Функции сознания в психологии: Основные функции сознания

Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Назовем главные функции сознания.

Познавательная — заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности.

Аккумулятивная — суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.

Аксиологическая —заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.

Целенаправленности — одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности.

Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями.

Творческая — эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты».

Коммуникативная — сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане.

Регулятивная — человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей.

Рассмотрим соотношение некоторых структурных элементов сознания.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

Прежде всего, необходимо отметить, что сознание связано с психикой. Психика – целостность всех психических процессов. Она есть высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика более сложное образование, чем сознание. Она включает сознание и бессознательное. В свою очередь, сознание реализуется в памяти, мышлении, знании, эмоциях, воле, внимании, и самосознании. К бессознательному относят – инстинкты, представленные как совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются, вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного можно выделить интуицию (механизм получения знания без осознания путей, условий и механизмов, путем непосредственного усмотрения истины) и автоматизмы (сложные действия человека, которые первично появляются под контролем сознания, но, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных). Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости. Современная наука оперирует понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного, к которому относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция — это механизм непосредственного постижения сущности предмета, свойства или явления. Но интуицию не следует рассматривать как волшебное средство постижения истины, как чудо. Следует предположить, что бессознательные механизмы мышления, так же как и осознаваемые, на основе индивидуального и коллективного опыта в процессе анализа конкретной ситуации, предмета или явления могут давать знание, результат, который неожиданно для человека появляется в верхних осознаваемых слоях психики. Тогда как сам механизм остается неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия человека, которые первично появлялись под контролем сознания, но в результате многократных повторений или длительной тренировки приобретают характер бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузка на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет творческие возможности человека.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и другие формы. Известные представители иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуарт Гартман (Германия, Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и подчиняют его себе.

Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают ведущим началом человеческой психики сознание, которое, формируя бессознательное, способно его контролировать и определять общую стратегию поведения человека.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы «отражения» неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения сознания. Воспроизведем еще раз слова Маркса по конкретному случаю. «На духе с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание». Только будучи выражено в языке, совместно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. То есть, материальное явление выполняет функцию знака в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации.

Язык возник из потребности общения в процессе совместной трудовой деятельности. Жесты обеспечивали общение лишь в пределах видимости, поэтому возникла потребность в звуковой системе знаков. Языковые знаки, слова выполняют двойную функцию: выступают средством общения и орудием мышления. Они являются не только условными знаками предметов и процессов, также фиксируют наши мысли об этих предметах.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание позволяет человеку целостно оценить самого себя, свой моральный облик, собственные знания, мысли, интересы, идеалы, мотивы поведения, действия и т.д. Оно является важнейшим условием самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией, как способности сознания делать предметом своего осмысления само сознание, его основные категориальные формы.

Поэтому рефлексию можно оценить как деятельность самосознания.

Способность человека осуществлять самоконтроль формируется не сразу. Самосознание наряду с мировоззрением, характером, интересами, навыками формируется в процессе жизни. Под воздействием социальной среды человек формирует способность контролировать свои действия и отвечать за свои поступки. Эта способность в значительной степени зависит от того какие социальные ценности культивируются в данной среде и какие требования предъявляются к индивиду. И главным среди них является умение контролировать свои действия и нести ответственность за свои поступки.

СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Под интеллектом обычно понимают общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, умозаключения. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знания интеллекта и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и память, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешиваются с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Большой запас знаний указывает на определенные способности, но существует определенная независимость способности к обучению и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта способствует работа над созданием искусственного интеллекта в рамках информатики. Здесь ставится задача разработки методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютерной техники отдельных функций творческой деятельности человека, а также решение проблем представления знания в них и построения баз данных, создание экспертных систем, разработку так называемых интеллектуальных роботов. Исследования в этом направлении ведутся во многих странах.

К началу 21 века ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные системы. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Но на вопрос «О возможности замены человеческого разума электронным, искусственным разумом?» ученые не могут дать положительный ответ.

Конечно, с точки зрения технических возможностей не следует устанавливать пределы усовершенствования электронных устройств, копирующих умственные способности человека. Но, тем не менее, аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, которые происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления – формально-логический. В то время как реальное мышление человека – это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру, функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными и эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей и процессов действительности. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем на уровень сущности вещей, не данный человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком. Поскольку содержанием мышления является информация об объектах действительности, эта информация должна каким-то образом фиксироваться, храниться и передаваться в процессе коммуникации. Язык, как особая знаковая система, материализует, точнее, представляет в материальной форме, наши мысли и поэтому выступает необходимым средством связи мышления с действительностью.

Мышление по своей природе рационально и существенно отличается от чувственного восприятия действительности.

Оно носит опосредованный характер, то есть оперирует не чувственными образами, а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный характер в отличие от чувственных образов, отражающих единичные свойства вещей.

Оно отражает внутренние существенные признаки в отличие от внешних, несущественных, представленных в чувственной форме. В чувственном образе объект представлен в виде «картинки», описания, тогда как мышление, выявляя сущность объекта, объясняет его.

Мышление обладает способностью к абстрагированию, то есть способностью выделять отдельные стороны, признаки предметов и превращать их в самостоятельный предмет осмысления. Именно благодаря этой способности, мышление выделяет существенные признаки предметов и образует понятия о них или их свойствах и отношениях.

Мышление имеет творчески-преобразующий, активный характер. Эта способность реализуется в формировании целей и идеальном планировании средств и способов их достижения.

Таким образом, мышление есть опосредованное, абстрактное, неразрывно с вязанное с языком, обобщенное, творчески активное, целенаправленное «отражение» действительности.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле этого слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в общности, отличается от сознания отдельного человека, направленного на решение его личных проблем, на организацию его индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание – это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом. То есть, сознание общества есть многообразный процесс, поддерживаемый активностью сознания отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные отдельными людьми в то или иное время, устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, общие теории, в которых обобщаются различные стороны общественной жизни и упорядочиваются знания о природе.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность «отражения» действительности, зависящая от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, экологическое и др. Во всех формах сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой не просто отражение действительности, т.е. не просто ее специфическое удвоение, а еще и реорганизацию действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже не просто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов фольклора и художественной литературы). Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека. А имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более больших групп людей, социально-исторических общностей (класс, нация, государство, человечество). Но здесь, конечно, надо всегда помнить, что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое, является исключительным качеством личного, индивидуального бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой группы людей. В каждой культуре создается символика, так или иначе, заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радость и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением субъективности. Однако, несмотря на все эти проявления субъективности, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики общества в целом, является, поэтому, вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность и имеющим право говорить от ее имени.

Вопросы для самопроверки по теме «Сознание»

1. В чем заключается проблема сознания в философии?

2. Почему сознание не может стать объектом теории?

3. Как Декарт ставил проблему сознания?

4. Каковы основные идеи учения Декарта о сознании?

5. Что Декарт называл врожденными идеями?

6. Какой смысл Декарт, вкладывал в тезис: Cogito ergo sum (Мыслю – следовательно, существую)?

7. Как подходил к проблеме сознания Гегель?

8. Что Гегель рассматривал в качестве сознания?

9. Какова роль Абсолютной идеи в мироздании по Гегелю?

10. Какие принципы анализа сознания заложены в марксизме?

11. Что является объективным основанием разграничения явлений сознания и материальных явлений?

12. Почему нельзя отождествлять понятия «материя» и «сознание»?

13. В чем роль понятия «отражение» и принципа развития в объяснении естественного происхождения сознания?

14. Как понимается отражение и его основные характеристики?

15. Как понимается идеальность в марксизме?

16. В чем заключается предметность сознания и что является объективным основанием ее формирования?

17. Каков механизм формирования идеальности в трудовом процессе?

18. В чем принципиальное отличие механизма опережающего отражения в человеческом обществе и в животном мире?

19. В чем заключается общественный характер сознания?

20. В чем особенность феноменологического подхода к сознанию?

21. Что собой представляет сознание с точки зрения Гуссерля?

22. Как представлена онтология сознания в философии Мамардашвили?

23. Какие функции сознания выделяются в современной философии?

24. Как соотносятся в современной философии понятия: сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и язык, сознание и самосознание, сознание и интеллект, сознание мышление.

25. В чем заключается проблема общественного сознания?

Четыре функции сознания. Ведущая функция в психологии. Подчиненная функция. Вспомогательная функция.

Ведущая функция в психологии. Подчиненная функция. Вспомогательные функции. Трансцендентная функция (пятая)

Людей можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основным психологическим функциям.

Функция – это деятельность, работа, процесс. Само слово происходит от латинского слова «исполнять», а его санскритский корень означает «удовольствие». Выполнение определенной функции доставляет удовольствие, как и исполнение физических упражнений и вообще занятие любой деятельностью, в которой человек проявляет свою силу и умение.

В Аналитической психологии этот термин определяется как функции сознания. Они участвуют в развитии сознательной личности, формируя направленность сознания, согласованность Эго, его привычки, единство и память, а также свойственный ему способ выполнения действий. Функции формируются у человека позднее комплексов и классически в теории Юнга определяются как аспекты Эго-комплекса.

Опираясь на опыт, Юнг назвал основными психологическими функциями (а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих) ощущение, интуицию, мышление и чувство. Необходимо различать способ действия функций и их содержание. Человек может иметь чувства, мысли, ощущения, но оперировать с ними способно только организованное сознание. Возникшая в мозгу отдельная мысль еще не означает функцию мышления (это просто содержание сознания), а печальное настроение, испытываемое человеком в течение дня, еще не есть функция чувствования.

Четыре психологические функции следует рассматривать как 4 способа освоения и организации жизни. Сознание ориентируется в окружающем мире следующими 4-мя способами:

1. через ощущение, функциональной сущностью которого является установить, что нечто существует;

2. через мышление, поясняющее нам, что означает это нечто;

3. через чувство, которое говорит какова ценность этого нечто;

4. через интуицию, подсказывающую смысл и потенциальные возможности этого нечто…….

Функция «ощущение» активизируется при восприятии конкретных свойств объектов и явлений с помощью органов чувств.

Функция «интуиция» стимулируется при восприятии идей, заключенных в воспринимаемых объектах и явлениях, (то есть при восприятии их идеальных свойств).

Функция «мышление» связана с процессом аналитической деятельности мозга, направленной на выявление объективных причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

Функция «чувствование» («чувство») направлена на субъективную (эмоциональную) оценку воспринимаемого.

Жизнь человека – это бесконечный процесс восприятия информации о мире вокруг нас. Абсолютно всё начинается со сбора информации, и существует два способа реализации этого процесса: сенсорный (с помощью ощущения) и интуитивный (с помощью интуиции)…….

На основе воспринятой информации человек выносит суждения и принимает решения. Процесс принятия решения нацелен на результат и сконцентрирован на конкретных вещах, объектах. Способы принятия решений также можно разделить на 2 вида: логический (с помощью мышления) и чувственный (с помощью чувствующей функции).

Любопытно, что мышление и чувство – это единственная пара предпочтений, связанная с полом. Около двух третей всех мужчин предпочитают логические решения, примерно такая же часть женщин – чувственные.

Функция принятия решений – наиболее труднораспознаваемое из всех предпочтений. Действие логики и чувства очень индивидуально. Услышав чье-то мнение по какому-либо вопросу, трудно определить, объективно оно или субъективно…….

Все 4 основные психические функции образуют целостный набор возможных способов организации опыта и ориентации человека в мире. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат. Это своеобразный компас.

Выделенные 4 функции Юнг разделил на 2 группы.

Первая из них, в которую входили функции ощущения и интуиции, была названа им иррациональной. Юнг считал, что иррациональные функции связаны с процессом безоценочного восприятия и отвечают за непосредственный контакт человека с внешним миром.

Вторую группу функций, в которую вошли мышление и чувство, он обозначил как рациональную, утверждая их связь с процессом различения отдельных явлений и событий окружающего мира, с оценочным суждением. Человек, воспринимая информацию, одновременно производит её оценку. При этом существует 2 способа оценки – объективный (при помощи мышления) и субъективный (с помощью чувствующей функции)…….

В постъюнгианской типологии принято считать, что функции ощущение и интуиция являются разными полюсами одной шкалы – иррациональной, а мышление и чувство суть разные полюса другой шкалы – рациональной. Другими словами, эмоционально окрашенное чувство противоположно рассудочному мышлению, а проницательная интуиция противоположна поверхностному ощущению (сенсорике).

Действие одной полярной функции исключает действие противоположной полярной функции одной и той же шкалы. Например, если вы хотите бесстрастно размышлять, придется отбросить чувства. Очевидное тому подтверждение – вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человечества.

Взаимодействие психологических функций изображено на рис. 20.

Четыре основные функции, размещенные геометрически, образуют крест со шкалой рациональности, проходящей под прямым углом к шкале иррациональности. В центре находится Эго с присущей ему энергией воли. Воля может быть направлена на любую из психических функций, активизируя её…….

Человек, как известно, никогда не может быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает всегда только определенные, необходимые ему качества и оставляет недоразвитыми остальные. Те функции, которые он не использует ежедневно, а значит и не развивает их упражнениями, остаются в той или иной степени в примитивном, инфантильном, часто лишь в полубессознательном, а порой даже в совершенно бессознательном состоянии. И хотя каждый человек потенциально располагает всеми 4-мя функциями, только одна из них развита настолько, чтобы сознательная воля могла ею манипулировать. Ее называют ведущей (или доминирующей) функцией. Если ведущей функцией, например, служит мышление, то человек может сознательно управлять своим мышлением. Он контролирует ход мысли, думает, о чем ему угодно, и не является рабом своих мыслей.

Хорошо развитая ведущая функция требует механизма доминирующей установки сознания. При таком положении дел, у экстраверта, например, наиболее развитая (дифференцированная) функция работает в экстравертной манере, тогда как менее развитые, низшие функции интровертируются. У интроверта наоборот.

Ведущая функция является самой сознаваемой и полностью находится под контролем сознания, в то время как менее развитые функции – отчасти бессознательны и гораздо менее контролируемы сознанием. Поэтому ведущая функция – это всегда выражение сознательной личности, её целей, её воли и главных достижений, тогда как менее развитые функции относятся к разряду тех вещей, которые просто «случаются» с человеком…….

Под влиянием доминирующей функции складывается индивидуальный психологический тип.

У человека всегда имеется одна функция, которая развита меньше остальных и особенно сильно сопротивляется интеграции в сознание. Это так называемая подчиненная функция, или иногда, чтобы отличить от других, её называют «четвертой функцией». Она-то и представляет собой ахиллесову пяту сознания: где-нибудь сильный – слаб, разумный – глуп, хороший — плох

У каждой ведущей функции есть своя подчиненная. В юнговской модели, как показано на рис. 20 и рис. 21, подчиненная функция неизменно оказывается той же самой природы (рациональная или иррациональная), что и ведущая функция, но требующая противоположный механизм установки сознания (экстравертный или интровертный). Это второй полюс той же шкалы. Например, если ведущей функцией будет экстравертное мышление, то подчиненной будет интровертное чувство, если доминирует интровертное ощущение, то подчиненной будет экстравертная интуиция и т.д.

Оставаясь в бессознательном состоянии, подчиненная функция образует характерную для каждого типа неполноценность, которая в качестве составной части входит в общую структуру характера. Например, подчиненное мышление превращается в «простое мнение», и эти мнения и замечания временами шокируют своей бестактностью. А подчиненное чувство выражается в сентиментальности и крайне неразвитом вкусе. Это согласуется с общим опытом: одностороннее предпочтение мышления всегда сопровождается неполноценностью чувств, а развитое сенсорное восприятие таким же образом сказывается на интуитивной способности, и наоборот…….

Вызвать наверх неполноценную подчиненную функцию могут как позитивные, так и негативные события. Когда вы попадаете в ситуацию, в которой обычная ориентация не работает, где она не в силах помочь вам справиться с возникающими проблемами, вас автоматически отбрасывает к подчиненной функции.

Основная характеристика подчиненной функции – спонтанность проявления и недоступность для нашей воли. На нее никогда нельзя положиться, ибо ею нельзя управлять, более того, можно даже стать её жертвой: вы окажетесь не в силах контролировать себя, голос начинает срываться, вы краснеете, злитесь и так далее. Вы теряете власть над собой, и она переходит к подчиненной функции, которая более примитивна, чем развитая часть личности.

Подчиненной функции, по сравнению с ведущей, свойственна медлительность. Медлительность подчиненной функции является одним из её главных недостатков. Например, мыслительному типу требуется значительное время на размышления о том, испытывает ли он по отношению к чему-то чувства, и если да, то какие именно. Ускорить процесс невозможно, подчиненная функция никогда не достигнет скорости ведущей.

Кроме того, с проявлением подчиненной функции связан потрясающий заряд эмоций. Как только вы затрагиваете её сферу, люди начинают проявлять повышенную эмоциональность.

Другими типичными аспектами подчиненной функции, также связанными с её неспособностью к приспособлению и примитивностью, является ранимость и деспотизм.

Большинство людей становятся крайне обидчивыми, когда тем или иным способом затрагивается их подчиненная функция. Они не могут вынести малейшего намека на критику, чувствуют себя обиженными, теряют уверенность в себе и в результате терроризируют всех вокруг – все должны «ходить на цыпочках». ……

Ранимость есть симптом наличия неполноценности. Тем самым создаются психологические основы для разлада и недоразумений, и не только для разлада между двумя людьми, но и для разлада с самим собой. Дело в том, что сущность неполноценной функции характеризуется автономией. Она самостоятельна, она охватывает, околдовывает и опутывает нас так, что мы уже перестаем быть хозяевами самих себя и не можем точно проводить различие между собой и другими.

Подчиненная функция, безусловно, связана с болезненными местами, имеющимися в каждом человеке. Это наша открытая рана или, по крайней мере, открытая дверь, сквозь которую может проникнуть всё, что угодно. Подчиненную функцию можно представить себе как дверь, сквозь которую все составляющие бессознательного проникают в сознание и которую невозможно закрыть…….

Ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы, получившие свое название от ведущей функции и описанные Юнгом, в чистом виде в реальной жизни встречаются крайне редко. Обычно имеется вторая функция (иногда даже и третья), которая достаточно развита и вполне совершенна (приближаясь по степени активности к ведущей функции), чтобы оказывать со-определяющее влияние на сознание. Она, в отличие от ведущей функции, не имеет решающего значения, но учитывается как вспомогательная функция (резервная или дополнительная). На практике вспомогательная функция такова, что её природа (принадлежность к рациональной или иррациональной шкале) отличается от ведущей (смотри выше рис.20 и рис. 21). Например, мышление, в качестве ведущей функции, может легко сочетаться с интуицией или с ощущением, но никогда – с чувством. Интуиция и ощущение представляют собой функции восприятия, оказывающие желанную помощь мышлению…….

Вспомогательную функцию человек использует более редко, чем ведущую. Она активируется либо в незначительных для него ситуациях, когда не требуется проявлять компетентную ведущую функцию, либо когда возникшая проблема не может быть решена с помощью ведущей функции. Поэтому вспомогательную функцию называют еще резервной, или адаптационной функцией. Она проявляет себя преимущественно в ситуациях общения с представителями других психологических типов. Например, на вечеринке с малознакомыми людьми мужчина мыслительного типа вряд ли будет излагать свои научные идеи, скучные для окружающих. Вероятнее, что он, используя свою вспомогательную ощущающую функцию, будет восхищаться внешним видом помещения, убранством стола, красотой женщин и т.п. Однако из-за недостаточной развитости сенсорной функции его комплименты и попытки ухаживать за женщинами могут быть весьма своеобразными, неумелыми.

Ориентация психики конкретного типа в наибольшей степени связана с ведущей и вспомогательной психическими функциями…….

Однако многие люди настолько хорошо развивают вспомогательную функцию, что оказывается очень трудным определить, является ли тип человека, скажем, мыслительно-интуитивным или перед вами интуит с развитым мышлением (то есть интуитивно-мыслительный тип), так как со стороны кажется, что обе эти функции получили в нем одинаково хорошее развитие. Установить ведущую функцию можно косвенно, сначала определив подчиненную функцию. Для этого нужно задать вопрос: от чего больше страдает человек с развитым мышлением и интуицией – от того, что набивает шишки, сталкиваясь с объективными ощущениями (в этом случае подчиненной будет ощущающая функция, а ведущей интуиция), или от проблем, связанных с чувствами (тогда подчиненной будет чувствующая функция, а ведущей мышление)? Получив ответ на этот вопрос, можно сначала решить, которая из функций является подчиненной, а затем уже сделать вывод, какая из функций ведущая, а какая – хорошо развитая вспомогательная…….

Психические функции можно трактовать как двери в сознание. Наша сфера сознания подобна комнате, имеющей 4 двери. Бессознательное обычно проявляется через менее развитые функции, поэтому ведущая функция – это дверь, закрытая для содержаний бессознательного. В человеке, развившем в себе только ведущую функцию, две вспомогательные будут действовать так же, как и подчиненная, то есть бессознательно, и до тех пор, пока человек не разовьет свои две вспомогательные функции, эти двери будут открытыми. Когда человеку удается развить 3 функции (ведущую и две вспомогательные), закрыв 3 двери в сознание, проблема четвертой, открытой двери (подчиненная функция), всё же остается, так как, видимо, ей предназначено оставаться незапертой. С этим придется смириться: чтобы продолжать развиваться, необходимо испытывать неполноценность.

Ошибка, которую часто совершают люди, заключается в том, что они думают, будто могут подтянуть подчиненную функцию до уровня других функций сознания…….

Нельзя совершить прямой прыжок от сознательной ведущей функции к полностью бессознательной подчиненной по той причине, что они, являясь противоположными полюсами одной шкалы, несовместимы, они полностью исключают друг друга. Необходимо сначала интегрировать в сознание совместимые с ведущей вспомогательные функции, при этом понизив уровень сознания, а уже потом, с этого уровня, переходить к ассимиляции подчиненной функции.

Ассимилировать (или интегрировать в сознание) функцию – означает жить какое-то достаточно долгое время, выдвинув её на передний жизненный план. ……

Переключение на вспомогательную функцию происходит тогда, когда человек чувствует, что теперешний образ его существования стал безжизненным, когда он более или менее постоянно испытывает скуку и в собственном обществе, и в своей деятельности. Обычно ему не приходится решать теоретический вопрос, на какую функцию ему следовало бы переключиться. Он просто выбирает себе новое занятие по душе и тем самым переключается на другую функцию. Но не следует забывать, что ассимиляция вспомогательной функции является столь трудной задачей, что обычно людям приходится затрачивать на её решение весьма значительное время. Иногда в этот период человек на 8–10 лет на самом деле становится человеком другого психологического типа, нежели он был первоначально…….

После развития четвертой функции происходит качественное изменение сознания: функций теперь становится не 4, а одна – одна трансцендентная функция (включающая в себя все 4 хорошо развитые функции сознания), которую можно рассматривать как психологический механизм смены типа ведущей функции, а также смены типа установки сознания (экстраверсия – интроверсия) в зависимости от требований сложившейся ситуации. ……

Ассимиляция подчиненной функции может произойти только при наличии смирения – готовности принести в жертву другие функции и опуститься вместе с ними на более низкий уровень. Юнг говорил, что не надо стремиться к совершенству, но следует любыми средствами стараться достичь полноты. Это приводит к переходу на промежуточный «средний уровень». При этом появляется новое, совершенно отличающееся от предыдущего отношение к жизни, при котором человек способен использовать в качестве ведущей любую из функций, но ни одну из них он не использует постоянно. Человек, действительно ассимилировавший все свои функции, может пользоваться любой из них тогда, когда этого требует сложившаяся ситуация, и сам больше не окажется в рабской зависимости от своей ведущей функции…….

Итак, состояние «среднего уровня» сознания превращается в трансцендентную функцию, с которой человек продвигается по жизненному пути. Другие уровни по-прежнему существуют и доступны для него, но он не занимает в них центральное положение. Центр его сознания сдвигается от Эго и его функций в промежуточное положение, сообразуясь с намеками Самости. Этот «средний уровень» контролируется активным воображением…….

Другими словами, человек постоянно находится (то есть живет) в медитативном состоянии. Внешне же он продолжает вести обычную повседневную жизнь, участвуя в ней, как любой нормальный человек…….

Решение проблемы функций является всего лишь первым шагом, но и этот шаг сделать чудовищно трудно. Людей, достигших этой стадии, очень немного…….

В идеале любой человек должен полностью владеть всеми 4-мя функциями, с тем чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Сознание – определение, природа, функции и теории

Home »MA Psychology Notes»Когнитивные процессы»Сознание – определение, природа, функции и теории

Опубликовано Authralbalaji niwlikarLeave A Comment

Содержание

  • 1 ВВЕДЕНИЕ
  • 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Сознания
  • 3 Природа сознания
  • 4 -й мозг.0013 5 Функции сознания
  • 6 Теории сознания
    • 6.1 Глобальная теория рабочей области
    • 6.2 Dehaene и Naccache’s Theory
  • 7 Ссылки

. . Мозг обладает физическими свойствами, которые находятся в постоянном движении. Сознание является важным аспектом для изучения среди других когнитивных функций.

Мозг никогда не отдыхает полностью, но всегда кишит электрохимической активностью. Таким образом, все когнитивные функции, такие как сознание, внимание, память, мышление, использование языка и многое другое являются отражением модулированного паттерна химической активности специализированных клеток, т. е. нейронов.

Тем не менее, всей нашей когнитивной вселенной мы обязаны функционированию этих нейронов, передающих информацию в виде электрических волн.

Определение Сознания 

Сознание — это явление, присущее почти всем людям. Его нельзя непосредственно увидеть или потрогать. Тем не менее, это достаточно реально для большинства людей.

Это основное состояние, которое обозначает существо как живое и дает телу необходимую информацию о внешнем мире и о самом теле.

Фактически, Он охватывает когнитивные функции, такие как внимание, сенсорный опыт, память и такие состояния, как бодрствование или сновидения.

Несколько определений Сознания были предложены разными авторами:

  • Согласно Американской психологической ассоциации (АПА) – Сознание — это осознание организмом чего-то внутреннего или внешнего по отношению к себе.
  • Сознание состоит из всех ощущений, восприятий, воспоминаний и чувств, которые вы осознаете в любой момент (Farthing, 1992).
  • Это «нормальное психическое состояние бодрствующего человека, характеризующееся переживанием восприятий, мыслей, чувств, осознанием внешнего мира, а часто и у человека. . . самосознание» (Колман, 2001, Тонони и Кох, 2008)
  • Согласно Матлину, Сознание означает осведомленность людей о внешнем мире и о своих восприятиях, образах, мыслях, воспоминаниях и чувствах.

Природа Сознания

Сознание имеет две стороны: Сознание включает в себя реализацию стимулов окружающей среды. Например, номер
может вспомнить старую мелодию, головную боль или визуальное узнавание старого друга. Сознание также включает в себя когда-то знание ментальных событий — мыслей, возникающих в результате воспоминаний.

Сознание — это психологическая конструкция — концепция, разработанная, чтобы помочь нам понять наши наблюдения или поведение. Конструкция сознания имеет несколько значений.

Как сенсорное осознание : наши органы чувств (глаза, уши, нос и т. д.) позволяют нам осознавать окружающую среду.

Внутреннее состояние : Мы осознаем мысли, образы, эмоции и воспоминания внутри себя. Хотя они могут не иметь физического проявления этих аспектов.

Состояние бодрствования : сознание также является состоянием бодрствования, а не сна.

Области мозга, связанные с сознанием

Функциональная нейровизуализация (фМРТ) использовалась для оценки активации в областях мозга, связанных с обработкой лица (веретенообразная область лица) и обработкой объектов (парагиппокампальная область). Их ключевой вывод заключался в том, что можно было
предсказать идентичность подавленного (бессознательного) стимула почти с 90-процентной точностью путем изучения паттерна активации мозга в этих областях мозга. Таким образом, даже подавленные стимулы обрабатывались на высоких уровнях зрительной системы.

Кроме того, McIntosh et al. обнаружили доказательства того, что левая префронтальная кора является частью гораздо более крупной нервной системы
, связанной с сознанием, включая правую префронтальную кору, двустороннюю верхнюю височную кору, медиальный мозжечок и затылочную кору.

Функции сознания
  • Упрощение и отбор информации
  • Руководство и надзор за действиями
  • Установка приоритетов для действий
  • Обнаружение и устранение несоответствий
  • Функция адаптации и обучения
  • Функция отражения и самоконтроля
  • Функция обнаружения ошибок и редактирования
  • Принятие решений

Теории сознания

Теория глобального рабочего пространства

Баарс и Франклин (2007) выдвинули теорию глобального рабочего пространства.

  • Одно из основных предположений этой теории состоит в том, что мы осознаем лишь небольшую часть информации, которая обрабатывается в нашем мозгу в любой данный момент.

Обычно мы узнаём информацию, которая имеет для нас наибольшее значение, например, потому что она связана с нашими текущими целями.

Баарс и Франклин (Baars and Franklin, 2007) использовали метафору театра, чтобы прояснить природу своей теории глобального рабочего пространства. Согласно этой метафоре, «Бессознательные процессоры в театральной аудитории получают передачи из сознательного «яркого пятна» на сцене. Контроль яркого пятна соответствует избирательному вниманию» 

  • Другое важное предположение состоит в том, что между сознанием и вниманием существует очень тесная связь. В повседневном языке слова – «смотреть», «слушать» привлекают внимание. На самом деле слова «видеть», «слышать» задействуют сознание.
  • Еще одно предположение состоит в том, что большая часть обработки человеческой информации включает в себя большое количество процессоров специального назначения, которые обычно бессознательны.
  • Кроме того, одно из предположений состоит в том, что «содержимое сознания вызывает обширную активацию мозга»

Теория Дехане и Наккаче

Дехане и Наккаш (2001) выдвинули теорию глобального рабочего пространства, напоминающую теоретический подход Баарса. Однако они сделали это, выйдя за рамки определения основных областей мозга, связанных с осознанием.

Они утверждали, что сознательное осознание зависит от одновременной активации нескольких отдаленных частей мозга.

Они определили три основных состояния, которые могут возникнуть при предъявлении визуального стимула:

(1) Сознательное состояние: Существует сильная активация в областях, участвующих в основной обработке зрительной информации, и в нейронах теменной и префронтальной областей. Кроме того, поясная кора, связанная с вниманием, также активируется.

(2) Предсознательное состояние: Базовая визуальная обработка достаточна, чтобы обеспечить сознательное осознание, но недостаточно нисходящего внимания.

(3) Подсознательное состояние: Базовая визуальная обработка недостаточна, чтобы обеспечить сознательное осознание независимо от вовлечения внимания.

Другими словами, сознательное визуальное осознание требует базовой визуальной обработки (обработка снизу вверх) и внимания (обработка сверху вниз).

Ссылки
  • Андерсон, Дж. Р. (2015). Когнитивная психология и ее значение. Нью-Йорк: Worth Publishers
  • Галлоти, К. М. (2004). Когнитивная психология в лаборатории и вне ее. США: Томсон Уодсворт.
  • Матлин, М. (1994). Познание. Бангалор: паб Harcourt Brace.

CategoriesCognitive Processes, Cognitive Psychology, MA Psychology NotesTagscognition, когнитивные процессы, сознание, сознание и познание, определение сознания, функции сознания, MA психология, MA заметки по психологии, MA Psychology SPPU, заметки SPPU, SPPU Psychology, Theory of сознания

Есть ли у сознания функция?

Пожалуй, самый увлекательный вопрос о сознании — Трудная задача. Это проблема объяснения того, почему и как возникают субъективные переживания в результате сложных электрохимических взаимодействий, происходящих в мозгу. Трудно, потому что работа мозга должна быть полностью описана в терминах физических взаимодействий, не оставляя места для субъективных переживаний, чтобы соответствовать нашим нынешним взглядам на физический мир.

Эта теоретическая позиция настолько сильна, что ученые часто не могут уйти от мнения, что сознание — это эпифеномен, который не играет никакой роли, а просто появляется как побочный продукт обработки информации в мозгу. Даже если исследователи сознания не могут прямо признать, что они придерживаются этой позиции, с ней трудно спорить.

Сложная задача противопоставляется легкой задаче, которая посвящена объяснению нейронных механизмов объективных и наблюдаемых аспектов сознания, таких как отчет о сознательном восприятии или произвольном действии. Легкие задачи — это те проблемы, над которыми обычно работают нейробиологи.

Проблема простых задач в том, что они совсем не легкие. Чтобы работать над легкими задачами, нам сначала нужно узнать, какие функции связаны с сознанием. Многие авторы обсуждали когнитивные функции, которые могут требовать наличия сознания. Список включает нерефлексивное поведение, намерение, воображение, планирование, мышление, кратковременную память, внимание, метапознание, эмоции и так далее. Однако на данный момент в таком списке нет ничего решающего. Фактически, эмпирические исследования показали, что целый ряд когнитивных функций может выполняться вне сознательного восприятия, даже когда стимулы, относящиеся к задаче, не воспринимаются сознательно. Даже функции, которые, как считается, тесно связаны с сознанием, такие как внимание, рабочая память и исполнительный контроль, могут выполняться в отсутствие сознательного осознания. Такие эмпирические данные еще больше подтвердили убеждение, связанное с теоретическим тупиком сложной проблемы.

Тем не менее, нам следует продолжать поиск биологических функций сознания. Легкие задачи могут быть не такими привлекательными, как сложные задачи (потому что название говорит о том, что они легкие), но важность решения простых задач не следует умалять. В частности, нам нужно понять, что активируется или вызывается элементами, которые входят в сознание, в отличие от тех, которые остаются бессознательными. Дэниел Деннет назвал эту фундаментальную проблему сознания «трудным вопросом», и относительно мало внимания уделялось прямому ответу на этот вопрос. Без решения трудного вопроса мы даже не готовы атаковать легкие проблемы.

Чтобы понять Трудный вопрос, мы должны различать сознание как биологический феномен и сознательный опыт. Когда мы рассматриваем функции сознания, это функции, которые активируются стимулами, входящими в сознание, или функции, которые могут выполняться только у бодрствующих людей или животных. Функции в этом смысле не следует путать с вопросом о том, какое влияние сознательный опыт (или квалиа) оказывает на физические системы. Из-за смешения этих двух различных значений функций сознания иногда кажется, что правомерность постановки Трудного Вопроса ставится под сомнение. Но как только это различие становится ясным, мы готовы заняться Трудным вопросом в качестве цели эмпирического исследования.

В нашей недавней статье, опубликованной в журнале Neuroscience of Consciousness, мы стремились предложить наш предварительный ответ на трудный вопрос, выдвинув гипотезу о возможных функциях сознания. Хотя известно, что многие когнитивные функции происходят без сознания, несколько линий эмпирических данных в нейробиологии и психологии выявили задачи и условия, в которых сознание, по-видимому, необходимо (например, обусловленность следа). В статье мы начали с обзора существующих представлений о функциях сознания, а затем стремились предложить единую оценку разнообразных задач, требующих сознания, с точки зрения общей базовой функции.

Суть нашей гипотезы (называемой гипотезой генерации информации) заключается в следующем: функция сознания состоит в том, чтобы генерировать, возможно, контрфактические представления о событии или ситуации, используя генеративные модели окружающей среды и себя, которые изучаются посредством взаимодействия с окружающая среда. Термин контрфактический здесь используется для обозначения ситуаций или событий, которые не происходят перед агентом в настоящий момент. Такие представления позволяют агенту взаимодействовать с информацией, хранящейся в прошлом (например, в кратковременной памяти), или планировать заранее посредством мысленного моделирования возможного будущего (например, воображения или планирования). Важно отметить, что эта формулировка функций сознания последовательно объясняет ряд нерефлексивных когнитивных феноменов, таких как намерение, воображение, планирование, кратковременная память, внимание, любопытство и творчество.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts