Гендерное воспитание это формирование: Воспитание гендерное это

Сообщение на тему «Гендерное воспитание»

МКДОО «Ланьшинский д/с», Тульская область, Заокский район.

 « Гендерное воспитание в условиях детского сада»

 

« Нельзя считать один пол совершеннее другого, так же нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо.

 

   Гендер- социальный пол человека ,формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами( мальчиками) и женщинами (девочками).

   Гендерное воспитание – это организация  педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

   Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит :  от характера родительских установок и от воспитания ребенка в ДОУ.

   В возрасте от 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменится – мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.

   Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

   Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению  традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений  меняются и внутренние  психологические  позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.

   Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Так к примеру: Федор — самый старший мальчик в группе(6,5 лет), он часто обращается с жалобами к воспитателю на девочек, что Дуня ему как  будто бы мешает играть, хотя на самом деле, она просто проходила мимо и задержалась на некоторое время около него с опросами по его игре.

Федор сразу же начинает психовать и кричать на девочку и не справляясь  самостоятельно он идет за помощью к воспитателю, надеясь на то, что воспитатель прогонит девочку, которая ему мешает. Когда мальчику предлагается решение проблемы самостоятельно и мирно, он начинает психовать и хныкать. В итоге всего этого приходится, обращается к Дуне, что бы она больше не мешала обидчивому мальчику, на что девочка согласившись с указанием в последствии как ни будь специально и не заметно либо подразнит  мальчика, либо сломает его игру.

   В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учетом пола ребенка. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность: к Артему( 4 года) обратилась за помощью Милана (4 года), она попросила ,что бы он помог построить ей деревянную дорогу, на что Артем сказал, что не хочет, не умеет и вообще не любит и убежал от девочки.

Расстроенная  девочка в течении остального дня не общалась с мальчиком игнорируя так же его просьбы, игры и.т.д.  Девочки не всегда следят за порядком в группе и убирают за собой игрушки. Федор за частую сам прибирает за девочками, так как его самому не нравится беспорядок и проще быстрее самому все убрать и пойти на прогулку, обед, занятие. Дети нашей группы очень боязненно относятся к тому, что придется что-то сделать за другого ребенка и норовят убежать или отречься от задания.

   Все это позволяет сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условия для гендерной социализации детей.

   Для формирования у детей позитивной полоролевой  идентичности мы поставили для себя необходимые решения следующих задач:

ü Формирование полоролевых знаний, развития умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

ü Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков ( смелость,решительность, сила, выносливость, вера) и девочек

( чувствительность, доброта, нежность, сострадание).

ü Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположенному полу.

Так же мы выделили главные условия гендерной социализации детей:

ü Предметно – развивающая среда

ü Оформление группы, с учетом гендерных различий

ü Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей

ü Работа с семьей

 

   Одним из главных условий для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из значимых условий формирования у детей позитивной полоролевой  идентичности- создание специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного воспитательно- образовательного, духовного и предметного пространства, обеспечивающего развитие личности ребенка как мальчика или девочки, превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе полоролевых. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствует актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у его опыта, а также формированию новых способов полоролевого поведения.

   В дошкольном возрасте

основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

   Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями ( но у нас в группе есть такие девочки, которые не отстают от мальчиков и играют вместе с ними в шумные игры, игнорируя своих подружек). В нашей группе созданы условия для игр мальчиков: « Веселые автобусы», «Деревянная дорога», « Лего-сити», «Блоки-городки». Для девочек – «Кухонный домик», «Дочки-матери», «Дорожные знаки», « Конструкторные зоны и предметно-заместители»,« Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол, мебель, посуда.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

   Целью педагогического сопровождения сюжетно- ролевой игры, должно быть формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

   Конструктивная  деятельность одно из любимых занятий наших детей. В нашей группе имеется разный конструктор: от крупного до мелких различных видов и назначений.

     Для полного достижения гендерных условий в детском саду мы стремимся к использованию простейших маркеров гендерных различий. У нас в планах :

ü   Дифференцирование шкафов для одежды детей по цветам и картинкам. Для мальчиков выгоднее всего будет иметь на дверце картинку сказочного героя мужского пола, а для девочек- женского.

ü   Подбор полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

ü   На кроватях детей – рисунки сказочных героев: мужского и женского типа.

 

    Гендерный подход находит свое отражение при организации образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь и обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по « интересам» : для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки. Допустим на Н.О.Д. .по математике , по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать: для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.

   Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Например: мальчики танцуют танец моряков, а девочки- матрёшек.

   Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.

   Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», « Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», и др. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

   Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). В центре речевого развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов, поговорок, дидактических игр.

  Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня . Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.

   Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения задач полоролевого воспитания детей.

   Формы работы с семьёй разнообразны: обсуждаем различные педагогические ситуации и выход из них.

(смотрим приложение № 2 и № 3)

   Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, я надеюсь, принесут положительные результаты. Вырастет культура поведения и общения детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети будут  знать половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей.

 

 

Приложения1. 

Творческой деятельности детского сада.

( Не все пункты указаны в докладе)

1.

Сюжетно-ролевая игра Кухня

 

 

2. 3

Книжный уголок.

 

 

4.

Конструкторские зоны и предметы-заместители

 

 

 

 

5.                                                                     6.

 

 

 

 

7. Зона уединения

 

 

 

8. Уголок дорожной безопасности

 

9.

 

 

10.

Театрализованные уголки

 

 

 

11.

Музыкальная зона 

 

 

12.

Уголок ряжения

 

 

 

 

 

13.

Стена творчества

 

 

 

 

 

14.

 

Центры физического развития

15.

 

 

 

 

 

1617

Краеведческий музей

 

 

 

 

18.                                                                                        19

Экологический кабинет  как центр познания

20

 

 

 

 

 

 

   На фотографиях есть наглядные примеры того, как и где развиваются дети нашего сада. У них есть  экологический кабинет как центр познания, краеведческий музей, центр физического развития,  где проводятся экскурсии, занятия, физическая культура.

    В музыкальной зоне детям представляется возможность  поиграть на музыкальных инструментах,  поиграть с театральными куклами, примерить на себя новый образ в уголке ряжения, а поместить все свои подделки и рисунки на стене творчества.

    В групповой комнате у детей есть конструкторские зоны и предметы –заместители, книжный уголок, в который дети периодически сами приносят те книги, которые они хотят изучить в течение недели или послушать сказки перед сном.

Уголок дорожной безопасности и плакаты с правилами дорожного движения  дети видят каждый день перед собой перед выходом в коридор из групповой комнаты.

     Для уединения детей, если у них нет настроения играть или общаться с другими детьми мы создали «Зону уединения» , где ребенок может побыть сам с собой, посидеть ,подумать или полистать книгу и порисовать.

    Для детей второй разновозрастной группы 6-7 лет мы отвели отдельно школьный кабинет для занятий по письму и по математике, что бы дети уже привыкали к школьным партам, стульям, к доске и к мелу все это позволяет детям полностью погрузиться в « маленький учебный процесс» и почувствовать себя учениками.

    В нашем саду мы  стараемся создать все благоприятные условия для гендерного воспитания детей, и со временем дети покажут те результаты, которые мы хотели увидеть.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примеры обсуждения с родителями вопросов по воспитанию детей.

Сценка. Ситуация №1:
Мальчик внимательно изучает девочку и наконец задает вопрос:
— Он у тебя оторвался?
-Нет, не оторвался.
-Тебе делали операцию?
— Нет, у меня вообще не было…
-Интересное у тебя устройство…
Тут входит воспитатель. (На лице смятение).

Вопросы : (задает ведущий)
1.Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?
2.В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?
Работа в подгруппах.

Сценка. Ситуация №2: А вот ситуация в семье.
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: : А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы подгруппам:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Сценка. Ситуация №3: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.
-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
-Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
-А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
-А вы, видимо поощряете его в этом — заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
— А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

Песня «Гендер — что это такое?» (Слова В. Н. Ахметовой)

1.Гендер – что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья-то шляпа?
Или чей-нибудь зверек?
2.И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
3.Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки,
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
4.Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность.
Удивительная дружба
Очень разных двух миров.
5.Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым.
Гендер — это наша жизнь!

 

Приложение № 3

Анкеты для родителей и воспитателей по гендерному воспитанию.

 

Анкета для педагогов, специалистов   ДОУ.

 

1.Укажите, пожалуйста, Вашу должность, педагогический стаж работы.

_____________________________________________________________

2.Выберите по соответствию понятия: половое воспитание, поло-ролевое воспитание, гендерное воспитание:

·        комплекс воспитательных и просветительских воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола;

·        комплекс воспитательных и просветительских воздействий на ребенка, направленных на формирование представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское»;

·        процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола.

3.Кто, по Вашему мнению, должен заниматься гендерным воспитанием детей (родители, воспитатели, учителя школы, друзья, специальные службы, др.)

4.С какого возраста следует заниматься гендерным воспитанием детей?___________________________________________________

5.Какой вид обучения и воспитания в  дошкольном учреждении Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях) или совместное? ________________________________________

6.Нужно ли, по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ, начальной школы отдельно с мальчиками и отдельно с девочками?________________________________________________________

7.Испытываете ли Вы затруднения в работе, связанные с решением вопросов гендерного воспитания детей?_______________________________________

8.Какие из  перечисленных форм  работы с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста по вопросам гендерного  воспитания Вы считаете наиболее эффективными:

-родительские собрания;

-индивидуальные или групповые консультации;

-беседы;

-наглядная агитации;

-другое.

9. Какие черты характера следует формировать у девочек?_____________________________________________________________________________________________________________________________

10.Какие черты характера следует формировать у мальчиков?__________________________________________________________________________________________________________________________

11. Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Анкета №1

Уважаемые родители!

Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:

1.      Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….

2.     Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….

3.     С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?………………………………………………………………

4.     Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? ………………………………………………………………..

5.     Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? ………………………………………………………………………………………………………………

6.     Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ……………………………………………………………………………………………………………

7.      Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………

8.     Какие черты характера следует формировать у девочек?………………………………………………………………………………………….

9.     Какие черты характера следует формировать у мальчиков?………………………………………………………………………………………

10. Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? …………………………………………………………………………………………………………….

Благодарим за помощь!

 

 

 

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 37. 013

Дата публикации 30.04.2023

Таранова Надежда Андреевна
Студентка, Нижнетагильский государственный социально – педагогический институт (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, [email protected]
Петрова Светлана Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние и значимость гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Необходимость гендерного воспитания при индивидуализации ребенка самого себя. Для дошкольного возраста характерно интенсивное физиологическое созревание изменение организма и формирование психики. Статья раскрывает влияние сюжетно-ролевой игры на гендерную принадлежность.
Ключевые слова: гендер, дети, гендерная принадлежность, сюжетно- ролевая игра, гендерное воспитание.

Gender education of preschool children

Taranova Nadezhda Andreevna
student Nizhny Tagil State Socio–Pedagogical Institute (f) RGPPU of the Russian Federation, Nizhny Tagil
Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education

Abstract: This article examines the importance of gender education of preschool children. The need for gender education in the individualization of the child himself. Preschool age is characterized by intensive physiological maturation, changes in the body and the formation of the psyche.The article also reveals the influence of the role-playing game on gender identity.
Keywords: gender, preschool children, gender identity, story-role play, gender education.

Правильная ссылка на статью

Таранова Н.А., Петрова С.С. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/gendernoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 30.04.2023)

Современное общество меняется и претерпевает изменения в области ценностно-нравственных отношений и взглядов на гендерные роли. Сейчас все больше размывается граница между «женским» и «мужским» и не существует четкого разделения между профессиональными и социальными ролями женщин и мужчин. Борьба за равенство и демократизация общества приводят к тому, что женщины становятся более мужественными, а мужчины — более женственными, и их гендерные роли смешиваются. Поэтому важно обращать внимание на формирование гендерного поведения уже в детском возрасте, чтобы избежать социальных проблем в будущем.

Недостаточное внимание к этой проблеме может привести к тому, что у девочек появятся агрессивные и нетерпимые черты характера, а у мальчиков — эмоциональная неустойчивость и нерешительность.

Гендер – это социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности и который включает в себя социальные, психологические и культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерная культура представляет собой стержневой элемент целостности развития личности, основанную на динамической совокупности представлений о женщинах и мужчинах, их биологическом поле, стереотипах, общественных ролей, отношении к своему и противоположному полу и его соответствующем поведении [2, с. 54-56].

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к формированию и проявлению идентичности ребенка. Биологические различия между мужчинами и женщинами могут привести к различиям в их поведении и психологии. При воспитании детей важно учитывать их гендерную принадлежность, которая формируется под воздействием семьи, педагогов и сверстников [5, с. 246].

В возрасте 2-3 лет дети начинают осознавать свою роль и различия между мальчиками и девочками. Гендерный подход в образовании является важной темой в настоящее время. Он предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его гендерную принадлежность и индивидуальные особенности. Это помогает создать условия для полноценного развития каждого ребенка и предотвращает появление стереотипов на основе пола. Поэтому важно, чтобы педагоги и родители учитывали гендерные различия при воспитании.

К 4 годам у ребенка возникает восприятие самого себя как носителя определенного «гендера». Понимает, отчего он предпочитает играть машинкой и мечом, а не куклой, почему он не может носить платье и юбку и т. д. Кроме того, важно помнить, что дети очень восприимчивы к тому, как мы относимся к вопросу гендера. Если мы выражаем свое неодобрение или негативное отношение к тому, что ребенок делает или носит, это может нанести ему серьезный ущерб. Вместо этого, попробуйте быть открытыми и понимающими, и помните, что любовь и поддержка — это то, что на самом деле важно для детей.

В 7 лет ребенок обладает устойчивые представления о гендерных отличиях между девочками и мальчиками. Правильное представление своей гендерной принадлежности позволит в будущем ребенку выбрать такую манеру взаимодействия и общения с окружающим его миром, который поможет ему самореализоваться в жизни и быть успешным [1, с. 235-237].

В связи с вышесказанным на государственном уровне перед образовательной системой был сформирован социальный заказ – это формирование полоролевого поведения у детей в дошкольном возрасте. Как известно, дошкольный возраст является одним из самых важных этапов развития ребенка. Именно в этот период формируются основы его личности, в том числе и его отношение к гендерным ролям и стереотипам. Поэтому правительство приняло решение о внедрении специальных программ по формированию полоролевого поведения у детей в дошкольных учреждениях [3, с. 63].

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования среди целевых ориентиров на этапе окончания дошкольного образования было заявлено формирование у ребенка позитивного восприятия окружающего мира, а также самого себя и иных людей, обладание чувством личного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в разнообразных коллективных играх, способность находить ребёнком компромисс, проявлять и показывать эмпатию к другим детям, сопоставлять свои интересы с желаниями, возможностями и чувствами других. Формирование непосредственно данных качеств и свойств определяет формирование и развитие представлений о полоролевом поведении у детей [3, с. 63].

Гендерный подход в образовании и творчестве детей является важным, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Взрослые должны помочь девочкам и мальчикам раскрыть все возможности и потенциалы окружающей среды, направляя их деятельность и усилия на использование ее элементов с учетом личных и гендерных особенностей каждого ребенка. Поэтому создание полоролевой среды является важной частью обучения.

Развивающая среда должна быть доступной, содержательной, безопасной и соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям детей. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Гендерный подход в образовании и творчестве детей подразумевает учет различий между мальчиками и девочками в их интересах, способностях и потребностях. Это помогает взрослым лучше понимать каждого ребенка и помогать ему в его индивидуальном развитии. Создание полоролевой среды в обучении позволяет детям расширять свои интересы и опыт, а также развивать свои навыки и способности [1, с. 235-237].

В игре, где дети играют определенные роли, они учатся и осваивают гендерное поведение. Ребенок принимает на себя определенную роль и действует в соответствии с ней. В ходе игры видно, что девочки и мальчики отличаются друг от друга. Поэтому необходимо обеспечить разнообразное и безопасное оборудование и материалы для игровой деятельности детей обоих полов.

Из опыта можно заметить, что девочкам интереснее играть в куклы, кухню, в дочки-матери, а мальчиков больше привлекают машины, мечи и другое оружие. Мальчики часто создают свои игры с помощью конструктора, а девочки проявляют больше вербального общения. В такой деятельности дошкольники находят отражение традиционных ролей мужчины и женщины в обществе. Добавлю, что важно помнить, что гендерная идентичность формируется с раннего детства, и игры могут оказать влияние на ее развитие. Поэтому важно обеспечивать детей разнообразными играми и ролями, чтобы они могли раскрыть свой потенциал.

Отчасти дети осознают и принимают свою половую принадлежность наблюдая за своими родителями. В дальнейшем они стараются подражать и копировать это поведение и оценивают реакцию, какую взрослые проявляют на их собственные поступки. В связи с этим можно сделать вывод, что приобщение к полу происходит также при вербальном общении и взаимодействии [4, с. 67- 69].

Таким образом, можно сказать вывод о важном значении дошкольного детства в процессе развития и формировании личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются различные механизмы поведения, начинают завязываться первые отношения, развивается рефлексия, складываются механизмы подражания. Развитие мужественности и женственности также начинает свое развитие в период дошкольного возраста, когда происходит их первичная половая идентификация. Следовательно, весьма важно какая модель полового поведения сложится у детей в данном возрасте [2, с. 54-56]. 

 Формирование полоролевого поведения детей обуславливается такими эталонами и образцами поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок сможет сталкиваться в своем самом ближайшем окружении – в семье. Поэтому разнообразная тематика игр поможет отразить состав семьи (папа, мама, братья и сестры, бабушки и дедушки и др.), трудовые обязанности «папы», «мамы», «ребенка», а также семейные и домашние традиции и взаимоотношения в семье. Также важно, чтобы педагоги и преподаватели обращали свое внимание не только на игровые действия и игровое поведение детей, но и на образы, которые воспроизводятся ими в процессе деятельности. Психологи установили, что ориентация ребенка в общественной и социальной жизни начинается с опорой на их собственную семью.


Список литературы

1. Абахова А.В. Гендерный подход в воспитании дошкольников / А. В. Абахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85070/.
2. Гольцман Т.О. Особенности гендерных представлений воспитанников детского дома, посещающих замещающие семьи / Т. О. Гольцман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79699/.
3. Пецкова Л.Г. формирование гендерного поведения у детей в дошкольных
4. организаций // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. — С. 63. — URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18450.
5. Придатко О.М. Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. М. Придатко, Т. С. Ханхабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79298/.
6. Пономарева Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно- практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — №5. — С. 246. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie- usloviya-gendernogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/.

← Предыдущая статьяПрименение основных законов распределения случайных величин в спорте

Следующая статья →Использование аутентичных текстовых материалов для обучения чтению на уроках английского языка в школе

Расскажите о нас своим друзьям:

Гендер и образование – социология

Введение

Изучение гендера и образования охватывает гендерные различия в образовательных результатах, таких как достижения, достижения и опыт в системе образования. Эта область также выходит за рамки изучения того, как пол влияет на результаты образования, и включает в себя то, как эти различия влияют на рынок труда, создание семьи и результаты в отношении здоровья. Ранние исследования в области пола и образования были сосредоточены на том, были ли различия в образовательных результатах мужчин и женщин обусловлены биологическими различиями. Со временем исследования начали показывать, что биологические различия между полами, как правило, меньше, чем внутри гендера. Таким образом, биологические различия могут играть относительно небольшую роль в результатах обучения, в то время как другие факторы, такие как социализация и различия в ожиданиях мальчиков и девочек, могут играть большую роль. Исследования учащихся начальной и средней школы изучали, как взаимодействие сверстников, учителей и семьи связано с гендерными различиями, в то время как исследования в области высшего образования изучали сегрегацию по полу по основным и гендерным различиям в выборе поступления или окончания колледжа. В последнее время исследования переключились на изучение причин и последствий устранения гендерного разрыва в уровне образования. В настоящее время женщины опережают мужчин как по поступлению в колледжи, так и по окончанию в большинстве стран мира. Тем не менее, резкие гендерные различия по-прежнему регистрируются в области обучения и возвращаются к документам об образовании. Эта статья включает в себя классические работы, исследовательские ресурсы, эмпирические статьи и теоретические взгляды на гендер и образование.

Общие обзоры

Общие обзоры гендера и образования содержат обширную информацию о тенденциях и теориях в этой области. Jacobs 1996 фокусируется на гендерных тенденциях в высшем образовании и ранних теориях, пытавшихся объяснить эти различия, в то время как Buchmann et al. 2008 г. представляет современный обзор литературы о гендерном неравенстве в образовании. DiPrete and Buchmann, 2013, представляет собой подробный обзор и анализ исторических тенденций в области гендера и образования в Соединенных Штатах, а Charles, 2011, рассматривает тенденции гендерного равенства в образовании во всем мире. Грант и Берман 2010 и Кинг и Хилл 1997 оба изучают модели образования в разбивке по полу в развивающихся странах. Сегодня, как и в развитых странах, в этих странах разрыв в гендерном образовании сокращается, и теперь женщины имеют преимущество перед мужчинами.

  • Бухманн К., Т. А. ДиПрет и А. МакДэниел. 2008. Гендерное неравенство в образовании. Ежегодный обзор социологии 34.1: 319–337.

    Бухманн, ДиПрете и Макдэниел проводят обзор литературы о гендерном неравенстве в сфере образования. В этой работе рассматриваются тенденции и объяснения гендерного неравенства в образовании в Соединенных Штатах. Затем он рекомендует продуктивные направления для будущих исследований.

  • Чарльз, М. 2011. Мир различий: международные тенденции экономического положения женщин. Ежегодный обзор социологии 37.1: 355–371.

    Чарльз рассматривает теории и доказательства международных тенденций в области гендерного равенства. Она предлагает различные объяснения неравномерных и нелогичных моделей половой сегрегации в образовании, на рынке труда и в домашнем хозяйстве.

  • ДиПрет Т. А. и К. Бухманн. 2013. Подъем женщин: растущий гендерный разрыв в образовании и его значение для американских школ . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.

    ДиПрете и Бухманн дают обзор более широких социальных изменений, которые сопровождали изменение гендерных тенденций в высшем образовании. Чтобы объяснить эти тенденции, они наносят на карту результаты мальчиков и девочек на протяжении всей образовательной жизни с помощью строгих данных; они учитывают влияние таких факторов, как семья, школа, сверстники, раса и класс, на гендерную специфику, и предлагают четкие рекомендации для политики и исследований.

  • Грант, М. Дж. и Дж. Р. Берман. 2010. Гендерный разрыв в уровне образования в менее развитых странах. Обзор населения и развития 36.1: 71–89.

    В этой статье рассматриваются гендерные различия в образовании в развивающихся странах. Грант и Берман исследуют тридцать восемь стран в шести развивающихся регионах мира. Развивающиеся страны становятся все более похожими на развитые страны с точки зрения перехода к преимуществу женщин в образовании.

  • Джейкобс, Дж. А. 1996. Гендерное неравенство и высшее образование. Ежегодный обзор социологии 22.1: 153–185.

    Джейкобс представляет подробный обзор литературы по гендерным вопросам и высшему образованию, которая была опубликована до 1996 года. Несмотря на то, что эта статья устарела и не учитывает современные тенденции, она дает представление о предыдущих интерпретациях теорий и тенденций, связанных с гендером и образованием.

  • Кинг, Э. М. и М. А. Хилл, ред. 1997. Образование для женщин в развивающихся странах: барьеры, преимущества и политика . Балтимор: Университет Джона Хопкинса. Нажимать.

    В этот отредактированный том включены очерки и статьи ученых об образовании женщин в развивающихся странах, включая общие тенденции, отдачу от образования женщин и региональные различия в гендере и образовании.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Системы образования с учетом гендерных аспектов | УНГЭИ

Обеспечение гендерного равенства в основе образования

Внедрение гендерного равенства в ДНК национальных систем образования

Чтобы образование реализовало свой потенциал как важный путь к гендерно-справедливому миру, от него должны в равной степени получать пользу как девочки, так и мальчики. Тем не менее, во многих странах девочки первыми бросают школу, первыми терпит неудачу в системе. В других случаях именно мальчики постоянно отстают. Чтобы ликвидировать гендерный разрыв, нам нужны системы образования, учитывающие гендерные аспекты. UNGEI работает со странами-партнерами именно для этого, ставя гендерное равенство в основу национальных систем образования.

Присоединяйтесь к нашему сообществу

Планирование сектора образования с учетом гендерных аспектов

Являясь планом реформы образования в стране, план сектора образования (ESP) представляет собой важную возможность обеспечить гендерное равенство в основе национальных систем образования. Планирование сектора образования с учетом гендерных аспектов (GRESP) является средством для достижения этой цели: выявления гендерных барьеров в системах образования и обеспечения наличия стратегий и политик для их устранения с помощью ESP, а также необходимых ресурсов, надзора и подотчетности. Это закладывает основу для общесистемных изменений, ведущих к более гендерному равенству в образовании и через него.

«Чтобы обеспечить гендерное равенство, системы образования должны действовать прямо, чтобы устранить гендерные предубеждения и дискриминацию… Правительствам и партнерам необходимо внедрить учитывающие гендерные аспекты политику, планирование и среду обучения…»

Образование 2030, Инчхонская декларация и Рамочная программа действий

Продвижение GRESP посредством национальных и региональных семинаров

Помимо печатного Руководства, UNGEI и Глобальное партнерство в интересах образования (GPE) в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, МИПО ЮНЕСКО, Plan International, FAWE организовали национальные и региональные семинары GRESP. и Африканский союз. Каждый семинар представляет собой интенсивную четырехдневную программу, предназначенную для улучшения понимания участниками гендерного анализа и способности применять основные принципы гендерного равенства в своей работе по планированию сектора образования.

Улучшается способность участников выявлять и анализировать гендерные барьеры в образовании и находить решения для их устранения с помощью политик и программ.

Благодаря пересмотру своих планов сектора образования, проведению гендерного анализа и созданию планов действий, направленных на то, чтобы сделать их более чувствительными к гендерным вопросам, знания и навыки участников укрепляются.

Приверженность участников использованию возможностей лидерства для продвижения гендерного равенства в образовании усиливается, и формируются союзы и партнерства для поддержки этого.

Модель взаимного обучения позволяет участникам и делегациям стран обмениваться идеями, опытом и знаниями, которые можно адаптировать и применять к различным национальным условиям.

Африка
  • Центральноафриканская Республика
  • Камерун
  • Кот-д’Ивуар
  • Гвинея
  • Эсватини
  • Кения
  • Лесото
  • Либерия
  • Малави
  • Мозамбик
  • Нигерия
  • Сьерра-Леоне
  • Сомали (Федеральное правительство, Пунтленд и Сомалиленд)
  • Южный Судан
  • Танзания (материк и Занзибар)
  • Того
  • Уганда
  • Замбия
  • Зимбабве
Южная Азия
  • Афганистан
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Мальдивы
  • Непал
  • Пакистан (Белуджистан, Пенджаб и Синд)

Планирование сектора образования с учетом гендерных аспектов

Руководство, семинар, а теперь и движение

На сегодняшний день UNGEI и партнеры провели национальные и региональные семинары для заинтересованных сторон в сфере образования в 28 странах Африки и Азии. Более 200 делегатов, представляющих министерства, гражданское общество и партнеров по развитию, получили поддержку в разработке планов действий по более эффективному решению гендерных вопросов посредством планов, политики и бюджетов сектора образования.

Семинар по планированию сектора образования с учетом гендерных аспектов

Руководство фасилитатора

В этом руководстве содержится подробное руководство по проведению четырехдневного семинара по планированию сектора образования с учетом гендерных аспектов . Он включает в себя пошаговые инструкции и ссылки на презентации и раздаточные материалы Power Point, которым фасилитаторы могут следовать, чтобы воспроизвести или развить серию семинаров, которые проводились до сих пор.

Инициатива «Гендер в центре внимания» (GCI), запущенная в 2019 году, была учреждена министрами образования и развития G7 под руководством правительства Франции. Инициатива, основанная на планировании сектора образования с учетом гендерных аспектов, поддерживает министерства образования в разработке и реализации планов, политики и мероприятий, направленных на продвижение гендерного равенства в сфере образования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts