Современное гендерное воспитание: для чего и зачем?
Рада встрече, дорогие друзья!
Когда малыш еще в животе у мамы нам уже с нетерпением хочется узнать кто же там? Мальчик или девочка. У будущих родителей уже есть предпочтение иметь мальчика иди девочку, и конечно же, от этого зависит и модель воспитания.
Современное гендерное воспитание предполагает разный подход в воспитании личности девочек и мальчиков. Давайте разберемся, для чего это нужно, нужно ли вообще и что это такое?
Содержание
- Что это такое?
- В семье
- Особенности воспитания
- Гендерные различия детей
- Настоящий мужчина — как его воспитать?
- Настоящая женщина — как ее воспитать?
Гендерное воспитание — это воспитание, с учетом пола ребенка. Формирование качеств, которые присущи либо мальчишкам, либо девчонкам. Дает представление о понятиях, что такое настоящий мужчина и настоящая женщина. Присваивает ребенку социальную важность и помогает выполнять свою роль в обществе взрослому человеку.
Наблюдая за современными детьми можно заметить, что девочки стали грубыми, агрессивными, более инициативными и перенимают модель поведения, близкую для мальчика. Мальчики в свою очередь стали мягкими, не способными постоять за себя и отстоять свое мнение, перенимают женский тип поведения. Отсутствует уважение к женскому полу.
Не происходит распределение ролей для каждого пола, так мальчики нуждаются в женской аккуратности и кропотливости, а девочки в мужской силе и помощи. Поэтому родителям важно вносить элементы гендера в воспитание своих детей.
«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.
В семье
Безусловно, это самая важная часть воспитания, которая происходит в семье. И важную и главную роль в этом воспитании играют родители. Их взаимоотношения друг с другом, с братьями и сестрами, к самому ребенку. На наши семьи имеет влияние и наше воспитание и социальные факторы и нравственные и общественные.
Гендерное воспитание дошкольного возраста в семье не предполагает четких и резких разграничений по поводу ролей, отведенных мальчикам или девочкам. Не стоит применять меньше нежности к мальчикам, считая что она им не нужна. А с девочками наоборот сюсюкаться.
Дети и родители должны доверять друг другу, помогать и обсуждать все, что происходит вокруг и с ними.
Особенности воспитания
С мальчиками играть только в мужские игры, а с девочками только в куклы. Нет, такого не должно быть. Здесь, в семье, ребенок должен понимать и женские, и мужские роли. И прежде всего, родители должны стать примером для своих детей мужественности и силы, ответственности, женственности и доброты, любви и ласки. В этом случае вы вырастите полноценную личность.
Гендерные различия детейЗдесь важно с самого рождения понимать, что перед вами не просто несмышленый карапуз, а именно мальчик или девочка. Мальчишки и девчонки разные во всем: они все воспринимают по — разному: видят, слушают, делают.
Половые различия в мозгу уже можно наблюдать на ранней стадии беременности. Мозг девочки и мальчика развивается по своему. У мальчиков меньше связей между правым и левым полушарием. Именно мальчикам полезнее будет развивать левое полушарие, которое предполагает например методика раннего развития Макото Шичида.
Проведено не мало экспериментов на тему использования полушарий в работе мальчиков и девочек. Так, при решении логической задачи, головоломки, пазла, запоминанию цифр у мальчика задействовано только одно полушарие, у девочки же в работе и левое и правое.
Все это происходит из-за влияния женских и мужских гормонов. Так мужской гормон тестостерон замедляет темпам роста клеток и соединительных связей между полушариями.
У девочек гормон эстроген, наоборот стимулирует это развитие. Поэтому, в результате мы имеем насыщенное межклеточными связями правое полушарие у мальчиков, а связь между полушариями довольно слабая по сравнению с девочками. Отсюда и склонность мальчиков к разбиранию механизмов на составные части, катанию машинок, а потом они все это благополучно разбрасывают.
Отсюда и мальчишенская неуспеваемость в школе, проблемы с решением задач, в которых требуется задействовать оба полушария головного мозга. Нередко мальчики позже начинаю говорить, редко общаются о чувствах, не способны анализировать и систематизировать, а готовы все разломать и убежать прочь. У мальчиков позже формируются и созревают лобные доли мозга, которые отвечают за контроль, в частности самоконтроль, выполнение нескольких дел одновременно.
Если у них по — разному развивается мозг, значит и формирование психики и чувств, эмоций тоже другое.
Чтобы учитывать особенности физиологические и психологические, придерживайтесь простых советов:
Настоящий мужчина — как его воспитать?- Воспитывая мальчика больше внимания уделяйте времяпровождению с отцом. Отец в свою очередь должен не командовать и приказывать, а разговаривать дружелюбным партнерским тоном. Видеть в сыне союзника, а не мальчика на побегушках.
- Поощряйте за мужские дела и поступки. Заступился за девочку на детской площадке, накачал колесо на велосипеде. Поощряйте за инициативу.
- Не ругайте за слезы и проявления боли.
- Формировать в маленьких мальчиках чувство ответственности за младшую сестренку, за домашнего питомца, за посещения тренировок и секций.
- Чаще обнимайте своего мальчика, важен телесный контакт с ним.
- Больше доверяйте ему во всем.
- Не требуйте от мальчика излишней аккуратности и кропотливости.
- Не подсказывайте решение заранее, он должен найти ответ сам, подумать. Или придумать свое нестандартное решение.
- Ваша дочь должна видеть, какие у вас в семье хорошие и теплые отношения, чтобы в будущем построить крепкую надежную семью.
- Папа должен уделять достаточное внимание дочери, играть с ней и ходить в разные места, показать каким должен быть мужчина по отношению к женщине.
- Мама с дочерью должны быть близкими подругами, больше доверия и тепла в отношениях. Меньше придирок и приказов.
- Привлекать дочь к домашним женским делам: вязание, шитье, вышивка, забота о красоте и здоровье.
- Поощряйте за нежность, за доброту, за заботу о младших и пожилых.
- Поощряйте за инициативу и принятие новых решений к обычных вопросах. Не нужно копировать стиль мамы, помочь найти свой.
Есть вопросы, где нет гендерного отличия, они присущи любому полу:
- Это уважение к взрослым и пожилым
- Сострадание, милосердие
- Выполнение домашних обязанностей (уборка, стирка, вынос мусора)
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, они совершенно разные.
На этом пока все, буду признательна, если в комментариях отразите свое мнение.
До новых встреч!
С уважением, Юлия Полонская
Гендерное воспитание в школах: от бесполости к андрогинности — журнал
Автор текста: Алина МирошниковаВ Великобритании с осени 2019 года курс сексуального образования станет обязательным для всех школ и всех учеников от 4 лет и старше. То же нововведение запланировано и в части штатов США, но с 9 лет. Ранее этот предмет уже включили в школьную программу в Финляндии, Австрии, Германии, Дании, Норвегии, Нидерландах и Швеции. Однако до сих пор продолжаются дискуссии: как найти подход к воспитанию мужских и женских черт? Или образование должно быть бесполым? Собрали интересные мысли зарубежных экспертов по этому вопросу.
В Великобритании, где программы сексуального образования будут обновляться впервые за 18 лет, в настоящее время обсуждают содержание курса с учителями, родителями и самими школьниками. Например, отныне дети будут учить, что такое «гендерная идентичность», то есть ощущение себя как представителя определенного пола.
Зачем? К примеру, чтобы объяснить, что иногда биологический пол и самоощущение не совпадают, и это называется транссексуальность.
Есть еще более сложный вопрос. Он касается агендеров. То есть тех, кто отрицает свою причастность к какому-либо полу.
Учителя обеспокоены: все чаще школьники не признают себя ни юношами, ни девушками.
В определенной степени это считается естественным явлением, ведь существуют дети и подростки, у которых на физическом уровне есть признаки двух полов. Думаете, их мало? Не меньше, чем рыжеволосых, — 1,7% по данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. То есть теоретически в каждой школе может быть такой ребенок, и не один.
Как происходит половое образование за рубежомТак называемые люди с интерсексуальными чертами — это не только явные гермафродиты, но и те, о ком стало известно лишь в последнее время благодаря развитию медицины: люди с двойным набором хромосом, мужчины с аллергией к мужским гормонам и многие другие.
Помочь таким детям не комплексовать — такую задачу среди других ставят британские специалисты, разрабатывая новую программу сексуального образования.
Но интерсексуалы — это далеко не все, кто хочет быть вне категории пола. И именно здесь возникают дискуссии: а не подталкивает ли современное воспитание к такому выбору. Не превратили ли осуждение гендерного неравенства и попытку прекратить навязывание стереотипов о «мужском» и «женском» в навязывание гендерной нейтральности?
Гендерно нейтральные туалеты, душевые, общежития, запрет в некоторых школах употреблять слова «мальчик» и «девочка» — все это сначала вводили, чтобы не ограничивать ребенка рамками пола. Мол, пусть мальчик играет в куклы и ходит в юбке, если ему так нравится.
5 книг для полового воспитания детейНо сейчас взрослые сталкиваются с тем, что часть детей не начинает играть ни куклами, ни машинками. А играют — в компьютерные игры, где выступают от имени персонажей то одного, то другого пола. И в реальной жизни не проявляют ничего из того, что традиционно приписывали мужскому или женскому полу.
А это не только форма одежды. Это и такие качества, как независимость, лидерские способности, амбициозность, а также заботливость, эмпатия, сердечность.
Можно ли этому помочь? Часть педагогов уверена, что это и есть естественный ход событий, потому что определенное количество людей являются агендерами. Другие — что нельзя просто дать детям быть такими, какими они хотят, как считали ранее. Ведь для детства естественна только инфантильность. А мужские и женские качества нужно развивать примером, тренировкой, стимулированием.
Так какой выход? Зарубежные эксперты предлагают от гендерно нейтрального воспитания переходить к андрогинному. То есть мужское и женское развивать в каждом ребенке. А вот в том, как оно разовьется, и проявится свобода «быть таким, какой ты есть».
Еще полвека назад Сандра Бем, разработавшая собственный поло-ролевой опросник, выделила кроме типичных мужчин и типичных женщин также андрогинов и агендеров.
И тогда же доказала, что наиболее успешными в жизни становятся андрогины — те, у кого развиты как мужское, так и женское начала. А вот те, у кого нет ярких признаков психологического пола и соответствующих компетенций, хуже адаптируются в социуме.
Идею дать всем детям навыки и мальчиков, и девочек в западных школах переносят с курса сексуального воспитания на другие предметы. Там считают, что кулинария, цветоводство, вязание, игра на скрипке, автослесарское дело, скалолазание, работа с деревом и металлом должны быть одинаково доступны школьникам любого пола.
Мальчики минус девочки: зачем в эстонской школе практикуют раздельное обучениеБолее того, каждому ребенку предлагают найти хотя бы одно «жесткое» увлечение, развивающее его силу и настойчивость. А также одно «мягкое», чтобы оттачивать чувство прекрасного и заботливость.
Исполнительный директор организации «Женщины в спорте» Рут Хендуей в Daily Telegraph утверждает: в начальной школе девочки должны играть в крикет и футбол, а мальчики — упражняться в балете и зумбе (фитнессе на основе латиноамериканских танцев).
Именно в 6-10 лет девочки теряют интерес к коллективным видам спорта и единоборствам, где вырабатывается здоровое соперничество, стойкость и командный дух. А мальчики — к видам искусства, где требуются грация и гибкость (в том числе психологическая).
По мнению эксперта, это происходит потому, что учителя поощряют «мужские» увлечения мальчиков и «женские» девочек, но иронизируют, когда желания детей не вписываются в предложенные роли.
Руководитель канадской Национальной балетной школы Лорель Тото по собственному опыту знает, что именно мальчики, которые с удовольствием занимаются классической хореографией, также уделяют время хоккею, футболу, баскетболу. Среди них нет детей с компьютерной зависимостью.
Как воспитывают толерантность к ЛГБТ в разных странахКайди Мало-Хилиер, который занимается хип-хопом и балетом, уверен, что все мальчики должны это попробовать, ведь занятия развивают мышцы и силу воли, бросают настоящий «мужской» вызов.
Девочкам пойдут на пользу восточные единоборства, которые помогают правильно управлять агрессией, которой немало у большинства из них. Хотя обычно учителя закрывают на это глаза и учат девочек просто маскировать и подавлять свой гнев.
В The Guardian нейробиолог Корделия Файн утверждает, что любые навыки и способности можно блестяще развить, и пол тут ни при чем.
«Каждая женщина может искусно парковаться, если хорошо этому научится». Различия между мозгом мужчины и женщины настолько малы, что не имеют практического значения во время обучения.
Воспитание успешных андрогинов требует усилий по переоборудованию школ: чтобы представители обоих полов чувствовали себя уютно.
Например, по мнению экспертов, раздевалки в спортзалах стоит оборудовать для девочек дополнительными зеркалами, ароматизированным мылом и кремом для рук. А также давать больше времени школьницам на переодевание.
Эти удобства привлекут девочек, которые не будут больше чувствовать, что спортзалы — «мужская территория».
В танцевальных классах стоит повесить портреты артистов балета обоих полов. А на кулинарных занятиях обеспечить однотонные фартуки, а не только цветастые «девчачьи».
По материалам The Guardian, The Telegraph, BBC, New York Post.
Поділитися цією статтею
Фонд ЮНЕСКО Малалы за право девочек на образование
Жестокое покушение, совершенное на пакистанскую девушку-подростка и активистку за образование девочек Малалу Юсуфзай, привело к созданию Фонда ЮНЕСКО Малалы за право девочек на образование. Фонд был создан в 2012 году для расширения доступа девочек к качественному образованию с учетом гендерных аспектов и обеспечения безопасных условий обучения, особенно в странах, затронутых конфликтами и стихийными бедствиями. Исламская Республика Пакистан первоначально выделила в Фонд 10 миллионов долларов США, а с 2014 года CJ Group является еще одним крупным вкладчиком в Фонд наряду с другими сторонниками.
Цели ФондаФонд поддерживает реализацию целостных программ, направленных на:
- Расширение доступа к образованию для девочек и женщин , особенно для тех, кто находится в наиболее труднодоступном месте и пострадал от конфликтов и стихийных бедствий
- Повышение качества и актуальности образования , обеспечение того, чтобы содержание, методы преподавания, процессы обучения и среда учитывали гендерные аспекты
- Укрепление политики и потенциала для обеспечения безопасной среды обучения
- Камбоджа
ЮНЕСКО обучает грамоте 1760 молодых работниц швейной промышленности на 22 фабриках в Пномпене и Сиемреапе, чтобы улучшить качество их жизни.
- Образовательно-социальное развитие работников швейных фабрик, детали программы, 2018
- Египет
ЮНЕСКО повышает уровень грамотности 600 женщин и девочек и формирует у них жизненные навыки, необходимые для здоровья, обеспечения средств к существованию и участия в общественной жизни, с помощью 12 общинных учебных центров (CLC). Программа подготовки инструкторов была опробована и завершена с участием 124 инструкторов по ликвидации неграмотности из шести провинций.
- Мавритания
ЮНЕСКО расширяет возможности образования и развития навыков для 300 девочек и женщин через CLC, одновременно содействуя реинтеграции учащихся, не посещающих школу, в систему формального образования, чтобы повысить их доходность и социально-экономический статус.
- Мозамбик
ЮНЕСКО повышает семейную грамотность и расширяет возможности родителей и опекунов для поддержки обучения детей и развития навыков. Более 50 техников (42 процента женщин) прошли обучение семейной грамотности, и было отобрано более 580 бенефициаров (95 процентов женщин) и 18 учителей грамотности. В тринадцати классах реализуются регулярные программы ликвидации неграмотности, в которых участвуют около 475 учащихся (71 процент женщин).
- Непал (Проект I)
ЮНЕСКО развивает навыки более 160 директоров школ в области составления бюджета с учетом гендерных аспектов, руководства и управления школами, а также расширяет возможности почти 100 девочек и женщин с помощью актуальных для местных условий приносящих доход навыков и связей с программами трудоустройства.
- Непал (Проект II)
ЮНЕСКО повышает качество и актуальность образования для девочек в шести округах, наиболее пострадавших от землетрясения в Непале, путем обучения 600 педагогов методам преподавания с учетом гендерных аспектов, укрепления потенциала 100 школ и ОЦО в области консультирования девочек и обучения более 1000 девочек-подростков и женщин получают навыки, приносящие доход.
- Пакистан
С 2014 г. Программа ЮНЕСКО «Право девочек на образование» поддерживает усилия Пакистана по расширению доступа и повышению качества начального образования для 40 000 девочек в девяти странах и провинциях/территориях посредством наращивания потенциала и целенаправленных мероприятий на институциональном и общественном уровне, особенно в маргинализированные сообщества. Ожидается, что 60 000 членов сообщества станут защитниками образования девочек. Кроме того, 600 учителей пройдут обучение многоуровневому обучению и обучению на основе деятельности, а 35 районных работников образования повысят свой потенциал в области руководства и управления в сфере образования.
- Брошюра программы «Право девочек на образование в Пакистане», 2018 г.
- Танзания
ЮНЕСКО расширяет безопасные места для обучения, содействует расширению прав и возможностей девочек и преодолевает сопротивление сообщества образованию девочек. Более 5000 девочек были охвачены путем создания 60 безопасных пространств, и более 400 общинных, религиозных и традиционных лидеров определили ключевые проблемы, влияющие на образование девочек, в ходе консультаций. Двадцать лидеров (включая имамов) были определены как борцы за решение таких проблем, как детские браки и ранняя беременность. Сорок директоров школ, учителей и должностных лиц округов образования прошли подготовку по педагогике с учетом гендерных аспектов, чтобы способствовать участию девочек.
- Вьетнам
ЮНЕСКО обеспечивает учет гендерной проблематики в планировании, управлении и проведении образования, а также поддерживает изменения гендерных норм посредством выступлений в СМИ. План действий по обеспечению гендерного равенства в сфере образования на период 2016–2020 годов разработан и утвержден Министерством образования и профессиональной подготовки. Пятьдесят специалистов в области СМИ (8 мужчин и 42 женщины) из 18 медиа-агентств получили навыки более эффективного общения по вопросам гендерного равенства, а 49учащиеся средних школ (29 девочек и 20 мальчиков) расширили свои возможности в качестве молодых журналистов для освещения гендерных вопросов.
Разработчики учебных программ и учебников (34 мужчины и 70 женщин) наращивали свой потенциал для учета гендерной проблематики при разработке учебников и учебных программ.- Нигерия
ЮНЕСКО содействует созданию безопасной школьной среды и мира в условиях насильственных конфликтов и школьных похищений. Более 100 начальных, младших и старших классов средней школы приняли участие в семинарах по мерам безопасности и получили учебные материалы, в том числе 2000 комплектов для безопасной школы.
- Гватемала
ЮНЕСКО расширяет возможности получения образования более чем 500 девушками, подростками и молодыми женщинами из числа коренного населения западных горных районов Гватемалы. Проект также будет иметь более широкие долгосрочные преимущества, охватив 40 000 школ, более 1 миллиона гватемальских учениц и 650 000 девочек-подростков и молодых женщин из числа коренного населения по всей Гватемале.
Чтобы узнать больше или внести свой вклад в Фонд ЮНЕСКО Малалы для поддержки права девочек на образование, свяжитесь с нами по адресу: gender. [email protected].
Что вам нужно знать о том, как ЮНЕСКО продвигает образование и гендерное равенство
Последнее обновление: 27 сентября 2022 г.
Резюме
- Какова глобальная ситуация с образованием и гендерным равенством?
- Почему гендерное равенство является приоритетом?
- Как ЮНЕСКО работает над продвижением гендерного равенства в образовании и через него?
- Почему STEM-образование имеет ключевое значение для девочек и женщин?
- Что делает ЮНЕСКО для восстановления равных после COVID-19связанные с закрытием школ?
Какова глобальная ситуация с образованием и гендерным равенством?
Несмотря на прогресс, по данным Статистического института ЮНЕСКО около 244 миллионов детей и подростков не посещают школу: 118,5 миллиона девочек и 125,5 миллиона мальчиков. И женщины по-прежнему составляют почти две трети из 771 миллиона взрослых, не имеющих элементарных навыков грамотности. Бедность, географическая изоляция, принадлежность к меньшинствам, инвалидность, ранние браки и беременность, гендерное насилие и традиционные взгляды на статус и роль женщин и мужчин — вот лишь некоторые из многочисленных препятствий, мешающих детям и молодежи реализовать свое право на участие в жизни общества. , завершить и извлечь выгоду из образования.
Почему гендерное равенство является приоритетом?
Гендерное равенство является глобальным приоритетом для ЮНЕСКО. Он неразрывно связан с его мандатом возглавить Повестку дня «Образование-2030», в которой признается, что гендерное равенство требует подхода, который «гарантирует, что девочки и мальчики, женщины и мужчины не только получат доступ к образовательным циклам и завершат их, но и получат равные права и возможности в сфере образования и через него». . ЮНЕСКО верит в преобразующую силу образования, способную сделать мир более справедливым, процветающим и инклюзивным для всех нас. Гендерно-преобразующее образование раскрывает потенциал учащихся во всем их многообразии, способствует искоренению пагубных гендерных норм, взглядов и практик и преобразует институты для достижения справедливого, равноправного и инклюзивного общества. Образование девочек и женщин также способно спасать жизни, стимулируя мультипликативный эффект, который снижает бедность, материнскую и младенческую смертность и ранние браки.
Как ЮНЕСКО работает над продвижением гендерного равенства в образовании и через него?
ЮНЕСКО продвигает гендерное равенство во всей системе образования, включая участие в образовании (доступ), в рамках образования (содержание, контекст и практика преподавания и обучения) и посредством образования (результаты обучения, возможности для жизни и работы). Эта работа осуществляется в соответствии со Стратегией ЮНЕСКО по обеспечению гендерного равенства в образовании и посредством образования (2019–2025 гг.) и Планом действий по обеспечению гендерного равенства. Основное внимание уделяется общесистемной трансформации, чтобы в равной степени принести пользу всем учащимся в трех приоритетных областях: более качественные данные для обоснования действий, более совершенные правовые и политические рамки для продвижения прав и более эффективные методы преподавания и обучения для расширения возможностей. Особое внимание уделяется образованию девочек и женщин в рамках инициативы ЮНЕСКО «Ее образование», нашей будущей инициативы, призванной активизировать действия и лидерство в этой области. ЮНЕСКО поддерживает страны с помощью таких платформ, как Фонд ЮНЕСКО Малала для обеспечения права девочек на образование и Совместная программа ЮНЕСКО-ЮНФПА-ООН-женщины, а также партнерств, таких как Стратегическое партнерство ЮНЕСКО-CJ для образования девочек.
ЮНЕСКО также выпускает отчет о глобальном мониторинге гендерного равенства в образовании и отслеживает гендерные разрывы в показателях образования по странам и между группами внутри стран в своей Всемирной базе данных о неравенстве в образовании (WIDE).
Почему образование STEM является ключевым для девочек и женщин?
ЮНЕСКО уделяет особое внимание образованию в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM), чтобы учесть тот факт, что девочки и женщины недостаточно представлены в этой области как в школе, так и на рынке труда. Слишком много девочек и женщин сдерживаются предубеждениями, социальными нормами и ожиданиями, влияющими на получаемое ими образование и предметы, которые они изучают.