Функция речи которая связана с передачей знаний отношений желаний и чувств: Функции речи — «Семья и Школа»

Психологические и психолингвистические основы формирования коммуникативной функции речи — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы…

Оснащения врачебно-сестринской бригады.

Интересное:

Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является…

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными. ..

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Согласно, толковому словарю, речь — исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка [39].

По мнению Р.С. Немова, речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации [36].

А.Р. Лурия подчеркивает, что коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества [33].

Проблема речевого развития нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, таких как как А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Т. Б. Филичева и другие.

По словам С.Л. Рубинштейна, речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом, по мнению автора, специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека [42].

Как указывает С.Л. Рубинштейн, изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек — общественное существо, его деятельность — общественная деятельность и сознание его — общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Необходимо единство речи или языка и сознания [43].

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления [44].

Согласно, психологическому словарю коммуникативная функция речи — это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой — либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания [20].

Авторы отмечают (В. Гудонис, Б.П. Пузанов), что коммуникативная функция речи характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них [9].

С психологической точки зрения С.Л. Рубинштейна, можно выделить 3 стороны коммуникативной функции речи: информационная – представляется в виде передачи знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения; выразительная – связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения; волеизъявление – направлено на прямое подчинение действий замыслу говорящего [44].

Обратимся к вопросу о структурной организации речевого высказывания.

Порождение речи, как указывает Н.Ф. Алефиренко, происходит в процессе речевой деятельности, направленной на вербализацию мысли. Это путь от мысли к слову (подготовка речевого высказывания)[1].

В целом путь от мысли к речи, как указывал АР. Лурия, «…1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах), 2) проходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями, 3) приводит к формированию глубинно-синтаксической структуры (высказывания. – В.Г.), а затем 4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру» [34].

По модели же А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз») [17]:

1) Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает намерение — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае — на предмет речевой деятельности). А.А. Леонтьев подчеркивает, что сходным для всякого высказывания является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию [24].

2) На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А. Р. Лурии, А. А. Леонтьев считает, что на этапе замысла определяется — о чем надо сказать и что именно надо сказать об этом предмете [24,25].

3) Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьев выдвинул положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование бывает 2 типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого [26].

4) Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания.

Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому).

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются операция отбора слов, грамматическое структурирование и определение соответствия составленного речевого высказывания задачам речевой коммуникации.

Субъектом речевой деятельности принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания фазе его внешней реализации [53].

5) Заключительным этапом порождения речевого высказывания является процесс его реализации во внешней речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмикослоговой, темпоритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки [17] .

При организации речевой деятельности ребенка необходимо развивать три ее функции: коммуникативную, когнитивную и регулирующую. Б. Ф. Ломов, в зависимости от выполняемой роли, выделил три группы коммуникативных умений: информационно – коммуникативную, регуляционно – коммуникативную, аффективно – коммуникативную [30].

1) Группа информационно – коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (получать и снабжать информацией о себе и других вещах; выражать просьбу, приветствие.) ; ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения ; соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты).

2) Группа регулятивно – коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению ; доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься ; применять свои знания, индивидуальные умения при решении совместных задач.

3) Группа аффективно – коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Формирование коммуникативной функции речи связано с созреванием аффективно-волевой сферы, произвольного внимания и других процессов, относящихся к регуляторной деятельности ребенка [22].

Исследование коммуникативной деятельности ребенка на ранних этапах онтогенеза (конец 1-го и начало 2-го года) позволило установить, что переход детей от довербальных средств общения к речи связан с изменением содер­жания потребности в общении со взрослым, с возникнове­нием потребности в сотрудничестве с ним. Речь появляется в онтогенезе позднее других средств общения. Нет сомнения, что возникновение речи расширяет возможности общения и его влияния на другие виды деятельности ребенка. И это делает особо важным своевременное развитие речи у ребенка [29].

Малень­кий ребенок в конце 1-го года жизни произносит свое пер­вое слово, обращенное ко взрослому, а потом на протяже­нии следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только со взрослыми, а после 2 лет — и с другими детьми [27,28]. Появление первых слов сразу же оказывает индивидуальный эффект. Даже самые примитивные ран­ние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественно спе­цифических уровней обобщения, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие речи. В работах А. В. За­порожца, а также А. Р. Лурия и Ф.Я. Юдович, показано влияние речи на регуляцию поведения детей. Вначале контролирующие вербальные сигналы исходят от взрос­лого, лишь постепенно ребенок научается самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность [15].

 

 

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. ..

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…



Экзамен декабрь 2016, вопросы и ответы — Определение психологии как науки. Предмет и задачи

1. Определение

психологии как науки.

Предмет и задачи

психологии. Основные

отрасли психологии.

Психоло

́

гия—

наука, изучающая

закономерности

возникновения, развития и

функционирования психики

и психической деятельности

человека и групп

людей. Объединяет в себе

гуманитарный и

естественнонаучный

подходы.

Предмет психологии как

самостоятельной научной

дисциплины обладает

собственной спецификой,

отличающей его от

предметов изучения в других

дисциплинах. Специфика

предмета психологии такова,

что не допускает ни

редукции вниз — к

нейрофизиологии, ни вверх

— к социологическим

наукам, обладающим

собственными предметами

исследования, но требует

согласования с ними.

сновной задачей психологии

как науки является изучение

объективных

психологических

закономерностей

(психических процессов,

психологических свойств

личности и психологических

особенностей деятельности

человека).

Основной отраслью

психологии

является общая

психология, которая

исследует самые общие

законы и механизмы

развития и

функционирования психики

человека и животных.

Возрастная

психология изучает

онтогенез различных

психических процессов и

качеств личности

развивающегося человека,

возрастные особенности

психических процессов,

факторы развития личности

и т.п Социальная

психология — отрасль

психологии, изучающая

закономерности поведения и

деятельности людей,

обусловленные их

включенностью в

социальные группы, а также

психологические

характеристики этих групп.

2. Методология и методы

исследования в психологии.

Основными методами

исследования в психологи по

Рубинштейну являются

наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в свою очередь

делится на самонаблюдение и

внешнее (объективное)

наблюдение.. Внешнее

наблюдение может в свою

очередь подразделяться на

прямое и косвенное. Точно так

же существуют различные

формы или виды

эксперимента. Для решения

задач психологии

применяются следующие

методы:

 лабораторный и

естественный

эксперимент;

 наблюдение;

 исследование

продуктов деятельности;

 анкетирование и

тестирование;

 биографический

метод;

 психологическое

моделирование;

 сравнительно-

генетический метод и др

Методы исследования в

психологии — это те приемы и

средства, с помощью которых

психологи получают

достоверные сведения,

используемые для построения

научных теорий и выработки

практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит

от совершенства методов

исследования, от того,

насколько они валидны и

надежны, как быстро данная

отрасль знаний способна

воспринять и использовать у

себя все самое новое,

передовое, что появляется в

методах других наук. Там, где

это удается сделать, обычно

наблюдается заметный прорыв

вперед в познании мира.

3. Основные научные школы в

зарубежной психологии.

Структурализм — На рубеже XIX

и XX вв. структурализм был

самой распространенной и

значительной психологической

школой в США. Основатель этой

школы Э. Титченер.

Вюрцбургская школа в

психологии знаменита прежде

всего тем, что именно в ней

впервые было начато

экспериментальное изучение

мышления.

Функционализм . У истоков это

направления, ставшего в начале

XX века одним из

господствующих в американской

психологии, стоял австрийский

психолог Франц Брентано.

Бихевиоризм . Одним из

пионеров бихевиористского

движения был Эдвард Торндайк

(1874-1949). Сам он называл

себя не бихевиористом, а

«коннексионистом» (от англ,

«коннексия» — связь). Однако

об исследователях и их

концепциях следует судить не по

тому, как они себя называют, а

по их роли в развитии познания.

Работы Торндайка открыли

первую главу в летописи

бихевиоризма.

Психоанализ . Без

преувеличения можно сказать,

что австрийский психолог

ипсихиатр Зигмунд Фрейд (1856-

1939) является одним из тех

ученых, кто во многом повлиял

современную психологию.

4.Понимание сущности и

происхождения психики. Мозг

и психика человека.

Поскольку психические явления

в человеке обеспечиваются

душою при необходимом

соучастии тела, то и сама

психика (если под психикой

понимать то, что обеспечивает

психические явления

[4]

)

человека, очевидно, является

духовно – вещественной

субстанцией. Иначе говоря,

состав психики включает

элементы, как духовной, так и

вещественной (точнее,

телесной), природы. Вместе с

этим, учитывая, что

жизнедеятельность телесных

органов, непосредственно

участвующих в образовании

психических явл

ений, обеспечивается (в той или

иной степени, непосредственно

или косвенно) другими органами

тела, то при расширенном

понятии (контексте) психики, под

ее телесной частью можно будет

понимать практич

ески все тело.

Органом психики является мозг

Мозг работает рефлекторно

Рефлекс - это ответ живого

организма на то или иное

воздействие, которое

осуществляется через

нервную систему,

центральным органом

которой является головной

мозг . Отвечая на внешние

воздействия, организм

приспосабливается к внешнему

миру

5. Общее строение нервной

системы человека.

Функциональная

организация мозга (по А. Р.

Лурия).

Концепция мозга как

материального субстрата

психики, разработанная А. Р.

Лурией на основе изучения

нарушений психической

деятельности при различных

локальных поражениях

центральной нервной

системы. Согласно данной

модели, мозг может быть

разделён на три основных

блока, которые имеют

собственное строение и роль

в психическом

функционировании:

1.Энергетический

2.Приём, переработка и

хранение экстероцептивной

информации

3.Программирование,

регуляция и контроль за

сознательной психической

деятельностью

Центральная нервная

система человека состоит из

двух главных отделов –

головного и спинного мозга.

Верхнюю часть головного

мозга образуют большие

полушария, покрытые корой.

Кора головного мозга состоит

из скоплений нейронов (около

14 млрд.). Все нервные

центры обладают

проводящими – приводящими

(афферентными) и

выводящими

(эфферентными) – путями.

При этом затылочная область

коры – это ядерная зона

зрительного анализатора;

верхняя височная область –

ядерная зона слухового

анализатора, а теменная

область – ядерная зона

кожно-кинестетического

анализатора. В составе

лобной доли мозга.можно

выделить тс же три группы

полей, что и в рассмотренных

выше областях.

Прецентральная

областьобозначается как

двигательная зона коры.

Спинной мозг – шнур

диаметром около I см и

длинной 42-45 см –

расположен в позвоночном

канале. Спинной мозг

является органом проведения

нервного возбуждения от

различных участков тела к

головному мозгу и от

головного мозга к различным

частям тела. Эта функция

спинного мозга

осуществляется с помощью

восходящих и нисходящих

нервных путей .

Что такое лингвистика?

Каждый человеческий язык представляет собой совокупность знаний и умений, позволяющих носителям языка общаться друг с другом, выражать идеи, гипотезы, эмоции, желания и все остальное, что нуждается в выражении. Лингвистика изучает эти системы знаний во всех их аспектах: как устроена такая система знаний, как она приобретается, как она используется при производстве и понимании сообщений, как она меняется со временем? Поэтому лингвистов интересует ряд частных вопросов о природе языка. Какие свойства являются общими для всех человеческих языков? Чем различаются языки и насколько эти различия систематичны, т. е. можем ли мы найти закономерности в различиях? Как дети приобретают такие полные знания языка за такое короткое время? Каким образом языки могут меняться со временем, и есть ли ограничения на то, как языки меняются? Какова природа когнитивных процессов, которые вступают в игру, когда мы производим и понимаем язык?

Часть языкознания, занимающаяся структурой языка, делится на ряд подразделов:

  • Фонетика — изучение звуков речи в их физических аспектах
  • Фонология — изучение звуков речи в их когнитивных аспектах
  • Морфология — изучение образования слов
  • Синтаксис — изучение построения предложений
  • Семантика  — изучение смысла
  • Прагматика — изучение использования языка

Помимо языковой структуры, другие взгляды на язык представлены в специализированных или междисциплинарных разделах:

  • Историческое языкознание
  • Социолингвистика
  • Психолингвистика
  • Этнолингвистика (или антропологическая лингвистика)
  • Диалектология
  • Компьютерная лингвистика
  • Нейролингвистика

Поскольку язык является центральной характеристикой человека, лингвистика имеет интеллектуальные связи и пересекается со многими другими дисциплинами в гуманитарных, социальных и естественных науках. Некоторые из самых тесных связей связаны с философией, литературой, языковой педагогикой, психологией, социологией, физикой (акустика), биологией (анатомия, неврология), информатикой, вычислительной техникой, науками о здоровье (афазия, логопедия).

Основной целью изучения лингвистики в академической среде является продвижение знаний. Однако из-за центральной роли языка в человеческом взаимодействии и поведении знания, полученные в результате изучения лингвистики, имеют множество практических последствий и применений. Выпускники программ бакалавриата и магистратуры в области лингвистики применяют свою подготовку во многих различных областях, включая языковую педагогику, речевую патологию, синтез речи, интерфейсы естественного языка, поисковые системы, машинный перевод, судебную экспертизу, именование и, конечно же, все формы письма, редактирования, и публикации. Возможно, наиболее широко оцененное приложение было предоставлено выпускником UCSC Linguistics Марком Окрандом, который изобрел клингонский язык для Star Trek.

Компоненты социальной коммуникации

Социальная коммуникация позволяет людям общаться или взаимодействовать с другими в социальной среде. Социальная коммуникация включает в себя социальное взаимодействие, социальное познание, прагматику и языковую обработку. Различия в социальных нормах существуют между культурами и внутри них. Анализ социальной коммуникации рассматривает нормы, которые имеют отношение к человеку в его коммуникативной среде (средах), в отличие от навязывания единого набора стандартных социальных норм.

Клиницисты участвуют в практике, учитывающей культурные особенности, чтобы больше узнать о коммуникативных потребностях человека. Культурная изменчивость уравновешивается универсальной целью, состоящей в том, чтобы социальное общение эффективно соответствовало целям или потребностям развития человека (Роуз-Краснор, 1997). Например, общение через различия во власти может различаться в зависимости от культуры, но коммуникатор по-прежнему либо эффективен, либо неэффективен в достижении цели своего общения. Дополнительную информацию см. на странице портала практики ASHA, посвященной расстройству социальной коммуникации.

Различные термины могут использоваться для описания социального общения в этом документе из-за меняющейся терминологии. Это особенно верно в отношении ссылок, написанных до 2013 года, когда Американская психиатрическая ассоциация классифицировала социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство как расстройство. Несмотря на то, что используемая терминология может отличаться, информация может по-прежнему быть актуальной и учитываться.

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие — это общение, которое происходит между как минимум двумя людьми. Правила социального взаимодействия могут значительно различаться в зависимости от культуры, сообщества и физического окружения. Возможны следующие варианты:    

  • по стилю речи и контексту
  • внутри и между культурными группами
  • в гендерных коммуникативных различиях
  • в языковом переводе (влияние одного языка на другой)
  • в властных отношениях (например, доминирование или почтение)
  • в правилах языковой вежливости
  • в невербальном общении (жесты, тон голоса, выражение лица, близость и поза тела)

Способности, необходимые для успешного социального взаимодействия, включают следующее:

  • надежная привязанность или настройка с чутким опекуном
  • понимание и регулирование эмоций (например, эффективное регулирование своего эмоционального состояния и поведения при одновременном сосредоточении внимания на существенных аспектах окружающей среды и вовлечении в социальное взаимодействие)
  • кодовое переключение
  • социальное мышление
  • социальная компетентность в отношениях со сверстниками
  • социальные задачи (например, доступ к группам сверстников, совместная игра)
  • разрешение конфликтов

Социальное понимание

Социальное понимание включает приобретение социальных знаний о собственных и чужих мыслительных действиях (социальное познание) и использование этих знаний для планирования, руководства и гибкого реагирования (исполнительная функция) на социальные взаимодействия в культурном или социальном контексте (Карпендейл и Льюис, 2006; Льюис и Карпендейл, 2014).

Ключевые способности, связанные с социальным познанием, включают следующее:

  • теория разума (ToM)
    • выявление и понимание психических состояний других (знание, забывчивость, припоминание, желания и намерения) и понимание того, что они могут отличаться от собственных
    • способность связывать эмоциональные состояния с собой и другими
    • способность принимать точку зрения другого и соответствующим образом изменять социальное поведение и использование языка
  • исполнительное функционирование (например, организация, планирование, внимание, решение проблем, самоконтроль, будущее и целенаправленное поведение)
  • неявная и явная память
    • смысловая, эпизодическая и автобиографическая память
  • совместное внимание (например, социальная ориентация, установление общего внимания, мониторинг эмоциональных состояний и рассмотрение намерений другого)
  • вывод
  • предположение

Обратите внимание, что ToM — сложная тема, и полное обсуждение ToM выходит за рамки этого документа. Дополнительную информацию см. в Westby and Robinson (2014).

Прагматика

Прагматика — это область социальной коммуникации, которая фокусируется на целенаправленном использовании языка в социальных контекстах (Нельсон, 2010). Это набор правил, которым люди следуют при использовании языка в разговоре и других социальных условиях. Практика, учитывающая культурные особенности, стремится понять прагматические нормы, характерные для студента, клиента или пациента. Прагматика включает в себя как вербальное, так и невербальное общение.

Устное общение

  • речевые акты (например, просьбы, ответы, комментарии, директивы, требования, обещания и другие коммуникативные функции)
  • коммуникативные намерения (коммуникативные акты)
  • речевых актов (Хофф, 2014)
    • перлокутивная — предполагаемая функция языка или высказывания
    • иллокутивная — языковая форма высказывания
    • локутивная речь — влияние высказывания на слушателя
  • просодия
  • Принципы разговора Грайса (Грайс, 1975)
    • Количество — вклад настолько информативен, насколько это необходимо для цели обмена.
    • Качество — Вклад является подлинным и основан на том, что кто-то считает правдой, или на адекватных доказательствах.
    • Отношение — Вклад имеет отношение к обсуждаемой теме.
    • Манера — вклад должен быть четким и понятным, упорядоченным и кратким.
  • дискурс
    • стиль – беседа, повествование, изложение, процессуальное
    • взаимодействие/транзакция
    • сплоченность/согласованность
    • отзывчивость/напористость
    • ведение темы/введение/отзывчивость/смена
    • социальная взаимность (например, инициирование и реагирование на заявки на взаимодействие, очередность)
    • поломка связи и ремонт
    • дейктических форм — слова, относящиеся ко времени, месту или лицу (например, «тот», «здесь»)
    • случайность — насколько или насколько хорошо высказывание связано или отражает содержание высказываний, предшествующих ему
    • смежность — перенос темы разговора от одного высказывания к другому
    • совместное конструирование значения — когда два человека (например, родитель и ребенок) обсуждают общий опыт, таким образом, вместе создавая память
    • знание событий
    • скриптов

Невербальная коммуникация

  • язык тела (поза и положение)
  • жест
  • выражение лица
  • зрительный контакт
  • взгляд (переключение взгляда)
  • проксемика
  • дейктические жесты — жесты, связанные со временем, местом или человеком (например, указание, дотягивание)
  • репрезентативные или символические жесты (например, махание руками «привет» и «пока»)
  • сложное поведение как общение

Языковая обработка

Языковая обработка — это область социальной коммуникации, которая касается внутреннего формирования языка (выразительного), а также понимания и интерпретации языка (рецептивного). Это перевод мыслей и чувств в средства выразительной коммуникации (т. е. устные, письменные, жестовые), а также понимание и интерпретация языка.

  • устное и письменное выражение и понимание
  • морфология (словоформы)
  • синтаксис (порядок слов)
  • семантика — общая и специализированная лексика (например, естествознание, математика, общественные науки)
  • фонологические навыки правописания и расшифровки чтения

Ресурсы ASHA

  • Нормы развития речи и языка
  • Контрольные показатели социальных коммуникаций

Каталожные номера

Карпендейл, Дж., и Льюис, К. (2006). Как у детей развивается социальное понимание. Издательство Блэквелл.

Грайс, HP (1975). Логика и разговор. В P. Cole & JL Morgan (Eds.), Syntax and Semantics, Vol. 3: Речь актов (стр. 41–58). Academic Press

Хофф, Э. (2014). Развитие языка (5-е изд.). Wadsworth Cengage Learning.

Льюис, К., и Карпендейл, Дж. (2014). Социальное познание. В PK Smith & CH Hart (Eds.), Справочник Wiley-Blackwell по социальному развитию детей (2-е изд., стр. 531–548). Уайли-Блэквелл.

Нельсон, Н. (2010). Нарушения речи и грамотности: от младенчества до подросткового возраста. Эллин и Бэкон.

Роуз-Краснор, Л. (1997). Природа социальной компетентности: Теоретический обзор. Социальное развитие, 6 (1), 111–135. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x

Вестби, К., и Робинсон, Л. (2014). Перспектива развития для продвижения теории разума. Topics in Language Disorders, 34 (4), 362–382. https://doi.org/10.1097/TLD.0000000000000035

Связанные исследования

Нельсон, К. (1978). Как дети представляют знание своего мира в языке и вне его: предварительный отчет. В R. S. Siegler (Ed.), Детское мышление: что развивается?  (стр. 255–273). Эрльбаум.

Тимлер, Г. Р., Олсванг, Л. Б.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts