Структура психики человека или модель А
Приветствуем вас, дорогие друзья! Мы двигаемся дальше и сегодня вы узнаете как выглядит структура психики человека, а это значит, что с сегодняшнего дня ваша жизнь станет более осознанной и понятной. Теперь вы будете знать, почему мы по-разному воспринимаем и реагируем на ту или иную информацию. И особенно это касается тех, кто еще не знает своего соционического типа. Откройте дневник и запишите себе какая на самом деле структура психики человека.
Психика человеку дана для ориентации в жизни — пространстве, времени, обществе и действует она как информационная система, то есть благодаря психике человек воспринимает информацию, перерабатывает ее и реагирует как результат. Это и изучает соционика — психику как информационную систему.
Чтобы понять механизм деятельности психики, в соционике используется структура психики человека, разработанная Аушрой Аугустинавичюте (так называемая модель А), и в некоторых случаях, для удобства объяснения закономерности отношений между людьми, например, модель Юнга (модель-Ю).
Вы не можете все, потому что у вас есть как сильные, так и слабые стороны. Поэтому в соответствии с моделью А, условно выделяется четыре блока: два сильных и два слабых, показывают соответственно сильные и слабые ваши стороны. Когда осуществляется деятельность сильных блоков, вы легко воспринимаете, понимаете, обдумываете и объясняете информацию, не тратите на это лишних усилий, потому что имеете собственную систему норм и оценок, естественную непоколебимую уверенность и знания на основе жизненного опыта. Поэтому осознаете то, что делаете, при этом ваши действия уверенные и экономные.
Деятельность слабых блоков представляет собой такой процесс переработки информации, который постоянно требует от вас решения тревожных вопросов: где найти необходимую информацию, каким образом действовать и что делать в данной ситуации? А самостоятельно не можете найти причины возникновения проблем. Поэтому стремитесь получить совет, ищете ответы в общении, литературе и тому подобное.
С благодарностью воспринимаете информацию и помощь. Любой человек здесь поддающийся, информацию воспринимает некритично, с доверием, без анализа, его легко программировать, управлять ним и даже манипулировать.При этом ощущается напряжение, тревога и неуверенность. Поэтому на основе знаний и опыта человек вырабатывает определенные нормы и придерживается их. А поскольку тратит на это много усилий, может переоценивать собственные знания и навязывать их другим. Избегать использования слабых блоков способствует более эффективному функционированию сильных. Чем лучше вы будете владеть сильными блоками, тем экономнее они функционируют, а вы будете чувствовать себя увереннее и энергичнее.
Итак, за сильными сторонами вы можете свободно творить (созидать), а за слабыми — пользуйтесь определенными образцами.
Сильные стороны | Слабые стороны | |||
МЕНТАЛЬНОЕ КОЛЬЦО Ментальность – это все, о чем говорят, думают, что хорошо осознается. Человек критикует, обижается, радуется и может сказать о своих чувствах и мыслях. Что-то осознается лучше, что-то — хуже, но эти функции сознательные.. | ||||
Блок ЭГО «Знаю» это наиболее энергонасыщенный и автономный блок, демонстративный и творческий, на нем чувствуем себя уверенно, спокойно, компетентно, достойно и приятно. Здесь дается вся полнота творчества и человек ко всему пытается дойти самостоятельно. Проявляет категоричность и диктат: не принимает замечаний, упорно отстаивает свои убеждения и пытается внедрить их. Уверенный, не знает сомнений, переживаний, угрызений совести. Реализует себя бесстрашно, не считается с авторитетами и нормами. Смело спорит, утверждая собственную точку зрения, дает безапелляционные оценки, выражая восторг или негодование. По этим функциям следует выбирать профессию.
| Блок СУПЕР ЭГО «Нужно» это зона социальных стереотипов, когда человек стремится соответствовать общественным нормам, чувствуя, что именно этих качеств ему не хватает, чтобы нравиться другим, быть как все: старается не выделяться, применять испытанные шаблоны и стереотипы. | |||
1 ф-я — програмная, базовая | 2 ф-я — творческая | 3 ф-я — ролеваяя, адаптивная | 4 ф-я — мобилизационная, болевая | |
Основа личности и интеллекта человека. Информация воспринимается адекватно и человек может быть здесь экспертом. Эта функция больше возможности самого человека и слишком сильная уверенность здесь может подвести в жизни. | Человек наиболее осознает и управляет собой. Информация усваивается быстро и может подробно обсуждаться, часто создается самостоятельно, поэтому человек уверенно выступает в роли творца, критика | Человек действует так, как его научили, трудно усваивает новое и не создает нового. Для адаптации в сложных и непривычных для себя условиях играет роль, пытаясь похвастаться, оправдать чужие ожидания, не раскрывая основу своей личности | Болевая или место наименьшего сопротивления. Зона психического напряжения — и критика, и одобрение воспринимаются больно, потому что информацию трудно воспринимать адекватно. Ее высокая чувствительность помогает избежать неприятных ситуаций | |
ВИТАЛЬНОЕ КОЛЬЦО Эти функции действуют по жизненно важным показаниям, по жизненно необходимым обстоятельствам, скорее подсознательно, на уровне инстинктов, без лишних слов, проявляясь в основном для жизнеобеспечения, нет времени разговаривать, когда появилась опасность для жизни или нет смысла гворить, когда привычная работа выполняется каждый день, поэтому нет материала для размышлений | ||||
Блок ІД «Можу» это зона подсознательной уверенности. В этих функциях редко бывает обдумывание, творческие проработки. Здесь решения принимаются мгновенно, генерируются на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Эти функции включаются в напряженной «пожарной» ситуации, когда нет времени на размышления или в обычных бытовых ситуациях, когда работа привычная, выполняется на автопилоте.
| Блок СУПЕР ІД «Хочу» детский блок или зона наших потребностей, удовлетворить которые может только психически дополняющий человек — дуал, слабые неосознанные функции податливые и управляемые информацией, поступающей извне. Легко поддаются внушению, программированию. Информация воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. По этим функциям человек легко и эффективно учится, с благодарностью воспринимает информацию и помощь. Если мы пытаемся вести себя, акцентируя качества, присущие этому блоку, отталкиваем людей несерьезностью, легкомыслием, некомпетентностью, сами себя унижаем, показывая несвойственные нам качества, выглядим неуместно, смешно. Чувствуем себя неуверенно, но утешаемся от самоудовлетворения, что на самом деле является самообманом, так как при этом быстро истощаемся и теряем собственное достоинство, настоящее свое лицо.
| |||
8 ф-я — демонстрационная, фоновая | 7 ф-я — контролирующая, ограничительная | 6 ф-я — активационная, референтная | 5 ф-я — суггестивная | |
реализуется без слов на деле. Опора в любых ситуациях, всегда включена в работу, как фон всей жизни. Человек набирает опыт, действует автоматически и с удовольствием, приобретя богатый опыт, радостно ее демонстрирует | Контролирует ситуацию и ограничивает проявления других. Это наши «блюстители». Человек может отгородиться от нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность других, но, если человека здесь ограничивают другие, это его обезоруживает | слабая, но тонизирующая функция, особенно если депрессивное состояние. Непригодна для творческой работы, но дает хорошие результаты в обучении на уровне «грамотный пользователь». Человек ориентируется на мнение других, не противопоставляет себя им, требует комфортного обеспечения | это «входные ворота» для информации. Здесь легко внушить что угодно, потому что восприятие наивно-доверчивое. Информация привлекает внимание, производит сильное впечатление, вызывает доверие |
Стремление человека познавать сдерживаются и ограничиваются возможностями нашей психики. Если ближайшее окружение и социальные условия способствуют снятию напряжения задач, стоящих перед блоками ИД, СУПЕР ИД, СУПЕР ЭГО, то это ведет к накоплению информационно-энергетического потенциала блока ЭГО.
Вот эта структура психики человека — это и есть по сути мы. Переход из одного блока к другому происходит неосознанно и мгновенно. Поэтому надо знать себя, чтобы избежать нежелательных ситуаций, в которых будут активизироваться слабые блоки.
Если же ситуаций таких не избежать, следует знать, люди какого типа могут помочь, защитив ваши слабые стороны, когда Вы сможете опираться на их возможности, передавая им инициативу о том, где они сильны, а Вы слабы, зная, к кому обратиться за определенным советом или помощью. Следовательно, не нужно «силу воли закаливать», стоит пользоваться тем, что дано природой — качествами собственных сильных сторон, а все остальное дает общество и близкое окружение.
Умение определять соционические типы людей и знания их особенностей помогает создать комфортное и полезное для себя окружение. А чтобы чувствовать себя уверенно, иметь адекватную самооценку и чтобы другие уважали, нужно быть в любых обстоятельствах самим собой — то есть чувствовать себя только на блоке ЭГО. В этом и заключается секрет психического и физического здоровья. Ведь в здоровом духе — здоровое тело.
Как вы поняли из таблицы «структура психики человека», психика человека оперирует восьми функциями, но в зависимости от соционического типа функции психики находятся в определенных блоках и поэтому действуют по-разному, поскольку имеют разную энергетическую насыщенность. Энергетическая насыщенность определяется мерностью функций (по А. Букалову).
Наиболее энергетическая (4-х мерная) первая — программная функция психики блока ЭГО. Вторая — творческая функция — 3-х мерная, третья — ролевая — двухмерная, четвертая — мобилизационная — одномерная. Причем первая функция психики- канал прямой связи с Космосом, то есть, развитые качества этой функции могут способствовать появлению неординарных возможностей.
Как видно из таблицы, где указана модель А, каждый блок имеет по две функции психики, психическое наполнение которых (психические признаки) зависит от соционического типа, то есть, у каждого свое. О сути функций, вы можете прочитать в книге «Характер по внешности» (обратитесь в Службу поддержки или позвоните, чтобы приобрести печатную или электронную книгу).
Для удобства и наглядности изображения Аушра Аугустинавичюте ввела символьные знаки:
Из этих символьных знаков строится модель соционического типа. Информационная структура психики человека приобрела графическое изображение. Порядок расположения символов в модели и их цвет отражает доминирующий признак типа по каждой дихотомии. Такую модель структуры информационного восприятия каждого типа личности в честь А.Аугустинавичюте назвали моделью А.
Теперь вы знаете как выгядит структура психики человека и вы в любое удобное для себя время, сможете заказать услугу определения соционического типа. Подписывайтесь на нашу рассылку и смотрите Yotube канал центра «Социон».
Делитесь информацией, будьте здоровы и счастливы!
Вскоре увидимся снова!
Рекомендуем еще эти статьи рубрики
Природа и качественные особенности психики человека
С древних времен природа души, психики человеческого сознания были связаны со способностью человека легко ориентироваться и предпринимать действия в неопределенных ситуациях, которые предполагают использование логики. Точно такие же взгляды были высказаны в работах Августина Блаженного, Декарта, Спинозы. Но с течением времени такое понимание теряло свою актуальность и, в конце концов, уступило своё место плоской репродуктивистской трактовке психики, которая была выдвинута в ассоцианизме. В современной интерпретации данная трактовка представляется в разного рода адаптационно-гомеостатических моделях психики.
Например, концепция Ж. Пиаже, в которой в виде интеллекта подвергается рассмотрению когнитивная адаптация, состоящая в уравновешивании ассимиляции и аккомодации [1, с 149].
Нужно обратить внимание на то, что репродуктивистская трактовка психики достаточно верно отражает ту сложившуюся в социуме разделенного труда ситуацию, в которой большинство трудящихся индивидов являются носителями «превращенных» (в данном случае — репродуктивных) форм сознания.
Подобный подход повлёк за собой развитие психологического знания, тем самым образом сконцентрировав исследователей на изучение всецело «превращенных» форм психики.
Но, всё же, возвращаясь к психологии, общепринятые положения о творческом характере человеческой деятельности и о том, что сознание человека не только является отражением объективного мира, но и творцом его, были сформулированы диалектической философией и нисколько не распространяются на определение предмета психологии.
Психология творчества, которая в свете этих положений должна приобрести статус методологически конституирующей теории в психологии, продолжает существовать на правах частного раздела последней [2, с. 155].
К сожалению, сейчас психология, хотя и описывает широчайший круг понятий, и имеет большой спектр психических особенностей человеческого менталитета, но всё же ныне не имеет единой шкалы, которая оценила бы необходимые параметры психики, которая бы полностью могла удовлетворить всем современным требованиям к ее практическому применению.
Поэтому, чтобы соизмерить и сравнить психические особенности архетипов человека, мы должны использовать собственную шкалу психонормальности, которая позволит наглядно определять здоровую, нормальную психику человека от частично недоразвитой или искаженной, а иногда и вовсе полностью больной.
Нормальная психика, которая позволяет считать человека здоровым, определяется следующими компонентами:
Необходимый набор рецепторов в совокупности с механизмом адекватной рецепции всех сигналов-раздражителей, которые поступают из био- и инфосферы.
Сбалансированная рефлективность, которая включает среднедостаточную силу реакций, как возбуждения, так и торможения, которые соответствуют РАД [3, с. 203]. При этом должно происходить чёткое осуществление оценочно-аналитической обработки информации, которая поступает от системы рецепции через связь с сознанием, что обеспечивает широту и направленность рефлективности в сторону разумности, ноосферности.
Результирующие параметры индивидуальной психики каждого человека находятся в зависимости от того, как организованы нейропиля коры головного мозга.
Для нынешнего времени нормальной психикой человека можно считать такую, которая обладает предельной рефлективностью, что подразумевает сдержанность эмоций при любых обстоятельствах. Отклонения от этого могут означать некоторую степень неразвитости или искаженности психики.
Ещё нормальную психику отличает способность адекватно реагировать на раздражителей всех четырех сигнальных подсистем по широкому кругу макро- и микрокосмических сфер, функционируя в режиме ноосферной направленности, отражая влияние негасферных явлений.
В настоящее время известен следующий способ, позволяющий оценить параметры психики: по удару молоточком в область колена врач-психиатр может сказать о степени рефлективности некоторых АФЦ I-ой сигнальной подсистемы. Но это всё, что возможно узнать таким способом. Невозможно сразу определить реакцию человека на хорошее или плохое [4, с. 126].
Следует иметь в виду, что способы проверки с помощью тестов и собеседований не обладают эффективностью, но выявить нормальную работу функциональных центров II-ой сигнальной подсистемы можно в послушании, дисциплине, разумном подчинении индивида. Балансировка этих центров и наполнение содержанием соответствующих РАД происходит при воспитательном процессе, а отсутствие требуемых РАД или их нарушение проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии.
Психическая ненормальность человека приводит к широкому спектру расстройств менталитета — от простых недолгосрочных отклонений в поведении (неврозы) до довольно тяжелых и протяженных по времени заболеваний, которые связаны с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психоневротической деятельности, которые в свою очередь влекут нарушение отражения реальности и поведения (психозы, арефлексия).
При присутствии перечисленных отклонений появляются изменения в адекватности рефлективности индивида на различные события и явления, происходящие с ним в жизни. А это находит отражение в характере и манере поведения (нарушения спокойствия, уравновешенности, предусмотрительности, рассудительности, разумности) и в конечном итоге на всех параметрах его менталитета [5, с. 217].
В сумме эффекты индивидуальных психик отражаются в показателях общественной психики, широте макрокосмических сфер ее рефлективности. Результирующие этих суммативных явлений представляют нам нормальное психическое состояние данного общества: либо общественное спокойствие, которое сопровождается его гармоничным развитием, либо общественное волнение, которое порой доходит до истерии и часто сопровождается различными катаклизмами в обществе (вплоть до революций).
Психика есть базовая, самая ранняя по историческим меркам составляющая менталитета. Другие составляющие (например, сознание, интеллект) возникали у человека в процессе эволюционного развития в более позднее время.
Психика является своеобразной рефлексией организма, что означает наличие у него способности к разнообразным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и окружающего миров человека [6, с. 158].
Являясь очень важным, если даже не сказать главным признаком жизни вообще и показателем развитости любого организма, психика и сама имеет филогенезный период развития, который исторически сопоставим по времени лишь с длительностью самой Жизни, начиная с момента ее зарождения на планете Земля и продолжая свое совершенствование до нынешнего времени.
На данный момент времени можно утверждать, что психика является одной из самых изученных частей человеческого менталитета. В первую очередь нужно дать описание сути психических процессов, которое ввел В. М. Бехтерев:
«Другая особенность функциональной деятельности мозговой коры, это — взаимная смена явлений возбуждения и торможения, с которой мы встречаемся при повторном возобновлении раздражений, вызывающих сочетательные рефлексы, ибо каждый сочетательный рефлекс при повторном его возобновлении постепенно угасает или тормозится и, с другой стороны, заторможенный рефлекс после прекращения раздражений через то или другое время вновь растормаживается. Независимо от такого внутреннего торможения и внутреннего же растормаживания мы имеем и процесс внешнего торможения, наступающего под влиянием какого-либо стороннего внешнего раздражения в период выявления рефлекса, как мы имеем и внешнее растормаживание, осуществляемое под влиянием внешнего раздражения, производимого в период заторможенности рефлекса». [7, с.194].
Таким образом, здесь говорится о замене одного процесса другим, а это свидетельствует о том, что между обоими процессами нет противоположения, потому что они, находясь в активной фазе, помещены в условия функционального взаимоотношения. Это взаимоотношение обоих процессов проявляется как во времени путём смены одного другим, так и в пространстве, потому что в обычных условиях возбуждение одной мозговой функции сопутствуется торможением других функций и наоборот.
Таким образом, процессы генерализации рефлекса и его последовательной дифференцировки являют собой тесную связь, потому что они есть выражение одного и того же процесса возбуждения и торможения, но в различных фазах его развития.
В конечном итоге, следуя большинству определений, под психикой нам должно понимать способность центральной нервной системы головного мозга человека производить взаимодействие с внешней средой, что значит держать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на происходящие явления и события.
Одна из самых главных функций психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Огромный вклад в изучение закономерностей человеческой деятельности внесли русские психологи: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский.
Главная особенность психики человека, которая отличает его от животного — это присутствие сознания. Сознательное отражение окружающей действительности — это такое отражение, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Основными факторами возникновения были труд и язык [8, с. 261].
Любой совместный труд людей предполагает разделение труда, когда каждый член коллектива делает определенные операции, порученные именно ему. В процессе индивидуальной деятельности результат является самостоятельной целью, поэтому человек начинает понимать смысл отдельного действия, который мог быть неясен при коллективном труде, так как некоторые операции были лишь промежуточными.
Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.
Деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, где он следует сознательно установленной цели, которая появляется в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Мотивы и цели не всегда совпадают. Причина, по которой человек поступает тем или иным образом, зачастую различается с тем, для чего он действует. Когда мы говорим об активности, где нет какой-то определенной осознаваемой цели, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, управляемое непосредственно потребностями и эмоциями [9, с. 35].
Под поведением в психологии обычно понимается внешние проявления психической деятельности человека.
К фактам поведения человека причисляются:
1.различные отдельные движения и жесты (к примеру, махание рукой в знак приветствия, кивание головой),
2.внешние проявления физиологических процессов, которые связаны с состоянием, деятельностью, общением людей (к примеру, улыбка, поднятие бровей, взгляд, покраснение лица, дрожь и т. п.),
3.действия, несущие определенный смысл,
4.поступки, имеющие социальное значение и связанные с нормами поведения.
Поступок — это такое действие, в котором при исполнении, человек понимает его значимость для окружающих, т. е. его социальный смысл.
Основной характеристикой деятельности можно назвать ее предметность. Под предметом подразумевается не просто природный объект, а предмет культуры.
Существует так же другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не в состоянии. Это производится при помощи других людей, демонстрирующих образцы деятельности и включающих человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, которая разделена между людьми и которая выполнялась во внешней форме, к деятельности индивидуальной составляет основную линию интериоризации, по мере течения которой создаются психологические знания, умения и способности [10, с. 129].
Деятельность неизменно имеет опосредованный характер. В качестве средств используются орудия, различные знаки, символы и общение с окружающими людьми. При осуществлении любого акта деятельности, мы непосредственно выражаем в нем какое-либо отношение к окружающим людям, даже если они на самом деле не находятся рядом на момент совершения деятельности.
Деятельность человека без исключения является целенаправленной, она следует цели как сознательно представляемому запланированному результату, для осуществления которого она служит. Цель регулирует деятельность и, если нужно, исправляет ее ход [11, с. 115].
Деятельность — это вовсе не совокупность реакций, а целая система действий, которые собраны в одно единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив в свою очередь — это то, ради чего производится деятельность, он задаёт смысл того, что будет делать человек [12, с. 178].
Таким образом, деятельность неизменно имеет продуктивный характер, что означает, что она в конечном итоге преобразует как внешний, так и внутренний мир человека. В соответствии с тем, какие изменения произошли в процессе деятельности, различают некоторые разновидности деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).
Человеческая деятельность обладает сложным иерархическим строением. Она включает в себя несколько уровней: первый уровень содержит основные виды деятельности, затем уровень, отвечающий за действия, следующий — уровень операций, и последний — уровень психофизиологических функций [13, с. 241].
Действие — это процесс, который происходит для достижения цели. Действие содержит в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели. Через действия человек реализует свою активность, пытаясь осуществить поставленную цель с учетом внешних условий.
Любое действие является сложной системой, которая включает в себя три части: ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную. Первая помогает отражать совокупность объективных условий, которые нужны для достижения наилучшего результата. Вторая часть производит заданные изменения в объекте действия. И, наконец, последняя следит за ходом выполнения действия, сравнивает конечные результаты с заданными образцами и, если нужно, производит изменения как ориентировочной, так и исполнительной частей действия [14, с. 174].
Операцией является любой конкретный способ исполнения действия. Характер выбранных операций находится в зависимости от условий, в которых происходит действие, и опыта человека. Операции чаще всего почти не подлежат осознанию их человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.
При упоминании того, что человек осуществляет какую-то деятельность, не стоит упускать из внимания тот факт, что человек является организмом с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложными психофизиологическими функциями, ставшими предпосылками и средствами деятельности [15, с. 193].
К примеру, если человек задаётся целью что-нибудь запомнить, он способен задействовать различные действия и приемы запоминания, но эта деятельность будет основана на имеющейся мнемической психофизиологической функции: никакое из выполненных действий не дало бы желаемого результата, если бы у человека не было мнемической функции.
К любой деятельности человека толкает какая-либо потребность. Потребность определяется как испытываемое человеком состояние нужды в чем-либо. Каждый нуждается в еде, воде, сне, воздухе — такие потребности называются первичными, потому что удовлетворение их жизненно необходимо. Также, так как человек является существом биосоциальным, то потребность в общении с другими людьми у него занимает одно из главных мест.
Таким образом, можно проследить иерархию потребностей от более примитивных до самых утонченных. Такую шкалу потребностей разработал знаменитый психолог Маслоу. Потребности в порядке их очередности: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании, эстетические потребности [16, с. 478].
Литература:
- Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии (30–60-е гг. XX в.). М., 1986.
- Стеценко А. П. Психологическая структура значения и ее развитие в онтогенезе: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 2004.
- Руденский У. В. Социальная психология, М., 1997
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию М., 1976.
- Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992.
- Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность / под ред. А. В. Гервера. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1928.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.
- Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4.
- Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1990
- Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985.
- Розин В. М. Психология: теория и практика. М., 1997
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, деятельность, потребность, конечный итог, процесс, психика, человеческая деятельность, нормальная психика, нынешнее время, сигнальная подсистема.
Потребительская функция психики — Прикладная психология
Когда речь идет о психике человека, необходимо вспомнить, что говорит о психике современная психология. Психология говорит многое: во что только психика ни превращается по многочисленным мнениям психологов – в резервуар энергии, набор травм, архетипы и другое. Мы работали с разными элементами, такими как ущербность, пружина и разгон психики, но психику как функцию потребления еще не рассматривали. На потребительской функции психики (ПФП) стоит все в этом мире. Когда речь идет о других функциях, они имеют ситуационный характер. А ПФП работает автоматически, поэтому она для человека даже не заметна.Но мы можем почувствовать ее работу на себе, например, когда слушаем чей-то нудный рассказ, и нас он раздражает, нам он не нравится – это психика не хочет его потреблять. Психика хочет потреблять только то, что она хочет– точно также, как ребенок, который не хочет есть кашу, а хочет есть конфеты. Все это рабоатет в автоматическом режиме, совершенно непринудительно.
Потребительская функция психики может быть растительного, животного или механического происхождения. Представим себе, что это растение, например, плющ. Он хочет размножаться, расползаться по стенке и получать свет, фотосинтез. Он об этом даже не думает, просто живет, пока его не срежут и не выбросят на свалку. Вот представьте себе человека с такой ПФП. Он должен расползаться и перерабатывать что-то, чтобы жить. Например, он работает в каком-то ВУЗе на протяжении уже 30-ти лет, сидит на кафедре, всех знает, а потребляет он сплетни и слухи – информацию, за счет которой он живет. Таких субъектов в современных университетах полно. Делает он это совершенно автоматически.
Давайте обратимся к Липоту Сонди и его подходу к вопросу, как выглядит психика. Судьбопсихология изучает побуждения как фактор принятия решений, который влияет на судьбу. Побуждения возникают из родового бессознательного и родовых фигур.Можно было бы представить, что за человеком стоят какие-то фигуры, которые дергают человека за нити, как марионетку. Они превращаются в 8 векторов (сил), которые одновременно толкают человека,и он движется к психиатрическому заболеванию. Норма – это разбавленная патология. Мы рассмотрели движение от себя, то есть вектора, которые толкают и побуждают нас что-то сделать. А что толкает вектора? Фигуры. А что толкает фигуры? Некий фактор извне осуществляет воздействие на человека – и возникает контрпозиция. Извне на человека давят люди и обстоятельства. Именно ПФП провоцирует внешние обстоятельства в жизни человека. Она создает эффекты, которые мы получаем, например, какие-то люди нам приятны, а какие-то вызывают сразу необъяснимую неприязнь, с какими-то людьми мы хотим общаться, а с какими-то нет, какие-то люди представляют для нас интерес, а какие-то нет.
Например, девушке нравится общаться с молодым человеком. Почему? Фрейд бы сказал, что это половая функция. Но всегда ли она является приоритетом в общении мужчины и женщины? Многие бы сказали «да», а многие – «нет», и привели бы кучу примеров. В каких-то случаях это так, а в каких-то нет. Но она все равно стоит и с ним флиртует, не собираясь ничего делать. Почему? Видимо признание того, что ты красивая, востребованная и нужная не менее важно, чем половая функция. Как минимум мы могли бы сказать, что это имеет место быть. Комплименты, цветы и прочее – это все потребление. А кто это потребляет? Кому это все нужно? Допустим, телу нужна половая функция, тело хочет получить удовольствие. А какое удовольствие женщина получает от цветов? Кто потребляет цветы и драгоценности? Это же не связано с половой функцией. Машины, платья – кто это потребляет? Можно было бы сказать, что это потребляет «Я». Но с точки зрения Сонди, «Я» нет никакого дела до машин и цветов. Согласно Сонди, «Я» мудрое,сильное и одинокое. По Фрейду «Я» тоже нет дела до цветов, разве что они могут быть неким топливом для чувства собственной значимости. Тогда кто это все потребляет? Если рассмотреть мужчин, можно тоже привести много примеров потребления совершенно странного, не связанного с половой функцией. Как бы мы ни крутили, на эти вопросы нет ответа. Но точно есть одно – это потребление. Есть какой-то механизм, который потребляет, и делает он это автоматически.
Дефицитарность – это причина автоматической функции потребления психики. К примеру, человек питается кислородом, при этом он может дышать и гелиевой смесью, когда погружается под воду. Но это неестественная среда для человека, длительное нахождение в которой может привести к кислородному голоданию.Кислородное голодание могло бы быть неким прототипом дефицитарности.
То есть некая конфигурация, в которую превращается психика человека или постоянно в таком виде существует, потребляет некий набор автоматических вещей. Например, зачем женщины ходят в театры или на светские вечера? Что там потребляет их психика? Внимание. Это всего лишь потребление внимания, но зачем оно нужно – вопрос остается открытым.
Для того, чтобы человеку исследовать свою ПФП, необходимо рассматривать психику как некое живое существо. Например, что это будет – растение, животное или механизм? Какое потребление вас отличает от других людей? Чем ваша ПФП отличается от всех остальных? Следующим этапом проанализируйте свою дефицитарность. Затем рассмотрите ваши «хочу»: чего вы хотите, и кто это потребляет? ПФП каким-то образом сформировалась именно в таком виде и есть тот, кто ее такой сформировал. От данного анализа зависит очень многое в жизни человека.
Рассмотрим еще такое явление, как КУРАЖ, в чем-то тождественное современному драйву. «Драйв»– это английское слово, означающее«водить». Но люди под этим словом понимают некую гамму ощущений, которую могут дать гонки, скорость и т.д. Так и в жизни: когда человек делает что-то на кураже, он получает определенные ощущения и впечатления. ПФП не просто что-то потребляет, но еще и должна получать удовольствие от того, что она потребляет. Как только возникает какое-то препятствие в потреблении, человек расстраивается, говорит, что ему это все не нравится, и возникает дискомфорт, а если возникает дискомфорт, то желание что-то делать пропадает.
К примеру, для того, чтобы люди покупали вещи Chanel, Gucci, нужно было для начала воспитать такую конфигурацию ПФП, которая бы ела это все, потому что изначально у человека не было такой конфигурации психики. Еще в XVIII веке никто не гонялся за брендами, тогда психика потребляла что-то другое.
Почему человеку не нравится то, чем он занимается? Потому что ПФП не питается такой едой, и его психика будет постоянно разворачиваться, чтобы найти еду в другом месте. Психика все равно утянет человека в то место, где есть для нее еда. Отсюда возникает вывод, что ПФП сильнее биологических потребностей «Я». Например, есть монахи, которые живут в кельях, истязают себя, читают какие-то книги– это яркий пример того, что ПФП сильнее, чем биологическая функция потребления «Я». Если это такой сильный механизм, определяющий, как компас,местоположение и род занятий человека, а последний про него ничего даже не знает, то жизнь человека проходит под руководством некоего неведомого механизма.Вспомните фильм «Москва слезам не верит», когда герой ждал героиню у дома. Он ее спрашивает «Может, у тебя еще и муж есть?», а она ему: «А что это меняет?» Именно! Что это меняет, если у него все равно есть к ней тяга? Это яркая демонстрация ПФП. Оказывается, у ПФП есть еще тяга и насыщаемость, желание разнообразить рацион потребления, и все это происходит автоматически.
Как видите, тема крайне актуальная и непростая, так как есть еще ряд вопросов, на которые предстоит дать ответы в ходе исследования. Кто создал форму потребительской системы психики «Х»? Сколько этих форм ПФП? Их может быть бесконечное количество или только определенное? Как связана ущербность с ПФП? Существует ли какая-то технология, механизм, который позволяет менять одно существо ПФП XVIII века на другое XX века?Все эти вопросы требуют достаточно серьезной работы, исследований и серьезных доказательных ответов.
От работы ПФП зависит очень многое в жизни человека: он мог бы что-то сделать, но не сделал; он чего-то хочет, но у него не получается, и т.д. Взять в управление ПФП – значит мочь сделать в жизни все что угодно, потому что причина всех препятствий в жизни – это потребительская функция психики.
Статья подготовлена Ильюшей Мариной по материалам лекции PhD Мальцева Олега
Структурная модель человеческой психики Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
24 апреля 1923 г. представил свою структурную модель человеческой психики. В этой статье он изложил свои теории психодинамики Ид, Эго и Супер-Эго, что имеет фундаментальное значение в развитии психоанализа. Согласно этой модели психики, Оно представляет собой набор нескоординированных инстинктивных тенденций; супер-эго играет критическую и морализирующую роль; а эго — это организованная, реалистическая часть, которая является посредником между желаниями ид и супер-эго.
Зигмунд Фрейд Фон
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в моравском городе Пршибор (нем. Freiberg in Mähren) в бывшей Австрийской империи. Он получил квалификацию доктора медицины в Венском университете в 1881 году. Затем он проводил исследования церебрального паралича, афазии и микроскопической нейроанатомии в Венской больнице общего профиля. В 1885 году Фрейд отправился в Париж в качестве ученика невролога Жана Шарко. По возвращении в Вену в следующем году Фрейд открыл частную практику, специализируясь на нервных и мозговых расстройствах. По окончании абилитации в 189 г.5, в том же году он был назначен доцентом невропатологии и стал аффилированным профессором (professor extraordinarius) в 1902 году, и занимал эту должность до 1938 года. Фрейд начал курить табак в возрасте 24 лет; Первоначально курильщик сигарет, он стал курить сигары. Он считал, что курение повышает его работоспособность и что он может проявлять самообладание, сдерживая его.
Психоаналитическая теория
Фрейд разработал теорию о том, что у людей есть бессознательное, в котором сексуальные и агрессивные импульсы находятся в постоянном конфликте за превосходство с защитой против них. Из 1896–1901, в период изоляции от своих коллег, Фрейд разработал основы психоаналитической теории на исходном материале своих пациентов, а также на своих беседах и переписках со своим другом и бывшим сотрудником Йозефом Брейером и берлинским носом и горлом. доктор Вильгельм Флисс. В 1899 году была опубликована первая психоаналитическая работа Фрейда «Толкование сновидений ». В 1897 году начался серьезный период интенсивного самоанализа. В 1900 году была опубликована его основная работа «Толкование сновидений», в которой Фрейд анализировал сновидения с точки зрения бессознательных желаний и переживаний.[3] Хотя медицинский истеблишмент был не согласен со многими теориями Фрейда, вокруг него собралась группа учеников и последователей, которые в 1919 году основали Международную психоаналитическую ассоциацию.10.
Во время Первой мировой войны Фрейд продолжал писать и читать лекции, но пациентов было мало, а международное общение было невозможно. К сожалению, послевоенные годы в Вене были крайне тяжелыми: свирепствовала инфляция, продуктов было мало, а больных было мало. Однако репутация Фрейда росла, и в 1919 году он стал профессором Венского университета.[3]
График Зигмунда Фрейда со второй топографией (Ид, Эго и Супер-Эго), опубликованный в 1933 году в его «Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse», Kapitel 31
Человеческая психика
Возможно, самая устойчивая и важная идея Фрейда заключалась в том, что человеческая психика (личность) имеет более одного аспекта. Начиная с 1920 года Фрейд сделал теоретический шаг, сосредоточившись на двух больших бинарных принципах: жизни и смерти. Согласно Фрейду, они составляют каждое отдельное человеческое существо, которое он определил как комбинацию Ид, Эго и Супер-Эго.[4] Эго и Оно развивает линию рассуждений в качестве основы для объяснения различных (или, возможно, всех) психологических состояний, как патологических, так и непатологических. Ид — это примитивный и инстинктивный компонент личности. Более того, это единственный компонент личности, присутствующий с рождения. Это импульсивная и бессознательная часть нашей психики, которая прямо и немедленно реагирует на инстинкты. Согласно Фрейду, Оно является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Эго — это «та часть ид, которая была изменена прямым влиянием внешнего мира». Он развивается для того, чтобы стать посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром и является компонентом личности, принимающим решения. В то время как Ид руководствуется принципом удовольствия, стремящимся к немедленному удовлетворению всех желаний, желаний и потребностей, эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид реалистичными и социально приемлемыми способами.
Супер-эго включает в себя ценности и мораль общества, которым он научился у своих родителей и других людей. Основная цель Супер-Эго — контролировать импульсы Ид, особенно те, которые запрещены обществом, такие как секс и агрессия. Так вот, психологические состояния являются результатом мощного внутреннего напряжения. Эго, пойманное между Ид и Супер-Эго, оказывается одновременно вовлеченным в конфликт из-за вытесненных мыслей Ид и низведенным до подчиненного положения Супер-Эго. И в то же время взаимодействие между инстинктом любви и инстинктом смерти может проявляться на любом уровне психики. [5]
Несмотря на полемику, которую продолжал поднимать Фрейд, он получил широкое признание и в 1930 году был удостоен престижной премии Гёте в Германии. Больной раком и опасающийся растущего антисемитизма, Фрейд бежал в Лондон в 1938 году, незадолго до Второй мировой войны, и умер там 23 сентября 1939 года, покончив жизнь самоубийством.[4]
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Зигмунд Фрейд на biographies.com
- [2] Зигмунд Фрейд на BBC History
- [3] Зигмунд Фрейд на SparkNotes
- [4] Зигмунд Фрейд в Европейской высшей школе
- [5] Кендра Черри: Ид, Эго и Суперэго – Структурная модель личности
- [6] Оговорки по Фрейду и другие мелочи, блог SciHi
- [7] Неоткрытое Я — К. Г. Юнг и психология, блог SciHi
- [8] Зигмунд Фрейд в Викиданных
- [9] Пол Блум, Lec 1 | MIT 9.00SC Введение в психологию, весна 2011 г. , MIT OpenCourseWare @ youtube
- [10] Тэнсли, А.Г. (1941). «Зигмунд Фрейд. 1856–1939». Некрологи членов Королевского общества . 3 (9): 246–75.
- [11] Лапсли, Дэниел К.; Пол С., Стей (2012). «Ид, Эго и Суперэго». Энциклопедия человеческого поведения . стр. 393–399.
- [12] Курт Р. Эйсслер: Влияние структуры эго на психоаналитическую технику (1953) / переиздано Psychomedia
- [13] Хронология Зигмунда Фрейда, согласно Wikidata .
Изучение человеческого разума и интеллекта
Когнитивная наука определяется как область исследования, которая взаимодействует с несколькими дисциплинами, такими как неврология, компьютерные науки, психология, искусственный интеллект (ИИ), философия, лингвистика и антропология, чтобы понять когнитивное функционирование человеческого разума и лежащие в его основе психические процессы. В этой статье подробно рассказывается о когнитивной науке, ее основных методах и пяти лучших приложениях в реальном мире.
Содержание
- Что такое когнитивная наука?
- Ключевые методы когнитивной науки
- Топ-5 приложений когнитивной науки
Что такое когнитивная наука?
Когнитивная наука относится к области исследования, которая взаимодействует с несколькими дисциплинами, такими как неврология, информатика, психология, искусственный интеллект (ИИ), философия, лингвистика и антропология, чтобы понять когнитивное функционирование человеческого разума и лежащие в его основе психические процессы. . Основное внимание уделяется пониманию природы человеческого разума и того, как он использует ментальные представления для реализации, обработки, преобразования и управления знаниями.
Исследователи когнитивных функций стремятся глубже понять человеческий интеллект и поведение, исследуя функции нервной системы, которые включают в себя важнейшие умственные способности, такие как восприятие, память, эмоциональный опыт, обучение, рассуждение, решение проблем, принятие решений и язык. История когнитивной науки восходит к 1950-м годам, совпавшим с появлением искусственного интеллекта.
По сути, когнитивная наука опирается на разработку репрезентативных структур разума и анализ вычислительных процедур, которые работают с этими структурами, чтобы лучше понять, как мыслительный процесс разворачивается в человеческом мозгу. Здесь мысленные представления аналогичны компьютерным структурам данных, а вычислительные процедуры аналогичны вычислительным алгоритмам, оперирующим этими структурами данных.
Когнитивная наука включает в себя несколько подходов к раскрытию природы мысленных представлений и вычислительных процедур. Наиболее часто используемые методы включают:
1. Модели, основанные на правилах
Подход, основанный на правилах, обычно используется с 1970-х годов. Согласно этой модели, мышление представляет собой применение правил вывода типа «ЕСЛИ… ТО…» к символам для представления структуры языковых предложений.
Например, рассмотрим правило «ЕСЛИ вы бежите слишком быстро в марафоне, ТО получите травмы». Применение этого правила к символу «вы слишком быстро пробежали полный марафон» дает выходной символ «вы получите травмы». При использовании другого правила «ЕСЛИ вы страдаете от травм, ТО ваше тело должно отдохнуть 10 часов, чтобы восстановиться» к последнему символу получается символ «ваше тело должно отдыхать 10 часов, чтобы восстановиться».
Модели, основанные на правилах, играют решающую роль в моделировании сложных аспектов человеческого мышления, таких как использование языка или решение проблем. Такие подходы, основанные на правилах, широко использовались в области медицины для разработки экспертных систем для практических целей.
2. Коннекционистские модели
Коннекционистский подход появился в 1980-х годах и относился к моделям параллельно-распределенной обработки. Они используют искусственные нейронные сети (ИНС) для моделирования нейронных структур в мозге, чтобы имитировать человеческое мышление. В отличие от подходов, основанных на правилах, коннекционистские модели выполняют параллельные вычислительные процессы, а не последовательно.
Как правило, системы, основанные на правилах, используют правила логического вывода для имитации феноменов мышления. Однако коннекционизм больше связан с одновременным удовлетворением нескольких критериев и ограничений обработки данных. Таким образом, коннекционистская модель используется в современных приложениях для распознавания лиц. Он также используется для понимания психологических аспектов, включающих изучение языка, что является ключом к расшифровке человеческого мышления.
3. Теоретическая нейронаука
Развитие теоретической нейронауки вышло на первый план с окончательной интеграцией модели, основанной на правилах, и коннекционистского подхода. Это произошло в 1990-е и 2000-е годы, когда когнитивная наука была связана с нейронаукой с развитием связанных с мозгом технологий и инструментов, таких как магнитно-резонансная томография (МРТ) и функциональная МРТ (фМРТ), которые могли наблюдать активность мозга в режиме реального времени в экспериментальных установках.
Более того, с появлением теоретической нейронауки были разработаны вычислительные модели, которые могли визуализировать возбуждение нейронов (мозговую активность) внутри мозга. Это помогло расшифровать процесс принятия решений, сложный процесс (рассуждения высокого уровня), происходящий в области префронтальной коры головного мозга. Более того, эти модели также помогли лучше понять человеческие эмоции, связанные с областью миндалевидного тела мозга.
В частности, эта область объединила правила вывода и нейронные сети для создания моделей, которые могли моделировать гораздо больше психических функций, чем могли бы достичь отдельные модели, основанные на правилах, или коннекционистские модели.
4. Байесовские модели
Когнитивная наука в значительной степени опирается на байесовские модели для понимания психологических характеристик, таких как зрение, двигательный контроль, социальное познание, обучение и другие. В основе этих моделей лежит теорема Байеса, которая связывает факторы вероятности с человеческим пониманием. Такие модели также используются в современных робототехнических приложениях.
5. Модели глубокого обучения
Когнитивная наука использует искусственный интеллект для декодирования человеческого разума с 1950-х годов. Более того, благодаря последним достижениям в области искусственного интеллекта подходы глубокого обучения используются в таких приложениях, как игры, распознавание объектов, языковой перевод и других смежных областях.
На фундаментальном уровне глубокое обучение развивается на основе коннекционистских моделей и теоретической нейронауки. Однако он использует гораздо более сложные и продвинутые алгоритмы, а также нейронные сети, имеющие множество нейронных слоев. Сделав еще один шаг вперед, глубокое обучение теперь исследуется посредством обучения с подкреплением; в котором обучение сочетается с вознаграждением от предыдущих примеров для точной настройки модели.
- AlphaGo от DeepMind — пример такой модели обучения с подкреплением, которая победила игрока в го в 2016 году.
Сегодня глубокое обучение проникает в нейробиологию и приводит к значительному развитию в областях когнитивной психологии.
Помимо подходов, упомянутых выше, ментальные представления и вычисления, раскрывающие детали того, как работает разум (как активируются нейроны при выполнении определенных задач), были исследованы с помощью когнитивных теорий логических правил, понятий, образов, предложений и аналогий.
Подробнее: 10 лучших алгоритмов машинного обучения в 2022 году
Ключевые методы когнитивной науки
Когнитивная наука объединяет различные взгляды и области для реализации научных исследований разума и интеллекта. Основные методы, используемые в когнитивной науке, включают психологические эксперименты, проводимые на людях, методы визуализации мозга и подходы к компьютерному моделированию.
Давайте разберемся с каждым методом подробнее:
1. Психологические/поведенческие эксперименты
Для количественной оценки и понимания разумного поведения необходимо изучать поведенческие реакции субъектов на различные стимулы, поскольку это показывает, как любые стимулы обрабатываются человеческим мозгом. Этого можно добиться, проводя психологические или поведенческие эксперименты с участием участников. Такие эксперименты показывают поведенческие черты и поведенческий выбор пользователей.
Эти эксперименты помогают отслеживать следующие переменные для вовлеченных участников:
- Время реакции участника: Эта переменная записывает период между предъявлением стимула и реакцией пользователя. Разрыв во времени в основном указывает на способность человека к познанию, на то, как он думает и как человек обрабатывает стимулы, что также говорит о врожденной природе человека.
- Психофизический ответ: Психофизические эксперименты относятся к области когнитивной психологии, где записываются реакции пользователя на определенные события, чтобы лучше понять когнитивные предубеждения субъекта и сенсорные реакции. Например, можно провести эксперименты, чтобы определить, как пользователь может реагировать на громкую музыку или сигналы дорожного движения. Он также может определить, как пользователи оценивают различные цветовые текстуры или реагируют на звуки, превышающие определенный порог.
- Отслеживание взгляда: Когнитивные процессы, такие как зрительное восприятие и языковая обработка, идентифицируются с помощью этой переменной. Когда пользователь сфокусирован на чем-то, его глаза какое-то время демонстрируют минимальное движение. Одним из примеров может быть отслеживание глаз субъекта во время выполнения онлайн-задачи. Наблюдение может показать скорость принятия решения и помочь понять, как заинтересованное лицо обработало решение.
2. Визуализация мозга
Визуализация мозга позволяет наблюдать активность мозга субъекта в режиме реального времени во время выполнения задачи. Он связывает поведение пользователя с когнитивной функцией мозга, чтобы получить представление о том, как мозг обрабатывает информацию. Методы визуализации мозга занимают центральное место в когнитивной нейробиологии.
Некоторые инструменты, используемые для визуализации:
- ОФЭТ (однофотонная эмиссионная компьютерная томография) и ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография): ОФЭКТ и ПЭТ вводят радиоактивные изотопы в кровь пользователя, которые переносятся дальше в мозг . Наблюдая за взаимодействием радиоактивных изотопов в мозге, можно выявить активные области мозга и сравнить их с неактивными.
- ЭЭГ (электроэнцефалография): ЭЭГ относится к размещению электродов на коже головы субъекта и регистрации возбуждения нейронов путем обнаружения электрических полей, которые нейроны в коре головного мозга генерируют как мысли и обрабатывают в мозгу.
- фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография): фМРТ регистрирует количество насыщенной кислородом крови, поступающей в мозг, при этом количество насыщенной кислородом крови прямо пропорционально активности нейронов в головном мозге. Этот показатель используется для определения областей мозга, которые выполняют определенную функцию.
- Оптическая визуализация: Этот процесс использует инфракрасные передатчики и приемники для определения количества света, отраженного различными областями мозга. Поскольку оксигенированная и деоксигенированная кровь по-разному отражают свет, можно локализовать активные и неактивные области мозга на основе переменной отражения света.
- МЭГ (магнитоэнцефалография): Процесс МЭГ регистрирует магнитные поля вокруг коры, подобно электродам ЭЭГ. Это помогает выявить активные области мозга, когда субъект подвергается определенной задаче.
3. Вычислительное моделирование
Вычислительное моделирование требует систематического представления проблемы, которая логична для интерпретации и решения. Здесь в игру вступает ментальное представление, о котором говорилось ранее. Здесь проверяются вычислительные модели, аналогичные мыслительным операциям, для оценки проводимых поведенческих или психологических экспериментов. Однажды построенные модели используются в будущем для оценки мозговой активности людей.
Для целей моделирования используются фундаментальные подходы:
- Символическое моделирование: В этом подходе психические функции отображаются в символы. Символическое когнитивное моделирование используется для исследования и моделирования когнитивного принятия решений, социального познания и организационного познания.
- Субсимвольное моделирование: Этот подход используется в коннекционистских моделях, которые обычно полагаются на нейронные сети. Коннекционистская модель основывается на том факте, что разум или мозг представляет собой композицию нескольких узлов, а его функции решения проблем являются результатом связей, которые соединяют такие узлы. ИНС лучше всего подходит для такой реализации.
- Гибридное моделирование: Гибридное моделирование сочетает в себе два или более подходов, таких как использование символических моделей для сопоставления с коннекционистскими моделями, которые помогают разрабатывать гибридные интеллектуальные системы. Более того, байесовские модели, полученные с помощью машинного обучения, также являются частью гибридного моделирования.
Все рассмотренные выше подходы используются либо как автономные вычислительные модели, либо как гибридные модели для моделирования когнитивных способностей, таких как язык, зрение, восприятие и т. д. Такие модели играют решающую роль в лучшем понимании человеческого познания и, в свою очередь, , позволяют разрабатывать интеллектуальные системы, обладающие способностями к принятию решений и рассуждениям наравне с человеческими.
К другим нейробиологическим методам, помогающим понять человеческий разум, относятся прямая стимуляция мозга, единичная запись и исследования вскрытия. При прямой стимуляции мозга к субъекту подается ток через электроды для улучшения когнитивных функций. В методе единичной записи используется система микроэлектродов для определения электрофизиологических реакций субъекта на один нейрон, пока субъект выполняет задание.
Посмертные исследования относятся к исследованиям мозга, проводимым на мозге человека после его смерти в случаях, когда субъект страдал каким-либо феноменологическим состоянием, таким как проблемы с речью, паралич или болезнь Альцгеймера.
Узнать больше: Что такое HCI (взаимодействие человека и компьютера)? Значение, важность, примеры и цели
Пять основных приложений когнитивной науки
Когнитивная наука разрабатывает эмпирические теории разума, которые находят применение в нескольких областях, таких как образование, исследование операций, инженерия человеческого фактора, управление человеческими ресурсами, медицина и т. д. Давайте углубимся в роль, которую играет когнитивная наука в развитии каждой из этих областей.
1. Образование
Когнитивные науки вносят значительный вклад в академическую сферу, делая обучение более увлекательным. Здесь изучаются критические факторы, такие как визуальное восприятие или реакция на слуховые тоны, влияющие на учащегося, чтобы улучшить процесс обучения. Это достигается путем ответов на фундаментальные вопросы, такие как «как долго учащийся может оставаться полностью сосредоточенным на задаче?», «как мозг расшифровывает полученную информацию?» и «как можно избежать отвлекающих факторов, чтобы улучшить концентрацию?», которые помочь учителю развить понимание когнитивной психологии группы студентов в классе. Это помогает лучше разработать учебный план.
Кроме того, когнитивная наука также позволяет персонализировать учебные программы, что может помочь преподавателям разработать планы обучения, основанные на результатах, для учащихся со схожими когнитивными характеристиками. Преподавательский состав получает представление об умственных способностях учащихся с помощью визуальных и слуховых моделей поведения. Это позволяет им разрабатывать персонализированные академические программы для отдельных лиц на основе сигналов восприятия.
2. Исследование операций
Исследование операций — это область исследования, в которой применяются научные методы для беспрепятственного управления и администрирования военными, государственными, промышленными и коммерческими процессами путем принятия решений, ответственных за управление операциями системы. Это означает, что он фокусируется на том, как принимаются или должны приниматься управленческие решения, как обрабатывать данные, необходимые для эффективного принятия решений, и как реализовывать решения. На все эти вопросы отвечает когнитивная наука, поскольку принятие решений — это ментальное явление, и его лучше понять, разгадывая тайны человеческого разума.
Таким образом, когнитивная наука в исследовании операций направлена на улучшение работы существующих организационных и административных систем. Здесь когнитивная наука объединяет несколько других потоков знаний, таких как теория коммуникаций, теория принятия решений, поведенческие науки и общая теория систем, чтобы повысить результаты исследования операций.
3. Инженерия человеческого фактора
Инженерия человеческого фактора — это прикладная научная дисциплина, которая фокусируется на проектировании рабочего и жилого пространства на основе требований пользователя. Эта прикладная область возникла во время Второй мировой войны, когда новая военная техника была настолько сложной, что никому было трудно безопасно ее эксплуатировать. Это привлекло внимание к «человеческому фактору», поскольку стало необходимо разрабатывать оборудование, которым мог бы легко управлять каждый.
С выходом на передний план когнитивной науки развитие в направлении инженерии человеческого фактора набирало обороты. Сегодня основное внимание уделяется разработке продуктов, оборудования, объектов и сред с учетом их пригодности для людей и, в то же время, обеспечению повышения эффективности работы, выполняемой людьми.
Короче говоря, когнитивная наука работает рука об руку с областью человеческого фактора, применяя информацию, которая определяет человеческие когнитивные способности, психологические способности и поведение, при разработке систем, которые хорошо подходят для людей всех категорий.
4. Управление человеческими ресурсами
Отделы кадров наблюдают смену парадигмы в своей деятельности, поскольку HR-специалисты все чаще используют инструменты и приложения, раскрывающие человеческий интеллект. Когнитивные системы, использующие модели, управляемые данными, изучаются для найма, которые не только помогают в поиске и отслеживании талантов, но и определяют стили работы в компании. Кроме того, сотрудники отдела кадров также используют когнитивные инструменты для улучшения процесса принятия решений.
Бизнес-менеджеры также получают выгоду от когнитивных систем, поскольку информация членов команды передается им напрямую с помощью легкодоступных приложений и инструментов, что снижает нагрузку на специалистов по кадрам. Это позволяет членам отдела кадров выполнять другие задачи, такие как установление деловых отношений с новыми поставщиками/компаниями или предоставление стратегических рекомендаций высшему руководству и так далее.
5. Медицина
Когнитивно-научные психологические эксперименты и вычислительные модели сыграли ключевую роль в разработке подходящих подходов к медицинскому обоснованию, которые помогли диагностировать и лечить болезни, заболевания и недомогания. Более того, с ростом осведомленности о психическом здоровье решающее значение приобретает понимание когнитивных и нервных процессов, которые разворачиваются в здоровом уме. Именно здесь когнитивная наука играет ключевую роль.
Когнитивная наука также дает нам способы справиться с психическими проблемами, такими как депрессия, или даже справиться с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера и шизофрения.
Ключевые разработки
Помимо приложений, описанных выше, когнитивная наука также влияет на несколько других отраслей. Давайте посмотрим на современные тенденции, в которые когнитивная наука вносит огромный вклад.
- Общий искусственный интеллект : AGI намеревается разработать машины, демонстрирующие человеческие способности к рассуждению. Сегодня глубокие нейронные и мультимодальные нейронные сети используются в качестве инструментов обучения с подкреплением для создания полноценных систем ОИИ.
С развитием когнитивной науки и искусственного интеллекта эксперты в этой области ожидают, что первая система ОИИ появится в течение следующих трех десятилетий.
- Интерфейсы мозг-машина: Интерфейсы мозг-машина обеспечивают прямую связь между нейронными структурами и машинами. Сегодня эти интерфейсы позволяют пользователям управлять своими протезами рук и ног, просто отдавая команды в уме (мыслях).
В 2019 году Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) выделило средства группе исследователей из Университета Карнеги-Меллона на разработку нейроинтерфейса, который можно носить как носимое устройство и который может записывать и моделировать активность мозга в режиме реального времени. Кроме того, такие компании, как Neuralink, пытаются разработать мозговые интерфейсы, которые позволят нам записывать и воспроизводить функции мозга.
- Визуализация мозга: Методы визуализации мозга позволяют понять, как мозг обрабатывает информацию. Кроме того, это также помогает исследовать, как болезнь может нарушить способность мозга обрабатывать данные.
Проект «Человеческий мозг», финансируемый ЕС, начался в 2013 году с целью изучения сетей мозга, сознания и ИНС путем разработки полной модели нервной системы. Когнитивная наука является большой частью этого проекта. Точно так же группа ученых, работающих над проектом OpenWorm, успешно загрузила разум круглого червя (Caenorhabditis elegans) в робота по имени Lego с помощью программного обеспечения. Программное обеспечение заставляет робота думать, действовать и вести себя как червь.
Глядя на текущие разработки, можно сказать, что мы постепенно приближаемся к лучшему пониманию нашего разума и мозга. Благодаря таким усилиям мы лучше разрабатываем машины, которые могут «думать и действовать» самостоятельно.
Подробнее : Что такое сверхискусственный интеллект (ИИ)? Определение, угрозы и тенденции
Вывод
Когнитивная наука возникла благодаря человеческому желанию и любопытству лучше понять, как мы думаем и действуем и как мозг обрабатывает огромные объемы данных. С ростом сложности таких технологий, как искусственный интеллект, визуализация мозга и мощные нейронные интерфейсы, расшифровка разума стала намного проще.
Более того, когнитивные эксперименты и методы позволили нам изучить умственные способности, играющие роль в таких заболеваниях, как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и шизофрения. Достижения в когнитивной науке также позволили нам разработать компьютерные алгоритмы, которые могут имитировать человеческий мозг. Если наше технологическое мастерство продолжит расти нынешними темпами, недалек тот день, когда мы сможем расшифровать значение каждой отдельной нейронной активности в мозгу.
Эта статья помогла вам лучше понять когнитивную науку? Комментарий ниже или сообщите нам о Facebook , Twitter , или Linkedin . Мы хотели бы услышать от вас!
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ- Что такое квантовые вычисления? Работа, важность и использование
- OLAP и OLTP: понимание 13 важных различий
- Что такое параллельная обработка? Определение, типы и примеры
- Что такое пространственный анализ? Определение, работа и примеры
- Что такое анализ настроений? Определение, инструменты и приложения
Какова роль ностальгии в психике человека?
Ностальгия и тоска по дому — неотъемлемая часть человеческого опыта. У большинства из нас они ассоциируются с чувством грусти, а иногда и утраты, но действительно ли они играют положительную роль в психике человека? Медицинские новости сегодня проводят расследование.
Термин «ностальгия» происходит от древнегреческого через новую латынь и состоит из корневых слов «ностос», означающих «дом», и «альгос», означающих «боль».
По сути, это относится к боли от пребывания вдали от дома. Впервые «ностальгия» вошла в обиход в Швейцарии 17-го века, когда врач Йоханнес Хофер определил ее как состояние, характерное для швейцарских солдат-наемников.
Хофер определил ностальгию как болезнь разума и описал ее механизм следующим образом:
«Ностальгия […] сочувствует больному воображению. Следовательно, от живых духов исключительно своим собственным импульсом по необычным путям через нетронутые пути каналов мозга к телу и путем повторного посещения овальных трубок центрального мозга она возникает, пробуждая особенно необычные и вечно- представить в уме представление о вспоминаемой родине».
Некоторые из симптомов, сопровождавших это «недуг», включали «постоянные мысли о доме, приступы плача, тревогу, нерегулярное сердцебиение, анорексию, бессонницу и даже ощущение удушья». Об этом говорится в статье, опубликованной в 2006 году профессорами Тимом Вильдшутом и Константином Седикидесом из Университета Саутгемптона в Соединенном Королевстве, а также их коллегами.
Врач Дж. Дж. Шойхцер, живший и работавший примерно в то же время, что и Хофер, придерживался похожего взгляда на ностальгию. Однако он утверждал, что это было не результатом внутреннего дисбаланса ума, а состоянием, на которое повлияли внешние факторы.
По его словам, ностальгия была вызвана «резким перепадом атмосферного давления, вызывающим чрезмерное давление тела, которое, в свою очередь, толкало кровь от сердца к мозгу, тем самым вызывая наблюдаемое расстройство чувств».
На протяжении многих веков врачи упорно считали ностальгию нездоровьем, требующим лечения. Однако взгляды на его механизмы и типологию, а также на демографические группы, на которые он повлиял, с годами менялись.
В статье 2008 года профессора Вильдшут, Седикидес и их коллеги отмечают, что на протяжении 17 и 18 веков врачи считали, что ностальгия затрагивает только швейцарцев, поскольку они в основном наблюдали ее у швейцарских солдат-наемников, которые предоставляли свои услуги иностранным армии.
Профессор Светлана Бойм пишет, что в то время лекарствами от ностальгии были «пиявки, теплые гипнотические эмульсии, опиум» и возвращение домой, в Альпы.
В начале 19-го века, однако, врачи начали признавать это широко распространенным заболеванием, которое они рассматривали как форму меланхолии или депрессии.
На протяжении ХХ века врачи постоянно меняли свое мнение о природе ностальгии, хотя в основном связывали ее с тоской по дому — бесполезным психологическим механизмом, испытываемым студентами и мигрантами, неспособными адаптироваться к новой жизни вдали от дома.
В своей статье 2008 года профессора Вильдшут, Седикидес и их коллеги объясняют:
«К началу 20 века ностальгия считалась психическим расстройством. Симптомы включали тревогу, печаль и бессонницу. К середине 20-го века психодинамические подходы рассматривали ностальгию как подсознательное желание вернуться к более раннему этапу жизни и называли ее репрессивно-компульсивным расстройством. Вскоре после этого ностальгия была понижена до разновидности депрессии, отмеченной утратой и горем, хотя по-прежнему приравниваемой к тоске по дому».
В своей статье 2006 года они также отмечают, что на протяжении большей части 20-го века некоторые психологи рассматривали ностальгию как «иммигрантский психоз», «психически репрессивное компульсивное расстройство» или «регрессивное проявление, тесно связанное с проблемой». утраты, горя, незавершенного траура и, наконец, депрессии».
По словам профессоров Вильдшута, Седикидеса и их коллег, в конце 20 века врачи и исследователи начали различать ностальгию и тоску по дому.
Они предполагают, что тоска по дому стала ассоциироваться с проблемами психического здоровья, такими как тревога разлуки, тогда как ностальгия стала ассоциироваться с идеализированными образами детства или прошлых счастливых времен.
Так является ли ностальгия и даже тоска по дому признаком того, что человек не в состоянии приспособиться к новой жизни, новому окружению или реалиям взрослой жизни? Или это тоже играет положительную роль в психике человека?
Врачи больше не рассматривают ностальгию как расстройство, но феномен продолжает интересовать исследователей.
Профессора Вильдшут, Седикидес и их коллеги попытались узнать больше об этом психическом состоянии в серии исследований, проведенных в 2006 году. и большой, «позитивно настроенная и значимая для себя эмоция, которая часто связана с воспоминаниями о переживаниях, связанных с взаимодействием с важными другими людьми или важными жизненными событиями».
Исследователи обнаружили, что ностальгические воспоминания часто содержат смесь счастья и печали, которые в конечном итоге складываются в конструктивный нарратив:
«Хотя большинство нарративов содержали как негативные, так и позитивные элементы, эти элементы часто сопоставлялись друг с другом, чтобы сформировать последовательность искупления — повествовательный образец, который развивается от негатива к позитиву или триумфальной жизненной сцене».
Второе исследование подтвердило, что ностальгия помогает сформировать конструктивный рассказ о значимых событиях из прошлого, а также определило некоторые из наиболее распространенных триггеров ностальгии.
По словам исследователей, большинство участников испытывали ностальгию при столкновении с трудными жизненными ситуациями, такими как текущие заботы и тревоги. Это говорит о том, что возвращение мыслей в более счастливое или значимое время помогло участникам справиться с нынешней неопределенностью.
«Главным из предполагаемых преимуществ ностальгии была ее способность вызывать положительные эмоции, укреплять социальные связи и повышать позитивную самооценку», — пишут профессора Вильдшут, Седикидес и их коллеги.
Дальнейшие исследования показывают, что ностальгия может приносить пользу. Например, в статье 2012 года сообщается, что это психическое состояние может помочь повысить готовность человека помогать другим благодаря тому, что оно усиливает чувство социальной связи.
По словам доктора Кристин Батчо, профессора психологии Колледжа ЛеМойн в Сиракузах, штат Нью-Йорк, ностальгия также помогает укрепить личность человека, его самоощущение.