание и избегание выживания. И слава богу за такие эмоциональные и поведенческие реакции.
С другой стороны, «положительные» или приятные эмоции, как правило, естественным образом побуждают нас приблизиться или двигаться к ситуациям, от которых мы испытываем приятные чувства. Люди часто очень сильно мотивированы чувствовать себя «хорошо» или «счастливо». Положительные эмоции сильно побуждают нас к определенному поведению, а также усиливают любые действия, которые мы совершаем и которые приводят нас к эмоциональному удовольствию. Как правило, положительные эмоции, как правило, побуждают нас к поведению типа «приближения», что означает, что мы приближаемся или ищем больше стимула или ситуации, которые вызвали у нас положительные чувства. Если что-то заставляет нас чувствовать себя хорошо (или здорово!), мы склонны пытаться делать то, что увеличит количество удовольствия или хороших чувств, которые мы испытываем в данный момент, или которые воссоздадут опыт снова в будущем. Это также имеет смысл с эволюционной точки зрения, поскольку вещи, которые доставляют нам удовольствие или хорошее самочувствие, часто могут сигнализировать нам о том, что наши основные потребности могут быть удовлетворены. Например, опыт влюбленности обычно представляет собой сильную эмоцию, которая кажется невероятной и экстатической и заставляет нас пытаться обеспечить время и внимание человека, который находится в центре нашей привязанности. Мы социальные животные, и положительные эмоции, которые приходят от отношений, мотивируют нас оставаться на связи. Это дает преимущество в плане выживания, потому что, когда мы одни (особенно тысячи лет назад), у людей не так много шансов выжить при потенциальных угрозах.
Эмоции в современном мире
Совершенно очевидно, что мир, в котором мы живем сегодня, радикально отличается от мира наших первобытных предков. Наши современные опасности, такие как потеря работы или дома, издевательства, чрезмерные требования в школе или на работе, автомобильные аварии, ссоры с друзьями или семейные разногласия, требуют, чтобы мы реагировали иначе, чем мы реагировали бы на хищника. Однако, когда мы сталкиваемся с этими современными стрессорами, наши автоматические физиологические и эмоциональные реакции часто происходят так же, как если бы мы столкнулись с первичными угрозами нашему выживанию — как если бы наша жизнь была в опасности. Реакция «бей, беги или замри», которая была вызвана эмоциями, чтобы защитить нас от смерти, может активироваться, даже если у нас есть разногласия с другом . Таким образом, в современном мире довольно часто бывает, что наши инстинктивные эмоциональные реакции не полностью совпадают с более реальными потребностями современных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, которые, как правило, гораздо более нюансированы (и с меньшей вероятностью характеризуются истинным смыслом). опасность смерти). Каждый человек испытывал эмоции, которые не соответствуют потребностям ситуации. Когда это происходит, с вами (или со мной) нет ничего плохого — если посмотреть на это через призму эволюции, это на самом деле вполне естественно.
Однако, несмотря на естественную склонность испытывать эмоции, которые могут возникать в нас более интенсивно, чем это обязательно было бы полезно, мы по-прежнему обязаны научиться реагировать на ситуации (и наши эмоции) здоровым и эффективным образом — чтобы мы могли по-настоящему понять и позаботиться о своих потребностях и построить жизнь, которая приносит удовлетворение и смысл. Это непростая задача. Когда эмоции сильно горят, и мы не понимаем, почему они здесь или что с ними делать (или мы чрезмерно отождествляем себя с ними и «становимся» ими), мы часто проявляем реактивное, избегающее или саморазрушающее поведение. Имеет смысл воздействовать на эмоционально обусловленные побуждения к избеганию, когда они сигнализируют об истинной опасности смерти или причинения вреда (например, паника или страх, которые вызывают сильные побуждения к бегству и помогают нам немедленно отпрыгнуть с пути приближающегося врага). автомобиль!), но если вы будете автоматически реагировать на все болезненные или неприятные эмоции или избегать их, это приведет к проблемам. Обезболивание себя телевизором, алкоголем, едой или диссоциацией часто приводит к кратковременному облегчению, но к большей боли и страданию в долгосрочной перспективе. Уход от мира или тех, кто есть в нашей жизни, или бегство от него приводит к краткосрочному облегчению, но к большей боли и страданию в долгосрочной перспективе. Нападение или импульсивная реакция в ответ на гнев или страх приводят к краткосрочному облегчению, но в долгосрочной перспективе к большей боли и страданиям. Вы поняли. Эти Автоматические, избегающие способы реагирования на эмоции трудно освободиться, учитывая наше инстинктивное стремление избегать боли и чувствовать себя «лучше» (или, по крайней мере, не так «плохо»). Но когда мы делаем паузу, и если мы честны с собой, мы знаем, что наши потребности не удовлетворяются на самом деле, когда мы действуем таким образом — на самом деле, мы часто непреднамеренно действовали таким образом, что препятствуем удовлетворению наших потребностей и еще больше укореняемся. нас в наших страданиях.
Что нам нужно
Мы должны научиться обращать внимание, понимать, терпеть и, в конечном счете, принимать эмоциональный дискомфорт, чтобы намеренно и эффективно реагировать на наши потребности . Даже если кажется, что наши эмоции не полностью соответствуют требованиям ситуации, я считаю, что почти всегда есть что-то ценное, на что они обращают наше внимание. Мы стремимся чувствовать себя в безопасности, в безопасности, заботе и любви. Мы стремимся чувствовать себя ценными и достойными. Мы жаждем знать, что мы принадлежим и являемся неотъемлемой частью чего-то большего, чем мы сами. Часто это потребности, на которые указывают наши эмоции. Когда эти потребности на самом деле не удовлетворяются (будь то по внутренней или внешней причине или по обеим причинам), мы почувствует эмоциональный дискомфорт. И слава Богу за это. Потому что это сигнализирует о нашем внимании к тому, что для нас важнее всего. Когда мы научимся действительно удовлетворять свои потребности и поймем, как работать с сигналами, исходящими изнутри, мы обретем силу. Мы можем сознательно реагировать на нашу жизнь. Это практика всей жизни.
Как мы можем это сделать? Как мы можем начать испытывать эмоции более самоподдерживающим образом? Первый шаг — понять, что у наших эмоций есть причина. Они нам не враги. Они служат важной цели, но понимание того, как с ними сидеть и слушать, является ключевым. Если мы боимся своих эмоций или делаем все возможное, чтобы избавиться от неприятных эмоций или дистанцироваться от них, невероятно трудно извлечь уроки из нашего жизненного опыта или углубить наше понимание того, что действительно необходимо в наших самых уязвимых и болезненных ситуациях. моменты. Мы упускаем возможность узнать о себе. Но когда мы больше не боимся того, что исходит изнутри — когда мы начинаем лучше понимать и примиряться со своими эмоциональными «сигналами», — мы можем научиться удовлетворять потребности, отражением которых являются наши эмоции. Мы несем ответственность перед собой и перед другими за то, чтобы научиться успокаивать себя и заботиться о себе самыми важными способами. Помните, мы все хотим чувствовать себя в безопасности, любимыми и в мире. Спросите себя, что действительно принесет в вашу жизнь больше того, в чем вы глубоко нуждаетесь? Как вы можете предложить себе безопасное и любящее присутствие, когда вам страшно, больно, грустно, одиноко или вы злитесь? Кто позаботится о потребностях вашего тела, разума и сердца с нежностью и любовью к себе? Способами, которые не причиняют вам дополнительного вреда или не заставляют вас чувствовать себя «застрявшими» в страдании? Ничего страшного, если ответы на эти вопросы не даются вам легко. Вы не одиноки в этом. Это навыки, которые нам нужно освоить — и которым многих из нас никогда не учили — это навыки регулирования эмоций и внутреннего воспитания, которые требуют руководства, повторения и огромного терпения, так как будет много ошибок и возврат к старому, боль. -избегающие или реактивные пути. Но путь примирения со своими эмоциями, лучшего управления своим внутренним миром и, в конечном счете, примирения с самим собой очень и очень полезен.