Функции психологической коррекции
Функция в психологии
Определение 1
Функцией в психологии – это отдельный способ деятельности, особая форма поведения или психологического функционирования личности.
Модель Юнга опирается на четыре психологические функции:
- мышление,
- чувство,
- ощущение,
- интуицию.
Благодаря этим четырем функциям, по мнению Юнга, достигнута определенная степень цельности сознания, так ощущение устанавливает, что происходит фактически, а мышление дает возможность распознать его значение, чувство говорит о его ценности, интуиция рассказывает «откуда» появился этот факт и «куда» может быть направлен.
Эти психологические функции надо рассматривать как способы освоения и организации жизни.
Процесс аналитической деятельности мозга связан с функцией «мышление», которая отвечает за выявление объективных причинно-следственных связей.
Функция «чувствование» направлена на эмоциональную оценку воспринимаемого. Человек за свою жизнь воспринимает информацию об окружающем мире, поэтому всё начинается со сбора информации. Реализация этого процесса имеет два способа – с помощью ощущения (сенсорный способ) и с помощью интуиции (интуитивный способ).
Собрав и восприняв информацию, человек принимает то или иное решение, выносит суждения. Выделяют два вида способов принятия решений – логический, принимаемый с помощью мышления и чувственный.
Юнг разделил функции на две группы:
- Первая группа получила название иррациональной, в неё вошли функции ощущения и интуиции. Эта группа связана с процессом безоценочного восприятия и отвечает за контакт человека с внешним миром;
- Вторая группа функций рациональная – это мышление и чувство, которые, по мнению Юнга, связаны с процессом различения явлений и событий окружающего мира, связаны с оценочным суждением.
Воспринимая информацию, человек одновременно её оценивает. Оценка может осуществляться объективным и субъективным способом.
Для человека характерны все четыре функции, но более развитой и более сознательной по сравнению с другими, остается одна функция, что является началом развития односторонности, порой приводящей к неврозу.
Ведущая функция контролируется сознанием. Она является выражением сознательной личности, целей, воли, главных достижений. Психологический индивидуальный тип складывается под влиянием доминирующей или более развитой функции. Подчиненные или менее развитые функции имеют спонтанное проявление и недоступность для воли, ею нельзя управлять и, более того, можно стать её жертвой.
Одним из главных недостатков подчиненной функции является её медлительность, скорости ведущей функции она никогда не достигнет. Однако когда происходит проявление подчиненной функции, люди проявляют повышенную эмоциональность.
Основные функции психики
Каждый человек имеет свои уникальные функции психики, которые дают ему возможность подстроиться к любым жизненным изменениям.
Рисунок 1. Основные функции психики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
Б.Ф. Ломов выделяет основные и неосновные функции психики. К основным он относит: когнитивную, регуляторную, коммуникативную, информационную, эмотивную и конативную.
Когнитивные или познавательные функции являются основой для других функций. Благодаря когнитивным функциям человек мыслит, осмысленно строит свою речь, целостно воспринимает окружающий мир. Уровень развития этих функций у людей разный – разная устойчивость, сосредоточенность, способ переключаться, концентрация, объем.
Сознание человека отвечает за регуляторные функции психического процесса, которые направлены на управление взаимодействием с внешним миром, на налаживание отношений с окружающими людьми. С помощью регулятивной функции обеспечивается неосмысленное реагирование на раздражающие внешние элементы. После того, как эта функция окрепнет внутри личности, она помогает человеку вырабатывать волевые качества, принимать решения и отвечать за них.
Взаимодействие с окружающими людьми устанавливается с помощью речи, которая является важнейшим для этого элементом. Благодаря коммуникации люди объединяются для достижения поставленных целей.
Предпосылкой появления сознания стала необходимость в организации совместной деятельности и постепенно привела первобытного человека к изобретению речевой коммуникации. В процессе общения устанавливаются взаимоотношения между людьми.
С коммуникативной функцией тесную связь имеет информационная функция, рассчитанная на долгосрочное хранение в памяти запоминающих деталей. В информационной функции принимают участие психофизиологические качества, помогающие личности выражать представление о мире с его точки зрения.
Трансляция информации идет посредством сообщения «передача-прием» и проходит обработку восприятием и ощущением. Знаковая информация нагружается смыслом и по каналам связи передается прямо в мозговой центр.
За эмоции и душевные ситуации отвечает эмотивная функция психики. Её воздействие на эмоциональную сферу человека может быть вызвано чисто информативным сообщением, сухо изложенным фактом. Примером наглядной реализации этой функции является художественная литература, публицистика и кино.
Конативную функцию русский психиатр В.Н. Мясищев называл «тенденцией овладения». Их психологическая трансформация задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности, поэтому они связаны с внутренними побудителями психической активности человека. Побудителями могут быть потребности, установки, влечения, склонности, желания, мотивы, в которых происходит их интеграция.
Психологическая коррекция когнитивных функций
Когнитивная психокоррекция основное внимание фиксирует на познавательных структурах психики, упор делается на личность, на её логические способности.
Коррекционная работа психолога связана с организацией познавательных структур, а в ряде случаев со сложностями проблемы общения, внутренними конфликтами и др.
Замечание 2
Когнитивная психокоррекция ориентируется на настоящее. Особое внимание клиента обращается на мысли о мире и о себе. Научить клиента новому способу мышления – основа коррекции, а её задача – изменить восприятие себя и окружающей действительности.
Нарушить когнитивные функции могут даже малейшие травмы. Факторами, приводящими к нарушениям, могут стать дегенеративные болезни – болезнь Паркинсона, Альцгеймера, болезни сосудов, проблемы с метаболизмом, нейроинфекции, травмы головного мозга и др.
Когнитивная психокоррекция ставит перед собой цель – исправить ошибочно переработанную информацию и оказать помощь клиенту в изменении убеждений, поддерживающих неадаптивное поведение и эмоции.
Для когнитивной коррекции используется целый ряд методов:
- Метод «Фиксированной роли», когда клиенту, с помощью необходимых приемов, предлагают посмотреть на мир глазами другого человека и соответственно себя вести. С помощью психолога клиент пробует себя в разных ролях, и эта ролевая игра разворачивается в реальной жизни клиента;
- Метод «Подъем по лестнице», дает возможность изучить иерархию конструктов. При использовании клиентом подчиняющих контруктов, психолог задает вопрос «почему?» Таким образом, обсуждение конструктов с помощью вопросов, похоже на подъем вверх;
- Метод «Складывание пирамиды» похож на подъем вверх по лестнице. Отличие заключается в том, что вместо вопроса «почему?», психолог задает вопрос «как?». Складывание пирамиды – это движение «вниз», к описанию и конкретизации поведения в результате действия какого-либо конструкта.
Клиент, разыгрывая различные ситуации с помощью психолога, постепенно начинает осознавать, что можно успешно экспериментировать с межличностными отношениями.
Приобретая новые навыки, клиент понимает, что у своего социального окружения может вызывать именно те реакции, которые ему необходимы. Однако в дальнейшем клиент не должен играть предложенную психологом роль, так утверждал Дж. Келли.
Конструирование собственной личности в новых условиях, является заданием для клиента, и продолжаться оно может всю жизнь.
Все когнитивные подходы коррекции используют поведенческие техники.
Психологические функции
Понятие «психическая функция», введённое Юнгом. Психологические функции — формы психической деятельности, которые не могут быть сведены одна к другой. Две функции являются рациональными, это мышление и эмоции. Две — иррациональными, это ощущение и интуиция.
Эти функции принципиально отличаются от фантазии, воли и внимания. Фантазия может проявляться во всех четырех функциях. Воля и внимание — совершенно второстепенные психические явления. Каждый человек одновременно и интроверт, и экстраверт. Интроверсия и экстраверсия психологического типа — это преобладание одной из психических установок над другой. Но установки проявляются в процессе психической деятельности. Получается, что для более точного выяснения того, какая психологическая установка преобладает в психике данного человека, нужно разбираться дальше. Восприятие — это процесс формирования психического образа предметов и явлений внешнего мира, непосредственно воздействующих на человека.
Восприятие больше иррационально, суждение — рационально. Иррациональные психологические функции, то есть ощущение и интуиция, производны от восприятия. Первоначально они обеспечивают именно восприятие. Рациональные функции, то есть мышление и эмоции/чувства, происходят от суждения.
Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.
Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации.
Но в таком случае речь идёт не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа. Юнг следующим образом определял психические функции:Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.
Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.
В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов».
Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.
Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию и наоборот).
В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции, а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства.
Основная функция
С учётом дополнительной функции
Мышление
Мышление + ощущение
Мышление + интуиция
Чувство
Чувство + ощущение
Чувство + интуиция
Ощущение
Ощущение + мышление
Ощущение + чувство
Интуиция
Интуиция + мышление
Интуиция + чувство
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 16Следующая ⇒ Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации. Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика. Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия. Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально — психологического иммунитета на будущее. Основные цели и задачи социальной терапии: а) сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей; б) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности; в) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир; г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий; д) по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента; е) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться. В целом все эти цели и задачи, достигаемые в процессе реализации социально-терапевтической функции социальной работы, означают прямую помощь в совершенствовании социализации, социально — психологической адаптации и реабилитации индивидов (клиентов).
Специфика общей психологии. Предмет общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном. Объект общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру. Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся: — психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т. п.; — психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.; — психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер; — психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни. Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Читайте также: Организация работы процедурного кабинета Статус республик в составе РФ Понятие финансов, их функции и особенности Сущность демографической политии |
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.004 с.) |
Семь психологических функций и семь типов
Содержание
- 0.0.1 В этой статье я опишу, как семь психологических функций соотносятся друг с другом и с семью энергиями и типами. Это, пожалуй, самая важная тема в типологии психосинтеза, потому что она объясняет, как «основные функции», согласно Ассаджиоли, создают семь типов.
- 1 Высшие и нормальные психические функции
- 2 Семь психологических функций
- 2.1 Психологическая функция воли
- 2.2 Психологическая функция чувства
- 2.3 Психологическая функция мысли
- 2.4 Психологическая функция воображения
- 2.5 Психологическая функция 900 логики 2.6 Психологическая функция страсти
- 2.7 Психологическая функция действия
- 2. 7.1 Краткое описание функций и типов
- 3 Цвет и психологические функции
В этой статье я опишу, как семь психологических функций соотносятся друг с другом и с семью энергиями и типами. Это, пожалуй, самая важная тема в типологии психосинтеза, потому что она объясняет, как «основные функции», согласно Ассаджиоли, создают семь типов.
Семь типов и основные функции
Кеннет Соренсен, третья глава из Семь типов, типология психосинтеза . Загрузите главу в формате pdf, включая ссылки.
С психологической, а не космологической точки зрения, семь энергий и типов возникают из семи психологических функций, присущих каждому человеку. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг предложил модель четырех психологических функций, которая до сих пор широко используется, особенно в области дифференциальной психологии. Этими четырьмя функциями являются мысль, чувство, интуиция и ощущение, и Юнг предложил обрабатывать то, как мы понимаем себя и мир, посредством этих четырех функций. Соответственно, функции можно рассматривать как интеллект или инструменты осознания.
Карл. Г. Юнг (1875-1961)
В отличие от Юнга, модель, которую я использую для семи типов, основана на работе Ассаджиоли и, в частности, на его звездной диаграмме (Диаграмма 1).
Ассаджиоли предположил, что существует семь психологических функций, которые обеспечивают интеллект и навыки обработки, необходимые сознательному я для навигации по жизни. (Под «я» я подразумеваю сознательное «я», которое является самоосознающим сознанием всех людей.)
Ассаджиоли пишет следующее о функциях, поскольку они относятся к я или «я»: «В действительности , все функции являются функциями живого, самосознательного существа и, следовательно, «я». Это «я» чувствует и думает, воображает, желает и желает больше всего того, что желает». (1967b)
Можно написать целую книгу о семи функциях, поскольку они имеют такую сложную природу и взаимодействие, поэтому я расскажу только о наиболее важных аспектах функций, относящихся к семи типам.
(Дополнительную информацию по этой теме см. в моей магистерской диссертации «Интегральный психосинтез» (Sørensen, 2008) и в «Акте воли» Ассаджиоли, особенно в его описаниях звездной диаграммы и десяти психологических законов.)
Ассаджиоли (1967b), похоже, не описали точную природу психологических функций, но он цитировал Юнга следующим образом:
«Мы признаем, что не знаем, что это за функции на самом деле. Нам очень хотелось бы знать, на какие примитивные элементы можно было бы, например, разложить чувство. Но, несмотря на наше невежество в отношении первооснов, мы обращаемся с этими функциями так, как если бы они были ясно определяемыми органами разума».
Диаграмма 1. Звездная диаграмма Роберто Ассаджиоли
Функции, согласно Юнгу, являются «органами разума», и мы могли бы также назвать их семью типами интеллекта. Действительно, нейропсихология, которая сильно развилась со времен Ассаджиоли, предлагает дальнейшее понимание, предполагая, что функции лучше всего можно описать как семь мозговых центров или нейронных сетей . В самом деле, все время появляются свежие идеи, а также большое количество продолжающихся научных исследований природы воображения и воли. (См. результаты для Воображение и сила воли)
Быстрый поиск в Интернете о природе воображения и мозга или о любой другой психологической функции даст массу информации. В частности, отмеченный наградами профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дарио Нарди в своей книге Neuroscience of Personality (2011) предлагает очень интересный материал о том, как юнгианские типы и функции связаны с различными центрами мозга.
Ключевая идея, которую нужно понять, состоит в том, что психологические функции являются приемниками и передатчиками семи энергий (Таблица 1).
Таблица 1. Семь психологических функций и энергии передачи
Воля передает динамическую энергию, чувство передает чувственную энергию и так далее. Таким образом, мы можем утверждать, что семь энергий получают семь психологических функций, которые затем распределяют энергии и их качества различными способами для создания уникальной личности человека.
Это основная теоретическая основа семи типов с психологической точки зрения. Проще говоря, вместо того, чтобы предлагать метафизические объяснения, мы можем взять за отправную точку самоочевидный факт, что все мы обладаем волей, чувствами, мыслями, воображением, логикой, страстью и способностью действовать. Вы, должно быть, заметили, что имена, которые я использую для функций, не совсем совпадают с именами, которые использовал Ассаджиоли в своей звездной диаграмме (см. Таблицу 2).
У меня есть веские причины предложить эти альтернативные имена, и все они соответствуют первоначальной концепции Ассаджоли. Позвольте мне пояснить этот момент.
Таблица 2. Различные названия психологических функций
Я отличаюсь от Ассаджиоли тем, что использую термин «логика» вместо «интуиции». Это может показаться странным, поэтому позвольте мне начать с признания того, что интуицию можно правильно описать как психологическую функцию, однако можно также отметить, что интуиция является надличностной функцией, которая существует за пределами возможностей нормальной личности.
Также в его книге Типология психосинтеза, видно, что Ассаджиоли не включает интуитивный тип в свой список из семи типов (см. Таблицу 2), что может показаться странным, поскольку он наверняка признает, что интуитивный тип существует. Я предполагаю, что есть несколько причин этого очевидного несоответствия, и позвольте мне предложить свою точку зрения на это.
Ассаджиоли ясно различал нормальные психологические функции и высшие духовные функции, и это различие он обсуждает много раз. Например, он утверждает:
«Это личное я является сердцевиной человека на обычном уровне, уровне личности. Это центр наших обычных психологических функций: ума, эмоций, ощущений, воображения и т. д. Точно так же на нашем высшем человеческом уровне есть сущность, которая находится в центре высших функций — художественного вдохновения, этического прозрения, научной интуиции. Это наше настоящее ядро: оно есть во всех нас, но личность, как правило, не осознает его на обычном уровне». (Миллер, 1973)
Согласно Ассаджиоли (1965: 17-18), художественное вдохновение, этическое озарение и научная интуиция являются высшими сверхсознательными функциями – то, что он определил в своей первой книге Психосинтез :
Роберто Ассаджиоли (1888-1974)
«Из этой (сверхсознательной) области мы получаем наши высшие интуиции и вдохновения — художественные, философские или научные, этические «императивы» и побуждения к гуманитарным и героическим действиям. Это источник высших чувств, таких как альтруистическая любовь; гения и состояний созерцания, озарения и экстаза. В этом царстве скрыты высшие психические функции и духовные энергии».
Эти высшие функции являются высшими аспектами нормальных функций, поэтому они не являются чем-то совершенно иным, это просто естественное развитие или высшие потенциалы, которые проявляются, когда мы пробуждаемся до уровня души. По словам Ассаджиоли (Rosenthal, 1973):
«…каждая функция имеет низший и высший аспекты. У ума есть низший аспект — чисто аналитический, критический, тогда как его высший аспект — разум и высшая умственная деятельность. То же и с эмоциями: есть примитивные, грубые эмоции и есть утонченные чувства. И воля: есть сильный императив, эгоистичная воля и добрая воля, Воля-к-добру. Таким образом, каждая функция должна быть развита до максимально возможного уровня выражения».
Когда я ниже буду обсуждать низшие, или нормальные, психологические функции, я предложу для каждой из них то, что я считаю соответствующей высшей функцией.
Теперь вернемся к интуиции. Ассаджоли четко различает «повседневную интуицию и подлинную духовную интуицию» (1965: 217, 220; 1983: 41) и отводит реальную интуицию на надличностную арену как высшую функцию. (Полное обсуждение этого вопроса см. в моей подборке цитат Ассаджиоли об интуиции)
Кроме того, в весьма поучительном диалоге с канадским психосинтезистом Мартой Крэмптон (Crampton, 1966) Ассаджиоли утверждает, что интуиция — это стадия сознания, а не конкретный тип, и это имеет смысл, поскольку, говоря о типах, Ассаджиоли ( 1983) поясняет, что существует интуитивное выражение каждого из типов:
«Есть математическая интуиция научная интуиция; интуиция изобретателя или техника; эстетическая интуиция; философская интуиция; мистическая интуиция. Интуиция как функция находится за пределами любой типологической разницы, но она действует по-разному в зависимости от психологических типов».
Объяснив, почему я не включил интуицию в свой список психологических функций, почему я включил логику? На мой взгляд, логику можно рассматривать как функцию, отличную от мышления, что согласуется с идеей Ассаджиоли о двух типах разума: абстрактном разуме, который я называю мышлением, и конкретном разуме, который я называю логикой. Как мы увидим, логика создает аналитический или рационально-научный тип.
Я также заменил термин Ассаджиоли «импульс-желание» на «страсть» по той семантической причине, что слово «желание» часто имеет негативные коннотации. И я заменил термин «ощущение» Ассаджиоли словом «действие», которое, как мне кажется, лучше отражает роль тела в повседневной жизни. Я вернусь к этим пунктам и остановлюсь на них по мере того, как мы будем подробно рассматривать каждую из психологических функций.
Теперь мы готовы исследовать каждую из семи психологических функций. При этом я буду ссылаться на круговую диаграмму (диаграмма 2), на которой пронумерованы функции и показано, как они соотносятся друг с другом. Первые три функции в списке — это воля, чувство и мысль. Эти три основные, или первичные, функции, из которых воля является основополагающей, комбинируются различными способами, чтобы создать остальные четыре функции, как мы увидим.
Но прежде чем мы продолжим, вот цитата Ассаджиоли (без даты 17), которая напомнит нам о важной цели этой работы:
«Люди еще не знают — или не хотят — понимать и ценить людей и группы, отличные от них по природе, качеству и функциям, и это препятствует сотрудничеству и взаимной интеграции, необходимой для всеобщего блага. Большую помощь в осуществлении этого понимания и оценки дает знание различных психологических типов и их соответствующих функций».0046
Психологическая функция воли
Первая функция – воля. Воля направляет динамическую энергию и ее качества, которые проявляются как динамический тип (см. диаграмму 3). Завещанию уделялось мало внимания в психологической литературе. Уильям Джеймс, написавший книгу «Воля к вере », является одним исключением. Другим исключением является экзистенциальная психология, которая подчеркивает важность ответственности и выбора, причем выбор является аспектом воли.
Однако великим пионером психологии воли является Ассаджиоли, чья книга Акт воли — признанная классика. Соответственно, я поместил волю вверху круговой диаграммы, чтобы подчеркнуть ее значимость в психике как направляющего агента всех других функций. Ассаджоли подтверждает, что воля является основополагающей. Он пишет (Miller, 1972): « Воля просто служит направляющей энергией для всех других психологических функций. Мы находим, что открытие себя часто связано с открытием того, что у себя есть воля – — это даже , в некотором смысле, завещание.
Диаграмма 3. Воля
Воля часто является последней функцией, которая полностью развивается, представляя завершение нашей личности: волю-быть-себя. Именно через волю мы становимся независимыми и можем свободно выбирать, как жить. Воля — это функция, которая позволяет нам распознавать и выбирать то, что для нас является подлинным.
Воля направляет нашу энергию через цель, выбор и решение. Чтобы привести пример, когда мы решаем изучать определенный предмет, мы используем нашу волю, чтобы помочь нам решить, как мы хотим направить нашу умственную, эмоциональную и финансовую энергию для достижения цели.
По мере развития нашей воли мы начинаем излучать качества динамической энергии, такие как мужество, сила, свобода, сосредоточенность и дисциплина. Воля — это доминирующая функция, которая лежит в основе динамического или волевого типа.
Сверхсознательный аспект воли — это трансперсональная воля, которую Ассаджиоли назвал «Волей к добру», которая представляет собой героический призыв к действию, мотивированный альтруистическими ценностями. При соединении с надличностной волей души мы развиваем мужество как наше основное качество, и можно сказать, что мы следуем Героическому Пути к Душе (Ассаджиоли, без даты: 19). -20).
Легко ли вам делать выбор, постоять за себя и столкнуться с конфликтами? Оглядываясь назад на свою жизнь, вы быстро выбирали и реализовывали свои желания или долго обдумывали, прежде чем действовать? Ваши ответы на эти вопросы показывают, до какой степени развита ваша воля. Можно, конечно, развивать волю дальше. Мы рассмотрим, как мы можем разработать функции в одной из последующих глав.
Психологическая функция чувства
Наши чувства являются проявлением нашей чувствительности к психологической атмосфере. Наши чувства регистрируют, находим ли мы что-то приятное или нет, и они помогают нам различать изменения в психологической атмосфере. Каждый из нас способен регистрировать и различать одни чувства легче, чем другие. Действительно, каждый из нас испытывает и выражает чувства и эмоции по-разному в зависимости от того, какая из семи энергий преобладает в нас, — таким образом, каждого из нас можно назвать разным «чувствующим типом», то есть динамическим чувствующим типом. чувствительный чувствующий тип и так далее. Подумайте о своей эмоциональной атмосфере: в основном вы спокойны, напряжены, сверхчувствительны, капризны, радостны или контролируете себя? Ваш ответ подскажет, на какую из семи энергий вы больше всего настроены через функцию чувств.
Чувство (Диаграмма 4) — это то, где мы находим глубину и заземление, необходимые для того, чтобы быть в мире с собой, чтобы мы могли наслаждаться собственной компанией и компанией других. Чувства связывают нас с нашими эмоциональными потребностями, помогая нам быть открытыми и восприимчивыми, соединяя нас с внешним миром, чтобы мы могли сопереживать тому, что происходит вокруг нас.
Через чувства мы получаем доступ к внутренним мирам других и даже к самой природе. Функция чувств позволяет нам понимать потребности других и сопереживать. Чувство обеспечивает своего рода инстинктивную способность знать, что происходит с теми, кто нам близок.
Диаграмма 4. Чувство
Чувство/эмоция — это доминирующая функция, поддерживающая то, что я назвал чувствительным типом, и то, что Ассаджиоли называет «любовным типом». Согласно Ассаджиоли (1983: 30): «Эмоции, как и следовало ожидать, становятся центром внимания и жизненной энергии для большинства тех, кто принадлежит к любовному типу».
Функция чувства обеспечивает доступ к чувствительной энергии любви. У этой функции есть нормальный и высший аспекты. В связи с этим Ассаджиоли различал нормальную любовь и высшую альтруистическую любовь, или этическое понимание, которое является сверхсознательным аспектом функции чувств. Также важно отметить, что все семь функций проявляют любовь по-своему; это потому, что, как видно на круговой диаграмме, все функции связаны с функцией чувств, которая наиболее непосредственно связана с энергия любви
Когда вы развиваете функцию чувств, вы излучаете эмпатию, заботу, теплоту и социальное понимание — все эти качества связаны с чувствительной энергией. Можете ли вы улавливать чувства других и сопереживать им? Легко ли вы определяете, в каких атмосферах и социальных условиях вы предпочитаете находиться? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени у вас развита функция чувств
Психологическая функция мышления
Благодаря функции мысли мы регистрируем информацию о себе и мире (Диаграмма 5). Мысль организует знания в понятия и категории и помогает нам ориентироваться в реальности. (К сожалению, система образования часто фокусируется только на развитии функций мышления и логики, пренебрегая другими функциями.) С помощью мышления мы можем размышлять о своем опыте, взвешивать «за» и «против» и формировать мнения о мире. Мысль помогает нам оценить информацию, которую мы получаем от других наших основных функций, чтобы мы могли получить перспективу. Мышление позволяет нам интерпретировать реальность на основе знаний, которые мы получаем в процессе обучения.
Мысль обеспечивает обзор и внутреннюю карту, чтобы мы могли разумно действовать в мире. Мысль позволяет общаться и делиться своим опытом с помощью языка. С помощью мысли мы можем слышать идеи и опыт других людей, размышлять над ними и сравнивать их со своими собственными.
Согласно Ассаджиоли (Без даты 21), мысль есть энергия: «Творческое мышление есть определенная стадия объективации идей и высших понятий; а поскольку мысль — это энергия, мы можем использовать ее силу для развития качеств, отношений и условий, которые, по нашему мнению, должны преобладать. Если мы используем мысли сознательно и творчески, мы можем добиться изменений в себе и своей жизни, а также в нашем окружении и в мире».
Диаграмма 5. Мысль
Функция мысли отличается от функции логики: мысль работает с широкими категориями и сетями идей, тогда как логика фокусируется только на деталях.
Мысль является доминирующей функцией, лежащей в основе ментального (активно-практического) типа. Согласно Ассаджиоли (1983: 39), «основным качеством, характеризующим этот тип, является интеллектуальная деятельность», что означает, что функция мысли действует путем получения и выражения психической энергии.
Сверхсознательный аспект мыслительной функции — гениальность или философское вдохновение.
Каждый из нас думает по-своему, и можно различить наш собственный особый стиль мышления, например, наш стиль может быть быстрым, детальным, прямым, ассоциативным или методичным. Когда мы разовьем эту функцию, наш ум будет излучать интеллект, ясность, проницательность и гибкость, которые являются качествами ментальной энергии.
Легко ли вам даются новые знания? Вам нравится учиться? Вы опытный коммуникатор? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени у вас развита функция мышления.
Психологическая функция воображения
Три первичные функции – воля, чувство и мышление – по-разному комбинируются, чтобы создать четыре вторичные функции (воображение, логика, страсть, действие). В случае воображения эта функция возникает в результате сочетания функций чувств и мышления (Диаграмма 6.). Ассаджиоли (1965: 144) утверждал, что: «Воображение — это функция, которая сама по себе является до некоторой степени синтетической, поскольку воображение может действовать одновременно на нескольких уровнях: ощущения, чувства, мышления и интуиции. В каком-то смысле это поперечное сечение этих четырех функций или, скорее, их комбинация в различных пропорциях». Однако, в то время как Ассаджиоли ссылается на четыре функции, объединяющиеся для создания воображения, я полагаю, что воображение возникает в первую очередь из мысли и чувства, к такому выводу также пришел выдающийся психосинтез Джим Варджу (19). 77:24), который заявил: «Воображение — это мост между нашим умом и нашими чувствами. Образы формируются в уме и питаются чувствами».
Юнг не считал воображение отдельной функцией, что было странно для Ассаджиоли, поскольку работа Юнга была так сосредоточена на воображаемых символах. Ассаджиоли (Кин, 1974) заявил: «Мы считаем, что воображение или фантазия — это отдельная функция».
Воображение позволяет нам создавать значимые образы и истории, наполненные эмоциональной атмосферой. Благодаря воображению мы можем визуализировать и представить мир таким, каким он мог бы быть. Самые важные образы, которые мы создаем, — это наши представления о себе. В нашей памяти хранятся образы из прошлого, которые влияют на наше представление о себе в настоящем, и с помощью нашего воображения мы можем исследовать и проникать в эти образы. Мы также можем создавать новые представления о себе, которые точнее выражают то, кем мы являемся сегодня. В психологии это называется умственной тренировкой.
Диаграмма 6. Воображение
Воображение открывает нам мир магии. Мы можем представить альтернативные реальности и использовать другие наши функции, чтобы сделать их реальными. Мы можем представить наше будущее в действии. Все, что мы воображаем, оказывает сильное влияние на наши чувства и мысли, и, таким образом, все образы реальны в том смысле, что они имеют последствия. Согласно Ассаджиоли (1974: 52), центральная функция воли может «мобилизовать энергию воображения и мысли и использовать эти энергии внутри человека для выполнения своего плана».
Когда мы развиваем наше воображение, мы будем все больше излучать качества творческой энергии: гармонию, поэзию, игривость, красоту и гибкость. Действительно, воображение является доминирующей функцией, лежащей в основе творческого типа, который отличается особенно ярким воображением (Assagioli, 1983: 53). Ассаджиоли (1983: 79) добавляет: «Творческий тип обычно является каналом или голосом для своего сверхсознания, получателем вдохновения из областей интуиции или воображения».
Ассаджиоли (2007: 64), кажется, подразумевает, что сверхсознательным аспектом функции воображения является интуиция, когда он пишет: «Воображение тесно связано с интуицией, потому что, когда интуиция входит в сознательный разум, она часто не является абстрактной, простой. , «чистая» форма; скорее оно проявляется как образы».
Можно сказать, что творческий тип, опирающийся на свое эстетическое чувство, следует Эстетическому пути к душе (Ассаджиоли, без даты 20, 22).
Легко ли вам использовать свое воображение, отпустить ситуацию и быть спонтанным? Вы предпочитаете быть здесь и сейчас и плыть по течению? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени у вас развита функция воображения.
Психологическая функция логики
Логическая функция возникает из комбинации функций воли и мышления (Диаграмма 7.). Логика — это целеустремленный стиль мышления, который методично движется от одной точки к другой, всегда придерживаясь законов разума. В то время как функция мышления обобщает, логика фокусируется на деталях, поэтому мы можем сказать, что логика — это аналитический способ мышления. Логика работает с фактами, чтобы прийти к объективным выводам.
Логика позволяет точно мыслить и общаться. Логика отличает факт от желаемого за действительное, чтобы можно было сделать надежную оценку того, что реально.
Логика позволяет нам управлять деталями нашей жизни и практическими задачами, такими как управление финансами. Когда мы развиваем логическую функцию, мы излучаем и излучаем аналитические качества: точность, надежность, порядок, объективность и четкую коммуникацию.
Диаграмма 7. Логика
Аналитический ум, или логика, является основной функцией аналитического или научного типа. Ассаджиоли (1983: 61-62) объяснил:
«Ментальная сфера, очевидно, является естественной средой научного типа. Его неутомимый ум всегда настороже, исследуя, задавая вопросы, решая проблемы, ища, исследуя, экспериментируя, доказывая и открывая. Он обладает большой способностью к длительному вниманию и умственной концентрации, неутомимой настойчивостью в своих исследованиях, дотошной точностью и замечательной способностью просеивать данные, открывать законы и создавать теории для классификации фактов в связные системы».
Из наблюдений Ассаджиоли мы можем сделать вывод, что сверхсознательным аспектом логической функции является научная интуиция, возникающая, когда интуитивное вдохновение облекается в научные факты, которые можно проверить.
О человеке, использующем свои аналитические способности для раскрытия скрытых тайн природы на благо всех, можно сказать, что он следует Научному Пути к Душе (Assagioli, 1968c; Undated 20).
Вы умеете решать практические задачи? Вы любите заниматься наукой и склонны ли вы мыслить логически? Ваши ответы на эти вопросы покажут, до какой степени у вас развита функция логики.
Психологическая функция страсти
Функция страсти возникает из комбинации функций воли и чувств (Диаграмма 8.). Страсть – это чувство с целью. Функция страсти активна и предоставляет информацию всякий раз, когда мы находим что-то привлекательное или отталкивающее.
Как было сказано выше, в моей модели я решил заменить термин Ассаджиоли «импульсивное желание» на страсть. Это связано с тем, что, согласно Ассаджиоли (Кин, 1974), существует «группа функций, которая побуждает нас к действию во внешнем мире. В эту группу входят страсти, инстинкты, склонности, импульсы, желания и стремления».
Страсть связана с нашими основными инстинктами выживания, а также с нашей преданностью высшему благу. Благодаря функции страсти мы можем полностью посвятить себя цели или идеалу, например, нашим детям, возлюбленному или герою, который символизирует наши ценности и убеждения. Страсть питает верность и делает нас верными тому, что мы любим.
Диаграмма 8. Страсть
Страсть исключительна: она выбирает одну цель и отвергает все остальные. Этот фокус может предложить необычайную силу, позволяя нам войти в мир идеалов. Таким образом, мы можем вдохновлять себя и других просто своим энтузиазмом.
Когда мы получаем доступ к своей страсти, мы излучаем энергию преданности: волнение, радость, сосредоточенность, интенсивность, убежденность и веру. Через страсть мы соединяемся с посвященной энергией, которая полна воли и эмоций, как утверждает Ассаджиоли (1967b): «Желание есть или имеет динамическую энергию, побуждающую к действию».
Страсть — это функция, которая поддерживает преданный или преданный идеалистический тип, потому что, согласно Ассаджиоли (1983: 70): «Преданный тип сильно эмоционален. Его чувства часто бывают страстными и экстравагантными».
Сверхсознательный аспект функции страсти-желания можно было бы назвать духовным устремлением или мистическим видением, потому что, когда страсть имеет духовную направленность, она вдохновляет мистический подход, которым следовали многие мистики на своем пути к единению с божественным (Ассаджиоли , без даты 24).
Вы увлечены ценностями и идеалами? Вы преданы им? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени вы развили функцию страсти.
Психологическая функция действия
Функции воли, чувства и мысли в сочетании с телесными ощущениями производят функцию действия (Диаграмма 9). Можно видеть, что любое действие включает в себя выбор (волю), размышление (мысль) и эмоциональную реакцию (чувство), и это действие затем осуществляется телом, которое использует пять чувств и свою способность действовать. В каждом действии обычно будет доминировать одна из основных функций в его выполнении в соответствии с целью, которая стоит за этим действием. (Я должен уточнить, что под функцией действия мы имеем в виду конкретное физическое действие. В определенной степени наши мысли и чувства также являются действиями, но мы не обязательно воздействуем на них в физическом смысле.)
Диаграмма 9. Действие
Юнг и Ассаджиоли назвали эту функцию «ощущением», но я думаю, что слово «действие» лучше, потому что оно лучше описывает передачу практической энергии; функция действия по существу будет в физическом действии . Согласно Ассаджиоли (1930c), наличие ощущения «указывает на функцию ощущения или физическое сознание и действие на физическом плане». В другой статье Ассаджиоли (1934b) проводит четкое различие между ощущением и действием тела, поясняя: «Восточники различают органы чувств, джнянендрии, о которых мы только что говорили, и органы действия, кармендрии. Это: Рот – речь, Руки – хватание, Ноги – ходьба, Анус – выделение, Гениталии – размножение».
Если вы практичный человек, вам понравится добиваться конкретных результатов своих усилий. Для вас важен результат, но вам также понравится процесс планирования, организации и воплощения ваших идей. Эффективное действие требует осознания всех аспектов операции. Хороший хозяин, например, должен учитывать потребности своих гостей за ужином, выбирать правильные ингредиенты, готовить еду и подавать ее в приятной форме; развитая актерская функция позволяет это сделать.
Человек действия грациозно и экономно движется к избранной цели. Когда эта функция будет развита, вы будете излучать качества практической энергии: приземленность, заземленность, сотрудничество, эффективность и практичность.
Действие – это функция, лежащая в основе практического организационного типа. Согласно Ассаджиоли (1983, 78): «Организационный тип выражает себя прежде всего в действии, и он является полностью объективным типом». Сверхсознательный аспект функции действия — это духовная воля к проявлению, которая будет осуществляться с использованием организационных навыков для улучшения общества.
Часто ли вы берете на себя ответственность и организуете события и ситуации? Вам нравится видеть плоды своих усилий? Ваши ответы на эти вопросы покажут, насколько развита у вас функция действия.
Обзор функций и типов
В заключение, в таблицах 3 и 4 собраны некоторые ключевые аспекты нашего обсуждения функций. В таблице 3 перечислены сверхсознательные аспекты семи нормальных функций, согласно моей гипотезе. В Таблице 4 показано, как первичные энергии и соответствующие им психологические функции объединяются для создания всех семи энергий и функций.
Таблица 3: Нормальные и высшие психологические функции
Таблица 4. Семь энергий и семь функций различные энергии и функции. Мы выбрали цвета, близкие к классическому цветовому кругу. [1] Эти цвета можно использовать в качестве системы кодирования, чтобы помочь нам работать с различными функциями, энергиями или типами и показать нам, как они связаны.
Диаграмма 10. Цветовой круг и семь психологических функций
(Интересно отметить, что каждый цвет имеет противоположный или дополнительный цвет: красно-зеленый, сине-оранжевый, фиолетово-желтый. Это отражает то, как каждая энергия имеет противоположность, которая содержит то, чего не хватает другим.Эта важная тема будет затронута в главе 4.)
С психологической точки зрения цвета воплощают некоторые из тех же качеств, что и различные энергии и их соответствующие функции. Согласно нашей системе кодирования цветового круга (Диаграмма 10), три основных цвета — красный, синий и желтый — неразложимы и представляют три основные функции воли (красный), чувства (синий) и мысли (желтый). Цвета четырех других функций являются производными от комбинаций трех основных цветов.
Динамическая энергия (Функция Воли) резонирует с доминирующей энергией красного цвета.
Чувствительная энергия (Функция чувства) резонирует с мягким и успокаивающим синим цветом.
Ментальная энергия (Функция Мысли) резонирует с легкостью желтого цвета.
Творческая энергия (функция воображения) резонирует с игривым и гармоничным зеленым цветом.
Аналитическая энергия (Логическая функция) резонирует с энергичным оранжевым цветом.
Посвященная энергия (функция страсти) резонирует с фиолетовым цветом, который поднимает нашу энергию.
Практическая энергия (функция действия) представлена темно-красно-коричневым цветом, потому что она содержит практическую энергию, которая исходит от воли (красный), и потому что это цвет земли, который напоминает нам, что путешествие через семь энергий ведут нас от внутреннего к внешнему, проявляясь в конечном итоге в конкретном действии.
1. Подробнее об истории и происхождении цветового круга см. по ссылке.
Пять функций психологического типа
Майерс Теория Бриггса основана на четырех психологических функциях – Ощущении, Интуиции, Мышлении и Чувстве. Они используются для восприятия фактов или возможностей и принятия решений с использованием объективной логики или субъективных оценок. (Другие буквы кода Майерс-Бриггс — E, I, J и P — описывают , как используются эти функции.) Юнг (Бриггс Майерс 1980, с. XVII). Однако книга Юнга описывает пять психологических функций. Пятая, которую он назвал «трансцендентной функцией» (Юнг, 1921, с. 480), была самой важной (Юнг, 1935). Он также подготовил статью о трансцендентной функции за пять лет до публикации Psychological Types (Jung 1916/1957).
С середины 1930-х годов Юнг выражал некоторое разочарование тем, что пятая функция упускалась из виду. Например, он жаловался, что «большинство читателей» упустили главное из 9. 0079 Психологические типы (Юнг, 1935). Он также написал к ней новое предисловие, указав на «ошибку» читателей и их «прискорбное непонимание» (Jung 1934, p. xiv). Он попросил людей прочитать главы II и V, в которых обсуждалась пятая функция, а не читать главу X, которую читатели использовали для классификации людей. Однако эта тактика не сработала, и многие читатели продолжали игнорировать пятую функцию. Например, Изабель Бриггс Майерс не упомянула об этом в своей книге, хотя и признала, что люди могут «в конечном счете выйти за пределы своего типа» (указ. соч., стр. 168).
Почему проигнорирована пятая функция?
Может быть много причин, по которым пятая функция Юнга остается незамеченной. Юнг предположил, что это произошло из-за естественного и вездесущего человеческого желания все классифицировать. Однако природа самой пятой функции также может затруднить ее понимание и использование.
Первые четыре функции поддаются рациональному определению и классификации, поскольку имеют непротиворечивый и всем известный характер. Однако пятая функция уникальна для каждого человека и меняется со временем иррациональным образом. Кроме того, в то время как можно сознательно использовать первые четыре функции, пятая функция «только частично пригодна для использования в качестве метода, другая часть всегда остается непроизвольным опытом» (Юнг 19).39, с. 268).
Важность пятой функции
Пятая функция играет важную роль в развитии личности (Stein 2006). Кроме того, она находится в центре или рядом с большинством ключевых концепций Юнга, связывая все его теории (Miller 2004).
Функция имеет особое значение для тех, кто использует психологический тип, потому что это не то, с чем вы рождаетесь, а возникает при определенном наборе условий. Юнг сказал, что трансцендентная функция делает , а не возникают, если вы придерживаетесь предпочтений своего психологического типа (Юнг, 1921, стр. 480).
О важности пятой функции могут также свидетельствовать данные, не относящиеся к области аналитической психологии. Например, хорошо известно, что существуют корреляции между шкалами MBTI® и четырьмя измерениями пятифакторной модели личности (Costa, Macrae, 1989). Однако существует также потенциальная связь между пятой функцией Юнга и пятым фактором. Исследований по этому поводу не проводилось, но поверхностный осмотр этих двух концепций позволяет предположить, что между ними могут быть некоторые связи.
Практические выводы
Это теоретическое различие имеет важное значение для вашего развития. Изабель Бриггс Майерс описала двухэтапный процесс – развитие первой/второй функций, за которой следует третья/четвертая (указ. соч., стр. 168). Юнг также описал два движения в развитии (Stein 2006), но его вторая стадия отличается тем, что она сосредоточена на появлении пятой функции. Таким образом, изучение трансцендентной функции может изменить направление вашего развития.
В этом блоге будут и другие страницы о трансцендентной функции. Книгу, в которой обсуждается эта тема, см. в статье The Transcendent Function Джеффри Миллера, доступной на сайтах amazon.com или amazon.co.uk.
Ссылки
Briggs Myers, I. (1980), Gifts Differing (Palo Alto: Davies-Black Publishing, 1995)
Jung, C.G. (1916/1957), Трансцендентная функция в The Structure and Dynamics of the Psyche (Лондон: Routledge, 1969), стр. 67-91
Юнг, К.Г. (1934), Аргентинское предисловие у Юнга, К.Г. (1921), Психологические типы (Лондон: Рутледж, 1971)
Юнг, К.Г. (1935), Письмо Г.А. Фарнер , в К.Г. Jung Letters, Volume 1, 1906–1950, под редакцией Герхарда Адлера (Лондон: Routledge and Kegan Paul, 1976), стр. 186–7
Jung, C.G. (1939), Письмо В.Е. Хокинг , в К.Г. Jung Letters, Volume 1, 1906-1950, под редакцией Герхарда Адлера (Лондон: Routledge and Kegan Paul, 1976), стр. 269-70
McCrae, R.R., Costa P.T. (1989), Переосмысление индикатора типа Майерс-Бриггс с точки зрения пятифакторной модели личности , в Journal of Personality, vol: 57. 1, pp. 17-37 (Oxford: Wiley)
Miller, J.C. ( 2004), The Transcendent Function , (Albany: State University of New York Press)
Stein, M. (2006), The Principle of Individuation, (Wilmette: Chiron Publications)
Оценка: 4.0/ 5 (8 голосов)
Пять функций психологического типа, 4.0 из 5 на основании 8 оценок
Когнитивные функции — что это такое?
Когда дело доходит до вашего типа личности Майерс-Бриггс®, мы склонны объяснять термины в очень клиническом, холодном смысле. Сегодня я хотел использовать больше образов для описания когнитивных функций. Я хотел описать их наилучшим образом, чтобы (надеюсь) создать в сознании людей картину того, что они на самом деле имеют в виду. Может быть, это очень Ни для меня, и датчики будут качать головой в этом посте — но я надеюсь, вам понравится!
Не знаете, какой у вас тип личности? Возьмите наш новый опросник здесь. Или вы можете взять официальный MBTI® здесь.
Интровертная интуиция («Ni») — доминирующая функция типов личности INFJ и INTJ. Вспомогательная функция типов личности ENFJ и ENTJ.«Если вы строили воздушные замки, ваша работа не должна быть потеряна; вот где они должны быть. Теперь подложи под них фундамент». – Генри Дэвид Торо
Интровертная интуиция: Способность видеть несколько точек зрения и расшифровывать будущие последствия и возможности. Схватывание абстракций над конкретными данными и поиск скрытого смысла во всех вещах.
Вы стоите посреди сверкающего снежного поля. Ледяные кристаллы мерцают вокруг вас, переливаясь разными образами и перспективами – но только на мгновение. Для человека с интуитивным суждением мир вокруг вас размыт. Детали не очень точны и ярки, но в тумане мерцающих возможностей есть ощущение, что вам откроется озарение. Если бы вы гонялись за каждой снежинкой возможности, вы бы утомились и запутались. Вместо этого вы научились отдыхать в снегу, позволяя снежинкам падать туда, куда они могут. Время становится текучим, и вы отделяете себя от настоящего. Вы знаете о прошлом, настоящем и будущем, о потоках времени и о том, как каждое действие влияет на будущее. Невозможно контролировать бурю или задушить ее. Вместо этого вы позволяете ему течь вокруг вас, пока один образ внезапно не зажжет озарение глубоко в вашей душе. Связи формируются, как молнии в вашем уме, и внезапно предсказание становится ясным. Вы собираете образы в своем уме и упорядочиваете их, организуя их, чтобы понять, что на самом деле означает ваше понимание.
Для вас жизнь состоит не в том, чтобы детально разбираться в каждой снежинке. Речь идет о понимании значения и характера шторма. Он ищет ритм, последствия и скрытые значения за кружащимся вокруг вас танцем времени.
Хотите узнать больше? 10 признаков того, что вы интроверт-интуит
Экстравертная интуиция («Ne») — доминирующая функция типов личности ENFP и ENTP. Вспомогательная функция типов личности INFP и INTP.«Идея, которая не опасна, вообще недостойна называться идеей». – Оскар Уайльд
Экстравертная интуиция: Способность видеть случайные связи и возможности во внешнем мире. Схватывание абстракций и теоретических возможностей, а не конкретных деталей. Увлеченность созданием альтернатив и «что, если»
Вы находитесь в лесу, окруженном различными деревьями, растениями, насекомыми и лесными существами. В этой пустыне вы видите, как все связано и зависит друг от друга. То, что может показаться случайным, на самом деле имеет значение, которое мало кто хочет видеть. Вы видите, как гниющие бревна являются средой обитания для тысяч насекомых и грызунов. Вы видите, как солнечный свет питает листья деревьев. Когда вы оглядываетесь вокруг, идеи вылетают из вашего разума — одна рождает другую. Так же, как лес полон жизни и деятельности, ваш разум кишит возможностями и связями. Вы видите взаимосвязи, которые другим людям могут показаться случайными, но оживают в вашем уме с поразительной ясностью. Вы видите потенциал во всем. От ручья, бегущего по лесу, до высоких деревьев — все в жизни живое. В каждой идее есть жизнь, которая только и ждет, чтобы ее вдохнули, и вы видите себя катализатором, готовым зажечь эту жизнь. Вы хотите привнести энергию в трансформационные идеи и изменить изношенные идеи и традиции, которые не синхронизированы с постоянно развивающимися связями вокруг вас.
Для вас жизнь не в том, чтобы сосредоточиться на одном дереве и взрастить его до зрелости. Жизнь заключается в том, чтобы стать единым целым с лесом идей и возможностей вокруг вас. Речь идет о превращении этого леса во что-то мощное, мерцающее и энергичное. Вы прыгаете с ветки дерева на ветку, гоняясь за одной возможностью за другой, замечая что-то вне досягаемости, что вы хотите исследовать. Это танец, который кому-то может показаться случайным и ненадежным, но он вдыхает жизнь в вашу душу.
Прочтите это дальше: 10 признаков того, что вы можете быть экстравертным интуитивным человеком Вспомогательная функция типов личности ESFJ и ESTJ.
«Тот, кто не помнит прошлого, обречен на его повторение». – Джордж Сантаяна
Интроверт Ощущение: Способность сравнивать настоящее с прошлым; замечая изменения, закономерности и несоответствия. Способность ощущать историческую хронологию чего-либо и объяснять вещи линейным, подробным образом. Предпочитает рутину, стабильность и знакомство.
Подобно дереву с корнями, уходящим глубоко в землю, Интровертное ощущение — это то, что дает вам чувство стабильности и уверенности в жизни. Вы соприкасаетесь с мудростью прошлого и благодарны за каждый урок, который преподносит вам жизнь. С каждой крупицей жизненного опыта укрепляются твои корни – «Я это запомню, – думаешь ты, – эту мудрость надо сохранить». По мере того, как время движется вперед и мир меняется, вы видите отражения прошлого в мимолетных моментах, которые проходят мимо других людей. Вы проезжаете мимо старого заброшенного здания, и оно оживает в вашем воображении картинками из прошлого или идеями о том, что когда-то могло быть. Вы представляете людей, суетящихся вокруг здания. Вместо разбитых окон и обшарпанных стен вы видите яркий, красочный мир, в котором это здание когда-то было уважаемой частью общества. Вы представляете человека, который придумал это здание, вы можете почти представить их энтузиазм, когда оно было завершено. Вы осознаете, что каждый объект вокруг вас имеет значение и историю. Объект — это не просто объект, это чувство, память и набор переживаний. Вы сохраняете этот опыт и стремитесь создать устойчивый ритм жизни, используя драгоценности мудрости, которые вы почерпнули из своего опыта.
Для вас жизнь состоит не в погоне за новыми и блестящими вещами мира, а в том, чтобы ценить то, что было раньше, и учиться на этом. Иногда вы можете наслаждаться переменами и инновациями, но вы не хотите стирать воспоминания и значимость предыдущего опыта. Создавая рутину и традиции, вы придаете жизни ощущение баланса, преемственности и гомеостаза.
Прочитайте это дальше: 10 признаков того, что вы можете быть интровертным сенсором
Экстравертное ощущение («ЧЭ») — доминирующая функция типов личности ESTP и ESFP. Вспомогательная функция типов личности ISFP и ISTP.«Кто-то должен сказать нам, в самом начале нашей жизни, что мы умираем. Тогда мы могли бы прожить жизнь на пределе, каждую минуту каждого дня. Сделай это! Я говорю. Все, что вы хотите сделать, сделайте это сейчас! Есть только так много завтра». – Папа Павел VI
Экстравертное ощущение: Способность улавливать все, что происходит в настоящий момент, и максимально использовать имеющиеся возможности. Хорошо осведомлены о конкретных деталях и полностью созвучны текущему опыту и фактам.
Вы стоите на краю трамплина, готовясь к спуску на прохладную волну внизу. Вы полностью присутствуете в этот момент, осознаете свое дыхание, устойчивость доски под ногами и окружающий вас ветерок. Вы готовитесь к погружению, становясь одновременно единым целым с атмосферой, а затем с прохладной водой вокруг вас. Ныряете ли вы, водите машину, танцуете или играете на музыкальном инструменте, вы верите в то, что станете единым целым с окружающей средой. Только благодаря внимательности к своему окружению вы сможете максимально использовать каждый момент. Только через действие вы можете участвовать в живом, дышащем мире, окружающем вас. Каждый вкус, прикосновение и движение должны доставлять удовольствие. Когда вы откусываете яблоко, вы чувствуете каждый нюанс вкуса и наслаждаетесь хрустящей корочкой между зубами и сочной сладостью, которая утоляет вас. Когда вы гладите любимого человека, вы восхищаетесь каждым нюансом текстуры его кожи. Жизнью нужно наслаждаться, смаковать и жить в полной мере. Неважно, мчитесь ли вы к бассейну с чистой голубой водой или катаетесь на лыжах по сверкающим склонам, вы хотите испытать окружающий мир и поиграть с ним. Ваше детское чувство чуда и приключений никогда не покидает вас, независимо от того, сколько вам лет.
Для вас жизнь — это не размышления о гипотезах, которые могут или не могут когда-либо случиться. Речь идет о том, чтобы понять настоящее и жить во всей его красоте и хаосе. Речь идет о том, чтобы максимизировать момент и сделать его чем-то, переполненным удовольствием и восхитительными впечатлениями.
Прочитайте это дальше: 10 признаков того, что вы можете быть экстравертным сенсориком
Интровертное чувство («Fi») – доминирующая функция типов личности INFP и ISFP. Вспомогательная функция типов личности ENFP и ESFP.«Быть самим собой в мире, который постоянно пытается сделать из вас что-то другое, — это величайшее достижение». – Ральф Уолдо Эмерсон
Интровертное чувство: Рассмотрение того, что важно и каковы собственные субъективные ценности. Замечает несоответствия между действиями и поддерживаемыми ценностями, и в результате очень настроен на то, что является подлинным или нет. Хорошо понимает, что кажется вам правильным или неправильным, и стремится жить в соответствии с этим.
Мир вокруг вас наполнен влияниями и давлениями. Пока ваши друзья не отстают от Джонсов, а родители умоляют вас пойти по их стопам, вы нажимаете на паузу. Все становится тихо и неподвижно. В этот момент вы отстраняетесь от требований и голосов, окружающих вас, и копаетесь глубоко в своем сердце и душе. «Я должен думать сам», — повторяете вы. Вы жаждете внутренней свободы и гармонии больше, чем поклонов и похвал окружающих вас людей. Подобно снежному барсу, вам не нужна «гордость» вокруг вас. Вы следуете своему внутреннему компасу, взвешивая ситуационную ценность всего, что происходит вокруг вас. Чтобы создать красивую жизнь, вы должны пройти свой собственный путь, даже если это означает столкнуться с презрением своих сверстников. Иногда ваш выбор совпадает с выбором ваших близких, и жизнь кажется спокойной и безмятежной. Внутренняя гармония сочетается с внешней гармонией и миром. Но когда вы верите, что что-то правильно или неправильно в вашей душе, никто не может изменить ваше мнение. Ты утонешь вместе с кораблем за то, во что веришь.
Для вас жизнь заключается не в том, чтобы не волноваться и не приспосабливаться. Она заключается в том, чтобы найти свой подлинный внутренний голос и следовать ему с решимостью и смелостью. Речь идет о защите людей и существ, которых не замечают массы. Речь идет о принятии себя, своих причуд и всего остального — и любви к себе за них.
Прочитайте это дальше: 10 признаков того, что вы можете быть интровертным чувствующим
Экстравертное чувство («Fe») — доминирующая функция типов личности ENFJ и ESFJ. Вспомогательная функция типов личности INFJ и ISFJ.«Слова подобны ветру. Они сдуют ваши собственные шаги, но они также сдуют шаги и мысли других. Используйте их с умом и осторожностью». – Брент М. Джонс
Экстравертное чувство: Следит за моральным духом или дисгармонией в окружающей среде и пытается создать среду, в которой люди чувствуют себя счастливыми и желанными. Раскрывает личные данные для установления взаимопонимания. Обычно хорошо осведомлен о социальных тонкостях, хороших манерах и ожиданиях других. «Впитывает» эмоции других людей в режиме реального времени, чтобы понять, что они чувствуют.
Подобно воздуху, которым вы дышите каждый день, вы вдыхаете эмоции, куда бы вы ни пошли. Точно так же, как неприятный или восхитительный запах нельзя не заметить, так и вы замечаете восторг и смятение окружающих вас людей. Настроения витают в воздухе, как духи — одни освежающие и радостные, другие острые, и их трудно игнорировать. Точно так же, как человеку трудно дышать среди гротескной вони скунса, вы изо всех сил пытаетесь обрести покой в среде, где происходят эмоциональные потрясения. Вы живете, чтобы примирить различные настроения в атмосфере, используя вежливость, солидарность, а иногда и конфронтацию, чтобы привести атмосферу к гармоничному течению. Вы понимаете, что каждое слово, которое вы используете, влияет на эмоциональное равновесие комнаты, в которой вы находитесь, поэтому вы тщательно выбираете слова, предвидя их эффект и владея ими с мастерством, о котором многие другие могут только мечтать. Иногда вы используете свои слова, чтобы помириться, а иногда вы используете их, чтобы рассердить людей и побудить их к действию. Вы считаете, что лучшие действия — это те, которые окажут положительное влияние на человечество — не только на одного человека, но и на все в целом. Вы ищете консенсуса, но если вы не можете его достичь, вы пойдете своим путем, чтобы принести пользу большинству людей.
Для вас жизнь — это не отдельный человек, а коллектив. Вы верите, что играете жизненно важную роль в своем сообществе, семье или окружающей среде, и вы будете использовать свои слова и таланты, чтобы улучшить жизнь как можно большего числа людей.
Прочитайте это дальше: 10 признаков того, что вы можете быть экстравертным чувствующим
Интровертное мышление («Ti») — доминирующая функция типов личности INTP и ISTP. Вспомогательная функция типов личности ENTP и ESTP.«Гений, как говорят, это способность тщательно исследовать очевидное». – Даллас Уиллард
Интровертное мышление: Анализирует, классифицирует и систематизирует внутренние принципы и истины, пытаясь понять, как устроен мир. Замечает тонкие различия между вещами и создает категории и подкатегории, чтобы классифицировать все наиболее точным и точным способом. Он рассматривает многие стороны проблемы, чтобы найти несоответствия; всегда ищет самую крайнюю форму правды.
Мир вокруг вас наполнен смысловыми слоями. Подобно песку, граничащему с безбрежным океаном, вы просеиваете данные и информацию, очищая их от примесей и неточностей. В то время как кто-то рядом с вами может смотреть на камень и говорить: «Это камень», вы смотрите на камень и выясняете, к какой категории он относится: кварц или гранит, сланец или антрацит. Вы можете взвесить проблему и увидеть ее с разных точек зрения и углов, подобно призме, которая может создавать ослепительные световые очки в зависимости от того, как вы ее держите. Вы замечаете несоответствия и точки опоры, которые упускают другие люди, спешащие что-то сделать. Независимые и загадочные, люди часто озадачены вашим отстраненным, аналитическим поведением. Большая часть ваших мыслей течет под поверхностью, и когда вы ясно излагаете свои мысли, они могут шокировать людей, которые не осознавали, сколько умственной энергии вы использовали. Вы создаете блестящие решения, выходящие за рамки очевидного. Вместо того, чтобы следовать протоколам, вы сжигаете свод правил и находите в пепле скрытые истины. Создание оригинальных мысленных рамок, чертежей и связей доставляет вам массу удовольствия и удовлетворения.
Для вас жизнь состоит не в том, чтобы знать «достаточно», чтобы что-то произошло, а в том, чтобы формировать собственные независимые, логически обоснованные истины.
Прочитайте это дальше: 10 признаков того, что вы мыслите интровертом
Экстравертное мышление («Тэ») — доминирующая функция типов личности ENTJ и ESTJ. Вспомогательная функция типов личности INTJ и ISTJ.«Хаос — это просто порядок, ожидающий расшифровки». – Хосе Сарамаго
Экстравертное мышление: Применяет логику, порядок и эффективность во внешнем мире. Легко замечает неэффективность или недостатки в системе или плане и умеет оптимизировать процессы. Прямо выражает мысли, умеет критиковать, направлять и организовывать. Предпринимает решительные действия и ориентируется на объективную логику и данные для принятия решений и создания планов.
Вы решительно идете сквозь любую бурю, но вместо того, чтобы быть подавленным ею, вы используете все свои умственные способности, чтобы создать вокруг себя ощущение порядка и структуры. Вы подчиняете свою среду своей воле, создавая процессы, оптимизируя проекты и расставляя вещи по своим местам. Вы создаете осмысленный мир, в котором люди могут найти то, что им нужно, и где цели, которые когда-то казались непреодолимыми, теперь достижимы. Вы знаете, как разделить свои эмоциональные реакции, чтобы выполнить работу, и, кажется, у вас есть врожденное понимание того, какие люди преуспеют в конкретных проектах. Делегирование, организация и объяснение — это то, к чему у вас есть естественная склонность. Вы борец — стойко противостоите волнам потрясений, беспорядка и хаоса, которые стремятся разрушить ваше видение. Вы верите, что все, каким бы грязным оно ни было, можно привести в порядок. Используя ясную логику и эмпирическое мышление, вы организуете себя и других для достижения успеха.
Для вас жизнь состоит не в том, чтобы теряться в деталях и чрезмерно анализировать. Речь идет о достижении ваших целей и мобилизации сил, чтобы претворить планы в жизнь! Вы помогаете людям, разбираясь в хаосе их жизни и организуя системы для удовлетворения их потребностей.
Что вы думаете?
Вам понравилась эта статья? Есть ли у вас какие-либо мысли или идеи, чтобы добавить? Дайте нам знать об этом в комментариях!
Узнайте больше о своем типе личности в наших электронных книгах «Открытие себя: раскрытие силы типа личности», «The INFJ — Understanding the Mystic» и «INFP — Understanding the Dreamer».