Нумерация и этикетирование образцов гербария
Желательно, чтобы все образцы коллекции были пронумерованы.
Образцы могут представлять собой части одного крупного растения или несколько мелких растений, взятых из одной популяции, собранных в одном и том же местообитании, в одно и то же время одним коллектором (или группой коллекторов), при этом всем гербарным образцам присваивается одинаковый номер. Не рекомендуется использовать один номер несколько раз (для разных растений). Если сборы производятся с одного отмеченного дерева в разные фенологические фазы, следует использовать для каждого сбора свой отдельный номер и сделать ссылку на другие номера. Каждый номер должен быть уникален в единой последовательности номеров, принятой коллектором.
Необходимо отмечать карандашом коллекционный номер на бирке, прикрепленной к каждому или к большинству образцов. Полезно также нумеровать или подписывать каждую обложку. К растениям, которые разделены на части, следует прикреплять бирки с номерами, следующими в том порядке, в каком части растений следуют друг за другом.
Полевые записи следует вести подробно и методично, желательно делать их непосредственно во время сбора растений. Опытные коллекторы записывают в полевой дневник все данные, имеющие отношение к делу, приблизительно в одной и той же последовательности. Рекомендуется заполнять дневник карандашом или водостойкими чернилами и аккуратным почерком.
Очень важно в период сбора образцов для гербарной коллекции вести полевые дневники или записные книжки для записи сведений о маршрутах, топографии, встреченных людях, деталях путешествия, для путевых набросков и т. п. Такие дневники могут иметь большую ценность, если они содержат последовательные записи о ходе сборов коллекции. В случае утери блокнота для коллекционных записей с помощью таких дневников можно восстановить хотя бы некоторую часть данных.
При сборе образцов следует отметить следующий минимум сведений:
— местонахождение, включая также и название страны;
— местообитание, высота над уровнем моря;
— описание растения или растений;
— имя коллектора, номер и дата сбора;
Необходимо включить данные полевого определения даже в тех случаях, когда оно было сделано только до семейства или крупной группы, например, «папоротник».
Чистовые этикетки изготавливаются после возвращения из экспедиции в стационарных условиях.
Оформление и изготовление этикеток. Этикетирование чистовыми этикетками обычно производится сразу после возвращения из экспедиции (чем раньше, тем лучше). Этикетка — это одна из важнейших частей гербарного образца. Она содержит существеннейшую информацию об образце, такую как: название растения, фамилия коллектора, дата и место сбора. Без такой информации образец может быть использован очень незначительно (например, в учебных целях) или оказаться вообще бесполезным. На ранних этапах истории коллекционирования растений подробное этикетирование не было принято, как правило; этикетки иногда печатались, особенно для больших коллекций, но во многих случаях они были написаны от руки, иногда на маленьких клочках бумаги. Такие рукописные этикетки часто очень трудно прочесть.
В настоящее время изготовлению этикеток уделяется значительно больше внимания, хотя они до сих пор весьма различаются по типу, характеру и объему приводимой информации. К тому же многие Гербарии придерживаются собственного стиля изготовления этикеток исходя из своих потребностей. Обычно для этикеток используется писчая бумага высокого качества, желательно не глянцевая и бескислотная. Вполне пригодна качественная бумага для машинописи и компьютерных принтеров. Самоклеящиеся этикетки с синтетическим клеем низкого качества, подобные используемым в магазинах, применять нельзя, так как они обычно утрачивают клейкий слой и могут разрушаться; лучше использовать гуммированные или этикетки без клеевого слоя, приклеиваемые соответствующим клеем. Для использования в спиртовых (влажных) коллекциях можно использовать специальную прочную бумагу «Resistall». На гербарных этикетках следует избегать применения растворов, используемых для правки текста, таких как «Tipp-Ех» или «Штрих», так как они подвержены разрушению с течением времени.
Для обеспечения наилучшего качества этикетки предпочтительнее напечатать детальные сведения об образце. Однако если возможности для печати затруднены, они могут быть написаны от руки несмываемыми чернилами или тушью на готовых бланках этикеток. Заполненные этикетки для дублетов могут быть копированы. В настоящее время высококачественные подробные этикетки печатают с помощью персонального компьютера, соединенного с лазерным принтером. Это особенно удобно сделать для образцов, относящихся к различным видам, но происходящим из одного и того же местонахождения, местообитания, собранных одним и тем же коллектором и т. п.
Искусство ошибаны — статьи о цветах на Флора Экспресс
Цветы всегда манили человека своей яркой красотой, а потому соблазн использовать их в творчестве был велик. Одним из проявлений человеческой любви к цветам стало древнее искусство ошибаны.
В чем разница между ошибаной и гербарием?
Гербарий – это высушенные растения, закрепленные на бумаге. Чтобы удалить элементы, подверженные гниению, их препарируют. Растение представляется как оно есть, задача гербария – продемонстрировать его природную красоту.
Ошибана предполагает составление композиций из высушенных частей растений. Другими словами, это – плоская флористика.
Ошибана (или осибана) переводится с японского как «плоские цветы».
Различаются эти два вида искусства еще и методом высушивания образцов. Для гербария это делается в специальной сетке, а для ошибаны растения кладутся под пресс. Для гербария и обычных цветочных аппликаций допустимо изменять природный цвет используемых элементов и добавлять рисованные детали, а для традиционной ошибаны – нет.
Гербарий (слева) и ошибана (справа)
Исторические корни
Вопреки своему японскому названию, первые образцы этого искусства были обнаружены археологами в гробнице матери Тутанхамона. Предположительно, зародилось оно в V веке до нашей эры.
В самой Японии ошибана появилась только в XIV веке, и занимались ей суровые дядьки-самураи. Составление композиций из цветов использовалось как медитативная техника, развивающая умение концентрироваться, и в то же время оставаться спонтанным. Женщины были «допущены» до ошибаны в Японии только три столетия назад.
В других азиатских странах, таких как Тайланд, Китай, Корея и др. , ошибана тоже известна достаточно давно и считается уважаемым ремеслом. В XIX веке искусство ошибаны попало в Англию, где быстро прижилось, так как европейцы были к этому уже морально подготовлены с XVI века, когда началось распространение гербария (который сначала применялся исключительно в научных целях, а потом стал элементом декора).
Композиции могут быть как совсем простыми, так и потрясающе сложными
Суть техники
1. Подготовка материала
Сначала нужно собрать все то, из чего в последующем будет собрана композиция. Тут существует несколько тонкостей:
- Можно использовать не только цветы или листья, но и шелуху чеснока, семена, кору деревьев, хвойные иголки, чешуйки шишек, семенники растений (коробочка физалиса, парашютик одуванчика и т.д.), листья початка кукурузы, веточки, тополиный пух, бересту и все, что только может прийти в голову.
- Чем цветок моложе, тем устойчивее будет его цвет.
- Следует изучить стойкость цвета каждого используемого элемента, чтобы использовать вместе только те, которые будут выцветать вместе, иначе со временем будет нарастающая дисгармония.
Уровень стойкости | Представители |
Низкий (от 2 до 10 лет) | Лютик, анютины глазки, тигровая лилия, настурция, флокс. |
Средний (от 10 до 20 лет) | Ромашка, роза, гайлардия, бархатец, сальвия, рудбексия. |
Высокий (более 20 лет) | Георгин, мальва, пион, листья деревьев, астра, маргаритка, василек, дельфиниум. |
2. Обработка и хранение
Теперь весь материал нужно высушить и спрессовать. Чтобы быстро подготовить осенние листья, расправьте их, положите сверху несколько листов газеты и пройдитесь утюгом. Весь материал выкладывается на бумагу и остается на ней сохнуть. Когда подложка становится влажной, она меняется на новую. Сверху на все это кладется тяжелый груз.
Чем быстрее проходит сушка, тем меньше теряется цвет. Какие-то элементы, например, полевые цветы, высушиваются буквально за три-четыре дня, а для других может понадобиться целый месяц. Придется набраться терпения. Необходимо позаботиться о том, чтобы образцы как можно меньше контактировали с воздухом, холодом и солнечными лучами.
3. Составление композиции
Композиция составляется на картоне или плотной бумаге. Допустимо закрасить ее каким-то фоновым цветом. Если планируется сделать нечто совсем простое, то обходятся без наброска. В других случаях рекомендуется сначала обозначить расположение элементов карандашом.
Работать приходится с очень хрупким материалом, поэтому следует быть максимально аккуратным и использовать пинцет. Чтобы придать элементу нужную форму, его обрезают ножницами.
Закрепление происходит следующим образом: на края элемента наносится клей ПВА (но не переусердствуйте, чтобы он не проступил по бокам), затем деталь помещается на бумагу и легонько придавливается пинцетом.
Имейте в виду, что большие многослойные композиции могут в итоге весить до 10 кг! Используемая бумага или картон должны быть подобраны так, чтобы выдержать возможную нагрузку.
4. Завершение
Наконец, положите готовую композицию под пресс примерно на 12 часов. После этого ее можно вставлять в рамку и за стеклу. Профессионалы предварительно выкачивают между картиной и стеклом воздух, так как в вакууме растения дольше сохраняют свой изначальный вид.
Примеры работ
цветы композиции Интересное Искусство Дизайн
Автор: Служба доставки цветов Флора Экспресс
HERBIER: Make a Plant Herbarium
Образцы прикрепляются к белым картонкам размером 29 x 42 см (формат A3, таблоид или 11 x 17) с помощью проклеенной льняной ленты архивного качества. Этикетка размещается в правом нижнем углу.
Травянистые и древесные растения
- Расправьте листья образца так, чтобы были видны обе стороны
- Сложите длинные образцы в форме буквы V или Z, чтобы они поместились на стандартном картоне для гербария (29 × 42 см). Очень большие образцы можно разложить на двух отдельных листах и скрепить скобами.
Морские водоросли и водные растения
- Соберите образцы в полиэтиленовые пакеты
- Поместите растения на погруженный в воду лист бумаги или картона в тазу, наполненном чистой водой. Аккуратно разровняйте образец, прежде чем поднимать лист вверх и из воды. После воды накройте растение и влажный бумажный лист вощеной бумагой и высушите в обычном прессе (вощеная бумага помогает избежать прилипания растения к газете в прессе).
Папоротники
- Разложите образец в естественном положении. Обязательно покажите обе стороны листьев, особенно нижнюю сторону плодородных листьев.
Лишайники и мохообразные
- Оставьте образцы сушиться на воздухе в коричневых бумажных мешках на столе или на проволочных стеллажах над слабым источником тепла пакеты из коричневой бумаги
В полевых условиях оставьте пресс на ярком солнце или на багажной полке автомобиля, позаботившись о выравнивании гофрированной канавки, чтобы обеспечить максимальный поток воздуха через пресс.
В лаборатории используйте источник слабого тепла, например, две лампочки по 60 Вт в сушилке для растений. Пресс строится путем укладки гофрированного картона и пенопласта (т. е. картон-пенопласт-завод в газету-картон). Закрепите Компресс между двумя досками из твердой древесины и закрепите ремнями. Сушка может занять до 48 часов.
Мясистые растения, водоросли и водные растения сохнут дольше. Ежедневное вращение пресса над сушилкой должно помочь добиться более равномерной сушки. После высыхания извлеките образцы из пресса и храните в сухом месте, вдали от прямого света и насекомых. Быстрая и эффективная сушка поможет сохранить первоначальный цвет растений. Однако желательно избегать перегрева образца. Не превышайте температуру, эквивалентную температуре двух лампочек мощностью 60 Вт.
3. Примечания
Следующая информация, записанная на поле в блокноте, позже поможет сделать этикетку для гербарного образца.
Номер коллекции
- Каждому собранному образцу присваивайте уникальный порядковый номер.
Дата
- Дата сбора
Название растения
- Название растения, если известно, или временное название для последующей идентификации
Местонахождение
- Опишите местонахождение, начиная с более широкой территории (округ, муниципалитет) и заканчивая более конкретным описанием места сбора (название дороги, реки), обращая внимание на любой существенный элемент, который позволит легко найти точное место, где был собран образец.
- Запишите высоту и точные географические координаты, если имеется устройство GPS
Среда обитания
- Охарактеризуйте экологию места сбора: березово-пихтовый бальзамовый лес, торфяник, луг, луг, поле.
- Численность собранных видов
- Социальность вида: колония или отдельные особи, количество особей в колонии, список растений-компаньонов
- Описание физической среды и почвы: влажность, тип почвы, уклон , дренаж, экспозиция и т. д.
- Признаки, которые исчезнут после сушки: размер, габитус, высота растений (для деревьев и кустарников), окраска цветков
- Эскизы и фотографии растения или среды обитания, которые позже помогут дополнить информацию.
Сборщик(и)
- Имя человека(ов), отобравшего образец
4. Гербарная этикетка
Информация.
- Страна, провинция или географический регион (Канада, Квебек, заповедник Лаурентидес)
- Идентификация: Латинское название вида с авторитетными данными для каждого таксономического ранга (например, E pilobium ciliatum Rafinesque subsp. watsonii (Barbey) Hoch & P.H. Raven)
- Среда обитания: Опишите экологическую и физическую среду участка, а также тип почвы.
- Дата сбора
- Номер коллекции
- Имя сборщика(ей) (Норма)
- Идентификатор(ы) имя(а) (дет. )
Подготовка образцов | Королевский ботанический сад Эдинбурга
Каждый новый образец растения, который мы добавляем в коллекцию Гербария, тщательно подготавливается, чтобы он оставался в хорошем состоянии для использования будущими исследователями.
В разных гербариях используются разные методы выращивания образцов растений. В разделах ниже описаны методы, используемые в RBGE для подготовки:
- цветковых растений
- крупные плоды и семена
- хвойные деревья
- мохообразные, лишайники и грибы
- водоросли
См. также ссылки на боковой панели.
В RBGE высушенные прессованные растения приклеиваются, прикрепляются скотчем и пришиваются к поддерживающим монтажным плитам, поэтому они достаточно прочны, чтобы выдерживать многократное обращение. На видео ниже показано, как один из наших техников монтирует образец.
Монтажная плата, этикеточная бумага, капсулы, скотч и клей ПВА архивного качества. Для сшивания используется белая полиэфирная нить. Для получения дополнительной информации об архивных материалах см. Раздел 2 Уход за коллекциями RBGE: подготовка и уход за гербарными образцами (ссылка на боковой панели).
RBGE Сбор и прессование видео
RBGE Полевые сборы для гербария
RBGE Предоставление образцов для монтажа
Уход за коллекциями RBGE: Подготовка гербарных образцов и уход за ними
Руководство RBGE по сбору гербарных образцов в полевых условиях ISBN 978-1-910877-21-0, RBGE 2017
Виктор, Дж. Э. Основы гербария: руководство пользователя южноафриканского гербария Претория : Южноафриканская сеть ботанического разнообразия, 2004 г.
SPNHC Как приготовить образцы морских водорослей
Образец гербария Titan Arum
Чтобы узнать об альтернативных форматах документов Гербария RBGE, свяжитесь с нами по адресу [email protected] или по адресу RBGE Herbarium, 20a Inverleith Row, Edinburgh, Eh4 5LR.
Если растение имеет очень крупные плоды или семена, мы упаковываем их в архивные ящики для включения в карпологическую коллекцию.
Мы также можем сохранить растительный материал в трехмерной форме в коллекции консервированных спиртов.
Хвойные
- Некоторые виды хвойных (например, Picea и Abies ) быстро теряют хвою при высыхании
- Чтобы сохранить их для монтажа, мы замачиваем их в спирте… затем погружаем в 50% водный раствор глицерина.
Мохообразные (мхи), лишайники и грибы
Мы сохраняем небольшие рыхлые растения, такие как мохообразные, лишайники и грибы, помещая их в бумажные капсулы, закрепленные на гербарных листах.