Функциональные состояния человека: Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции Журнал Министерства обороны Российской Федерации

Функциональные и психические состояния

11.11.2011

Термин «состояние», обусловливающий поведение человека, представляет собой системное понятие.

Психофизиологическое состояние (функциональное) — это совокупность трех составляющих:

  1. внутренние психофизиологические условия;
  2. внешняя среда, в том числе и социальная;
  3. факторы деятельности.

Всякая деятельность, идеальная (психическая) или внешне реализуемая (поведенческая), предполагает наличие определенного фона или, другими словами, определенных условий. При одних условиях эта деятельность может протекать успешно, при других — менее успешно, при третьих — вообще невозможна. Для биологических систем высокого уровня развития, каким является человек, определение условий, детерминирующих различные реакции, является решающим, но часто вызывает затруднения. Каждый из нас субъективно отличает состояние высокой работоспособности от состояния утомления и сонливости, напряжение внимания от расслабленности.

Актуальность проблемы анализа и оценки функционального состояния человека, как фактора, обуславливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до настоящего времени определение понятия «функциональное состояние» неоднозначно и разные авторы дают его различную трактовку:

Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности (В.И. Медведев).

Функциональное состояние — это интегральная характеристика наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его деятельности (В.П. Зинченко).

Под функциональным состоянием понимается некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека (В.

Л. Марищук).

Все приведенные определения имеют одну логическую основу. Состояние характеризуется как совокупность или симптомокомплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. В психологической литературе часто нет четкой границы между понятиями «функциональное состояние» или «психофизиологическое состояние» и «психическое состояние».

Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д. Левитов). Психические состояния чаще проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный приспособительный характер. В отличие от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов, психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния — явления исключительно индивидуальные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ценностных ориентации, мотивации и т.д. Часто наблюдается несоответствие психических состояний вызвавшим их условиям, иными словами, ослабление их приспособительной роли, вплоть до полной дезорганизации поведения. Психическое состояние является неотъемлемой составной частью функционального состояния.

Состояния отличаются богатым разнообразием. В каждом из них одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.

Наиболее выраженные полярные состояния — периоды сна и бодрствования, исследуемые функциональные состояния — сон и бодрствование. Уровень бодрствования неоднороден, традиционно выделяют: утомление, монотонию, напряженность. Отдельно рассматривают различные формы стресса как психологической природы, связанные со стрессорами, действующими через вторую сигнальную систему, т.е. через словесные раздражители, так и связанные с воздействием социальных условий среды, а также и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы, таких, как температурные, механические, бароакустические, световые, барические. Любое состояние есть результат включения индивида в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая в свою очередь влияние на осуществление деятельности. Сам термин «функциональное состояние» вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека и предполагает решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнить конкретный вид деятельности.

Все многообразие форм поведения человека обусловлено их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. В то же время разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивида, необходимых для выполнения определенной деятельности в конкретных условиях. Таким образом, к роли функциональных состояний можно подходить с разных сторон. Первоначально понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии и было содержанием исследований энергетических затрат работающего организма.

Следует заметить, что анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности предполагает учет не только энергетических характеристик, но и психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на индивида.

Исследование функциональных состояний проводится в следующих направлениях:

  1. Оценка индивидуальных особенностей личности (физиологических, психологических), например, с целью профотбора, профпригодности, психодиагностики и коррекции.
  2. Распознавание устойчивых психофизиологических свойств, необходимых для надежного выполнения деятельности. Установление временных, скоростных, информационных возможностей человека, обусловленных генетически или полученных при обучении (для прогнозирования эффективности деятельности).
  3. Определение максимально возможного времени нахождения в измененной среде, которое не вызывает нарушения здоровья человека (экстремальные ситуации).

Таким образом, функциональное состояние выступает в качестве важнейшего фактора, обусловаливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности.

Ключевые слова: Психика

Источник: Карпов А.В., Общая психология

Материалы по теме

Нарушение психических функций при поражении лимбической системы

Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с…

Понятие о психике человека

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Биологическая терапия психических расстройств

Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит…

Возникновение психики

Милорадова Н.Г., Психология и педагогика

Причины психических заболеваний

Гельдер M, Гет Д. , Мейо P., Оксфордский учебник по психиатрии: Пер. с англ.: У 2 т. — К.:…

Задержка психического развития у школьников

Кулагина И.Ю., Личность школьника

Сущность неосознаваемых процессов и состояний

Нарушения навыков письменной речи у детей с ЗПР и их психологическая коррекция

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

Функциональные состояния в спорте | Teoriya.ru

Функциональные состояния в спорте

ˑ: 

Функциональные состояния в спорте

Доктор медицинских наук И.В. Левшин. Доктор медицинских наук., профессор А.С. Солодков. Кандидат педагогических наук, профессор Ю. М. Макаров. Доктор медицинских наук А.Н. Поликарпочкин. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

состояние, функциональное состояние, работоспособность, кондиция, тренированность, спортивная форма, функциональная яма.

Введение. Термин «функциональное состояние» – важнейшее понятие в современной науке о человеке, оно особенно широко используется в нормальной, спортивной и патологической физиологии, психофизиологии и других областях медицинских знаний [1, 6 – 8]. При этом дается оценка деятельности отдельных систем организма человека, таких как дыхание, кровообращение, центральная нервная, пищеварительная, или его «функционального состояния» в целом. Чаще всего предполагается, что семантика указанного термина общеизвестна, и подразумевается, что он всем понятен. Однако при более детальном рассмотрении этого вопроса  возникает проблема недостаточности наших знаний об интегративной деятельности организма и отсутствия методов контроля таковой. Чаще всего проводимые исследования дают ответы лишь на частные вопросы функционирования отдельных систем.

Цель исследования – провести теоретический анализ современных понятий «функциональное состояние» и привести примеры их практического применения в спорте.

Выводы. В баскетбольном клубе на протяжении тренировочно-соревновательного периода уровень спортивной работоспособности игроков может достигать существенных различий по сравнению с исходным состоянием. Такие различия обусловлены интенсивностью тренировочного процесса, функциональным состоянием организма игроков, ближайшими и отдаленными целями и задачами, стоящими перед тренером, командой и игроками, а также многими другими факторами. По всей видимости, достижения пика спортивной формы и отсутствия состояния функциональной ямы можно достичь точным построением тренировочного процесса, правильным медицинским обеспечением соревновательной деятельности, а также избеганием неадекватных физических нагрузок.

Таким образом, понятие «функциональное состояние» является одной из наиболее интегральных характеристик организма человека, его здоровья, резервных возможностей,  характеризует успешность функционирования систем организма и выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего успешность и продуктивность деятельности в области спорта, в познании, общении, что в существенной мере обусловливает качество его специфической деятельности. Правильное употребление понятия «функциональное состояние» в практике очень важно, потому что на определенных этапах деятельности тактика и стратегия поведения должны базироваться на совершенно разных принципах. Определяя функциональное состояние, исследователь формирует наиболее вероятный прогноз, установить вероятность достижения спортивных результатов.

Литература

1. Бальсевич В.К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 102с. 

2. Воробьев К.П. Клинико-физиологический анализ категорий функционального состояния организма в интенсивной терапии / К. П. Воробьёв // Вестник интенсивной терапии. – 2001. – № 2. – С.3-8.

3. Дружинин В.Н. Предисловие. Психические состояния / В.Н. Дружинин // (Хрестоматия). Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

4. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А.Б. Леонова, В.И. Медведев:  Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 111с.

5. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 272 с.

6. Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность / В.Л. Марищук // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч.1 / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1974. – С. 87-95.

7. Медведев В.И. Функциональные состояния работающего человека / В.И. Медведев // Эргономика: принципы и рекомендации. Метод. руководство. – М.: ВНИИТЭ, 1981. – С.43-60.

8.  Солодков  А.С. Функциональные состояния спортсменов и способы их восстановления / А.С. Солодков. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 34с.

9. Трифонов Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: Словарь / Е.В. Трифонов. – СПб., 1996. – С. 224.

10. Яхонтов Е.Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов / Е.Р. Яхонтов. – Л., 1998. – 47с.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 13.03.2013 г.

Функционализм: введение

Вернуться на СТРАНИЦУ МОДУЛЯ

Функционализм: введение

Дэвид Лич Андерсон: Автор

Для нескольких тысячелетий философы и богословы размышляли о природа человеческого разума. Было выдвинуто множество увлекательных теорий. объяснить сущность психических состояний. На протяжении большей части этой истории господствующие взгляды предполагали, что разум есть нечто довольно таинственный и принципиально не похожий ни на что другое в природе мир. Исходя из этого предположения, разум не из тех вещей, которые можно было бы изучить методами науки.

Только в прошлом веке были предприняты попытки развить «науку» разума. Чтобы теория сознания была научной, она должна быть эмпирической. То есть он должен дать объяснение разума с точки зрения свойств, которые доступны пяти чувствам (зрению, слуху, вкусу, осязанию и обонянию). Если теория такого рода действительно может уловить фундаментальную природу разум и познание, то разум больше не был бы непостижимым загадка, ее можно изучать так же, как и все остальное в природе. Это было бы, как мы говорим, быть «общедоступным».

В этом разделе мы рассмотрим самую влиятельную современную теорию разума: функционализм . Это эмпирическая теория, породившая огромное исследовательская работа, которая, если она выполнит свое обещание, многое объяснит о разум, который в настоящее время остается за пределами нашего понимания. В то время как функционализм доминирует в нынешних исследованиях в области когнитивных наук, остается спорным теория. Существует красноречивое меньшинство, которое настаивает на том, что функционализм терпит неудачу. чтобы захватить основные элементы «ума». Позже мы рассмотрим некоторые из самых известных аргументов против функционализма. Но для Теперь стоит отметить, что даже те, кто отвергает теорию, иногда признать, что в настоящее время на горизонте нет лучшей эмпирической теории. Эти же люди часто соглашаются с тем, что исследовательские программы, построенные на предположениях функционализма чрезвычайно полезны. Даже если функционализм затмится или дополненная когда-нибудь новой теорией, вполне вероятно, что любая новая теория извлекут пользу из уроков, извлеченных из исследовательских программ, которые довести функционализм до предела. Итак, теперь обратимся к функционализму, самая влиятельная современная теория разума.

О мышеловках, системах обогрева и функциях

Если вы видите машину, которую вы никогда раньше не видели, вы можете спросить: «Что такое эта штуковина? Какова его цель? Для чего это?» Спрашивая эти вопросы, вы просите объяснения функции что машина обслуживает. Во многих контекстах, когда мы спрашиваем: «Что это?» то, что мы в конечном итоге просим, ​​это отчет о том, что он делает.

Рассмотрим, для например, мышеловка. Если вы знаете, что кто-то купил мышеловку, то, что вы знаете, это функция, которую он выполняет. Он разработан (или хорошо или плохо) ловить мышей. Существуют десятки видов мышеловок, от знакомый подпружиненный сорт с сыром, до ядовитых химикатов разместили в «мышиной гостинице». Зная только, что это мышеловка, вы ничего не знаете о как выполняет свою функцию или что материалов, из которых он сделан. И для этого вам может быть все равно — до тех пор, пока хорошо выполняет свою функцию. Поучительно, что выражение имеет в наш язык вошел акцент на чисто функциональных свойствах мышеловок. Если кто-то пытается создать новое изобретение, новый метод выполнения знакомой функции, мы говорим: «они пытаются построить лучшая мышеловка.»

Можно сказать концепция мышеловки может быть реализована (то превращен в конкретный материальный объект) в соответствии со многими различными конструкций и с использованием различных материалов. Чтобы позаимствовать выражение из когнитивная наука, мы можем сказать, что мышеловки могут быть многократно реализованы в различных физических приспособлениях. Как мы узнаем, если функционализм верно, то умов может быть многократная реализация в различных дизайна и различных материалов, а также. Но об этом позже.

Функциональное описание системы отопления

Рассмотрим работа автоматизированной системы отопления. Его основная функция состоит в том, чтобы производить тепло всякий раз, когда температура воздуха падает ниже заданного уровень. Можно сказать, что система принимает в качестве вход воздух из номер и дает как вывод тепла по мере необходимости. Если мы предположим, что система отопления настроена на 68 градусов по Фаренгейту, то можно сказать что его функция состоит в том, чтобы производить тепло, если температура ниже 68 градусов F, и ничего не делать, если температура 68 градусов F или выше. Как представленный на изображении ниже, он берет воздух из комнаты в качестве входа, и он дает тепло (или нет) в качестве выхода в соответствии с правилом.

Здесь мы лечим весь система отопления как черный ящик — то есть мы игнорируем то, что внутри коробки. Нас интересует только поведение системы, а не ее конструкции или внутренней работы ее частей. Рассматривая его как черный ящик , мы знаем только то, что он выводит (т. е. как он себя ведет) в ответ на различные входные данные. При внимательном наблюдении его поведения, мы обнаружили бы, что эта система отопления реализует следующую функцию (или правило):

Выдача тепла только как выход если то температура меньше 68 градусов.

Если нам станет любопытно, хоть и хотите «заглянуть внутрь» черного ящика, найдем какие бы физические компоненты ни использовались для выполнения функций этого специальная автоматизированная система отопления. Например, мы можем найти следующее:

При проверке компонентов которые на самом деле заставят систему отопления функционировать должным образом, мы найдем что существует несколько различных устройств, каждое из которых вносит свой уникальный вклад к системе. Система, изображенная выше, и большинство систем отопления включают (среди прочего) три следующих компонента:

  1. Термостат
  2. Выключатель
  3. Источник тепла

Возьмем первое устройство, термостат . Если нас интересует, как устройство на самом деле построен, мы можем изучить его так внимательно, чтобы иметь возможность написать полный чертежи, которые позволили бы нам воспроизвести устройство во всех деталях. Такие чертежи будут определять размеры каждого отдельного компонента. из которых он построен, в нем будут указаны материалы, используемые для строительства каждый компонент, и он точно покажет, как все части расположены так, чтобы работать правильно. В случае системы отопления на фото выше мы видим, что что-то вроде привычной нам ртути (или красного спирта) термометр находится в основе термостата. Подробный план будет скажите нам, из какого стекла сделана трубка, форма стекла, объем ртути, заключенной в стакане, и т. д. Только термометр, однако, не термостат делает. Помимо ртутного термометра, должны быть дополнительные компоненты, способные считывать температуру на термометр (подойдет фотоэлектрический датчик) и устройство для определить, была ли температура, зафиксированная термометром, или была не ниже температуры, на которую был установлен термостат. (У нас есть мы исключили эти другие компоненты из нашей картины для простоты.)

Мы могли бы интерес к физическим свойствам термостата, но мы может не. Вместо этого нас могут интересовать исключительно функциональные термостата . характеристики. В качестве способа выражения этого сдвига в перспективе мы можем представить себе черный ящик , который закрывает термостат, скрывая его от глаз. Затем мы можем сделать для термостата то, что мы изначально сделали для вся система отопления — мы можем дать функциональное описание из термостат, отмечая только то, что он принимает как вход и что он дает как вывод , полностью игнорируя как он преуспевает выполнение этой функции. Функцию вещи часто называют ее причинная роль , то есть эффект, который он оказывает на другие части система (частью которой она является) и влияние, которое она оказывает на мир вокруг него. Говорить о функции или причинной роли вещи — это не говоря уже о как это вызывает определенные вещи, но просто что это так.

Так же, как мы учитывая функциональное описание термостата, мы можем сделать то же самое для двух других ключевых компонентов системы отопления, «выключателя» и «источник тепла».

Каждый из компоненты системы отопления, приведенные выше, представлены в функциональных термины, а не физические термины. Мы можем видеть, что входит в каждый черный ящик, и мы можем наблюдать, какой результат он дает в ответ на каждый ввод. Если мы заплатим внимание, возможно, мы сможем обнаружить правило, которому оно следует, давая конкретный выход для каждого входа. При всем этом мы можем видеть, что он делает, но не как это делается. Учитывая, что есть много способов построить термостат который выполняет функцию «обнаружения температуры», мы говорим, что термостат может быть реализовал по-разному.

Есть много Возможные конструкции термостата. В основе каждого термостата лежит термометр, устройство, которое может точно определить температуру воздух. Рассмотрим три возможных способа построения термометра. показано в левой части изображения ниже. Каждый использует свой метод измерения температура воздуха. Любой из них будет выполнять одну и ту же функцию, и так что пока их физические свойства будут совсем другими, их функциональные свойства будут идентичными.

Так же, как там Существуют разные способы сборки термостатов, есть также разные способы строительных выключателей и источников тепла. На картинке ниже вы можете видеть три разных способа построения (или реализации ) каждого из функциональных устройства: термостат, выключатель и источник тепла.

Если ты хочешь для построения системы отопления можно подобрать любой термостат из столбца А, любой переключатель из столбца B и любой источник тепла из столбца C. Подключите все вместе (с помощью небольшого электрического провода и клейкой ленты), и вы будет система отопления.

Назад к функционалистской теории разума

Функционализм это теория разума, претендующая на то, чтобы рассказать нам о фундаментальной природе наших психических состояний. Ваши психические состояния включают в себя все, начиная с вашего страха высоты к вашей вере в то, что сегодня вторник, с ваше желание съесть рожок мороженого к острой боли в ваша нога. Страхи, убеждения, желания, боли — все это психические состояния. Ваш умственный состояния включают когнитивную обработку, о которой вы знаете, потому что они сопровождаются субъективными переживаниями, или «чувствами», какой-то. Но они также включают когнитивную обработку, которую вы не подозревают, например, как ваша зрительная система превращает простые двухмерные штриховые рисунки в трехмерный «мир».

Итак, что же ваше желание рожка мороженого и боль в ноге должны сделать с термостатами и системами отопления? Ну, согласно функционализму, сущность ваших желаний и ваших страданий не может быть найдена в материале , из которого состоят ваши желания, а скорее в функцию , которую выполняет каждый. Что за штука ваша боль из? Состоит ли боль каким-то образом из молекул (то есть из физического материала)? Или они сделаны из какого-то нематериального психические вещи. Согласно функционализму, мы можем описать существенные черты нашего ментального без указания того, из какого материала он сделан. Нам нужно только опишите, что входит и что выходит из каждого из компонентов черных ящиков . Ан описание определенного психического состояния, такого как боль, считается полным, когда все из его функциональных выявлено свойств. Вещи, которые используется для реализации этих функциональных свойств, не является существенной частью того, чем на самом деле являются психические состояния.

Теперь надо Можно сказать, что практически все современные функционалисты являются физикалистами . То есть они считают, что все существующее в конечном итоге построено из физического материала (молекул и т. д.), как описано в наших лучших теориях в физике. Будучи физикалистами, они не верят в существование нематериальное, ментальное вещество . Далее, хотя описание психическое состояние может не требовать какого-либо упоминания о том, из чего оно состоит. тем не менее, может оказаться чрезвычайно полезным тщательно изучить материал , если вы хотите точно узнать, для чего предназначен материал выполняет. (То есть, если вы ищете подробное описание причинной роли боли в конкретном организме, исследуя активность нервных окончаний и болевые центры в головном мозге могут предоставить соответствующие данные.) Тем не менее, хотя функционалисты склонны быть физикалистами, они должен признать, что по крайней мере вообразимо, что боль может быть реализована в чем-то ином, чем в молекулах, точно так же, как мы все должны признать, что термостат может быть реализовал с помощью чего-то другого, кроме ртути термометр. Функциональные свойства всегда могут быть (по крайней мере в принципе) многократно реализовано .

Функционализм, компьютерная метафора и ET

В нашем обсуждении функционализма до сих пор слово «компьютер» не использовалось. упомянул. Тем не менее, с тех пор, как этот функционализм был выдвинут как теория разума (философа Хилари Патнэм, которая обычно приписывают то, что он был первым сторонником в статье под названием «Умы и машины» 1960), это было объяснено с помощью компьютера . метафора . Чтобы сказать, что психические состояния являются функциональными свойствами, сказал Патнэма, состоит в том, чтобы сказать, что разум в фундаментальных отношениях подобен компьютеру. программа. Теперь другие люди уже предположили, что разум подобен компьютер. На самом деле, самая популярная теория разума в то время, Впервые функционализм был представлен в виде теории, названной тождеством . тезис . Согласно этой теории, разум следует отождествлять с мозг, а ментальные состояния были по существу состояниями мозга. Многие, кто обнял эта теория также обращалась к компьютерной метафоре . Они сказали, что мозг был компьютером, а психические состояния были физическими состояниями мозга/компьютера. Но есть принципиальное различие между идентичностью тезис , согласно которому ментальные состояния являются состояниями компьютера аппаратные средства и функционализм согласно которым психические состояния являются состояниями программного обеспечения компьютера . Если вы определяете «боль» как физическом состоянии, то ни одно существо во Вселенной не могло бы находиться в боль, если только она не была в том же физическом состоянии мозга, что и мы когда нам больно. Но это не кажется правильным. Если вы видели фильм ET: The Extraterrestrial, вы видели пришельца с другой планеты страдать, чтобы помочь спасти жизнь ребенка. Если предположить, что физ. структура мозга инопланетян сильно отличается от нашего (что, скорее всего, быть), то он не мог находиться в том же физическом состоянии мозга, что и мы. когда нам больно. Если это так, то мы должны были бы сказать, что инопланетянин не мог быть в боли. Но это не кажется правильным. Конечно, это возможно для ET испытывать боль, даже если его мозг физически сильно отличается от нашего. (Если ты подружился с инопланетянином, как мальчик в фильме, ты подружился бы сказать, что ET было больно!).

Вот один из сильных сторон функционализма . Поскольку душевные состояния, как боли, функциональных состояний, а не физических состояний, тогда боли могут быть реализованы многократно в широком диапазоне различных физические состояния и, таким образом, во всех типах странных и удивительных существ. Точно так же, как термин «термостат» определяет функциональную концепцию, ‘боль’. Если что-то выполняет функцию термостата в системе отопления система, если она имеет причинная роль , которую мы описали выше — тогда это это термостат. Неважно, из чего он сделан. Точно так же, если что-то выполняет функцию боли у пришельца из другая планета, если оно имеет ту же каузальную роль в инопланетянах, что и в нас, — тогда это это боль. Неважно, как устроен мозг инопланетянина или из чего он сделан. Даже не важно, есть ли у инопланетян уникальный орган. то, что можно описать как «мозг». Еще возможно, что тот самый такое же психическое состояние, реализованное в нас, может быть реализовано и в ЕТ. Согласно к функционализму, ET может быть в боли!!

Так откуда же что оставить нас? Что ж, мы знаем, что многие современные ученые и философы полагаю, что ваш ум очень похож на программу, работающую на вашем мозг, железо. Но это только говорит нам так много. Знаем ли мы действительно что такое компьютер? Мы видим их каждый день, конечно. Но вы можете быть удивлены тем, что среди ученые что такое компьютеры, а что нет. Твой мозг действительно компьютер? И если это компьютер, то какой это компьютер? компьютерная метафора может дать поразительное представление о природе наших умов, или это может быть еще один теоретический тупик. Но пока мы получать ясно, что такое компьютеров , мы даже не можем сказать, компьютерная метафора предлагает интересную теорию, которая делает спорным утверждение о природе нашего разума, или это тривиальное утверждение это практически ничего интересного не говорит о нашем разуме. Итак, наш следующий останавливаться должно быть исследование природы компьютеры . Мы думаем, что вы найдет изучение компьютеров более интересным, чем вы могли бы ожидать. [Если вы хотите изучить природу компьютеров, вы можете прочитать » Природа компьютеров «.]

Функционализм — Лаборатория принятия решений

Основная идея

Теория встречается с практикой

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Функционализм — это психологическая философия, описывающая разум как функциональный инструмент, позволяющий нам адаптироваться к окружающей среде. Он утверждает, что наши психические состояния и поведение являются механизмами выживания в соответствии с нашими неотъемлемыми биологическими целями. Похоже на эволюцию? Это потому, что функционализм, или функциональная психология, напрямую связан с дарвиновской школой мысли, возникшей в конце 19 века как противовес преобладающей теории структурализма. В отличие от структурализма, который пытается просто понять наш субъективный опыт сознания, функционализм также стремится найти смысл и цель в том, что мы переживаем.

Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое отношение.


– Уильям Джеймс, американский психолог. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Функционализм

Подход к психологии, который анализирует психические состояния и поведение с точки зрения их целей, уделяя особое внимание широким возможностям человеческого разума. Функционализм ознаменовал собой серьезный отход от традиционных «структуралистских» идей в психологии, начиная с 19 века.

Структурализм

Предшественник функционализма, который выступает за «интроспективный» подход к психологии, сосредоточив внимание на понимании отдельных структур, составляющих наше сознание.

Эволюционная психология

Направление психологии, рассматривающее наши психические процессы, эмоции и поведение как стратегии, которые мы используем для адаптации и выживания в окружающей среде.

История

Истоки функционализма восходят к Уильяму Джеймсу, известному американскому психологу конца 19 века. 1  На Джеймса сильно повлияла теория эволюции Дарвина, и он критически относился к структурному подходу к психологии, который доминировал в этой области с момента ее зарождения. Джеймс утверждал, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на конкретных «интроспективных» элементах, составляющих наше сознание, психология должна рассматривать цель сознания, психологические состояния и поведение.

Хотя Джеймс считается первым сторонником функционального подхода к психологии, сама школа функционализма полностью сформировалась только в конце 19 века, когда ученые Чикагского университета начали формализовать теорию. Именно здесь Джон Дьюи, Харви А. Карр и Джеймс Роуленд Энджелл разработали функционализм, уделяя особое внимание биологическим и животным аспектам обучения и поведения. Другая группа функционалистов появится в Колумбийском университете, в первую очередь Эдвард Торндайк. Работа Торндайка по теории подкрепления и анализу поведения послужила основой для эмпирических законов, появившихся в рамках бихевиоризма в конце 20-го века. 2

По мере развития функциональной психологии развивалась и область экспериментальной психологии. Большинство функционалистов начала 20-го века также разработали новые методы лабораторного и полевого анализа поведения человека и животных. Экспериментальный метод в психологии привел к крупным прорывам в нашем понимании функциональной организации нашего мозга, поскольку психологи продолжают использовать эксперименты для манипулирования некоторыми переменными, которые могут объяснить наше поведение.

Люди

Уильям Джеймс

Джеймс, которого часто считают отцом американской психологии, был одним из первых, кто отстаивал функциональный подход в этой области. Уильям Джеймс был профессором Гарварда и ведущим мыслителем Америки конца 19 века.

Эдвард Ли Торндайк

Исследование Торндайка поведения животных и процесса обучения привело к закону эффекта  , который гласит, что в процессе проб и ошибок субъекты находят наиболее удовлетворительные поведенческие реакции на определенные стимулы, и они станут их наиболее часто используемыми ответами в будущем.

Джон Дьюи

Американский философ, психолог и реформатор образования. Статья Дьюи 1896 года «Концепция рефлекторной дуги в психологии» считается первой крупной работой функционализма.

Харви Карр

Карр был американским психологом и председателем факультета психологии Чикагского университета (который стал центром функционалистского движения) в период с 1926 по 1938 год. Он наиболее известен благодаря Kerplunk Experiment 9.0245 , известный тест на стимулы и реакцию, проведенный на крысах, который он провел с Джоном Ватсоном.

Последствия

Функционализм оказал важное влияние на развитие психологии, начиная с 19 века. Как только функционализм набрал обороты, большинство структуралистских идей, которые ранее доминировали в этой области, были оспорены и не вошли в современную психологию, которую мы знаем сегодня. В частности, функционализм привел непосредственно к появлению бихевиоризма в середине 20-го века, который рассматривает человеческое поведение как тип «рефлекса» в ответ на внешние раздражители.

Известные бихевиористы, в том числе Б. Ф. Скиннер и Иэн Павлов, основывали многие свои идеи об обучении с подкреплением и обусловливании на открытиях функционалистов. Вы, вероятно, слышали о знаменитом классическом эксперименте Павлова, в котором он заставлял собак выделять слюну при звуке колокольчика. Этого, вероятно, не произошло бы без функционализма, который был отправной точкой для исследований, рассматривавших наши психические процессы и поведение как реакцию на внешние раздражители. Область бихевиоризма и его практическое применение в прикладном анализе поведения (который использует эмпирические подходы для поощрения позитивного поведения) впоследствии стала чрезвычайно популярной философией в клинической психологии и продолжает использоваться сегодня в качестве вмешательства для людей с такими состояниями, как аутизм, деменция и наркомания. 3

Функционализм также оказал непосредственное влияние на систему образования в США. Во многом это было связано с теорией Джона Дьюи о том, что дети должны учиться в том темпе, который лучше всего соответствует их уровню интеллектуального развития, и что учебная программа должна побуждать учащихся опираться на свои собственные интересы и опыт. 1 Функционалистские и бихевиористские идеи также используются в условиях специального образования в качестве инструментов поддержки позитивного поведения.

Наконец, экспериментальная традиция, выросшая вместе с функционализмом, принесла с собой широкий спектр методов исследования, которые до сих пор используются в современной психологии. К ним относятся наблюдательные исследования, физиологические измерения, ментальные тесты и анкеты.

Споры

Функционализм иногда считают мостом между ранними структуралистскими идеями и современным бихевиоризмом. Естественно, он подвергся критике со стороны обеих школ мысли.

Сначала структуралисты утверждали, что функционализм не полностью определяет и не пытается понять психические процессы, с которыми они имеют дело. Структуралисты считали, что вместо того, чтобы пытаться объяснить психические состояния и поведение в контексте стимулов окружающей среды, психологи должны сосредоточиться на самоанализе и понимании этих аспектов сознания такими, какие они есть. Они также выступали против прикладного характера функциональной психологии, считая, что она отвлекает от основной цели выявления структур сознания.

Бихевиористы середины-конца 20-го века также не соглашались с некоторыми аспектами функционализма. В то время как функционалисты считали важным признать роль сознания и внутренних познаний, таких как ранее существовавшие убеждения, бихевиористы занимались только изучением человеческого поведения и отвергали любую идею, которая не рассматривала психические состояния как находящиеся под прямым влиянием внешних стимулов. 4

Практический пример

Функционализм и убеждения

У всех нас есть личные убеждения, часто основанные на опыте или знаниях, которые мы узнали сами или узнали от других людей. Функциональный подход к убеждениям утверждает, что убеждения созданы для того, чтобы служить определенной цели и помогать нам достигать определенных целей. С этой точки зрения исследователи исследовали широкий спектр верований. Например, убеждение, что у нас есть что-то общее с группой, позволяет нам лучше «вписаться». Позитивная самооценка помогает нам защитить наше эго, а уверенность в том, что конкретная ситуация может быть рискованной (например, вождение в нетрезвом виде), предотвращает причинение вреда себе и другим. 6

Убеждения могут быть удивительно точными, и люди ежедневно принимают тысячи полезных решений, основываясь на подсознательных убеждениях. Например, когда вы нажимаете кнопку включения на пульте дистанционного управления, вы делаете это с верой в то, что телевизор включится. Тем не менее, многие из наших убеждений исходят из более глубоких когнитивных процессов, таких как предубеждения и эвристика. Например, мы можем верить, что косметика гарантированно заставит нас выглядеть на 10 лет моложе просто потому, что она была упомянута в первом прочитанном нами обзоре (см.0242 анкерный уклон ). Конечно, эти типы убеждений могут время от времени доставлять нам неприятности, но функционалисты утверждают, что они все же служат определенной цели. В данном случае мы, вероятно, получаем кратковременное удовольствие от мысли, что можем выглядеть моложе, а также от того, что нам не нужно было тратить много времени на чтение, чтобы получить желаемый ответ!

Связанные ресурсы TDL

Почему мы склонны думать, что то, что произошло недавно, с большей вероятностью повторится снова?

Иногда наши убеждения предвзяты в зависимости от того, насколько они доступны нам в данный момент. Ознакомьтесь с эвристикой доступности, чтобы понять, как это происходит и как это может исказить наши решения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts