Функции группы в социальной психологии: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социальные группы: основные характеристики

Содержание

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социальные группы: основные характеристики

Ключевые слова: деятельность, идентификация, отождествление, группа, ПО, команда, функция, AND, обмен информацией, однородность, подразделения, чередование, страта, отношение, автор, конфигурация, очередь, член группы, информация, шаблон, значение, сеть, определение, анализ, таблица, матрица, операции, значимость, место, Личность, класс, поле, объект, права, контроль, опыт

7.1. Группа как объект социально-психологического анализа

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой. Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драматургических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия.

При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства «мы» в противоположность «им» — другим группам. Указанные признаки характеризуют прежде всего группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие здесь осуществляется, как говорится, «лицом к лицу». В социальной психологии такие группы называются малыми (или контактными). Итак, малая группа — это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

А.И. Донцов выделяет ряд следующих характеристик малых групп (Донцов, 1997):

  1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.
  2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.
  3. Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников.
  4. Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.
  5. Чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе.
  6. Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.
  7. Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.
  8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.

Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда и т.д. Подобные группы называют социальными категориями.

Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп (Десев, 1979).

В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса). Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.

Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются только один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуется определенной ментальной общностью — групповым сознанием, которое включает в себя соответствующие моральные ценности и нормы.

Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравнению с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченностью. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.

Любую группу можно рассматривать как определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер. Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив. Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив — это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).

В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин «коллектив» употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уровнем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предприятие), цели которой также служат общественному благу.

intuit.ru/2010/edi»>Рассматривая поэтапное развитие малой группы как коллектива, Л.И. Уманский начинает с определения крайних точек континуума, в рамках которого совершается этот процесс (Уманский, 1980). Очевидно, что крайней высшей точкой континуума является коллектив. Крайняя низшая точка этого континуума — группа-конгломерат, т.е. группа ранее не знакомых людей, случайно оказавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время. Например, группа детей, только что приехавших в лагерь из разных мест и собранных вместе.

Следующий уровень — номинальная группа, которая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия (например, пятый отряд), приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п.

Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.

При благоприятных условиях такая группа постепенно трансформируется в группу-кооперацию, которая отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.

Следующая ступень развития — группа-автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифицировать себя с ней («моя» группа в отличие от «их» группы, «мы» в отличие от «они» — другие группы).

Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.

В случае, противоположном корпоративной направленности, группа становится ячейкой более широкой общности, а через него и общества в целом. При этом в группе наблюдается коллективистическая направленность. Таким образом выглядит предлагаемый Л.И. Уманским континуум от групп-«неколлективов» к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых можно оценивать степень развития группы как коллектива.

Это направленность группы, ее организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность (стрессоустойчивость). Данная концепция Л.И. Уманского оценивается отечественными исследователями как весьма плодотворная и в теоретическом, и в эмпирическом плане. Однако, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, необходимо дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования и ряда других компонентов рассмотренной схемы (Кричевский и Дубовская, 2001).

В отличие от отечественных социальных психологов американские исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду просто соединение людей, действующих в одном направлении. Так, к коллективному поведению относят те или иные действия толпы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны — спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают исследователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор (Kenrick еt a1., 2002). Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.

Подобные группы в большей степени подвержены некоторым cпецифичеcким ошибкам при принятии решений (подробно об этом см. в гл. 9).

Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям (Hemphill, 1956):

  1. Размер группы.
  2. Сплоченность или степень, в которой группа функционирует как целое.
  3. intuit.ru/2010/edi»>Гомогенность (однородность) членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование.
  4. Гибкость групповой деятельности с точки зрения неформальных, а не установленных процедур.
  5. Стабильность группы относительно значительных изменений за определенный период времени.
  6. Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.
  7. Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функционирования в направлении к единой цели.
  8. Автономия членов группы относительно ее функционирования независимо от других групп.
  9. Близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга.
  10. Контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы.
  11. Участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность.
  12. Важность группы для ее членов.
  13. «Гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.
  14. Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.
  15. Зависимость членов группы от данной группы.

Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.

37. Функции группы

Почему люди образуют группы и нередко очень до­рожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потреб­ностей вбщества в целом и каждого .из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1(социализации; 2)инструментальную; 3)экспрессивную; 4) поддерживающую.

Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвое­ние ее норм и ценностей. Человек, подобно высоко­организованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастаю­щих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых со­циальных умений и навыков. Первичные группы, в ко­торых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных свя­зей. Социализация личности в тех или иных формах осуществляется в течение всей человеческой жизни. Таким образом, различные группы, членом которых оказывается индивид, воздействуют на него опреде­ленным образом, как правило, в соответствии с цен­ностями данного общества в целом.

Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельно­сти людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, футбольная команда, хореографический ансамбль -все это примерытрупп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентированными на задачу. Участие в таких груп­пах, как правило, обеспечивает человеку материаль ные средства к жизни, предоставляет ему возможно­сти самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удов­летворении потребностей людей в одобрении, уваже­нии и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми -родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической под­держки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Итак, когда человек встречается с каким-либо угро­жающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение психологической поддержки или утешения. Перед лицом опасности люди стремятся психологи­чески приблизиться друг к другу. Неслучайно возник­ла поговорка, что на миру и смерть красна.

Поддерживающая функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом порой человек психологически настолько сближается с другими членами группы, что его вы­ нужденный уход (например, в связи с общим оконча­ нием лечения) тяжело им переживается. Поэтому особым вариантом окончания курса групповой психо­ терапии является сохранение структуры группы и про­ должение общения пациентов между собой уже без врача. .

Функция упорядочения взаимодействия. Со­стоит в том, что даже в случае полного и продуман­ного распределения функциональных обязанностей среди членов группы в выполнении должностных обя­занностей группа дифференцирует и перераспре­деляет их в соответствии с особенностями своего внутреннего развития, социальной ролью и статусом каждого члена группы.

Определение, функции, типы групп

Группа — это совокупность лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что действия одного человека влияют на других. Другими словами, группа определяется как два или более человека, взаимодействующих и взаимозависимых, которые объединились для достижения определенных целей. В организациях большая часть работы выполняется в группах.

Что такое группа?

Группы, в которых люди ладят друг с другом, чувствуют желание внести свой вклад в команду и способны координировать свои усилия, могут иметь высокий уровень производительности.

Группу можно определить как совокупность лиц, имеющих регулярные контакты и частое взаимодействие, взаимное влияние, общее чувство товарищества и работающих вместе для достижения общего набора целей.

Некоторые другие простые способы: можно дать определение группы

  • Несколько людей или вещей находятся вместе или в одном и том же месте.
  • Некоторая общая деятельность, интерес или качество объединяет нескольких людей.
  • Несколько человек собрались вместе или имеют некоторые объединяющие отношения.
  • Группа людей, которые встречаются или делают что-то вместе, потому что у них общие цели или идеи.

Термин «группа» может быть определен несколькими различными способами, в зависимости от выбранной точки зрения.

Полное определение гласит, что в организации существует группа и ее члены:

  • Имеют мотивацию присоединиться.
  • Воспринимать группу как единую единицу взаимодействия с людьми.
  • Вклад в различные суммы в групповые процессы (то есть, некоторые люди вкладывают в группу больше времени или энергии, чем другие).
  • Достигайте соглашений и разногласий посредством различных форм взаимодействия.

Функции групп

Организационные функции групп помогают реализовать цели организации.

К таким функциям относятся следующие:

  • Работа над сложной и независимой задачей, которая слишком сложна для выполнения человеком и которую нельзя легко разбить на независимые задачи.
  • Генерация новых идей или творческих решений для решения проблем, требующих участия нескольких человек.
  • Выполнение функций связи или координации между несколькими рабочими группами, работа которых в некоторой степени независима.
  • Содействие реализации сложных решений. Группа, состоящая из представителей различных рабочих групп, может координировать деятельность этих взаимосвязанных групп.
  • Являясь средством обучения новых сотрудников, группы обучают новых членов методам работы и групповым нормам.

Список не является исчерпывающим. Важность групп в организациях невозможно переоценить, потому что большая часть организационной деятельности осуществляется группами.

Поскольку рабочие места в организациях становятся все более сложными и взаимозависимыми, использование групп при выполнении задач становится все более важным.

Одним из наиболее распространенных результатов исследования групп в организациях является то, что большинство групп выполняют как формальные, так и неформальные функции; они служат потребностям как организаций, так и отдельных членов.

Психологические группы, таким образом, вполне могут быть ключевой единицей для облегчения интеграции организационных целей и личных потребностей.

Например, формальная рабочая группа на промышленном предприятии часто превращается в психологическую группу, удовлетворяющую различные психологические потребности ее членов.

Если этот процесс происходит, группа часто становится источником гораздо более высокого уровня лояльности, приверженности и энергии на службе организационным целям, что было бы возможно, если бы психологические потребности членов должны были удовлетворяться в другом месте.

Типы групп

Группы можно классифицировать по многим параметрам, включая функцию, личное участие и организацию.

13 типов групп;

Давайте рассмотрим

Формальные группы

Формальные группы создаются для достижения конкретных организационных целей. Обычно они связаны с координацией трудовой деятельности.

Люди объединяются на основе различных ролей в структуре организации. Характер задачи, которую необходимо выполнить, является преобладающей чертой формальных групп.

Цели определяются руководством и краткосрочными и регламентирующими отношениями и нормами поведения. Формальная цепочка групп должна быть связана с постоянной, хотя могут быть изменения в фактическом членстве.

Однако администрация также может создавать временные формальные группы, например проектные группы в матричной организации.

Неформальные группы

В формальной структуре организации всегда будет неформальная структура.

Формальная структура организации и система ролевых отношений, правил и процедур будут дополнены интерпретацией и развитием на неформальном уровне.

Неформальные группы основаны больше на личных отношениях и согласии членов группы, чем на определенных ролевых отношениях. Они служат для удовлетворения психологических и социальных потребностей, не обязательно связанных с выполняемыми задачами.

Группы могут изобретать способы удовлетворения принадлежности членов и других социальных мотивов, которые связаны с рабочей ситуацией, особенно в промышленных организациях.

Управляемая группа

Группы могут быть сформированы под руководством назначенного менеджера, даже если они мало работают вместе. У них есть главное общее: менеджер и, возможно, похожий тип работы.

Группа процессов

Группа процессов действует вместе, чтобы запустить процесс, выполняя относительно фиксированный набор инструкций. Классическая среда — это производственная поточная линия, где прописано каждое движение.

Взаимодействие внутри групп процессов может быть незначительным или в значительной степени предписанным, например, когда один человек передает что-то другому.

Полуформальные группы

Многие группы действуют менее формально, в частности, когда власть распределяется по группе, что требует более коллективного подхода, который включает переговоры, а не командование и контроль.

Семьи, общины и племенные группы часто действуют полуформально, поскольку у них обоих есть номинальные лидеры, но члены могут иметь высокую степень автономии.

Целевая группа

Целевая группа действует вместе для достижения общей цели или желаемого результата. В отличие от групп процессов, у них нет четких инструкций о том, как они должны этого добиться, хотя по пути они могут использовать некоторые процессы и методы.

Поскольку подробных инструкций нет, членам целевой группы необходимо привнести в задачу больше интеллекта, знаний и опыта.

Учебная группа

Учебная группа собирается вместе, чтобы расширить свои знания. Они могут действовать совместно с обсуждением и исследованием или обучаться с учителем и программой.

Группа решения проблем

Группы решения проблем собираются вместе для решения возникших проблем. У них общая цель в понимании и решении своей проблемы, хотя их различные точки зрения могут привести к определенным разногласиям.

Спектр решения проблем может варьироваться от весьма логичного и детерминированного до неопределенных и динамичных ситуаций, когда творческий подход и инстинкт могут быть лучшими способами разрешения ситуации.

Группа дружбы

Группы часто развиваются из-за того, что отдельные члены имеют одну или несколько общих характеристик. Мы называем эти образования группами дружбы.

Социальные союзы, которые часто выходят за рамки рабочей ситуации, могут быть основаны на одинаковом возрасте или этническом происхождении, поддержке крикета Kolkata Knight Riders или наличии схожих политических взглядов, и это лишь некоторые из таких характеристик.

Группа по интересам

Люди, которые могут или не могут быть объединены в общую команду или оперативную группу, могут объединяться для достижения конкретной цели, с которой каждый связан. Это группа по интересам.

Сотрудники, которые объединяются, чтобы изменить график своих отпусков, поддержать уволенного коллегу или добиться улучшения условий труда, представляют собой единый организм для продвижения общих интересов.

Различия между формальной группой и неформальной группой

Основа для сравнения Формальная группа Неформальная группа
как формальные группы. Группы, созданные самими работниками для собственных нужд, называются неформальными группами.
Формирование Умышленно. Добровольно
Размер Большой. Сравнительно небольшой.
Жизнь Зависит от типа группы. Это зависит от участников.
Структура Хорошо определенная. Не совсем точно определен.
Значение придается Должность. Лицо.
Отношения Профессионал. Личный.
Связь Перемещение в заданном направлении. Растягивается во всех направлениях.

6 Навыки для создания здорового климата в группе

Для успешной совместной работы члены группы должны демонстрировать чувство сплоченности. Сплоченность возникает, когда члены группы демонстрируют следующие навыки:

Открытость

Члены группы хотят узнать друг друга, особенно с людьми с разными интересами и опытом. Они открыты для новых идей, различных точек зрения и разных личностей, присутствующих в группе.

Они слушают других и выявляют их идеи. Они знают, как сбалансировать потребность в сплоченности внутри группы с потребностью в индивидуальном самовыражении.

Доверие и самораскрытие

Члены группы достаточно доверяют друг другу, чтобы делиться своими идеями и чувствами.

Чувство взаимного доверия развивается только в той мере, в какой каждый готов раскрыть себя и быть честным, но уважительным. Доверие также растет как группа. Члены демонстрируют личную ответственность за поставленные перед ними задачи.

Поддержка

Члены группы демонстрируют поддержку друг друга в достижении своих целей. Они демонстрируют чувство командной лояльности и подбадривают группу в целом, а также помогают участникам, сталкивающимся с трудностями.

Они рассматривают друг друга не как конкурентов (обычное явление в типично индивидуалистической образовательной системе), а как сотрудников.

Уважение

Члены группы выражают свое мнение с уважением к другим, уделяя особое внимание вопросу «Чему мы можем научиться?» а не «Кто виноват?»

Индивидуальная ответственность и подотчетность

Все члены группы согласны с тем, что и кем должно быть сделано. Каждый участник определяет, что ему или ей нужно сделать, и берет на себя ответственность за выполнение задачи (задач).

Они могут нести ответственность за свои задачи и требовать от других ответственности за свои.

Конструктивная обратная связь

Члены группы могут давать и получать отзывы об идеях группы. Предоставление конструктивной обратной связи требует сосредоточения внимания на идеях и поведении, а не на отдельных лицах, должно быть максимально позитивным и предлагать предложения по улучшению.

Для получения обратной связи необходимо внимательно слушать, просить разъяснений, если комментарий непонятен, и быть открытым для изменений и других идей.

6 причин, по которым люди объединяются в группы

Малая группа — это объединение более чем двух человек, которые взаимозависимы друг от друга.

Таким образом, общение между членами группы, состоящей из небольшого числа участников, известно как общение в малых группах.

Каждая организация использует небольшие группы для сбора, обработки, производства информации, решения проблем и принятия решений.

Групповое общение помогает получить синергетический эффект. Синергия означает, что объединенные усилия группы приводят к большему результату, чем сумма индивидуальных результатов.

То есть группы могут сделать для индивидуумов больше, чем индивидуумы для себя. Люди присоединяются к группам по многим причинам.

Некоторых членов группы мотивирует работа в группе, а других мотивирует создание межличностных отношений с другими членами группы.

Великий ученый К. Асватхаппа сказал, что нет единой причины, по которой люди присоединяются к группам.

Поскольку большинство людей принадлежат к разным группам, очевидно, что разные группы предлагают своим членам разные привлекательные стороны и преимущества.

Причины присоединения к группе связаны с нашими потребностями в безопасности, уважении, принадлежности, власти, идентичности, объединении в кучу и выполнении задач.

Безопасность

Потребность людей в безопасности, вероятно, является самой сильной причиной для формирования группы. Присоединяясь к группе, мы можем уменьшить нашу неуверенность — мы чувствуем себя сильнее, меньше сомневаемся в себе и более устойчивы к угрозам.

Уважение

Индивидуум может повысить свою самооценку через членство в группе.

Во-первых, можно получить уважение, став членом группы с высоким статусом. Общение с людьми с высоким статусом подкрепляет, и посторонние обычно присваивают высокий статус тому, кто принадлежит к такой группе.

Во-вторых, близкие отношения, которые могут развиться у человека как члена группы, предоставляют возможности для признания и похвалы, недоступные за пределами группы.

Принадлежность

Еще одна причина, по которой люди объединяются в группы, заключается в том, что им нравится постоянное общение с другими людьми, особенно с теми, у кого есть общие интересы. Люди могут искать на работе других, у которых есть общие увлечения или опыт.

Сила

Членство в группах дает членам власть как минимум двумя способами.

Во-первых, есть такие высказывания, как «Вместе мы выстоим, порознь мы падем», и сила в количестве. Это движущие силы профсоюзов, и работники коллективно обладают гораздо большей властью, чем отдельные лица.

Во-вторых, лидерство в неформальной группе позволяет индивидууму осуществлять власть над членами группы, даже если он не имеет формального авторитета в организации.

Личность

Членство в группе способствует вечному поиску ответа на вопрос «кто я». Общеизвестно, что мы пытаемся понять себя через поведение других по отношению к нам.

Если другие хвалят нас, мы чувствуем себя великими. Если другим нравятся наши шутки, мы считаем себя забавными людьми и так далее. Группы предоставляют несколько «других», которые будут смеяться, хвалить или восхищаться нами.

Сбивание в кучу

Еще одна причина, по которой люди хотят объединяться в группы, — это сбивание в кучу.

Из-за того, как работает бюрократия, отдельные лица, особенно руководители, используют неформальные встречи, называемые хаддлами. Бывают интимные, ориентированные на задачу встречи руководителей, пытающихся что-то сделать, а группировка позволяет руководителям справляться с возникающими вопросами и сводить к минимуму количество неожиданностей.

Он также снижает бюрократическую волокиту, разрезая иерархические каналы связи и сводя к минимуму недопонимание.

Поскольку организационные схемы представляют собой реальные обязанности, скопление людей может компенсировать недостаток лидерства, принимая на себя коллективную и неофициальную ответственность за выполнение задач.

Группа – определение, характеристики, функции и типы

Группа – это совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что они взаимно влияют и направляют весь процесс взаимодействия. Количество человек в группе должно быть не менее двух.

Содержание

Определение группы

Группа предполагает взаимодействие между группой лиц, при котором их действия и мысли влияют друг на друга. Каждый член группы работает над достижением стандартного набора целей. Люди, работающие в группе, показывают более высокий уровень производительности по сравнению с теми, кто работает в одиночку.

Каждый член группы находится в постоянном контакте друг с другом, и они принимают решения совместно.

Общие характеристики группы

Некоторые из общих характеристик, которыми обладают различные типы групп:

  • У каждого члена есть мотивация присоединиться к группе
  • Быть единой единицей людей, взаимодействующих друг с другом
  • Они взаимодействуют друг с другом, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом
  • Группы могут видеть различия в вкладе от человека к человеку.

Почему люди присоединяются к группе?

Некоторые из ключевых причин, по которым людям нравится быть членами группы:

1. Сбиваться в кучу

Все мы знаем, что люди не могут выжить в одиночку, поэтому им нравится быть членами группы, чтобы собираться вместе, чтобы помогать друг другу различными способами.

2. Иметь власть

Как говорится, «Вместе мы выстоим, а порознь падем». Это означает, что пребывание в группе позволит членам группы иметь определенный тип власти в то время, когда они взаимодействуют или работают вместе.

3. Повышение уважения

Уважение к людям значительно повышается, когда они являются частью группы. Здесь группы могут быть группами с высоким статусом или второстепенными группами, это оптимизирует уважение.

4. Для обеспечения безопасности

Чувство незащищенности можно преодолеть, работая в группе. Именно поэтому члены группы чувствуют себя в безопасности даже в самых сложных обстоятельствах.

5. Обретение самоидентификации

Человек обретает чувство идентичности, когда другие члены группы признают его усилия.

6. Присоединиться

Чтобы получать удовольствие от времяпрепровождения друг с другом, поскольку люди — социальные животные, которым необходимо регулярное социальное взаимодействие.

Типы групп

Существуют различные факторы, в соответствии с которыми формируются различные группы. Члены группы и их общие интересы также различаются в зависимости от типа группы, с которой они связаны. Давайте пройдемся по некоторым из большинства типов групп:

1.

Первичная группа

Слово группа в первичной группе говорит о небольшой социальной группе, члены которой разделяют личные и близкие, а также длительные отношения. Такие типы групп психологически удобны и весьма эффективны в направлении личностной идентичности. Например, основные группы — это близкие друзья и семьи. Концепция первичных групп была введена Чарльзом Кули в книге «Социальная организация: исследование более широкого разума».

2. Вторичная группа

Вторичные группы — это на самом деле те большие группы, которые ориентированы на цель и направляют безличные отношения. Такие группы временны. Различие между первичными и вторичными группами было первоначально дано Чарльзом Кули, поскольку он предположил, что немногие группы являются вторичными, потому что они часто развиваются в более позднем возрасте, плюс они менее эффективны, чем первичные группы. Примерами вторичных групп могут быть – услуги за оплату, группы сотрудников, труд за заработную плату и т. д.

3. Группа по интересам

Группа людей, которые не принадлежат к одной цепочке подчинения или взаимосвязанным рабочим группам. Они работают для достижения своего конкретного набора целей. Например, группа людей, объединившихся для улучшения условий труда.

4. Группа решения проблем

Все участники этой группы сталкиваются с общим набором проблем. Все члены группы собираются вместе, ладят друг с другом и работают над решением общего набора проблем. Такие группы могут возникать в форме малых групп или больших групп для эффективного группового общения и принятия решений

5. Целевая группа

Все члены Целевой группы разделяют общие цели. Для них не установлены методы или процессы для достижения этих целей. Следовательно, членам требуется больше опыта, интеллекта и знаний, чтобы собраться вместе и выполнить задачу.

6. Группа процессов

Все члены малой или большой группы следуют заранее определенному набору процессов для достижения своей конечной цели. Они чем-то похожи на группу «Цель», за исключением того, что есть заранее определенный набор процессов, тогда как в группе «Цель» это не так. Например, производственная линия.

7. Неформальная группа

Внутри формальной структуры существует неформальная структура. Эти неформальные структуры основаны на социальных потребностях работников. Неформальные группы состоят из личных отношений, и нет установленной роли для каких-либо лиц.

8. Группа дружбы

Группа такого типа состоит из людей, которые имеют одинаковые вкусы, пристрастия или характеристики, которые привлекают друг друга. Эта группа формируется за пределами рабочего места, так как все члены имеют общие интересы и принадлежность друг к другу и получают удовольствие от группового общения на личном уровне.

9. Учебная группа

Эти группы создаются, когда участвующие лица имеют общую заинтересованность в расширении своих общих знаний. Люди, входящие в такие группы, обсуждают темы между собой, и они изучают различные темы, чтобы обогатить свои знания.

10. Полуформальная группа

Люди, входящие в группу этого типа, имеют равное распределение власти. Члены таких групп часто работают совместно.

11. Управляемая группа

Этот тип группы обычно возглавляет менеджер, ответственный за группу. Другие члены группы сообщают о своем прогрессе менеджерам, и у каждого члена есть свои фиксированные назначенные роли.

12. Формальная группа

Это наиболее распространенная форма группы. Люди работают вместе, поскольку им назначаются различные роли внутри организации. Руководство определяет набор целей, и вся группа работает над достижением набора организационных целей.

Функции группы

Вся группа усердно работает над достижением стандартного набора целей.

Все члены группы несут ответственность за выполнение определенных видов задач для достижения своих групповых целей.

  • Независимая задача, которая слишком сложна для выполнения одним человеком. Они также могут быть задачей, которую очень сложно разбить на отдельные задачи.
  • Мозговой штурм идей, при котором требуется участие многих людей, чтобы прийти к продуктивному заключению.`
  • Координация между несколькими рабочими группами для достижения стандартного набора целей.
  • Упрощение применения составного решения. Группа людей, включающая разные группы, может синхронизироваться с действиями всех связанных групп.
  • Группы служат средством для обучения новых людей, начинающих работать. Они узнают правила и положения организации, оставаясь в группе.

Этапы развития группы

Процесс развития группы проходит пять различных стадий:

1. Формирование

Это первая стадия развития группы, и ее определение говорит о времени, когда группа только начинает собираться вместе.

2. Штурм

На этом этапе конфликты и соперничество достигают своего пика, так как здесь члены группы начинают взаимодействие в группе, осуществляя свой индивидуальный мыслительный процесс и восприятие без полной ясности в отношении ролей и целей.

3. Нормирование

На данном этапе развития группа оказывается сплоченной единицей. Один человек любит признавать навыки и таланты другого члена на нормирующей стадии развития группы.

4. Выполнение

Определение этапа исполнения предполагает, что оно направлено на оптимизацию производительности. На этом этапе все члены группы становятся едиными, поддерживающими и лояльными. Завершение миссии является основной целью этого этапа.

5. Прекращение работы

Когда речь идет о постоянных рабочих группах, четвертый этап, т. е. исполнительский этап, является последним, но во временных группах, комитетах или рабочих группах закрытие является последним этапом. Этот этап довольно распространен в гибких организациях, в которых есть временные группы.

Вот видео от Marketing91 на Group.

Характеристики здоровой группы

Различные навыки, необходимые для здорового климата в группе, следующие:

1.

Конструктивная обратная связь

Члены группы должны делиться своими отзывами друг с другом, чтобы улучшить работу друг друга.

2. Уважение

Все члены группы, работающие вместе, должны уважать друг друга, иначе группа будет неэффективной.

3. Доверие и самораскрытие

Члены должны верить в идеологию и знания друг друга, так как это имеет решающее значение для успеха любых групп.

4. Открытость

Должно быть взаимопонимание друг с другом в отношении решений, и они должны сообщаться открыто, так как открытость важна для того, чтобы группы были более интерактивными и ориентированными на результат.

5. Поддержка

Члены групп всегда должны прикрывать друг друга, так как поддержка членов группы — это самый первый шаг совместной работы в группах.

6. Индивидуальная ответственность и подотчетность

Все участники несут ответственность перед группой за свои действия, так как это позволяет каждому члену группы нести ответственность за свой подход и вклад в свои группы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts