Гедонистическая это: Гедонистическая адаптация: почему мы действительно к хорошему быстро привыкаем

Содержание

Гедонистическая адаптация: почему мы действительно к хорошему быстро привыкаем

  • ForbesLife
Фото Getty ImagesПовышение по работе, покупка квартиры, встреча с партнером мечты в теории должны сделать человека немного счастливее. Но на практике оказывается, что радость от достижений, приобретений и позитивных событий короче, чем хотелось бы. Forbes Life разобрался, почему стать счастливым не так просто и что такое гедонистическая адаптация

Гедонистическая адаптация — это механизм психики, который поддерживает стабильный уровень удовлетворенности жизнью.

То есть всплеск радости от любых позитивных изменений, даже самых ярких и приятных, не будет длительным. То же касается и негативных перемен. Для психики состояния яркой радости или чрезмерной грусти — это аномалия, а не норма. Нервная система нивелирует эмоциональный подъем или спад и возвращает ощущение нейтрального уровня счастья — иначе говоря, человек привыкает как к хорошему, так и к плохому. 

Именно из-за действия гедонистической адаптации люди быстро становятся нечувствительными к новым стимулам: их перестают радовать модные гаджеты, необычные увлечения и даже продвижение по работе. Чем сильнее стимул, который вызывает всплеск эмоций, тем медленнее психика возвращается к установленному уровню счастья. Так, например, радость от приема вкусной еды будет короче, чем от яркого путешествия. Результат — удовлетворенность жизнью остается прежней, что бы ни происходило.

Почему удовольствия перестают радовать

Гедонистическую адаптацию часто сравнивают с беговой дорожкой: темп и количество удовольствий в жизни увеличиваются, а уровень счастья не меняется. Более того, если за насыщенными эмоциональными переживаниями не следует спада, гедонистическая дорожка ускоряется. Качественно ничего не меняется, уровень счастья не растет. Это похоже на механизм любой зависимости: чтобы получить насыщенное ощущение, человек нуждается во все большем количестве удовольствий. Но теперь для поддержания даже нейтрального ощущения счастья приходится прилагать все больше усилий.

Концепцию гедонистической беговой дорожки предложили в 1970-е годы американские ученые Филип Брикман и Дональд Кэмпбелл. В статье «Гедонистический релятивизм и планирование успешного общества» они анализировали удовольствие, опираясь на теорию уровней адаптации Гарри Хелсона: психолог утверждал, что диапазон интенсивности любого ощущения зависит от предыдущих ощущений того же типа. Например, наши представления о громком звуке или насыщенном аромате относительны и являются результатом сравнения с другими, менее интенсивными звуками или запахами.

Брикман и Кэмпбелл перенесли эту теорию на удовольствия и выяснили, что каждая удовлетворенная потребность повышает ожидание от новых удовольствий, а регулярные интенсивные переживания снижают чувствительность.

Материал по теме

Можно ли продлить чувство радости и сократить период грусти

Все сферы жизни, которые связаны с яркими эмоциями, подвержены гедонистической адаптации. Например, она напрямую связана с влюбленностью. Даже идеальный романтический партнер перестанет через некоторое время вызывать бурю чувств. Это состояние можно продлить, если прилагать сознательные усилия: замечать лучшее в человеке и ценить проведенное вместе время. Гедонистическая адаптация протекает медленнее, если человек фокусируется на причинах своего состояния, рефлексирует по поводу переживаемого опыта.

Американский психолог и социолог Роксана Коэн Сильвер считает, что это справедливо и для негативных изменений. Она исследовала поведение скорбящих вдов, жертв несчастных случаев и стихийных бедствий и пришла к выводу, что механизм адаптации срабатывает всегда. Но у тех, кто пытался найти объяснение случившемуся, психологическое восстановление происходит медленнее. Полезное свойство гедонистической адаптации состоит в том, что психика становится более устойчивой к негативным жизненным явлениям и быстрее приспосабливается к похожим событиям той же интенсивности.

При гедонистической адаптации не всегда притупляются ощущения. Американский ученый Шейн Фредерик выделил три типа процессов приспособления психики:

  • Сдвиг уровней адаптации. При нем человек сохраняет чувствительность к более яркому стимулу. Например, люди получают удовольствие от карьерного продвижения, занимая все более высокие должности, и охладевают даже к любимой работе, если роста долго нет.
  • Десенситизация. Характеризуется сниженной чувствительностью к событиям, обычно вызывающим эмоциональные потрясения. Например, человек, который некоторое время живет в нестабильной или даже опасной обстановке, слабее реагирует на новости о несчастных случаях, терактах, стихийных бедствиях.
  • Сенситизация. Связана с повышением чувствительности. Так, при одинаковых по степени интенсивности ощущениях человек замечает детали, на которые не обращал прежде внимания. Например, люди, которые увлекаются классической музыкой, со временем начинают слышать все больше нюансов в исполнении знакомого произведения.

Исследователи сходятся во мнении, что гедонистическая адаптация — это защитная функция психики, «психологический иммунитет»: примерно так интерфероны борются с вирусами, а потовые железы защищают от перегрева. Получается, радостные или травматические переживания зачастую имеют лишь ограниченное влияние на долгосрочное ощущение счастья.

Уже доказано, что уровень счастья может быть обусловлен генетически и даже передаваться по наследству, а на степень благополучия нередко влияют личностные характеристики и субъективное отношение к дисциплине и преодолению трудностей. Гедонистическая адаптация — бессознательный процесс. Мы можем контролировать лишь около 40% влияния разных факторов на степень удовлетворенности жизнью.

Материал по теме

Как сойти с гедонистической беговой дорожки

Знание о том, как запускается и работает этот механизм, помогает отказываться от решений, которые, как может казаться, сделают человека счастливым в перспективе. Ощущение счастья будет одинаковым, если человек предпочтет фешенебельности функциональность или количеству качество. 

Большинство жизненных обстоятельств сильно переоценены и не влияют на ощущение счастья. Предвкушение и реальный эффект от обладания новой вещью или достижения значимого результата часто не совпадают. Профессор Гарварда Дэн Гилберт называет это предвзятостью воздействия — склонностью переоценивать гедонистическое влияние будущих событий. У людей есть способность моделировать ситуации будущего с помощью воображения, но действительность быстро разочаровывает или притупляет радость.

Отчасти это происходит потому, что человек, как правило, мыслит рамками одного дня и фокусируется на текущих событиях и проблемах, которые носят яркую эмоциональную окраску. Это связано с необходимой для выживания фрагментарностью мышления — механизмом, заложенным природой. Если нашу жизнь представить в виде цифровой картины, отдельный день — это пиксель, который в силу своих свойств не отражает изображение во всей его полноте.

Чтобы не попасть в ловушку гедонистической адаптации, прежде всего нужно осознать и принять, что погоня за счастьем делает нас несчастными. Именно поэтому, когда человек добивается значимой цели, рассчитывая на увеличение удовлетворенности жизнью, через какое-то время он чувствует себя разочарованным, опустошенным. И это нормально. 

Сойти с гедонистической беговой дорожки помогут следующие рекомендации:

  • Сфокусироваться на достоинствах. В большинстве случаев, которые кажутся негативными и малоприятными, можно увидеть плюсы. Эта практика получила в психологии название принципа Поллианны — по культовой одноименной книге детской писательницы Элеанор Портер. Суть принципа Поллианны — найти то, чему можно порадоваться в любой ситуации, даже если она к этому, на первый взгляд, не располагает.
  • Начать ценить то, что есть. Самый простой способ для этого — практиковать благодарность. Можно потратить не более пяти минут в день, чтобы поразмышлять о вещах (даже если это очевидные мелочи), людях и событиях, которые достойны благодарности. Это поможет увидеть составляющие своей жизни более полно и перестать сосредотачиваться на стремлении обладать благами, которых у вас нет.
  • Сосредоточиться на процессе, а не на результате. Если удовлетворение приносит процесс, а не потенциальные выгоды от результата, это позволит не только избежать гедонистической адаптации, но и сохранить внутреннюю мотивацию к деятельности. Не стоит ориентироваться только на социальное признание или одобрение: есть риск быстро перегореть. Есть большая разница между тем, чтоб справляться с трудностями в делах, которые нравятся, или регулярно преодолевать внутреннее сопротивление и выполнять работу, к которой совсем нет склонности.
  • Задействовать негативную визуализацию. Это метод, который использовали древние стоики. Суть в том, чтоб вообразить потерю чего-то относительно важного, но недооцененного. Практика этой техники научит ценить то, что есть, и проявлять благодарность. Еще один положительный эффект негативной визуализации: если обстоятельства сложатся так, что вы потеряете нечто ценное, что стало объектом визуализации, справиться с такой ситуацией в реальности будет проще.
  • Копить впечатления, а не вещи. Эйфория от ярких впечатлений длится дольше, чем от приобретения вещей. Со временем воспоминания также обретают более положительную окраску, поэтому впечатления — хорошая инвестиция, которая влияет на степень удовлетворенности жизнью.
  • Больше отдавать, чем получать. Альтруизм положительно влияет на психику и помогает избавиться от апатии. Например, отдавая часть своего дохода на благотворительность, вы осознаете, что он достаточно высокий. Исследования показывают, что, независимо от нашего дохода или культуры, мы счастливее, если тратим деньги на других людей, а не на себя. Или безвозмездно помогая тем, кто в этом нуждается, вы чувствуете себя сильнее — вам есть что отдавать. Волонтерство способствует установлению связи с другими людьми, что является одним из источников счастья.

Умение радоваться жизни — это навык, а гедонистическая адаптация — лишь механизм, который защищает психику от эмоциональных экстремумов. Если научиться радоваться простым мелочам в моменте и снизить ожидания от потенциальных достижений и модных материальных вещей, можно улучшить качество жизни и стать немного счастливее.

почему мозг уничтожает радость новизны и как это остановить — Нож

Когда происходит что-то хорошее, мы старательно прокручиваем последствия этого события в долгосрочной перспективе. Мы говорим себе, что уж вот это точно сделает нас счастливыми: женитьба, отпуск, покупка квартиры или повышение на работе.

ПоделитьсяРепостнутьТвитнуть

На некоторое время мы действительно становимся счастливее. Но ничто не длится вечно, и это состояние неизбежно проходит.

Одно из исследований говорит, что радость от свадьбы длится примерно два года; другое — что новая работа вызывает положительные эмоции только год. Эффект от маленьких радостей вроде мороженки, нового увлечения или свежей прически длится и того меньше.

Волшебство уходит, и мы ищем себе очередное занятие, которое принесет нам радость. Психологи называют этот феномен «гедонистической адаптацией» или иногда — гедонистической беговой дорожкой, это идеальная метафора происходящего в нашем мозге: мы беспрестанно бежим в погоне за перманентным состоянием счастья и никогда его не достигаем.

Исследователи полагают, что гедонистическая адаптация несет защитную функцию, оберегая нас от слишком сильного внешнего воздействия, — схожим образом работа потных желез оберегает нас от перегрева. Некоторые ученые даже называют этот феномен «психологическим иммунитетом», поскольку наша способность к адаптации зависит от реакции на внешние раздражители.

Тем не менее эта способность порой причиняет нам боль и сомнения, поскольку мы то и дело задаемся вопросом правильности совершенного выбора. Правильного ли человека я выбрал в партнеры? Подходит ли мне эта работа? Действительно ли это мой парфюм?

Даже если отбросить в сторону эти сомнения, почему мы не можем замедлить шаг на этой беговой дорожке и как следует насладиться счастливым моментом?

До некоторой степени это всё же возможно. В 2005 году трое психологов — Кен Шелдон, Соня Любомирски и Дэвид Шкаде — опубликовали статью с обзором факторов, влияющих на наше состояние счастья. 50 % ощущения счастья зависит от предопределенных факторов вроде черт характера или генетики, еще 10 % — от внешних обстоятельств и условий. А вот на оставшиеся 40 % мы вполне в состоянии повлиять: это факторы, поддающиеся изменениям благодаря целенаправленным действиям.

Вместе со своей коллегой Соней Любомирски, профессором психологии Калифорнийского университета в Риверсайде, Кен Шелдон разработал модель профилактики гедонистической адаптации (hedonic adaptation prevention, HAP) — стратегии поведения, которая позволит приостановить потерю состояния счастья после волнующих событий.

Секрет стратегии состоит всего в двух действиях: благодарить и разнообразить.

Благодарность, по определению психологов, — психологическая противоположность адаптации и означает внутреннее наслаждение текущим положением дел либо целенаправленную культивацию в себе чувства признания.

Уделяя повышенное внимание причинам вашего счастья в текущий момент, вы придаете этому состоянию больше силы. Чтобы сохранить чувство радости от следующей семейной поездки, скажите себе, когда приедете в гостиницу: «Я рад разделить это путешествие с любимым человеком. Как же мне повезло когда-то повстречаться с ней!» Такое направление мысли остановит развитие негативных чувств вроде зависти или желания получить еще больше.

Конечно, благодарить жизнь легко, когда всё идет хорошо. Гораздо сложнее и важнее остановить возникновение негативных чувств в более трудных обстоятельствах, когда радость смешивается со страхом перемен. И даже в таком случае нужно постоянно напоминать себе, почему и за что стоит быть благодарным. Можно направить свою мысль в такую сторону: «Я рад, что наконец уволился с нелюбимой работы. Некоторое время придется туго, но я смогу пересмотреть свои планы на жизнь»; «Я даже рад, что ремонт в моей новой квартире затянулся, у меня будет время еще раз обдумать отделку».

Умение видеть разные грани тоже противостоит адаптации. Чем больше запоминающихся, положительных событий вы будете замечать в течение дня, тем сложнее будет вашему мозгу привыкнуть хотя бы к одному из них.

У каждого из нас есть маленькие хитрости, позволяющие поднять настроение, будь то любимое блюдо, место или увлечение. Наша задача — создавать постоянное разнообразие этого счастливого меню.

Как только в вашей жизни случилась большая перемена, попробуйте разнообразить маленькие изменения, которые она повлекла за собой. Пригласите на обед коллегу с новой работы. Сделайте перестановку в доме. Познакомьтесь с соседями. Снимите отель на ночь с любимым человеком.

«Чем разнообразнее ваша повседневность, чем более запоминающиеся события в вашей жизни, тем выше ваша ощущение собственного благополучия», — говорит Шелдон.

Тем не менее такая стратегия может подойти не всем. Если благодарность и разнообразие не работают в вашем случае, есть и другой метод, предложенный Джорди Квойдбахом, профессором психологии Университета Помпеу Фабра. Метод прост: время от времени воздерживайтесь от вещей, которые приносят вам радость.

Слишком много хорошего — тоже плохо, это может притупить ощущения. Если шоколад всегда под рукой, рано или поздно он перестанет быть вкусным. Если вы с партнером оба работаете из дома, вам может быть всё сложнее испытать чувство радости при виде друг друга. Заядлые путешественники могут терять интерес к достопримечательностям.

Если вызывать искусственный дефицит удовольствий, воздерживаться от них, каждое из них станет более ценным.

Еще одно исследование предлагает другие хитрости для продления чувства счастья. Джефф Галак, доцент кафедры маркетинга в Университете Карнеги — Меллона, обнаружил мощный антидот гедонистической адаптации — эмоциональная ценность, приписываемая событию. Переживайте события эмоционально, и они останутся с вами надолго. Исследователи Калифорнийского университета подтверждают, что чувство счастья продлевается, если о нем рассказывать другим.

Каждый из этих методов ставит целью отодвинуть момент времени, когда новая позитивная ситуация превратится в обыденность. Но важно помнить, что в обыденности также можно найти радость, даже после того, как остынут первые ощущения новизны.

Основной рецепт восприятия повседневного и борьбы с гедонистической адаптацией — это регулярное напоминание самим себе о том, как здорово иметь то, что у вас есть.

Гедонизм — Энциклопедия Нового Света что «удовольствие — это хорошо». Однако концепция удовольствия понимается и рассматривается по-разному, и гедонизм классифицируется соответственно.

Содержание

  • 1 Концепции гедонизма
  • 2 Древний гедонизм
  • 3 Гедонизм в эпоху Средневековья и Возрождения
  • 4 Утилитаристский гедонизм
  • 5 Христианский гедонизм
  • 6 Гедонизм в обиходе
  • 7 Каталожные номера
  • 8 См. также
  • 9 Внешние ссылки
    • 9.1 Общие философские источники
  • 10 кредитов

Три основных типа философского гедонизма: психологический гедонизм , согласно которому склонность искать удовольствия и избегать боли является неотъемлемым атрибутом человеческой природы; оценочный или этический гедонизм , который устанавливает определенные этические или моральные цели как желательные, поскольку их достижение приведет к счастью; и рефлективный , или нормативный гедонизм , стремящийся определить ценность с точки зрения удовольствия. Древнегреческие философы Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур (341 – 270 гг. до н. э. г.) и их последователи разработали этические теории, сосредоточенные на «хорошей жизни» (идеальной жизни, жизни, наиболее достойной жизни, eudaimonia , счастье) и роль удовольствия от его достижения. В Средние века гедонизм был отвергнут как несовместимый с христианскими идеалами, но философы эпохи Возрождения возродили его на том основании, что Бог предназначил человека для счастья. Британские философы девятнадцатого века Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам создали этическую теорию утилитаризма с гедонистической ориентацией, утверждая, что все действия должны быть направлены на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей.

Концепции гедонизма

Существует множество философских форм гедонизма, но их можно разделить на три основных типа: психологический гедонизм ; оценочный , или этический гедонизм ; и рефлективный , или рационализирующий гедонизм . Психологический гедонизм считает, что стремление к удовольствию и избегание боли является важным аспектом человеческой природы; люди не могут действовать иначе. Человек всегда будет действовать так, чтобы, по его мнению, доставлять то, что он воспринимает как величайшее удовольствие, или защищать его от нежелательной боли. Психологический гедонизм либо основан на наблюдении за человеческим поведением, либо обусловлен определением «желания». Психологический гедонизм часто является формой эгоизма, озабоченной удовольствием отдельного субъекта, но он также может быть связан с удовольствием общества или человечества в целом. Альтруистические версии психологического гедонизма включают в себя глубоко укоренившиеся убеждения, культурные или религиозные убеждения, которые побуждают человека действовать на благо семьи или общества или ожидание загробной жизни. К проблемам психологического гедонизма относятся определения желания и удовольствия. Связано ли желание с удовлетворением физических ощущений или оно распространяется на ментальные и рациональные представления об удовольствии? Все ли положительные переживания, даже незначительные и обыденные, являются психологическими мотивами?

Оценочный гедонизм — это попытка установить определенные цели или цели как желательные и убедить других в том, что эти цели следует преследовать и что их достижение приведет к удовольствию. Оценочный гедонизм иногда используется для поддержки или оправдания существующей системы моральных ценностей. Многие альтруистические и утилитарные моральные системы относятся к этому типу, потому что они побуждают человека жертвовать или ограничивать непосредственное чувственное удовлетворение в пользу более рационального, такого как удовлетворение от служения другим или поддержание эгалитарного общества, в котором каждый человек получает определенные преимущества. Оценочный гедонизм поднимает проблему точного определения того, какие цели желательны и почему.

Рефлективный, нормативный или рационализирующий гедонизм стремится определить ценность с точки зрения удовольствия. Даже самые сложные человеческие занятия объясняются желанием максимизировать удовольствие, и именно это желание делает их рациональными. Возражения против определения ценности на основе удовольствия включают тот факт, что не существует общего состояния или свойства, обнаруживаемого во всех переживаниях удовольствия, которые можно было бы использовать для установления объективного измерения. Не все переживания удовольствия можно считать ценными, особенно если они возникают в результате преступной деятельности или слабости характера или причиняют вред другим. Другое возражение состоит в том, что помимо непосредственного опыта удовольствия существует много других видов ценных переживаний, таких как быть хорошим родителем, создавать произведение искусства или действовать честно, которые, хотя и могут быть названы производящими некое подобие альтруистическое удовольствие, очень трудно классифицировать и количественно оценить. Нормативный гедонизм определяет ценность исключительно в соответствии с пережитым удовольствием, не принимая во внимание будущее удовольствие или боль, возникающие в результате конкретного действия.

Древний гедонизм

Среди древнегреческих философов обсуждение этической теории часто концентрировалось на «хорошей жизни» (идеальная жизнь, жизнь, достойная жизни, eudaimonia, счастье) и роли удовольствия от ее достижения. Различные выражения концепции «удовольствие есть благо» были разработаны такими философами, как Демокрит, Аристипп, Платон, Аристотель и Эпикур, и их последователями, и с ними решительно не согласились их оппоненты. Аристипп (V век г. до н. э. ), а киренейская школа утверждала, что величайшим благом является сиюминутное удовольствие, и защищала жизнь, полную чувственных удовольствий, на том основании, что все живые существа стремятся к удовольствиям и избегают боли. Эта позиция отражала скептицизм в отношении того, что можно знать только ощущения момента, и что озабоченность прошлым или будущим вызывает только неуверенность и тревогу, и ее следует избегать.

Древние греки смотрели на мир природы и соглашались с тем, что каждый организм мотивирован действовать для собственного блага, но расходились во мнениях относительно того, было ли это «благо» удовольствием. Демокрит (ок. 460 – ок. 370 г. до н. э. ), как сообщается, считал, что высшим благом является приятное состояние спокойствия ума (euthumia), и что определенные удовольствия или страдания следует выбирать в зависимости от того, как они способствуют этому спокойствию. В году Протагор, Сократ (470-399 г. до н.э. г.) представил версию демократического гедонизма, которая включала метод расчета относительных удовольствий и страданий. Сократ утверждал, что собственное благо агента не является немедленным удовольствием и что необходимо проводить различие между удовольствиями, которые способствуют добру, и вредными удовольствиями. В своих более поздних диалогах Платон (ок. 428–347 г. до н. э. ) согласился с тем, что, хотя хорошая жизнь и приятна, доброта состоит в рациональности, а приятность является дополнением.

Аристотель оспаривал определение удовольствия как процесса восполнения естественного недостатка в организме (удовлетворение голода, жажды, желания), заявляя вместо этого, что удовольствие возникает, когда природная потенция мысли или восприятия реализуется в совершенных условиях. Каждый вид актуализации приносит свое удовольствие; удовольствие мысли, удовольствие искусства, телесные удовольствия. Эвдемония (идеальное состояние существования) состоит из оптимальной реализации способности человека к мышлению и рациональному выбору; оно, естественно, характеризовалось бы наивысшей степенью удовольствия.

Эпикур (341 – 270 г. до н.э. г.) и его школа различали два вида удовольствия: удовольствие, восполняющее недостаток организма (например, голод или желание), и удовольствие, испытываемое, когда организм находится в стабильном состоянии, свободен от всякой боли или беспокойства. Он отдавал предпочтение последнему типу и подчеркивал уменьшение желания, а не непосредственное получение удовольствия. Эпикур утверждал, что высшее удовольствие состоит в простой, умеренной жизни, проведенной с друзьями и в философских дискуссиях, и не одобрял чрезмерного снисходительности любого рода, потому что это в конечном итоге приведет к какой-то боли или нестабильности.

Мы признаем удовольствие первым благом, врожденным в нас, и с удовольствия мы начинаем каждый акт выбора и избегания, и к удовольствию мы снова возвращаемся, используя чувство как мерило, по которому мы судим о всяком благе. (Эпикур, «Письмо к Менекею»)

Гедонизм в Средние века и Возрождение

Христианские философы Средневековья осудили эпикурейский гедонизм как несовместимый с христианскими целями избегания греха, повиновения воле Бога, взращивания таких добродетелей, как милосердия и веры, а также поиска награды в загробной жизни за жертвы и страдания на земле. В эпоху Возрождения такие философы, как Эразм (1465–1536), возродили гедонизм на том основании, что Бог желает, чтобы люди были счастливы и испытывали удовольствие. Описывая идеальное общество своей утопии (1516 г.), Томас Мор сказал, что « главная часть счастья человека состоит из удовольствия. «Мор утверждал, что Бог создал человека, чтобы он был счастлив, и использует стремление к удовольствию для мотивации нравственного поведения. Мор проводил различие между удовольствиями тела и удовольствиями разума и призывал к поиску естественных удовольствий, а не тех, которые производятся искусственная роскошь.

В восемнадцатом веке Фрэнсис Хатчесон (1694–1747) и Дэвид Юм (1711–1776) систематически исследовали роль удовольствия и счастья в морали и обществе; их теории были предшественниками утилитаризма.

Утилитаристский гедонизм

Британские философы девятнадцатого века Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам установили фундаментальные принципы гедонизма посредством своей этической теории утилитаризма. Утилитарные ценности предшествуют гедонистическим ценностям в том смысле, что все действия должны быть направлены на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Все действия должны оцениваться на основе того, сколько удовольствий они производят по отношению к количеству боль , которая возникает из-за них. Поскольку утилитаризм имел дело с государственной политикой, необходимо было разработать «гедонистический расчет», чтобы определить соотношение удовольствия и боли для любого данного действия или политики. Хотя Бентам и Милль были последовательны в своем стремлении к максимальному удовольствию для наибольшего числа людей, они различались в методах измерения счастья.

Джереми Бентам и его последователи отстаивали количественный подход. Бентам считал, что ценность удовольствия можно понять, умножив его интенсивность на продолжительность. Приходилось учитывать не только количество удовольствий, но и их интенсивность и продолжительность. Количественная теория Бентама определила шесть «измерений» ценности удовольствия или боли: интенсивность, продолжительность, определенность или неопределенность, близость или удаленность, плодовитость и чистота (Bentham 1789). , гл. 4).

Джон Стюарт Милль выступал за качественный подход. Милль считал, что существуют разные уровни удовольствия, и что удовольствие более высокого качества имеет большую ценность, чем удовольствие более низкого качества. Милль предположил, что более простые существа (он часто ссылался на свиней) имеют более легкий доступ к более простым удовольствиям; поскольку они не осведомлены о других аспектах жизни, они могут просто потакать себе, не задумываясь. Более развитые существа больше думают о других вещах и, следовательно, меньше времени тратят на наслаждение простыми удовольствиями. Критики качественного подхода обнаружили в нем несколько проблем. Они указали, что «удовольствия» не обязательно имеют общие черты, за исключением того факта, что их можно рассматривать как «приятные». Определение «приятного» субъективно и различается у разных людей, поэтому «качества» удовольствий трудно изучать объективно и с точки зрения универсальных абсолютов. Другое возражение состоит в том, что «качество» не является неотъемлемым атрибутом удовольствия; о «качестве» удовольствия судят либо по его количеству и интенсивности, либо по какой-либо негедонистической ценности (такой как альтруизм или способность возвышать разум).

«Природа поставила человечество под управление двух суверенных владык, боли и удовольствия. Только они должны указывать, что мы должны делать, а также определять, что мы должны делать». (Bentham 1789)

Христианский гедонизм

Христианский гедонизм — это термин, введенный в 1986 году для богословского движения, первоначально задуманного пастором доктором Джоном Пайпером в его книге Желание Бога: размышления христианского гедониста. Принципы этой философии заключаются в том, что люди были созданы (христианским) Богом с приоритетной целью щедро наслаждаться Богом через познание, поклонение и служение Ему. Эта философия рекомендует стремиться к собственному счастью в Боге как высшему человеческому удовольствию. Подобно эпикурейскому воззрению, высшее удовольствие рассматривается как нечто долгосрочное и заключается не в снисходительности, а в жизни, посвященной Богу. В христианском сообществе были подняты серьезные вопросы о том, заменяет ли христианский гедонизм «люби Бога» на «наслаждайся Богом» как на самую большую и главную заповедь.

Типичная апологетика христианского гедонизма состоит в том, что если вы действительно любите что-то, вы должны по-настоящему этим наслаждаться. Его можно резюмировать в следующем утверждении: « Бог наиболее прославляется в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем. »

Совсем недавно термин «христианский гедонизм» был использован французским философом Мишелем Онфре для обозначения различных еретических движений от Средневековья до Монтеня.

Гедонизм в обычном употреблении

В обычном употреблении слово гедонизм часто ассоциируется с потворством своим желаниям и очень расплывчатым или либеральным взглядом на мораль секса. Большинство форм гедонизма на самом деле концентрируются на духовных или интеллектуальных целях или на стремлении к общему благополучию.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Аристотель. Никомахова этика, 2-е изд., Hackett Publishing Co. ISBN 872204642 Доступно в Интернете на английском или греческом языках в цифровой библиотеке Персея, Грегори Крейн, изд. [1]. Проверено 12 января 2008 г.
  • .
  • Bentham, J., (1789), Введение в принципы морали и законодательства. Adamant Media Corporation, 2005. ISBN 1402185642 ISBN 978-1402185649
  • Brandt, R. Теория добра и права. Оксфорд, Кларендон Пресс, 1979.
  • Брод, CD Пять типов этической теории. Лондон и Бостон: Рутледж и Кеган Пол, 1930 г.
  • Фельдман, Ф. «Гедонизм», в Encyclopedia of Ethics, eds. Л.К. Беккер и К. Б. Беккер Рутледж: Лондон и Нью-Йорк, 2001.
  • .
  • Фланаган, О. Переосмысление сознания. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1992.
  • Милл, Дж.С. и Джордж Шер, (ред.) Утилитаризм, 2-й. изд. Издательская компания Hackett, 2002. ISBN 087220605X
  • .
  • Мур, Г.Э. Принципы этики. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1903.
  • .
  • Росс, В.Д. Основы этики. Оксфорд: Clarendon Press, 1939.
  • Смарт, Дж. Дж. К., 1973. «Очерк системы утилитарной этики», в книге «Утилитаризм: за и против», Дж. Дж. К. Смарт и Б. Уильямс. Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета, 1973.
  • .
  • Самнер, В. Благополучие, счастье и этика. Oxford, UK: Clarendon Press, 1996.

См. также

  • Мораль
  • Этика

Внешние ссылки

Все ссылки получены 12 декабря 2017 г.

  • Статья в Стэнфордской энциклопедии философии
  • Интернет-энциклопедия философии о:
    • Эпикур
    • Джон Стюарт Милл
    • Зигмунд Фрейд
  • Статей, обсуждающих христианский гедонизм

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на New World Encyclopedia участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Гедонизм история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Гедонизма»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

10 Примеры гедонизма (2023)

Гедонизм — это философская школа мысли, предполагающая, что удовольствие и наслаждение должны быть высшей целью в жизни.

Он основан на убеждении, что удовольствие и счастье являются единственными неотъемлемыми благами, то есть они ценны независимо от любых других факторов.

Гедонизм считает, что погоня за удовольствиями должна составлять большую часть жизни, а этические обязанности, такие как мораль или справедливость, должны быть второстепенными соображениями.

Гедонистическая деятельность может включать в себя все, что приносит кому-то удовольствие, от физических удовольствий, таких как вкусная еда или плавание, до умственных удовольствий, таких как чтение книги или изучение нового языка.

Например, гедонист может отдать предпочтение походу на пляж с друзьями, а не подготовке к предстоящему тесту, потому что первое доставляет им больше удовольствия.

В то время как гедонизм обычно фокусируется на краткосрочном удовлетворении, некоторые люди рассматривают его как постоянную погоню за счастьем и удовлетворением на всю жизнь.

Определение гедонизма

Гедонизм — это философская вера в то, что удовольствие и счастье являются высшими формами добра и должны быть главными целями жизни.

Он основан на убеждении, что удовольствие и счастье являются единственными неотъемлемыми благами, то есть они ценны независимо от любых других факторов.

Согласно Пророку и Пророку (2008 г.),

«…гедонизм определяется как учение о том, что удовольствие или счастье есть единственное или главное благо в жизни, или образ жизни, основанный на этом учении» (стр. 7).

Концепция, уходящая своими корнями в древнегреческую философию, основана на гедонистическом исчислении — методе взвешивания удовольствия и боли для определения того, является ли действие или решение правильным или неправильным (Tubbs, 2009).

Племя (2009) утверждает, что

«…стремление к удовольствию и избегание боли как цель, к которой мы должны стремиться, — вот моральный взгляд гедонистов» (стр. 217).

В гедонистической мысли удовольствие не обязательно приравнивается к материальным благам; оно может включать умственные или эмоциональные радости и физические удовольствия.

С научной точки зрения постулируется, что гедонистические действия, такие как вкусная еда или участие в развлекательных мероприятиях, повышают уровень дофамина в мозге, вызывая чувство удовольствия и удовлетворения.

Проще говоря, гедонизм — это убеждение, что стремление к удовольствию и избегание боли должны быть главными целями жизни.

Примеры гедонизма

  • Употребление вкусной пищи : Употребление пищи, доставляющей удовольствие, такой как изысканная еда или любимая закуска из комфортной еды, является примером гедонизма. Процесс еды в сочетании со вкусом и текстурой пищи может принести чувство удовлетворения и удовольствия.
  • Прослушивание музыки : Музыка всегда высоко ценилась за способность вызывать у слушателей эмоции и радость. Прослушивание музыки, которая вам нравится, — это форма гедонизма, поскольку она вызывает чувство удовольствия, когда вы думаете о мелодиях, ритме и текстах.
  • Просмотр фильмов : Просмотр фильмов — еще одна форма гедонизма, поскольку он приносит удовольствие благодаря увлекательным историям и увлекательным визуальным эффектам. Кинематографические впечатления могут быть особенно приятными, когда вы делитесь ими с друзьями или семьей, поскольку они добавляют уровень связи через общие эмоции и реакции в ответ на сам фильм.
  • Путешествие : Знакомство с новыми местами по всему миру — это невероятно полезная форма гедонизма, поскольку она позволяет получить представление о разных культурах, даря моменты, которые создают воспоминания на всю жизнь. Это также дает возможность попробовать новые виды деятельности, такие как походы или дайвинг, которые доставляют физические и умственные удовольствия, связанные с исследованиями и открытиями.
  • В поисках приключений : Риск, например, в приключениях, может быть чрезвычайно приятным с точки зрения раздвигания собственных границ и получения острых ощущений от преодоления препятствий на пути. Сюда входят такие виды деятельности, как банджи-джампинг, прыжки с парашютом или скалолазание, которые дают повышенный опыт без особой опасности, связанной с ними, благодаря мерам предосторожности, принятым опытными профессионалами в этих областях.
  • Ведение содержательных бесед : Глубокие беседы с кем-то еще могут принести огромное удовлетворение. Это позволяет двум людям общаться на более глубоком уровне, понимая мысли и чувства друг друга глубже, чем когда-либо прежде, что возможно только посредством вербального общения.
  • Упражнения : Тренировки приносят множество физических преимуществ, но они также полны психологических наград. Он выделяет химические вещества, которые заставляют вас чувствовать себя лучше и энергичнее. Некоторым людям нравятся физические упражнения, потому что они побуждают их работать лучше и достигать больших или малых целей.
  • Творчество с хобби : Занимаясь чем-то творческим, например рисованием или игрой на инструменте, вы испытываете чувство удовлетворения от освоения чего-то нового, а также успокаивающий эффект от простого проявления своей творческой стороны.
  • Быть продуктивным на работе : Упорный труд для достижения целей в своей области знаний часто может приносить большое удовлетворение после достижения желаемого результата.
  • Знакомство с природой : Доказано, что времяпрепровождение на свежем воздухе в окружении природы полезно для физического и психического здоровья. Ощущение связи с чем-то большим, чем они сами, в окружении красивых пейзажей позволяет многим людям перезагрузить свой разум, наслаждаясь свежим воздухом, наполненным природными ароматами.

Истоки гедонизма

Гедонизм — это философский подход к жизни, основанный на стремлении к удовольствию. Он восходит к древнегреческой философии с киренаикой, школой мысли, возглавляемой Аристиппом из Кирены в пятом веке до нашей эры.0262 (Лампе, 2017).

Цель этой школы состояла в том, чтобы доказать, что удовольствие следует рассматривать как единственное неотъемлемое благо: обладание им принесет счастье, а его отсутствие приведет к страданию.

Многие философы изменяли и дополняли фундаментальные идеи гедонизма на протяжении всей истории.

Например, эпикуреизм был введен Эпикуром в четвертом веке до нашей эры, утверждая, что удовольствия следует преследовать, но не чрезмерно, поскольку это может привести к новым страданиям (Lampe, 2017).

Эта идея была затем поддержана Утилитаризмом, моральной теорией, разработанной Джереми Бентамом, в которой утверждалось, что действия следует оценивать на основе того, сколько удовольствия или боли они причиняют в целом всем существам, затронутым ими.

Гедонизм продолжал развиваться с момента своего зарождения в Древней Греции, разветвляясь на различные области. Однако его основная концепция осталась прежней: следует искать удовольствия и избегать страданий (Lampe, 2017).

Теории гедонизма

Гедонизм состоит из трех основных теорий – психологической, этической и аксиологической. Все разновидности стремятся максимизировать удовольствие, сводя к минимуму страдания в погоне за наслаждением и удовлетворением.

Вот обзор каждого типа:

1. Психологический гедонизм

Психологический гедонизм – это вера в то, что все человеческое поведение в основе своей мотивировано стремлением к удовольствию (Tatarkiewicz, 1949).

Это предполагает, что то, что люди делают и к чему стремятся, с биологической точки зрения, в конечном счете, заключается в максимизации удовольствия и минимизации страданий.

Например, человек может решить заниматься деятельностью или принимать решения, которые приносят ему больше радости, даже за счет других вариантов, которые могут быть более логичными или практичными.

2. Этический гедонизм

Этический гедонизм утверждает, что удовольствие следует считать хорошим, а боль – плохим (Lafleur, 1956).

Это означает, что любое действие, приводящее к результатам, направленным в первую очередь на получение удовольствия, является морально правильным, а действия, приводящие к еще большей боли, считаются неправильными.

Эта теория также может быть распространена на действия в обществе.

Например, при рассмотрении потенциального воздействия определенного закона или политики на граждан этические гедонисты отдают предпочтение количеству удовольствия, которое он может принести, по сравнению с любым потенциальным вредом, который он может причинить.

3. Аксиологический гедонизм

Аксиологический гедонизм предполагает, что удовольствие и счастье следует рассматривать как внутренние ценности, то есть они обладают внутренней ценностью, независимой от каких-либо внешних факторов, таких как полезность или богатство (Anstey, 2013).

Следовательно, согласно аксиологическому гедонизму, важно не то, что вызвало чувство — деньги, слава или власть, а то, насколько приятным было само переживание.

Примером аксиологического гедонизма может быть то, как человек, добившийся огромного богатства тяжелым трудом, может найти удовлетворение, просто переживая закат, не нуждаясь в каких-либо материальных благах вокруг себя, чтобы чувствовать себя довольным.

Критика гедонизма

Гедонизм со временем подвергался широкой критике, и многие философы и психологи считали, что удовольствие не должно быть единственным принципом, которым мы живем.

Полагая удовольствие высшим идеалом, утверждается, что гедонизм может привести к материалистическому и эгоистичному поведению, поскольку люди озабочены только максимизацией собственного удовольствия независимо от каких-либо негативных последствий для окружающих (Ксендзова и др. , 2015). .

Другая проблема с гедонизмом заключается в том, что некоторые утверждают, что он слишком сильно зависит от субъективных оценок добра или зла: то, что может доставить огромное удовольствие одному человеку, может быть совершенно непривлекательным для другого (Heathwood, 2006).

Это затрудняет количественную оценку того, сколько удовольствия приносит определенное действие или опыт, поскольку его можно интерпретировать по-разному в зависимости от человека.

Более того, критики гедонизма предположили, что погоня только за физическими удовольствиями может способствовать общему ухудшению психического здоровья, при этом чувства удовлетворенности и покоя упускаются из виду в пользу более мимолетных переживаний, таких как еда или секс (Taquet et al., 2016).

В связи с этим необходимо сбалансировать краткосрочные удовольствия и долгосрочное счастье, чтобы сохранить свое благополучие.

Заключение

Гедонизм — это философское убеждение, в основе которого стремление к удовольствию и счастью как к высшей цели жизни.

На протяжении всей истории развивались и подробно обсуждались различные формы гедонизма, наиболее популярными из которых были психологический, этический и аксиологический гедонизм.

Несмотря на то, что гедонизм предлагает широкий спектр приятных впечатлений и видов деятельности, он столкнулся с критикой за потенциальное поощрение эгоистичного поведения и слишком большую зависимость от субъективных измерений удовольствия.

Несмотря на эту критику, гедонизм остается важной философской концепцией, которая вдохновила многих на исследование важности удовольствия и счастья.

Достижение баланса между сиюминутным удовлетворением и долговременным благополучием необходимо для полноценного и осмысленного существования.

Ссылки

Anstey, PR (2013). Оксфордский справочник по британской философии XVII века. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Хитвуд, К. (2006). Удовлетворение желаний и гедонизм. Философские исследования, 128 (3), 539–563. https://doi.org/10.1007/s11098-004-7817-y

Ксендзова М., Айер Р., Хилл Г., Войцик С. П. и Хауэлл Р. Т. (2015). Портрет гедониста: личность и этика, стоящие за ценностью и неадекватным стремлением к удовольствию. Личность и индивидуальные различия, 79 , 68–74. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.01.042

Lafleur, LJ (1956). В защиту этического гедонизма. Философия и феноменологические исследования, 16 (4), 547. https://doi.org/10.2307/2104257

Лампе, К. (2017). Рождение гедонизма – киренейские философы и удовольствие как образ жизни . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Профет, М., и Профет, Э. К. (2008). Пути света и тьмы . Монтана: Издательство Университета Саммита.

Taquet, M., Quoidbach, J., de Montjoye, Y.-A., Desseilles, M., & Gross, J.J. (2016). Гедонизм и выбор повседневных занятий. Труды Национальной академии наук, 113 (35), 9769–9773. https://doi.org/10.1073/pnas.1519998113

Татаркевич, В. (1949). Психологический гедонизм. Synthese, 8 (1), 409–425. https://doi.org/10.1007/bf00485925

Племя, Дж. (2009). Философские вопросы туризма. Лос-Анджелес: Публикации Channel View.

Таббс, Дж. Б. (2009). Справочник терминов по биоэтике . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета.

Виктория Сус (Массачусетс)

+ посты

Виктория Сус — академический писатель, специализирующийся в основном на экономике и бизнесе из Украины. Она имеет степень магистра международного бизнеса Львовского национального университета и имеет более чем 6-летний опыт написания текстов для различных клиентов. Виктория увлечена исследованием последних тенденций в экономике и бизнесе. Однако она также любит исследовать различные темы, такие как психология, философия и многое другое.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts