Функциональных состояний примеры: Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции Журнал Министерства обороны Российской Федерации

Классификация функциональных состояний

Специфика формируемого состояния зависит от множества причин, в том числе и от трудно поддающихся контролю внутренних факторов, из-за чего функциональное состояние человека, возникающее в конкретной ситуации, всегда уникально. Существует правило оценки функционального состояния на основании индивидуального сравнения данных каждого испытуемого и фоновых оценок его состояния. Однако среди многообразных частных случаев все же удается выделить некоторые общие классы состояний, сходных по определенному классифицированному признаку, например по влиянию на показатели деятельности, по механизмам формирования системной реакции, по некоторым внешним или внутренним проявлениям и др. В соответствии принятым нами определением функционального состояния наибольший интерес представляют классификации, основанные на соотношении данного явления с различными аспектами деятельности, выполняемой субъектом.

Функциональное состояние может характеризоваться с позиций способности человека выполнять цельность на заданном уровне, при этом важнейшей оказывается определение цены деятельности.

Она указывает на степень допустимости или недопустимости физиологических и психологических затрат, актуализируемых для выполнения стоящей перед субъектом задачи. Использование этого критерия приемлемо как для нормальных функциональных состояний, так и для патологии. В последнем случае цена деятельности оказывается настолько высокой, что человек с трудом обеспечивает протекание лишь процессов жизнедеятельности и не способен заняться решением трудовой задачи. На основании выделенного положения можно ввести первый классификационный критерий — допустимость или недопустимость состояния с точки зрения надежности и цены деятельности. Это позволяет разделить все множество наблюдаемых функциональных состояний на два класса — разрешенных или запрещенных. Конечно, конкретное решение вопроса о классификации состояния не закреплено жестким образом.

Деление функциональных состояний на

разрешенные и запрещенные — сугубо прагматическая классификация, определяющая отношение к этим состояниям врачей, физиологов и психологов труда, профсоюзов, администрации. Для понимания внутренних закономерностей формирования состояния эта классификация служит лишь отправной точкой. Углубленное внимание к механизмам формирования ответной системной реакции, каковой является функциональное состояние, позволяет выделить два других основных класса: состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. Основным критериальным различием в этом случае служит соответствие конкретного функционального состояния тем требованиям, которые предъявляет к нему деятельность.

Состояние адекватной мобилизации характеризуется оптимальным соответствием структуры системного ответа комплексу воздействующих факторов. Под оптимальностью при этом понимается, с одной стороны, такая организация системной реакции, при которой обеспечиваются требуемые выходные параметры деятельности при ее минимальной внутренней стоимости; с другой — она предполагает наличие и готовность к действию резервных механизмов, позволяющих адекватно среагировать и на дополнительную нагрузку.

В ряде случаев можно говорить об адекватной мобилизации тогда, когда отсутствует прямое соответствие затрачиваемых ресурсов требованиям деятельности. Существуют некоторые фазы динамики работоспособности (например, гипермобилизация, «втягивание в работу»), при которых по регистрируемым показателям можно обнаружить некоторый «перехлест» в работе функций организма. Для правильного понимания этих явлений следует иметь в виду, что в данном случае решается специальная задача — поиск оптимального режима выполнения конкретной деятельности в заданных условиях, которые на начальном этапе выполнения работы должны быть уточнены. Адекватность ответа на несколько неопределенные условия предполагает такую структуру ответной реакции, при которой будет актуализирован несколько больший пул ресурсов, что выражается в большей по сравнению с оптимумом напряженности в работе задействованных функций. При этом в формируемую системную реакцию включаются элементы, которые затем могут быть зарезервированы и использованы в качестве компенсаторных средств.

Аналогично может быть охарактеризовано и состояние оперативного покоя.

Другой класс состояний — динамического рассогласования — характеризуется отсутствием адекватности ответной реакции задачам и условиям выполняемой деятельности. Их возникновение определяется спецификой и динамикой воздействующих факторов.

<.> Все виды состояний адекватной мобилизации относятся к классу разрешенных состояний. Однако нельзя осуществить такое же полное наложение классов состояний динамического рассогласования и запрещенных состояний. Дело в том, что целый ряд состояний динамического рассогласования вполне допустим по цене деятельности и не нарушает надежности ее выполнения. Во многих случаях такие состояния — вынужденная реакция организма на особенности конкретных условий деятельности и ее содержания. Строго говоря, все ситуации, требующие перестройки структуры гомеостатического регулирования, приводят к временному появлению состояний динамического рассогласования, а такие ситуации часто встречаются в жизни любого человека. Более того, существует достаточно большое число видов труда, внутренняя стоимость которых велика (например, работа в экстремальных условиях среды обитания) и осуществление которых возможно на фоне состояний динамического рассогласования (например, в состоянии утомления), однако ряд социальных, экономических и других причин допускает работу организма «в долг». По отношению к таким случаям актуальны задачи проведения полноценной коррекционной и профилактической работы. Отметим также, что на начальных стадиях развитие некоторых состояний динамического рассогласования не только допустимо, но и полезно для организма вследствие выработки дополнительных компенсаторных приемов и средств. Это можно проиллюстрировать, в частности, известным тренирующим эффектом утомления.

Возможна еще одна интерпретация выделения состояний адекватной мобилизации и динамического рассогласования. Классификационным критерием при этом является степень сформированности системы гомеостатического регулирования. При состояниях адекватной мобилизации обеспечение деятельности происходит за счет напряжения существующей системы регуляции.

Если же для обеспечения нормального функционирования требуется перестройка этой системы и создание новой, то можно диагностировать наличие состояния динамического рассогласования.

Приведенные выше классификационные схемы накладываются на всю область функциональных состояний без анализа качественной специфичности их проявлений. Среди многообразия существующих функциональных состояний можно выделить группы качественно неоднородных состояний, по отношению к которым невозможно сопоставление в рамках некоторой единой шкалы. Такие группы ранее были названы экстенсивными (Генкин, Медведев, 1973). Внутри каждой из групп объединяются состояния, принципиально сходные по направленности и составу. Они различаются между собой по степени выраженности и соотношению ряда характеристик, входящих в сходный интегральный комплекс, — по сути дела данные состояния отражают различные фазы, стадии в динамике развития отделенного типа системной реакции. Эти состояния обозначены нами как интенсивные. Так, например, состояния общей активности отличаются от специфически направленных эмоциональных стояний.

В то же время термином «активация» обозначается целый спектр (континуум) состояний от стадий глубокого сна до сверхвозбуждения. На этом континууме Д. Линдслей (1960) в своей классической работе выделил девять градаций: кома, глубокий сон, поверхностный сон, дрема, пробуждение, пассивное бодрствование, эмоциональное возбуждение, сверхвозбуждение.

Таким образом, на этом уровне разработки классификации за каждым выделенным качественно неоднородным типом состояния лежит континуум стадий или фаз его развития. Скорее, по практическим соображениям ряд таких континуумов был исключен из представляемой в настоящей работе классификационной схемы. Если состояния сна относительно гомогенны, то разнообразие состояний бодрствования настолько велико, что охватывает любые состояния. Проведение анализа этой группы состояний крайне усложнило бы нашу задачу и в то же время оказалось бы излишним, поскольку в другие таксономические единицы классификации включаются разные аспекты состояний бодрствования как отдельные компоненты.

В качестве основных групп состояний для дальнейшего рассмотрения выделены состояния работоспособности, экстремальные, эмоциональные, реактивные, пограничные и патологические.

Состояния работоспособности характеризуют степень реализации потенциальных возможностей выполнения деятельности человеком и объем имеющихся у него физиологических резервов. Этот класс представлен достаточно четко определенным континуумом состояний, иногда обозначаемых как фазы работоспособности. К ним относятся состояния мобилизации, первичной реакции, гиперкомпенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и срыва. Сюда же относят состояния послерабочей релаксации и активного восстановления, а также состояние конечного порыва. Содержание перечисленных состояний достаточно полно описано в литературе (Медведев, 1977; Леонова, Медведев, 1982). Можно отметить, что включение трех последних состояний не вполне правомерно, так как по своей внутренней структуре состояние послерабочей релаксации, скорее, относится к реактивным состояниям, активного восстановления — к состояниям оперативного покоя, конечного порыва — к эмоциональным.

Однако традиционно вследствие их непосредственной связи с временной динамикой рабочего процесса они включаются в названную группу.

Все состояния от фазы мобилизации до фазы субкомпенсации представляют собой разрешенные состояния, а фазы декомпенсации и срыва — неразрешенные. По критерию адекватности требованиям деятельности состояния субкомпенсации, декомпенсации, срыва, послерабочей релаксации, конечного порыва относятся к категории состояний динамического рассогласования.

Экстремальные состояния любого вида прежде всего характеризуются наличием динамического рассогласования. По сути дела именно это обстоятельство и лежит в основе выделения данного класса состояний. По своей природе экстремальные состояния призваны обеспечивать ответные реакции организма при действии факторов, выходящих за границы нормы (в абсолютном или относительном смысле). Обеспечение такой работы всегда связано с перестройкой систем гомеостатического регулирования и привлечением новых средств для достижения цели. По характеру и направленности на решение разных поведенческих задач (сохранение жизнедеятельности организма или достижение цели выполняемой деятельности в усложнившихся условиях) все экстремальные состояния делятся на две группы: реакции тревоги разной степени (слабой, средней и крайней) и адекватные формы ответа (Медведев, 1979).

Сущность эмоциональных состояний можно охарактеризовать как отношение субъекта к ситуации и внутреннюю оценку возможности реализовать свои потребности в определенных условиях деятельности (Леонтьев, 1975). Это обусловливает разнообразие палитры и специфических проявлений человеческих эмоций. Для решения проблем, связанных с анализом трудовой деятельности в физиологии труда, меньшее внимание уделяется эмоциональным компонентам общебиологической направленности (голод, половое влечение, ярость и т. п.), обычно вне сферы исследований остаются и аффекты. Эмоции, связанные с преобладанием определенной мотивации, интересами, влечениями, в большей мере изучаются в рамках психологии. Однако в последнее время, в связи с актуальностью разработки проблем про-фподбора, профобучения и распределения трудовых резервов, эта группа эмоциональных состояний в большей мере стала привлекать физиологов (Медведев, 1982).

Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы:

  • эмоционального напряжения, обеспечивающих адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов,
  • эмоциональной напряженности, приводящих к дезорганизации структуры выполняемой деятельности.

При отнесении конкретных состояний к той или иной группе учитывается не только качество эмоций (например, радость, неприязнь, скука и пр.), но и степень выраженности переживания.

Реактивные состояния объединяют достаточно сложную и неоднородную группу состояний, наступающих после прекращения деятельности. Одни из этих состояний характеризуются наличием застойной рабочей доминанты, другие — полным распадом системы обеспечения деятельности, своеобразным ретроактивным торможением, третьи определяются как плата за деятельность в виде истощения не только регуляционных, но и энергетических резервов.

Установление важной роли гиппокампа в формировании общего уровня активации, а также организации сложных поведенческих реакций позволило предположить, что его структуры чрезмерно активизируются в период выполнения деятельности (особенно при наличии выраженного динамического рассогласования) вследствие массовой импульсации из ретикулярных структур, поступающей через септогипоталамический вход. После окончания деятельности гиппокамп принимает на себя компенсаторную функцию и выступает в качестве общей тормозной системы мозга, обусловливая развитие реактивного состояния (Douglas, 1967; Kimbe, 1969; Зильберман, 1970; Sness, Berlyn, 1978). Вследствие реципрокности гиппокам-пально-ретикуляционных отношений происходит блокада активации тормозными лимбическими влияниями (Суворов, Волынкина, 1981). Таков один из возможных физиологических механизмов формирования реактивного состояния.

Пограничные состояния — это класс состояний, часто называемых в клинике пред-болезнями или предпатологиями. Их возникновение характеризует возможность развития патологического состояния. Виды пограничных состояний многообразны, как и болезни, ими вызываемые. Развитие пограничных состояний чаще всего связано с продолжительным или резким (предельным) напряжением некоторых функций в процессе труда. Особенно часто страдает функция кровообращения. Другая важнейшая причина возникновения предпатологий — быстрая (или частая) смена одних условий деятельности на другие, не позволяющая сработать механизмам адаптации или упрочить их положительный эффект. Конкретными причинами пограничных состояний нередко служат длительное напряжение организма под воздействием тяжелых физических нагрузок без компенсации их достаточным периодом отдыха, частые переадаптации в работе тех или иных систем, длительное и выраженное переживание эмоциональной напряженности без положительной разрядки и многое другое. Наличие подобных факторов в структуре труда должно вызывать особо пристальное внимание физиологов и психологов труда, медиков и других специалистов.

Патологические состояния в физиологии труда встречаются при анализе профессиональных заболеваний, однако распознаванием и лечением их занимаются специалисты-медики соответствующего профиля. Но возможно возникновение патологических состояний в ситуациях трудовой деятельности без предварительного диагностирования наличия патологического процесса в организме человека. Это случается, как правило, при нарушении режимов труда или пренебрежений правилами техники безопасности. Примеры таких состояний — обезвоживание, возникновение сосудистого коллапса. При высоконапряженных видах труда могут появляться реактивные неврозы и психозы. Наиболее часто встречающимся видом патологических состояний в физиологии труда следует считать выраженные формы переутомления, возникающие из-за длительного накапливания остаточных эффектов состояния утомления при отсутствии необходимых восстановительных мероприятий.

Наиболее детальным видом классификации функциональных состояний является описание их качественно специфичных форм. Как правило, при характеристике таких состояний исходят из основного или комплекса основных факторов, приводящих к их возникновению. Так, например, состояние охлаждения рассматривается как результат воздействия низких температур, состояние монотонии — простоты операционального состава и однообразия деятельности, состояние утомления — нагрузки определенного вида и продолжительности. Это предполагает возможность оценки выделяемых факторов либо в некоторых конкретных единицах измерения (например, температура— в градусах, уровень освещенности — в люксах, продолжительность — в соответствующих временных единицах), либо в баллах по принятой шкале.

К числу важнейших проблем, возникающих при изучении функциональных состояний, относится нахождение путей сравнения одного состояния с другим, т.е. проблема измерения динамики состояний. Очевидно, что в основе ее решения лежит выбор адекватного эталона состояний, по отношению к которому может проводиться оценка динамики.

Уже на ранних этапах становления физиологии труда как науки в качестве такого эталона А. А. Ухтомским (1950) было предложено использовать состояние оперативного покоя. По своему определению оно призвано характеризовать готовность организма к деятельности вообще, безотносительно к конкретным особенностям определенных видов труда.

<.> В практике исследования человека на производстве (и в лабораторных ситуациях) выделение и описание состояния оперативного покоя чрезвычайно трудно сделать. Поэтому в подавляющем большинстве случаев вместо него используются показатели так называемого «фонового уровня», или «исходного фона». Существуют два типичных варианта сбора этих данных. Во-первых, определяются (с применением соответствующих статистических процедур) показатели ряда функций утром, непосредственно после ночного сна. Во-вторых, обращаются к регистрации аналогичных показателей непосредственно перед началом выполнения деятельности. В целом это достаточно удобный и при грамотном проведении эксперимента вполне надежный способ характеристики исходного уровня состояния. Его главный недостаток — вариабельность регистрируемых показателей у разных лиц или у одного и того же лица в разное время проведения тестовых испытаний. В результате диапазон колебаний исходного уровня показателей может превышать регистрируемую в процессе деятельности динамику. Кроме того, личностные особенности испытуемых (например, повышенный уровень тревожности) могут существенно влиять на уровень фоновых замеров, что приводит к неправильной интерпретации результатов.

При решении ряда практических задач, особенно в случаях экспертизы, исследователь вообще не имеет возможности оперировать данными о фоновом состоянии. Единственный выход в такой ситуации — опора на параметры функций по данным так называемого «расчетного человека», т. е. некоторых статистически определенных нормативов для популяции. Подобный метод широко используется в клинической практике, где имеются подобные нормативные значения (вернее, диапазоны значений) по ряду параметров крови, мочи и пр., с которыми и сравнивается состояние больного человека. Однако использование таких приемов имеет достаточно узкую область применений, прежде всего в связи с невозможностью в среднестатистических данных отразить индивидуальную норму и границы ее вариативности.

Концепция А.Р. Лурии о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности мозга.

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности.

Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3 блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Первый – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.

Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.

Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеядрами таламуса.

Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от клеток 1-го слоя к клеткам 3-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами.

Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно I блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности. I блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой III блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью II блока мозга. Поражение одного из 3 блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

10 Примеры функционализма (в школах, семьях и религии)

Функционализм в социологии рассматривает части общества как компоненты единого целого. Каждая часть выполняет полезную функцию. Например, родители в семье заботятся о детях, которые, в свою очередь, будут заботиться о родителях, когда станут пожилыми.

Точно так же человек, который строит дорогу, будет строить дороги, по которым ездит фермер, чтобы доставить свою продукцию на рынок, которую строитель дорог затем купит для еды. Мы все должны играть роль в правильном функционировании общества.

Все учреждения, структуры и люди, составляющие общество, играют важную роль. Они взаимозависимы друг от друга.

Функционалисты думают о частях общества как об органах тела (Герберт Спенсер). Каждая часть общества выполняет функцию, которая заставляет его работать как единое целое, точно так же, как человеческому телу нужны все органы для выполнения своих частей, чтобы тело работало (Эмиль Дюркгейм и Талкотт Парсонс).

Функционализм также иногда называют структурно-функционализмом , потому что он рассматривает общество как состоящее из социальных структур. Все отдельные компоненты этих структур выполняют незаменимые функции.

(Примеры функционализма в психологии см. здесь.)

Истоки функционализма

Герберт Спенсер (1820-1903), один из первых сторонников функционализма, по образованию был биологом. Так, некоторые из самых ранних формулировок функционализма были выражены на языке естественной биологии.

Еще до Спенсера Огюст Конт (1798-1857), которого считают основателем социологии, хотел, чтобы социологическая дисциплина основывалась на таких естественных науках, как биология, физика и химия.

Поэтому было естественным, что ранний функционализм стал строиться по образцу естественных наук.

Докторская диссертация Эмиля Дюркехима (1858-1917), Разделение труда в обществе , опубликованная в 1893 году, считалась основополагающим текстом структурного функционализма.

Дюркгейм попытался переориентировать функционалистское мышление в сторону более капиталистически-индустриального мышления. Это соответствовало быстрому переходу традиционных обществ к индустриальным капиталистическим обществам в его время.

Функционализм был преобладающей теоретической основой социологического мышления до 1960-х годов, после чего он начал отступать после критики со стороны различных интеллектуальных кругов, таких как феминизм, постмодернизм, постколониализм и т. д.

Применение функционализма сегодня, как правило, гораздо более тонкое и учитывает критику, предлагаемую различными школами мысли.

Примеры функционализма в семье

Функционалистская точка зрения в социологии рассматривает семью как основную ячейку общества. Он выполняет несколько функций, которые имеют решающее значение для нормального функционирования общества. Ниже приведены несколько примеров:

1. 4 функции семьи Мердока

Джордж Питер Мердок (1949) был одним из первых, кто четко сформулировал функционалистский взгляд на семью.

Мердок предположил, что семья выполняет 4 основные функции:

  • Удовлетворение биологической потребности в сексе.
  • Обеспечение воспроизводства и, таким образом, размножения вида.
  • Обеспечение передачи социальных и культурных ценностей молодежи.
  • Обеспечение удовлетворения основных потребностей членов семьи в еде и жилье.

2.

Нуклеарная семья Парсонса

Талкотт Парсонс (1951) продвинул аргументацию функционалистской точки зрения на семью еще на один шаг вперед.

Он утверждал, что семья не только выполняет все функции, упомянутые Мердоком, но и является высокоадаптивной единицей, способной изменять себя в соответствии с требованиями общества. Таким образом, семья имитирует функционирование организма, который приспосабливается к изменениям, чтобы продолжать функционировать.

В качестве примера Парсонс привел случай возникновения нуклеарной семьи в ответ на индустриализацию, которая выполняла все требуемые от нее важнейшие семейные функции.

Парсонс утверждал, что доиндустриальная расширенная семья не могла адаптироваться к новым требованиям мобильности, предъявляемым к работающему населению. Поскольку рабочие, а следовательно, и семьи должны были постоянно находиться в движении, структура семьи приспосабливалась к новой функции, которую от нее требовали.

3.

Уход за пожилыми людьми

В некоторых странах, например в США, существуют финансируемые государством учреждения по уходу за пожилыми людьми.

Однако в большинстве стран мира уход за пожилыми людьми является обязанностью семьи. При этом семья выполняет важнейшую функцию заботы о престарелых и немощных.

Примеры функционализма в школах

Школа – это микрокосм общества. Функционалистская перспектива, применяемая к школам, исследует функцию, которую выполняет школа, внося свой вклад в общество. Ниже приведены несколько примеров применения функционализма в образовании:

1. Привитие навыков

Одной из основных функций школ является привитие учащимся навыков и обеспечение их возможности трудоустройства или создания рабочих мест.

С этой целью в школах обучают таким навыкам, как язык, счет, профессиональные и технические навыки.

Таким образом, школа является институтом, который помогает обществу функционировать, производя людей, способных поддерживать систему экономических отношений, которая имеет решающее значение для выживания любого общества.

2. Социализация и уважение к закону

Дюркгейм рассматривал школы как «органы социализации», где дети учатся быть частью общества, взаимодействуя с другими (Durkheim, 1956).

В школьной среде ребенок осваивает такие навыки, как сотрудничество, сосуществование и управление конфликтами.

В обществах, отличающихся этническим, расовым, культурным и языковым разнообразием, дети учатся принимать и приветствовать различия, помогая создать более приспособленное общество.

Дети также узнают, как подчиняться правилам и последствиям нарушения правил, которые заставляют их стать законопослушными взрослыми в более позднем возрасте.

3. Привитие ценностей

Каждое общество имеет определенный набор ценностей, и его система образования предназначена для привития этих ценностей своим ученикам.

Например, американский социолог Талкотт Парсонс считал, что школа использует скрытый учебный план, чтобы привить такие ценности, как конкуренция и индивидуализм, которые характерны для американского общества и необходимы для его постоянного прогресса.

Парсонс считал, что именно в школе дети понимают значение меритократии, где ваши достижения и ваш статус зависят от приложенных вами усилий; понятие меритократии является еще одной заветной ценностью в американском обществе.

Примеры функционализма в религии

Функционалистская точка зрения рассматривает религию как неотъемлемую часть человеческого общества, поскольку она выполняет определенные жизненно важные функции.

Ниже приведены несколько примеров полезных функций, которые, по мнению функционалистов, религия выполняет в обществе:

1. Чувство принадлежности к сообществу

Эмиль Дюркгейм (1912) считал, что одной из важнейших функций религии является воспитание чувства принадлежности человека к более широкому сообществу.

Дюркгейм основывал свои взгляды на изучении племен австралийских аборигенов, но мы можем наблюдать эту функцию религии даже сегодня. Для многих людей их самое сильное чувство идентичности часто связано со своей религией, а не с другими институтами, такими как нация или языковое сообщество.

Например, религиозный национализм является жизненно важной силой во многих частях мира, таких как Южная Азия, где чувство принадлежности к более широкому сообществу, взращенное религией, преодолевает языковые, этнические и расовые различия.

Чтобы узнать больше о Дюркгейме, см. его работу о социальных фактах.

2. Психологическая и эмоциональная функция

Важнейшей функцией, которую выполняет религия, является удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей.

Для многих людей религия может выступать в качестве формы поддержки, которая помогает им справляться с психическими и эмоциональными ситуациями, подавляющими их.

Для других религия дает способ справиться с травмой и дает ответы на самые глубокие вопросы человеческого существования, такие как смысл жизни и смерти, которые не могут дать ни наука, ни искусство.

Бронислав Малиновский (1925) в своей антропологической работе показал, что религия действует как механизм выживания для людей и общества, когда они сталкиваются с непредсказуемой природой жизни.

3. Предоставление моральных и социальных кодексов

Религия может быть источником морали, которая, в свою очередь, помогает поддерживать порядок в обществе, влияя на наше представление о том, что правильно, а что неправильно.

Некоторые из старейших сводов законов в мире можно найти в религиозных текстах, таких как Закон Моисея, который находится в Торе. Многие страны исламского мира регулируются законом исламского шариата.

Помимо формальных юридических кодексов, религии также формируют наши представления о морали. Например, несколько принципов, которые мы почти бессознательно впитываем в нашу повседневную жизнь и которые влияют на определение идеальной человеческой морали, такие как «возлюби ближнего своего» или «поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой», имеют библейское происхождение.

Точно так же практика благотворительности и помощи бедным институционализирована в виде обязательной практики во многих религиях, таких как сикхизм. Талкотт Парсонс считал, что этот аспект религии выполняет важнейшую функцию поддержания общественного порядка.

4. Семья

Функционализм также имеет тенденцию хорошо согласовываться с христианской мыслью. Христианский взгляд на семью рассматривает ее как краеугольный камень общества.

Мать и отец составляют команду лидеров. Внутри этой команды традиционно считалось, что мать и отец берут на себя гендерные роли, данные им Богом. Именно благодаря этой команде, где каждый член команды играет определенную роль, функционирующая нуклеарная семья может производить будущих нравственных граждан.

Родители также берут на себя роль кормильцев. как и в модели «Четыре функции семьи» Мердока, изложенной ранее, нуклеарная семья рассматривается в христианстве как необходимая для обеспечения детей. Здесь мы часто видим, как сильные стороны матери и отца используются для создания всесторонней среды для развития детей.

В семье дети также играют важную социальную роль. Они проводят годы своего становления, учась морали, уважению и дисциплине у руководства (родителей).

Читать дальше: Функционализм против теории конфликта

Заключение

Функционализм — это теория, которая рассматривает различные структуры и институты в обществе не только как выполняющие полезные функции, но и взаимозависимые друг от друга.

В приведенных выше примерах семья, школа и религия не только сами по себе выполняют полезные для общества функции, но и взаимозависимы.

Функционалисты рассматривают школу как посредника между семьей и обществом в целом, поэтому она связана и зависит от них обоих. Религия дает чувство безопасности и принадлежности, как и семья, но на более высоком уровне организации, она дает ценности и позволяет социализироваться, как школа.

Почти все религии подчеркивают важность семейной жизни и предоставляют механизмы для обучения своих приверженцев своим религиозным доктринам через религиозные школы. Таким образом, каждая структура, будучи взаимозависимой, выполняет полезную функцию в бесперебойном функционировании общества.

СТАТЬИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ:

  • 4 типа социальных норм
  • 65 примеров табу

Ссылки

Дюркгейм, Э. (1912) Элементарные формы религиозной жизни. Лос-Анджелес: Аллен и Анвин.

Дюркгейм, Э. (1956) Образование и социология. Лондон: Свободная пресса. (первоначально опубликовано в 1922 г.)

Малиновский, Б. (1992) Наука, религия и магия. Лондон: Страна волн. (первоначально опубликовано в 1925 г.)

Мердок, Г.П. (1949) Социальная структура. Нью-Йорк: Компания Macmillan.

Парсонс Т. (1951) Социальная система. Лондон: Рутледж.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Функционализм – Размышление о мышлении

Основы · Философия разума

Николай Бахтер

Функционализм — это теория о природе психических состояний. Психические состояния определяются тем, что они делают, а не тем, из чего они сделаны. Это наиболее известный или «принятый» взгляд среди философов разума и когнитивных наук (Полгер).

Функционалистская теория сознания говорит нам, что ментальные состояния — это состояния, играющие характерные функциональные роли. То, что делает что-то мыслью, желанием, болью (или любым другим типом психического состояния), зависит исключительно от его функции, роли, которую оно играет в когнитивной системе, частью которой оно является. Это не зависит от его внутренней конституции. Идентичность психического состояния определяется тем, как оно причинно связывает сенсорные стимуляции, другие психические состояния и поведение (Chanet 2017, глава 1).

Функционалист сказал бы, что боль — это состояние, вызванное телесным повреждением, вызывающее тревогу и желание выйти из этого состояния и вызывающее поведение избегания боли. Только существа с внутренними состояниями, играющими такую ​​роль, способны испытывать боль. (Шане 2017, глава 1).

Боль может проявляться различными типами физических состояний у разных видов существ. Люди способны испытывать боль благодаря стимуляции С-волокон как нейронной активности в головном мозге. Животные тоже могут испытывать боль, даже если у них нет стимуляции С-волокон, а есть что-то другое, что играет эту роль. Даже гипотетические андроиды или марсиане могут испытывать боль. Функционалист сказал бы, что боль многократно реализуема (Chanet 2017, глава 1). Нет никаких логических ограничений на характер описания.

Важно отметить, что функционализм позволяет ментальным состояниям вызывать физические состояния и наоборот.

В отличие от бихевиоризма, функционализм сохраняет традиционную идею о том, что психические состояния являются внутренними состояниями мыслящих существ.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts