Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
СОЗНАНИЕ (сознательное) — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции. Содержание психической деятельности человека определяется его сознанием, образом жизни и деятельностями, в которые он включен. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе его онтогенеза (жизненного пути). Всякое изучение сознания вне личности невозможно, так как, изучая сознание в развитии, психология изучает специфический процесс становления сознательной личности.
Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.
Происхождение Ведущую роль в развитии сознания человека сыграл образ жизни. Сознание человека возникло и развилось в процессе общественной жизни. Предпосылками возникновения сознания человека явились: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация, выработка использования языка и других знаковых систем, а также становление материальной и духовной культуры.
Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.
Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:
1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.
2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.
3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.
Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:
Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального — на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.
Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.
Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.
Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая — человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.
Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.
Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.
Коммуникативная – определяющая за наше окружение. Деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.
Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.
Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.
Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.
1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:
— мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
— памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;
— внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;
— восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства — это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:
— нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;
— эстетические: чувство прекрасного, юмора;
— интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.
Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.
3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления — мотивы.
Свойства сознания: универсальность — в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность — сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность — отражает так, как надо; целеполагание — прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.
Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.
I. Сознание как целое
1. Целостность: важнейшее свойство сознания — его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.
а) связность — позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;
б) ограниченность — ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.
в) системность — выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.
2. Идеальность — Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное — это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное — это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.
Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.
3. Рефлексивность — определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.
а) способность к самоконтролю;
б) подотчетность.
Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.
4. Непрерывность — способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.
Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.
II. Сознание как система элементов (свойства элементов).
5. Предметность. — так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.
6. Знаковость. — Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.
7. Константность — Константность (и более широко — устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.
8. Центрированность — Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.
9. Активность — присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).
10. Ясность — Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство — не сугубо качество сознания.
11. Социальность — Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация — механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.
Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание — это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
1. Структура сознания и его основные психологические характеристики
Одной из изучаемых проблем сознания была и остается его структура.
Специфические представления о структуре сознания принадлежат австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду. Согласно его взглядам, сознание имеет иерархическую структуру: подсознание, сознание, сверхсознание. В этой структуре основная функция в объяснении целостного сознания ложится на подсознание.
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Отечественный психолог Л.С. Выготский развил идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Им были выделены в сознании два слоя: бытийный и рефлексивный.
В.П. Зинченко пришел к несколько иному выводу и показал, что разделение слоев сознания является относительным. Это значит, что рефлексивный слой сознания, одновременно является событийным, т.е. бытийственным. Бытийный слой сознания он называл со-рефлексивным. Он считал, что если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, то они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
Стремление определить структуру сознания предпринял А.Н. Леонтьев. В структуре сознания им были выделены три основных компонента: чувственную ткань образа, значение, смысл.
Чувственную ткань образует чувственный состав конкретных образов реальности, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности и т.д. Функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира.
Значение, рассматривалось А.Н. Леонтьевым как осознание человеком своего бытия и как реальная психологическая «единица сознания», как факт индивидуального сознания. Имеются разные классификации видов значения. Выделяют: операциональные, предметные и вербальные значения. Операциональные значения связаны с биодинамической тканью. Предметные – с чувственной. Вербальные – преимущественно со смыслом. Смыслы как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания.
Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.
Сознание – это, прежде всего совокупность знаний. Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.
Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.
Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.
Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.
Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значением слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего — структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
От 250 руб
Контрольная работа
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
От 250 руб
Курсовая работа
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Проблема сознательного и бессознательного. Сознание человека, как высший уровень развития психики. Функции и свойства сознания
1.
Тема 3. Проблема сознательного и бессознательного Сознание человека как высший уровень развития психики. Функции и свойства сознания. СтруТема 3.Проблема сознательного и
бессознательного
Сознание человека как высший уровень
развития психики.
Функции и свойства сознания.
Структура сознания: чувственное
содержание, значение, смысл.
Проблема соотношения сознательного и
бессознательного в психике.
СОЗНАНИЕ — форма отражения
объективной действительности в
психике человека — высший уровень
отражения
психического
и
саморегуляции.
Сознание
является
основным
атрибутом личности человека. Оно
формируется и развивается в
процессе
его
онтогенеза
(жизненного пути).
Происхождение.
Предпосылками
возникновения
сознания
человека
явились:
совместная
продуктивная
деятельность людей, распределение
труда,
ролевая
дифференциация,
выработка использования языка и
других знаковых систем, а также
становление материальной и духовной
культуры.
Только человек способен сделать
свой внутренний мир предметом
осознания, то есть рефлексии.
Способность
к
рефлексии
определяет
возможность
человека наблюдать за самим
собой, за своим ощущением, за
своим состоянием.
Главная функция сознания — это
способность человека соотносить
себя с внешним миром. Именно эта
способность
даёт
возможность
человеку осознать самого себя и
формироваться как личность. Для
этого сознание использует разные
уровни восприятия и отражения
объективной реальности.
Выделяют три уровня:
1.
Чувственно–эмоциональный
–
восприятие и отражение мира
органами чувств.
2.
Рационально–дискурсивный
–
восприятие мира, через определение
его характеристик.
3. Интуитивно–волевой – способствует
целостности восприятия мира и
осознанию себя.
Функции сознания:
Отражательная – восприятие объективного мира
через познавательные процессы (память, мышление,
внимание).
Познавательная функция, с помощью которой
человек отражает объективную действительность,
строит свою систему знаний о мире.
Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям
и к самим себе, которое может выражаться в виде
чувств и эмоций.
Ценностно-ориентационная функция, с помощью
которой человек оценивает явление
действительности, определяет свое отношение к ним.
Порождающая – творческая или креативная.
Конструктивно-творческая функция,
заключающейся в мысленном конструировании
направлений и форм деятельности человека в
целях создания принципиально нового.
Преобразующая – управление волевыми
процессами, где мы сами принимаем решения и
действуем.
Управленческая функция, с помощью которой
человек осознает свои потребности, ставит цели,
стремится к ним, то есть управляет своим
поведением.
Время образующая – способность отслеживать
связь между прошлым, настоящим и будущим.
Функция прогностическая — человек до
определенного предела с некоторой вероятностью
может предвидеть будущее, а также прогнозировать
свои действия, строить планы и осуществлять их.
Рефлексивная – основная функция, которая
характеризует саму сущность сознания, нашу
способность к самосознанию.
Аккумулирующая – накопление информации.
Интеграционная – объединяющая все системы
восприятия объективного мира.
Систематизирующую функцию, критически
оценочную и описательную, которые являются
следствием перечисленных выше.
Коммуникативная – определяющая за наше
окружение.
1. К интеллектуальной сфере сознания
относятся свойства:
мышления: быстрота, систематичность,
последовательность, критичность, гибкость;
памяти: объем, скорость запоминания и
забывания, готовность к воспроизведению;
внимания: объем, концентрация,
устойчивость, переключаемость;
восприятия: наблюдательность,
избирательность, способность узнавания.
2. К эмоциональной сфере сознания
относятся собственно чувства (радости,
удовольствия, горя), а также настроения и
аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).
Чувства — это эмоции, характеризующие
личность человека. Различают:
нравственные чувства: гуманность,
любовь, совесть, раскаяние;
эстетические: чувство прекрасного, юмора;
интеллектуальные: любопытство,
удивление, сомнение.
3. В основе мотивационноволевой сферы лежат
потребности человека:
биологические, социальные и
духовные.
Они являются источником его
активности, когда осознаются и
воплощаются в конкретные
стремления — мотивы.
Свойства сознания:
универсальность — в сознании могут
быть отражены любые явления;
избирательность — сознание
избирает 1 элемент своим объектом;
объективность — отражает так, как
надо;
целеполагание — прежде мыслить, чем
думать; активность; творчество.
I. Сознание как целое (свойства системы).
1. Целостность: выражается в единстве всех его частей и
функций, в их согласованности.
а) связность — позволяет выделять более связные
объекты из менее связной среды;
б) ограниченность — указывает на наличие временных и
пространственных
границ
индивидуального
сознания;
в) системность — выражается в наличии в составе целого
(сознания) совокупности элементов (функций, видов,
форм и уровней психического; чувственной и
биодинамической ткани, значений и смыслов),
связанных определенной структурой (совокупностью
связей) и функционирующих совместно.
2.
Идеальность. Суть ее в отвлеченности,
относительной самостоятельности образов и
переживаний от вызвавших их реальных причин.
3.
Рефлексивность
определяет
свойство
подотчетности сознания, т. е. представленность
сознания как способности человека отдавать себе
отчет в своих действиях и поступках,
контролировать их, руководить ими. В более
широком плане это свойство есть проявление в
человеке единства сознания и личности:
а) способность к самоконтролю;
б) подотчетность.
4. Непрерывность — способность отражать прошлое,
настоящее и будущее.
II. Сознание как система элементов
(свойства элементов).
5. Предметность.
6. Знаковость.
7. Константность
8. Центрированность.
9. Активность.
10. Ясность.
11. Социальность
ИТАК, сознание — это высшая,
свойственная
только
человеку,
связанная с речью функция мозга,
состоящая
в
обобщенном
и
целенаправленном
отражении
действительности, в предварительном
мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в
разумном
регулировании
и
самоконтроле поведения человека.
Зигмунд Фрейд: сознание имеет иерархическую
структуру: подсознание, сознание, сверхсознание.
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании
сознания для сознания и сознания для бытия.
Л.С. Выготский выделил в сознании два слоя:
бытийный и рефлексивный.
В.П. Зинченко показал, что разделение слоев
сознания является относительным. Это значит, что
рефлексивный слой сознания, одновременно
является событийным,
т.е.
бытийственным.
Бытийный слой сознания он называл сорефлексивным. Ученый добавляет еще один
компонент в эту структуру: биодинамическую ткань
движения и действия.
А.Н. Леонтьев выделил три основных компонента:
Чувственную ткань образует чувственный состав
конкретных образов реальности, которые различаются по
своей модальности, чувственному тону, степени ясности и
т.д. Функция чувственных образов сознания состоит в
том, что они придают реальность сознательной картине
мира.
Значение — осознание человеком своего бытия и как
реальная психологическая «единица сознания», как факт
индивидуального сознания. Выделяют:
операциональные, предметные и вербальные значения.
Операциональные значения связаны с биодинами-ческой
тканью. Предметные – с чувственной. Вербаль-ные –
преимущественно со смыслом.
Смыслы как и значения, связаны со всеми компонентами
структуры сознания.
Психологические характеристики сознания:
1) Это совокупность знаний. Поэтому в структуру
сознания
входят
познавательные
процессы:
ощущение,
восприятие,
память,
мышление,
воображение.
2) Это различение субъекта и объекта, т. е. того, что
принадлежит «я» человека и его «не-Я».
3) Это целеполагающая деятельность человека. В
функции сознания входит формирование целей
деятельности.
4) Это отношения (богатый мир чувств, эмоций,
которые отражают сложные объективные и
субъективные отношения, в которые вовлечен
каждый человек).
Бессознательное это – те явления, процессы, свойства
и состояния, которые по своему действию на
поведение похожи на осознаваемые психические, но
актуально человеком не рефлексируются, т. е. не
осознаются.
Бессознательное представлено практически во всех
психических процессах, свойствах и состояниях
человека.
Бессознательная память – эта та память, которая
связана с долговременной и генетической памятью.
Бессознательное в личности человека – это те качества,
интересы, потребности и т.п., которые человек не
осознает у себя, но которые ему присущи и
проявляются в разнообразных непроизвольных
реакциях, действиях, психических явлениях.
«Оно» — глубинный слой бессознательных
влечений, психическая «самость», основа
деятельного индивида, которая руководствуется
только «принципом удовольствия «.
«Я» — сфера сознательного, посредник между
«Оно» и внешним миром.
«Сверх — Я» (Super — Ego) — внутриличностная
совесть, своего рода цензура, критическая
инстанция, которая возникает как посредник
между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости
конфликта между ними, неспособности «Я»
обуздать бессознательные порывы и подчинить
их требованиям «принципа реальности».
Сознание – высшая, свойственная человеку форма
обобщенного
отражения
объективных
устойчивых
свойств
и
закономерностей
окружающего мира, формирования у человека
внутренней модели внешнего мира, в результате
чего достигается познание и преобразование
окружающей действительности.
Венцом
развития
сознания
является
формирование самосознания.
Главная функция самосознания – сделать для
человека доступными мотивы и результаты его
поступков и дать возможность понять, каков он
есть на самом деле, оценить себя.
Деятельность — это специфически человеческая
активность, регулируемая сознанием,
порождаемая потребностями и направленная на
познание и преобразование внешнего мира и
самого человека. Различают три основных вида
деятельности: игру, учение и труд.
Целью игры является сама осуществляемая
«деятельность», а не ее результаты.
Деятельность человека, имеющая своей целью
приобретение знаний, умений и навыков,
называется учением.
Труд — это деятельность, целью которой является
производство общественно необходимых
продуктов.
Характеристики деятельности:
Человек
и
деятельность
неразрывно связаны.
Деятельность
есть
преобразование
окружающей
среды.
Деятельность
выступает
в
качестве
творческой,
созидательной активности.
Структуру
деятельности
обычно
представляют в линейном виде, где каждый
компонент следует за другим во времени.
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→
Действие→ Результат
Потребность
—
это
нужда,
неудовлетворенность,
ощущение
недостатка чего-то необходимого для
нормального существования.
Абрахам Маслоу (1908-1970) «Пирамида
потребностей».
Позже Маслоу добавил в пирамиду три
дополнительные группы потребностей:
познавательные — в знании, умении,
понимании,
исследовании:
желание
открывать
новое,
любознательность,
стремление к самопознанию;
эстетические — стремление к гармонии,
упорядочению, прекрасному;
трансцендирования — бескорыстное
стремление помочь другим в духовном
самосовершенствовании, в их стремлении к
самовыражению.
Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение,
обосновывающее
и
оправдывающее
деятельность.
Потребность станет мотивом, если она осознана не просто
как нужда, а как руководство к действию.
Интересом называется конкретная причина действий,
определяющая социальное поведение.
Традиции представляют собой социальное и культурное
наследие, передаваемое из поколения в поколение.
Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир,
основанные на мировоззренческих идеалах человека и
подразумевающие готовность человека отказаться от ряда
потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что
он считает правильным (ради сохранения чести и
достоинства).
Установки — преимущественные ориентации человека на
определенные институты общества, которые накладываются
на потребности.
Цель — это сознательное представление о результате
деятельности,
предвосхищение
будущего.
Любая
деятельность
предполагает
целеполагание,
т. е.
способность самостоятельно устанавливать цели.
Средства — это используемые в ходе деятельности приемы,
способы действия, предметы и т.п.
Действие — элемент деятельности, имеющий относительно
самостоятельную и осознанную задачу.
Особыми формами действий являются: поступки —
действия, которые имеют ценностно-рациональное,
нравственное значение, и деяния — действия, имеющие
высокое положительное социальное значение.
Результат — это конечный итог, то состояние, в котором
потребность удовлетворяется (полностью или частично).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
совокупность теоретико-методологических
и конкретно-эмпирических исследований,
в которых психика и сознание, их
формирование и развитие изучаются в
различных
формах
предметной
деятельности субъекта, а у некоторых
представителей деятельностного подхода
психика и сознание рассматриваются как
особые формы (виды) этой деятельности,
производные от внешнепрактических ее
форм.
Главным достижением деятельностного
подхода является то, что в его рамках
сформировалось
продуктивное
направление — психология действия.
Изучению
подверглись
сенсорные,
перцептивные,
предметные,
исполнительские,
мнемические,
умственные, аффективные и др. действия,
а также их структурные компоненты:
мотивы,
цели,
задачи,
способы
выполнения и условия осуществления.
Спасибо за
внимание!
Четыре функции сознания — ОФИЦИАЛЬНЫЙ веб-сайт MARI®
Согласно C.G. Сознание Юнга состоит из четырех аспектов — мышления, чувства, ощущения и интуиции. Почти невозможно отделить один аспект от другого, поскольку они неразрывно связаны в нашем теле-разуме. MARI имеет доступ ко всем четырем функциям сознания.
Интуитивная функция
Интуитивная функция активируется с самого начала сеанса MARI. Испытуемого сначала просят создать нарисованную мандалу. Нарисованная мандала состоит из белого листа бумаги и коробки не менее чем с 24 пастелью. Идеальная бумага — белый квадрат размером 12 на 12 дюймов. На бумаге только нарисованный карандашом круг размером с обеденную тарелку. Направления просты — «Удиви себя». Субъект решает, с какого цвета начать, с чего начать, как заполнить пространство и хотят ли они укрепиться или остаться в пределах линии. Этот процесс полностью интуитивен и часто раскрывает очень интересную бессознательную информацию.
Выбор символов и цветов на MARI также полностью интуитивно понятен. Их просто просят позволить себе увлечься шестью символами, которые им нравятся или которые больше всего привлекают, и одним символом, который им не нравится или который привлекает меньше всего.
Затем субъекта просят подумать о проблеме в его жизни. Их просят думать об этом как можно яснее. Как правило, вопросы широкие, неясные, расплывчатые, связанные с другими вопросами. Испытуемому предлагается постараться как можно более ясно изложить проблему. Их просят упростить проблему до предложения, если это возможно, а затем позволить этой проблеме прокрутить их в уме.
Пока они думают о проблеме и позволяют ей крутиться в уме, они должны позволить своим глазам найти символ, который, кажется, представляет собой помощь или руководство по решению проблемы.
Карточки-инструкции имеют несколько важных аспектов. Во-первых, как только субъект выбрал свои символы и цвета, которые, кажется, сочетаются с этими символами, ему будет дана обратная связь. Другими словами, они войдут в аспекты мышления и чувств точно так же, как на сеансе консультирования. По этой причине важно получить от клиента как можно больше информации, пока он все еще находится в интуитивной функции.
Важно обратить внимание на тот факт, что субъекта просят «подумать» о проблеме. Это важно, потому что функция мышления вербально вводится в интуитивную функцию. Это введение одного аспекта сознания в другой важно и требует другой ориентации на выбранные символы и цвета, когда дается обратная связь.
Функция обнаружения
Это, пожалуй, самый важный аспект в объяснении того, почему работает MARI. Хотя у нас есть пять чувств, в MARI важнее всего визуальное чувство. Чтобы понять, как и почему мы, люди, так визуально реагируем на символы и цвета, только начинают исследовать новые области эволюционной психологии и биологии. Наши реакции связаны с нашими инстинктами и интуитивными чувствами. По этой причине его трудно измерить. Тестируемость очень сложна с инстинктами и интуицией. Возможно, ближе всего к подтверждению того, как мозг обрабатывает символы и цвета, мы можем подойти с помощью фМРТ (функционального магнитно-резонансного томографа) 9.0003
Новая неврологическая информация захватывает. Теперь мы можем точно определить, где мозг обрабатывает слово или изображение. Зрительная кора активируется не только тогда, когда субъект выбирает символы и цвета, но, что более важно, когда субъект получает обратную связь. Хотя исследования с фМРТ еще не проводились с MARI, мы можем сделать вывод из аналогичных исследований, что будет огромная разница в мозге субъектов, которые сидят и разговаривают, как в традиционной терапии, и субъектов, которые проводят MARI. В мозгу человека, проводящего MARI, обнаруживаются бесчисленные неврологические связи, активирующиеся и соединяющиеся с другими частями мозга. Теперь, когда мы разрабатываем инструменты, которые показывают нам, что происходит в мозгу, мы не можем уменьшить неврологическое воздействие, когда клиент «видит» свою жизнь в символах и цветах. Визуальное понимание при виде его или ее символов и цветов, правильно размещенных на Великом Круге, опережает на световые годы терапию только с двумя аспектами сознания.
Визуальное воздействие как минимум в два раза больше. Есть первоначальный эффект. MARI — единственный инструмент, дающий визуальную картину нашего психического содержания. Никогда прежде мы не видели этого.
И тот факт, что человек выбрал символ и цвет, а затем увидел эту комбинацию, помещенную в Большой круг, сильно отличается от того, что терапевт говорит клиенту, что у него хорошая или плохая самооценка или более серьезные проблемы. Эта картина наполнена слоями информации, которые пробуждают воспоминания, чувства и озарения. Мы не можем недооценивать силу визуального образа и его влияние на тело-разум.
Если, например, субъект выбрал цвет, который говорит о старой боли или старой обиде на стадии полного сознания, это может означать как минимум две вещи: значение стадии и значение цвета. Во-первых, часть из них функционирует на стадии полного сознания и автономии. Во-вторых, там есть что-то тяжелое, вероятно, связанное со старой болью или старой обидой. Эта информация представляется субъекту в форме такого вопроса, как: «Хотя ясно, что вы действуете на стадии развитого сознания и во многих отношениях чувствуете себя в мире комфортно и успешно, тоже есть смысл, может там тоже какая-то тяжесть? Тяжесть, которая, возможно, связана со старой обидой и старой болью?»
Это важный момент для субъекта — он действительно видит проблему. Это регистрируется в психике, и субъект должен выражать свои мысли и чувства. Они могут идентифицировать символ и сцену с тем, как они себя чувствуют. В этот важный момент последнее, что хочет делать практикующий, — это создавать какие-либо негативные самоисполняющиеся пророчества. Как правило, клиенты с готовностью отказываются от своего чувства себя в пользу профессионала. Практики MARI обучены избегать создания каких-либо негативных рамок.
Ответ субъекта является ключевым. Клиент владеет всей властью. Если они отрицают или не могут отождествить себя с тяжестью, то значение может быть отмечено, но быстро отброшено. Очень часто тяжесть, наблюдаемая на одном этапе, воспроизводится в другом месте MARI — и рано или поздно появляется точная картина, которая является истинным отражением предмета и которую практикующий чувствует правильно. В любом случае субъект находится под контролем. После того, как вся обратная связь дана и практикующий врач определяет, что субъект готов, начинается настоящая работа в рамках того же сеанса.
Характеристики Сознания | Psych Exam Review
В этом видео я описываю 4 характеристики человеческого сознания. К ним относятся единство, интенциональность, избирательность и быстротечность. Избирательность нашего сознания и нашу способность отфильтровывать восприятие, которое считается неуместным, можно продемонстрировать в феномене коктейльной вечеринки, дихотических задачах на слушание и задачах на избирательное внимание, включающих слепоту к изменениям и слепоту невнимания.
Не забудьте подписаться на канал, чтобы увидеть будущие видео! Есть вопросы или темы, которые вы хотели бы увидеть в будущем видео? Дайте мне знать, комментируя или отправив мне электронное письмо!
Узнайте больше о сознании во втором томе моей серии книг Master Introductory Psychology, доступной здесь: https://amzn.to/2Hpgmjl
(партнерская ссылка Amazon)
Стенограмма видео:
Привет, я Майкл Корайер а это обзор психологического экзамена. В последних нескольких видеороликах мы видели сложность сознания.
Мы видели трудности его определения и некоторые проблемы, связанные с попытками понять его, но мы все же можем попытаться определить определенные характеристики сознания, которые кажутся истинными. Именно это мы и рассмотрим в этом видео, поэтому начнем с идеи единства.
Это относится к идее, что сознание ощущается как единое состояние. У нас нет нескольких отдельных сознаний, происходящих одновременно. Это не ваше визуальное сознание, ваше слуховое сознание и ваше кожное ощущение, что все это отдельные острова сознания. Вместо этого мы собираем все это вместе; вся эта информация интегрирована, и поэтому она выглядит как единое состояние, даже несмотря на то, что обрабатывается множество различных типов информации. Вы можете увидеть это, когда смотрите фильм; у вас есть эти изображения на экране, у вас есть звук, и вы как бы автоматически включаете их все в одну историю. Это идея единства.
Теперь это единство имеет тенденцию всегда быть сфокусированным на чем-то, и это подводит нас ко второму аспекту нашего сознания, который является интенциональностью. Таким образом, это относится к идее, что сознание всегда кажется сфокусированным на чем-то. Теперь этот фокус может быть чем-то внешним в мире или чем-то внутренним. Вы можете быть сосредоточены на своих собственных мыслях, но кажется, что вы всегда сосредоточены на чем-то, и этот фокус довольно узок. Это также связано с нашей мотивацией. Так что то, как вы решите сосредоточиться на чем-то или нет, зависит от ваших целей. Чего вы пытаетесь достичь? Это определит, на чем вы решите сосредоточиться. Может быть, вы не всегда делаете этот выбор, может быть, что-то выделяется и заставляет вас сосредоточиться на этом, и об этом мы тоже поговорим, но это то, на чем вы фокусируетесь, вы всегда на чем-то сосредоточены, очень узкий, вы не можете сосредоточиться на всем сразу. Это просто невозможно.
Итак, это подводит нас к следующей идее, а именно к идее избирательности. Это идея о том, что у нас очень узкий фокус внимания. Вы всегда сосредотачиваетесь на чем-то, и то, что это что-то, имеет тенденцию быть довольно маленьким. И когда мы фокусируемся на чем-то, мы склонны отфильтровывать все остальное. Итак, у нас есть эта способность отфильтровывать нерелевантные восприятия. Вы можете спросить: «Ну, а что неважного?» и это возвращает нас к идее мотивации, о которой мы также поговорим в следующем разделе. То есть, это зависит от того, что вы мотивированы делать. Это зависит от ваших целей. Это определит, что важно для вас в данный момент, а также определит, что не имеет значения, на чем вам не нужно сосредотачиваться; что можно отфильтровать.
Итак, как мы можем продемонстрировать эту избирательность? Один из способов увидеть это — феномен коктейльной вечеринки. Итак, феномен коктейльной вечеринки относится к идее, что когда вы, знаете, на коктейльной вечеринке, вы находитесь в комнате с множеством людей, и все они ведут отдельные маленькие разговоры и вы можете сосредоточиться на одном разговоре. Вы можете разговаривать с человеком перед вами, и у вас есть собственный разговор, а все остальное становится фоновым шумом. Итак, у вас есть свой единственный разговор, а затем все остальное становится фоновым шумом.
Дело не только в твоем слухе. Дело не в том, что вы не смогли бы услышать эти другие разговоры, если бы захотели, просто вы решили сосредоточиться на этом, верно? Если вы решите подслушать разговор, который происходит позади вас, вы его прекрасно слышите, но когда вы сфокусированы на человеке перед вами, это фоновый шум. Вы ничего не можете разобрать. Но как только вы переключаете свое внимание, как только вы выбираете конкретный разговор, вы вдруг можете слышать его очень хорошо. Вы можете заметить это, знаете ли, если вы разговариваете с человеком и вдруг слышите свое имя на другом конце комнаты.
Что это делает? Ну, это меняет вашу мотивацию, верно? Независимо от того, насколько интересен этот разговор, в котором вы сейчас находитесь, может быть интереснее узнать, что кто-то говорит о вас, и вдруг вы обнаружите, что ваше избирательное внимание направлено на другую сторону комнаты. Вы можете начать слушать этот разговор, и как только вы это сделаете, вы перестанете понимать, что на самом деле говорит человек, с которым вы разговариваете.
Итак, это феномен вечеринки с коктейлем, который мы можем продемонстрировать в лаборатории в так называемой дихотической задаче прослушивания. Таким образом, в задаче дихотического прослушивания вы слушаете сразу несколько сообщений или, по крайней мере, пытаетесь прослушать несколько сообщений одновременно. Таким образом, вы можете надеть наушники и услышать сообщение в левом ухе и сообщение в правом ухе, и вам говорят обратить внимание на одно из них. И способ, которым мы следим за тем, чтобы вы обращали внимание, заключается в том, что мы можем попросить вас скрыть сообщение, а это значит, что вы повторяете его, когда слышите, верно?
Итак, вы слушаете, что происходит в вашем левом ухе, и вы повторяете это, а затем они задают вам вопросы о том, что было в вашем правом ухе, и оказывается, что у вас очень-очень мало информации о том, что происходило в вашем Правое ухо. Мы можем делать странные вещи с сообщением, например, если это будет просто набор слов, которые на самом деле не имеют смысла, и люди этого не замечают. Они не знают, связное это предложение или нет. Или можно даже поменять динамик в другом ухе, чтобы голос менялся на другого человека и люди этого не замечали. Итак, это подводит нас к родственной идее, что люди не замечают изменений в своем окружении, если они что-то отфильтровывают. Как только мы решили, что это не имеет значения, оно может полностью измениться, и мы этого не замечаем.
Это подводит нас к так называемой слепоте к изменениям, и я опубликую ссылку в описании видео, где вы можете увидеть некоторые демонстрации слепоты к изменениям; когда вы смотрите на изображение, а затем происходит небольшое мерцание, а затем изображение возвращается, и что-то в изображении изменилось, и это довольно большое изменение, и вы обнаружите, что действительно трудно определить, что изменилось. Вы смотрите на картинку, там это маленькое мерцание, а потом вы смотрите, это как «что случилось?». Так что же делает этот тест таким сложным? Отчасти это связано с тем, что вы не знаете, на чем сосредоточиться. Вы не знаете, что актуально. Ты ищешь перемен, ты понятия не имеешь, что это будет, понимаешь? Должен ли я смотреть на эту часть картины? Мне сюда заглянуть? Я смотрю сюда? И в результате вам приходится делать это несколько раз, потому что фокус вашего внимания настолько узок, что вы можете сфокусироваться только на части картинки за один раз. Вы можете сказать: «Хорошо, я посмотрю на это дерево и посмотрю, изменилось ли оно», а вы ответите: «Нет, оно не изменилось». «Хорошо, теперь я должен посмотреть его снова, потому что мне нужно сосредоточиться на чем-то другом», верно?
Это показывает, насколько узок наш фокус внимания и как много мы все время отфильтровываем. Теперь вы будете удивлены, и вы можете продемонстрировать это и в реальной жизни. Меняются не только эти, знаете ли, мерцающие картинки. В одном исследовании Дэниела Саймонса и Дэниела Левина они действительно изменили человека, и люди не заметили этого изменения. Итак, это был пешеход на улице, и сообщник подошел к пешеходу и спросил дорогу, а затем, пока человек пытался ответить на этот вопрос, какие-то рабочие подошли, неся дверь, и когда дверь прошла между пешеходом и сообщником сообщник фактически поменялся местами с другим человеком, стоявшим за дверью. Затем они продолжили разговор с этим пешеходом, и исследователи хотели увидеть, заметят ли люди изменение?
И, что удивительно, много раз они не замечали изменений. Вы могли бы подумать, что если бы человек подошел к вам, а затем превратился в другого человека, вы бы заметили, но исследование показывает, что если вы случайно не обратите внимание, если вам не удастся сфокусировать свое внимание на определенной черте лица этого человека, скажем, тогда вы бы не заметили, что они превратились в другого человека. Хорошо, родственная идея изменить слепоту — это то, что называется слепотой по невнимательности, и это другое исследование Дэниела Саймонса, на этот раз с Кристофером Чабри, и прежде чем я опишу это исследование, я хочу знать, видели ли вы его раньше, и я не хочу испортить его.
Итак, есть видео под названием «Тест на осведомленность», в нем нужно попытаться подсчитать количество пасов, которые делает конкретная команда баскетболистов, и поэтому, если вы уже видели это раньше, я расскажу о видео чуть позже. второй. Если вы еще не пробовали этот тест раньше, вы не пробовали считать эти баскетбольные передачи раньше, я бы хотел, чтобы вы попробовали его, прежде чем смотреть остальную часть этого видео. Итак, вы можете приостановить это сейчас, и я поместил ссылку в поле описания видео под названием «Тест на осведомленность», и я хочу, чтобы вы попробовали этот тест и посмотрели, сможете ли вы это сделать. Посмотрите, сможете ли вы сосчитать все эти передачи. Итак, надеюсь, вы смотрели видео или, может быть, видели его раньше, потому что теперь я собираюсь кое-что рассказать о видео.
Хорошо, если вы смотрели это, вы видели эту демонстрацию невнимательной слепоты, потому что произошло то, что произошло, когда вы считали пасы белой команды, многие участники не заметили, около половины участников не заметили, что горилла вышла на сцену и ударила его в грудь, а затем ушла. Теперь это удивительно, верно? Это, вы могли бы подумать, что заметите это, и поэтому идея слепоты по невнимательности состоит в том, что это слепота к чему-то, на что вы не обращаете внимания, что вы считаете очевидным. Это стимул, который обычно был бы очень заметным, очень заметным.
Вы могли бы подумать, что если бы горилла вошла в комнату, вы бы всегда ее заметили, но если ваше внимание направлено куда-то еще, то фокус становится настолько узким, что вы отфильтровываете все остальное, а происходит то, что вы отфильтровываете гориллу, верно? Вы этого не видели, потому что были так сосредоточены на белой команде, которая передавала мяч. Так что это демонстрация слепоты по невниманию, а также эта избирательность сознания, что мы отфильтровываем вещи. У нас очень узкая направленность.
Итак, последняя особенность нашего сознания — это то, что называется быстротечностью, и это идея о том, что оно всегда движется. Хорошо, наше сознание преходяще, оно всегда перемещается, верно? Это переход от одного к другому, обратно к другому, и отчасти это связано с тем, что, поскольку наш фокус настолько узок, нам приходится много перемещаться. Что происходит, что актуально, что движется правильно? Ты постоянно бегаешь глазами, как сумасшедший, потому что ты как будто пытаешься понять, что происходит. На что мне нужно обратить внимание, верно? И поэтому имеет смысл, что это будет преходящим. Вы ведь не хотите быть настолько сосредоточены на одной задаче, что не замечаете подкрадывающегося к вам хищника, верно? Поэтому имеет смысл перемещать наше сознание. Мы переключаем его фокус очень, очень часто, как бы постоянно двигаясь.
Теперь, если вы находитесь в определенной среде, учитесь или смотрите это видео, вы, вероятно, отфильтровываете много вещей, и, надеюсь, вы знаете, вы смотрите это видео в каком-то месте. где вы можете довольно безопасно сосредоточить свое внимание на одной задаче и не слишком переключать ее, верно? Вы, вероятно, не смотрите это посреди джунглей, где, знаете ли, хищник может подкрадываться к вам сзади. Если бы это было так, вам было бы очень трудно сосредоточиться на видео, верно? И это снова эта идея тревоги, которую мы видим. Что если вы больше беспокоитесь, вы будете чаще переключать свое внимание, потому что пытаетесь понять, что происходит. О чем мне нужно беспокоиться? Знаешь, о чем мне нужно беспокоиться, и поэтому ты не сможешь оставаться сосредоточенным. Если вы действительно беспокоитесь на уроке, у вас много вещей, о которых вы беспокоитесь, вам будет трудно сосредоточиться на лекции, какой бы хорошей она ни была, верно? Это показывает быстротечность нашего сознания и то, что оно постоянно движется.
Итак, как вы можете запомнить эти четыре свойства сознания? Что ж, у меня есть для вас мнемоника, которая, я думаю, будет полезна. Я думаю, что это хорошая аналогия для размышлений о сознании в целом. Итак, у нас есть эти четыре функции; у нас есть единство; у нас есть интенциональность; у нас избирательность; и у нас есть скоротечность. Итак, как вы можете запомнить их? Ну, мне нравится представлять, что вы исследуете темную пещеру, где внутри совершенно темно, нет света, но у вас есть фонарик. Итак, если вы думаете об исследовании этой пещеры, вы можете подумать о каждой из этих четырех характеристик сознания.
Первая идея — единство. У вас есть единое пятно света, которое вы можете спроецировать вокруг пещеры, так что там есть единство. Весь свет сфокусирован, и у вас есть только одно пятно. Намеренность, вы всегда фокусируетесь на чем-то. Независимо от того, что вы делаете, свет будет направлен на что-то, верно? Такова интенциональность сознания.
Затем у нас есть избирательность, и это то, что вы собираетесь отфильтровывать вещи, на которых она не сосредоточена. Поэтому, когда вы направляете свет вокруг себя, вы будете смотреть, где этот свет, вы не будете направлять свет сюда и смотреть в другом направлении, где царит полная темнота. Это не имело бы никакого смысла. Вместо этого вы сфокусируете свое внимание на этом узком пятне света, отфильтруете все остальное и при этом сосредоточитесь на том, что считаете важным, каковы ваши цели. Если вы вдруг услышите шум там, вы направите туда свет.