Гедонизм это в философии: Гедонизм как способ улучшить жизнь

Гедонизм как способ улучшить жизнь

Гедонизм – философское учение, которое видит смысл жизни человека в достижении удовольствия. О том, когда возник гедонизм, на чём он основан и какие практические выводы можно сделать на его основе, вы узнаете из нашей статьи.

Гедонизм как учение

Гедонизм учит, что смысл жизни и высшее благо человека – в удовольствии. Все остальные человеческие ценности – это лишь инструменты, которые помогают ему этого удовольствия достичь. Гедонизм не даёт конкретных практических инструкций: удовольствие – главная цель, пути его достижения – результат индивидуального выбора. То есть каждый человек сам решает, как ему достигать удовольствия; гедонизм на этот счёт никаких предписаний не имеет.

История гедонизма

Древнегреческий философ Аристипп – современник Сократа и основоположник гедонизма – выделял два состояния человеческой души: удовольствие и боль. Цель человеческого существования он видел в увеличении первого и сокращении второго.

Другой философ – Эпикур так и говорил своим ученикам: «Удовольствие – это отсутствие страдания». Кстати, эпикуреизм – это родственная гедонизму философия, но между ними есть различия.

В эпикуреизме имело место деление удовольствия на виды, а Аристипп избегал какой-либо классификации. Для него удовольствие от еды было таким же удовольствием, что и от чтения или прогулки. Также Аристипп считал, что в гедонизме допустим эгоизм – личное удовольствие важнее всего.

Этический гедонизм

Но не все философы разделили мнение Аристиппа. Цель человека в эгоистическом удовольствии или общественном?

Например, утилитаризм считает, что во втором. Мы должны стремиться именно к всеобщему удовлетворению, а не личному. А как считаете вы? Человек должен добиваться удовольствия исключительно для себя или для всего общества?

Также выделяют психологический гедонизм. Под ним понимают гипотезу о природном стремлении человека к удовольствию. То есть мы все гедонисты от природы, но не все это понимают.

Практические аспекты

Каждый человек должен понять, что приносит ему удовольствие и что приносит ему страдание.

Например, вы можете взять последнюю неделю и разобрать её: что принесло вам чувство удовлетворения, а что принесло чувство недовольства? Составьте два списка. И в дальнейшем возьмите себе в привычку отслеживать свою реакцию на происходящее, развивайте осознанность.

После этого подумайте, как вы можете максимизировать удовольствие и минимизировать страдания? Что вам нужно делать чаще, а что реже? Как должен измениться ваш уклад жизни? Возможно, вам стоит попробовать себя в чём-то новом, отказаться от чего-то (или кого-то)?

Также составьте список того, что может вам начать приносить удовольствие в дальнейшем. Не имеет значения, эгоистичный или утилитаристский подход вы выбрали. От чего вы можете испытать наслаждение? Как это устроить?

Думайте наперёд: если вы не будете делать отчёт, вы, конечно, избежите страдания, испытываемого от работы с бумагами, но в дальнейшем вы получите ещё большее страдание, когда вас лишат премии или уволят.

Часто мы встаём перед выбором: сиюминутное страдание и удовольствие в дальнейшем или сиюминутное удовольствие и страдание в дальнейшем. Если совсем избежать страдания не получается, старайтесь выбрать тот вариант, при котором вы испытаете меньшее недовольство.

Если резюмировать сказанное, мы получим три шага для улучшения жизни на основе гедонизма:

  1. Нужно чётко понять, что приносит вам удовольствие, а что – страдание.
  2. Нужно определить для себя, что из того, чем вы ещё не занимаетесь, сможет принести вам удовольствие в дальнейшем.
  3. Нужно составить программу действий по максимизации удовольствия, а главное – минимизации страдания.

Совсем не обязательно делать гедонизм жизненным кредо, но с его помощью можно приукрасить свою жизнь и сделать ее немного лучше. Попробуйте сами, а если ничего не выйдет, всегда можно вернуться к привычной повседневности. Желаем удачи!

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

что это такое? Кто такой гедонист простыми словами

Автор:

Ньютон

15 октября 2019 14:54

Метки: гедонизм   гедонист   знания   значение слов   философия   

Что значит гедонизм и кого называют гедонистом? Значение слов, синонимы, примеры употребления. Гедонизм в философии — Аристипп и киренаики, Эпикур и эпикурейцы, Бентам и Милль. В чем разница между гедонизмом, утилитаризмом и эвдемонизмом? Гедонизм и аскетизм.

Источник:

Гедонизм и гедонист — это…

Гедонизм — это стремление к удовольствиям, наслаждениям.

В философии гедонизм — направление этики, которое признает наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни. То, что приносит людям наслаждение — добро; то, что приносит людям страдания — зло.

Гедонист — это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист — человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям.

Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.

Ударение ставится на последний слог — гедони́зм. Термин происходит от древнегреческого слова ἡδονή — наслаждение, удовольствие.

Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам

В философской теории ценностей гедонизм — это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение — единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное — лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Счастье — это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями — и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками.

Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы — тогда жизнь будет прожита не зря.

В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.

Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века

В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма — умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.

Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим — в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности.

Себастьен-Рок Никола де Шамфор

Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.

Польза в утилитаризме — это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).

Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса

Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм — в чем разница?

Гедонизм как философская концепция провозглашает стремление человека к удовольствиям. Разделяют этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не дает моральных оценок — это описательное учение о том, что люди стремятся к наслаждению и стараются избегать страданий. Этический гедонизм — учение о том, что следует стремиться к удовольствию. 

Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела.

Утилитаризм — этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья.

Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов

Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.
С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)

Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений.
Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)

Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.
Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)

Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.
Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)

Наш с вами долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха — проповедь образа Христа, слова евангельской истины.
Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)

Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей.
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)

гедонизм | Философия и определение

Чиро Ферри: Триумф Вакха

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Аннисерис
Похожие темы:
психологический гедонизм Киренаик лови момент гедонистическое исчисление гедонистический парадокс

Посмотреть весь связанный контент →

гедонизм , в этике общий термин для всех теорий поведения, в которых критерием является удовольствие того или иного рода. Слово происходит от греческого hedone («удовольствие»), от hedys («сладкий» или «приятный»).

Гедонистические теории поведения существовали с древнейших времен. Их критики постоянно искажали их из-за простого заблуждения, а именно предположения, что удовольствие, поддерживаемое гедонистом, обязательно имеет чисто физическое происхождение. Это предположение в большинстве случаев является полным извращением истины. Практически все гедонисты признают существование удовольствий, получаемых от славы и репутации, от дружбы и симпатии, от знаний и искусства. Большинство настаивало на том, что физические удовольствия не только эфемерны сами по себе, но и включают в себя либо в качестве предварительных условий, либо в качестве последствий такие боли, которые не учитывают любую большую интенсивность, которую они могут иметь, пока они длятся.

Самая ранняя и крайняя форма гедонизма — это киренаикская форма, сформулированная Аристиппом, который утверждал, что целью хорошей жизни должно быть чувственное удовольствие в данный момент. Поскольку, как утверждал Протагор, познание состоит исключительно из сиюминутных ощущений, бесполезно пытаться вычислять будущие удовольствия и уравновешивать их страданиями. Истинное искусство жизни состоит в том, чтобы вкладывать в каждый момент как можно больше удовольствия.

Ни одна школа не была более подвержена описанному выше заблуждению, чем эпикурейская. Эпикуреизм полностью отличается от киренаизма. Для Эпикура удовольствие действительно было высшим благом, но на его интерпретацию этой максимы глубоко повлияло сократовское учение о благоразумии и аристотелевская концепция лучшей жизни. Истинный гедонист стремился бы к жизни, полной непрекращающихся удовольствий, но это было бы достижимо только под руководством разума. Необходим самоконтроль в выборе и ограничении удовольствий с целью свести боль к минимуму. Эта точка зрения легла в основу эпикурейского принципа: «Начало всего этого и величайшее благо — благоразумие». Эта отрицательная сторона эпикуреизма развилась до такой степени, что некоторые члены школы находили идеальную жизнь скорее в безразличии к боли, чем в положительном наслаждении.

В конце 18 века Джереми Бентам возродил гедонизм и как психологическую, и как моральную теорию под эгидой утилитаризма. У людей нет другой цели, кроме величайшего удовольствия, поэтому каждый человек должен стремиться к величайшему удовольствию. Казалось бы, из этого следует, что каждый человек неизбежно всегда делает то, что должен. Бентам искал решение этого парадокса в разных случаях в двух несовместимых направлениях. Иногда он говорит, что поступок, который человек совершает, есть поступок, который он совершает.0023 думает, что

доставит наибольшее удовольствие, тогда как действие, которое следует совершить, действительно доставит наибольшее удовольствие. Одним словом, расчет есть спасение, а грех есть недальновидность. В качестве альтернативы он предполагает, что действие, которое человек совершает, доставляет ему наибольшее удовольствие, в то время как действие, которое следует совершать, доставляет всем тем, кого оно затрагивает, наибольшее удовольствие.

Психологическая доктрина о том, что единственной целью человека является удовольствие, подверглась эффективной критике со стороны Джозефа Батлера. Он указал, что у каждого желания есть свой конкретный объект, и что удовольствие приходит как долгожданное дополнение или бонус, когда желание достигает своей цели. Отсюда парадокс: лучший способ получить удовольствие — это забыть о нем и всем сердцем заняться другими целями. Батлер, однако, зашел слишком далеко, утверждая, что удовольствие не может быть целью. Обычно, когда кто-то голоден, любопытен или одинок, у него возникает желание поесть, узнать или составить компанию. Это не желания удовольствия. Можно есть сладости и тогда, когда не голоден, ради удовольствия, которое они доставляют.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Моральный гедонизм подвергся нападкам со времен Сократа, хотя моралисты иногда доходили до крайности, утверждая, что люди никогда не обязаны приносить удовольствие.

Может показаться странным говорить, что человек обязан стремиться к удовольствию, но удовольствия других, безусловно, считаются одним из факторов, имеющих значение при принятии морального решения. Одна конкретная критика, которую можно добавить к тем, которые обычно выдвигаются против гедонистов, заключается в том, что, хотя они утверждают, что упрощают этические проблемы, вводя единый стандарт, а именно удовольствие, на самом деле они придерживаются двойного стандарта. Как сказал Бентам, «природа поставила человечество под управление двух суверенных владык, боли и удовольствия». Гедонисты склонны относиться к удовольствию и боли так, как если бы они были, подобно теплу и холоду, степенями одной шкалы, тогда как на самом деле они различны по своему типу.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Майклом Рэем.

Гедонизм – по ветвям/доктринам

Введение | История гедонизма
 
Введение Вернуться к началу

Гедонизм — это философия, согласно которой удовольствие является самым важным занятием человечества и единственным благом для отдельного человека. Поэтому гедонисты стремятся к максимизируют свое общее удовольствие ( чистая сумма любого удовольствия за вычетом боли или страдания). Они считают, что удовольствие — это единственное добро в жизни, а боль — это единственное зло , и цель нашей жизни должна состоять в том, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать боль .

Психологический гедонизм — это точка зрения, согласно которой люди психологически устроены таким образом, что мы желаем исключительно удовольствия . Этический гедонизм , с другой стороны, является точкой зрения, согласно которой наша основная моральная обязанность заключается в максимизации удовольствия или счастья. Это нормативное утверждение, что мы должны всегда действовать так, чтобы доставлять собственное удовольствие .

Гедонизм обычно предполагает индивидуалистическую позицию и связан с эгоизмом (утверждением, что люди всегда должны искать свое собственное благо во всем). Эпикуреизм — более умеренный подход (который по-прежнему стремится максимизировать счастье, но определяет счастье скорее как состояние спокойствие чем удовольствие). Аналогичный, но более альтруистический подход приводит к утилитаризму, позиции, согласно которой моральная ценность любого действия определяется его вкладом в общую полезность в максимизации счастья или удовольствия, суммированных среди всех людей .

Парадокс гедонизма (также называемый Парадоксом удовольствия ) указывает на то, что удовольствие и счастье — это странные явления, которые не подчиняются нормальные принципы , в том, что они не могут быть приобретены напрямую, только косвенно и мы часто не можем достичь удовольствий, если мы намеренно ищем их.

Термин «гедонизм» происходит от греческого «гедоне», означающего просто «удовольствие». В общеупотребительном языке гедонизм стал означать преданность удовольствиям как образу жизни , особенно удовольствиям чувств , и стал синонимом сенсуализма, распутства, разврата и разврата.

История гедонизма Вернуться к началу

Возможно, самым ранним примером гедонизма (и одним из самых крайних ) была философия киренаиков , ранней школы Сократа, основанной Аристиппом из Кирены , в 4 веке до н.э. (хотя, возможно, Демокрит выдвинул очень похожую философию еще раньше). Киренаики подчеркивали одну сторону только учения Сократа о том, что счастье есть одна из целей морального поступка (эвдемонизм), отрицая при этом, что добродетель имеет какую-либо внутреннюю ценность. Они утверждали, что удовольствие было высшим благом , особенно физическим удовольствием , которое Аристипп считал более интенсивным и предпочтительным по сравнению с умственными или интеллектуальными удовольствиями, и особенно непосредственным удовлетворением , от которого, как он утверждал, не следует отказываться ради длительного -термин усиление.

Некоторые считают эпикуреизм формой древнего гедонизма. Его основатель, Эпикур, соглашался с тем, что удовольствие является величайшим благом, но отождествлял удовольствие с спокойствием , а не с телесным удовлетворением, и подчеркивал уменьшение желания по сравнению с немедленным приобретением удовольствия . Так, для Эпикура высшее удовольствие состоит из простой, умеренной жизни, проведенной с друзьями, и в философских беседах 9 .0062 . Эпикур также старался не предлагать нам вести эгоистичную жизнь, которая мешает другим получать собственное удовольствие.

В Средние века христианские философы в значительной степени осуждали гедонизм, который, по их мнению, несовместим с христианским упором на избегание греха, исполнение воли Бога и развитие христианских добродетелей веры, надежды и милосердия. Однако философы эпохи Возрождения , такие как Эразм и сэр Томас Мор, до некоторой степени возродили гедонизм, защищая его на религиозное основание что удовольствие на самом деле было совместимым с желанием Бога, чтобы люди были счастливы.

Либертинизм — философия, связанная с гедонизмом, которая нашла приверженцев в 17, 18 и 19 веках, особенно во Франции и Великобритании, в том числе 2-й граф Рочестер (1647 — 1680), маркиз де Сад ( 1740-1814) и оккультист Алистер Кроули (1875-1947). Распутство игнорирует или даже намеренно отвергает религиозные нормы , принятые нравы и формы поведения, санкционированные обществом в целом, и поощряет любое удовлетворение , особенно сексуальное.

Этическая теория утилитаризма XIX века, предложенная британскими философами Джоном Стюартом Миллем и Джереми Бентамом, развила и усовершенствовала гедонизм, сделав вывод о том, что мы должны совершать то действие, которое лучше для всех («величайшее благо для наибольшее число»). Бентам считал, что ценность удовольствия могла быть количественно понята, в то время как Милль предпочитал качественный подход, основанный на сочетании удовольствий более высокого качества и простых удовольствий более низкого качества.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts